Что такое сезонность спроса
Что такое сезонность спроса? Как это работает?
Сезонный спрос — явление, с которым предприниматели знакомы еще с момента появления первого магазина. В течение года есть много разных праздников, также меняется погода и другие условия, что неизменно отражается на востребованности тех или иных товаров в определенные моменты. Сегодня расскажем, что такое сезонность спроса и как обратить эту особенность в свою пользу.
Каждый сезон по определенной схеме в потребительском спросе случаются предсказуемые колебания. Среди них выделяют ежеквартальные, ежесезонные, иногда ежегодные. Причем чем дольше период, тем сильнее и само колебание. С точки зрения коммерции, сезонные всплески — критический момент и одновременно отличная возможность для заработка.
Три основных типа сезонности, которые обычно рассматриваются компаниями:
Основной причиной сезонных изменений считается смена времен года. Климат и температура воздуха играют в жизни людей огромную роль. Если к лету большой спрос на велосипеды и надувные матрасы, то к зиме — на шубы и теплую обувь.
Второй момент — праздники и другие календарные даты. Нет нужды пояснять, что к праздникам все активно покупают подарки, продукты на стол.
После сезонного спроса как правило наблюдается затишье, «мертвый сезон». Деньги потрачены, нужно зарабатывать новые. Люди меньше ходят по магазинам. Следует ожидать просадки доходов.
Анализ данного параметра позволит более эффективно спланировать приоритеты компании. Например, расширить товарный ассортимент продукцией для праздника или проработать акции и скидки на те товары, которые популярностью в данный момент не пользуются.
Инструменты, которые могут помочь проанализировать сезонность спроса:
Можно прибегать и к ручным способам, то есть использовать таблицы Excel (или Google Docs). В некоторых случаях это даже удобнее, потому что позволяет настроить аналитику конкретно под себя, по нужным именно вам параметрам.
Изучив сезонность и выявив точки самого высокого и самого низкого спроса, можно подбирать наиболее эффективные маркетинговые стратегии. Например, когда спрос ниже, можно сосредоточиться на развитии бренда и формировании репутации. А к сезону основного спроса задействовать все возможные рекламные инструменты, впоследствии лишь корректируя их по ситуации.
Что такое сезонность спроса?
Сезонность спроса – это явление, при котором спрос на определенные товары и услуги изменяется под влиянием внешних факторов. К таким факторам могут относиться: время года, погода, события, периоды бизнес-активности и даже дни недели. Самый простой пример: шампанское и мандарины пользуются повышенным спросом к новогодним праздникам, а свадебные фотографы – летом. Цикл равен одному календарному году и все статистические показатели ведутся в рамках этого периода.
Виды сезонности
Колебания проса на продукцию может сильно влиять на некоторые виды бизнеса, поэтому принято выделять 3 вида в зависимости от степени влияния:
Специфика продвижения в социальных сетях сезонной продукции
Конечно, существует определенная специфика не только продаж, но и продвижения такой продукции в социальных сетях. В первую очередь, нужно определить, в какой период вам нужны дополнительные продажи: в горячий или низкий. Не всегда усиленное продвижение и борьба с конкурентами актуальны именно в период повышенного спроса: иногда найти новых клиентов необходимо именно в период падения продаж.
В основном, в горячий период задача социальных сетей и других каналов продвижения – поддержать и обеспечить как можно большее число продаж. Именно в это время сезонные товары и услуги нуждаются в таких действиях, как:
В период падения спроса достаточно проводить поддерживающие мероприятия по приросту потенциальных клиентов и удержанию имеющейся базы:
Бывает с точностью наоборот, когда сезонная продукция нуждается в новых клиентах в низкий период. В основном, это справедливо для небольших компаний, которые сформировали базу постоянных покупателей и не имеют возможностей расширяться под сезон. Для них оптимальной стратегией будет привлечение новых клиентов или ликвидация остатков в межсезонье.
Если вы не понимаете, какие действия вам нужно совершать в период низкого и высокого спроса, обратитесь к нам. Мы предложим стратегию действий, подходящую именно вашему бизнесу.
В любом случае, нужно учитывать специфику продвижения в социальных сетях и принципы взаимодействия с аудиторией. Все работы, связанные с управлением бизнес-сообществами, комьюинити-менеджментом, отработкой негатива, периодичной рассылкой необходимо проводить круглогодично.
Как узнать сезонность спроса?
Отследить сезонные колебания спроса в сфере услуг и товаров помогают специализированные сервисы. Рассмотрим, как с ними работать и интерпретировать полученные результаты.
Яндекс Вордстат
Чтобы получить статистику с учетом нужной гео-позиции, выберите интересующие регионы. Далее нажимайте «Историю запросов» и при необходимости введите капчу. После такой настройки в поисковой строке введите интересующий запрос.
Рассмотрим результаты выдачи на примере запроса «как стать космонавтом». Мы видим планомерное число запросов с резким всплеском в апреле ко Дню Космонавтики. В этом примере играет роль такой фактор сезонности как праздник. Какие еще бывает факторы сезонности, подробно можно прочитать здесь.
Google Planner
Еще один полезный сервис: Google Planner. Перейдите по ссылке и авторизуйтесь через свой Гугл аккаунт.
В разделе «Получение статистики запросов и трендов» введите свой поисковый запрос. Выберите интересующий регион. На полученном графике вы сможете увидеть число запросов и уровень конкуренции каждого. Эта информация используется при планировании рекламных кампаний. Чем ниже уровень конкуренции, тем дешевле будет ставка.
Так как эта система не такая нативная, как предыдущая, предлагаем видео вам в помощь.
Google Trends
Гугл Трендс также позволяет изучить сезонный спрос на продукцию: https://trends.google.com/trends/
Потребуется указать период анализа (можно задать любой), регион, ввести сам поисковый запрос. Есть удобная функция моментального сравнения результатов по разным запросам. Особенно удобно, что не нужно вводить капчу на каждый поиск. Полученные данные можно сохранить в формате cvs.
Чтобы получить полную картину и узнать, каким поисковиком пользуются именно ваши потенциальные клиенты, рекомендуем воспользоваться всеми сервисами и провести мониторинг социальных сетей.
Сезонность спроса в SMM бизнесе
На примере нашего бизнеса и одного сегмента целевой аудитории расскажем, как работают сезонные колебания для нас.
Учитываем бизнес факторы сезонности
Наши клиенты – это B2B, представители рекламных и маркетинговых отделов. Крупные компании живут по своим законам: страт.сессии и маркет-планы в сентябре-ноябре с планированием бюджетов на следующий год. В ноябре-декабре происходит поиск подрядчиков, проведение тендеров, заключаются контракты на следующий календарный год. Январь, майские праздники и летние месяцы – время отдыха и отпусков и, как следствие, падение запросов и более длительный срок принятия решений.
Учитывая сезонные колебания активности в сфере наших услуг, мы знаем, что и в какие месяцы будет происходить в бизнесе.
Как удержать продажи в низкий сезон
Когда ваш телефон, соц. сети и мессенджеры перестают раскаляться от числа запросов, встает вопрос, как остаться на плаву и чем занять команду. Можем предложить несколько идей.
Планирование
Во-первых, очень важно знать свои периоды роста и падения спроса, чтобы подготовить бизнес. Подробный пример, как это можно сделать мы привели здесь. Зная эти месяцы, следует «накопить жирок», чтобы пережить безболезненно периоды падения спроса. Многим предпринимателям кружит голову успех от высокого объема продаж в период повышенного спроса и они совершают типичные ошибки: расширяют штат, обновляют оборудование, осуществляют ремонт в офисе или переезжают в новый. После часто приходит горькая расплата за необдуманные шаги. Поэтому планируем и копим.
Диверсификация
Хороший способ нейтрализовать сезонные всплески – диверсификация, то есть расширение ассортимента. Например, продавцы санок и ватрушек летом переключаются на велосипеды и самокаты. Узко-специализированный бизнес может зарекомендовать вас как профессионала в конкретной области, но сулит жить скачками от сезона к сезону.
Акции
Чтобы поддержать продажи в низкий сезон – можно запускать акции и специальные предложения. Предложение может быть любым – месяц работ в подарок при заключении годового контракта, 3 по цене 2-х, просто скидка на некоторые позиции. Главное, чтобы акция решала именно вашу проблему: обеспечивала приток операционных средств, ликвидировала складские запасы и так далее.
Сезонные сотрудники
Если у вас имеется потребность в низком квалифицированном труде – сборка, доставка – имеет смысл нанимать дополнительный персонал именно на «горячее» время вместо того, чтобы содержать таких работников круглый год. Не для всех такая стратегия применима. Например, мы так сделать не можем. Члены нашей команды проходят длительный период обучения и наставничества, прежде чем приступить к самостоятельной работе с клиентами.
Аутсорсинг
Разновидность предыдущей стратегии – аутсорсинг, то есть передача части работ для сезонных услуг профессионалам: курьерская служба, колл-центр, smm-агентства и так далее.
Период отпусков стоит устраивать только в низкий сезон. Так можно снизить расходы на сотрудников, а также на некоторое косвенные затраты: электроэнергию, чай с печеньками, туалетную бумагу, в конце концов. Был у нас забавный период, когда складывалось ощущение, что туалетную бумагу просто спускают в унитаз. Вот такой каламбур. После ухода одного из сотрудников баланс восстановился.
Сейчас, даже на многих крупных предприятиях становится повсеместной практикой давать отпуска только в определенные месяцы. Что уж говорить про малый и средний бизнес, когда любой расход может сильно ударить по карману.
Развитие
Учитывайте такой фактор спроса, как сезонность на продукцию при планировании стратегии ведения бизнеса и продвижения.
Что такое сезонность спроса и как стимулировать продажи в несезон
Сезонность постоянно вносит свою лепту в торговлю и сферу услуг. Даже если вы не занимаетесь сезонным бизнесом, клиенты реагируют на определенный сезон предсказуемым образом, и это можно использовать.
По данным BigCommerce, около 40% онлайн-продаж генерируется в последние три месяца года — октябрь, ноябрь и декабрь. Это далеко не единственный пример влияния сезонности на продажи.
Рассмотрим, почему важно корректировать свою стратегию, бюджет и коммуникации в определенный сезон или в праздники.
Что такое сезонность
Сезонность характеризуется периодическими колебаниями, которые повторяются каждый сезон по предсказуемой схеме. Они могут быть ежегодными, реже — ежеквартальными или ежемесячными. Чем выше амплитуда, то есть, больше период, тем значительнее сами колебания в спросе и других параметрах.
Любые предсказуемые изменения или закономерности во временных рядах, которые повторяются ежегодно, можно назвать сезонными.
Сезонные возможности огромны, и часто тот или иной сезон является наиболее критическим временем года с коммерческой точки зрения.
Большинство компаний могут извлечь выгоду, используя праздничное настроение своих потребителей или их регулярную сезонную активность.
Виды сезонности
Обычно выделяют три вида сезонности, они отличаются по спаду в разнице продаж:
Причины сезонности
В первую очередь, сезонная торговля зависит от смены времен года — это главная причина возникновения сезонностей, и это связано с изменением средней температуры и климата. Очевидно, что спрос на товары уличного спорта и велосипеда проседает зимой, а популярность тёплых вещей возрастает.
Еще одна главная причина сезонности — это календарные события. Перед Новым годом люди массово закупаются подарками и продуктами для праздничного стола, а перед 23 февраля — носками для мужчин.
Устоявшиеся традиции и привычки тоже вносят большой вклад в сезонность. Если до Нового года наблюдается всплеск потребительской активности, то после 1 января наступает «мертвый сезон». Это связано с новогодними каникулами, которые утверждены на законодательном уровне. Большинство людей сидят и отдыхают дома после покупок и праздника, а значит меньше ходят в магазины. Поэтому компании часто сокращают маркетинговый бюджет на январь, потому что сезонный спрос падает.
Контролируйте маркетинг и получайте больше продаж с услугой сквозной аналитики Calltouch. Вы сможете делать выводы об эффективности маркетинга на основе полных данных и оптимизировать рекламу.
Сквозная аналитика
Сезонность с точки зрения маркетинга
В маркетинге сезонность — это не просто несколько праздничных постов в социальных сетях. Стратегия работы с сезонностью гораздо глубже.
Чтобы повысить свои показатели в сезон, вы должны погрузиться в мониторинг и аналитику. Из чего они складываются?
Уделите внимание прогнозированию
Надежные прогнозы потребительских тенденций уже не являются некой роскошью — это необходимость для большинства компаний.
Прогнозирование помогает справляться с широким спектром микро- и макроэкономических рисков. Оно важно, когда приходится иметь дело с сезонностью, внезапными изменениями уровня спроса, демпингом со стороны конкурентов, текучестью кадров и значительными колебаниями экономики.
Сюда же относятся и сезонные тренды. Заранее зная, как ведет себя рынок в критический сезон, вы можете разработать действенную стратегию продаж и предугадать сезонные продажи.
Внимательно следите за запросами в интернете
В зависимости от вашей отрасли, аудитории, целей и даже размера компании, очень важно выявлять и пристально следить за тенденциями поисковых запросов пользователей.
Google Trends и Яндекс.Вордстат могут быть полезными инструментами, позволяющими выделить тренды поиска и интересы пользователей в течение определенного периода времени.
Важно совместно использовать не только различные онлайн-инструменты, но и внутренние системы — например, CRM, для комплексного анализа поведения клиентов. Это помогает выделять закономерности и корреляции между поведением аудитории, ситуацией на рынке и вашими активностями.
Отслеживайте тематические сайты, блоги, соцсети
Важно часто анализировать ключевые тенденции, статистику и исследования в блогах, на новостных сайтах или форумах, на которых публикуются статьи, инсайты, отчёты.
Используйте различные инструменты и аналитические системы
Используйте планировщики кампаний Google Ads и Яндекс.Директ, чтобы определять точные ключевые слова и запросы, сезонные тенденции и возможности для роста.
Следите за авторитетами в своей отрасли
Одна из самых простых вещей, которые можно сделать — это подписаться на рассылки и публикации видных авторитетов в вашей отрасли.
Это поможет понять, что происходит на рынке, и сохранить конкурентоспособность.
Как использовать сезонность в маркетинговой кампании
Планирование эффективной сезонной кампании требует не только отличной организации, но и времени. Ниже приведены некоторые советы, которые помогут выстроить эффективную кампанию.
Выберите правильное предложение под сезон
В каждом сезоне актуальны свои предложения. Главное здесь — быть избирательным, проводить исследования и собирать данные о том, когда ваши клиенты наиболее активны.
Если есть достаточно понятная взаимосвязь между событием или сезоном и вашим предложением, тем легче адаптировать их и связать вместе. Но даже для услуг, не привязанных к времени года, можно придумать повод для вовлечения аудитории.
Не забывайте и о спонтанных событиях — открытие новых туристических направлений, законодательные запреты и разрешения могут послужить триггером для успешного продаж.
Например, если выйдет закон о полном запрете авиапассажирам провоза внешних аккумуляторов ёмкостью выше 5 000 mAh в ручной клади, продажи ваших скромных пауэрбанков на 2 000 mAh могут подскочить при запуске грамотной маркетинговой кампании.
О таких банальностях, как цветы и торты на 8 марта и 1 сентября не стоит и говорить. В эти праздники не готовит специальные предложения только тот, у кого бизнес абсолютно не может быть ассоциирован с ними — например, продажи бурильного оборудования.
Постройте коммуникации
Выделите бюджет
Ключом к успешной сезонной маркетинговой кампании является точная настройка бюджет во избежание сюрпризов.
Помимо увеличенных расходов на интернет-маркетинг, продумайте, какие дополнительные затраты могут иметь место:
Чтобы оптимизировать расходы на рекламу, используйте сквозную аналитику — она отражает полную картину эффективности каждого канала коммуникации.
Как стимулировать спрос в несезон
Диверсификация
Классический способ стимулирования спроса в несезон. Суть этого метода заключается в том, чтобы сфокусироваться на продаже несколько иных услуг и продуктов. Это не означает радикальный переход на другой вид деятельности. Под этим подразумевается корректировка стратегии продаж в условиях несезона.
За примером далеко ходить не надо. Не секрет, что пик гостиничного бизнеса приходится на лето, в сезон отпусков и отдыха. К концу августа посетителей курорта становится все меньше, а все остальное время — тишина. Однако отели продолжают работать и открывают двери для конференций, съездов и корпоративов, что актуально перед новогодними праздниками.
Нередко предприниматели меняют ассортимент под несезон. Те же курортные рестораны перед новогодними праздниками добавляют в меню блюда из праздничного стола.
Несезон как сезон акций, бонусов и специальных предложений
Анонс скидок стимулирует потребителей совершить покупку. Это крайне эффективный и популярный способ увеличения спроса в несезон. Никто не хочет упустить возможность сэкономить. Таким образом удастся не только «не пропасть с радаров», но и привлечь новых клиентов. К этому инструменту прибегают большинство компаний — это позволяет генерировать прибыль круглый год.
Тестирование новинок
Несезон — это хорошее время для выпуска новинок и расширения ассортимента. Так можно протестировать и подготовить продукт перед сезонным всплеском. Вообще эксперты советуют уделить внимание тем процессам и задачам, до которых не доходили руки в разгар продаж. Такой метод удачно комбинируется со скидками и акциями в несезон.
Также в это время рекомендуют заняться:
Онлайн или офлайн встреча, вебинар
Какие бы товары или услуги вы ни продавали, всегда можно найти повод для построения коммуникации с клиентом и привлечь внимание к своему продукту. Можно провести обучающее мероприятие или мастер-класс в онлайн- или офлайн-пространстве. Например, если работаете в строительстве — проведите прямой эфир в Instagram с дизайнером или проектировщиком о том, как создать идеальный проект загородного дома. Такие мероприятия для вовлечения аудитории уместны практически в любой сфере бизнеса, и они не требуют серьезных затрат на организацию.
Дегустации в розничных магазинах
Можно подогреть интерес покупателей заранее: это сработает с сезонными товарами, если продукт в определенный момент времени в дефиците. Например, можно организовать дегустацию настоящих фермерских овощей зимой — аудитория, вынужденная приобретать китайские аналоги, обязательно запомнит название бренда и купит продукты с наступлением сезона.
Подключите коллтрекинг Calltouch, чтобы оптимизировать рекламу на основе данных о звонках. Это технология определения рекламных источников, с которых приходят звонки клиентов. Calltouch покажет, какая реклама приносит звонки, а какая только тратит бюджет.
Коллтрекинг
Заключение
Если бизнес сильно зависит от сезона, то это повод найти точки роста. Можно заняться развитием инфраструктуры и отладкой бизнес-процессов, наладить отношения и каналы взаимодействия с клиентом, подготовить к работе персонал. А еще это повод задуматься о том, чтобы найти способ сгладить колебания: например, расширить бизнес или выйти на новый рынок.
Что значит сезонность спроса
13 ноября 2017 Опубликовано в разделах: Азбука терминов. 4979
Наверное, самым красноречивым будет пример с украшениями для новогодних елок. Этот праздник – раз в году у 99% людей. Стеклянные шары, звезды и Деды морозы интересуют всех максимум месяца два.
Товарам для летнего отдыха, таким, как купальники, надувные матрацы, можно найти применение зимой: кто-то едет на курорты в теплые страны, кто-то ходит в бассейн. Но в общем, их тоже можно отнести к категориям с нестабильным спросом.
Какая бывает сезонность
Сезонность — это периодические изменения спроса, связанные с рядом условий. Принято выделять такие:
Особенности SEO продвижения сайтов с сезонной продукцией
Сезонность запросов Яндекс и Гугл стали отображать в статистике для того, чтобы оптимизаторы могли учесть пики роста и падения трафика при проведении работ с сайтами.
Поисковая оптимизация — это большой многоэтапный набор задач, многие из которых взаимосвязаны. Для его реализации потребуется не месяц и не два, часто это год и более. Поэтому нужно учитывать, что для тех товаров и услуг, которые подвержены фактору сезонности, есть свои правила продвижения.
Публикуйте хотя бы новости. Ищите около-тематические материалы, закажите статьи на тему, почему выгодно покупать лыжи летом. Свяжите тему с курортами и туризмом, подберите цепляющие заголовки — и вас будут читать. Поисковики оценят усилия, поскольку принимают во внимание даты обновления материала, стабильность трафика и т.п.
Как проверить сезонность запроса
Яндекс и Google разработали инструменты, в которых вы можете отследить тренды и то, что в моде на данный момент.
Яндекс
Первым делом нужно выбрать регион. В системе собраны данные по разным странам, если этого не сделать, получите «среднюю по больнице» статистику, которая может существенно отличаться от локальной.
Кликните по значку «+», откроется список региональных единиц, выберете нужные вам, их может быть несколько.
Нажмите кнопку «Выбрать», убедитесь, что выбранная геолокация появилась.
Выберите «История запросов» (введите капчу, если потребуется).
Теперь в поисковую строку можно вводить интересующие запросы.
Рассмотрим для примера: работа Дедом морозом.
Передвигая бегунки вверху можно настроить общий период, за который хотите получить данные.
На графике видим пик на 2017 год, с ним сравнивают нынешний с пиком перед 2018г.
Подъем спроса ожидаемо раз в год.
Можно увидеть количество запросов в разрезе разных носителей, с которых осуществлялись заходы: десктопы, мобильные, только телефоны, только планшеты.
Срез «Десктопы» включает запросы на настольных ПК и ноутбуках, срез «Мобильные» — на телефонах и планшетах.
Анализ данных возможен по абсолютным и относительным показателям.
Для получения относительного значения абсолютная цифра нормируется на количество показов результатов поиска Яндекса за соответствующий месяц.
Следует помнить, что данный отчет Яндекс сезонности не учитывает операторов «! «или «“ “», соответственно, не выдает точного количества запросов, считая наиболее широкие соответствия.
Google Planner
В системе Гугл также есть сервис для оценки динамики трафика. Нужно авторизоваться в системе и войти в Планировщик ключевых слов adwords.google.ru/KeywordPlanner
Там выбираем раздел «Получение статистики запросов и трендов».
Задаем настройки географии, таргетинга, период, минус-слова.
Нажимаем кнопку «Узнать количество запросов».
В статистике гугла отображаются точные запросы за период времени, можно узнать уровень конкуренции.
В целом, оба графика дополняют друг друга, и перекрестные данные можно использовать для анализа трендов, периодов активности и спада.
Google Trends
Еще один инструмент, позволяющим оценить актуальность поисковых запросов.
Задавая различные настройки: регион, период, категории получите статистику по нужному запросу.
Можно выбрать несколько и получить сравнительный анализ.
Влияние сезонности спроса на бизнес
Если рассматривать эту тему в разрезе нового бизнеса, понимая, какие запросы популярны в конкретный период времени, можно сделать узкоспециализированный интернет-сайт, заранее подготовить рекламную кампанию и зарабатывать на этой теме.
Одним из плюсов при продвижении можно назвать невысокую конкуренцию — это непостоянный доход, и не всем компаниям такая схема работы интересна.
Меньше сил нужно на наполнение сайта контентом — ведь он не такой большой.
Запросы сезонного характера обычно популярны у пользователей — новый год актуален для всех.
Рекомендуется начинать работы месяца за 3 до начала периода продаж, после заполнения запустить интенсивные рекламные кампании.
Адаптацию компании к новым реалиям также можно рассматривать как бизнес-идею для увеличения прибыли в период спада спроса.
В любом случае, перед тем как выносить вердикт, что у вас наступил несезон, требуется тщательный анализ.
Возможно, проблемы не столько с естественными факторами оттока клиентов, сколько с искусственными. Например, активизировались конкуренты, появился товар-аналог, и т.д.
Наверняка зависимость от факторов, определенных выше как сезонных, можно выявить только на выборке за период в несколько лет, лучше не менее трех, если это устойчивый тренд. Колебания продаж, связанные с изменением суточной, месячной активности также отмечаются, но эти факторы не относятся к сезонности и не учитывают при выводе закономерности.
Кто-то видит проблемы, а кто-то новые возможности. Понимание, что такое сезонность спроса и как она влияет на вашу отрасль, поможет своевременно подготовить эффективный план действий.