Что такое сгс в бухучете
Изменения в федеральном стандарте «Основные средства»: комментарий к Приказу Минфина №253н
Автор: Обухова Т., эксперт журнала
Комментарий к Приказу Минфина РФ от 25.12.2019 № 253н.
Приказом Минфина РФ от 25.12.2019 № 253н внесены изменения в СГС «Основные средства»[1]. Новые нормы стандарта применяются с 16 февраля 2020 года. Ниже осветим поправки.
По тексту документа слова «для организаций государственного сектора» заменены словами «государственных финансов».
В отношении учета объектов основных средств на забалансовых счетах в случае, если они не приносят экономических выгод и не имеют полезного потенциала, когда учет ведется централизованной бухгалтерией, установлено, что забалансовые счета, применяемые для этой цели, утверждаются единой учетной политикой при централизации учета.
Так, согласно новой редакции п. 8 СГС «Основные средства» объекты основных средств, которые не приносят субъекту учета экономических выгод, не имеют полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, учитываются на забалансовых счетах рабочего плана счетов субъекта учета (рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета), утвержденного в рамках учетной политики субъекта учета или единой учетной политики при централизации учета (далее – учетная политика, забалансовый учет). Информация о таких объектах основных средств подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В части включения в первоначальную стоимость объекта, приобретенного в результате обменных операций или созданного субъектом учета, затрат на демонтаж и вывод объекта ОС из эксплуатации, а также на восстановление участка, на котором объект расположен, внесены коррективы, устанавливающие, что такие затраты принимаются к бухгалтерскому учету, если они признаются в соответствии с п. 15 СГС «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах»[2].
В новой редакции пп. «в» п. 15 СГС «Основные средства» звучит так: «Суммы затрат на демонтаж и вывод объекта основных средств из эксплуатации, а также восстановление участка, на котором объект расположен, известные на момент принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету, признаваемые в соответствии с положениями п. 15 СГС «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах».
Скорректирован порядок включения стоимости ремонтных работ в стоимость объекта основных средств. На наш взгляд, сейчас он соответствует методологии учета, установленной инструкциями № 157н[3], № 174н [4]183н[5]. Пункт 27 СГС «Основные средства» согласно Приказу Минфина РФ № 253н изложен в новой редакции, из которой следует, что в случае, если порядок эксплуатации объекта основных средств, являющегося комплексом конструктивно сочлененных предметов, требует замены отдельных составных частей объекта, затраты по такой замене, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в случаях, предусмотренных учетной политикой, в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения при условии соблюдения критериев признания объекта основных средств, предусмотренных п. 8 СГС «Основные средства».
Положениями п. 8 СГС «Основные средства» установлено, что материальная ценность подлежит признанию в бухгалтерском учете в составе основных средств (далее – объект основных средств) при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от ее использования экономических выгод или полезного потенциала и первоначальную стоимость материальной ценности как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить (далее – критерии признания объекта основных средств).
Стоимость объекта основных средств корректируется на документально подтвержденную стоимость заменяемых (выбываемых) частей в соответствии с положениями, предусмотренными п. 50 СГС «Основные средства», о прекращении признания (выбытии с бухгалтерского учета) объектов ОС.
Напомним: в п. 50 данного стандарта закреплено, что если в соответствии с упомянутым стандартом после признания объекта основных средств (формирования его первоначальной стоимости) в его балансовую стоимость включаются затраты на замену части объекта, то остаточная стоимость замененной (выбывшей) части объекта ОС должна быть отнесена на финансовый результат текущего периода (списана с бухгалтерского учета) вне зависимости от того, амортизировалась ли эта часть объекта основных средств отдельно. В случае, когда определить остаточную стоимость замененной части объекта не представляется возможным, величина относимой на финансовый результат текущего периода остаточной стоимости замененной (выбывшей) части объекта основных средств может быть эквивалентна затратам на ее замену (приобретение или строительство) на момент их признания.
Субъект учета закрепляет в учетной политике порядок применения в бухгалтерском учете положений п. 27 СГС «Основные средства» в отношении групп ОС.
Ранее данным пунктом было установлено, что затраты по замене составных частей основных средств, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в стоимость ОС в момент их возникновения при условии соблюдения критериев признания объекта основных средств, предусмотренных п. 8 СГС «Основные средства». При этом стоимость объекта основных средств уменьшается на стоимость заменяемых (выбываемых) частей в силу положений настоящего стандарта о прекращении признания (выбытии с бухгалтерского учета) объектов ОС. Применение данного пункта и ранее было предусмотрено закрепить в учетной политике.
