Что такое сетевое сообщество
Интернет-сообщества
Интерне́т-соо́бщество — группа людей со сходными интересами, которые общаются друг с другом в основном через Интернет. Интернет предоставляет широчайшие технические возможности для общения. Кроме того, в Интернете сравнительно легко найти людей со схожими интересами и взглядами на мир. Вдобавок, общение в сети начать психологически проще, чем при личной встрече. Подобные интернет-сообщества постепенно начинают играть ощутимую роль в жизни всего общества, особенно в условиях создания электронной демократии[1]. Примерами интернет-сообществ являются Википедия, ЖЖ-сообщество, Проза.ру-сообщество, веб-форумы, чаты, сетевые игры и т. п.
Содержание
Что такое интернет-сообщество?
Сообщество — это совокупность связей между людьми, имеющими что-то общее. (общие цели, интересы, взгляды, занятия, хобби, место жительства, пол, национальность, проблемы, обстоятельства …). Основой сообщества является общение между людьми.
Интернет предоставляет безграничные возможности для создания сообществ. Во-первых в интернете легче найти людей со схожими взглядами, во-вторых, знакомство и общение в интернете происходит намного легче, т. к. человек чувствует себя более комфортно и расслаблено.
Эти факторы обусловили появление и развитие большого количества интернет сообществ. Кроме того, технологии с помощью которых создаются сообщества (веб-форумы, блоги и блог-платформы, вики, чаты, списки рассылки, скайпкасты…) просты в установке и использовании, и на сегодняшний день каждый желающий может организовать свое сообщество.
Как работает интернет-сообщество?
Как и обычное сообщество, интернет-сообщество создается с определенной целью (даже если эта цель — приятное времяпровождение). Сообщество людей, увлеченных общей целью — это мощное средство для её достижения, особенно в современном обществе и бизнесе, где основную ценность имеет человеческий талант.
Однако человеку свойственна нестабильность. Его увлечение может ослабеть. Либо его может заинтересовать другая цель. И здесь огромную роль играет основа любого сообщества — личные взаимоотношения его участников. Люди обычно приходят в сообщество за ответами на свои вопросы, за определенной целью, а остаются из-за взаимоотношений. В интернет-сообществе у человека создается виртуальная личность, которая может сильно отличаться от его реальной личности, и которая для человека может быть даже важнее, чем реальная.
Сообщество как бизнес-технология
С развитием сетевых коммуникаций интернет сообщества начинают играть важнейшую роль для бизнеса и экономики в целом. Интернет сообщества являются основой для формирования (или разрушения) брендов компаний. Самым важным фактором, влияющим на бренд, являются отзывы незаинтересованных людей, которым человек доверяет. Именно такие отзывы можно получить в интернет сообществах.
Все больше успешных компаний создают на своих сайтах он-лайн клубы клиентов, в которых клиенты могут получить необходимую поддержку и поделиться своим опытом с другими клиентами. Сообщество клиентов является технологией развития лояльности к компании.
Компании, имеющие партнерскую сеть также создают интернет сообщества, в которых партнеры вместе обучаются эффективнее вести бизнес. Организатор сообщества получает обратную связь рынка и новые идеи для развития бизнеса.
В больших компаниях принято [кем?] создавать сообщество сотрудников для построения сплоченной команды. Одно из названий этой технологии — ERM (Employee Relationship Management), разработанное компанией Siebel. Когда между сотрудниками развиваются личные взаимоотношения, коммуникации внутри компании становятся намного эффективнее. Лучшее место для организации общения сотрудников — интернет или внутренняя сеть компании.
И, наконец, сообщества профессионалов являются регуляторами рынка в различных отраслях. В таких сообществах происходит обучение и развитие специалистов, создаются альянсы, находятся новые решения для развития отрасли, формируются бренды компаний и продуктов.
Сообщество как технология власти
Интернет изменяет политическую структуру общества. Предоставляя широкой публике практически любую информацию о политических деятелях, интернет заметно подрывает авторитет существующей власти. Об этом свидетельствует стабильное снижение активности людей на политических выборах.
В то же время доверие к авторитетам лидеров интернет сообществ, с которыми человек может лично общаться, возрастает. Само сообщество представляет собой политическую силу, которую труднее контролировать с помощью традиционной власти.
Как правило, интернет сообщества преследуют глобальные цели, не ограниченные государством и способствуют стиранию границ между национальными государствами.
С.О. Кремлева. Сетевые cообществa
Мы подошли к мысли о том, что сетевое сообщество это специфическая форма социальной структуры, опытно устанавливаемая эмпирическими исследованиями в качестве характеристики «Информационной эпохи «.
Первоначально, люди жили в небольших племенах или деревнях, представляющих собой своего рода расширенную семью, в которых все были знакомы друг с другом, постоянно контактировали между собой. С ростом популяции и ходом цивилизации, сообщества становились более комплексными, урбанизированными, росли и развивались большие города, люди стали отчуждаться от природы и друг от друга.
Как кульминация этих процессов, пришла индустриальная революция, увеличился приток рабочей силы из деревень в город, на смену традиционным семьям, с большим количеством теть, дядь, бабушек и дедушек, двоюродных и троюродных братьев и сестер, пришла нуклеарная семья.
Как утверждает Marshall McLuhan, электронные средства массовой информации превратили мир в своего рода глобальную деревню, где все принимают участие в некоем порочном вуайеризме, наблюдая за изображениями мест дорожных аварий и жертв убийств, страданиями голодающих детей Третьего Мира и так далее. По большому счету, становится трудно отличать новости от фантастических фильмов ужасов и телевизионных шоу. Телевидение и радио не могут претендовать на звание глобальных средств массовой информации. Следуя традиционному принципу монархов, вождей, проявляемому на протяжении веков: «Мы говорим, Вы слушаете «, они отличаются от того двустороннего общения, которое ранее было принято в племени.
Интернет, в силу присущей ему интерактивности, изменяет существующее положение вещей, постепенно превращая современный отчужденный мир в подобие глобальной деревни, глобального сообщества, которое существует в виртуальном киберпространстве, осуществляя двустороннюю коммуникацию посредством различных интернет технологий.
Эта теория может быть проиллюстрирована нашим личным опытом участия в интерактивном сетевом общении, в частности в чатах. Во многих чатах существует тенденция к построению «виртуальных » расширенных семей, где участники чата «играют » в семью, принимая на себя «виртуальные роли » отца, матери, детей, теть и дядь различных степеней родства, братьев и сестер, создавая, таким образом, на игровой основе некий прототип утраченной, в ходе урбанизации, расширенной семьи. Такие виртуальные семьи достаточно стабильны во времени, и такая «игра » может продолжаться на протяжении всего времени существования чата, как виртуального сообщества, причем новые посетители чата могут охотно принимать условия этой «игры «, вступая в эту виртуальную семью, в качестве ее членов.
Таким образом, взяв эту точку зрения на историю и принципы формирования сетевых сообществ, как отправную, попытаемся разобраться в многообразии подходов к определению сетевого сообщества.
Вообще, исследования этой проблемы начались на Западе в начале 90-х. В них фигурируют такие термины как:
«virtual community » (виртуальное сообщество), указывающее на виртуальный характер агрегации людей в киберпространстве;
«online community » (онлайновое сообщество, сообщество «на связи «) термин употребляется в противопоставление offline сообществам, как указывающий на интерактивность общения и взаимодействия людей в киберпространстве, в реальном времени.
Основным понятием здесь является понятие «community «, означающее «сообщество «. Это понятие весьма неоднозначно. Обычно это понятие используется для описания некоей группы людей. Поплин пишет «С момента своего становления, как научной дисциплины, социология была обеспокоена несовместимостью и неоднозначностью некоторой основной терминологии. Слово сообщество попадает в эту категорию. Как элемент социологического словаря, этот термин использовался в таком количестве значений, что его можно описать как всеобъемлющее слово «.
Также необходимо прояснить разницу между понятиями общество (society) и сообщество (community). Сообщество, по мнению Vliet и Burgers, характеризуется чувством сопричастности, братства, семьи, традиции, а так же связями, основанными на понимании, согласии, и единстве языка. Словом, традиционные общества характеризуются прямой социальной интеракцией, разделенной системой ценностей и символов.
Общество, напротив, может быть охарактеризовано гипериндивидуализмом, отношения между людьми скорей мимолетные, контрактные, механические.
Ф. Тённис (1887г.) описал различия между понятиями общество(Gesellschaft) и общность(Gemeinschaft). Этот последний аспект социальных отношений был поставлен в контекст современности и продолжающейся дегенерации традиционных социальных структур. Процесс урбанизации и индустриализации должен привести к разрушению традиционного сообщества с его безопасностью и интимностью взаимоотношений.
Значительная часть терминологической неоднозначности вокруг термина «сообщество » в социальных науках, по мнению Robin B. Hamman заключается в том, что тот социальный конструкт, который описывается этим термином, постоянно изменяется и развивается. Изменения социального конструкта, называемого сообществом, описывались такими известными теоретиками как Дюркгейм, Маркс, Вебер, и другими, и были вызваны технологическими, социально экономическими и политическими изменениями в обществе. Практически каждый социолог теоретик и ученый, включая перечисленных выше классиков, использует термин «сообщество » в политическом контексте, привязанном к нему. Как раз это и приводит к терминологической неоднозначности понятия «сообщество «.
