Что такое семиотика в лингвистике

Что такое Семиотика

Семиотика или семиология (греч. sēméion — «признак», «знак») — это научная дисциплина, которая изучает знаки, их совокупность и их взаимоотношение (т. е. знаковые системы).

Эти знаки служат для того, чтобы сгенерировать какую-то информацию, а потом сохранить её.

Семиотика также изучает реакцию людей на знаки, каким образом знак понимается и истолковывается.

Примеры семиотики

Человек присваивает предмету или явлению какое-то значение. Так они становятся знаками.

Американский философ Чарльз Сандерс Пирс (1839–1914) предложил разделять знаки на следующие типы:

Знаки-символы

Посмотрев на символ, мы не сможем определить информацию, которую он несёт. Нам нужно заучить, что означает тот или иной знак-символ.

Поэтому в каждой культуре знаки-символы различны. Например:

Сюда же относится язык, то есть обозначаемые словами вещи и предметы: кошка, лошадь, книга. Видя книгу, мы понимаем, что это, потому что ещё в детстве узнали и заучили, что означает этот предмет.

Знаки-индексы

Это такие знаки, которые формируют причину и следствие.

Когда мы видим флаг на здании, мы понимаем, что это здание государственное (напр., посольство или министерство). Здесь флаг на здании — причина, государственность здания — следствие.

По этой схеме причина-следствие можно привести ещё примеры знаков-индексов:

Иконические знаки

Эти знаки похожи на то, что они призваны изобразить.

К иконическим знакам относятся также слова с характерным звучанием, которое призвано имитировать сам предмет: чирикать, пыхтеть, жужжать.

И иероглифы, изображение которых похоже на предмет: китайский иероглиф 山 (shān) похож на гору и означает гору.

История возникновения семиотики

Особое внимание семиотике стало уделяться в конце 19 века.

Эту научную дисциплину связывают с именами трёх философов: Фердинанда де Соссюра, Чарльза С. Пирса и Чарльза У. Морисса.

Семиотика Соссюра

Швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (1857–1913) говорил о том, что знак как единица языка состоит из означающего и означаемого.

Означающее — это визуальный образ, то, что мы видим. Это какой-то объект, звук, рисунок, слова, которые несут какое-то значение.

Означаемое — это то, что мы понимаем, о чём думаем. Это наше индивидуальная интерпретация означающего.

Семиотика Морриса

Американский философ Чарлз Уильям Моррис (1901–1979) выделял три области в семиотике:

Семантику, которая изучает отношения между тем, что мы видим (означающее), и тем, что мы понимаем, думаем (означаемое)

Синтаксис, который изучает как знаки соотносятся между собой.

Прагматику, которая изучает отношение между знаками и теми, кто их интерпретирует.

Семиотика Пирса

А благодаря трудам Чарльза Сандерса Пирса появилась типология знаков и они стали разделяться на знаки-символы, знаки-индексы и иконические знаки.

Семиотика в искусстве

Изучает скрытые и явные символы, которые присутствуют в произведениях искусства.

Семиотика в литературе

Например, в романе «Повелитель мух» в начале произведения Уильям Голдинг описывает происходящее, используя яркие краски.

Затем краски сгущаются как в сюжете романа, так и в описании событий и окружающей обстановки.

Яркий краски в начале символизируют чистоту мальчиков, их наивность и детскую непосредственность.

А тёмные краски — символ дикости, агрессии и жестокости.

В стихотворении А. С. Пушкина «Анчар» ядовитое дерево обозначает «ядовитость» неограниченной власти.

Топор в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» символизирует расплату, казнь.

Семиотика в кино

В кино также часто появляются знаки-значения.

Как, например, чёрно-белое кино «Список Шиндлера». Ведь в начале, до войны, фильм цветной. И только с началом военных действий и массовых расстрелов из кино «уходят» все краски.

Таким образом, режиссёр хотел показать своё отношение к войне.

Семиотика в медицине

Изучает знаки и символы, но уже болезней.

Например, повышенная температура, увеличение внутренних органов изменение цвета кожи и т. д. говорят о различных заболеваниях.

Мы знаем, что отёки на ногах могут говорить о венозной болезни, а ломкие ногти — о недостатке кальция.

Семиотика в рекламе

Семиотику в рекламе используют маркетологи. Они изучают влияние знаков (картинок, пиктограмм, символов) на то, как человек получает и анализирует информацию.

Семиотика и семиология: в чём отличие?

По своей сути эти два понятия — синонимы.

Соссюр изучал семиологию. Термин семиотика был введён Пирсом.

Поэтому последователи идей Соссюра говорят о семиологии, а те, кому ближе идеи Пирса — о семиотике.

Источник

Семиотика

Полезное

Смотреть что такое «Семиотика» в других словарях:

СЕМИОТИКА — (семиология) (от греч. знак) наука о знаках и знаковых системах, знаковом (использующем знаки) поведении и знаковой лингвистич. и нелингвистич. коммуникации. Совр. С. получила исходные импульсы в трудах амер. философа Ч.… … Энциклопедия культурологии

СЕМИОТИКА — (от греч. semeiot знак) общая теория знаковых систем, изучающая свойства знаковых комплексов самой различной природы. К таким системам относятся естественные языки, письменные и устные, разнообразные искусственные языки, начиная с формализованных … Философская энциклопедия

СЕМИОТИКА — СЕМИОТИКА, врачебная наука, о признаках болезни. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

семиотика — семиология Словарь русских синонимов. семиотика сущ., кол во синонимов: 5 • изучение симптомов (1) • … Словарь синонимов

СЕМИОТИКА — СЕМИОТИКА, семиология (от греч. sema, semeion знак, признак), или симптоматика, симптоматология собирание, выявление, изучение и оценка проявлений, признаков, симптомов различных болезненных состояний. Содержание семиотики составляют… … Большая медицинская энциклопедия

семиотика — Этимология. Происходит от греч. sema знак. Категория. Научная дисциплина. Специфика. Посвящена изучению знаковых систем. Подразделы: • семантика, занимающаяся исследованием соотношения знака и обозначаемого; • синтаксис как исследование… … Большая психологическая энциклопедия

СЕМИОТИКА — (от греческого semeion знак, признак), наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры системы мифа … Современная энциклопедия

СЕМИОТИКА — в медицине учение о признаках болезней (симптомах) и характерных их сочетаниях (синдромах) … Большой Энциклопедический словарь

СЕМИОТИКА — (от греч. semeion знак признак), наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры, системы мифа,… … Большой Энциклопедический словарь

Семиотика — (от греч. sema знак) научная дисциплина, посвященная изучению знаковых систем. В ней выделяют: 1. Семантику, занимающуюся исследованием соотношения знака и обозначаемого; 2. Синтаксис как исследование закономерностей сочетания знаков в сообщении; … Психологический словарь

СЕМИОТИКА — (греч. semeion знак) научная дисциплина, изучающая производство, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. С. играет заметную роль в методологии гуманитарных наук: любые культурные феномены от… … История Философии: Энциклопедия

Источник

Семиотика

(от греч. σημεῖον — знак, признак) (семиология) — 1) научная дисциплина, изучающая общее в строении и функционировании различных знаковых (семиотических) систем, хранящих и передающих информацию, будь то системы, действующие в человеческом обществе (главным образом язык, а также некоторые явления культуры, обычаи и обряды, кино и т. д.), в природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (например, зрительное и слуховое восприятие предметов; логическое рассуждение); 2) система того или иного объекта, рассматриваемая с точки зрения семиотики в 1‑м значении (например, семиотика данного фильма: семиотика лирики А. А. Блока; семиотика обращений, принятых в русском языке, и т. п.).

Из всей обширной группы объектов семиотики наибольшая общность обнаруживается между языком и художественной литературой, т. е. искусством, использующим язык в качестве своего средства; поэтому семиотика языка и литературы образует центр гуманитарной семиотики. Другой ветвью семиотики является формальная, или логико-математическая, семиотика, относящаяся к так называемой «металогике». Произведение художественной литературы может исследоваться по двум разным линиям: 1) как объект конкретно-исторического, литературоведческого, историко-литературного анализа; 2) как объект семиотического анализа, зачастую переходящего в сферу общей поэтики (см. Язык художественной литературы).

Первоначально общие принципы семиотики как «науки о знаках» были подмечены на основе наблюдений над естественным языком, одновременно и независимо, в работах Ч. С. Пирса и Ф. де Соссюра, причём первый стремился к созданию особого варианта математической логики (так называемой чистой, или умозрительной, грамматики, grammatica speculativa ), а второй — к определению предметной области различных знаков как объектов новой науки, названной им семиологией. Термин «семиотика» первоначально применялся для формальной, логико-математической линии, а содержательная, предметная, линия по европейской традиции именовалась семиологией; позднее оба названия стали употребляться как синонимы.

По мере развития семиотики в 20 в. у неё обнаруживались всё более глубокие исторические корни: в сочинениях Блаженного Августина (4—5 вв.); в средневековом учении о «тривии», цикле из трёх наук — грамматики, логики и риторики, которым в современной семиотике соответствуют синтактика, семантика и прагматика; в логико-лингвистических учениях схоластики 12—14 вв. о «сущностях» и «качествах» (акциденциях), о «суппозициях» (подстановках терминов), об «интенциях разума»; в 17 — начале 18 вв. — в учении Дж. Локка о разуме и языке, в идеях Г. В. Лейбница об особом искусственном языке «всеобщая характеристика» ( characteristica universalis ); в работах языковедов-философов 19—20 вв. В. фон Гумбольдта, А. А. Потебни, К. Л. Бюлера, И. А. Бодуэна де Куртенэ; у основателя психоанализа З. Фрейда и т. д.

Основы семиотики языка и литературы заложили представители европейского структурализма 1920—30‑х гг. — пражской лингвистической школы и Копенгагенского лингвистического кружка (Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон, Я. Мукаржовский, Л. Ельмслев, В. Брёндаль), русской «формальной школы» (Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский, Б. М. Эйхенбаум), а также независимые от направлений А. Белый и В. Я. Пропп. К этим исследованиям примыкают некоторые работы М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана и других советских учёных. Исследуются отношения семиотики к марксистскому литературоведению и истории литературы (М. Б. Храпченко). Наиболее оформленными направлениями семиотики за рубежом являются: американская школа Ч. У. Морриса, во Франции — этнографическая (антропологическая) школа К. Леви-Строса, семиология Р. Барта, психоаналитическая семиотика Ж. де Лакана, семиология кино К. Метца, в Италии — семиология кино П. П. Пазолини и др. Опубликованы многочисленные разрозненные семиотические исследования архитектуры, живописи и т. д.; выходят семиотические журналы и сборники. В 1974 в Милане (Италия) на 1‑м Международном конгрессе семиотики была создана Международная ассоциация семиотики (с участием советских учёных).

По мере развития семиотики понятие «знак» (на котором особенно настаивал Соссюр) постепенно отходило на второй план, поскольку не удалось обнаружить какие-либо знаки, универсально присущие разным естественным языкам и тем более разным семиотическим системам (нет знаков, общих для языка, живописи, кино и т. д.). Единство семиотики языка и литературы основывается прежде всего на явлении «высказывание» и его абстрактном выражении — «пропозициональной функции» (см. Пропозиция), которые обнаруживаются во всех языковых произведениях (текстах) как обыденной речи, так и художественной литературы, являясь их основной семиотической ячейкой.

Основной корпус гуманитарной семиотики составляют два комплекса понятий: а) наиболее общих семиотических закономерностей и б) наиболее общих семиотических членений (уровней, аспектов) исследуемых объектов.

К семиотическим закономерностям относятся прежде всего оппозиции (оппозитивный характер, противопоставленность) всех основных, конституирующих элементов семиотических систем — фонем, морфем, слов, типов предложений, интонаций и т. д. в естественных языках, элементарных жестов, поз, ситуаций в неязыковых системах, образов предметного ряда, кадров в кинофильмах и т. д. Например, фонема /п/ в русском языке выделяется лишь в силу противопоставления /б/ (главным образом, но также, в той или иной степени, — всем другим фонемам); в этике поза «встать перед приближающимся собеседником» нечто значит (а именно — уважение, вежливость) лишь в противопоставлении позе «остаться сидеть перед приближающимся собеседником». Оппозиции элементов, взаимозаменимых в одном месте речевой цепи (например, «пить» вместо «бить») или в один момент ситуации (например, «встать» вместо «не встать»), выявляют существенные для системы дифференциальные признаки: «глухость — звонкость» фонем; «сидение — стояние» в позах и т. п. Сама процедура исследования путём замен называется коммутацией и представляет отдельный семиотический принцип. Элементы системы, обладающие каким-либо дополнительным дифференциальным признаком по сравнению с непосредственно противопоставленными им элементами, называются маркированными: так, /б/ — маркированный элемент, /п/ — немаркированный (отсутствует признак «звонкость»). Как общий принцип, сфера употребления маркированного элемента у́же, немаркированного — шире (ср. аналогичный закон об обратном соотношении интенсионала и компрегенсии понятия); например, /п/ употребляется примерно во всех тех же позициях, что и /б/, но ещё и в конце слова перед паузой, где /б/ в русском языке невозможно.

По принципу так называемой функциональной семантики материально новый элемент системы включается в систему в форме того элемента, который он заместил; так, например, в некоторых ритуалах кочевников, первоначально не знавших лошадей, лошади маскируются под оленей (известных ранее); первые автомобили маскируются под кареты, хотя в этом нет технической надобности; в русском языке словами «перочинный нож» обозначается предмет, который может выполнять те же функции, какие раньше выполнял ножичек для очинки гусиных перьев — предметов письма, и т. п.

К закономерности функциональной семантики близка так называемая внутренняя форма слова: новое слово вводится на основании признака, уже зафиксированного в ранее существовавшем слове; например, «берёза» в индоевропейских языках вводится признаком «белый» (т. е. «белое дерево»); «пчела» и «бык» в славянских языках, по-видимому, равно введены признаком звукоподражания («пчела» из *bъčela от *bučati ‘гудеть, мычать, жужжать’); подобные явления часто обнаруживаются в процессе этимологических исследований. Внешняя форма долговечнее внутренней: например, современное русское «спасибо» уже не воспринимается как «спаси бог»; зал современного оперного театра уже не осознаётся как повторение формы итальянской и испанской городской площади — три стены из многоэтажных домов, с четвертой стороны выходят актёры, и т. п.

Одним из самых существенных следствий этих и других закономерностей является кумулятивный характер семиотической системы: элементы нового знания в них способны соотноситься, аккумулироваться с уже накопленными знаниями (информацией), а каждый новый элемент — получать точный «адрес» благодаря своей внешней форме: например, новое слово «кварки» опознается как название некоего предмета благодаря своим парадигматическим связям (ср. «марки» или «парки») и связям синтагматическим («ищем кварки», но не «ищем кварков», ср. «ищем зверьков»).

Существуют три семиотических членения (уровня, аспекта) — синтактика, семантика, прагматика. Синтактика определяется как отношение между знаками, главным образом в речевой цепи и вообще во временно́й последовательности; семантика в общем виде — как отношение между знаконосителем, предметом обозначения и понятием о предмете; прагматика — как отношение между знаками и тем, кто их использует. В прагматике языка особенно интенсивно исследуются два центра — субъект речи и адресат речи, а также связанные с ними «точки референции», выражающиеся дейктическими словами (см. Дейксис), местоимениями, относительными временами глагола и т. д. В семиотике художественной литературы типология художественных текстов с точки зрения субъекта (текст от автора, от рассказчика, от повествователя; различные «я» от автора и т. п.) дополняется типологией художественных текстов с точки зрения «образа адресата». Определение границ и сферы семантики остаётся незаконченным: в частности, является нерешённым традиционный спор между сторонниками узкого понимания семантики [например, у глагола «есть» («кушать») в русском языке одно основного значение] и широкого («есть яблоко» и «есть кашу» — разные значения глагола «есть»); не всегда чётко определяется граница между семантикой и референцией, семантикой и прагматикой и т. д.

В рамках современного, более широкого когнитивного подхода складывается новое соотношение трёх частей семиотики: семантика начинает пониматься как область истинности высказываний, прагматика — как область мнений, оценок, презумпций и установок говорящих, синтактика — как область формального вывода. Благодаря этому, в частности, стало возможным определить художественную литературу семиотически (не эстетически и не конкретно-исторически) через её язык, как сферу действия интенсионального языка; последний определяется как язык, описывающий возможный, интенсиональный мир.

Источник

Семиотика

Согласно Ю. М. Лотману, под семиотикой следует понимать науку о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения. [1]

Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы:

Содержание

Прикладные разработки

История

Предыстория

История семиотики как науки

Семиотика возникла в конце XIX — начале XX века.

Основоположниками семиотики являются американский философ и логик Чарльз Сэндерс Пирс (Charles Sanders Peirce, 1839—1914) и швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (Ferdinand de Saussure, 1857—1913). Обычно считается, что именно Пирсу, так любившему создавать новые термины, мы обязаны термином «семиотика» (хотя в действительности этот термин предложил ещё Локк, в последних строках своего «Опыта о человеческом разумении»). Соссюр же дал новой науке название «семиология», получившее большее распространение в теоретической лингвистике.

Публикации Пирса охватывают период с 1867 года до конца его жизни, однако они были небольшими по объёму, нечастыми и обычно малодоступными, ни одну из задуманных им больших книг Пирс так и не успел завершить, и широкое распространение его идеи получили только в 1930-е годы, когда были опубликованы его архивы. Соссюр вообще ничего по данной теме не написал (кроме разрозненных заметок, которые были найдены и опубликованы только во второй половине 20-го века), и его идеи стали известны благодаря посмертной (в 1916 году) публикации записей прочитанных им курсов лекций, сделанных и впоследствии отредактированных его учениками.

Одним из первых, кто взялся за выработку основных понятий семиотики, был немецкий логик и философ Готлоб Фреге (1848—1925), и, хотя, в отличие от Пирса и Соссюра, он не создал детально разработанной концепции, несколько его статей («О смысле и значении» (1892), «Мысль: логическое исследование»), посвящённых семиотике, являются классическими. Среди первых исследователей проблем семиотики был и немецкий философ, создатель феноменологии Эдмунд Гуссерль; второй том его «Логических исследований», вышедший в 1901 году, во многом посвящён именно этим вопросам.

Семиология Ф. де Соссюра

Одно из основных положений теории Ф. де Соссюра — различение между языком и речью. Языком (la langue) Соссюр называл общий для всех говорящих набор средств, используемых при построении фраз на данном языке; речью (la parole) — конкретные высказывания индивидуальных носителей языка.

Языковой знак состоит из означающего (акустического образа) и означаемого (понятия). Соссюр сравнивает язык с листом бумаги. Мысль — его лицевая сторона, звук — оборотная; нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав и оборотную. Таким образом, в основе представления Соссюра о знаке и его концепции в целом лежит дихотомия означающее-означаемое.

Язык — система значимостей. Значение — это то, что представляет собой означаемое для означающего; значимость же знака возникает из его отношений с другими знаками языка. Если воспользоваться сравнением знака с листом бумаги, то значение следует соотнести с отношениями между лицевой и оборотной сторонами листа, а значимость — с отношениями между несколькими листами.

Существуют два вида значимостей, основанные на двух видах отношений и различий между элементами языковой системы. Это синтагматические и ассоциативные отношения. Синтагматические отношения — это отношения между следующими друг за другом в потоке речи языковыми единицами, то есть отношения внутри ряда языковых единиц, существующих во времени. Такие сочетания языковых единиц называются синтагмами. Ассоциативные отношения существуют вне процесса речи, вне времени. Это отношения общности, сходства между языковыми единицами по смыслу и по звучанию, либо только по смыслу, либо только по звучанию в том или ином отношении.

Семиотика Ч. С. Пирса

Что такое семиотика в лингвистике. Смотреть фото Что такое семиотика в лингвистике. Смотреть картинку Что такое семиотика в лингвистике. Картинка про Что такое семиотика в лингвистике. Фото Что такое семиотика в лингвистике

Чарлз Сандерс Пирс пытался охарактеризовать ряд важных семиотических понятий (понятие знака, его значения, знакового отношения и т. д.). Он отчетливо сознавал, что эта область исследования должна быть предметом особой науки — семиотики, которую он определял как учение о природе и основных разновидностях знаковых процессов.

В частности, Пирс создал базовую для семиотики классификацию знаков:

1) знаки-иконы (icon), изобразительные знаки, в которых означаемое и означающее связаны меж собой по подобию; 2) знаки-индексы (index), в которых означаемое и означающее связаны меж собой по расположенности во времени и/или пространстве; 3) знаки-символы (symbol), в которых означаемое и означающее связаны меж собой в рамках некоторой конвенции, то есть как бы по предварительной договоренности. Национальные языки — примеры таких конвенций.

Идеи Г. Фреге и Э. Гуссерля

Что такое семиотика в лингвистике. Смотреть фото Что такое семиотика в лингвистике. Смотреть картинку Что такое семиотика в лингвистике. Картинка про Что такое семиотика в лингвистике. Фото Что такое семиотика в лингвистике

Среди идей Г. Фреге наиболее существенными для семиотики являются его понятия значения и смысла знака, сформулированные в статье «О смысле и значении» (1892).

Последующее развитие

Впоследствии Чарльз Уильям Моррис, развивая идеи Пирса, систематизировал семиотику и ввёл разделение её на синтактику, семантику и прагматику. В 1938 году он опубликовал небольшую книгу «Основы теории знаков», которая является кратким очерком новой науки. Наиболее полную попытку изложения основных проблем семиотики можно найти в его книге «Знаки, язык и поведение», изданной в Нью-Йорке в 1946 году.

Рассматривать семиотику как науку стали относительно недавно. В августе 1995 года в г. Монтерей (Калифорния, США) на конференции по интеллектуально управляемым системам состоялся симпозиум, посвященный прикладной семиотике.

Источник

Что такое семиотика в лингвистике. Смотреть фото Что такое семиотика в лингвистике. Смотреть картинку Что такое семиотика в лингвистике. Картинка про Что такое семиотика в лингвистике. Фото Что такое семиотика в лингвистике

Разделы страницы о семиотике и семиологии:

Также смотрите родственные разделы по семантике и международным обозначениям. И будет полезно исследовать архетипы коллективной памяти, выраженные в сновидениях.

История становления семиотики

Возникновение и становление семиотики

Семиотика — это проект в гуманитарных науках и философии, который появился в конце XIX века. В философии это американский прагматизм, Чарльз Сандерс Пирс, который предложил свой семиотический проект с опорой на эволюционную биологию, а европейский гуманитарный проект — это лингвистический проект, который предложил швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр, чьи ученики после его смерти составили знаменитую книгу «Курс общей лингвистики», которая легла в основу семиотики.

Идея создания науки о знаках возникла почти одновременно и независимо у нескольких ученых. Основателем семиотики считается американский логик, философ и естествоиспытатель Ч. Пирс (1839—1914 гг.), который и предложил ее название. Он также дал определение знака, классификацию знаков (индексы, иконы, символы), установил задачи и рамки новой науки.

Семиотика как наука о знаковых системах, сверхнаука, наука о знаковых системах в природе и обществе призвана объединить разные гуманитарные науки, а желательно и социальные и показать, что между ними общего, чтобы возник некий общий язык, с помощью которого эти науки смогут друг с другом разговаривать. (Ян Левченко. Семиотический проект в СССР)

Семиотика с самого начала своего возникновения стала представлять собой метанауку, особого рода надстройку над целым рядом наук, оперирующих понятием знака. Интересы семиотики распространяются на

Семиотика как наука о средствах общения и др. специализированных средствах, опосредствующих человеческую деятельность, тесно смыкается с психологией, особенно с психологией общения.

Три составные части семиотики

Кроме того, Ч. Пирс разделил семиотику на семантику, синтактику и прагматику (Ч. Моррис развил эти идеи):

Понятие знака в семиотике

Существует расширенное и более узкое понимание знака и, соответственно, семиотики.

Знаки (в самом узком смысле) всегда образуют систему, хотя возможно и случайное употребление неспецифических средств в знаковой функции. Различают первичные знаковые системы, в которых знак представляет единство общения и обобщения и которые являются условием существования и формой выражения сознания (напр., язык), и вторичные знаковые системы, возникающие на базе первичных и невозможные без них. Большинство из них при восприятии сообщений переводится в исходную форму первичную (например, азбука Морзе), др. непереводимы, но невозможны без первичных (напр., системы обозначений географической карты).

Развитие семиотики

Несмотря на общую идею необходимости создания науки о знаках, представления о ее сущности значительно различались; например, Ч. Пирс представлял ее как «универсальную алгебру знаний», т.е. скорее как раздел математики. Соссюр же говорил о семиологии как науке психологической, некоторой надстройке над гуманитарными науками. [А, судя по труду Э. Кассирера, семиотику можно считать и философской дисциплиной.]

Что касается 3 частей семиотики, то сначала ученые занимались в основном синтактикой: синтаксисом, композицией, морфологией текста. Затем центр исследований переместился в область семантики: изучались отношения элементов (знаков) к внешнему миру, соотношение знак — понятие, языковая «картина мира». В последние годы основные исследования ведутся в области прагматики (говорящего и пишущего субъекта, его различных Я; отношений между отправителем и адресатом, говорящим и слушающим, пишущим и читающим; словесного воздействия, убеждения и т.п.).

Предмет, структура и основные понятия семиотики

Здесь даны различные определения семиотики и описания ее задач. Позже будет представлено единое описание.

Код Д, в частности, задает соответствие означаемых и означающих, т.е. задает набор знаков. Код должен быть выбран таким образом, чтобы с помощью соответствующих означающих можно было составить требуемое сообщение. Должны также подходить друг к другу среда и означающие кода. Код должен быть известен получателю, а среда и означающие должны быть доступны его восприятию. Код (и язык в том числе) представляет собой систему, которая включает структуру знаков и правила ее функционирования. Структура, в свою очередь, состоит из самих знаков и отношений между ними (иногда говорят также о правилах комбинирования).

Таким образом, воспринимая означающие, посланные отправителем [коммуникантом], получатель [реципиент] с помощью кода переводит их в означаемые и тем самым принимает сообщение.

При рассмотрении лексики лингвисты пользуются также международными терминами, которые соответствуют выделенным русским терминам:

Сказанное может быть представлено на схеме, которая называется «семантическим треугольником«.

Две стороны знака и семиотический треугольник

Семантический треугольник

Семантический треугольник (англ. semantic triangle) — схематическое изображение для представления о том, что у каждого знака есть, по крайней мере, 2 типа значений (денотативное и сигнификативное). Вершины семантического треугольника образуют сам знак (или его внешняя форма) и 2 его значения. С этим представлением связана также мысль о том, что у всех знаков есть, по меньшей мере, 2 семантические функции: номинативная (идентифицирующая) и сигнификативная.

Термины, обозначающие типы «значений», образуют весьма пёстрый ряд:

Семантический треугольник почти синонимичен семантической триаде.

Лингвисты-теоретики, разрабатывая новаторские идеи Ф. де Соссюра, в 20-е годы столкнулись с проблемой значения, которая стала камнем преткновения не только для лингвистов, но и для психологов и философов. В 1923 г. американские семиотики С.К. Огден и И.А. Ричардс опубликовали книгу с характерным названием: «Значение значения. Исследование влияния языка на мышление и научный символизм». В этой книге предложен семантический треугольник (треугольник Огдена-Ричардса), который представляет собой удачную модель взаимосвязи трех уже известных, логико-лингвистических категорий:

На рис. 6.2 воспроизведен знаменитый треугольник с некоторыми дополнениями. Его преимущество перед треугольником Г. Фреге в том, что он разграничивает материальную и идеальную сторону знака (план выражения и план содержания). Фреге же отождествляет знак и имя, что неприемлемо для естественного языка.

С предложенным психологами разграничением «смыслов» и «значений» согласиться нельзя. Мы полагаем, что смыслы — универсальная категория, которая может обнаруживаться во всех мирах, а не только в субъективной психической реальности. Социальная коммуникационная деятельность и социальная память есть движение смыслов, которые можно, конечно, называть «значениями», но научное познание от этого не выиграет, а скорее заплутается в терминологической путанице. Мы полагаем, что содержанием всех видов смысловой коммуникации — генетической, психической (внутриличностной), социальной есть смыслы, т. е. знания, умения, эмоции, стимулы.

Поэтому, упрощенно, у нас будет не ртеугольник, а разомкнутый четырёхугольник.

Виды знаков

Классификация знаков дана одним из основоположников семиотики Ч. Пирсом. Она основана на типологии соотношения формы и содержания:

Основные функции семиотики (семантические уровни)

Семиотика разделяется на три основных области: синтактику (или синтаксис), семантику и прагматику.

Три аспекта семиотики можно наглядно понять на основе семантического треугольника:

Деление семиотики больше похоже на принципы классификации лексики (тематический, синтагматический, ассоциативный), за исключением парадигматического. Впрочем, возможно, парадигмы существуют в нашем сознании или восприятии им окружающего мира вне языка. Тогда парадигматический аспект должен рассматриваться как в семантике, так и в семиотике.

Понятийное (денотативное) и ассоциативное (конотативное) значения предмета

В семиотике различают денотативное [семантическое] и конотативное [прагматическое] значения предмета:

Однако, по одной из концепций, семиология есть неудачная попытка построения универсальной науки о знаках, предпринятая лингвистами, и потому ошибочно рассматривающая все знаковые системы преимущественно с лингвистической точки зрения. Семиолог Э.Бенвенист утверждает: «Знаки, имеющие хождение в обществе, могут быть полностью интерпретированы посредством знаков языка, но не наоборот» (Э.Бенвенист «Общая лингвистика». М., 1974, с. 78. Цит. по: В.Михалкович «Изобразительный язык средств массовой коммуникации». М., Наука, 1986г.,с.6). Этой — сугубо лингвистической — точки зрения придерживался основатель семиологии Ф. де Соссюр, литературовед и культуролог Ю.Лотман, кинорежиссер П.-П.Пазолини и множество других структурных лингвистов. Вследствие чего бурное развитие семиологии в 50е-70е годы затем сошло на нет, столкнувшись с неразрешимыми проблемами в знаковой интерпретации изобразительных (в т.ч., кино) и, вообще, художественных систем коммуникации.

Сетевые ресурсы о семиотике и символике

Онлайн-нциклопедии символов

Практическая семиотика (символизация)

Литература по семиотике и семиологии

Можно поискать нужную покупку в сетевом магазине Май-шоп по названию товара, фамилии автора (редактора) книги, режиссера фильма.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *