Что такое семинар в доу для воспитателей
Семинар-практикум как эффективная форма повышения профессиональной компетентности воспитателей
Галина Александровна Васюкова
Семинар-практикум как эффективная форма повышения профессиональной компетентности воспитателей
В современных условиях на фоне возрастающих требований к качеству образования и профессиональному уровню педагогов.Возникла задача:
— создать активные условия для повышения квалификации и реализации каждым педагогом своих профессиональных возможностей.
Огромное значение в этой ситуации имеет методическая работа, проводимая в ДОУ, которая является действующей силой в повышении профессиональной компетентности воспитателей, помогая им осваивать современные достижения науки и практики, поддерживать инициативу и активность. Она ориентирована на достижение и поддержание должного качества повседневной воспитательно – образовательной деятельности в ДОУ.
В МДОУ «Детский сад №2 «Боровичок» своя система повышения квалификации педагогов ДОУ через самообразование и разные формы методической работы:
— групповые (педагогические советы, консультации, семинары – практикумы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры, мозговой штурм);
— индивидуальные (самообразование, индивидуальные консультации, собеседование, наставничество).
Важным при этом является подбор эффективных методов и форм методической работы. Одной из таких форм в нашей ДОО стал семинар – практикум. Опыт проведения рассмотрим на конкретном примере. Перед началом работы в ДОУ выявлена неоднородность кадрового состава,а именно образовательный диапазон педагогов:
— педагоги с высшим профессиональным образованием – 35%;
— педагоги со средним профессиональным образованием – 65%; а так же отличающихся профессиональными и личностными интересами.
Основной формой работы стал постоянно действующий семинар – практикум «Мотивация к самосовершенствованию и профессиональном у росту, самореализации», в рамках которого реализуются различные активные и интерактивные методы повышения профессиональной компетентности воспитателей, что позволяет поднять работу с педагогическим кадрами в ДОУ на новый уровень. Деятельность семинара – практикума заключается в совместном активном поиске новых подходов к работе с детьми, родителями, представителями других социальных структур, а так же в развитии творческого потенциала педагогов, их энтузиазма и инициативы.
— «Путешествие по карте»;
— «Путешествие по реке времени»;
— «Детское исследование, экспериментирование»;
— «Практический метод «Сопере»;
— «Игра – ситуация «Вот такая карусель»;
— «Игра – ситуация «Превращалки»;
— «Су-Джок терапия в логопедической работе»;
— «Театрализованная деятельность» и др.
Для того что бы оценить, на сколько данные формы деятельности оказались интересными в работе с детьми, педагогам предложено заполнить таблицу
Оценка работы по предложенным педагогами форм деятельности по развитию «Культуры речи»
Результаты, которые были достигнуты на занятии детьми
Что получилось на занятии
Трудности, с которыми столкнулся воспитатель
Основная цель заполнения – развитие рефлексивных способностей. Мотивации опыта, структурирование знаний.
Следующим этапом работы может быть разработка мини – проекта «Структура интерактивного занятия». Цель этого задания – развитие прогностических, творческих, коммуникативных умения, инициативности. Каждая группа должна разработать и обсудить на сколько она эффективна. Приведу пример структуры интерактивного занятия, разработанные воспитателями ДОУ.
Пример структуры интерактивного занятия
Для детей ___группы
Дети смогут: (называть, выбирать, отвечать, проявлять, определять, отличать, отмечать, выделять, сравнивать, оценивать, приводить примеры, рассказывать, предложить, описать, высказать, составить и др.)
Для занятия нужно: (перечисляются все материалы, включая раздаточные)
Ход занятия
Основная интерактивная часть
Обратная связь (вопросы к детям)
• «О чем вы подумали в момент, когда….»;
• «Как вы поступите в следующий раз в подобной ситуации?»;
• «Какую пользу приносит это животное или труд конкретного человека?»
• «как я могу поступить в подобной ситуации?»;
• «Что оказалось для вас новым, полезным, знакомым?»;
• «Поднимите руки те, кто считает…»
(Это примерные вопросы, не привязанные конкретной теме занятия, которые может задать воспитатель детям)
Завершается семинар – практикум рефлексией. Воспитателямпредлагается продолжить предложение: например, «После занятия….я чувствую…., я знаю…., я умею…», или используя «Дерево успеха» вырезанные из цветной бумаги яблоки – кружки (красного, зеленого и желтого цвета)
Игра «Прямой эфир». Представьте, что Вас пригласили на телевидение для участия в передаче «Как помочь ребенку». Вы должны дать телезрителям рекомендации, которые будут способствовать их эффективному развитию речи. и др.
Опыт организации и проведения семинара – практикума позволяет сделать вывод, что данная форма методической работы является эффективной формой повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Использование различных видов творческих заданий и упражнений формирует сплоченность коллектива, позволяет воспитателям снять психологическое напряжение, шире использовать активные и интерактивные технологии в работе с детьми, родителями, социумом.
Темы семинара – практикума могут быть самыми разными. В текущем году в ДОУ были проведены следующие семинары – практикумы:
«Доступные и интересные дошкольникам формы деятельности при организации НОД педагогами для развития культуры речи»
«Значение подвижных игр для физического развития ребенка»
«Развитие творчества ребенка в процессе рисования»
«Как адаптировать ребенка к условиям детского сада» (с родителями)
«Взаимодействие семьи и ДОУ по формированию у детей интереса к чтению и развитию речи «Дочки, сыночки, мамочки»
«Росток, доверенный нам мамой, лелеем, любим и растим»!
Семинары, семинары-практикумы и игры в ДОУ
Семинары – это групповые занятия по определенному плану под руководством опытных педагогов, специалистов. Семинары имеют целью повысить теоретический уровень воспитателей по конкретному вопросу воспитательно образовательной работы с детьми, тематика семинаров связана с задачами плана, с целями развития ДУ. Семинар может состоять из нескольких занятий, где сочетается обсуждение вопросов теории, проблем практики, знакомство с новинками литературы и передовым опытом. Их количество, частота проведения зависят от конкретной темы. Руководителем семинара может быть заведующий, зам зав, специалисты д/с, школы и др. руководитель семинара вместе с зам зав продумывают его программу, план работы. Участие в работе семинара добровольное, поэтому при выборе темы необходимо учитывать пожелания и потребности педагогов конкретного сада. Необходимо предусмотреть подготовку участников семинара к занятиям. Вместе с планом работы семинара в метод. кабинете вывешивается список литературы, рекомен-ый к конкрет-му занятию, подбирается картотека, подготовлена выставка. Могут быть даны персональные задания каждому педагогу: провести диагностику, опрос дет-й группы, и т.д. семинар заканчивается выработкой рекомендаций о возможности использования в работе изученной проблемы или разработкой плана дольнейшего изучения конкретных вопросов данной темы.
Семинары – практикумы,направленные на повышение уровня практич-ой подготовки восп-ля, соверш-ие практ-их навыков, необходимых в работе с детьми. Тематика семинаров-практикумов строится на запросах воспит-й и также связана с задачами годового плана. Руководителями могут быть люди, хорошо владеющими необходимыми навыками.работа семин-прак-ов всегда имеет какой то материальный результат. Можно устроить выставку работ воспитателей, участники магут подготовить вечер отдыха, на котором прозвучат песни или стихи. Итогом работы могут быть также наглядные материалы, подготовленные руками вос-ей, рекомендации к их использованию (например, этапы обучению рисования, использование разной техники аппликации, конструирование из бумаги ит.д.) которыми могу воспользоваться все педагоги. Место проведения может быть метод кабинет, музей, выставочный зал и т.д.
Деловые игрыпозволяют максимально активизировать участников для достижения поставленной цели. Дел.игра – это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятие решений в различных ситуациях по заданным или вырабатываемым самими участниками правила.
Подготовка и проведение деловой игры – процесс творческий. Взяв модель уже разработанной игры, можно изменить отдельные её элементы, или содержание без изменения модели. Непосредственная разработка материалов деловой игры включает в себя следующие этапы: создание проекта деловой игры; описание последовательности действий; описание организации проведения игры; составление заданий для участников; подготовка оборудования. Деловая игра разрабатывается на основе методики активизации обучения педагогов.