Здесь мы попытаемся прояснить значение этого термина в социологическом контексте, применительно к проблеме, поставленной в нашей работе. George Hillery, Jr., проанализировав 94 социологических определения понятия «сообщество » пришел к заключению, что из них, 69 определений согласны с тем что социальное взаимодействие, среда и общие связи присутствуют в жизни сообщества. Robin B. Hamman считает, что социологический термин «сообщество » здесь должен пониматься в значении «(1) группа людей (2) которые участвуют в социальном взаимодействии (3) и какихлибо общих связях между собой и другими членами группы (4) в одном пространственно временном промежутке «.
Таким образом, взяв такое понимание сообщества как отправное в нашем анализе, мы получаем, что сообщество здесь является неким собранием людей, находящихся во взаимодействии и связанных между собой общими целями интересами, в пространстве, в течение определенного времени. Причем, мы должны учитывать, что говоря о сетевых сообществах, мы должны понимать, что все взаимодействия и интеракции в группе людей происходят в киберпространстве.
Howard Rheingol определяет виртуальные сообщества, как «социальные агрегации, возникающие в Сети, когда достаточное количество людей в течение длительного времени принимают участие в публичных дискуссиях, испытывая необходимые человеческие эмоциями, для формирования паутины личностных взаимоотношений с киберпространстве «
Другое понимание природы сетевых сообществ мы встречаем в работах Garton, Haythronthwaite, and Wellman, которые работают с понятием «социальная сеть » ( «social network «), которая понимается в сравнении с набором компьютеров, связанных между собой сетью проводов. То есть социальная сеть, в их понимании, это набор людей (или организаций), связанных между собой набором социальных отношений, таких как дружба, совместная трудовая деятельность или информационный обмен. Таким образом, социальная сеть это любая группа людей, находящихся во взаимодействии и разделяющая между собой социальные связи. Кроме того, такого рода взаимодействие необходимо требует единство пространства, в котором происходит такое взаимодействие, не исключая и киберпространство(Garton, Haythronthwaite, & Wellman, 1999,цит.по Howard Rheingol, The Virtual Community: Homesteading on the Electronic Frontier, 1993).
Таким образом, понятия «сетевое сообщество » и «социальная сеть » несут одно смысловое значение агрегация людей и, по мнению Howard Rheingol могут быть взаимозаменяемыми.
Нестеров В.Ю. предлагает разделять понятия «сетевой социум «, как «группу людей, взаимодействие которых протекает преимущественно в глобальных компьютерных сетях » и понятие «сетевых социальных агрегатов «, так как обязательной характеристикой сетевого социума является «осознание своей общности, члены социума связаны общей идеологией, традицией и т.п. » (Нестеров Вадим. К вопросу о динамике сетевых сообществ.) Вообще, по мнению В. Нестерова, сетевой социальный агрегат первичен, и трансформируется в сетевое сообщество, на основе созданной программной оболочки, посещаемой пользователями сети Интернет, «в результате взаимодействия между постоянными пользователями этого ресурса «.
Что же способствовало формированию сетевых сообществ в киберпространстве? Казалось бы, интернет это лишь одно из разновидностей средств массовой информации, сродни библиотеке, представляющей необходимую информацию по запросу пользователя. Предпосылки формирования сообществ в Сети связаны, опять таки, с процессами урбанизации, глобализации всех социальных процессов, а также, с внутренними психологическими мотивами и социальными потребностями современного человека, сформировавшегося в ходе глобальных социальных процессов.
С точки зрения социальной психологии, в основе формирования социальных групп в сети, лежит стремление личности к достижению определенных целей, что возможно через создание группы. Эти цели, как правило общение, на основании которого в сети и организуется группа людей, собравшихся вместе в силу единой для всех цели. Таким образом, в сети, социальные сообщества строятся на основе чатов, разнообразных форумов и конференций, игровых серверов, которые, собственно и служат целям объединения людей в киберпространстве на основе общения.
Компьютерно опосредованное общение (CMC) является как средством межличностного общения ( «один другому «), так и формой массовой коммуникации ( «один многим «), и, даже, «многие многим «. Компьютерно опосредованное общение может пролить свет на природу социальной жизни. Это относится как к нашим межличностным отношениям ( «диадные » социальные отношения), так и к природе сообщества ( «сети » социальных отношений). Виртуальные сообщества включают в себя все измерения сообщества: экономические, политические, социальные и культурные.
Социальное взаимодействие и солидарность в электронных конференциях и чатах может привести к складыванию дружеских и любовных отношений между участниками. Интернет, является виртуальным пространством, где мы встречаемся с друзьями, коллегами, любовниками, в любое время, невзирая на разницу расстояний.
В киберпространстве, с каждым днем, растет количество заключенных международных сделок и политических советов, которыми обмениваются посредством электронных сетей. Все больше корпораций виртуализируют свои организации, их работники работают в сети. Растет число виртуальных магазинов, банков, создана денежная система WebMoney. Деньги можно зарабатывать и тратить в сети, переводить на кредитные карты, открывать счета в банках через Интернет.
В культурном аспекте, люди, посредством Интернет, ознакомляются с ценностями и символами других наций и культур. Идеологический аспект сетевых сообществ заключается в том, что основным принципом является всеми разделяемое убеждение в свободе выражений, индивидуализма, равенства возможностей доступа к одним и тем же символическим интересам.
Сообщество, сложившееся в киберпространстве укрепляет коллективность интересов, что обычно связано с темой дискуссии. Это может привести к коллективному отношению (духу нашего виртуального круга) и прояснить социальные обязательства.
Можно выделить следующие показатели «успешности » сетевого сообщества:
Построению сообщества должно уделяться необходимое внимание, так как это сообщество должно привлекать людей.
Успешные онлайновые сообщества должны безоговорочно быть сфокусированы на нуждах своих членов, а не на нуждах спонсоров и рекламодателей.
Самоорганизация не всегда означает самообеспечение. Большинство онлайновых сообществ требует значительного вложения времени и сил, для своего поддержания своей жизнедеятельности.
Онлайновые сообщества имеют тенденцию быть более активными, когда присутствует общий дух, убеждение, что «нет никого умнее нас, всех вместе взятых «.
Проанализировав существующие теоретические подходы к пониманию принципов конструирования сетевых сообществ, мы можем выделить следующие:
Границы группы четко определены, члены группы имеют возможность встречаться, узнавать друг друга, имеют информацию об общей истории;
Существуют четкие правила, управляющие использованием коллективных благ, в соответствии с локальными потребностями и условиями, причем большинство индивидов, на которых распространяются эти правила, могут принимать участие в их изменении;
Существует система наблюдения за поведением членов сообщества, которое производится самими членами сообщества, с использованием устоявшейся системы санкций;
Члены сообщества имеют возможность реализовать свои личные и общие цели в процессе коммуникации.
Таким образом, мы установили, что сетевые сообщества сегодня являются зафиксированным социальным фактом, требующим дальнейшего осмысления и эмпирического изучения.
Мы предположили, что в основе формирования сетевого сообщества на базе Интернет Чата, может лежать заинтересованность его участников в достаточно постоянном и регулярном взаимодействии между собой. Также, мы предположили, что отнесение себя к сообществу на базе Чата, связано с эмоциональной включенностью в общение с другими участниками чата, потребностью в аффилиации в условиях киберпространства, что является реализацией частных целей и потребностей участников чата.
Сетевое сообщество
Полезное
Смотреть что такое «Сетевое сообщество» в других словарях:
Сетевое сообщество — … Википедия
WELL (Сетевое сообщество) — The Whole Earth Lectronic Link, обычно сокращаемое до The WELL, это одно из старейших сетевых сообществ (основано в 1985), действующих на данный момент. Сейчас в нём около 4000 членов. См. также Дигерати Ссылки The WELL The WELL Gopher … … Википедия
Сетевое искусство — (Net Art) новый способ производства и функционирования произведений искусства, в основе к рого лежит использование сетевых технологий. Подобные произведения характеризуются 2 специфическими характеристиками: интерактивное взаимодействие с… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Сетевое обучение — Сетевое (взаимное) обучение (англ. networked learning, peer to peer learning ) относительно новая парадигма учебной деятельности, базирующаяся на идее массового сотрудничества, идеологии открытых образовательных ресурсов, в сочетании… … Википедия
Драконье сообщество — Драконий образ девушки представительницы сообщества (нарисовано Эсой). Драконье сообщество сообщество, образовавшееся вокруг феномена драконности и периферийных (касающихся драконов в том или ином виде) тем. Из русскоязычных писателей,… … Википедия
Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций» — Мировой общественный форум (МОФ) «Диалог цивилизаций» (анг. World Public Forum «Dialogue of Civilizations») международная неправительственная организация, которая объединяет в единое сетевое сообщество ученых, интеллектуалов, политиков,… … Википедия
Майорова-Щеглова, Светлана Николаевна — Майорова Щеглова Светлана Николаевна … Википедия
Фотополигон/Photopolygon — Фотополигон (англ. Photo polygon) Сетевое сообщество репортажной фотографии. В сфере интересов его аудитории: новостная фотография, документальная фотография, фотожурналистика, фоторепортаж, фото эссе, фото истории (photo stories). Структурно… … Википедия
Плюшефилия — Фурри, транскрипц. фёрри (от англ. furry пушистый, покрытый мехом) субкультура, сообщество симпатизирующих антропоморфным животным персонажам (или зооморфным людям).[1] Антропоморфизация персонажей, принимаемая фурри поклонниками, выражается в … Википедия
Фёрри — Фурри, транскрипц. фёрри (от англ. furry пушистый, покрытый мехом) субкультура, сообщество симпатизирующих антропоморфным животным персонажам (или зооморфным людям).[1] Антропоморфизация персонажей, принимаемая фурри поклонниками, выражается в … Википедия
Интернет-сообщество
Содержание
Сообщества и интернет
Сообщество — это совокупность связей между людьми, имеющими что-то общее. (общие цели, интересы, взгляды, занятия, хобби, место жительства, пол, национальность, проблемы, обстоятельства …). Основой сообщества является общение между людьми.
Интернет предоставляет безграничные возможности для создания сообществ. Во-первых в интернете легче найти людей со схожими взглядами, во-вторых, знакомство и общение в интернете происходит намного легче, так как человек чувствует себя более комфортно и расслаблено.
Эти факторы обусловили появление и развитие большого количества интернет сообществ. Кроме того, технологии с помощью которых создаются сообщества (веб-форумы, блоги и блог-платформы, вики, чаты, списки рассылки, скайпкасты…) просты в установке и использовании, и на сегодняшний день каждый желающий может организовать свое сообщество. В настоящее время существует ряд самых разнообразных сообществ: от любителей хомячков до активных посетителей забегаловок.
Механизмы работы
Как и обычное сообщество, интернет-сообщество создается с определенной целью (даже если эта цель — приятное времяпровождение). Сообщество людей, увлеченных общей целью — это мощное средство для её достижения, особенно в современном обществе и бизнесе, где основную ценность имеет человеческий талант.
Однако человеку свойственна нестабильность. Его увлечение может ослабеть. Либо его может заинтересовать другая цель. И здесь огромную роль играет основа любого сообщества — личные взаимоотношения его участников. Люди обычно приходят в сообщество за ответами на свои вопросы, за определенной целью, а остаются из-за взаимоотношений. В интернет-сообществе у человека создается виртуальная личность, которая может сильно отличаться от его реальной личности, и которая для человека может быть даже важнее, чем реальная.
Сообщество как бизнес-технология
С развитием сетевых коммуникаций интернет сообщества начинают играть важнейшую роль для бизнеса и экономики в целом. Интернет сообщества являются основой для формирования (или разрушения) брендов компаний. Самым важным фактором, влияющим на бренд, являются отзывы незаинтересованных людей, которым человек доверяет. Именно такие отзывы можно получить в интернет сообществах.
Все больше успешных компаний создают на своих сайтах он-лайн клубы клиентов, в которых клиенты могут получить необходимую поддержку и поделиться своим опытом с другими клиентами. Сообщество клиентов является технологией развития лояльности к компании.
Компании, имеющие партнерскую сеть также создают интернет сообщества, в которых партнеры вместе обучаются эффективнее вести бизнес. Организатор сообщества получает обратную связь рынка и новые идеи для развития бизнеса.
Во многих крупных компаниях создают сообщества сотрудников для построения сплоченной команды. Когда между сотрудниками устанавливаются личные взаимоотношения, коммуникации внутри компании становятся намного эффективнее. Кроме того, создаваемая в сообществе привязанность сотрудника к коллективу становится средством удержания его от перехода в другую компанию. Для создания сообществ внутри компании существует целый класс корпоративных систем, называемый Социальным программным обеспечением. Все чаще инструменты для создания внутренних сообществ содержат корпоративные порталы.
Сообщество как технология власти
Интернет изменяет политическую структуру общества. Предоставляя широкой публике практически любую информацию о политических деятелях, интернет заметно подрывает авторитет существующей власти. Об этом свидетельствует стабильное снижение активности людей на политических выборах.
В то же время доверие к авторитетам лидеров интернет сообществ, с которыми человек может лично общаться, возрастает. Само сообщество представляет собой политическую силу, которую труднее контролировать с помощью традиционной власти.
Как правило, интернет сообщества преследуют глобальные цели, не ограниченные государством и способствуют стиранию границ между национальными государствами.