Таким образом, после внесения изменений для включения затрат в стоимость объекта при проведении ремонтных работ должны выполняться следующие условия:
положения названного пункта применяются в отношении объектов основных средств, являющихся комплексом конструктивно сочлененных предметов, отдельные части которого (составные части) требуют замены;
замена отдельных составных частей производится в ходе ремонтных работ, в том числе работ по проведению капитального ремонта;
при замене в ходе ремонтных работ частей объекта его стоимость корректируется. То есть стоимость объекта может уменьшаться (когда из его состава выбывает какая-либо часть), а может и увеличиваться (например, когда вместо выбываемой части устанавливается другая, более дорогостоящая).
В части включения в стоимость создаваемых объектов основных средств затрат на проведение регулярных осмотров на предмет наличия дефектов внесены корректировки, касающиеся видов работ, при проведении которых такие затраты включаются в стоимость объекта. Новой редакцией п. 28 СГС «Основные средства» установлено, что затраты на создание активов при проведении регулярных осмотров на предмет наличия дефектов, являющихся обязательным условием их эксплуатации, а также при проведении ремонта (модернизации, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) формируют объем произведенных капитальных вложений с дальнейшим признанием в стоимости объекта основных средств только при условии соблюдения критериев, предусмотренных п. 8 СГС «Основные средства». В этом случае учтенная ранее в стоимости объекта ОС сумма затрат на проведение аналогичного мероприятия подлежит списанию в расходы текущего периода (на уменьшение финансового результата) с учетом накопленной амортизации.
В части реклассификации объектов, включенных в группу «Инвестиционная недвижимость», внесены поправки в порядок перевода объекта основных средств в эту группу и исключения их из нее. Объект недвижимости (его часть), полученный субъектом учета по договору аренды (имущественного найма) и предназначенный для последующей передачи в субаренду (поднаем), в том числе с передачей своих прав и обязанностей по договору аренды другому лицу (перенаем), либо для предоставления арендованного имущества в безвозмездное пользование, признается субъектом учета инвентарным объектом в составе группы основных средств «Инвестиционная недвижимость» при соблюдении критериев признания объекта основных средств, преду-
смотренных п. 8 СГС «Основные средства», а также при соблюдении условий признания объекта учета неоперационной (финансовой) аренды (в том числе объекта учета неоперационной (финансовой) аренды на льготных условиях), установленных СГС «Аренда»[6] (новая редакция п. 11 СГС «Основные средства»).
В связи с корректировкой п. 11 данного стандарта Приказом Минфина РФ № 253н были внесены изменения и в п. 31 СГС федеральный стандарт «Основные средства»: перевод объектов основных средств в группу «Инвестиционная недвижимость»[7] или исключение их из нее должны осуществляться в отношении объектов недвижимости (части объекта недвижимости), а также движимого имущества, составляющего с указанными объектами единые имущественные комплексы, используемых субъектом учета с целью получения платы за пользование имуществом (арендной платы) и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества, в случае изменения назначения их использования, в том числе:
при завершении использования объектов основных средств в ходе выполнения субъектом учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд, в целях предоставления их по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования, в соответствии с которым признаются объекты аренды на льготной основе согласно СГС «Аренда» (перевод объектов основных средств из состава недвижимости, занимаемой субъектом учета, в группу основных средств «Инвестиционная недвижимость»);
при изменении функционального назначения объектов основных средств, учтенных в составе группы «Инвестиционная недвижимость», в целях их использования в ходе выполнения субъектом учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд (перевод из группы основных средств «Инвестиционная недвижимость» в состав объектов основных средств, относящихся к недвижимости, занимаемой субъектом учета).
Приказом Минфина РФ № 253н определены случаи применения линейного метода начисления амортизации. В новой редакции п. 36 СГС федеральный стандарт «Основные средства» сказано, что линейный метод применяется в случае эксплуатации объектов основных средств в ходе выполнения субъектом учета государственных (муниципальных) полномочий (функций) либо для управленческих нужд при осуществлении деятельности по выполнению работ, оказанию услуг или в иных случаях, предусмотренных учетной политикой. В части применения других методов начисления амортизации изменений не произошло.
Уточнен порядок изменения (пересмотра) кадастровой стоимости объекта недвижимости. В новой редакции п. 58 СГС стандарт«Основные средства» отмечено, что в случае пересмотра и оспаривания результатов государственной кадастровой оценки в течение переходного периода, установленного Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», балансовая стоимость объектов основных средств подлежит пересмотру.
Здесь же напомним, что п. 58 СГС «Основные средства» предусмотрено: объекты недвижимого государственного (муниципального) имущества, которые соответствуют критериям признания объекта основных средств, предусмотренным п. 8 настоящего стандарта, признаются в составе ОС с отражением в бухгалтерском учете на соответствующих балансовых счетах по их кадастровой стоимости, определенной на дату первого применения СГС «Основные средства». Такая стоимость признается балансовой стоимостью указанных объектов основных средств. При этом ранее в Письме от 30.11.2017 № 02-07-07/79257 Минфин давал пояснения в части принятия к учету данных объектов при отсутствии кадастровой стоимости на дату применения. Возможны два варианта:
а) по ранее сформированным оценкам (по балансовой стоимости неотделимых улучшений в используемые объекты недвижимости, сформированной на дату первого применения стандарта);
б) если балансовая стоимость объекта до первого применения стандарта не была сформирована, – в условной оценке «один объект – 1 руб.».
На дату начала применения СГС «Основные средства» (на 1 января 2018 года) актуальные кадастровые оценки объектов недвижимости отсутствовали. В связи с этим, как отмечал Минфин, по объектам недвижимого имущества, признаваемым при первом применении стандарта на соответствующих счетах балансового учета, субъектам учета необходимо в течение 2018 – 2020 годов определить их актуальные кадастровые оценки.
[1] Утвержден Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.
[2] Утвержден Приказом Минфина РФ от 30.05.2018 № 124н.
[3] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
[4] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н
[5] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.
[6] Утвержден Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 258н.
[7] Напомним, что в силу п. 7 СГС стандарт «Основные средства» инвестиционной недвижимостью является объект недвижимости (часть объекта недвижимости), а также движимое имущество, составляющее с указанным объектом единый имущественный комплекс, находящийся во владении и (или) пользовании субъекта учета с целью получения платы за пользование имуществом (арендной платы) и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества, но не предназначенный для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета и (или) продажи.
Пять новых СГС: примеры применения
Нет времени читать?
С 2020 г. нужно применять не семь, а пять новых стандартов. Два стандарта– «Непроизведенные активы» и «Информация о связанных сторонах» – Минфин отложил до 2021 г.
В учетной политике отражаем четыре из пяти
Один из пяти новых стандартов – «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности» – лишь обобщает правила составления отчетности в отношении бюджетных и плановых назначений. Различий с Инструкциями № 191н и № 33н в нем немного, да и они, вероятно, будут устранены при внесении последующих изменений в эти документы.
Остальные четыре стандарта учреждению необходимо отразить в учетной политике. Полноценно применять все новшества можно будет только после обновления инструкций по учету. До этого момента они применяются в части, не противоречащей этим инструкциям.
Напомним, что в учетной политике необходимо описать только те способы учета, которые нужны учреждению. Методы учета для операций, которые учреждение никогда не совершает, описывать не нужно.
В новых инструкциях обратите внимание на два вида положений. Одни учреждению потребуется прописать в учетной политике и применить на практике впервые. Другие уже могли быть в ней отражены, поскольку они предполагались прежними правилами или им не противоречили. С такими положениями нужно лишь свериться и по необходимости внести коррективы.
СГС «Запасы»
Стандарт «Запасы» утвержден Приказом Минфина РФ от 07.12.2018 №256н. Письмом Минфина РФ от 01.08.2019 № 02-07-07/58075 доведены Методические рекомендации по его применению.
С 1 января 2020 г. все учреждения государственного сектора должны отражать материальные запасы и незавершенное производство с учетом федерального стандарта.
Учет каких объектов применяется в стандарте
Правила стандарта используются при отражении материальных запасов на счете учета 105.00, формировании себестоимости и остатков незавершенного производства на счете 109.00
Обратите внимание на термины «запасы», «материальные запасы» и «материалы». В стандарте им даны точные определения, поэтому при ведении учета и составлении отчетности их больше нельзя использовать произвольно. Например, к запасам теперь относятся не только материальные запасы ( МЗ), но и незавершенное производство.
Закрепите в учетной политике:
Проверьте учетную политику на предмет следующего:
Как правильно выбрать счета учета и КОСГУ
Выбор счета определен Инструкцией № 157н. Выбор соответствующей подстатьи статьи 340 КОСГУ зависит от целевого (функционального) назначения материального запаса. Рассмотрим несколько примеров.
Пример 1. Подстатья 341 КОСГУ.
Приобретение материальных запасов группы «Медикаменты и перевязочные средства», в том числе медицинских аптечек и санитарных сумок, перевязочных средств (вата, марля, бинты), шприцов, игл, катетеров и др. отражают в учете следующими записями:
Дт 0 106 34 341 Кт 0 302 34 73Х;
Дт 0 105 31 341 Кт 0 106 34 341.
Выбытие израсходованных материальных ценностей:
Дт 0 401 20 272 Кт 0 105 31 441.
В то же время расходы по приобретению (изготовлению) лекарственных препаратов и материалов, не предназначенных для применения в медицинских целях, надо относить на подстатью 346 КОСГУ.
Пример 2. Подстатья 342 КОСГУ.
Бутилированную питьевую воду, предусмотренную нормативами обеспечения питанием и включенную в меню-раскладку, включают в группу «Продукты питания» и ее приобретение учитывают следующим образом:
Дт 0 106 34 342 Кт 0 302 34 73Х;
Дт 0 105 32 342 Кт 0 106 34 342.
Выбытие израсходованной бутилированной воды отражают:
Дт 0 401 20 272 Кт 0 105 32 442.
Если воду покупают из-за того, что у учреждения отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения либо есть заключение о признании водопроводной воды не соответствующей санитарным нормам, то проводки будут следующими:
Дт 0 106 34 349 Кт 0 302 34 73Х;
Дт 0 105 36 349 Кт 0 106 34 349.
Выбытие израсходованной воды в этом случае отражают следующим образом:
Дт 0 401 20 223 Кт 0 105 36 449.
Также если бутилированная питьевая вода приобретается для обеспечения питьевой водой граждан в период их пребывания в местах общественного пользования (например, в поликлиниках, многофункциональных центрах, школах), то такая вода включается в группу «Прочие материальные запасы» и отражается на счете 0 105 х6 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов».
Пример 3. Подстатья 343 КОСГУ.
Приобретение материальных запасов группы «Горюче-смазочные материалы» в виде твердого топлива (угля) для печного отопления отражается следующими бухгалтерскими записями:
Дт 0 106 34 343 Кт 0 302 23 73Х;
Дт 0 105 33 343 Кт 0 106 34 343.
Есть два варианта отражения выбытия таких запасов:
Следует отметить, что стоимость приобретенного природного газа, поступающего в учреждение по трубопроводу (не подлежащего хранению), относится на расходы текущего финансового периода – дебет счета 0 401 20 223.
Пример 4. Списание по средней стоимости.
Рассмотрим также выбытие запасов на конкретных примерах.
На складе учреждения на 1 марта числилось пять пачек бумаги для офисной техники по цене 255,80 руб. и одна пачка по цене 268,00 руб. В течение марта было приобретено еще две пачки бумаги по цене 319,21 руб. и выдано со склада и использовано четыре пачки. Стоимость выбывших пачек равна:
((255,80 * 5 + 268,00 + 319,21 * 2) / (5 + 1 + 2)) * 4 = 1 092,71 руб.
Списание бумаги – Дт 0 401 20 272 (0 109 00 000) Кт 0 105 36 000.
Пример 5. Выбытие в результате хищений, недостач, гибели или уничтожения.
Например, списание продуктов питания в результате недостачи отражают так:
В пределах норм естественной убыли – Дт 0 401 20 272 Кт 0 105 32 442;
Сверх норм естественной убыли – Дт 0 401 10 172 Кт 0 105 32 442;
Отражение суммы недостачи – Дт 0 209 74 56Х Кт 0 401 10 172.
Переход на применение положений СГС «Запасы»
Запасы, числящиеся на забалансовых счетах и подлежащие по новым правилам отражению в бухгалтерском учете в составе запасов должны быть отражены операциями в межотчетный период (от 31.12.2019 после формирования и сдачи отчетности за 2019 г.) через счет 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» по первоначальной стоимости. Обязательное условие – соответствие объекта критериям признания актива требованиям, установленным СГС «Концептуальные основы». Оформить операции следует документом «Бухгалтерская справка» (ф. 0504833).
При необходимости следует произвести реклассификацию и (или) переоценку запасов, учтенных до первого применения.
В результате при первом применении СГС финансовый результат сформируется от признания запасов, ранее неотраженных в бухгалтерском учете и от пересмотра балансовой стоимости запасов. При формировании отчета за 2020 г. результаты корректировки необходимо раскрыть в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно от иной информации.
СГС «Резервы. Раскрытие информации об условных активах и условных обязательствах»
Утвержден стандарт приказом Минфина РФ от 30.05.2018 №124н. Письмом Минфина РФ от 05.08.2019 № 02-07-07/58716 доведены Методические рекомендации по его применению.
Стандарт применяется в отношении лишь пяти видов резервов:
Закрепите в учетной политике:
Проверьте учетную политику на предмет следующего:
СГС «Долгосрочные договоры»
Утвержден стандарт приказом Минфина РФ от 29.06.2018 №145н. Методические рекомендации по его применению доведены письмом Минфина РФ от 28.10.2019 № 02-06-07/84752.
Стандарт регламентирует правила учета по тем договорам подряда и возмездного оказания услуг, срок действия которых превышает один год.
Отражаем в учетной политике:
СГС «Концессионные соглашения»
Утвержден стандарт приказом Минфина РФ от 29.06.2018 №146н. Методические рекомендации по его применению доведены письмом Минфина РФ от 28.10.2019 № 02-06-07/84753.
Стандартом руководствуются как уполномоченные органы, выступающие от имени концедента, так и учреждения, в случае если имущество передано в концессию без прекращения права оперативного управления этих учреждений.
Закрепите в учетной политике:
Проверьте учетную политику на предмет следующего:
Автор: Инна Хлевняк,
главный бухгалтер-консультант бюджетного направления Линии консультаций «ГЭНДАЛЬФ»
Рекомендации Минфина по применению СГС «Учетная политика»
Автор: Павлова А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Ранее в материале А. Павловой СГС «Учетная политика» мы рассматривали основные положения Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденного Приказом Минфина РФ от 30.12.2017 № 274н (далее – СГС «Учетная политика»). В продолжение этой темы ознакомимся с Письмом Минфина РФ от 31.08.2018 № 02-06-07/62480, в котором доведены методические рекомендации по применению этого стандарта с 01.01.2019 (далее – Рекомендации).
Формирование учетной политики
Прежде всего Минфин напоминает о том, что требования к порядку формирования учетной политики (документам учетной политики) содержатся в следующих нормативных правовых актах, регулирующих ведение бухгалтерского учета (далее – учет) и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – отчетность):
Наименование документа
Пункт
Начало применения
Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденный Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н (далее – СГС «Концептуальные основы»)
Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденный Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н (далее – СГС «Основные средства»)
8, 9, 10, 27, 28, 36, 40
Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Информация о связанных сторонах», утвержденный Приказом Минфина РФ от 30.12.2017 № 277н
Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Непроизведенные активы», утвержденный Приказом Минфина РФ от 28.02.2018 № 34н
Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», утвержденный Приказом Минфина РФ от 30.05.2018 № 124н
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н)
6, 10, 11, 14, 19, 21, 21.1, 35, 45, 66, 67, 103, 104, 126, 135, 143, 145, 199, 204, 217, 236, 257, 282, 299, 300, 301, 302, 302.1, 313, 318, 337, 349, 370, 371, 373
Учетная политика – это совокупность принятых учреждением (документами учетной политики) способов (конкретных принципов, методов, процедур, правил) ведения учета, подготовки и представления отчетности (п. 4 Рекомендаций).
К сведению: при организации ведения учета и подготовке отчетности предполагается, что однажды принятые учетные принципы не будут меняться, а однотипные факты хозяйственной жизни будут учитываться одинаковыми методами.
Форма и состав учетной политики.
Учетная политика учреждения формируется посредством принятия документов учетной политики. При этом выбор формы составления правовых актов (приказов, распоряжений, постановлений, порядка и т. д.), а также способ их издания (утверждения) – грифом «Утверждено» либо принятием отдельного акта – находится в компетенции учреждения (из сложившейся практики делопроизводства).
Допустимо формирование учетной политики как посредством принятия единого правового акта, охватывающего всю совокупность способов ведения учета, так и посредством принятия отдельных правовых актов либо включения в отдельные правовые акты.
Обязательный состав положений документов учетной политики, в случае принятия соответствующих решений, содержат нормативные правовые акты, регулирующие ведение учета и составление отчетности, федеральные стандарты учета, которые предусматривают в целях организации и ведения учета обязательное утверждение в рамках формирования учетной политики ряда положений (документов учетной политики). Например, в п. 9 СГС «Учетная политика», в п. 6 Инструкции № 157н приведен перечень положений, которые обязательно утверждаются учреждением в рамках формирования учетной политики.
Особенности содержания учетной политики.
Если нормативными правовыми актами, регулирующими ведение учета и составление отчетности, предусмотрен выбор методов ведения учета, то учреждению необходимо выбрать такой метод и установить его в рамках своей учетной политики.
СГС «Концептуальные основы» предусмотрено два метода определения справедливой стоимости для различных видов активов и обязательств (метод рыночных цен или метод амортизированной стоимости замещения). СГС «Основные средства» – три метода начисления амортизации на объекты основных средств (линейный метод, метод уменьшаемого остатка, пропорционально объему продукции). В этом случае в учетной политике необходимо указать один из названных методов для отдельных видов объектов учета.
В то же время учетная политика не должна содержать методы, правила, способы ведения учета, однозначно установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение учета и составление отчетности, то есть не должно быть положений, дублирующих нормы данных актов.
Не надо дословно приводить в учетной политике однозначно установленные Инструкцией № 157н и СГС «Концептуальные основы» следующие нормы:
1. На взаимосвязанных балансовых счетах учета, включенных в рабочий план счетов учреждения, применяется метод двойной записи, а на забалансовых счетах учет ведется по простой системе бухгалтерских записей.
2. Основные средства стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, списываются с балансового учета с одновременным отражением объектов на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации».
Публичное раскрытие.
Основные положения учетной политики подлежат публичному раскрытию на официальном сайте учреждения (централизованной бухгалтерии) в Интернете (п. 9 СГС «Учетная политика»).
Такое раскрытие информации может осуществляться следующим образом (п. 5 Рекомендаций):
1) размещение обобщенной информации, содержащей основные положения (перечень основных способов ведения учета (особенностей), установленные документами учетной политики, с указанием их реквизитов (без размещения копий самих актов);
2) размещение копий документов учетной политики;
3) реализация первых двух пунктов в совокупности.
Изменение учетной политики
Учетная политика применяется учреждением последовательно из года в год (п. 6 СГС «Учетная политика»).
Изменения учетной политики возможны в следующих случаях (п. 12 СГС «Учетная политика», п. 6 Рекомендаций):
1. Изменяются требования, установленные законодательством РФ о бухгалтерском учете, требования нормативных правовых актов, регулирующих ведение учета и составление отчетности.
2. Разработан или выбран новый способ ведения учета, повышается качество информации об объекте учета.
3. Существенно изменяются условия деятельности учреждения.
В Рекомендациях Минфин пояснил, что переход учреждения от одного допустимого метода учета к другому приводит к изменению учетной политики.
Смена метода учета материальных запасов по средней фактической стоимости на метод по фактической стоимости каждой единицы влечет изменение учетной политики.
Кроме того, в п. 7 Рекомендаций даны пояснения, какие ситуации не считаются изменением учетной политики:
1) применение правила (способа) организации и ведения учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые отличны по существу от фактов хозяйственной жизни, имевших место ранее. Так, не будет считаться изменением учетной политики:
а) установление учреждением особенностей отражения на счетах учета рабочего плана счетов (включая дополнительную аналитику):
операций по выплате заработной платы в безналичной форме расчетов в рамках реализации зарплатных проектов при условии, что ранее выдача зарплаты осуществлялась наличными деньгами (через кассу);
операций по приобретению оборудования на условиях рассрочки платежа и перехода права владения таким имуществом по факту полной оплаты по договору либо на условиях предоставления залога в виде имущества учреждения;
б) изменение графика документооборота, а также введение особенностей формирования первичных учетных документов и регистров учета при переходе на электронный документооборот;
2) утверждение нового правила (способа) организации и ведения учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые возникли в деятельности учреждения впервые. Например, у учреждения появился новый вид деятельности – оказание услуги по выдаче в прокат спортивного инвентаря, организация питания в столовой для сотрудников.
Последствия изменения учетной политики.
Согласно п. 16, 17 СГС «Учетная политика» порядок отражения в учете и отчетности последствий изменения учетной политики зависит от причин, вызвавших изменения. В пункте 9 Рекомендаций приведены следующие разъяснения этой нормы.
Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение учета и составление отчетности, отражаются в учете и отчетности согласно положениям нормативных правовых актов, регулирующих их ведение и составление.
Введение в действие СГС «Основные средства» предусматривает право субъекта учета вносить изменения в документы учетной политики по методам амортизации (право перехода с линейного метода на метод по производительности).
При этом переходными положениями в п. 61 СГС «Основные средства» предусмотрено, что сравнительная информация по объектам основных средств (сопоставимые показатели отчетности по объему начисленной амортизации) ретроспективно (за годы, предшествующие первому применению СГС «Основные средства») не пересчитывается.
Если указанными нормативными правовыми актами не определяются требования по отражению последствий изменения учетной политики, то последствия ее изменений отражаются путем ретроспективного применения изменений учетной политики (посредством отражения в отчетности сопоставимых показателей отчетов за предыдущие года, пересчитанных с учетом изменения учетной политики).
При этом входящие остатки на начало отчетного периода баланса (ф. 0503130), баланса (ф. 0503730), формируемых за отчетный период, подлежат корректировке по строкам, отражающим соответствующие показатели, и по строке «Финансовый результат прошлых отчетных периодов (040130000)». Изменения показателей баланса дополнительно отражаются в сведениях (ф. 0503173), сведениях (ф. 0503773) (по соответствующим строкам) с указанием причин изменений – «Пересчитано» ввиду изменения учетной политики.
Суммы корректировок сравнительных показателей отражаются в периоде, в котором произошло изменение учетной политики, с применением корреспонденций в межотчетный период со счетом 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».
К сведению: утвержденная отчетность за год (годы), предшествующий (предшествующие) отчетному (году, в котором произошло изменение учетной политики), не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям отчетности.
Информация о последствиях изменений учетной политики в соответствии с требованиями п. 20 СГС «Учетная политика» раскрывается либо в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160), (ф. 0503760) (в разд. 5 и таблице 4), либо в сопроводительном документе, содержащем пояснения к отчетности при ее представлении.
Оценочное значение
Под оценочным значением понимается рассчитанное или приблизительно определенное значение какого-либо показателя, необходимого для ведения учета и (или) отражаемого в отчетности, при отсутствии точного способа его определения (п. 6 СГС «Учетная политика»).
В пункте 10 Рекомендаций приведены примеры следующих значений, которые относятся к оценочным:
величины оценочных резервов (например, резервов на предстоящую оплату отпусков за фактически отработанное время или выплату компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения; резервов предстоящей оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки);
величины стоимости нефинансовых активов в случаях, установленных федеральными и (или) отраслевыми стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (например, стоимостные показатели справедливой стоимости нефинансовых активов);
иные значения показателей, необходимых для ведения учета и составления отчетности, рассчитываемые или приблизительно (оценочно) определяемые на основе экспертных заключений (профессиональных суждений) при отсутствии точного способа их определения (расчетная оценка), – например, оценка ожидаемых доходов от предоставления имущества в аренду (доходов будущих периодов), прогнозные показатели доходов бюджета, оценка безнадежных долгов (сомнительной задолженности) по налоговым (неналоговым) доходам. При этом в учете и отчетности следует применять обоснованные оценочные значения (оценки) (подтвержденные расчетом, прогнозом, оценочным экспертным суждением (в частности, заключением оценщика, решением комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов) и т. д.).
Пересмотр (корректировка) оценочных значений.
Согласно п. 23 СГС «Учетная политика» не является исправлением ошибки и изменением учетной политики корректировка оценочного значения, отраженного в учете, отчетности, вследствие изменения допущений, обстоятельств, информации, на основе которых были определены суммовые величины оценочных значений. Информация о таких корректировках не подлежит раскрытию в отчетности.
Резерв по реорганизации (в части выплаты выходного пособия) может быть уточнен (пересчитаны значения ожидаемых выплат) в связи с появившимися новыми обстоятельствами – сокращением сотрудников, изъявивших желание продолжить работу на новых условиях оплаты труда (п. 11 Рекомендаций).
Изменение метода определения (расчета) оценочного значения является изменением учетной политики и подлежит раскрытию в отчетности путем ретроспективного применения измененной учетной политики (п. 24 СГС «Учетная политика»).
В 2018 году для определения оценочного значения поступившего в результате дарения объекта нефинансового актива (его справедливой стоимости) применялся метод амортизированной стоимости замещения, а с 01.01.2019 внесено изменение в учетную политику, предусматривающее определение справедливой стоимости поступивших в результате дарения объектов нефинансовых активов по методу рыночных цен (п. 12 Рекомендаций).
Исправление ошибок в отчетности
В соответствии с п. 27 СГС «Учетная политика» ошибкой отчетного периода считается пропуск и (или) искажение, возникшие при ведении учета и (или) формировании отчетности в результате неправильного использования или неиспользования информации о фактах хозяйственной жизни отчетного периода, которая была доступна на дату подписания отчетности и должна была быть получена и использована при ее подготовке.
В пункте 14 Рекомендаций приводится классификация ошибок отчетного периода:
1) ошибка отчетного года – ошибка, допущенная в периоде (в году), за который учреждение не сформировало отчетность (промежуточную или годовую), либо в периоде, за который отчетность сформирована, но не утверждена (осуществляются мероприятия по камеральной проверке годовой отчетности, внутреннему финансовому контролю, внешнему финансовому контролю, а также внутреннему контролю или внутреннему финансовому аудиту);
2) ошибка прошлых лет – ошибка, допущенная в периоде, за который годовая отчетность утверждена (завершены мероприятия по внешнему финансовому контролю).
Исправление ошибки отчетного года.
Ошибка отчетного года исправляется в зависимости от периода ее обнаружения (факторов, выявивших такую ошибку) дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом «красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью с формированием отчетности с учетом выявленных ошибок (п. 16 Рекомендаций):
а) по решению учреждения – при выявлении ошибки по результатам осуществления внутреннего контроля после подписания отчетности, но до предельной даты ее представления;
б) по решению уполномоченного органа – при выявлении ошибки по результатам камеральной проверки отчетности после предельной даты ее представления, но до даты ее принятия уполномоченным органом (исходя из существенности ошибки, повлиявшей на достоверность отчетности);
в) по решению уполномоченного органа – при выявлении ошибки по результатам осуществления внутреннего финансового контроля, внешнего финансового контроля, а также внутреннего контроля или внутреннего финансового аудита после даты принятия отчетности, но до даты ее утверждения (исходя из существенности ошибки, повлиявшей на достоверность отчетности).
При этом уточненная отчетность, исправленная по решению уполномоченного органа, повторно направляется:
иным пользователям, которым была представлена отчетность до ее уточнения.
В пояснениях к такой отчетности приводится информация об изменениях с указанием причин внесения исправлений и их содержания.
Записи по счетам бухгалтерского учета отражаются последней отчетной датой отчетного периода и (или) путем формирования отчетности, содержащей уточненные показатели с учетом выявленных и исправленных ошибок.
Исправление ошибки прошлых лет.
Ошибка прошлых лет, допущенная при ведении учета, исправляется дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом «красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью по счетам учета в период (на дату) обнаружения ошибки и путем ретроспективного пересчета отчетности.
Если ошибка прошлых лет была допущена при формировании отчетности, в том числе консолидированной, то такая ошибка уточняется посредством ретроспективного пересчета отчетности и (или) раскрытия информации в ней.
К сведению: ретроспективный пересчет отчетности – исправление ошибки предшествующего года (годов) путем корректировки сравнительных показателей отчетности за предшествующий год (годы) таким образом, как если бы ошибка не была допущена (п. 6 СГС «Учетная политика»).
К сравнительным показателям, раскрываемым в отчетности, относятся, в частности, показатели на начало отчетного периода (начало года, предшествующего отчетному периоду (году)), показатели на конец отчетного периода (месяца, квартала, полугодия, девяти месяцев) года, предшествующего отчетному периоду (году), обороты по показателям за отчетный период года, предшествующего отчетному периоду (году) (п. 17 Рекомендаций).
Например, в случае внесения соответствующих изменений в инструкции № 191н и 33н в отчетах (ф. 0503121) и (ф. 0503721) информация о расходах (доходах), иных раскрываемых показателях будет отражаться как за отчетный период (2020 год), так и за предыдущий финансовый год – 2019 год (в сопоставимых (сравнительных) показателях).
В отчетном периоде (допустим, в сентябре 2020 года) были выявлены ошибки прошлых лет, корректирующие показатели начисленных доходов за 2019 год (например, увеличивающие сумму дохода на 500 руб.). В отдельном регистре (в журнале по прочим операциям (ф. 0504071) с признаком «Исправление ошибок прошлых лет») по дате обнаружения ошибки прошлых лет (в сентябре 2020 года) будет отражена корректирующая бухгалтерская запись: Дебет 0 205 31 561 / Кредит 0 401 18 131.
При формировании отчетов (ф. 0503121), (ф. 0503721) за 2020 год в графе, предусматривающей отражение сравнительных показателей за 2019 год, будут приведены соответствующие данные отчетов (ф. 0503121), (ф. 0503721) за 2019 год, скорректированные на обороты по исправлению ошибки прошлых лет. В дополнительной графе «Пересчитано» по строке, соответствующей скорректированному на ошибку прошлых лет показателю, отразится сумма корректировки (500 руб.).
В целях обособления операций, связанных с исправлением ошибки прошлых лет, предусмотрены счета:
0 401 18 000 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному»;
0 401 19 000 «Доходы прошлых финансовых лет»;
0 401 28 000 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному»;
0 401 29 000 «Расходы прошлых финансовых лет»;
0 304 84 000 «Консолидируемые расчеты года, предшествующего отчетному»;
0 304 94 000 «Консолидируемые расчеты иных прошлых лет»;
0 304 86 000 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному»;
0 304 96 000 «Иные расчеты прошлых лет».
Пример.
В отчетном периоде (в сентябре 2019 года) бюджетное учреждение обнаружило ошибку, допущенную в 2018 году: расходы на текущий ремонт здания в сумме 1 000 000 руб. (КВФО 4) ошибочно отнесены на увеличение стоимости здания (особо ценное имущество) и оформлены следующими бухгалтерскими записями (в 2018 году): Дебет 4 106 11 310 / Кредит 4 302 25 731 – 1 000 000 руб.; Дебет 4 101 12 310 / Кредит 4 106 11 310 – 1 000 000 руб.
За 2018 год начисленная сумма амортизации отражена так: Дебет 4 401 20 271 / Кредит 4 104 12 411 – 2 000 руб.
В бухгалтерском учете (по дате обнаружения ошибки прошлых лет (сентябрь 2019 года)) отражаются следующие исправительные корреспонденции: