Что такое сердечная привязанность

Сердечная недостаточность: симптомы, причины, лечение

Что такое сердечная привязанность. Смотреть фото Что такое сердечная привязанность. Смотреть картинку Что такое сердечная привязанность. Картинка про Что такое сердечная привязанность. Фото Что такое сердечная привязанность

Сердечная недостаточность связана со снижением функции сердца. Сердечная мышца не может выработать энергию, необходимую для прокачки необходимого количества крови по всему организму.

Только в России около 7 миллионов человек страдают сердечной недостаточностью. У людей старше 70 лет страдает каждый четвертый человек, причем мужчины, как правило, поражаются в значительно более молодом возрасте, чем женщины. Риск для мужчин примерно в полтора раза выше, чем для женщин. В России болезни системы кровообращения являются самой распространенной причиной смерти.

Что такое сердечная недостаточность?

Со здоровым сердцем богатая кислородом кровь из левого желудочка перекачивается через тело к органам, обеспечивая их кислородом и питательными веществами. После снабжения органов кровь с низким содержанием кислорода возвращается из организма в правую часть сердца, откуда она транспортируется в легкие. В легких кровь обогащается кислородом, так что она снова может перекачиваться по всему телу через левый желудочек.

Что такое сердечная привязанность. Смотреть фото Что такое сердечная привязанность. Смотреть картинку Что такое сердечная привязанность. Картинка про Что такое сердечная привязанность. Фото Что такое сердечная привязанность

Сердечная недостаточность – это ослабление насосной функции сердца. Как правило, поражается либо правая сторона сердца (правосторонняя сердечная недостаточность), либо левая сторона сердца (левосторонняя сердечная недостаточность). При прогрессирующей сердечной недостаточности могут быть затронуты обе стороны сердца (глобальная сердечная недостаточность). Сердечная недостаточность также может быть хронической или острой по своей природе. Хроническая сердечная недостаточность встречается чаще острой сердечной недостаточности, которая возникает внезапно и неожиданно. Острая сердечная недостаточность может возникнуть внезапно на фоне острой сердечно-сосудистой катастрофы и/или декомпенсации сердечной недостаточности.

Что такое сердечная привязанность. Смотреть фото Что такое сердечная привязанность. Смотреть картинку Что такое сердечная привязанность. Картинка про Что такое сердечная привязанность. Фото Что такое сердечная привязанность

Что вызывает сердечную недостаточность?

Сердечная недостаточность вызвана болезнями, которые затрагивают или повреждают сердечную мышцу. Наиболее распространенной причиной хронической сердечной недостаточности является заболевание коронарной артерии.

Ишемическая болезнь сердца (ИБС) вызывается сужением коронарных сосудов (коронарных артерий), чаще всего из-за атеросклероза. Коронарные артерии – это сосуды, которые обеспечивают сердце кислородом и другими важными питательными веществами. Прогрессирующее сужение (также называемое стенозом) артерий приводит к нарушениям кровообращения сердечной мышцы. ИБС часто диагнастируется, когда присутствует стенокардия (боль и напряжение в груди), но в остальном она остается незамеченной.

Инфаркт происходит из-за уменьшения циркуляции крови, богатой кислородом, к сердечной мышце, что приводит к необратимой гибели ткани. Это повреждение влияет на насосную функцию сердца, приводя к сердечной недостаточности. Большая часть пациентов также страдает от высокого кровяного давления, что дополнительно усугубляет ситуацию.

Высокое кровяное давление (гипертония) является единственной причиной сердечной недостаточности у почти 20% людей, что делает его второй наиболее распространенной причиной этого заболевания. Высокое кровяное давление заставляет сердце постоянно работать сильнее. Сердце не может работать под дополнительной нагрузкой в течение длительного периода времени, и поэтому деградирует.

Подобный эффект может быть вызван проблемой с сердечным клапаном. При суженных или протекающих аортальных клапанах сердце должно работать сильнее или биться чаще, что также ведет к увеличению нагрузки.

Брадикардия – нарушения сердечного ритма при котором снижена частота сердечных сокращений также может быть причиной сердечной недостаточности, поскольку циркулирует слишком мало крови. Слишком быстрое сердцебиение (тахикардия) связано с уменьшением ударного объема и, следовательно, может также привести к сердечной недостаточности.

Наследственные заболевания сердца, беременность, аутоиммунные расстройства, алкоголь, наркотики или злоупотребление медикаментами, гиперактивность щитовидной железы и нарушения обмена веществ (сахарный диабет) могут быть причинами сердечной недостаточности.

Какие виды сердечной недостаточности и каковы их симптомы?

Каждый тип сердечной недостаточности имеет разные симптомы, и симптомы могут различаться по интенсивности. Тем не менее, основным симптомом сердечной недостаточности является затруднение дыхания при физической нагрузке или в покое. Предупреждающие признаки могут включать потоотделение при легкой физической нагрузке, неспособность лежать ровно, стеснение в груди или наличие отечности ног.

Левосторонняя сердечная недостаточность

Левая сторона сердца отвечает за перекачку богатой кислородом крови по всему телу к органам. При левосторонней сердечной недостаточности насосная функция левого желудочка ограничена, что приводит к недостаточному количеству крови, обогащенной кислородом, для прокачки по всему организму. Вместо этого кровь остается в легочной циркуляции, что может привести к образованию жидкости в легких (отек легких), затрудненному дыханию, раздражению горла, «дребезжащему» звуку при дыхании, слабости или головокружению.

Это чаще всего вызвано ишемической болезнью сердца (ИБС), высоким кровяным давлением или сердечным приступом и реже – нарушением сердечной мышцы или сердечных клапанов.

Левосторонняя сердечная недостаточность может проявляться остро или развиваться со временем. Обычно впервые замечают по одышке от физической активности. При тяжелом состоянии это может даже привести к гипотонии (низкому кровяному давлению) в состоянии покоя.

Правосторонняя сердечная недостаточность

Правая сторона сердца отвечает за возврат крови с низким содержанием кислорода обратно в легкие. При правосторонней сердечной недостаточности правый желудочек не работает должным образом. Это вызывает повышенное давление в венах, вытесняя жидкость в окружающие ткани. Это приводит к отекам, особенно в ступнях, пальцах ног, лодыжках и голенях. Это также может привести к острой необходимости мочиться ночью, когда почки получают лучшее кровообращение.

Причиной чаще всего является острое или хроническое увеличение сопротивления легочного кровообращения. Обусловлено ​​легочными заболеваниями, такими как легочная эмболия, астма, выраженная эмфизема, хроническое обструктивное заболевание легких (ХОЗЛ, чаще всего вследствие употребления табака) или левосторонней сердечной недостаточностью. Редкие причины включают проблемы с сердечным клапаном или заболевания сердечной мышцы.

Глобальная сердечная недостаточность

Когда поражены как левая, так и правая стороны сердца, это называется глобальной сердечной недостаточностью. Присутствуют симптомы левой и правой сердечной недостаточности.

Систолическая и диастолическая сердечная недостаточность

Систолическая сердечная недостаточность связана с потерей нормального функционирования клеток сердечной мышцы или внешних нарушений насосной функции. Кровь попадает в легкие, а органы не получают достаточного количества кислорода.

При диастолической сердечной недостаточности теряется эластичность желудочка, из-за чего он не расслабляется и не наполняется соответствующим образом. Одной из наиболее распространенных причин диастолической дисфункции является высокое кровяное давление. Из-за повышенного сопротивления в артериях сердце должно работать сильнее. Эластичность сердечной мышцы снижается, и между сокращениями из желудочков в организм может перекачиваться меньше крови. Это приводит к тому, что организм не получает достаточного количества крови и питательных веществ.

Болезнь клапана сердца также может привести к утолщению сердечной мышцы. Мускулатура сердца становится более жесткой и менее эластичной из-за накопления белков. Симптомы от кашля до одышки.

Хроническая и острая сердечная недостаточность

Хроническая сердечная недостаточность – это прогрессирующее заболевание, которое развивается месяцами или годами и встречается чаще, чем острая сердечная недостаточность. При хронической сердечной недостаточности симптомы часто не воспринимаются всерьез, поскольку организм способен компенсировать это в течение длительного периода времени или симптомы связывают с увеличением возраста. Симптомы отражают либо левую, либо правостороннюю сердечную недостаточность.

Острая сердечная недостаточность возникает внезапно, через несколько минут или часов, после сердечного приступа, когда организм больше не может это компенсировать. Некоторые симптомы включают в себя:

На какие классы делится сердечная недостаточность?

Существует несколько классификаций сердечной недостаточности:

Согласно функциональной классификации Нью-Йоркской кардиологической ассоциации (NYHA), сердечная недостаточность подразделяется на классы I-IV в зависимости от выраженности симптомов и ограничения физической активности.

Сердечная недостаточность делится на четыре класса в зависимости от выраженности симптомов:

Сердечная недостаточность значительно снижает качество жизни. Больные часто испытывают большое разочарование в связи с физическими ограничениями и имеют тенденцию уходить из общественной жизни. По этой причине психологические расстройства, такие как депрессия, часто присутствуют в дополнение к ожидаемым физическим симптомам.

Как диагностируется сердечная недостаточность?

Диагностика начинается с комплексной оценки истории болезни человека, уделяя особое внимание симптомам (начало, продолжительность, проявление). Это помогает классифицировать тяжесть симптома. Сердце и легкие обследуются. Если есть подозрение на сердечный приступ или нарушение ритма, выполняется ЭКГ покоя с 12 отведениями. Кроме того, эхокардиография и общий анализ крови. Необходимость в катетеризации определяется индивидуально.

Как лечится сердечная недостаточность?

При хронической сердечной недостаточности применяются медикаменты (такие как ингибиторы АПФ, бета-блокаторы и диуретики). Лекарства используются для предотвращения осложнений и улучшения качества жизни. Ингибиторы АПФ и бета-блокаторы могут продлевать жизнь, но для достижения положительного эффекта их следует принимать регулярно.

Кроме того, используются ритм-терапии (для лечения нарушений ритма сердца), имплантация трехкамерного кардиостимулятора. Последнее обеспечивает своевременную активацию предсердий и обоих желудочков. Дефибриллятор также часто имплантируется как часть кардиостимулятора для противодействия опасным нарушениям сердечного ритма в условиях тяжелой сердечной недостаточности. Это лечение также известно как ресинхронизационная терапия. Важной частью успешного лечения является физиотерапия.

Каковы шансы на выздоровление от сердечной недостаточности?

Сердечная недостаточность не может быть «излечена». Тем не менее, ожидаемая продолжительность жизни пациента может быть значительно увеличена. Это зависит от типа сердечной недостаточности, а также от возраста, сопутствующих заболеваний и образа жизни человека. Если лечить сопутствующие заболевания (например, высокое кровяное давление), вести здоровый образ жизни и соблюдать рекомендации врача, возможен хороший долгосрочный прогноз.

Источник

Как преодолеть нарушения привязанности: советы от столичной службы сопровождения приемных семей

21 сентября 2021 года

Часто понятие «нарушение привязанности» звучит, когда речь идет о детях-сиротах. Что же это такое и можно ли исправить это нарушение? Как приемному родителю строить отношения с ребенком с тем или иным типом привязанности? Разбираемся вместе с психологом службы сопровождения приемных семей Центра содействия семейному воспитанию № 1.

Надежный тип привязанности — доверие к миру

Привязанность начинает формироваться в младенческом возрасте, до двух лет. Важно, чтобы она формировалась правильно, от этого во многом зависит степень доверия ребенка к миру.

Какой же должна быть привязанность в идеале? После ухода матери ребенок с надежным типом привязанности огорчается, но быстро успокаивается при ее появлении. Он спокойно взаимодействует с посторонними в присутствии родителя, инициативен и любознателен.

У ребенка с надежным типом, благодаря тому, что у него установлены эмоционально близкие отношения со значимым взрослым, есть установка: этот мир безопасен для меня. Важно и то, что родители удовлетворяют его потребности: подходят, если слышат плач, кормят, общаются.

При этих условиях ребенок не боится познавать окружающий мир, он готов к доверительным отношениям. Во взрослой жизни у таких людей не бывает комплекса отличника, более того, они вообще не склонны к сравнению себя с кем-либо. Также они не вступают в токсичные отношения. Они уважают свои границы, при необходимости отстаивают их, сохраняя достоинство, и не посягают на границы других людей.

«По понятным причинам такой тип привязанности не очень распространен среди детей, когда-то лишившихся родителей, — говорит психолог Родион Барабанов. — Но мы уверены, что при должной совместной работе специалистов по сопровождению и родителей его можно выработать для большинства детей».

Типы нарушения привязанности

Даже выросший в абсолютно благополучной семье ребенок при определенных условиях может иметь привязанность с теми или иными нарушениями. Риск возрастает, когда он пережил тяжелую психологическую травму — разлуку с родными. Таким детям можно и нужно помочь, приемному родителю только необходимо знать, что происходит с ребенком и как действовать.

Тревожная привязанность. «Она формируется, если взрослые ведут себя непоследовательно. Когда ребенка берут под опеку, он боится, что так же будет поступать опекун. Это рождает чувство неуверенности», — говорит психолог.

Ребенок с тревожным типом часто испытывает беспокойство: плачет, когда мама уходит, плохо идет на контакт с малознакомыми людьми. Он чувствует, что мир небезопасен, поэтому не склонен его исследовать.

Родион Барабанов рассказывает о трехлетней воспитаннице центра. Психологические травмы, полученные в кровной семье, холодность близких не дали ей сформировать базовое доверие к миру. Когда девочка была передана в приемную семью, ее новые родители получили рекомендации: чаще брать ребенка на руки и сажать на колени, поддерживая телесный контакт, максимально эмоционально откликаться на тягу малышки к общению, поддерживать ее через совместные игры. Постепенно она начала оттаивать.

Тревожно-избегающий тип. Ребенок с такой привязанностью чаще сталкивался с ситуацией, когда значимые взрослые совсем не удовлетворяли его потребности, не уделяли внимания и вообще отношения с ними были прохладными.

В результате ребенку пришлось научиться быть самостоятельным. Дети с тревожно-избегающим типом не расстраиваются, если мамы нет рядом, но и не радуются ее приходу. Они перестают ждать любви и ласки, стараются ни к кому не привязываться, потому что боятся, что в дальнейшем это принесет боль и разочарование.

«Я занимался с одним мальчиком. Мама оставила его в возрасте четырех лет. Он удивительно легко говорил об этом, не признавал, что скучает. И только в его рисунках все время возникала мама, та, в чьей любви он остро нуждался», — приводит пример психолог.

Когда мальчика забрали в приемную семью, специалистам пришлось провести большую работу. Ребенка учили озвучивать свои потребности, обращаться с просьбами, а родителей − чаще задавать вопросы, чтобы мальчик понял, что к нему прислушивается, что он не одинок, что есть люди, которые о нем заботятся и любят. Также специалисты посоветовали родителям проявлять ласку спонтанно и без особого повода, чтобы изменить установку, что любовь приносит разочарование.

Родион Барабанов рассказывает о мальчике, который был передан в опекунскую семью в возрасте девяти лет: «Его отец умер. Мать последние несколько лет наблюдалась в наркодиспансере, к ребенку проявляла крайние формы агрессии. По большей части мальчик находился у бабушки, которая обеспечивала его питанием и одеждой, но больше никакой заботы не проявляла. Опыта социального общения, навыков самообслуживания у ребенка не было».

Приемным родителям были даны рекомендации:

Универсальные советы для приемных родителей

Несмотря на разные типы привязанности, между ними много общего. Психолог называет универсальные правила, которые надо принять во внимание всем приемным родителям:

Узнать больше о сопровождении приемных семей можно на портале «Моя новая семья».

Что такое сердечная привязанность. Смотреть фото Что такое сердечная привязанность. Смотреть картинку Что такое сердечная привязанность. Картинка про Что такое сердечная привязанность. Фото Что такое сердечная привязанность

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник

Что такое стенокардия?

Что такое сердечная привязанность. Смотреть фото Что такое сердечная привязанность. Смотреть картинку Что такое сердечная привязанность. Картинка про Что такое сердечная привязанность. Фото Что такое сердечная привязанность

Что провоцирует приступ стенокардии?

Приступы сначала могут быть неинтенсивными, кратковременными, по 1-2 мин., при очень тяжелой или интенсивной физической нагрузке, беге, подъеме по лестнице, выходе на холод, ходьбе против ветра. Приступ могут спровоцировать эмоциональные расстройства, курение, пребывание в душном пространстве, переедание, прием энерготоников или чрезмерных доз алкоголя.

Стабильная и нестабильная стенокардия

При стабильной стенокардии у пациентов с ИБС боли возникают при определенной физической нагрузке и хорошо устраняется с помощью лекарственных средств.

Нестабильной стенокардией называют впервые появившийся приступ или состояние, когда на фоне стабильного течения ИБС приступы стенокардии учащаются и удлиняются.

Чем опасна нестабильная стенокардия?

Если стенокардия возникает при непредсказуемом уровне физической нагрузки, необходимо ограничить на несколько дней нагрузку до минимальной и проконсультироваться с лечащим врачом: потребуется более активное лечение и, возможно, госпитализация. Состояние эпизода нестабильной стенокардии может закончиться инфарктом миокарда. Когда сохраняется боль в груди и трудно поставить диагноз, используется термин «острый коронарный синдром».

Как отличить стенокардию от инфаркта миокарда?

Боли в центре грудной клетки, в области средней трети грудины, могут распространяться в левую руку, лопатку, нижнюю челюсть, верхнюю часть живота.

Боли как при стенокардии, но чаще ощущаются как более интенсивные, нестерпимые, раздирающие и захватывают всю левую половину грудной клетки.

Дискомфорт слабо или умеренно выраженный.

Выраженный дискомфорт, усиленное потоотделение, головокружение, тошнота, нарастающее чувство нехватки воздуха, страх смерти.

Приступ стенокардии чаще связан с предшествующей физической активностью или эмоциональным возбуждением.

Инфаркт миокарда может возникнуть в любое время, и в том числе, в состоянии покоя.

Время болевого приступа занимает около 3 – 15 минут.

Болевой приступ с дискомфортом и удушьем продолжается не менее 15 – 30 минут и более, имеется тенденция к нарастанию симптомов.

В покое боли, как правило, проходят.

В состоянии физического покоя боли не проходят полностью, усиливаются при разговоре и глубоком дыхании.

Применение нитроглицерина под язык или в виде аэрозоля от 1 до 3 доз прерывает приступ стенокардии.

Симптомы не проходят полностью после применения 3 доз нитроглицерина.

Первая помощь при приступе стенокардии

При возникновении приступа стенокардии необходимо следовать инструкции полученной от лечащего врача или (если такой инструкции не было) действовать по алгоритму:

Что такое сердечная привязанность. Смотреть фото Что такое сердечная привязанность. Смотреть картинку Что такое сердечная привязанность. Картинка про Что такое сердечная привязанность. Фото Что такое сердечная привязанностьНельзя принимать ацетилсалициловую кислоту (аспирин) при непереносимости его (аллергические реакции) и уже осуществленном приеме его в этот день, а также при явном обострении язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

6. Принять 0,5 мг нитроглицерина. Если в виде таблетки – положить под язык и рассосать, если в виде капсулы – раскусить, не глотать, если в виде спрея – ингалировать (впрыснуть) одну дозу под язык, не вдыхая.

Если после приема нитроглицерина появилась резкая слабость, потливость, одышка, или сильная головная боль, то необходимо лечь, поднять ноги (на валик, подушку и т.п.), выпить один стакан воды и далее нитроглицерин не принимать.

Нельзя принимать нитроглицерин при низком артериальном давлении крови, резкой слабости, потливости, выраженной головной боли, головокружении, остром нарушении зрения, речи или координации движений.

7. Если боли полностью исчезли и состояние улучшилось после приема аспирина и 1 дозы нитроглицерина через 5 минут, ограничьте физические нагрузки, дальнейшее лечение согласуйте с лечащим врачом.

8. При сохранении боли свыше 10-15 минут необходимо второй раз принять нитроглицерин и срочно вызвать скорую помощь!

ВНИМАНИЕ! Если аспирин или нитроглицерин недоступны, а боли сохраняются более 5 минут – сразу вызывайте скорую помощь!

9. Если боли сохраняются и после приема второй дозы нитроглицерина через 10 минут, необходимо принять нитроглицерин в третий раз. Ждите скорую помощь.

Телефоны для вызова скорой медицинской помощи:

03 – на всей территории России

103 – мобильная сотовая связь

112 – единая служба экстренной помощи на территории России

Дополнительные телефонные номера по месту своего пребывания уточняйте заранее.

Запишитесь на прием к кардиологу

Пройдите скрининг-диагностику сердечно-сосудистой системы в ЦЭИМ
БЕСПЛАТНО

Источник

Что такое сердечная привязанность

Инструментарий

Программы обучения

Прикладные аспекты телесной терапии: системный подход

ВЕБИНАР: Практика сказочной песочной терапии

ВЕБИНАР: Психологическая диагностика в перинатальной психологии

Скоро

I Международная конференция «Психолого-педагогические инновации в педиатрической практике»

Всероссийский конгресс с международным участием «Психоневрология: век XIX — век XXI»

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Особенности взрослых с разными типами привязанности

Автор

Что такое сердечная привязанность. Смотреть фото Что такое сердечная привязанность. Смотреть картинку Что такое сердечная привязанность. Картинка про Что такое сердечная привязанность. Фото Что такое сердечная привязанность

Влияние детского опыта взаимоотношений со значимыми взрослыми на развитие личности признают многие психологи. Джон Боулби стал основоположником теории привязанности. Он предположил, что ранние переживания привязанности ребенка к матери или к другому значимому близкому человеку образуют ментальные представления, которые затем проявляются в бессознательном и являются решающими для развития личностных черт и дальнейших отношений человека [6]. Боулби полагал, что мать и ребенок составляю «некую саморегулирующуюся систему, части которой взаимообусловлены» [6]. Особым аспектом в формировании привязанности является «чуткое поведение» матери или замещающего ее лица, по отношению к ребенку. Эмоциональный контакт, способность распознавать и правильно понимать сигналы ребенка, чувство безопасности и защиты – способны оказывать благотворное влияние на формирование надежной привязанности.

Данной проблемой интересовались и другие психологи. Карен Хорни в работе «Особая роль детства» пишет, что детство играет важную роль в развитии личности. Она также говорит о том, что все эмоции, страхи, желания, пережитые в детстве, не исчезают с течением времени и взрослением ребенка, а остаются в бессознательном. А вневременность бессознательного обеспечивает интенсивность этих переживаний на протяжении всей жизни человека [27]. Рассуждая о взаимосвязи собственного детского опыта и его трансформации во взрослой жизни, психолог Людмила Петрановская в статье «Травмы поколений» приводит пример подруги детства, чьи родители вливали ей в рот бульон, зажимая голову ногами, если она отказывалась от еды. Родители девочки пережили Блокаду во время Великой Отечественной войны. Потому влияние пережитого ими ужаса было настолько сильным, что свою заботу и чувства к собственному ребенку они выражали таким способом[42]. Молодой психолог Екатерина Максимова в своей магистерской диссертации на тему: «Взаимосвязь типов привязанности и личностных особенностей детей старшего дошкольного возраста» описывает личностные особенности детей, подтверждая гипотезу о том, что дети с ненадежными типами привязанности более тревожны и имеют проблемы с самооценкой, по сравнению с детьми с надежным типом привязанности.

Джон Боулби задавался вопросом, существуют ли взаимосвязи между ненадежной привязанностью и развитием какой-либо психопатологии? Результаты лонгитюдных исследований дали положительный ответ на этот вопрос. Были выявлены существенные взаимосвязи между ненадежным типом привязанности и фобиями, психосоматическими симптомами, зависимостями, агрессией. Таким образом, Джоном Боулби и его помощницей Энн Эйнсворт была разработана классификация типов привязанности у детей: надежная, амбивалентная, тревожно-избегающая и дезорганизованная.

В 1980-х годах американские психологи Синди Хазан и Филлип Шейвер применили концепты теории привязанности к взрослым людям [36]. Они выявили схожие паттерны взаимодействия взрослого человека с партнером и ребенка со значимым взрослым. Хазан и Шейвер применили конструкты и методы теории привязанности к романтическим отношениям в зрелом возрасте и выделили четыре типа привязанности у взрослых людей: надежный, тревожный, избегающе-отвергающий и тревожно-избегающий.

Люди с надежным типом привязанности позитивно воспринимают себя, других людей и отношения с ними. Такие люди способны выстраивать прочные близкие отношения, в первую очередь, благодаря позитивному опыту взаимодействия со значимым взрослым. Это значит, что детский опыт взаимоотношений человека со значимым взрослым был богато окрашен эмоционально, имел надежный непротиворечивый характер, был насыщен позитивными реакциями и качественной обратной связью.

Люди, обладающие тревожным типом привязанности, негативно воспринимают себя. Они неуверенны, эмоционально нестабильны, вследствие чего в отношениях проявляют зависимость и ревность.

У людей, обладающих избегающе-отвергающим типом привязанности, в отличие от людей с тревожным типом привязанности, отмечается позитивное восприятие себя и негативное восприятие других, вследствие этого такие люди испытывают сложности в выражении своих чувств и эмоций, а также в выстраивании эмоционально близких отношений.

Более того, эмпирически доказано, что формирование определенного статуса Эго-идентичности имеет взаимосвязь с типом взаимоотношений в семье [29]. Было доказано, что люди с достигнутой идентичностью имели теплые взаимоотношения с родителями в детстве, в то время как люди с диффузной идентичностью отмечают дистантность и холодность своих взаимоотношений с родителями. Согласно теории психосексуального развития личности Зигмунда Фрейда, люди 25-30 лет находятся на генитальной стадии психосексуального развития, который длится с наступления полового созревания и до самой смерти человека [25]. Фрейд отмечал, что люди, обладающие идеальным генитальным характером, имеют такие личностные характеристики как активность, способность брать на себя ответственность за решение жизненных задач, способность давать тепло и заботу своим близким. Однако формирование данных характеристик затрудняется, если в детстве человек имел травматичный опыт. Также он делает акцент на том, что «переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности» [27].

Одной из главных проблем поколения «Миллениум» – позднее взросление, неспособность создать прочные эмоциональные связи как с собой, так и с другими людьми, реализовать себя. С этой точки зрения наш интерес свелся к рассмотрению таких личностных особенностей людей, как личностные акцентуации характера, эмоциональный интеллект и самоактуализация.

Исходя из вышесказанного, мы выдвинули гипотезы, что взрослые люди, имеющие надежный тип привязанности, будут характеризоваться высоким уровнем самоактуализации и эмоционального интеллекта, а также умеренной выраженностью личностных акцентуаций. А взрослые люди, имеющие ненадежные типы привязанности будут характеризоваться низким уровнем самоактуализации, эмоционального интеллекта, и неумеренной выраженностью личностных акцентуаций.

Основная задача исследования: выявить взаимосвязь типов привязанности и личностных особенностей взрослых людей, изучив при этом типы привязанности испытуемых, а также такие личностные особенности, как акцентуации характера, уровень самоактуализации и уровень эмоционального интеллекта. Рассмотрим эти аспекты более подробно.

Личность является одной из ключевых тем в психологии и разными психологическими школами понимается по-разному. В нашем исследовании мы опираемся на концепцию личности, разработанную российским психологом – Людмилой Николаевной Собчик. Она, опираясь на опыт собственных многолетних исследований личности, создала собственную концепцию личности – теорию ведущих тенденций. Данная теория предполагает, что каждый человек, получая впечатления от происходящего в той или иной ситуации, реагирует на эту ситуацию индивидуальным способом, только ему присущим, акцентируя свою внимание на определенных моментах, упуская другие [41]. Эта избирательность является условием в формировании индивидуального стиля, в основе которого лежит ведущая тенденция, проходящая сквозь все уровни личности. «Ведущая тенденция – это дефиниция, которая включает в себя и условия формирования определенного личностного свойства, и само свойство, которое может развиться под влиянием средовых воздействий как продолжение данного свойства» [20, c. 57]. Формирование акцентуаций личности зависит от нескольких факторов, в том числе от таких, как стиль воспитания в семье.

Ранее мы неоднократно упоминали о самоактуализации людей как об одной из главных проблем современного общества. Феномен самоактуализации человека привлекал внимание философов и психологов еще в XVIII веке. Многие ученые исследовали данный феномен. Гордон Олпорт предложил теорию личности, согласно которой «Я» формирующееся с детства до самой зрелости представляет собой развивающуюся систему, включающую в себя «проприум» – качество, живущее внутри личности, постоянно стремящееся к развитию, творчеству, самоактуализации [29]. В своем труде «Страдания от бессмысленности жизни» Виктор Франкл развивает тему разочарования в жизни, ссылаясь на результаты исследования выпускников Гарвардского университета, которые показали, что многие из респондентов, внешне благополучных людей, имеющих успешные карьеры и достаток, жаловались на бессмысленность жизни. Невозможность понять собственные желания, неспособность к самоактуализации Виктор Франкл называет «экзистенциальным вакуумом», возникающим в результате разрыва между поколениями предков и современников, невозможностью опираться на их опыт [24].

Карен Хорни в книге «Самоанализ» называет личность «Реальным собственным Я», которому присущи личностные черты, потенции, таланты, которые он может реализовать в себе, имея определенные условия развития. Также Карен Хорни делает акцент на особую роль детства в этом процессе. Ребенок обязательно должен чувствовать свою нужность, любовь и теплоту, для выражения своих чувств и развития потенций для успешной самореализации. Если же условия, в которых находится ребенок, не позволяют испытать эти чувства, у ребенка развивается базальная тревога, диктующая ему стратегии защиты [28]. В своей теории личности Альфред Адлер рассматривает человека как единый самосогласующийся организм, наделенный творческой силой, которая дает возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью [29]. Карл Роджерс полагал, что каждый человек наделен потенциалом, реализация которого, однако, возможна лишь при определенных условиях эмпатии, конгруэнтности и центрации на человеке [29].

Стоит подробнее остановиться на трудах Абрахама Маслоу, который предложил, что потребность в надежной привязанности входит в число потребностей любви и принадлежности. Так же Маслоу считал, что неудовлетворение их способствует развитию патологий и дезадаптации. Иными словами, дети, чьи потребности в уважении и признании отрицаются, склонны низко оценивать себя, сомневаться в своих способностях, не доверять себе. Маслоу также выделил характеристики, которыми обладают самоактуализирующиеся люди: принятие себя, других и природы, непосредственность, простота, естественность, независимость, потребность в уединении, независимость от культуры и окружения, свежесть восприятия, общественный интерес, способность строить глубокие межличностные отношения, демократичный характер, философское чувство юмора, креативность, сопротивление окультуриванию. Резюмируя все вышесказанное: самоактуализация человека заключается в раскрытии его потенциала как личностного, так и творческого. Она становится осуществимой при удовлетворении потребностей ребенка в любви, теплоте, принятии, то есть, в надежной привязанности.

Проведя теоретическое исследование литературы по интересующим нас вопросам, мы предприняли эмпирическое исследование, в которое включили методики, позволяющие определить тип привязанности, уровень эмоционального интеллекта, выраженность личностных акцентуаций характера и степень самоактулизации наших респондентов.

Психодиагностические методики

Результаты, полученные в ходе исследования, мы проанализировали с количественной и качественной стороны, прибегнув к корреляционному анализу данных.

Исследуя типы привязанности взрослых людей, мы выявили, что надежный тип привязанности имеют 27% испытуемых. Этот показатель является низким и свидетельствует о том, что менее чем 1/3 часть наших испытуемых в детстве имела надежные и теплые взаимоотношения со значимыми близкими, способствующие созданию доверительных отношений во взрослой жизни, открытости, способности к эмоциональной близости. 28% испытуемых имеют тревожный тип привязанности, что характеризует их как людей, имеющих заниженную самооценку и неуверенность в себе. В связи с чем у этих людей формируется зависимость от партнера, ревность, тревога по поводу нестабильности отношений. Такие люди постоянно нуждаются в подтверждении своих чувств от партнера. 9% имеют избегающе-отвергающий тип привязанности, характеризующий их как независимых самодостаточных людей, имеющих позитивный внутренний образ, но негативный образ других людей. В отношениях они показывают отчужденность, стараются скрыть свои чувства. 6% респондентов имеют тревожно-избегающий тип привязанности, характеризующий их как людей, глубоко травмированных в отношениях, а также, возможно, пострадавших от насилия. Люди с тревожно-избегающим типом привязанности имеют негативный внутренний образ, в связи с чем они стремятся к близости. В то же время, они имеют негативный образ других людей, не доверяют им, боятся быть отвергнутыми ими. Им сложно быть открытыми и показывать свои чувства, не испытывая при этом страха близости.

А также в нашей выборке была выделена еще одна группа, которую мы назвали группой «смешанного типа». В неё вошли 30% респондентов. Оценивая опыт своих отношений, респонденты данной группы отличились неопределенностью, поэтому их невозможно отнести ни к одной вышеперечисленной группе. Люди данного типа привязанности имеют свои личностные особенности, отличающиеся от особенностей людей, имеющих другие типы привязанности. О них речь пойдет ниже в психологических портретах.

Анализируя результаты опросника Бренана и Фрейли «Опыт близких отношений», стоит обратить внимание на тревожность испытуемых: 33% имеют высокий уровень тревожности, что характеризует их, как эмоционально незрелых, зависимых, напряженных людей, обладающих высоким уровнем сензитивности и эмпатии. У 29% опрошенных наблюдается средний уровень тревожности в отношениях, и у 38% опрошенных уровень тревожности низкий, что может свидетельствовать о заторможенности реакций при необходимости, излишней доверчивости.

Результаты индивидуально-типологического опросника Л.Н. Собчик, показывают, что умеренная выраженная акцентуаций присуща небольшому количеству испытуемых, в то время как преобладает неумеренная акцентуация личностных черт, что говорит свидетельствует о тенденции личностной дисгармонии среди испытуемых. Результаты исследования эмоционального интеллекта показали, что только 1/3 часть испытуемых обладает высоким уровнем эмоционального интеллекта, способна распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими и контролировать их выраженность, остальные испытуемые имеют сложности в этих аспектах. Общие результаты теста на самоактуализацию говорят о том, что только 24% общего числа испытуемых имеют высокий уровень, у остальных испытуемых он средний и низкий.

Сравнительный анализ средних значений исследуемых параметров со стилем привязанности по методике «Опыт близких отношений» К. Бреннан и Р.К. Фрейли (Brennan, Fraly, 2000; адаптация Т.В.Казанцевой, 2011), мы выяснили, что самый высокий уровень тревожности у людей с тревожным типом привязанности и тревожно-избегающим типом привязанности, самый низкий показатель тревожности у людей со смешанным типом привязанности.

Далее мы провели сравнение средних с помощью однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) и критерия F-Фишера и получили следующие результаты:

Люди с надежным типом привязанности обладают наиболее высоким уровнем эмоционального интеллекта, что характеризует их как людей, способных на высоком уровне понимать и управлять своими и чужими эмоциями. Они способны быть чуткими к эмоциям других людей, а также к своим собственным эмоциям. Самый низкий уровень эмоционального интеллекта у людей с избегающе-отвергающим типом привязанности, что говорит о тенденции к неспособности понимать и управлять эмоциями. Люди со смешанным типом привязанности имеют средний уровень эмоционального интеллекта, имеющий схожее значение с уровнем эмоционального интеллекта у людей с тревожным типом привязанности.

Наиболее высокое среднее значение по уровню самоактуализации имеется у людей с надежным типом привязанности, что говорит о них как об открытых, личностях, раскрывших свой потенциал и вполне самореализовавшихся. Также люди с надежным типом привязанности обладают высоким уровнем аутосимпатии, что характеризует их как психологически здоровых, целостных, зрелых личностей.

Самый низкий уровень самоактуализации и аутосимпатии у людей с тревожно-избегающим типом привязанности, что говорит об их заниженной самооценке, тревожности, неуравновешенности, незрелости. Они имеют тенденцию к пассивности в проживании своей жизни, самореализация для них чужда. У людей, имеющих смешанный тип привязанности, уровень самореализации на среднем уровне, также как и показатель аутосимпатии. Но так же стоит заметить, что оба этих показателя у них выше, чем у людей с тремя ненадежными типами привязанности.

Проанализировав все вышеперечисленные значения применяемых методик, нам удалось составить психологические портреты людей с рызными типами привязанности.

Надежный тип привязанности

Люди с надежным типом привязанности обладают позитивным, адекватным Я-образом, что является основой психологического здоровья и целостности личности и говорит об их зрелости и свободе. Они имеют высокий уровень самоактуализации, что способствует проявлению их творческих способностей. Также они имеют достаточно высокий уровень агрессии, выражающийся в позитивном ключе спонтанностью и свободой в действиях, отсутствием предрассудков, стремлением к познанию чего-то нового, открытостью к новым впечатлениям. Люди с надежным типом привязанности имеют высокий уровень эмоционального интеллекта, в том числе и внутриличностного. Это говорит о способности к пониманию своих эмоций и управлению ими, а также в контроле их выражения. Также они имеют высокую гибкость в общении, не нагружены социальными стереотипами, способны к самораскрытию в отношениях и открыты.

Тревожный тип привязанности

Люди с тревожным типом привязанности обладают низким уровнем самооценки, мнительны, боязливы. Из-за неуверенности в себе зависимы от более сильной личности. В отношениях ищут признания, подтверждения намерений, поэтому их настроение часто меняется.

Избегающе-отвергающий тип привязанности

Люди с избегающе-отвергающим типом привязанности имеют низкий уровень самооценки, замкнуты в себе. Они имеют низкий уровень эмоционального интеллекта, не способны понимать свои эмоции, не способны их адекватно выражать, при этом имеют высокий уровень агрессии, что коррелирует с подавлением своих эмоций.

Тревожно-избегающий тип привязанности

Люди с данным типом привязанности имеют тенденцию к самым деструктивно выраженным личностным особенностям. Люди с данным типом привязанности склонны к невротичности, тревожности, неуверенности в себе. Они имеют плохой контакт с собой, ориентируются на чье-то мнение, а не на свое, не имеют чувствительности к себе, не способны понимать свои эмоции и управлять ими. Слабый уровень эмоционального интеллекта и самоактуализации, избегают новых эмоций и ощущений, не готовы к познанию чего-то нового, возможно, из-за того, что им страшно что-то менять. Так как имеют заниженную самооценку, нуждаются в признании, требуют доказательств чувств, в связи с этим часто демонстрируют изменения поведения. Очень зависимы от мнения окружающих, полагаются на более сильную личность, при этом обладают высоким уровнем агрессии, отталкивающим людей. Характеристики людей, имеющих данный тип привязанности, амбивалентны в своих значениях. С одной стороны, эти люди нуждаются в отношениях, ищут их, с другой стороны, их избегают.

Смешанный тип привязанности

Люди со смешанным типом привязанности имеют средние характеристики по большинству исследуемых личностных особенностей. Безусловно, они представляют большой интерес для дальнейшего изучения их личностных особенностей. Исходя из данных нашего исследования, мы можем сделать вывод что люди, имеющие смешанный тип привязанности – достаточно целостные личности, имеющие стремление к самоактуализации. Однако, у данной группы людей наблюдается пониженный уровень тревожности, что может говорить о неспособности прогнозировать форс-мажорные ситуации, склонности к некоторой «толстокожести». Также, люди со смешанным типом привязанности имеют невысокий уровень эмоционального интеллекта, управления эмоциями. В общении они не готовы к самораскрытию и самопредъявлению, не уверены во взаимном интересе со стороны собеседника. Также обладают некоторой ригидностью, неготовностью к изменениям сформировавшихся ценностей. Обобщая вышеперечисленные характеристики, мы можем сказать о тенденции к некоторой «расторможенности», лени, незрелости, нежелании менять стереотипы и привносить что-то новое в свою жизнь. Изучив основные характеристики поколения Y, представленные в теории поколении Евгении Шамис, мы можем предположить, что люди, имеющий смешанный тип привязанности, являются яркими представителями данного поколения. Они представляют особый интерес для дальнейших исследований, так как в нашей выборке их представлено наибольшее количество (30%).

Подводя итоги проведенного исследования, мы можем сказать, что наши гипотезы подтвердились. Типы привязанности действительно взаимосвязаны с личностными особенностями взрослых людей. Люди с надежными типом привязанности имеют более высокий уровень эмоционального интеллекта, самоактуализации и умеренную выраженность личностных акцентуаций, по сравнению с людьми, обладающими ненадежными типами привязанности.

В заключение необходимо указать также на тот факт, что надежными типом привязанности обладают лишь 27% испытуемых, в то время, как остальные 73% имеют ненадежные типы привязанности.

Почему поколение «Миллениум», часто называют «потерянным»? Почему именно это поколение находится в поисках гармонии, смысла жизни, ценностей, а также в поисках контакта с собой и с другими людьми? Предприняв небольшой экскурс в историю нашей страны 70-80-х годов, становится очевидным, что наше государство было мощнейшей непобедимой империей, с высокоморальными ценностями и опорами для общества. В начале 90-х тотальное разрушение всех глобальных систем государства – политической, социальной, экономической, культурной, ценностной – стало причиной переворотов в сознании граждан, личностных кризисов, и внутриличностных конфликтов. Иными словами, люди лишились незыблемых опор, они не знали, как жить дальше, опасались за свое будущее. Те уклады, которые служили ориентиром, стали не актуальными. Теперь нужно было жить совершенно по-другому, но как именно, никто не знал. Была ли эта ситуация благотворной для воспитания подрастающего поколения? Могли ли родители, отчаянно сражавшиеся со всеми бедами того времени, давать свое тепло и надежную привязанность? Скорее всего, нет. И мы предполагаем, что именно в этом заключается ответ на вопросы, почему поколение «Миллениум» часто называют «потерянным», и почему именно это поколение находится в поисках гармонии, смысла жизни, ценностей, а также в поисках контакта с собой и с другими людьми.

Исследование типов привязанности представляет сейчас большой интерес в большей степени для детской психологии и психология развития. Достаточно редко освещаются проблемы взаимосвязи опыта детско-родительских отношений, к тому же мало диагностических инструментов для исследования данной темы. Выводы данной работы представляют для психологов возможности разработки программ по работе со взрослыми людьми с ненадежными типами привязанности, а также применение данных знаний в индивидуальном консультировании и психотерапии. Вторым важным аспектом внедрения данных знаний в практику является просветительская деятельность для будущих родителей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *