Что такое секуляризация сознания

Секуляризация как процесс и феномен — виды, черты, значение

В эволюции взаимоотношений религии c обществом, в силе ее влияния на социальную жизнь существуют разные направления. Ход характера таких изменений описываются двумя положениями: это понятия секуляризация и сакрализация.

Что такое секуляризация — понятие, черты, процесс

Что такое секуляризация сознания. Смотреть фото Что такое секуляризация сознания. Смотреть картинку Что такое секуляризация сознания. Картинка про Что такое секуляризация сознания. Фото Что такое секуляризация сознанияСекулярис — светский, мирской. Термин секуляризация означает отчуждение деятельности человека, социальных групп, сфер общества, земель, культуры, институтов из сферы церковного влияния и религиозного сознания. Впервые понятие было применено при подписании Вестфальского мира в значении изъятия монастырской собственности в пользу победителей.

Процесс секуляризации — это процесс уменьшения значимости религии в жизни людей, переход от общества, которое регулируется религиозными традициями к светскому устройству жизни, построенному на рациональных нормах. В результате этого меняется роль религии и религиозных образований в общественной жизни и жизни отдельного человека, снижается ее функциональность.

Виды секуляризации

Черты секуляризации

Сакрализация — понятие и черты

Противоположным понятию секуляризация, антонимом его содержанию является сакрализация — это наполнение явлений, вещей, предметов, людей религиозным содержанием, подчинение религиозному влиянию политических и социальных институтов, науки, культуры, отношений в быту.

Сакрализация сопутствовала формированию человеческого общества, порождению и развитию культуры. На первых порах истории человечества она проходила в условиях жизни и коммуникации в виде обрядов, знаков, суеверий, связанных с приятием божественного.

Сакрализация усиливается на почве верований, объединенных с признанием «священного». Позже углубляется на основе клерикализации (оцеркововления) социальных отношений.

При этом увеличилось ее воздействие на личную и общественную жизнь, появилось идеологическое обоснование, наметилось стремление заключить все области интеллектуальной жизни в канву богословия и теологических понятий.

Основными этапами клерикализации считают:

Черты сакрализации в разных культурах и обществах

Секуляризация в религиях мира — история и понимание

Православная церковь крайне негативно относится к этому явлению как осовремениванию христианства. Церковь считает, что из-за этого человек теряет единение с Высшим Бытием и такое богоотступничество приведет к обмирщению культуры.

Католики изначально порицали процесс обмирщения, обвиняя его в коллапсе культуры и упадке христианского персонализма. Но в связи с увеличением разрыва между католицизмом и жизненными реалиями, их теологи примирились с этим явлением, как с очередным этапом развития, происходящим с позволения Бога.

Протестанты придерживаются в этом вопросе аналогичной позиции и считают, что возможно появится обновленное христианство, которое будет брать в расчет новые реалии. Теологи, сократив расстояние между модифицированным христианством и светской культурой, пытаются примирить их.

В западной культуре ярким выражением обмирщения христианства является переустройство его в религию антропоцентризма. Это попытка подмены богооткровенных аксиом результатами своих измышлений. Современные протестанты и католики считают, что человека можно расценивать как самостоятельное независимое существо, не подчиняющееся воле Бога. Также они признают, что христианство предназначено служить человеку.

История секулярных процессов

Секуляризация общества в культуре эпохи Возрождения проявилась сначала в новшествах в области религии, в стремлении уравновесить Бога и человека. Человекобога в той культуре было больше, чем Богочеловека. Бог в эту эпоху стал более близким. Церкви украшались золотом и драгоценностями, наполнялись звуками органов. Изображения святых и Христа стали походить на земных людей. То есть, не только человек поднимался к божественным вершинам, но и сам Бог спускался к человеку. Оценивая эти явления, можно отметить, что такая секуляризация искусства даже предметы религиозного поклонения делала более доступными и понятными.

Начало секуляризации в культуре Возрождения связывается с переосмыслением религии, с перестановкой акцентов, что имело далеко идущие последствия. Об этом говорит то, что уже в эпоху Реформации появился протестантизм.

Как происходит приспособление христианства к жизненным потребностям, и как вносятся изменения в трактовку священных заповедей: они либо устраняются из духовой практики, либо обходятся путем изощренной логики. Например: католическая церковь исключила решение о запрете по взысканию налогов.

Протестантство внесло большой вклад в процесс ослабления роли религии, переосмыслив отношение к богатству, труду, развив принципы мирского аскетизма. При этом акценты с мира запредельного были перенесены на мир земной. Протестантством отрицается и роль церкви, вера для человека – это его личное дело. Это породило отказ от авторитетов и религиозный индивидуализм.

Причины секуляризации в период Нового времени лежат в новых открытиях в области естествознания, представлений о природе, так как они противоречат религиозной картине мира. Научные познания укрепляют веру человека в беспредельные возможности разума.

Последствия и значение секуляризации

К числу основных последствий секулярных процессов в современном мире относятся:

О такой свободе философы имеют разные мнения.

Последствия процесса секуляризации подводят человека к осознанию того, что ничего не свято. Происходит девальвация ценностей, это может служить причиной утраты смысла жизни, дезориентации.

Другой точки зрения придерживается социолог Парсонс. Он считает, что секуляризация культуры, это элемент эволюции. В ходе перемен, функция религии видоизменяется, она превращается в одну из сфер жизни социальной.

Значение секуляризации

Оно в том, что религия меньше влияет на политику, образование, экономику, культуру. Но так как человек может самостоятельно выбирать веру без принуждения церкви, то религия несет для личности большую значимость. Западная цивилизация сложилась на платформе христианства, поэтому человек живет в социуме, впитавшем в себя христианские ценности, находится под их воздействием, не отдавая себе в этом отчета.

Секуляризация современного мира — это не противоположность религии, она не угрожает уничтожению самой религии, а лишь меняет ее роль и структуру.

Источник

Секуляризация — что это за процесс и как он влияет на наше сознание

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Сегодня на нашем «кругозорном» столе поистине гурманское блюдо – разговор пойдет о том, что такое секуляризация и каково ее значение для эволюции общества.

Что такое секуляризация сознания. Смотреть фото Что такое секуляризация сознания. Смотреть картинку Что такое секуляризация сознания. Картинка про Что такое секуляризация сознания. Фото Что такое секуляризация сознания

Каковы причины и последствия этого процесса, столь значимого для взаимоотношений церкви с общественными институтами? И почему это так «плохо», когда речь заходит о силе влияния религии (что это?) на социальную жизнь? Разберемся по порядку.

Секуляризация – это.

Со времен образования первых общностей людей, государство строилось на светской жизни и религиозной. Эти два столпа всегда имели практически равное значение, хотя и конкурировали.

Где-то религия имела огромное значение, а где-то – меньшее, но она всегда играла свою роль «формирователя» системы ценностей.

И это понятно, потому что именно вера отражает отношение общества к реальной действительности, а заодно к явлениям или объектам, которые расцениваются наукой как догмы (что это такое?), поскольку их истинность и достоверность воспринимается нами безоговорочно, несмотря на их полнейшую бездоказательность.

Однако в современном мире со всем его рационализмом (что это?) и утрированным (это каким?) здравым смыслом значение веры так или иначе размывается и постепенно атрофируется.

Возможно, это обусловлено в том числе и тем, что наши мировоззренческие позиции становятся все более объективными и прагматичными, а это значительно ослабляет влияние психологических установок, неизбежно присутствующих в любой религии.

Все вышесказанное можно считать основными предпосылками для возникновения процессов, связанных с отчуждением жизни и деятельности общества в целом и отдельно взятого человека от церкви и сферы ее влияния.

При этом отчуждению подвергались не только люди, но и культура, включая семейные институты, и земли, и даже некоторые виды церковного и монастырского имущества.

По сути, это было начало освобождения человека от религиозного сознания, а сам процесс «обмирщения» во всех его проявлениях стали называть секуляризацией.

Что такое секуляризация сознания. Смотреть фото Что такое секуляризация сознания. Смотреть картинку Что такое секуляризация сознания. Картинка про Что такое секуляризация сознания. Фото Что такое секуляризация сознания

Но что это за проявления (черты, признаки) и какие разновидности секуляризации существуют?

Слово «секуляризация» происходит от позднелатинской основы «saecularis», которую использовали для обозначения производных понятий от слов «мирской» или «светский».

Само понятие в зависимости от сферы употребления может иметь несколько вариативные значения, но они одинаково крепко привязаны к основному смыслу термина.

В России, в частности, начало этого процесса было отмечено на рубеже XIV-XV вв., но только в XVII веке благодаря Уложению «тишайшего» Алексея Михайловича (второго царя из династии Романовых) в этом направлении были предприняты довольно серьезные меры, торжеством которых стал ряд церковных реформ Петра Великого;

Само понятие в русском языке появилось только в XVII веке, тогда как во Франкском государстве, например, этим определением пользовались еще в первой половине VIII века, когда великий майордом Карл Мартелл осуществил очередную секуляризацию и передал изъятые церковные земли особо влиятельным представителям знати.

Что такое секуляризация сознания. Смотреть фото Что такое секуляризация сознания. Смотреть картинку Что такое секуляризация сознания. Картинка про Что такое секуляризация сознания. Фото Что такое секуляризация сознания

Примечательно, что вплоть до 90-х годов XX века этот термин употреблялся в России исключительно в его историческом понимании.

Столь односторонняя трактовка была связана в первую очередь с политикой правящей партии: коммунистическая идеология, равно как и социализм (что это?) в принципе, не приемлет ни развития религии, ни ее влияния на общественное сознание.

Виды и формы проявления секуляризации

Процесс «обмирщения» начал проявляться еще в эпоху Возрождения (что это?). Общество постепенно отступает от неукоснительных религиозных норм и бесконечных церковных догматов.

Бог, в понимании людей, становится ближе к самому человеку. Появляются понятия «Человекобог», хотя раньше было исключительно «Богочеловек». Само изменение уровня отношений между Создателем и венцом его творения также можно назвать секуляризацией.

Этот процесс может принимать любую форму из нескольких видов:

Что такое секуляризация сознания. Смотреть фото Что такое секуляризация сознания. Смотреть картинку Что такое секуляризация сознания. Картинка про Что такое секуляризация сознания. Фото Что такое секуляризация сознания

По мере развития государственных институтов и укрепления светской власти человек постепенно отходит от религиозных стандартов в каждом из этих видов.

А поскольку происходит все это на основе естественных предпосылок, роль церкви неизбежно обесценивается и становится не столь значимой, как, например, два-три столетия назад.

Причины и последствия секуляризации

Секуляризация – это процесс, а у каждого процесса есть свои причины. И они практически одинаковы, вне зависимости от особенностей страны, принципов ее государственного устройства и национального менталитета.

В России, в частности, преобладали следующие:

По этим причинам секуляризация проявлялась все чаще в самых разных странах, только в разные времена. Что касается вышеупомянутой эпохи Возрождения, то тогда процесс «обмирщения» был инициирован самой жизнью: католические священники беззастенчиво обогащались, а свое главное дело – служение Создателю – церковь отодвинула на второй план.

Существуют самые разные точки зрения относительно этого социально значимого процесса.

Кто-то говорит о том, что современному государству религия уже не так нужна, как во времена острой необходимости в объединении людей. Другие же скажут, что роль веры всегда будет значимой, ибо без религии не существовало бы ни народа, ни нации, ни вообще государства.

Что такое секуляризация сознания. Смотреть фото Что такое секуляризация сознания. Смотреть картинку Что такое секуляризация сознания. Картинка про Что такое секуляризация сознания. Фото Что такое секуляризация сознания

Однако и те и другие словно забывают, что вера и церковь – это все же разные вещи, а зачастую – просто радикально разные!

Возможно, поэтому лучше полагаться на мнение тех, кто определенно сведущ в этих темах. Так, большинство именитых экспертов – социологов, философов и культурологов – озвучивают, например, такие последствия секуляризации:

Ницше, кстати, рассуждая о вере и последствиях секуляризации, утверждал, что там, где нет Бога, есть свобода человека. Бердяев говорит, что если человек отказывается от Создателя, то он все равно не обретает свободу, потому что оказывается в рабстве какого-нибудь другого толка.

А Бергер писал, что сами заповеди, которые так рьяно проповедует и защищает религия, закономерно становятся основами для любого общества и без них оно уже существовать не может. Кому верить – личный выбор каждого из нас…

Краткое резюме

Секуляризация – это процесс не только естественный, но и, увы, необратимый.

Судите сами: если у человека отсутствуют понятия «ценность» и «святость», то меняется и его мировосприятие, и в целом понимание жизни. Хотим мы этого или нет, но из-за утраты этих ценностей разрушение моральных и духовных норм будет неизбежным, а раз так, это приведет в конечном итоге и к утрате культуры.

С другой стороны, секуляризация может выступать как один из этапов эволюции религии.

Если церковь будет меняться и адаптироваться под измененные запросы общества, то в результате станет неотъемлемой частью нашей обычной жизни, но никогда не исчезнет до конца. Еще одно экспертное мнение о секуляризации представлено на этом видео:

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

У меня набожность ассоциируется не с высокой духовностью, а с отсутствием достойного образования.

Да и вообще, почему считается, что только религия может дать духовность, а литература, музыка, живопись, разве не делают человека духовно богаче?

Общество вполне может обходиться без религии и при этом быть богатым в нравственном и духовном плане.

Источник

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от лат. saeculum – человеческий век, срок жизни, наибольшая продолжительность которого 100 лет; мирское состояние) – обмирщение в контексте взаимодействия сакрального и профанного (мирского), движение от священного к светскому; в социологии – процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под контроля религии.

В самом широком смысле слова секуляризация начинается с разграничения сакрального и профанного, т.е. с десакрализации каких-то областей жизни: сакральная трапеза совершается не для насыщения, а для приобщения к святыне, является не произвольным, а ритуальным актом. Действия, явления, вещи становятся профанными, когда в них перестает проявляться святое и они становятся частью повседневной жизни, в которой едят, чтобы насытиться, поют или танцуют просто ради удовольствия; это действия секулярные, т.е. не имеющие магического или религиозного смысла.

В античном мире, в философско-рационалистической критике сакральных институтов и мифологии обосновывалась жизненная позиция «самостоянья» человека в пределах обычной жизни: не следует человеку просить у богов то, что он может доставить себе сам. В Европе уже с 11–12 вв. прослеживается тенденция к деклерикализации общественной жизни: благотворительность, образование, здравоохранение, судопроизводство постепенно все больше переходят из ведения церкви, духовенства в руки светских властей. Становится возможной и практика секуляризации церковных земель и имущества (в России Петром I и Екатериной И). Мощный стимул разграничению функций государства и церкви в Западной Европе дала Реформация [РЕФОРМАЦИЯ]. Утверждение самодержавия в России было сопряжено с признанием первенства светской власти: «царство» выше «священства».

В современном понимании секуляризация – процесс сужения сферы воздействия религии и церкви, ослабления их влияния практически на все области жизни общества, на сознание, поведение, быт и стиль жизни большого числа людей. Утверждающийся светский стиль жизни затрагивает также религиозную сферу, влечет за собой обмирщение религии, трансформацию религиозного сознания, активизацию светских форм деятельности (в политике, финансах и пр.) религиозных организаций. Все труднее становится «включать» бога, в его традиционном понимании, «в игру», в жизнь современных людей, все более излишним представляется для них обращение к богу для решения реальных проблем. Язык религии становится все более чуждым не только языку науки, но и повседневной жизни. Секулярными, т.е. свободными от религиозной детерминации, не интегрированными в религиозно-символическую смысловую структуру, оказываются важнейшие области жизни и институты современного общества: государство и законодательство, экономика с ее рыночными механизмами, естественные науки и техника, социальные и гуманитарные науки, искусство.

Вытесненная в качестве универсальной культурной матрицы, религия превратилась в один из секторов социума, наряду с другими – экономикой, политикой, духовной жизнью. Хотя религия взаимодействует с ними, но уже не определяет их. В экономике и политике она присутствует в лучшем случае в качестве мотивации участников – но не решающей, и притом диапазон выбора ориентаций оказывается весьма широким как внутри религиозных влияний (религиозный плюрализм), так и за их пределами. В искусстве религиозная традиция сохраняется преимущественно в качестве составной части культурного наследия прошлого (и даже если художник отдает предпочтение именно ей, то только в силу своих индивидуальных склонностей: он волен не следовать религиозному канону, больше того – это как бы подразумевается, кажется само собой разумеющимся). Что касается полученных с помощью научных методов знаний о мире, то они лишают религиозную картину мира прежнего значения в качестве объяснения действительности. Идеи, которыми руководствуется современное сознание в различных областях духовного творчества, представляют собой автономные, самостоятельные по отношению к религии системы. Описываемое с помощью понятия секуляризации сознание представлено разными вариантами и имеет разные степени интенсивности в зависимости от конкретных обстоятельств и культурно-исторических предпосылок. Об этой дифференциации свидетельствуют данные относительно уровня секуляризации в разных обществах, социальных слоях и средах. Секуляризация не является одномерным процессом «преодоления религии». В противоположность упрощенным оценкам, преимущественно в позитивистском мышлении, секуляризация – сложный, внутренне противоречивый и неоднозначный по своим последствиям процесс. Как показали исследования Э.Дюркгейма [ДЮРКГЕЙМ], Э.Трёльча, М.Вебера, а позднее П.Сорокина [СОРОКИН], Бергера, X.Люббе, современная светская европейская культура выросла на основе средневековой христианской культуры и немыслима вне преемственной связи с ней. Так, Вебер указал на истоки секуляризации в самой иудео-христианской традиции: пророки Израиля отвергли идолопоклонство и тем проложили путь к десакрализации природы и истории. В эпоху Реформации, в протестантизме процесс «расколдования мира» достигает своего апогея; в учении о «мирском призвании» профессиональная деятельность обретает религиозную ценность. Светское, профанное становится доминирующим, однако не вытесняет полностью сакральное. К.Лёвит в книге (Meaningin History, 1949) показывает, что на смену библейской эсхатологии приходят политические и социальные утопии, в других областях современной жизни можно также обнаружить аналога сакральных образцов, светские эквиваленты религии.

Больше того, развитие новых религиозных движений и укрепление позиций ряда традиционных религий в кон. 20 в. (преимущественно в обществах, переживающих период модернизации) дают основание для постановки вопроса о «возрождении религии», об устойчивом значении этого феномена и его перспективе. Очевидно, он выявляет антиномии процесса секуляризации, отражает потребность выхода за пределы сложившегося секулярного мира. Есть основания полагать, что все же не «поворот к религии» определяет направления движения в будущее: во многих отношениях сознание проявляющей тягу к религии массы остается секулярным (отсюда религиозная эклектика, актуализация мифа и пр.) – все это возможно лишь в рамках мировоззренческого плюрализма секулярного общества, т.е. базовые структуры секулярного сознания даже при наличии симптомов «религиозного возрождения» все же сохраняются, они не выводят за пределы секулярного стиля современной жизни. В пользу такого вывода говорит также широко распространившаяся в современном обществе «функционализация религии», т.е. ее использование в нерелигиозных по своему существу целях (политических, психотерапевтических и др.).

Оценка секуляризации религиозным сознанием была и остается противоречивой. Она колеблется между признанием ее в качестве легитимного развития импульсов, заложенных в самой религии (Ф.Гогартен, «теология родительного падежа»), и неприятием секуляризации и в целом современного мира как синонима отпадения от Бога, забвения религиозных заповедей (фундаментализм). Очевидно, ни в одну упрощенно-одностороннюю схему отношение религии к современному миру не укладывается: религия в той или иной степени оказывается вынужденной все же признать автономию секулярного мира, а секулярный мир в поисках ориентиров, в первую очередь нравственных, не может сбрасывать со счетов религию. Секуляризация необратима, но поиск святынь продолжается.

Литература:

1. Кокс X. Мирской град. Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте, пер. с англ. М., 1995;

2. Kamlah W. Der Mensch in der Profanität. Mannheim, 1949;

3. Olmstedt Th. The Secularity of Secular Institutes. Rom, 1949;

4. Ru U. Säkularisierung als Interpretationskategorie. Rom, 1949; 2 Aufl. Freiburg, 1980;

5. Leeuwen Th.van. Christentum in der Weltgeschichte. Heil und die Secularisation. Kreuz, 1966;

6. Lubbe H. Säkularisierung. Freiburg in Br. – Münch., 1975;

Источник

Секуляризация сознания и развитие науки

Термин «секуляризация» впервые был применен в 1646 году в отношении передачи владений и имущества церкви правящему монарху, государству. Секулярный – значит светский, мирской, имеющий определенный срок жизни, в отличие от божественного, вечного. Секуляризацией сознания называют процесс отказа, освобождения от религиозных убеждений. Появление новых научных знаний и развитие науки тесно связано с секуляризацией сознания с древних времен по сегодняшний день.

Религия и наука в античном мире

В античности существовало множество богов, управляющих природой и людьми, окружающий мир был пронизан божествами. Мыслители Древней Греции способствовали развитию науки и секуляризации сознания, когда стали объяснять явления природы без связи с религией.

В IV веке до н.э. Эпикур в учении о природе, начатом Демокритом, утверждал, что в бесконечной Вселенной всё состоит из атомов и является результатом их соединения и разъединения. Он объяснял такие явления как молнии, гром, ветер, радуга, снег, землетрясения и кометы, но не отказывался полностью от существования богов. В понимании Эпикура боги населяют пространство между мирами, не оказывая влияния на людей.

Последователь Эпикура древнеримский философ Лукреций в произведении «О природе вещей» описывал различные формы материи, законы развития вселенной, эволюцию людей. Он считал, что душа человека смертна, так как она состоит из атомов, и распадается после смерти так же, как и тело.

Древнегреческим философом Аристотелем была создана картина мира, которая впоследствии стала постулатом католической церкви. Аристотель представлял, что земля находится в центре Вселенной. Над ней расположены неподвижные звезды. Луна, солнце, планеты перемещаются относительно земли. Вселенная считалась конечной и ограниченной. За ее пределами находился нематериальный мир.

Эпоха Реформации и революций

Наиболее ярко секуляризация сознания проявилась в Европе в XVI – XVII веках. Католическая церковь вынуждена была уступить свои позиции в результате появления объективных знаний о мире и распространения книгопечатания.

Католическая церковь поддерживала картину мира, созданную Аристотелем. Смельчаки, пытавшиеся в ней усомниться, были отлучены от церкви, подвергались страшным пыткам и погибали на кострах инквизиции. В 1616 году было официально запрещено придерживаться теории, которую излагал польский астроном Николай Коперник в своей работе «О вращении небесных тел», как противоречащей Писанию. В поддержку идей Коперника высказывался Галилео Галилей. Он говорил о гелиоцентрической системе мира, о том, что земля, как и другие планеты, вращается вокруг солнца. С помощью телескопа он продемонстрировал римским астрономам движение Венеры и смену ее фаз. Галилей утверждал, что Священное Писание не является авторитетом в науке и церковь должна заниматься только спасением душ.

В области классической физики известно имя выдающегося английского ученого Исаака Ньютона, открывшего закон тяготения и законы механики. Проводя наблюдения, делая расчеты исследователи доказывали, что человек не должен слепо принимать всё на веру и подчиняться традициям. Секуляризация сознания способствовала возникновению науки, не зависящей от влияния церкви.

Развитие науки и секуляризация сознания в современном мире

В XIX – XX веке развитие науки происходило стремительными темпами. Выросло число ученых и научных сотрудников, стали издаваться научно-популярные журналы. Изменилось положение религии и церкви в обществе. Но, кроме значительных научных достижений, в современном мире наблюдаются отрицательные последствия секуляризации сознания. Отказавшись от религии человек приобрел неограниченные возможности, но потерял духовные ценности, ориентиры и смысл жизни.

Возможно, традиционная система ценностей трансформируется в новых возникающих сегодня религиозных течениях, например, в джедаизме. Согласно переписи населения в Новой Зеландии, Великобритании и Австралии многие молодые люди относят свою религиозную принадлежность к джедаизму. Существует новое религиозное течение и в России. Рыцари джедаи, герои киноэпопеи Джорджа Лукаса «Звездные войны», защищают добро и являются сторонниками Светлой стороны силы. Они обладают сверхъестественными способностями.

В свою очередь наука создает новые ошеломляющие гипотезы устройства картины мира.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *