Что такое сессия парламента

СЕССИЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ

Полезное

Смотреть что такое «СЕССИЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ» в других словарях:

СЕССИЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ — ПАРЛАМЕНТСКАЯ СЕССИЯ … Юридическая энциклопедия

СЕССИЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ — (лат. sessio заседание) период времени, в течение которого происходят пленарные заседания парламента (палат парламента) и его комиссий. Законом или обычаем устанавливается, сколько должно быть очередных С. в год; С., созываемые сверх этого числа… … Юридический словарь

СЕССИЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ — (см. ПАРЛАМЕНТСКАЯ СЕССИЯ) … Энциклопедический словарь экономики и права

сессия парламентская — (лат. sessio заседание) период времени, в течение которого происходят пленарные заседания парламента (палат парламента) и его комиссий. Законом или обычаем устанавливается, сколько должно быть очередных С. в год; С., созываемые сверх этого числа… … Большой юридический словарь

СЕССИЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ — ( лат. sessio заседание) период времени, в течение которого происходят пленарные заседания парламента и его коми сии. Различают очередные и чрезвычайные (внеочередные) С.п … Политология: словарь-справочник

Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) — является старейшим в Европе международным парламентским институтом, действует с 1949 года. ПАСЕ наделена консультативными функциями (до 1974 года именовалась Консультативной ассамблеей). Парламентская ассамблея является одним из двух главных… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Сессия — (лат. sessio заседание, присест): Парламентская сессия Экзаменационная сессия Сессия суда Музыкальная сессия собрание музыкантов для совместной игры. Как правило в целях обмена музыкальным опытом, для репетиций музыкального материала,… … Википедия

ПАРЛАМЕНТСКАЯ СЕССИЯ — (лат. sessio заседание) период времени, в течение которого происходят пленарные заседания парламента (см. ПАРЛАМЕНТ) (палат парламента) и его комиссий. Законом или обычаем устанавливается, сколько должно быть очередных сессий в год. Сессии,… … Энциклопедический словарь

ПАРЛАМЕНТСКАЯ СЕССИЯ — (лат. sessio заседание) период времени, в течение которого происходят пленарные заседания парламента (палат парламента) и его комиссий. Количество очередных П.с. в течение каждого года устанавливается законом или обычаем. П.с., созываемые сверх… … Юридическая энциклопедия

Парламентская сессия — У этого термина существуют и другие значения, см. Сессия. Парламентская сессия период, в течение которого парламент собирается для обсуждений законопроектов или просто текущих событий. Содержание 1 Виды 1.1 Очередные сессии … Википедия

Источник

Порядок работы парламента: сессии и общие парламентские процедуры

Что такое сессия парламента. Смотреть фото Что такое сессия парламента. Смотреть картинку Что такое сессия парламента. Картинка про Что такое сессия парламента. Фото Что такое сессия парламента Что такое сессия парламента. Смотреть фото Что такое сессия парламента. Смотреть картинку Что такое сессия парламента. Картинка про Что такое сессия парламента. Фото Что такое сессия парламента Что такое сессия парламента. Смотреть фото Что такое сессия парламента. Смотреть картинку Что такое сессия парламента. Картинка про Что такое сессия парламента. Фото Что такое сессия парламента Что такое сессия парламента. Смотреть фото Что такое сессия парламента. Смотреть картинку Что такое сессия парламента. Картинка про Что такое сессия парламента. Фото Что такое сессия парламента

Что такое сессия парламента. Смотреть фото Что такое сессия парламента. Смотреть картинку Что такое сессия парламента. Картинка про Что такое сессия парламента. Фото Что такое сессия парламента

Что такое сессия парламента. Смотреть фото Что такое сессия парламента. Смотреть картинку Что такое сессия парламента. Картинка про Что такое сессия парламента. Фото Что такое сессия парламента

Сессия

Этим понятием обозначается период времени, в течение которого палаты парламента могут проводить пленарные заседания и принимать свои решения. В этой связи может возникнуть вопрос: а разве парламент не волен заседать и принимать решения в любое время?

В том-то и дело, что не всегда. В свое время, когда парламенты боролись против пережитков королевского абсолютизма, возглавлявшаяся монархами исполнительная власть добивалась ограничения времени работы парламентов, чтобы хоть на какие-то периоды избавляться от парламентского контроля, да и приобретать возможность законодательствовать без парламента.

Тогда-то и было установлено, что парламент работает в сессионном порядке, а в межсессионные периоды исполнительная власть может принимать временные законодательные акты (ордонансы, декреты и т.п.), которые потом могли отменяться или изменяться парламентом. Нетрудно понять, что после того, как декрет действовал несколько месяцев и породил массу конкретных правоотношений, отмена его может поставить в затруднительное положение многих ни в чем неповинных подданных. Естественно, что королевская власть боролась за то, чтобы сессии были более редкими и короткими, а парламенты стремились к обратному. В конце концов парламенты добились того, что сессии стали занимать почти весь год, за исключением сравнительно коротких периодов парламентских каникул, а в ряде стран понятие «сессия» вообще исчезло из парламентского права: считается, что парламент работает постоянно, что не препятствует ему самому решать о перерывах в своей работе, включая каникулы.

В социалистических странах, как отмечалось, парламенты собирались и собираются на сессии буквально на несколько дней, а то и часов в году. В Китае единственная в году очередная сессия ВСНП длится обычно две-три недели. Продолжительность каждой из двух в году очередных сессий Национальной ассамблеи народной власти Кубы составляет два-три дня. Именно этим объясняется то, что многие конституции постсоциалистических стран, включая и российскую, отказались от института парламентской сессии, предпочтя систему, при которой парламенты работают постоянно.

В прошлом веке созыв парламента на сессии осуществлялся преимущественно главой государства. Ныне эта тенденция ослабла: все чаще парламенты собираются по собственному праву или созываются своими председателями. Заметна и тенденция к созыву по решению правительств, а также групп парламентариев. Конечно, надо различать тех, кто созывает, и тех, по чьей инициативе производится созыв. Подчас различными бывают субъекты права созыва очередных и внеочередных сессий.

Так, упоминавшийся закон Форма правления 1974 года, составляющий часть шведской конституции, установил в части первой § 5 гл. 3, что «вновь избранный Риксдаг собирается на пятнадцатый день после дня выборов, но не ранее чем на четвертый день после объявления результатов выборов». Согласно Акту о Риксдаге 1974 года очередные выборы проводятся в сентябре. А когда очередные выборы не проводятся, Риксдаг собирается на очередную сессию в сентябре в день, определенный Риксдагом же на предыдущей очередной сессии по предложению конференции при тальмане. Особое регулирование предусмотрено на случай внеочередных выборов.

Филиппинская Конституция установила в разд. 15 ст. VI: «Конгресс собирается раз в году в четвертый понедельник июля на свою очередную сессию, пока иная дата не будет установлена законом, и находится на сессии такое число дней, какое определит, но сессия подлежит завершению не позднее тридцати дней перед открытием его следующей очередной сессии, исключая субботы, воскресенья и законные выходные дни» (предложение первое).

В Японии созыв Парламента входит в компетенцию Императора, однако делает он это «по совету и с согласия Кабинета» (ст. 7 Конституции). Очередные сессии согласно ст. 52 Конституции созываются раз в год.

В большинстве случаев парламент, собравшись на сессию, сам решает, когда ее закрыть, и может заседать хоть круглый год (на Филиппинах, как мы видели, перерыв между сессиями должен, однако, составить не менее 30 рабочих дней). Но не везде конституции оставляют парламенту свободу усмотрения в этом вопросе.

Что такое сессия парламента. Смотреть фото Что такое сессия парламента. Смотреть картинку Что такое сессия парламента. Картинка про Что такое сессия парламента. Фото Что такое сессия парламента

Так, ч. 1 ст. 73 Испанской конституции предусматривает, что «Палаты собираются ежегодно на две очередные сессии (буквально: на два очередных периода заседаний. – Авт.): первую – с сентября до декабря и вторую – с февраля до июня. Согласно п. «b» ст. 62 Конституции созыв Генеральных кортесов производится Королем, а в соответствии с ч. 1 ст. 64 это решение Короля контрассигнуется Председателем Правительства.

Французская Конституция в ст. 28 предусмотрела тоже две сессии Парламента в году, с тем что Парламент собирается на них по праву. Сессии открывались 2 октября и 2 апреля или в первый рабочий день, следующий за ними, если эти дни оказывались нерабочими, и длились первая 80, а вторая 90 дней, то есть Парламент регулярно заседал примерно полгода. Это одно из существенных проявлений антипарламентской направленности французской Конституции, разработанной под руководством Шарля де Голля. Изменение Конституции, осуществленное летом 1995 года, увеличило время заседаний Парламента: теперь он ежегодно проводит одну сессию, которая должна длиться не более 9 месяцев. Заседания во время этой сессий должны занимать не более 120 дней.

Конституции, как правило, предусматривают, что парламент созывается или собирается на очередную сессию в установленный срок после очередных или внеочередных выборов. Например, Палата депутатов Греции созывается на очередную сессию в течение 30 дней после выборов.

Наряду с очередными сессиями, сколько бы они ни длились, соответствующие конституции предусматривают и возможность внеочередных (чрезвычайных). При этом устанавливается, кем и в каком порядке такая сессия может быть созвана и чем должна заниматься. Обратимся к примерам тех же стран.

На Филиппинах специальная (т.е. внеочередная) сессия Конгресса может быть созвана только Президентом, и он может сделать это в любое время (предложение второе разд. 15 ст. VI Конституции).

В Японии решение о созыве чрезвычайной сессии Парламента принимается Кабинетом, который обязан принять такое решение по требованию более 1/4 общего числа членов одной из палат (ст. 53 Конституции). В случае роспуска Палаты представителей Палата советников тоже не заседает, однако согласно частям второй и третьей ст. 54 Конституции Кабинет может в этот период созвать чрезвычайную сессию верхней палаты, и она вправе принять временные меры, которые теряют силу, если не будут одобрены Палатой представителей в течение 10 дней после открытия следующей сессии Парламента.

Палаты испанских Генеральных кортесов могут собираться на внеочередные заседания по требованию Правительства, постоянной депутации или абсолютного большинства членов любой из палат; при этом они должны рассматривать только определенную повестку дня и заседание подлежит закрытию, как только она исчерпана (ст. 74 Конституции).

Французский Парламент созывается декретом Президента на внеочередную сессию по требованию Премьер-министра или большинства членов Национального собрания, притом также для рассмотрения определенной повестки дня. Если созыв имел место по требованию членов Национального собрания, декрет Президента о закрытии сессии издается немедленно по исчерпании повестки дня и, во всяком случае, не позднее 12 дней после созыва. В течение следующего месяца новую внеочередную сессию созвать можно только по требованию Премьер-министра (ст. 29, 30 Конституции). Однако кроме этого Конституция предусмотрела случаи, когда Парламент собирается на внеочередные сессии по праву, без издания соответствующего декрета Президента. Это имеет место, например, в случае применения Президентом чрезвычайных мер, предусмотренных ст. 16 Конституции.

В качестве примера конституционного установления постоянного, непрерывного порядка деятельности парламента можно привести положение части первой ст. 66 македонской Конституции, согласно которой «Собрание находится на постоянной сессии». Подобным же образом ч. 1 ст. 82 Конституции Словакии гласит: «Национальный совет находится на сессии постоянно», а в ч. 3 предусмотрена возможность для Национального совета своим постановлением прервать сессию, однако не более чем на четыре месяца в году; во время перерыва продолжают осуществлять свою компетенцию председатель Совета, его заместители и комитеты Совета. Председатель может созвать Совет досрочно по своей инициативе и обязан сделать это по требованию Правительства или 1/5 от числа депутатов (ч. 4 той же статьи).

В некоторых странах, например в США, действует принцип дисконтинуитета: все дела, не получившие в течение сессии завершения, прекращаются с ее окончанием, и на следующей сессии те же вопросы могут рассматриваться лишь с самого начала. Обычно же действует противоположный принцип континуитета (преемственности), который подчас прямо предусмотрен конституциями. Например, согласно ч. 3 ст. 107 Конституции Индии прохождение законопроекта, находящегося в Парламенте, не прекращается с закрытием сессии палат.

Источник

dvorkin

Личный блог и сайт обо всем на свете

Порядок работы парламента. Сессия парламента. Внутренняя организация палат. Правовой статус депутатов парламента.

Парламент осуществляет свою деятельность в различных формах: на раздельных и совместных заседаниях палат, путем работы постоянных комиссий, деятельности депутатов в избирательных округах, через органы, состоящие при парламенте, и т. д.

Сессия – основная форма работы парламента. Парламентские сессии созываются в различных странах от одного до четырех раз в год и работают на профессиональной основе в течение года. В социалистических странах, парламенты работают не на профессиональной основе и поэтому собирались и собираются несколько раз в году на два-три дня.

Различают очередные (созываемые в установленные законом сроки) и внеочередные (созываемые сверх установленного числа и в необычное время) сессии.

Созыв парламента на очередную сессию осуществляется:

1) главой государства (Великобритания, Япония);

2) непосредственно в конституции или регламенте парламента зафиксирован срок созыва очередной сессии (Италия, США, Франция);

3) срок созыва очередной сессии устанавливается парламентом (ФРГ, Швеция).

Созыв внеочередной или чрезвычайной сессии осуществляется по инициативе:

1) председателя палаты парламента (Италия, Турция);

2) главы государства или правительства (Франция, Бельгия, Япония, США);

3) по требованию определенного числа членов палаты. Так, во Франции необходимо большинство членов Национального собрания, в Италии – 1/3, в Японии и Греции – более 1/4 членов палаты.

При этом автоматически собирается другая палата.

Внутренние органы парламента. Основы организации и деятельности парламента определяются конституцией, а детально – правилами палат (однопалатного парламента), которые принимаются в форме регламентов (каждая палата принимает регламент для себя) или в форме законов (в Великобритании – закон об организации Палаты общин 1978 г., в США – о реорганизации 1970 г., в Швеции – о Риксдаге 1974 г. и др.).

В палатах парламента есть различные внутренние органы. Заседаниями палат и однопалатного парламента руководит председатель (спикер в англосаксонских странах) либо коллегиальный орган (бюро в Испании, организационный комитет в Чехии, президиум сессии в Китае). Председатель однопалатного парламента, палаты, спикер имеет одного или нескольких заместителей; президиум сессии или бюро избирает председательствующего – иногда он ведет заседания в течение всей сессии, иногда члены президиума по очереди занимают место председательствующего. Председателя парламента при двухпалатной структуре парламента не бывает, есть лишь председатели палат. На совместном заседании палат ими обычно руководит председатель верхней палаты (сената).

Руководящий орган палат парламента может быть избран либо на срок их полномочий (председатель палат в Италии), либо на период одной сессии (президиум сессии Всекитайского собрания народных представителей). В Швеции председатель и вице-председатели палаты избираются только на одно заседание, в Швейцарии – на один год. Председатель палаты может быть не избранным, а занимающим это место по должности (вице-президенты являются председателями верхних палат в США, Индии), по назначению (в Палате лордов в Великобритании это лорд-канцлер, назначаемый премьер-министром от имени монарха).

В большинстве стран считается, что председатель однопалатного парламента или палаты должен быть политически нейтральным, беспристрастным. Он зачастую приостанавливает членство в партии или выходит на время председательствования из своей партии. В Великобритании он даже не может обедать вместе с другими членами Парламента, чтобы те не оказали на него влияния. В других странах он сохраняет партийную принадлежность, активно работает в своей партии (в США это лидер парламентского большинства). В ряде стран председатель, спикер не голосует, он участвует в голосовании только в том случае, если голоса распределились поровну, тогда голос спикера дает перевес.

Бывает «сильный» и «слабый» председатель. В первом случае (например, спикер в нижней палате в Великобритании или Индии) толкует правила процедуры, определяет способ голосования, назначает председателей комитетов (комиссий) палат (правда, с учетом расстановки партийных сил в парламенте), без голосования может принять или отклонить предложение о прекращении прений (если оно поддержано определенным числом членов палаты), группировать поправки и ставить их на обсуждение либо не ставить, лишать слова депутата, применять к нему дисциплинарное взыскание, в том числе налагать штраф или лишать права присутствовать на сессии определенное время (Индия). «Слабым» является, например, председатель Палаты лордов в Великобритании, Сената в США: он не руководит заседаниями, они проходят на основе саморегулирования, время для выступлений фактически не ограничено.

К внутренним органам парламента относятся партийные фракции (парламентские партии, депутатские клубы и др.). Они объединяют депутатов, которые принадлежат к одной партии (избирательному объединению, блоку партий) или к нескольким, близким по своим программам. Иногда наряду с фракциями образуются территориальные объединения депутатов по областным единицам (в Сенате Испании). К фракциям могут примыкать отдельные беспартийные депутаты. В странах тоталитарного социализма в парламентах создаются партийные группы, но только из членов правящей партии. Ранее в условиях многопартийности в некоторых социалистических странах фракции создавались и другими партиями, кроме правящей (Болгария, ГДР, Польша и др.). В настоящее время среди стран тоталитарного социализма несколько партий существует только в Китае: фракций в парламенте они не создают, депутаты группируются по территориальному признаку (по провинциям).

Для создания партийной фракции (а фракция имеет определенные преимущества: свое помещение в парламенте, пропорциональное представительство во внутренних органах палаты, право вне очереди выступать от имени фракции и др.) необходимо иметь определенное число депутатов от данной партии, устанавливаемое регламентами палат (например, 20 в нижней палате и 15 в Сенате в Парламенте Франции, соответственно 20 и 14 – в Парламенте Италии, 15 и 14 – в Генеральных кортесах Испании, 5 – в парламентах Швейцарии и Австрии; 10% депутатов – в нижней палате парламента Бразилии, 15% – в нижней палате Парламента Индии). Фракция пропорционально представлена в комиссиях (комитетах) палат и объединенных комитетах парламента (если такие создаются). Обычно представитель наиболее крупной фракции избирается председателем палаты, его заместители представляют другие крупные фракции. Фракции делят между собой посты председателей и заместителей председателей постоянных комитетов (комиссий) палат, что оформляется «пакетным согласием».

У фракций имеется свое руководство, фракция принимает решение о характере выступлений ее членов и голосовании («за», «против» и т. д.). «Свободное обсуждение» и «свободное голосование», когда депутаты могут выступать и голосовать, не будучи связаны фракционной дисциплиной, бывает крайне редко и во многих странах только по специальному постановлению палаты. Наиболее крупная фракция, находящаяся в оппозиции, обычно создает свой «теневой кабинет»: выделенные ею лица следят за работой министров и готовятся занять их место в случае победы на выборах.

Важную роль в парламенте и его палатах играют постоянные комитеты и комиссии. Создаются объединенные комитеты палат, комиссии (комитеты) в каждой палате. Число их различно и часто меняется. В однопалатном Кнессете Израиля 9 комитетов, в Палате общин Великобритании 15 специализированных комиссий, в нижней палате Конгресса США 22 комитета, а в Сенате – 16, в Парламенте Швеции – 16 и т. д. Постоянные комитеты бывают отраслевыми (специализированными, профилирующими), например по иностранным делам, по сельскому хозяйству, по здравоохранению, и неспециализированными, обозначаемыми обычно буквами латинского алфавита (в Великобритании). В последнем случае председатель палаты решает, в какую из них следует направить законопроект для предварительного рассмотрения. Комиссия принимает решения на заседаниях. Кворум обычно составляет половину ее членов, в Польше – треть. Представитель комиссии выступает с содокладом при обсуждении проекта закона, иного решения на пленарном заседании, и обычно от мнения комиссии в конечном счете зависит судьба законопроекта. Права законодательной инициативы комитеты и комиссии, за редчайшими исключениями, не имеют.

Постоянные комитеты (комиссии) обсуждают информацию министров по своей отрасли. Министры не несут ответственность перед постоянными комиссиями, последние не принимают обязательных для правительства и его членов решений, но во многих странах министры обязаны являться на заседания комиссий по их приглашению (например, в Словакии). Если такой обязанности не предусмотрено, министры в демократических странах не уклоняются от этого из этических соображений, опасаясь публичного осуждения в случае пренебрежительного отношения к парламенту (комиссиям, комитетам). Министры имеют право быть выслушаны по их требованию в постоянной комиссии. Во многих странах закон обязывает каждого давать информацию комитетам и комиссиям парламента, являться по их вызову, давать свидетельские показания. За отказ может последовать уголовное наказание как за неуважение к парламенту.

Особые полномочия имеют так называемые решающие постоянные комиссии в Испании, Италии, секции в Греции. При определенных условиях они вправе принимать законы вместо палат. В некоторых из этих стран большая часть законов принимается именно таким образом, но это законы, не имеющие существенного значения (об этом – ниже).

Палаты в случае необходимости создают временные комиссии – следственные, ревизионные, редакционные и др. Такие комиссии тоже бывают объединенными (например, согласительные комиссии, создаваемые во Франции, в Германии при разногласиях палат). Особого рода временная комиссия – комиссия всей палаты – известна странам с влиянием англосаксонского права. Она представляет собой своего рода юридическую фикцию: палата принимает решение о преобразовании ее в комиссию для ускорения процедуры рассмотрения неотложных законопроектов или законопроектов, не имеющих существенного значения, не вызывающих разногласий.

Во многих палатах создаются бюро палаты, советы палаты или советы старейшин (в Италии – конференция палаты). Бюро или совет старейшин обычно состоит из председателя палаты, его заместителей, председателей постоянных комиссий, представителей партийных фракций. Такое бюро не является органом по руководству заседаниями палаты. Советы старейшин, бюро решают некоторые организационные вопросы, например о дате пленарного заседания, о повестке дня, об очередности обсуждения вопросов.

Могут быть избраны или назначены секретари палаты (Испания, Германия, Франция), клерки (Великобритания), генеральный секретарь. Они готовят материалы, ведут протоколы, обеспечивают публикации (часто эти задачи обеспечивают не избранные депутаты, а служащие палат).

В парламентах часто избираются, обычно из числа молодых депутатов, несколько квесторов, в обязанности которых входит поддержание порядка в зале заседаний, в кулуарах, буфете парламента, а также подсчет голосов при открытом голосовании. Во Франции, в Бельгии, Италии квесторы играют более значительную роль: они руководят деятельностью административных и финансовых служб парламента. В некоторых испаноязычных странах (Испания, Мексика и др.), в Португалии создаются особые органы – постоянные депутации из избранных представителей обеих палат (в Португалии парламент однопалатный). Между сессиями они осуществляют некоторые организационные полномочия парламента и отчитываются об этом на ближайшем заседании палат.

Органы при парламенте. Парламент создает различные органы, которые не входят в его структуру, не являются внутренними органами палат, но помогают ему осуществлять его полномочия или действуют по его поручению. К их числу относятся органы, осуществляющие контроль за бюджетной дисциплиной, за финансовой и хозяйственной деятельностью (счетные палаты, контрольные палаты, генеральный контролер и др.), парламентские комиссары (омбудсманы) – уполномоченные (комиссары парламента) по правам человека, по правам национальных меньшинств, по охране окружающей среды, по делам вооруженных сил, комиссии гражданской (т. е. публичной) службы и др.

Аппарат парламента. Аппарат парламента включает три вида органов и лиц: 1) вспомогательные службы парламента, его палат и комиссий (библиотека, секретариат, хозяйственная часть, типография, группа компьютерного обслуживания и др.); 2) консультанты парламента, обычно работающие в исследовательских службах; 3) личные помощники парламентариев, референты, секретари.

Считается, что вспомогательный аппарат парламента должен быть в высшей степени профессиональным и максимально деполитизированным. Поэтому в ряде стран парламентское меньшинство имеет право назначать часть сотрудников во вспомогательный аппарат.

Лоббисты при парламентах. При парламентах многих стран действуют лоббисты (от. англ, lobby – прихожая, коридор), которые «проталкивают» определенные законы. Они действуют открыто и имеют свои организации. Сложились две системы лоббизма: американская и европейская континентальная. Американская основана на первой поправке к Конституции США – праве граждан обращаться к парламенту с петициями. В США, Канаде, Польше, Литве действуют законы о парламентском лоббизме. Лоббисты и их конторы зарегистрированы при парламенте, ведется учет их доходов и их задач по «проталкиванию» законов, они обязаны заявлять, в чьих интересах работают. Аналогичные правила относятся к «парламентским агентам» в Великобритании. Европейская континентальная система предполагает создание разного рода контактных бюро, экономических и социальных советов при парламенте, которые часто строятся на основе корпоративного представительства. При данной системе нет точного учета лоббистов, но при принятии законов парламентарии обязаны заявлять, если у них есть какой-то интерес на стороне, связанный с данным законом. Американская система лоббизма, по существу, встроена в парламент, европейская менее формализована, используются главным образом консультативные методы.

Главными характеристиками статуса депутата выступают основания получения и срок мандата, наличие комплекса прав и обязанностей, гарантии их реализации, а также ответственность и основания прекращения полномочий.

В демократических государствах депутаты работают на профессиональной основе и обладают свободным мандатом, согласно которому депутат представляет весь народ, не связан волей избравших его избирателей (не обязан выполнять наказы избирателей) и не может быть отозван ими. Тем не менее свободный мандат не предполагает абсолютной свободы депутата, поскольку депутат должен считаться с мнением своих избирателей (судьба депутатского мандата зависит от выбора избирателей) и подчиняться партийной (фракционной) дисциплине.

Полной противоположностью свободного мандата является императивный мандат депутата. Императивный мандат предполагает, что депутат подчинен избирателям округа, непосредственно его избравшим, в своей деятельности связан волей избирателей (обязан периодически отчитываться перед ними о своей деятельности) и может быть отозван ими. Императивный мандат сохраняет свое действие в социалистических странах.

Депутаты зарубежных парламентов обладают рядом привилегий. Прежде всего, это парламентский иммунитет и индемнитет.

Парламентский иммунитет, или неприкосновенность, означает, что в период своих полномочий депутат не может быть подвергнут аресту, иному ограничению свободы, а также уголовному преследованию без согласия палат, исключение составляют случаи задержания при совершении преступления.

Парламентский индемнитет имеет два значения: неответственность за высказывания и голосование в парламенте, а также вознаграждение парламентария.

Основные формы депутатской деятельности:

– работа в округах – встречи с избирателями, выявление и решение их проблем и проблем округа;

– участие в работе парламента (в обсуждении вопросов, голосовании);

– работа в комиссиях и комитетах парламента;

– участие в деятельности партийной фракции;

– направление запросов правительству и другие формы работы.

Полномочия депутатов прекращаются в обычном порядке после избрания депутатов следующего созыва, а досрочно в случаях смерти, добровольной отставки, принятия палатой парламента решения о лишении депутатской неприкосновенности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *