Семио́тика — (греч. Σημειωτική — знак, признак) Термин имеет два значения. Первое — направление в медицине, в котором изучаются знаки и симптомы различных заболеваний. Второе — Обобщенное название симптомов болезни.
Различают общую и частную семиотику. Предмет изучения общей семиотики — признаки, относящиеся к общей характеристике больного (пол, возраст, национальность, профессия, наследственность, перенесённые заболевания, телосложение) и его состояния (изменение сознания; положение тела, выражение лица; лихорадка и т. д.). Каждый признак играет роль в диагностике: например, женщины крайне редко болеют гемофилией; корь — заболевание преимущественно детского возраста; серповидноклеточная анемия распространена в Экваториальной Африке, но не встречается среди коренных народностей Америки, Австралии; существует особая группа профессиональных болезней; вид и походка больного позволяют поставить диагноз паркинсонизма и т. д. Общая семиотика изучает также изменения функции и морфологии органов и лабораторных проб (например, диагностическое значение увеличения печени, особенности мочи и кала при желтухах и т. п.). Предмет частной семиотики — симптомы конкретных заболеваний, их диагностическое значение, механизмы возникновения, причины возможного отсутствия, особенности их сочетания (см. Синдром). Семиотика — важная составная часть диагностики.
См. также
Это заготовка статьи по медицине. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным.
Полезное
Смотреть что такое «Медицинская семиотика» в других словарях:
Семиотика (значения) — Семиотика (греч. σημειωτικῶς, от σημεῖον знак, признак): В языкознании семиотика наука о знаках, знаковых системах, символах и мифологемах. Само слово происходит от древнегреческого и означает «учение о знаках». Название науки придумал… … Википедия
МЕДИЦИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — МЕДИЦИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Содержание: I. Медицинская литература научная. 54 7 II. Список мед. журналов (1792 1938). 562 III. Медицинская литература популярная. 576 (цветники), лечебники (целебники, врачебники), фармакопеи (аптеки).… … Большая медицинская энциклопедия
Семиотика медицинская — Семиотика, симптоматология один из разделов диагностики, в котором изучаются и оцениваются признаки, симптомы болезней. Предмет изучения общей семиотики признаки, относящиеся к общей характеристике больного (пол, возраст, национальность,… … Википедия
Симптоматика — (греч. Συμπτώματα случай, совпадение, признак) семиотика, семиология, симптоматология, симптоматика): Направление в медицине, в котором изучаются симптомы различных заболеваний. Обобщённое название симптомов болезни. Понятие Различают общую и… … Википедия
Синдром — У этого термина существуют и другие значения, см. Синдром (значения). Синдром (греч. σύνδρομον, σύνδρομο сопутствие; δρομο дорога) совокупность симптомов с общим патогенезом. В медицине и психологии, термин синдром ссылается на ассоциацию… … Википедия
Симптом — В Викисловаре есть статья «симптом» Симптом (от греч … Википедия
Тремор покоя — Тремор покоя тремор, который наблюдается в состоянии покоя и исчезает при движении. Тремор покоя свидетельствует о патологии и наблюдается, например, при болезни Паркинсона. Хотя тремор это не единственный симптом болезни Паркинсона,… … Википедия
Аментивный синдром — (лат. amentia безумие; синоним аменция) одна из форм помрачения сознания, при которой преобладают растерянность, бессвязность мышления и речи, хаотичность движений. Может возникнуть при различных острых инфекционных психозах на… … Википедия
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
СЕМИОТИКА (греч. semeiotikon знак, признак) — учение о признаках болезни, раскрывающее их содержание и проявление. С. — важная составная часть диагностики (см.). В то же время С. имеет самостоятельное значение как дисциплина, излагаемая в учебных программах по пропедевтике (см.) и во вводных курсах различных клин, дисциплин. Кроме диагностики, данные С. используют для прогнозирования, выбора тактики лечения и вторичной профилактики болезней. На всех стадиях развития болезни (см.) врач неоднократно возвращается к семиотической картине болезни, углубляя и уточняя ее в соответствии с конкретными требованиями диагностического процесса и с появлением новых или исчезновением первоначально выраженных симптомов.
Различают общую и частную С. Предметом общей С. являются признаки, относящиеся к общей характеристике больного (пол, возраст, профессия, наследственность, перенесенные заболевания, привычные интоксикации, телосложение, половое развитие) и его общему состоянию (изменение сознания, положение тела, выражение лица, окраска кожных покровов и т. д.). Каждый признак имеет значение в диагностике. Наир., женщины не болеют гемофилией А и В, но значительно чаще мужчин и в молодом возрасте болеют красной волчанкой; корь — заболевание преимущественно детского возраста, а атеросклероз — пожилого возраста; известна группа профессиональных заболеваний (силикоз легких, вибрационная болезнь), профессиональные условия могут выступать как факторы риска в развитии болезней, напр, работа, связанная с нервно-эмоциональным перенапряжением, предрасполагает к развитию гипертонической болезни; курение — фактор риска в возникновении ишемической болезни сердца, рака легкого; велика роль наследственной передачи таких заболеваний, как сахарный диабет, шизофрения и др.; равномерная бронзовая окраска кожных покровов и пигментации характерны для хронической недостаточности надпочечников; пикническое телосложение имеет самостоятельное значение в развитии легочного сердца и т. д. Общая С. изучает также отражение в симптомах изменений функции и морфологии органов (напр., изменение таких характеристик лимфатических узлов как системность поражения, степень увеличения и уплотнения, спаянность между собой и др. обусловлены различием морфологических изменений в них при лимфолейкозе, лимфосаркоме, туберкулезе, туляремии и т. д.), в том числе на основании исследований лабораторных материалов (особенности морфологического состава крови при заболеваниях крови и кроветворных органов, особенности анализа мочи при заболеваниях почек и т. д.). Все элементы общей характеристики больного учитываются врачом при диагностике любого заболевания.
Предметом частной С. органов и систем организма являются симптомы конкретных заболеваний, механизмы их возникновения и развития, диагностическое значение, оценка степени выраженности (см. Симптом), особенности их сочетания (см. Синдром), причины возможного отсутствия.
Простейшей формой научного описания и соответственно исходным уровнем исследования болезней является эмпирическое наблюдение, насчитывающее тысячелетия существования в медицине. Оно включает прежде всего конкретно-чувственное восприятие врачом морфологических и функциональных изменений организма по сравнению с нормой. При большой достоверности признаков болезни, выявленных при этом, их недостатком является субъективность восприятия врачом, индивидуальность проявления у каждого больного и сложность самого объекта исследования — больного человека, к-рый, выступая как субъект, воздействует на процесс познания болезни.
Научно-технический прогресс значительно дополнил и объективизировал чувственное познание структуры и функции различных систем организма. Инструментальные и лабораторные методы исследования дали целые области специальных знаний, привели к их дифференциации. При этом каждая специальность (напр., рентгенология, радиология, иммунология и др.) имеет свои семиотические особенности как в определении разрешающих возможностей методов и значимости полученных данных, так и в вопросах способов их выражения.
Из трех основных аспектов изучения знаков и знаковых систем — синтактики, семантики и прагматики, мед. С. на современном этапе наиболее связана с двумя последними: с семантической информацией и особенно с прагматикой — изучением полезности, ценности, понятности знака. В процессе семиотического исследования используется знаковая система как естественного, так и искусственных формальных языков. Естественный язык медицинских терминов, понятий включает и их систематизацию, классификацию, графическое изображение. В медицинской классификации насчитываются многочисленные наименования, что иногда вызывает затруднения в правильном обозначении симптома, синдрома, нозологии. При этом возникают терминологические трудности. С одной стороны, некоторые симптомы или синдромы имеют несколько наименований — синонимов, с другой — одинаковые наименования получают различающиеся симптомы — омонимы. Перегруженность мед. словаря, отсутствие единых классификаций нозологий создает ряд затруднений, в частности в статистической обработке мед. документации. Отсюда необходимость упорядочения и стандартизации медицинской терминологии (см. Терминология медицинская), стремление к упрощениям схем, классификаций и т. д. Кроме того, существуют объективные трудности в раскрытии содержания таких понятий, как болезнь, здоровье, норма и др. Искусственные формальные языки (логико-математические, информационно-поисковые, языки программирования и др.) современная медицина использует прежде всего с необходимостью запоминания, хранения и воспроизведения огромной мед. информации, ее упорядочения. Выполнению этих задач способствует применение ЭВМ. Использование в медицине кибернетики, в частности с диагностическими целями, встретило ряд трудностей, из к-рых основными стали трудность формализации мед. понятий и невозможность свести процесс научно-исследовательского поиска к построению однозначно действующего алгоритма. По своему познавательному содержанию этот поиск богаче и сложнее соответствующих алгоритмов (см.). До настоящего времени не удалось формализовать узловые моменты врачебной деятельности и на этой базе построить алгоритмы обследования больного, обработки полученных сведений и принятия решений. Не поддаются описанию на математическом языке некоторые симптомы болезней, многие морфологические и функциональные изменения, реакция личности на болезнь и некоторые другие элементы, учитываемые врачебным мышлением.
Библиография: Субботин Ю. К. Методологические вопросы медицинской семиотики, Вестн. АМН СССР, № 5, с. 76, 1979; он же, Семиотическое обеспечение машинного диагноза, там же, № 4, с. 84, 1980.
Минасова Е.Ю. Научный руководитель: д.м.н., доцент Пригородов М.В.
Резюме
В данной статье рассматриваются особенности врачебного мышления, которое должно опираться на законы логики и диалектики, индуктивный и дедуктивный методы исследования, необходимые для правильной диагностики, постановки клинического диагноза и назначения оптимального лечения
Ключевые слова
Статья
Введение
Первые сообщения о «логике» появились более двух тысяч лет назад, в IV в. до н.э. В трудах древнегреческого философа Аристотеля «Органон» («Орудия познания») сформулированы основные законы мышления: тождества, противоречия. Определены основные логические операции, разработаны теории понятия и суждения, представлено дедуктивное умозаключение [1].
Логическое мышление является основой врачебной деятельности. Академик П. К. Анохин отмечал: «Логика нужна любому специалисту, будь он математик, медик, биолог. Логика — это необходимый инструмент, освобождающий от лишних, ненужных запоминаний, помогающий найти в массе информации то ценное, что нужно человеку. Без логики это слепая работа» [2]. Профессор С.П. Федоров подчеркивал: «Гораздо больше ценен врач мыслящий, чем доверяющий или отрицающий; врачу нужно воспитывать в себе логическое мышление, ибо такой врач принесет гораздо больше пользы больным, чем другой, знающий, может быть сотни реакций и все процентные отношения составных частей крови и мочи. Мыслящий врач не так скоро попадет на ложный путь и, даже попавши, скорее сойдет с него» [3]. Л. П. Боголепов писал: «В медицине особенно потребно знание правильного мыслеводства… думается, не далеко время, когда врачи будут конфузиться, вспоминая свое скептическое отношение к логике» [4].
Мыслить логично — это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности [5].
Основная часть
«Правильное построение и формулировка диагноза … с переходом в непосредственной связи с ним к лечебному процессу … представляют собой сложный процесс оперирования умозаключениями, суждениями и понятиями. И каждая из этих форм мышления требует неукоснительного соблюдения законов логики. Успешность, правильность и достоверность врачебных заключений появляются тогда, когда заключения доказаны, когда они глубоко продуманы, проанализированы и осознаны. Анализ же мыслительного процесса невозможен без учета законов логики».
Гераклит в V в до н.э. написал следующий фразеологизм «Всё течёт, всё меняется». Правильно установленный диагноз на сегодня через неопределённое время может стать неверным или неполным.
Диагноз не может быть окончательным, поскольку заболевание – это не состояние, а процесс. Диагноз постоянно находится в динамике: он развивается вместе с патологическим процессом организма пациента.
Возникновение и развитие любого патологического процесса можно характеризовать с помощью диалектической категории «часть и целое», поскольку организм представляет собой диалектическое единство. Выраженность нарушений морфо-функционального локального и автономного патологического процесса тесно зависит от состояния целостного организма. В организме не существует абсолютно локальных и абсолютно общих процессов: все процессы имеют относительный характер. Значимость проявления патологического процесса зависит от адаптационных возможностей индивидуального организма. Учет диалектики части и целого, общего и локального, единства и борьбы противоположностей позволяет рассматривать болезнь как сложный и противоречивый процесс.
Стандарт медицинской помощи и клиническое мышление являет собой «единство и борьбу противоположностей». Закон «отрицания отрицания» отражает диалектическое единство цикличности развития какого-либо процесса, что особенно наглядно проявляется в медицине. Болезнь отрицает здоровье, но, в свою очередь, отрицается выздоровлением. Процесс выздоровления ассоциируется с восстановлением морфо-функционального статуса органов и систем, с возвращением центральной регуляции по принципу прямой и обратной связи в многоплоскостном режиме, обеспечивающей целостность организма.
На основе прогресса научного знания выделяют несколько методологических направлений врачебного мышления в формировании диагноза:
1. По интуиции – накопление практического опыта, знаний, развитие ассоциативных способностей мышления. Интуиция – это вспомогательный прием познания, требующий обязательной практической проверки. Используется только на начальных этапах формирования диагноза.
2. По аналогии – совокупность врачебной интуиции и дедуктивного умозаключения. Является вспомогательным методом в процессе формирования диагноза. Суть метода: преобладание эмпиризма при мышлении в пределах аналогии.
3. Индуктивное мышление – способность выявить сходство и различие признаков заболевания. Индуктивный метод находится в основе врачебного мышления. По определённым симптомам, синдромам врач устанавливает конкретное заболевание у данного больного за счёт построения цепи связанных умозаключений. Преимуществом данного метода является наибольшая достоверность.
4. Диагностическая гипотеза – это высшая форма умозаключения, которая выдвигается до начала исследования и представляет собой новое знание. Врач должен критически относиться к гипотезе, уметь её отстаивать, дискутируя с самим собой. Игнорируя факты, противоречащие гипотезе, врач принимает ее за достоверную истину. Поэтому необходимо искать не только симптомы, подтверждающие гипотезу, но и симптомы, опровергающие и противоречащие ей, что может повести к возникновению новой гипотезы. Построение диагностических гипотез – это средство для формулировки правильных выводов при распознавании болезней
5. Дедуктивный метод диагностического процесса не является ведущим. При его применении находят известное в неизвестном. Но в диагностике несостоятелен, поскольку отдельный симптом или даже синдром не указывает на конкретную болезнь и на её причину. [7]
Работа врача любой специальности, любого профильного отделения начинается с диагностики. Обязательными ступенями для постановки диагноза являются: наблюдение, оценка выявляемых симптомов и умозаключение.
В этой связи выделяют несколько разделов диагностического процесса:
Первые два раздела подробно изложены в учебных пособиях, методических рекомендациях, в то время как третьему разделу уделено мало внимания [8].
Как бы вперёд не шло развитие клинических и инструментально-лабораторных методов исследования, лишь уровень врачебного мышления будет определять эффективность диагностического процесса, следовательно, и лечения.
Существует несколько форм логики: формальная и диалектическая.
Формальная логика – изучает формы мысли: понятия, суждения, умозаключения человека. Основной её задачей является формулировка законов и принципов, соблюдение которых является необходимым условием для достижения истинных заключений. При оценке рассуждений врача, прежде всего, обращают внимание на формально-логическую связанность его мышления, то есть формальную логику.
Диалектическая логика – изучает понятия, суждения и умозаключения в их динамике и взаимосвязи. Основные принципы диалектической логики: объективность и всесторонность исследования, изучение предмета в развитии, раскрытие противоречий в самой сущности предметов, единство количественного и качественного анализа.
В изучении динамики патологического процесса врач должен правильно сочетать данные субъективного обследования и объективного исследования, учитывая, что они изменяются по ходу течения заболевания.
Во время диагностического процесса клиническое мышление врача должно быть определенным, последовательным и доказательным. Основные правила этого процесса раскрываются в 4-х законах логики:
1. Закон тождества. Его основу составляет качественная определённость предметов, явлений, которая сохраняется в процессе их взаимодействия на протяжении некоторого времени. Мысль о качественно определенном предмете должна быть не только определенной, но и однозначной. Любое понятие и суждение должно употребляться в конкретном смысле и сохраняться в процессе всего рассуждения. Так и в медицинской практике требуется конкретность, определенность в подходе к построению диагноза.
Использование многочисленных синонимов болезненных состояний (функциональный мегаколон, синдром раздраженного кишечника) лишь запутывают врача, поскольку отсутствует клиническая определенность диагноза.
Нарушает закона тождества употребление окончания «- патия» (например, гастропатия, миопатия, кардиопатия, артропатия и т.д.) В данном случае отсутствует указание на конкретное заболевание того или иного органа, а имеется только констатация наличия патологического процесса. Для устранения этой проблемы необходимо создание унифицированной клинической номенклатуры заболеваний.
2. Закон противоречия. Выражает такую черту мышления как последовательность, непротиворечивость мысли. В этом законе два противоположных, противоречащих суждения об одном и том же предмете, рассматриваемые в одинаковых условиях, не могут быть одновременно истинными. Одно из них является ложным. Закон противоречия обнаруживается в умозаключениях, основанных на суждениях, которые, в свою очередь, подразделяются на положительные и отрицательные, истинные и ложные. Примером применения закона противоречия в диагностической практике является ситуация, когда предварительный диагноз не подтверждается результатами лабораторных и инструментальных исследований. Врач должен продолжить дифференциальную диагностику применяя другие методы исследования для подтверждения диагноза, и учитывая, что отсутствие патогномоничного признака объективного исследования не исключает разработанный “рабочий” диагноз.
3. Закон исключенного третьего. Данный закон утверждает, что два противоречащих высказывания об одном и том же предмете не могут быть одновременно ложными – одно из них обязательно является истинным. Это означает, что при решении альтернативного вопроса нельзя уклоняться от определенного ответа, искать что-то промежуточное, среднее, третье – это будет ошибкой. Значением данного закона является установление определённых границ для поиска истины, заключенной в одном из противоречивых суждении. Нет смысла искать истину за их пределами.
Например, при наличии у пациента системной артериальной гипертензии нужно определить истинность одного из двух суждений: «У пациента есть первичная гипертензия» и «У пациента нет первичной гипертензии». При недостатке опыта, знаний врач находит третье решение постановки диагноза: «Нейроциркуляторная дистония по гипертоническому типу», что противоречит закону исключенного третьего.
4. Закон достаточного основания. Устанавливает истинность или ложность мысли, суждения на основе объективного доказанного обоснования. Предпосылка возникновения закона: предметы, соотносящиеся между собой, возникают из других предметов и, в свою очередь, порождают новые, взаимодействуют между собой, изменяясь и развиваясь в пространстве и времени. Следовательно, все предметы в мире имеют свои основания в других. Нельзя считать истинным суждение без основательных доказательств.
Например, врач, собрав жалобы, анамнез жизни и заболевания, оценив настоящее состояние, изучив локальный статус, выраженность системных изменений формирует основной диагноз, осложнения, фоновые заболевания, сопутствующую патологию. Затем доказывает правильность своих суждений, опираясь на объективные данные лабораторно-инструментальных исследований [9].
В сложных ситуациях в построении диагноза существует другой метод поиска – путь исключения. Доказывая вероятность существования конкретного заболевания, исключают остальные варианты патологии со схожими признаками. Например, абдоминальная боль может быть обусловлена патологией различных органов и систем. Необходимо установить причину возникновения данного синдрома как проявление или осложнение конкретного заболевания, т.е. провести дифференциальную диагностику. Но при использовании данного метода диагностики невозможно сформировать абсолютно достоверное суждение.
Таким образом, клиническое мышление, базирующееся на законах логики, является основным инструментом в процессе диагностики, определяя квалификацию врача. Правильное построение и обоснование диагноза, обусловливает назначение соответствующего плана последующих лечебно-диагностических мероприятий, с этапной оценкой течения патологического процесса, что является критерием качества клинической работы врача [10].
В целом, процесс постановки основного клинического диагноза разделен на два больших этапа:
1. Эмпирический – поиск и обнаружение признаков (симптомов), указывающих на вид, форму, характер течения заболевания.
Представленные этапы построены на основных методах исследования – индукции и дедукции.
Индуктивное рассуждение основывается на наблюдении, сборе, классификации данных, полученных врачом во время опроса и осмотра больного. В данном случае врач идёт от простого к сложному, от частного к общему, собирая информацию по установленным алгоритмам обследования пациента:
Несколько другой алгоритм обследования в отделении реанимации и интенсивной терапии при стабильном состоянии пациента:
Тем не менее, в данном случае врач идет по пути индуктивного типа мышления. Но в случае жизнеопасной ситуации, при декомпенсации основных систем жизнеобеспечения, выбирается путь дедуктивного мышления (от общего к частному) для выявления причины возникновения критического состояния. При возникновении клинической смерти пациента и проведения сердечно-лёгочной реанимации основным видом мышления врача предстаёт интуитивное мышление.
Выявленный синдром может явиться следствием различных патогенетических процессов, поскольку организм реагирует на эндо- или экзогенное возмущение типовыми патологическими реакциями на основе изменения морфо-функционального статуса патологических систем, с последующим формированием индивидуальной реакции адаптации. В результате схожий синдром может наблюдаться при различных заболеваниях, а конкретное заболевание может проявляться различными синдромами. В этом и кроется противоречие между особенным и общим, между сущностью и явлением
На данном этапе возможны клинические ошибки врачей, обращающих своё внимание и действия не на поиск причины, а на стабилизацию проявлений патологического процесса. К тому же невозможно сформировать правильный диагноз и назначить соответствующее лечение без определенного практического опыта, навыков, соответствующего уровня теоретических знаний.
При выявлении основного механизма патогенеза, необходимо определить степень зависимости между ним и его патологическим проявлением, т.е. найти конкретную причинно-следственную связь, что в совокупности с этиологией патологического процесса даёт возможность установить нозологическую форму заболевания.
Нозологическая форма – это болезненный процесс, характеризующийся конкретной причиной (этиология), механизмом развития (патогенез) и выраженностью специфических изменений морфо-функционального статуса, отличающей конкретную болезнь от других заболеваний. Основным направлением клинической медицины является непрерывное движение от симптоматологии и синдромологии к нозологии [11].
Врач анестезиолог-реаниматолог в ОРИТ при первом контакте с пациентом, находящимся в критическом состоянии, определяет тяжесть состояния, исходя из выявления выраженности дисфункции основных четырёх систем жизнеобеспечения – ЦНС, кардиореспираторной и системе ткани крови. Основными сложностями в правильной постановке диагноза пациенту в ОРИТ является кратковременность пребывания в стационаре и тяжесть его состояния. Поэтому построение клинического диагноза должно быть обосновано применением неспецифических и специфических шкал оценки тяжести и динамики состояния пациента. Целесообразно изучать изменение клинического состояния пациента с привлечением данных инструментально-лабораторных показателей для оценки результатов интенсивной терапии, т.е. оценивать выраженность сдвигов и искать запасы индивидуального адаптационного потенциала пациента. Целесообразно опираться на клинические рекомендации и стандарты диагностики и лечения [12].
Врачи, работающие только по инструкции, всегда вызывали негативные отзывы в свой адрес, высмеивались в литературных произведениях. В XVI в. Себастиан Брант описал таких врачей в своей сатирической поэме «Корабль дураков»:
«Что скажешь ты глупцу-врачу,
Который, глядя на мочу
Смертельно тяжкого больного,
В растерянности бестолковой
Хватает лекарский томище
И указаний, неуч, ищет?
Пока вникает он, смекает —
Больной и дух свой испускает!» [13]
Следовательно, для повышения качества диагностики и лечения, недостаточно цитировать данные медицинской литературы. Необходимо совершенствовать своё врачебное, клиническое мышление, основываясь на законах логики, с проявлением одного из законов диалектики – «переход количества в качество».
Не менее важным требованием к мышлению является его объективность. Наиболее частой причиной врачебных ошибок является субъективный взгляд на факты, их игнорирование, недостаточно критическое отношение к умозаключениям своих коллег.
Изменчивость клинической картины заболеваний делает процесс мышления врача творческим. В связи с этим мышление врача должно обладать гибкостью, т.е. способностью к быстрой мобилизации и перемене хода рассуждений, когда это диктует динамика индивидуального патологического процесса. Основными причинами врачебных ошибок являются:
Всё вышеперечисленное приводит к непродуктивным размышлениям, неправильным выводам, необоснованным действиям.
В последнее время появляется всё больше новых методов лабораторно-диагностических исследований, характеризующих состояние органов и систем пациента. Врач оказывается в потоке избыточного множества ненужных переменных и параметров, уводящих мышление с правильного курса, что может стать причиной диагностической ошибки. Происходит столкновение количественного и качественного подходов к обследованию пациента.
Качественный подход, опирающийся не только на знания и разум, но и на врачебное искусство, отточенное восприятие и тонкую наблюдательность, – вот главный путь познания болезни и больного [14].
Заключение
Исторически клиническое врачебное мышление развивалось на фоне противоречий, борьбы противоположных мнений. Его основу составляют не только фундаментальные и прикладные знания о функционировании органов и систем организма, проявлений их дисфункций, но и философские категории, законы логики. Развитие «умственного видения», умение включить любой симптом в логическую цепь рассуждений — вот что необходимо для клинициста [15].
Врачу необходимо постоянно расширять свой кругозор — не только профессиональный, но и философский, эстетический и нравственный. В действии и через действие лежит путь к творческому освоению профессии.
По мнению А.Ф. Билибина и Г.И. Царегородцева: «Клиническое мышление – это та интеллектуальная, логическая деятельность, благодаря которой врач находит особенности, характерные для данного патологического процесса у данной конкретной личности. Врач, овладевший клиническим мышлением, умеет анализировать свои личные, субъективные впечатления находить в них общезначимое, объективное; он также умеет дать своим представлениям адекватное клиническое истолкование» [16].
«Недостаточно только иметь хороший разум, главное – это хорошо применять его».
«Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений».
«Уж лучше совсем не помышлять об отыскании каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода» [17].