Что такое сенсорная комната
Сенсорная комната — одно из направлений инновационных технологий для сенсомоторного развития детей
Варвара Авдошина
Сенсорная комната — одно из направлений инновационных технологий для сенсомоторного развития детей
Дошкольный возраст является сензитивным для развития восприятия, на его основе развиваются память, внимание, мышление. В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний, поэтому очень важно особое внимание уделить развитию восприятия ребёнка. Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств. Сенсорный приток, предоставляя информацию в центральную систему, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребёнка, предопределяет развитие поведения и психики.
Игровые сеансы в комнатах сенсорной интеграции активно стимулируют зрительную, тактильную, слуховую системы, так как в данных условиях ребенок получает массированный информационный поток на каждый из анализаторов, за счет чего процесс восприятия становится намного активнее.
В нашем детском саду создана сенсорная комната для детей дошкольного возраста. Сенсорная комната-это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного вида стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. Другими словами, сенсорная комната – это одно из направлений современных технологий сенсорномоторного развития детей.
В сенсорной комнате с помощью окружающей среды создаётся ощущение комфорта и безопасности. Это способствует быстрому установлению тёплого контакта между педагогом-психологом, специалистами, воспитателем и детьми. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, тихая, нежная музыка- всё это даёт не только приятные ощущения, но и применяются при терапии. Волшебный мир сенсорной комнаты не оставляет равнодушными никого. Пребывание в сенсорной комнате способствует:
— нормализации адаптационного периода для вновь поступивших детей;
-улучшению эмоционального состояния;
-снижению беспокойства и агрессивности;
-снятию нервного напряжения и тревожности;
-активизации мозговой деятельности;
-ускорению восстановительных процессов после заболевания.
Коррекционная и развивающая работа в сенсорной комнате направлены на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимулюцию органов чувств.
С детьми дошкольного возраста занятия организуются в форме игры. Длительность их зависит от индивидуальных особенностей дошкольников.
В нашем детском саду сенсорная комната используется для проведения развивающих упражнений и занятий с детьми, имеющим различные сенсорные нарушения, коррекция игровой деятельности, для снятия стрессов в адаптационный период, коррекции психических процессов.
Оборудование сенсорной комнатыусловно можно разделить на три среды:
Мягкая среда-обеспечивает уют, комфорт и безопасность, главной её целью является создание условий для релаксации и спокойного состояния ребёнка. В сенсорной комнатепредставлены разные мягкие модули: пуф-облако способствует лучшему расслаблению за счёт точечного массажа, мягкий уголок, подвесное кресло-кокон, кресла-трансформеры, пуфы-груши, с их помощью ребёнок может принять удобную позу на сеансах релаксации.
Зрительная и звуковая среда. Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребёнка.
Детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной – находясь в темной сенсорной комнате, можно бесконечно наблюдать за стремящимися вверх в колонне воздушными пузырьками, смотреть, как плавно меняется цвет. Это расслабляет и успокаивает нервную систему. Развивают концентрацию внимания, снижают уровень стресса, гармонизируют. К колонне можно прикасаться, трогать или обнимать, она совершенно безопасна для детей и взрослых.
Воздушно-пузырьковая панель-плоский резервуар из прозрачных, плоских материалов. Различные цвета и оттенки развивают у детей концентрацию внимания, зрительную память, восприятие.
Одним из наиболее распространённых видов оборудования сенсорной комнаты являются фибероптические изделия. Они состоят из фиброоптического волокна, которые создают эффект мерцания. Воздействие направлено на тренировку и развитие тактильных ощущений, моторики, снятия напряжения и стресса. Фонтан с фиберволокном – волокна, свисающие по краю трубки, светятся и изменяют свет. Рекомендован взрослым и детям с ослабленным зрением.
Фибероптический занавес невероятной красоты завораживает и успокаивает. Все модули оснащены пультами управления, которые позволяют выбирать режимы светоэффектов, задавать цвета и оттенки, регулировать яркость. Предназначен для зрительной и тактильной стимуляции, развивает осязательные навыки.
Интерактивная светозвуковая панель «Лесница света» стимулирует развитие сенсорных ощущений, интереса и внимания, способствует развитию координации «глаз-ухо».
PGM проекция-это революционное программное обеспечение для сенсорных комнат. На стене вырастут цветы, полетят бабочки, появятся изумительные узоры. Инсталляции, созданные с помощью программного обеспечения, оказывают релаксирующий эффект на детей и взрослых, превращают комнату в настоящий волшебный мир, и вызывают бурю позитивных эмоций.
Тактильная среда-позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность. Разнообразные виды тактильных дорожек развивают помимо тактильных ощущений, чувство равновесия, способствует профилактике плоскостопия, укрепляют иммунитет, стимулируют рефлекторные зоны стоп.
Используя интерактивное оборудование сенсорной комнаты, мы убедились в том, что различные стимуляторы не только оказывают положительное воздействие на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы, но и позволяют активизировать речевое и познавательное развитие дошкольников.
Так же мы не могли не оценить преимущества сенсорной комнаты в адаптационный период, они заключаются в изолированности, необычности обстановки, релаксации, уходе от стрессовых стимулов внешнего мира. Положительные эмоции являются мощным антистрессовым фактором. Когда ребёнок играет со светооптическими волокнами, слушает подобранную музыку и вспоминает какие-либо травмирующие события, удерживаемые до этого тяжёлые эмоции травматического события, стираются из памяти.
Таким образом, внедрив в практику сопровождения адаптации сенсорную комнату, мы отметили, облегчение её течения и сокращение сроков, относительно традиционных технологий.
Информационный час. Робототехника как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Робототехника, как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Инновационные процессы в системе образования требуют.
Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.
Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей» Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей».Лариса Гацко. Блог. Цель мастер-класса:.
Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.
План по реализации проекта: «Сенсорная комната в развитии дошкольников» План по реализации проекта: «Сенсорная комната в развитии дошкольников». Реализация проекта. Для реализации поставленной цели решались следующие.
Сенсорная комната, виды и применение.
Содержание:
В школах, детских садах и развлекательных семейных центрах большое распространение получили сенсорные комнаты, которые представляют собой уникальную развивающую среду. Она предоставляет реальную возможность расширить знания и жизненный опыт у малышей, а также обогатить их внутренний мир. Сенсорная комната – это зона, в которой девочки и мальчики могут экспериментировать и действовать так, как считают нужным.
Особенности и преимущества
Сенсорная комната – это помещение, которое служит не только для развлечения ребенка, но и для работы психолога со своими воспитанниками. Специально оборудованная зона может быть изготовлена под заказ или сделана самостоятельно. Независимо от того, каким образом она была выполнена, ее главная цель заключается в психологической разгрузке. При этом она обязательно понравится не только ребятам, но и взрослым. Нахождение и занятия в специально оснащенной зоне помогают преодолеть тяжелую жизненную ситуацию, снять стресс и восстановить душевный силы.
Благодаря сенсорной комнате у детей отмечается укрепление нервной системы, улучшение общего психоэмоционального состояния. Чтобы она обладала должной эффективностью, в нее устанавливают специальное оборудование и элементы, которые способны воздействовать на органы чувств.
Кроме того, определенные предметы дополнительно взаимодействуют с вестибулярным аппаратом. Благодаря широкому разнообразию особых предметов, каждый человек сможет получить именно ту помощь, которая ему необходима на данный момент времени. К главным достоинствам сенсорной комнаты относятся:
· разделение на несколько зон – релаксационную, активационную;
· широкий спектр воздействия;
· возможность самостоятельной установки приборов и оснащение аудитории;
Сенсорная комната оснащена различными стимуляторами, которые направлены на активацию органов чувств человека. «Палата релаксации» используется не только для расслабления, но и в целях достижения эффекта тонизирования, стимуляции. Ее принцип действия заключается в сочетании любых комбинаций воздействия – свет, музыка, тактильные ощущения, цвет, запах. Два или три стимула можно объединить для достижения максимального результата.
Какие стимулы есть в сенсорной комнате?
В сенсорной комнате можно установить разное оборудование и предметы. Ее высокая эффективность заключается в использовании разных методов воздействия:
Во время свето- и цветотерапии оказывается благотворное воздействие на органы зрения. Мягкие, теплые цвета обеспечивают покой и расслабление, а яркие оттенки – возбуждение. Фотоны света направлены на поддержание ритма суточных колебаний и позволяют улучшать иммунные процессы, общее состояние человека. Нередко специалисты проводят терапию цветом. Каждый из оттенков оказывает специфическое влияние. Например, красный – это цвет стимуляции, а желтый – тонизирования и расслабления.
Во время звукотерапии осуществляется воздействие на слух. Во время процедуры человек может просто слушать и наслаждаться музыкой или принимать непосредственное участие в ее создании. Как правило, в помещении транслируются звуки природа или мелодичная, спокойная музыка, которая дарит слушателям умиротворение. Чтобы возбудить нервную систему пациента используются механические звуки, музыка, сочетающая разную тональность, в том числе электронная. Ярким примером возбуждающей музыки служат произведения Моцарта или вальсы.
Для воздействия на органы обоняния применяется ароматерапия. Для возбуждения используются резкие ароматы, а для покоя – приятные, нежные. Во время процедуры применяются эфирные масла разных растений, которые не только вкусно пахнут, но и обладают бактерицидным, противовоспалительным и противовирусным действием.
Для воздействия на рецепторы кожи проводятся специальные занятия и предметы, которые позволяют усилить тактильные ощущения. Для покоя предназначены мягкие, теплые и нежные предметы, а для возбуждения – элементы, которые вибрируют, покалывают кожу. Для устранения мышечного напряжения или улучшения кровообращения специалисты проводят сеансы массажа с использованием специальных приборов.
Польза сенсорной комнаты
Сенсорная комната для детей включает в себя две противоположные зоны, в которой можно активировать, стимулировать органы чувств, нервную систему, или, наоборот, расслабиться и подарить ребенку ощущение покоя. В зоне релаксации специалист создает необходимый настрой у своих подопечных. Для этого проводятся специальные процедуры с использованием разных предметов и материалов. Чаще всего используется следующее оборудование и элементы:
· цветные модули, диски;
· фонограммы с расслабляющей музыкой;
· бескаркасная, безопасная, эргономичная мебель;
Расслабляющий сеанс начинается с момента погружение ребенка в сухой бассейн, наполненный маленькими разноцветными шариками. Они полые внутри, а снаружи – твердые и жесткие на ощупь. Когда ребенок ложится в бассейн, каждая его мышца расслабляется. Если сеанс расслабления будет дополнен успокаивающей мелодией и видеопроекциями на стене или потолке, результат не заставит себя ждать. В зоне расслабления каждому пациенту доступно чувство покоя и умиротворения.
В зоне активации создаются все необходимые условия, чтобы ребенок начал двигаться и взаимодействовать с предметами. В ней оборудуются специализированные панели, подвижные элементы, приборы для проведения интерактивных занятий. Важным элементом активационной зоны является сухой бассейн, в котором находятся разноцветные шарики. Это дает возможность полноценному развитию моторики.
В настоящее время комната психологической разгрузки может быть оборудована в школах, детских садах, лечебно-оздоровительных учреждениях, семейных центрах отдыха и развлечения. Кроме того, многие компании обустраивают подобные зоны для своих работников. В учебных заведениях их используют для коррекции психологических и неврологических расстройств и детей. Занятия специалист проводит в форме игры.
В санаториях, больницах, реабилитационных центрах комната разгрузки и активации применяется для подготовки пациентов к операции, физиотерапевтическим процедурам. Занятия помогают снизить у больных невротические и вегето-сосудистые реакции, болевые ощущение, устранить страх.
Воздушно-пузырьковые колонны
Для обустройства комнаты психологической разгрузки часто используются воздушно-пузырьковые панели и колонны. Они выполняют две задачи – декоративную и стимуляционную. Подобные конструкции часто встречаются в офисах, ресторанах, магазинах, салонах красоты. Психологи уже давно используют данный элемент для оказания помощи людям.
Воздушно-пузырьковые колонны используются для обустройства перегородки помещения на несколько зон и украшения. Психологи уже давно отметили, что в сенсорной комнате такая панель может использоваться взамен аквариума. Наблюдая за пузырьками, перемещением воды человек расслабляется, настраивается на позитивные эмоции. К преимуществам пузырьковой колонны относятся:
· эстетичность, безопасность эксплуатации;
· отсутствие особого ухода и затрат на содержание;
· несколько вариаций подсветки для зонирования помещения светом и цветом;
· источник дополнительного освещения.
Пузырьковая панель может иметь дополнительные опции – звук, изменение цвета. Она помогает преодолеть стресс, депрессивное состояние, усталость, а также создать удивительную атмосферу тепла, уюта, покоя. Полая камера наполнена водой и глицерином. К конструкции подключается генератор воздуха, который наполняет емкость тысячью красивыми пузырьками. Для улучшения визуального эффекта используется разноцветная подсветка. Цвета можно переключать самостоятельно или задать нужные параметры.
Колонна изменяется в цветовой палитре, интенсивности света. Пузырьковая колонна изготавливается из безопасных материалов – акрилового стекла, сотового поликарбоната, а цветовое решение можно подобрать в индивидуальном порядке в зависимости от назначения, дизайна.
Виды и цели
Сенсорные комнаты направлены на решение многих психологических и эмоциональных задач:
· стимуляция органов чувств, которые по каким-либо причинам ослабли;
· обретение уверенности в собственных силах, красоте;
· подготовка к проведению реабилитационного периода;
· заряд позитивными эмоциями;
· создание хорошо настроенного эмоционального фона;
· борьба с хроническими болями;
· уменьшение избыточной активности;
· преодоление детских страхов, стрессовых ситуаций.
Регулярные занятия в сенсорной комнате помогают ребенку преодолеть стресс, приступы агрессии и конфликтность, снизить утомляемость, а также улучшить внимание, память. У детей быстро развивается мелкая моторика, чувствительность, появляется интерес к познаниям окружающего мира. Расслабляющие сеансы помогают ребенку разрешить проблемы со сном, улучшить его. Немаловажное назначение комнаты – активизация творческого начала, выявление талантов, развитие логики, воображения.
В специально оборудованном помещении можно отдохнуть, играть, прыгать, получать новые знания. Для каждого ребенка будет полезно посещать подобные занятия и игры. При этом сеансы могут проводиться как в группе, так и единолично для отдельного подопечного с учетом его индивидуальных особенностей.
Сенсорная комната в школе, садике и другом специализированном учреждении может быть выполнена в двух вариациях – темная и светлая. У каждой из них есть свои особенности и назначение. Светлая комната направлена на получение от ребенка естественных движений, взаимодействия с элементами, которые могут научить его проявлять правильную реакцию в нестандартных ситуациях и условиях.
Светлые комнаты, как правило, выполняются в ярких, необычных расцветках. Для занятий используются батуты, большие мячи, сухие бассейны, туннельные модули и другие игровые комплексы, которые способствуют не только психоэмоциональному восстановлению, но и спортивной подготовке. Занятия проводятся в игровой форме в активном темпе. Это позволяет ребенку получить новые знания, получить заряд новых положительных эмоций.
Для расслабления человека используются темные сенсорные комнаты. Они направлены на восстановление психологического состояния. Занятия к специальной зоне помогают снять нервное напряжение. Они часто оборудуются в коррекционных школах, учреждениях, в которых живут дети с отклонениями в развитии. Главным оборудованием темных сенсорных комнат являются интерактивные модули, световые панели, фонтаны, мягкие массажные комплексы, проекциями на потолке.
В данном помещении ребенок может восстановить внутреннее равновесие, освободиться от страхов, негативных эмоций, а также побороть агрессию и научиться самообладанию. Занятия помогают обрести новые грани чувств детям, у которых нарушено зрение. Специальные предметы, модули помогают им развивать другие органы чувств и стимулировать зрение. Яркие блики света благоприятно воздействуют на работу зрительных рецепторов, мышц, нервных окончаний.
Чтобы все игры, занятия и процедуры были безопасными, используется элементы мягкой бескаркасной мебели. Диваны, пуфики, кресла-мешки удобны для детей. На них можно лежать, прыгать. Каждый предмет мебели изготавливается из экологически чистых, безопасных материалов и принимает форму человека. Более того, их использование позволяет привнести в аудиторию для занятий уют, комфорт, наполняя помещение теплотой, душевностью.
Что такое сенсорная комната и в чём её польза
Кучевская Олеся
Что такое сенсорная комната и в чём её польза
Сенсорная комната: что это такое и в чем ее польза?
• Что такое сенсорная комната?
• Чем полезна сенсорная комната?
• Где применяется сенсорная комната?
• Типы сенсорных комнат
• Оборудование для сенсорных комнат
• Как использовать сенсорную комнату?
• Противопоказания и ограничения
• Организация и оформление сенсорной комнаты
• Сенсорная комната для взрослых
Более 40 лет назад в Голландии зародилась идея стимулирования систем восприятия в искусственно созданной среде. Изначально она разрабатывалась для детей с низкой мотивацией к обучению. Понятие «сенсорная комната» впервые ввела Мария Монтессори – итальянский педагог, доктор и ученая. В ее понимании, это помещение с большим количеством обучающего материала для детей. В медицине, учебном процессе и реабилитации больных – такие помещения пользуются спросом и показывают хороший результат.
Что такое сенсорная комната?
Сенсорная комната – это специально организованная среда,оснащенная оборудованием для стимуляции систем восприятия: обонятельной, тактильной, слуховой, зрительной, вкусовой и вестибулярной. В качестве стимуляторов на органы чувств используют звуки, свет и цвет, запахи, массажные поверхности.
Применение стимуляторов сенсорныхсистем помогает развивать их функции:
• Стимуляция зрительного аппарата – помогает структурам глаза быстрее адаптироваться к цветам, освещению разной интенсивности.
• Стимуляция слуха – помогает различать звуки разной тональности.
• Стимуляция тактильных ощущений – обогащает опыт, делает индивидуальную «картину мира» ребенка богаче.
• Стимуляция вестибулярного аппарата – тренирует скорость реакции, ощущение себя в пространстве, равновесие.
Чем полезна сенсорная комната?
Психическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие детей зависит от сенсорного развития. Человек реагирует на происходящее внутри организма и окружающую среду органами чувств. Они отправляют нервные сигналы в центральную нервную систему (ЦНС, а ее функции регулирует головной мозг. Чем больше различных сигналов от органов чувств получает ЦНС, тем больше создается нейронных связей, следовательно, развивается мозг ребенка.
Благодаря процедурам стимуляции различных сенсорных систем,мы можем добиться таких эффектов:
• Расслабление – снятие мышечного и эмоционального напряжения.
• Стимуляция сенсорного восприятия и двигательной активности.
• Развитие концентрации и управления вниманием.
• Повышение положительных эмоций за счет стимулирования психической и познавательной активности.
• Развитие правого полушария головного мозга, а значит – творческих способностей, воображения, интуиции.
• Коррекция и восстановление зрительно-моторной координации.
• Коррекция и восстановление рецепторной чувствительности.
• Коррекция психических состояний – снижение агрессии и тревожности.
• Профилактика умственного и физического переутомления.
Где применяется сенсорная комната?
Комнаты психоэмоциональной разгрузки применяются в различных детских учреждениях. Они стимулируют активность детей с низкой мотивацией к учебе, аутичными или психомоторными расстройствами и расслабляют деток с повышенной агрессией, тревожными расстройствами, гиперактивностью.
В детских садах комнаты предназначены для развития детей, формирования «картины мира». Занятия проходят в игровой форме, чередуя активную стимуляцию с расслаблением. Сенсорные комнаты в детских садах обустроены сухими бассейнами с разноцветными шариками, воздушно-пузырьковыми колоннами, интерактивными панелями с сенсорными датчиками, мягкими пазлами, конструкторами, звуковым оборудованием, бескаркасной мебелью.
Для школы и школы-интерната
В школах и интернатах организовывают специальные игровые комнаты, обустроенные мягкой мебелью, развивающими играми, проекторами, музыкальной системой, прочими обучающими устройствами. Занятия нацелены на то, чтобы дети расслаблялись после учебного процесса, не теряли мотивацию к обучению.
Для больниц помещение сенсомоторной стимуляции организовывают в целях реабилитации детей при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, психологических расстройств. Они оснащенные ортопедической мебелью, сухими бассейнами, сенсорными панелями, массажными тренажерами.
Для кабинета психолога
В кабинетах психолога организовывают пассивные, релаксационные комнаты. В них ребенок может почувствовать себя в безопасности, привести эмоциональный фон в порядок. Они эффективны для развития сенсорного восприятия детей с аутичными расстройствами.
Типы сенсорных комнат
Эффект восстановления гармонии с собой и с окружающим миром достигается использованиемдвух основных видов деятельности:
• Активной – стимуляция умственной, физической активности в обучении и играх, с использованием тонизирующих стимулов.
• Пассивной – нахождение в среде, стимулирующей кинестетическое восприятие – чувства, эмоции, тактильность, с использованием расслабляющих стимулов.
Зависимо от оборудования, материалов и преобладающего света, комнатыпсихологической нагрузки делятся на 3 типа: светлая активная, темная пассивная, игровая.
Светлая (активная, сенсомоторная) комната
В такой комнате преобладает дневной свет и свет от осветительных приборов. Светооптические эффекты создают атмосферу праздника и веселья, стимулируют умственную и физическую активность. Для усиления света, в комнате могут установить зеркала, зрительно увеличивающие площадь помещения. В сочетании с яркими деталями, тонизирующими звуками, резковатыми запахами, все органы чувств приходят в состояние возбуждения. Тактильные ощущения часто стимулируют массажными приборами, например акупунктурными ковриками. Покалывания воздействуют на активные точки поверхности кожи и рецепторы, которые посылают нервные импульсы в ЦНС. Светлые активные комнаты устраивают в школах, интернатах, садиках, развлекательных центрах.
Темная (пассивная, релаксационная) комната
В темной сенсорной комнате оснащение способствует расслаблению, восстановлению психоэмоционального состояния, успокоению. Она снабжена световыми приборами, которых нет в светлой комнате – рассеянным светом, фибероптическими изделиями, создающими эффект звездного неба или звездного дождя.Дополнительными стимулами выступают: звуки природы, успокаивающая музыка, приятные запахи, проплывающий свет, нейтральные цвета. Комнатырасслабления являются неотъемлемой частью реабилитации у психологов при: неврозах, гиперактивности, тревожных состояниях, задержках психомоторного развития, проблемах речи, адаптационных расстройств.
Сенсорная комната игр и приключений
Сенсорная комната игр и приключений обустроена мягкой мебелью разной формы, поверхностями различных текстур. Цель такого типа комнаты – ознакомить ребенка с разнообразием окружающей среды, помочь в развитии моторики.Чтобы задействовать все органы чувств в игровой форме применяют: темный и яркий свет, нейтральные и броские цвета, музыку, картинки с всевозможными изображениями, пазлы, массажные коврики, ароматы, развивающие игры. Используют такие комнаты в учебных учреждениях, развлекательных центрах.
Оборудование для сенсорных комнат
Для сенсорных комнат необходимо выделить отдельное помещение. Можно его разбить на несколько зон, предназначенных для стимуляции разных сенсорных систем или зон, в которой будет преобладать конкретная активность.
Оборудование можно разделить на несколько групп:
• Оптическое – световые панели, системы прожекторов, зеркала и зеркальные шары, фиброоптические изделия, светодиодные ленты.
• Музыкальное – подойдет музыкальный центр или обычные стерео колонки.
• Ароматическое – аромалампы, аромасвечи, подвески с сухими травами, ароматизаторы воздуха, соляные лампы.
• Мягкое игровое – пуфы, подушки, мягкие конструкторы, тоннели.
• Сухие бассейны – бывают разного размера и формы. Стандартный вариант – бассейн, наполненный мягкими шариками, сложный – с вибро-режимом или музыкальным сопровождением.
• Воздушно-пузырьковое – трубки или колоны, меняющие свой цвет.
• Тактильное – сенсорные панели, массажные коврики, замки, барабаны с шариками и другие предметы, которые можно крутить, открывать-закрывать, передвигать.
• Развивающее – модули для рисования песком, мольберты, звуковые, музыкальные и зеркальные панели.
• Для вестибулярного аппарата – балансировочные диски, балансировочные доски на роликах или с лабиринтом, качели.
• Реабилитационное – для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата – ортопедические кресла, столы, массажеры.
Оборудование для светлой сенсорной комнаты
В активной сенсорной комнате должно быть много света и ярких игровых элементов.
• Прожектора, светодинамические приборы – устройства, которые проектируют узоры на стены.
• Бизиборды – тактильные панели с набором разных деталей – кнопок, замков, прищепок и прочих.
• Сенсорные дорожки – дорожки с разными материалами, массирующие стопы, ладони.
• Сухие бассейны квадратной, круглой или другой формы, наполненные мягкими шариками.
• Мягкая мебель, наполненная гранулами – пуфы, кресла-мешки.
• Тактильное игровое панно – игровая панель из мягкого материала.
• Мягкие пазлы, домики, лабиринты.
• Столы для рисования песком, мольберты, ширмы.
Оборудование для темной сенсорной комнаты
Пассивная сенсорная комната должна быть оборудованной световыми приборами, которые рассеивают свет, расслабляющими устройствами.
• Зеркальные шары и световые пушки к шарам.
• Световые шторы, воздушно-пузырьковые трубки, оптоволоконные пучки.
• Светильники «Звездное небо», «Океан», «Пламя», лава-лампы.
• Мягкая мебель, наполненная гранулами.
• Соляные лампы, ароматизаторы воздуха.
• Сухие бассейны с подсветкой.
Оборудование для сенсорной комнаты игр и приключений
В игровой сенсорной комнате можно комбинировать оборудование для светлой и темной комнаты.
• Светильники и световые приборы.
• Игровые панно и панели.
• Столы для рисования песком, мольберты, ширмы для кукольного театра.
Как использовать сенсорную комнату?
Занятия в комнате дарят ощущения безопасности, расслабленности, радости, проводятся под наблюдением специалиста. Терапевт, который проводит занятия, составляет программу, график посещений и пребывания. В отличие от обычной игровой, сенсорная комната – не является местом для отдыха, ребенок в ней должен делать специальные упражнения, с использованием оборудования.
Что делать внутри сенсорной комнаты?
Внутри сенсорной комнаты ребенок должен использовать все элементы, находящиеся в ней.Например:
• Потрогать ладонями и стопами поверхности разного типа.
• Прислушиваться к звукам музыки.
• Сконцентрироваться на свете.
Терапевт ставит акцент на ощущениях ребенка, отмечает их. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми (от 3 до 6 человек). Количество посещений зависит от динамики и прогресса. Продолжительность пребывания внутри комнатыустанавливают специалисты:
Как проходит занятие в сенсорной комнате?
Занятия в любом типе сенсорной комнатыпсихологической разгрузки проходит в три этапа:
• Вводная часть – приветствие с терапевтом, привыкание к среде и разминка.
• Основная часть – упражнения, с использованием сенсорного оснащения.
• Заключительная – подведение итогов и прощание.
Правила использования и пребывания
Чтобы пребывания в «волшебной комнате» принесло пользу,нужно придерживаться таких правил:
• При входе нужно снимать обувь.
• При наличии симптомов инфекционных заболеваний (насморка, кашля, высыпаний) терапевт отправляет ребенка домой.
• Школьные принадлежности, еда, напитки и прочие предметы остаются за пределами комнаты.
• Дети не должны мешать друг другу выполнять упражнения.
Противопоказания и ограничения
Противопоказаниями для использования сенсорной комнаты являются:
• Острые и хронические инфекционные болезни.
• Прием психотропных препаратов при психоневрологических заболеваниях.
• Глубокая умственная отсталость.
Организация и оформление сенсорной комнаты
Дизайн сенсорной комнаты зависит от ее типа (светлая, темная или игровая). Главное – органичное взаимодействие оборудования, создание атмосферы «волшебства», «живой сказки».
• Свет не должен быть ярким и «бить» в глаза.
• Видеопроекции должны постоянно меняться, быть плавными, без резких вспышек.
• Используйте преломление света, благодаря стеклянным и зеркальным предметам.
• Музыкальный фон должен органично дополнять общую атмосферу и не привлекать много внимания.
• Лучше разместить колонки в разных местах, чтобы нельзя было определить источник музыки.
• В звуке не должно быть помех – скрипов, шумов, прочих помех.
Ароматерапия и запахи
Поскольку запахи могут оказывать разные эффекты, в темной комнате они должны быть успокаивающими, в светлой – тонизирующими.
• Для релаксационной комнаты подойдут расслабляющие запахи – мята, мелисса, лаванда, нежные цветочные.
• Для активной – запахи цитрусовых.
• Для игровой – запахи, укрепляющие иммунитет – хвойные масла, анис, масло чайного дерева.
• Дополнительно поставьте соляные лампы.
• Должно подстраиваться под тело.
• Должно быть мягким и не иметь острых углов.
• Берите мебель, которую можно использовать в игре.
Сенсорная комната для взрослых
Комнаты сенсомоторной разгрузки показали хорошие результаты для психологической коррекции и реабилитации взрослых.
Для взрослых их организовывают:
• В офисах компаний, сотрудники которых постоянно подвергаются стрессу.
• В лечебных учреждениях, для реабилитации после офтальмологических болезней, психологических расстройств, заболеваний опорно-двигательного аппарата.
• В родильных домах, чтобы выровнять психоэмоциональное состояние женщин перед родами.
Системы восприятия человека до конца не изучены, новые открытия в этой области ученые делают практически каждый год. Но то, что сенсорная комната стала незаменимым инструментом для адаптации детей к условиям окружающей среды – подтвержденный факт. Пребывания в ней рекомендовано для детей разного возраста, уровня психомоторного развития и даже взрослым.
Классный час в начальной школе «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: • Формирование нравственных качеств детей, раскрытие понятий «хорошо».
Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Игра направлена на развитие навыков самообслуживания, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, воспитание культурно-гигиенических.
Классный час для учащихся начальной школы «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цели и задачи: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать.
Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» (5–6 лет) Цель: 1. Учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в себе и друзьях положительные и отрицательные качества характера,.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Что такое хорошо, а что такое плохо!» Цель: • систематизировать знания детей о правилах хорошего и вежливого поведения, • дать представление о специфических сторонах общения.