Требования к общему санитарно-гигиеническому состоянию ДОУ
1.Общие правила. Санитарные правила и нормы по устройству и содержанию ДУ распростроняется не зависимо от ведомственного подчинения и форм собственности (д/сады, ш/сады и др.). детские дош учр-я оргониз-я для дет в возросте от 2 до 7 лет, и комплектуются группы с учетом возраста: Ясельный от 1 до 2 лет 10 д-й; от 2 до 3 лет – 15 д-й; дошкольные от 3 до 7л; разновозрастные до 12 д-й. для детей с ослабленным здоровьем – 10-20 д-й. вместимость ДУ общего типа в городах – до 200 д-й, в сельских местностях до 100.
2.Участок. Земельный участок ДУ должен иметь ограждение высотой не менее 1,6 м; наружное элект-ое освещение; предусматривается групповая, физкультурная, хоз, площадки. Оборудование на участке должно соотноситься возрасту и росту детей и закреплено. Прогулочные участки ясельного возраста должны иметь травяное покрытие, утрамбованный грунт; на всех площадках закрываться песочницы.
4.Естественное и искусственное освещение. Основное помещение должно иметь естественное освещение, допускаются верхние боковые освещения для холлов, бассейнов, муз и физ залов. Коэффициент естественной освещенности долж быть не менее 1,5 %. Розетки и выключатели должны устанавливаться на высоте 1,8 м от пола.
5.Сан-технич благоустройство. Здание должно быть оборудовано водопроводом, иметь горячее (во всех основных блоках помещения) водоснабжение и канализацию. Температура воды не ниже 37 град. Отопительные приборы ограждены съемными деревянными решетками.
6.Оборудование помещений должны соответствовать росту возрастным особенностям детей, учитывая гигиенич-е и пед-ие требования. Столы и стулья по количеству детей промаркированные. Мебель должна быть закреплена.
7.Сант.содержание помещения и участка. Оборудование должно ежедневно протираться, смена песка в песочнице не менее 1 го раза в месяц. перед игрой песок увлажняется, периодически перелопачивается, загрязненный заменяется свежим, наночь закрывается крышкой. Уборка участка ежедневная. Уборка помещений влажн. Способов ежедневно с моющим ср-ми, полы не менее 2х раз в день; генеральная уборка с дезер-ми 1 р в месяц.
8.Воздушно тепловой режим.
9.Личная гигиена персонала.
11.Требования к устройству и содержанию к плавательному бассейну.
12.Организация учебно-воспитательного процесса.
Семинар, практикум
Содержится в разделах:
Семинар для педагогов «Методики ТРИЗ в детском саду. Часть 2» Метод мозгового штурма Методика мозгового штурма – суть в том, что детям ставят задачу и предлагают найти решение, причем разрешено выдвигать любые, даже самые нереальные версии решения. Запрещена любая критика выдвигаемых идей как со стороны взрослых, так и со стороны товарищей.
Семинар для педагогов «Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр» В наше время почти все родители заинтересованы в раннем развитии своих детей. Желание видеть малыша умным и развитым подпитывается многими научными трудами, доказывающими необходимость тренировки интеллекта в дошкольном возрасте. Развитие будет эффективным, если оно.
Публикация «Семинар для педагогов «Методики ТРИЗ в детском саду». Часть. » Как вам кажется, с какого возраста следует приобщать детей к теории решения изобретательских задач? Пока вы думаете, мы ответим: с детского сада. Нет-нет, речь не о том, чтобы заставить дошколят брать интеграл или проектировать 3D-графику. Речь о том, чтобы научить детей мыслить.
Семинар-практикум для педагогов «Содержание развивающей среды по ОБЖ» Семинар – практикум: «Содержание развивающей среды по ОБЖ». Презентация – выведена на телевизор «Образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает.
Статья «Семинар-практикум для воспитателей и специалистов. » Семинар практикум для воспитателей и специалистов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Подготовили: Инструктор по ФИЗО Мурадян Д.К. Музыкальный Руководитель Розе А.Ф. Цель семинара: освоение и последующее применение здоровьсберегающих технологий в практической деятельности.
Семинар для воспитателей «Ранняя профориентация как эффективный метод улучшения качества обучения и выбора профессии» Цель: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей. Задачи: 1. Определить проблемы и перспективы ранней.
Семинар-тренинг «Профилактика эмоционального выгорания для педагогов» Автор: Кудашова Светлана Викторовна, педагог-психолог высшей категории, специалист МУДО «Центр «Позитив» город Энгельс Саратовской области Количество участников: 10- 15 человек. Цель семинара: профилактика эмоционального выгорания педагогов. Задачи: • знакомство с понятием.
Статья «Семинар-практикум – эффективная форма методической работы с педагогами»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Семинар-практикум ДЮЦ.doc
Семинар-практикум – эффективная форма методической работы с педагогами.
Ершова Валентина Анатольевна,
c тарший воспитатель, первая квалификационная категория
МБДОУ «Детский сад № 13 «Незабудка» комбинированного вида»
Подготовка любого методического мероприятия начинается с определения цели. Важно ответить на вопросы «Чего мы хотим добиться, организуя это мероприятие?», «Каков должен быть результат?», «Что измениться в деятельности педагогов?». Если цель реальна, то она побуждает педагога к деятельности, вызывает у него активность.
На сегодняшний день главной целью становиться – совершенствование методов работы с педагогами, ведь у каждого воспитателя свой уровень педагогического мастерства.
Отвечая на вопрос «Что такое педагогическая опытность?», К.Д. Ушинский пояснял: «Большее или меньшее количество фактов воспитания, но, конечно, если эти факты остаются только фактами, то они не дают опытности. Они должны произвести впечатление на ум воспитателя, квалифицироваться в нём по своим характеристическим особенностям, обобщиться, сделаться мыслью. И уж эта мысль, а не самый факт, сделается правильной воспитательной деятельностью».
Методическая работа в ДОУ призвана помочь добиться высоких результатов при минимальных затратах времени и усилий. Необходимо так организовать работу в данном направлении, чтобы каждый педагог мог бы проявить свои способности, приобрёл новые знания, умения и навыки, способствующие повышению его педагогической компетенции, что в свою очередь привело бы к повышению эффективности и качеству обучения и воспитания дошкольников.
Планируя методическую работу с педагогами нашего учреждения, мы используем известные, широко вошедшие в практику формы методической работы, которые можно разделить на две группы:
— групповые (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школы передового опыта, деловые игры и др.);
— индивидуальные (самообразование, индивидуальное консультирование, собеседование, наставничество и т.д.).
Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т.к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы. Главными задачами семинаров-практикумов являются:
— совершенствование профессионального мастерства педагогов в определённом виде деятельности;
— развитие творчества и фантазии педагогов;
— обсуждение различных точек зрения, ведение дискуссий;
— создание проблемных ситуаций, которые позволяют выработать единые позиции в решении проблемы;
— создание реально выполнимых рекомендаций.
Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. Педагоги имеют возможность не только освоить приёмы работы, но и сами разработать систему организации деятельности с детьми в определённых условиях.
Кроме этого в ходе семинаров-практикумов предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые в итоге позволяют выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу.
Важным условием организации данной формы работы является включение всех участников семинара в обсуждение темы. Для этого используются перфокарты, рассматриваются противоположные точки зрения, применяются методы игрового моделирования и др. По итогам семинара можно оформить выставку работ педагогов.
Содержание семинаров-практикумов – это творчество и осознание поставленных целей их организаторов. Однако можно выделить универсальную структуру проведения данной формы методической работы:
1) подготовительная работа (тематические выставки, просмотры открытых занятий, взаимопосещение и т.д.) – целью является выявление проблемы;
2) организационный момент (психологические упражнения, элементы деловой игры, обсуждение высказываний и т.д. фронтально или в творческих группах) – целью является конкретизация проблемы;
4) практическая работа (фронтально, в группах) – цель этого этапа распространение педагогического опыта, приобретение воспитателями новых умений;
Таким образом, в методической работе на данном этапе развития дошкольного образования необходимо использовать такие формы работы, которые способствовали бы непрерывному образованию педагогических кадров, повышали их профессиональную квалификацию, оказывали реальную помощь педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности. И семинары-практикумы одна их таких форм методической работы.
«Значение народных игр для развития детей раннего возраста»
Задачи: актуализация знаний педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач учебного года; развитие умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, распространение педагогического опыта.
I .Подготовительная работа.
Выставка народных дидактических игр, оперативный (выборочный) контроль по организации игровой среды в группах.
II . Организационный момент.
Педагогам предлагается разделиться на две команды «Теоретики» и «Практики» и из набора дидактических игр выбрать те, которые, по их мнению, являются народными. Затем команды обосновывают свой выбор и с точки зрения своей позиции доказывают «за» и «против» использования народных игрушек в педагогической практике.
III . Теоретическая часть.
1) Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является игра. Неотъемлемой частью игры становится игрушка, которая является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса, выступая для ребенка предметом забавы, развлечения, радости и в то же время она – важнейшее средство его всестороннего развития. В этой связи немаловажную роль в воспитании и развитии детей раннего возраста мы отводим народной игрушке. Которая интересна малышам, соответствует их жизненному опыту, несет в себе значительные возможности для познавательного и речевого развития.
Исследователями отмечено, что порядка 70% игрушек на прилавках детских магазинов так называемые «антиигрушки», их отличает яркость, доступная цена и плохое качество, примерно 20% – западного производства, их отличает высокая цена, хорошее качество и технопрактичность, и только около 10% – отечественные фирмы-изготовители. Как ни странно, но сегодня среди родителей бытует ошибочное мнение, что чем больше игрушек, тем лучше для ребенка, и они активно скупают некачественные товары. Не смотря на то, что, казалось бы, именно такая игрушка призвана для того, чтобы ребенок радовался, увлеченно играл с нею часами, через довольно непродолжительное время интерес иссякает, и игра с нею уже не приносит прежнего удовольствия. Мы считаем это следствием подмены качества игрового средства на количество.
По мнению многих специалистов, материал для изготовления игровых средств имеет огромное значение. Дети многое познают с помощью осязания и тактильных ощущений. Они трогают разные поверхности и структуры материалов. Слушают звучание, исследуют свойства и качества самых разных предметов. Например, пластмассовый кубик может быть большого размера, а весить очень мало. Предметы же из натуральных материалов, как правило, гармоничны: чем он больше, тем тяжелее. Кроме того, рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает подлинную информацию о мире: кора дерева – шершавая, песок – сыпучий, камень – гладкий, вода не содержит форму. Когда ребенок берет что-то в руку, происходит передача информации в мозг. Взаимодействуя с природными материалами, ребенок получает гораздо больше информации, чем от соприкосновения с пластмассой. Поэтому для маленького ребенка, только начинающего познавать окружающий мир, развивающие игрушки целесообразнее делать из природных материалов.
Дерево – вероятно, самый древний материал для изготовления детских игрушек. Оно легко поддается обработке, способно принимать разные формы и окрашиваться в разные цвета, весьма долговечно. А еще оно «теплое», «живое». Многие производители выбирают дерево главным материалом для игрушки не случайно. Это экологически чистый природный материал, который способен творить чудеса.
С уверенностью можно сказать – если игрушка не помогает развиваться ребенку, особенно в самом раннем возрасте, то это пустая игрушка. Важно осознать, что ребенок должен играть с пользой. В большей же степени развитию самых важных умений и навыков могут помочь именно деревянные игрушки. Если давать малышам возможность взаимодействовать с развивающими деревянными и народными игрушками, то легко убедиться в том, что дети сами начинают тянуться к ним. К сожалению, современные родители зачастую считают не актуальными такие «бабушкины» игры. Видимо слишком долго современных детей отучали от не модных, не престижных «деревенских» игрушек. Даже матрешки почему-то не являются популярной детской игрушкой, хотя в них заложены большие возможности для игры. Эти «посланцы из прошлого» считаются ненужными в настоящем. Или же, например, пока ребенок маленький (1,5–3 года) хрупкие и бьющиеся глиняные игрушки ему почти не дают, а если дают, то ненадолго и под присмотром, что не может не сказываться на исследовательских процессах.
Важно отметить, что дома у детей должны быть народные игрушки с самого раннего возраста. Прежде всего, это глиняные и деревянные игрушки. Очень хорошо, если дома собрана небольшая коллекция таких игрушек, она может располагаться на небольшой полочке или в волшебном коробе. Особый интерес у малышей вызывают, например, такие народные игрушки, как матрешки, бирюльки, свистульки, дымковская, каргопольская и филимоновская игрушка.
