Что такое сенсорная комната для детей
Сенсорная комната – особенности оснащения
Сегодня мы постараемся подробно рассказать вам обо всех особенностях оснащения сенсорной комнаты, а также о том, какими преимуществами обладают занятия в ней.
Научно доказано, что гармоничное и полноценное развитие ребенка невозможно без воздействия на его органы восприятия – глаза, уши, вкусовые рецепторы, кожные покровы и т.д. Поэтому сегодня во многих дошкольных учреждениях большой популярностью пользуются специально оборудованные различными стимуляторами комнаты, направленные на сенсорное развитие дошкольников (то есть, на развитие их восприятия в широком понимании этого слова).
Необходимо отметить, что для России само понятие «сенсорная комната» является достаточно непривычным, а значит для многих родителей непонятным. Из-за этого для большинства обывателей сенсорная комната представляется неким помещением, наполненным различными высокотехнологичными гаджетами (по аналогии с сенсорными панелями современных телефонов и компьютеров), призванными заменить традиционные игровые комнаты в детсадах. На самом же деле сенсорные комнаты представляют собой абсолютно самостоятельную систему развития детей, существующую параллельно с традиционными методиками и техниками развивающих занятий, применяющихся сегодня в дошкольных учреждениях.
Сегодня мы постараемся подробно рассказать вам обо всех особенностях оснащения сенсорной комнаты, а также о том, какими преимуществами обладают занятия в ней.
Что такое сенсорная комната?
Сенсорная комната – помещение, оборудованное стимуляторами, воздействующими на органы обоняния, осязания, слуха, зрения и т.д., и направленное на развитие высших психических функций (речь, память, мышление, внимание, воображение, восприятие и т.д.), эмоциональной сферы и личностных качеств ребенка. Кроме того, подобные стимуляторы способствуют психоэмоциональной разгрузке (релаксации), восстановлению и поддержанию психологического здоровья детей.
Для оснащения сенсорной комнаты, как правило, используется такое оборудование, как:
Помимо этого, оснащение сенсорной комнаты практически всегда включает в себя оборудование, использующее при звуко- и ароматерапии: генераторы запахов, ионизаторы и увлажнители воздуха, музыкальные панели, аудиопроигрыватели, наборы дисков с музыкальными произведениями и т.д.
Особого уюта и атмосферы комфорта сенсорным комнатам придают необычные светильники (например, светильники «Пламя», «Плазма», «Вулкан» или соляные лампы), а также нестандартная мягкая мебель (например, пуфик-мяч, водяной матрас или кресло-кубик) и различные мягкие игровые модули: домики-трансформеры, сухие бассейны с шарами, дидактические столы, игровые ширмы, тактильные дорожки, напольные конструкторы и многое другое. Помимо своего основного предназначения – проведения игровых занятий, развития тактильных ощущений и физических способностей детей – мягкое наполнение сенсорных комнат оказывает массажный и расслабляющий эффекты, а также гарантирует безопасность развивающих занятий.
Для чего нужна сенсорная комната?
Хорошо известно, что человек воспринимает самого себя и окружающий мир посредством рецепторов, нервных волокон и отделов головного мозга, которые реагируют на свет, цвет, звуки, запахи и тактильные ощущения. Поэтому сочетание разных стимулов (например, свето-, звуко- или ароматерапии) позволяет оказывать комплексное воздействие на органы чувств человека и достигать колоссальных успехов в развитии детей всех возрастных категорий. При этом, использование разных наборов стимулов может оказывать как тонизирующий/стимулирующий эффект, так и успокаивающее/расслабляющее действие.
В зависимости от возрастной категории сенсорную комнату в детском садике можно использовать:
Отметим, что занятия в сенсорной комнате могут проводиться как в группах, так и индивидуально. В случае групповых занятий, состав группы формируется исходя из потребностей и физических/психологических/эмоциональных особенностей каждого ребенка. В зависимости от потребностей каждой группы или отдельно взятого ребенка занятия проводятся по таким направлениям, как:
Преимущества сенсорной комнаты
Несмотря на то, что в российских детских садах сенсорные комнаты относятся скорее к категории экспериментальной педагоги, чем к традиционным методам развития и воспитания детей, отечественные педагоги уже успели оценить ошеломляющие результаты стимулирования основных органов чувств.
В частности, даже самый гиперактивный ребенок быстро успокаивается в релаксационной зоне, а мягкие покачивания на водяном матрасе, приглушенное освещение и успокаивающая мелодия помогают ему снять стресс и расслабиться. Дети, страдающие снижением интереса и потерей внимания, легко получают необходимый им заряд энергии и активизируют эмоциональный фон в активной зоне сенсорной комнаты, а веселые упражнения и занятия «под аккомпанемент» ярких красок и меняющихся картинок гарантировано пробудит у них интерес к обучению и познанию. Играя с водой и песком, аутичные дети слушают разнообразные звуки, что позволяет взрослым нащупать ниточку контакта с подобными малышами, которые заключены в себе.
Таким образом, основным преимуществом сенсорной комнаты является возможность комплексной коррекции детей. На одном занятии можно одновременно развивать и мелкую моторику, и воображение, и самостоятельные двигательные навыки, и манипуляционную деятельность. А заодно снизить эмоциональную напряженность, обогатить чувственный мир и расширить жизненный опыт детей. Но самое главное, сенсорная комната наполняет жизнь ребенка положительными эмоциями, что, в свою очередь, улучшает его общее самочувствие и психоэмоциональное состояние, а также повышает его жизненную активность и мотивацию ко всем видам деятельности.
Сенсорные комнаты в детском саду
Какую пользу приносят сенсорные комнаты в детских садах
Каждый ребенок, находящийся в дошкольном возрасте, особенно активно познает окружающий мир, буквально впитывая основные знания о нем. Однако уровень эффективности зависит от того, насколько разнообразными и богатыми будут сенсорные ощущения малыша. Именно от этого во многом зависит не только его развитие, но и психическая, физическая и эмоциональная составляющая.
Одним из лучших на сегодня инструментом, с помощью которого ребенку будет не просто полезно, но также максимально весело и интересно познавать окружающий мир, является сенсорная комната. Для того чтобы перед малышом не просто открылся мир во всей его полноте, но также и понимание сути, что и каким образом в нем происходит, достаточно работать с этим инструментом всего несколько часов в неделю.
Что такое сенсорная комната для детей и для чего она нужна
С точки зрения педагогики, как науки, сенсорная комната в детском саду пока что находится на экспериментальном уровне. Однако, несмотря на это, данный инструмент уже успел зарекомендовать себя, как действительно эффективное и абсолютно безопасное средство для воспитания и развития. Независимо от того, идет ли речь об индивидуальных или групповых занятиях, сенсорная комната показывает действительно потрясающие результаты.
Это же касается и детей, которые имеют следующие проблемы:
Таким образом, сенсорные комнаты для детей младшего и среднего возраста обеспечивают комплексную коррекцию не только психологических, но и разного рода физических расстройств.
Нужно понимать, что все занятия проводятся исключительно в игровой форме. Доказано учеными и педагогами, что именно таким способом дети усваивают информацию лучше всего. Помимо этого, для того чтобы стимулировать определенное чувство или качество, используется релаксация, благодаря которой дошколята без особых усилий развивают свои физические, а также чувственные навыки. Это очень важный момент, который поможет ребенку в будущем, поскольку им будет гораздо легче и проще концентрироваться на определенных вещах, находить общий язык с людьми (социализация), четко определять для себя жизненную и позицию, умея ее отстаивать перед другими и т д.
Какое именно оборудование применяется для сенсорных комнат
Чтобы установить этот инструмент в детском саду, используется различные принадлежности, оказывающие ребенку релаксирующее и стимулирующее воздействие:
Кроме всего этого для обеспечения максимального комфорта и уюта детская сенсорная комната дополнительно оснащается другими элементами. Это могут быть специальные кресла-мешки, матрацы с водным или сухим наполнителем, зонирующие ширмы, пушистые коврики и т д. При этом структура элементов должна быть разной, то есть когда ворсистая и структурная поверхность сочетается с гладкой.
Зонирование
Чтобы обучение обеспечивало максимальную эффективность и комфорт, используются специальные зоны, каждая из которых имеет свое предназначение:
Ввиду недостаточного количества места, сенсорные комнаты в детских садиках очень часто делают универсальными. Как показывает практика, это совершенно не проблема, поскольку по мере необходимости всегда можно изменять освещение, звук и техническое оснащение, делая из целой комнаты определенную зону.
Каким образом организовывается процесс обучения
Исходя из эмоциональных, физиологических или психологических потребностей дошколят, занятия делятся на две формы: индивидуальные и групповые. С точки зрения психологического и педагогического воздействия, обычно выделяются следующие направления:
Говоря о старших группах в детских садах, для них сенсорные комнаты часто используются, как эффективный инструмент при подготовке к школе. Для этого у детей вырабатываются навыки к самостоятельному мышлению, стрессоустойчивости, мотивации к учебе и другим важнейшим моментам.
Какие элементы безопасности необходимы для использования сенсорной комнаты
Главным условиям для занятий является безопасность. Сенсорные комнаты, а точнее их наполнение, не должны представлять абсолютно никаких угроз как физическому, так и психологическому здоровью детей. Для этого элементы должны полностью соответствовать всем гигиеническим нормам и не быть токсичными.
Мы говорим о дошколятах, то есть маленьких детях, следовательно, здесь не должно быть никаких острых углов, об которые ребенок может пораниться. По этой причине лучше всего применять именно бескаркасную мебель с мягкими наполнителями. Сюда относятся коврики, пуфики, игровые блоки (домики-трансформеры, напольные конструкторы) и другие.
Говоря о мелких элементах, все они должны быть максимально надежно закреплены к основным конструкциям, поскольку в противном случае малыши могут легко их проглотить с соответствующими последствиями.
Все без исключения материалы, которые присутствуют в сенсорной комнате, должны быть изготовлены из легко моющихся материалов. Коврики и другие ворсистые элементы в обязательном порядке обрабатываются специальными составами. Такие средства не просто убирают грязь, но также дезинфицируют поверхность, но при этом не содержат химии и являются полностью безопасными для детей. Кроме того, они не должны источать совершенно никаких запахов, в том числе и приятных.
Используя детские сенсорные комнаты, особое внимание следует уделять электрическим и электронным приборам. Каждое такое устройство должно обладать максимальной устойчивостью к повышенной влажности. Все выключатели и особенно розетки располагаются таким образом, чтобы ребенок не имел возможности достать их.
Как видите, сенсорные комнаты для детского сада – это действительно современный обучающий инструмент, который при правильном обращении и наличии педагогических знаний может действительно решать множество вопросов, в том числе и достаточно серьезных.
С помощью сенсорных комнат дети, страдающие психологическими, эмоциональными и физическими расстройствами, смогут решить все свои проблемы. Уже очень скоро ваш малыш будет испытывать все радости познания мира, а вы – радость и гордость за своего сына или дочку.
Хотите оборудовать сенсорную комнату? Звоните!
☎ +7 (495) 925-14-59
☎ +7 (926) 728-80-92
Сенсорная комната в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста
Матакова Светлана Александровна
Сенсорная комната в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста
Сенсорная комната как среда для работы с детьми раннего и младшего дошкольного возрастаиспользуется нами в следующих целях:
• для развития у детей эмоциональных ощущений в комплексе с формированием сенсорно-перцептивных представлений о цвете, форме, звуке, движении и т. п. ;
• для организации эмоционально насыщенного общения детей и родителей, практического игрового взаимодействия;
• для развития двигательной и познавательной активности, обогащения сенсорного и тактильного опыта;
• для возможности преодолеть страх новизны и самостоятельно обследовать окружающие предметы;
• для диагностики особенностей развития и выявления детей с потребностями, требующими квалифицированной помощи;
• для проведения развивающих занятий.
Специалистам известно, что успешность физического, умственного, речевого и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.
Сенсорное восприятие предполагает развитие всех видов восприятия ребенка
Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности, поскольку в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний.
Период раннего детства является важнейшим этапом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие траекторию дальнейшего развития человека.
В этот период формируются такие ключевые качества как познавательная активность, речь и общение, доверие к миру, творческие возможности, общая жизненная активности и многое другое.
• Малыши до 2–4 лет не могут регулировать свое поведение посредством слова. Они живут только настоящим, и окружающие предметы, движения, звуки для них гораздо более сильные побудители, чем значение слов взрослого.
• Кроме того, дети раннего возрастаотличаются эмоциональной неустойчивостью: они быстро переходят от бурной радости к отчаянию или от полной открытости к замкнутости и напряжению.
• Для детей раннего и младшего дошкольного возраста характерна слабость нервных процессов и быстрая утомляемость, поэтому необходимо часто менять виды деятельности в сенсорных комнатах.
В результате занятий в специально оборудованной среде темной и светлой сенсорной комнатыребенок овладевает способностью обучаться: воспринимать, понимать, запоминать и воспроизводить действия с дидактическим материалом.
Пребывание в сенсорной комнатеоказывает интенсивное комплексное воздействие на все анализаторы: зрение, слух, тактильный и проприорецепторный. При работе с детьми раннего возраста необходимо учитывать не только возрастные психофизиологические и индивидуальные особенности каждого ребенка, важно также гармонично распределять и дозировать нагрузку на центральную нервную систему
Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Для каждого ребенка общение в сенсорной комнате являются откликом на его внутренне стремление к полноценному развитию. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений» предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционная среда и окружение ребенка.
Сенсорная комната: что это такое и в чем ее польза?
Более 40 лет назад в Голландии зародилась идея стимулирования систем восприятия в искусственно созданной среде. Изначально она разрабатывалась для детей с низкой мотивацией к обучению. Понятие «сенсорная комната» впервые ввела Мария Монтессори – итальянский педагог, доктор и ученая. В ее понимании, это помещение с большим количеством обучающего материала для детей. В медицине, учебном процессе и реабилитации больных – такие помещения пользуются спросом и показывают хороший результат.
Что такое сенсорная комната?
Сенсорная комната – это специально организованная среда, оснащенная оборудованием для стимуляции систем восприятия: обонятельной, тактильной, слуховой, зрительной, вкусовой и вестибулярной. В качестве стимуляторов на органы чувств используют звуки, свет и цвет, запахи, массажные поверхности.
Применение стимуляторов сенсорных систем помогает развивать их функции:
Чем полезна сенсорная комната?
Психическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие детей зависит от сенсорного развития. Человек реагирует на происходящее внутри организма и окружающую среду органами чувств. Они отправляют нервные сигналы в центральную нервную систему (ЦНС), а ее функции регулирует головной мозг. Чем больше различных сигналов от органов чувств получает ЦНС, тем больше создается нейронных связей, следовательно, развивается мозг ребенка.
Благодаря процедурам стимуляции различных сенсорных систем, мы можем добиться таких эффектов:
Где применяется сенсорная комната?
Комнаты психоэмоциональной разгрузки применяются в различных детских учреждениях. Они стимулируют активность детей с низкой мотивацией к учебе, аутичными или психомоторными расстройствами и расслабляют деток с повышенной агрессией, тревожными расстройствами, гиперактивностью.
Для садика
В детских садах комнаты предназначены для развития детей, формирования «картины мира». Занятия проходят в игровой форме, чередуя активную стимуляцию с расслаблением. Сенсорные комнаты в детских садах обустроены сухими бассейнами с разноцветными шариками, воздушно-пузырьковыми колоннами, интерактивными панелями с сенсорными датчиками, мягкими пазлами, конструкторами, звуковым оборудованием, бескаркасной мебелью.
Для школы и школы-интерната
В школах и интернатах организовывают специальные игровые комнаты, обустроенные мягкой мебелью, развивающими играми, проекторами, музыкальной системой, прочими обучающими устройствами. Занятия нацелены на то, чтобы дети расслаблялись после учебного процесса, не теряли мотивацию к обучению.
Для больниц
Для больниц помещение сенсомоторной стимуляции организовывают в целях реабилитации детей при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, психологических расстройств. Они оснащенные ортопедической мебелью, сухими бассейнами, сенсорными панелями, массажными тренажерами.
Для кабинета психолога
В кабинетах психолога организовывают пассивные, релаксационные комнаты. В них ребенок может почувствовать себя в безопасности, привести эмоциональный фон в порядок. Они эффективны для развития сенсорного восприятия детей с аутичными расстройствами.
Типы сенсорных комнат
Эффект восстановления гармонии с собой и с окружающим миром достигается использованием двух основных видов деятельности:
Зависимо от оборудования, материалов и преобладающего света, комнаты психологической нагрузки делятся на 3 типа: светлая активная, темная пассивная, игровая.
Светлая (активная, сенсомоторная) комната
В такой комнате преобладает дневной свет и свет от осветительных приборов. Светооптические эффекты создают атмосферу праздника и веселья, стимулируют умственную и физическую активность. Для усиления света, в комнате могут установить зеркала, зрительно увеличивающие площадь помещения. В сочетании с яркими деталями, тонизирующими звуками, резковатыми запахами, все органы чувств приходят в состояние возбуждения. Тактильные ощущения часто стимулируют массажными приборами, например акупунктурными ковриками. Покалывания воздействуют на активные точки поверхности кожи и рецепторы, которые посылают нервные импульсы в ЦНС. Светлые активные комнаты устраивают в школах, интернатах, садиках, развлекательных центрах.
Темная (пассивная, релаксационная) комната
В темной сенсорной комнате оснащение способствует расслаблению, восстановлению психоэмоционального состояния, успокоению. Она снабжена световыми приборами, которых нет в светлой комнате – рассеянным светом, фибероптическими изделиями, создающими эффект звездного неба или звездного дождя. Дополнительными стимулами выступают: звуки природы, успокаивающая музыка, приятные запахи, проплывающий свет, нейтральные цвета. Комнаты расслабления являются неотъемлемой частью реабилитации у психологов при: неврозах, гиперактивности, тревожных состояниях, задержках психомоторного развития, проблемах речи, адаптационных расстройств.
Сенсорная комната игр и приключений
Сенсорная комната игр и приключений обустроена мягкой мебелью разной формы, поверхностями различных текстур. Цель такого типа комнаты – ознакомить ребенка с разнообразием окружающей среды, помочь в развитии моторики. Чтобы задействовать все органы чувств в игровой форме применяют: темный и яркий свет, нейтральные и броские цвета, музыку, картинки с всевозможными изображениями, пазлы, массажные коврики, ароматы, развивающие игры. Используют такие комнаты в учебных учреждениях, развлекательных центрах.
Оборудование для сенсорных комнат
Для сенсорных комнат необходимо выделить отдельное помещение. Можно его разбить на несколько зон, предназначенных для стимуляции разных сенсорных систем или зон, в которой будет преобладать конкретная активность.
Оборудование можно разделить на несколько групп:
Оборудование для светлой сенсорной комнаты
В активной сенсорной комнате должно быть много света и ярких игровых элементов.
Оборудование для темной сенсорной комнаты
Пассивная сенсорная комната должна быть оборудованной световыми приборами, которые рассеивают свет, расслабляющими устройствами.
Оборудование для сенсорной комнаты игр и приключений
В игровой сенсорной комнате можно комбинировать оборудование для светлой и темной комнаты.
Как использовать сенсорную комнату?
Занятия в комнате дарят ощущения безопасности, расслабленности, радости, проводятся под наблюдением специалиста. Терапевт, который проводит занятия, составляет программу, график посещений и пребывания. В отличие от обычной игровой, сенсорная комната – не является местом для отдыха, ребенок в ней должен делать специальные упражнения, с использованием оборудования.
Что делать внутри сенсорной комнаты?
Внутри сенсорной комнаты ребенок должен использовать все элементы, находящиеся в ней. Например:
Терапевт ставит акцент на ощущениях ребенка, отмечает их. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми (от 3 до 6 человек). Количество посещений зависит от динамики и прогресса. Продолжительность пребывания внутри комнаты устанавливают специалисты:
Как проходит занятие в сенсорной комнате?
Занятия в любом типе сенсорной комнаты психологической разгрузки проходит в три этапа:
Правила использования и пребывания
Чтобы пребывания в «волшебной комнате» принесло пользу, нужно придерживаться таких правил:
Противопоказания и ограничения
Противопоказаниями для использования сенсорной комнаты являются:
Организация и оформление сенсорной комнаты
Дизайн сенсорной комнаты зависит от ее типа (светлая, темная или игровая). Главное – органичное взаимодействие оборудования, создание атмосферы «волшебства», «живой сказки».
Освещение
Музыка
Ароматерапия и запахи
Поскольку запахи могут оказывать разные эффекты, в темной комнате они должны быть успокаивающими, в светлой – тонизирующими.
Мягкое оборудование
Сенсорная комната для взрослых
Комнаты сенсомоторной разгрузки показали хорошие результаты для психологической коррекции и реабилитации взрослых.
Для взрослых их организовывают:
Заключение
Системы восприятия человека до конца не изучены, новые открытия в этой области ученые делают практически каждый год. Но то, что сенсорная комната стала незаменимым инструментом для адаптации детей к условиям окружающей среды – подтвержденный факт. Пребывания в ней рекомендовано для детей разного возраста, уровня психомоторного развития и даже взрослым.