С раннего детства необходимо «приучать» детей к народным игрушкам, воспитывать вкус и глаз ребенка. Понемногу приобщать детей к настоящей красоте и гармонии, которой обладают подлинные народные игрушки. Общение детей с народными игрушками необходимо и для того, чтобы ребенок, познающий окружающий мир через игры и игрушки, смог начать приобщаться к культурным ценностям, к истории своего отечества, к искусству и нравственности.
2) Педагогам предлагаются буклеты с наиболее распространёнными народными играми и описанием развивающего эффекта:
1. Матрешка – классическая народная игрушка для малышей. Дети любят разбирать и собирать и такая игра помогает им сосредоточиться, научиться терпению и усидчивости, развивается логическое мышление, пространственное воображение, крупная и мелкая моторика, координация движений рук. Уникальная народная игрушка всесторонне развивает умственную деятельность ребенка, дарит ему новые впечатления и хорошее настроение.
2. Пирамидки – уже с полугода ребенок начинает интересоваться этой игрушкой. И это хорошо, так как она благотворно влияет на развитие мелкой моторики рук, координации движений, логики, мышления. Если пирамидка цветная, то также происходит знакомство с цветами.
3. Волчки вызывают на удивление оживленный интерес детей. Игры с волчками не только способствуют развитию мелкой моторики и дифференцированию движений пальцев рук, но также стимулируют развитие внимания, подражания.
5. Сортер. Суть этой игры в том, что ребенок должен взять объемный объект (например геометрическую форму) и поместить его в соответствующее место в основную часть игрушки. Объекты практически всегда бывают разного цвета. В этом случае ребенок не только изучает объемы и объекты, но и еще цвета. Игра направлена так же на развитие мелкой моторики рук, пространственного восприятия, развития логики, памяти и внимания.
7. Развивающая игра «Бочонки» состоит из бочонков, которые легко разбирать и складывать один в другой по принципу русской народной матрёшки. В процессе игры ребёнок учится различать цвета и размеры. Также это хорошая зарядка для маленьких ручек малыша. С бочонками можно проводить игры с песком, природными материалами, шариками разной величины. Другими вариантами такой игры могут мыть мисочки, шары, яйца.
8. «Волшебный мешочек» тоже очень привлекает малышей. С ее помощью ребенок познакомится с геометрическими фигурами, развивает осязание и тактильное восприятие, перебирая игрушку пальцами и пробуя ее на ощупь со всех сторон. Тренирует процессы мышления (сличение, классификация).
9. Шнуровки могут быть самые разные, наиболее привлекательны для детей шнуровки в виде яблока, груши, апельсина, гриба, помидора и кусочка сыра. Игра рассчитана на возраст от 1,5 лет, и, как было сказано, развивает мелкую моторику рук, помогая тем самым приобретать навыки письма и речи. Кроме того, развивает соотносящие и дифференцированные движения пальцев рук.
10. Деревянные наборы посуды способствуют развитию орудийных действий. Ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые сначала нелегко даются малышу. Здесь важны именно культурные способы действий.
13. Кубики развивают мелкую моторику рук, сенсорику, координацию движений. Ребенок изучает геометрические фигуры, основные цвета (если набор окрашен), осваивает строительство башен.
15. Наборы для пальчикового театра по тематикам сказок. Направлены на развитие координации движений, мелкой моторики, творческих способностей и развитие активной речи.
16. Шершавые парные фигуры. Наборы пластинок или рамок с фигурками разной текстуры. Ребенку предлагают с закрытыми глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок. Игра способствует сенсорному развитию, тактильного восприятия и соотнесения.
Кроме того, малыши очень любят играть с деревянными пазлами, мозаиками, палочками, домино, лото, конструкторами и строительными наборами, разнообразными музыкальными инструментами и материалами М. Монтессори.
IV . Практическая работа.
Каждой команде предлагается познакомить коллег с изготовлением народных дидактических игр из заранее приготовленных экологически чистых доступных материалов, а противоположной команде сформулировать развивающую ценность продукта творчества.
Заполнение участниками семинара-практикума демонстрационной схемы:
Средство познавательной активности
Средство исследования и экспериментирования