Что такое симфония для детей
Конспект урока в 3 классе по программе Т. И. Баклановой в соответствии с ФГОС «Симфоническая музыка. Симфония»
Марина Балясова
Конспект урока в 3 классе по программе Т. И. Баклановой в соответствии с ФГОС «Симфоническая музыка. Симфония»
Тема урока: «Симфоническая музыка: симфония»
Цель урока: познакомить учащихся с основным жанром симфонической музыки – симфонией.
— Сформировать понятие о симфонической музыки
— Развитие вокально-хоровых навыков, развитие памяти, мышления, речи, исполнительских навыков учащихся.
— Воспитывать любовь и интерес к музыке
урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами повторения
Универсальные Учебные Действия (планируемые)
— проявлять интерес к различным видам музыкальной и практической, творческой деятельности;
-принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
– осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности;
-использовать рисуночные и простые символические варианты;
-соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями;
-использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
— исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т. п.).
Универсальные Учебные Действия
• размышлять и рассуждать о характере музыкальных произведений, о чувствах, передаваемых в музыке;
• воплощать выразительные особенности профессионального творчества
• в пении, движениях, импровизациях;
• различать на слух и чувствовать выразительность звучания оркестров (симфонического)
• узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов.
У: Здравствуйте, ребята! (пою)
Д: Здравствуйте, учитель! (отвечают пением)
У: Ребята, посмотрите, сегодня на урок к нам пришли гости, чтобы посмотреть как вы хорошо изучаете предмет «Музыка». Поделимся своим опытом?
У: Посмотрите на слайд. (№1) Что там изображено?
У: Верно. А какой он по размеру?
У: Сколько может вместить он музыкантов на сцене?
У: Как называется зал, предназначенный для исполнения музыки небольшим количеством музыкантов?
У: Верно, молодцы! Посмотрите у вас на столе лежат таблицы. (слайд №2-работа с таблицами). Напишите свою фамилию вверху листка. Ваша задача дополнить понятие правильным словом. Оно должно быть одно. Даю. Вам на работу 3 минуты. (Работают).
У: Отложили таблицы на край стола. Посмотрите на слайд (№). Что на нем изображено?
У: Верно, а здесь он какой и какое количество музыкантов вмещает?
Д: Большой, большое, целый симфонический оркестр!
У: Молодцы! Если мы видим на сцене симфонический оркестр, как вы думаете, о какой музыке мы с вами будем говорить сегодня?
У: Верно! Запишите тему урока (слайд №) «Симфоническая музыка: симфония.
У: Так что же такое симфония (слай№, Симфония-это один из важнейших, основных жанров симфонической музыки! (слайд№). Запишите понятие в тетрадь и выучите его наизусть. Симфония (в переводе с ит. Созвучие) –это большое многочастное музыкальное произведение, предназначенное для исполнения симфоническим оркестром.
У: Давайте повторим с вами названия групп инструментов симфонического оркестра. Посмотрите на слайд. Назовите мне не группы, а названия инструментов, которые на нем изображены. И как извлекается звук из этих инструментов.
У: Посмотрите на слайд (№). Сегодня мы с вами послушаем симфонию №1 «Зимние грезы» великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Симфония в 4-х частях. Мы с вами помним, что это брльшое, многочастное музыкальное произведение.
(слайд №). 1 часть называется ««Грезы зимнею дорогой»
2 часть: «Угрюмый край, туманный край», 3 и 4 части: без названия
В финале 4 части «Цвели цветики»- звучат интонации русской народной мелодии. А сейчас мы прослушаем 1 часть и нарисуем настроение, которое создаст вам музыка во время прослушивания, изобразим образы, которые нарисует вам симфония. Итак – слушаем и рисуем в тетради! Для этого вам в помощь учебник, на 39 странице есть иллюстрация, сопровождающая характер звучания музыки. Также на слайде есть рисунок, соответствующий настроению музыки, но еще лучше будет, если вы нарисуете свой, авторский рисунок к этому произведению – 1 части симфонии Петра Чайковского- «Зимние грезы». Работаем. Даю вам 7-9 минут на данный вид деятельности.
У: Закончили? Поднимите вверх рисунки ваши, я посмотрю образы навеянные вам музыкой! А теперь повернитесь и покажите свои рисунки гостям. Молодцы, отлично! Отложите тетради с рисунками на край стола.
У: Верно. Какой композитор написал?
У: Молодцы! А сейчас, прежде чем повторить новогодние песенки, мы поиграем в игру «Угадай мелодию». Я включаю вступление фонограммы песни, а вы должны угадать, мелодия какой новогодней песни звучит. Выходим к доске и строимся в хор. А теперь приступаем к работе. (Звучит фонограмма, дети говорят название песни).
У: Молодцы! А теперь исполним эту песню с движениями для наших гостей!
У: Молодцы! И с этим видом деятельности вы справились успешно. Проходим на свои места. Садимся. Проведем рефлексию. У вас на столе лежат картинки со смайликами, у которых на лице отражается разное настроение. Ваша задача раскрасить ту улыбку, которая соответствует вашему настроению. Если вам все на уроке понравилось, и вы все поняли, раскрашиваем веселую улыбку смайлика. Если вы испытывали в заданиях затруднения, то раскрашиваем улыбку первого смайлика, «не очень довольную». А если вам урок совсем не понравился, и в ничего не поняли, тогда раскрашиваем улыбку «сердитого» смайлика – последнего. Подняли смайлики и показали свое настроение мне! А теперь гостям, молодцы! Отложили смайлики на край стола.
У: А теперь домашнее задание (по выбору учащихся):
1. Выучить записи в тетради – наизусть.
2. Доучить тексты новогодних песен.
3. Нарисовать яркий рисунок (формат А4) к прослушанной 1 части симфонии №1
П. Чайковского и сдать на выставку рисунков.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что такое симфония? Урок музыки во 2 классе МБОУ СОШ №17 им.В.Зангиева учитель Семенчатенко Л.А. г.Владикавказ
Художественно – педагогическая идея урока: дать учащимся общее представление о симфоническом жанре, помочь накапливать музыкально – слуховой опыт посредством восприятия сложных жанров музыки, в которых простые жанры ( песня, танец, марш) переходят на более высокую ступень развития.
В.Васнецов « Три богатыря»
«Звучит нестареющий Моцарт!» Мы познакомимся с произведениями великого австрийского композитора XVIII в. — Вольфганга Амадея Моцарта (1756—1791). В чем секрет современности музыки Моцарта? Современники называли В.-А. Моцарта вундеркиндом — уникальным ребенком, который обладал феноменальными музыкальным слухом и памятью. Свои занятия музыкой он начал очень рано, с четырехлетнего возраста, под руководством своего отца — музыканта и композитора Леопольда Моцарта. Первые сочинения В.-А. Моцарт написал в пять лет, а с шестилетнего возраста он с триумфом гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Великобритании, Швейцарии. За свою короткую (он умер в возрасте 35 лет!), но яркую жизнь композитор создал свыше 600 произведений в различных жанрах. «Симфония № 40» Симфония № 40 (1788 г.), едва ли не самой популярной во всем мире симфонии В.А.Моцарта.
«Увертюра». В увертюре к опере «Свадьба Фигаро» В.-А. Моцарт создает иное настроение — он рисует музыкальными красками образы комической оперы, наполненные энергией, светом, шуткой, весельем. Именно в Вене композитор создал свои лучшие произведения, а опера «Свадьба Фигаро» прозвучала в 1786 г. в этом театре. В увертюре к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» композитор рисует нам картину величия русской земли, мощь и силу богатырскую. Слуховой опыт школьников позволит им определить, какая музыка сочинена зарубежным композитором, а какая — русским. Как различаются характеры главных тем этих двух увертюр, в чем их сходство? Что помогло композиторам передать веселье и шутку в одной увертюре, энергию и богатырскую силу в другой Слушаем: Моцарт «Симфония №40» В. Моцарт Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» М. Глинка Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Что такое симфония
Описание разработки
музыкальное произведение в сонатной циклической форме, предназначенное для исполнения симфоническим оркестром.
В отдельных Симфониях привлекаются также хор и певцы-солисты.
Создаются и Симфония для струнного оркестра, духового оркестра, оркестра народных инструментов и др. составов.
Симфония большое многочастное оркестровое произведение.
В таком смысле симфония появилась около 1730 года, когда оркестровое вступление к опере обособилось от самой оперы и превратилось в самостоятельное оркестровое произведение.
Симфония — самая монументальная форма инструментальной музыки. Причем это утверждение справедливо для любой эпохи — и для творчества венских классиков, и для романтиков, и для композиторов более поздних направлений.
Поскольку симфония многочастное произведение (трех-, чаще четырех-, а порой и пятичастное, например «Пасторальная» Бетховена или «Фантастическая» Берлиоза), ясно, что такая форма должна быть чрезвычайно разработанной, чтобы исключить монотонность и однообразие.
Симфония всегда заключает в себе много музыкальных образов, идей и тем.
Они так или иначе распределяются между частями, которые, в свою очередь, с одной стороны — контрастируют друг с другом, с другой — образуют некую высшую цельность, без чего симфония не будет восприниматься как единое произведение.
Содержимое разработки
В отдельных Симфониях
хор и певцы-солисты.
Создаются и Симфония
для струнного оркестра,
оркестра народных инструментов
Симфония большое многочастное
В таком смысле симфония появилась около 1730 года,
когда оркестровое вступление к опере обособилось от самой оперы и превратилось в самостоятельное оркестровое произведение.
Симфония — самая монументальная форма инструментальной музыки. Причем это утверждение справедливо для любой эпохи — и для творчества венских классиков, и для романтиков, и для композиторов более поздних направлений.
Инструменты симфонического оркестра
Поскольку симфония многочастное произведение (трех-, чаще четырех-, а порой и пятичастное, например «Пасторальная» Бетховена или «Фантастическая» Берлиоза), ясно, что такая форма должна быть чрезвычайно разработанной, чтобы исключить монотонность и однообразие.
Симфония всегда заключает в себе много музыкальных образов, идей и тем.
Они так или иначе распределяются между частями, которые, в свою очередь, с одной стороны — контрастируют друг с другом, с другой — образуют некую высшую цельность, без чего симфония не будет восприниматься как единое произведение.
Шедевры симфонического жанра.
Бетховен. Симфония № 3
ВЕЛИКИЕ ТВОРЦЫ СИМФОНИЙ
Во всем этом Гайдн был пионером.
Часто — хотя и недостаточно корректно — его именуют «отцом симфонии».
Гайдн поднял эту форму на гораздо более высокую ступень и показал пути в будущее.
Плодовитость, разнообразие, непредсказуемость, юмор, изобретательность — вот что делает Гайдна выше на голову (или даже, как заметил один острослов, по плечи) над уровнем его современников.
Многие симфонии Гайдна получили названия.
Знаменитая симфония № 45 получила название «ПРОЩАЛЬНАЯ»
(или «Симфония при свечах»):
на последних страницах финала симфонии музыканты один за другим прекращают играть и уходят со сцены, остаются лишь две скрипки, завершающие симфонию вопросительным аккордом.
«С ударом литавр, или Сюрприз» получила свое название благодаря юмористическому эффекту в медленной части — ее умиротворенное настроение нарушается резким ударом литавры.
« Чудо» стала так называться в силу случайных обстоятельств. На концерте, в котором Гайдн должен был дирижировать этой симфонией, публика с его появлением ринулась из середины зала на свободные первые ряды, а середина опустела. В этот момент как раз в центре зала рухнула люстра, слегка пострадали лишь двое слушателей. В зале раздались восклицания: «Чудо! Чудо!» Сам Гайдн был под глубоким впечатлением своего невольного спасения многих людей.
Название симфонии № 100
«Военная», наоборот, совсем не случайно — ее крайние части с их военными сигналами и ритмами отчетливо рисуют музыкальную картину лагеря; включение турецких ударных инструментов в партитуру симфонии привело в восторг лондонских любителей музыки.
Вольфганг Амадей Моцарт
Моцарт свои первые симфонии написал, когда ему было восемь лет, а последние — в тридцать два года.
Общее их число более пятидесяти, но несколько юношеских не сохранились или еще не обнаружены.
Из этих трех последних симфоний средняя, № 40, наиболее известна.
По популярности с ней могут соперничать разве что «Маленькая ночная серенада» и Увертюра к опере «Свадьба Фигаро».
Эта симфония написана в соль миноре — редкость для Моцарта, предпочитавшего бодрые и радостные мажорные тональности.
Людвиг ван Бетховен
Бетховен создал девять симфоний.
Величайшие из его симфоний — Третья (ми-бемоль мажор, «Героическая»), Пятая (до минор), Шестая (фа мажор, «Пасторальная»), Девятая (ре минор).
… Вена, 7 мая 1824 года. Премьера Девятой симфонии.
О том, что тогда произошло, свидетельствуют сохранившиеся документы.
Бетховен сам дирижировал симфонией.
Но как это могло случиться?
Ведь к тому времени Бетховен был уже глух.
Обратимся к свидетельствам очевидцев.
«Бетховен дирижировал сам, вернее, он стоял перед дирижерским пультом и жестикулировал как сумасшедший, — писал Йозеф Бем, скрипач оркестра, принимавший участие в том историческом концерте. — То он тянулся вверх, то почти приседал на корточки, размахивая руками и топая ногами, словно сам хотел играть одновременно на всех инструментах и петь за весь хор. На самом деле всем руководил Умлауф, и мы, музыканты, следили только за его палочкой. Бетховен был так взволнован, что совершенно не замечал происходящего вокруг и не обращал внимания на бурные аплодисменты, едва ли доходившие до его сознания вследствие слабости слуха. В конце каждого номера приходилось подсказывать ему, когда именно следует повернуться и поблагодарить публику за аплодисменты, что он делал весьма неловко».
По окончании симфонии, когда уже гремели овации, Каролина Унгер подошла к Бетховену, мягко остановила его руку — он все еще продолжал дирижировать, не осознавая, что исполнение закончилось! — и повернула лицом к залу. Тогда всем стало очевидно, что Бетховен совершенно глух.
Успех был грандиозный. Чтобы положить конец овациям, понадобилось вмешательство полиции.
Петр Ильич Чайковский
В жанре симфонии П.И. Чайковский создал шесть произведений.
Последняя симфония — Шестая, си минор, соч. 74 — названа им «Патетическая».
Первое исполнение Шестой симфонии состоялось в Петербурге 16 октября 1893 г. под управлением автора.
Чайковский писал после премьеры:
«С этой симфонией происходит что-то странное! Она не то чтобы не понравилась, но произвела некоторое недоумение. Что касается меня, то я горжусь ей более, чем каким-либо другим моим сочинением». Дальнейшие события сложились трагически: через девять дней после премьеры симфонии П. Чайковский скоропостижно умер.
Зал Дворянского собрания в Петербурге (ныне Большой зал Петербургской филармонии), где впервые была исполнена Шестая симфония.
Симфоническая поэма. Сюита.
написавший ряд крупных инструментальных произведений в этом жанре.
Обращались в своем творчестве к этому жанру и русские композиторы
М. А. Балакирев («Русь», «Тамара»),
Н. А. Римский-Корсаков («Сказка»),
А. К. Глазунов («Стенька Разин»),
А. Н. Скрябин («Поэма экстаза», «Прометей или Поэма огня»).
К жанру симфонической поэмы относятся также инструментальные разнохарактерные пьесы. Они могут быть как небольшими по размеру так и большими концертными сочинениями
«Сюита» в переводе с французского означает последовательность, ряд.
Это многочастный цикл, состоящий из самостоятельных, контрастных друг другу пьес, объединенных общей художественной идеей.
Римского – Корсакова «Шехерезада».
Прокофьева «Ромео и Джульетта»,
«Любовь к трём апельсинам».
«Сказка про шута» и др.
Презентацию выполнила КИРИЛОВА С.Г.
Музыкальная симфония. Музыка в сфере симфонических произведений.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
ЧТО ТАКОЕ
С И М Ф О Н И Я
Описание слайда:
В отдельных Симфониях
привлекаются также
хор и певцы-солисты.
Описание слайда:
В таком смысле симфония появилась около 1730 года,
когда оркестровое вступление к опере обособилось от самой оперы и превратилось в самостоятельное оркестровое произведение.
Симфония большое многочастное
оркестровое произведение.
Симфония — самая монументальная форма инструментальной музыки. Причем это утверждение справедливо для любой эпохи — и для творчества венских классиков, и для романтиков, и для композиторов более поздних направлений.
Описание слайда:
Инструменты симфонического оркестра
Описание слайда:
Поскольку симфония многочастное произведение (трех-, чаще четырех-, а порой и пятичастное, например «Пасторальная» Бетховена или «Фантастическая» Берлиоза), ясно, что такая форма должна быть чрезвычайно разработанной, чтобы исключить монотонность и однообразие.
Симфония всегда заключает в себе много музыкальных образов, идей и тем.
Они так или иначе распределяются между частями, которые, в свою очередь, с одной стороны — контрастируют друг с другом, с другой — образуют некую высшую цельность, без чего симфония не будет восприниматься как единое произведение.
Описание слайда:
Моцарт. Симфония № 41
«Юпитер», до мажор
Бетховен. Симфония № 3
ми-бемоль мажор,
«Героическая»)
Шуберт. Симфония
№ 8 си минор (так
называемая
«Неоконченная»)
Берлиоз.
Фантастическая симфония
Бородин. Симфония № 2
«Богатырская»
Шедевры симфонического жанра.
Александр Бородин
Франц Шуберт
Л.В. Бетховен.
Описание слайда:
ВЕЛИКИЕ ТВОРЦЫ СИМФОНИЙ
Йозеф Гайдн
Во всем этом Гайдн был пионером.
Часто — хотя и недостаточно корректно — его именуют «отцом симфонии».
Гайдн поднял эту форму на гораздо более высокую ступень и показал пути в будущее.
Плодовитость, разнообразие, непредсказуемость, юмор, изобретательность — вот что делает Гайдна выше на голову (или даже, как заметил один острослов, по плечи) над уровнем его современников.
Многие симфонии Гайдна получили названия.
Знаменитая симфония № 45 получила название «ПРОЩАЛЬНАЯ»
(или «Симфония при свечах»):
на последних страницах финала симфонии музыканты один за другим прекращают играть и уходят со сцены, остаются лишь две скрипки, завершающие симфонию вопросительным аккордом.
Играя Гайдана.
Йозеф Гайдн
Описание слайда:
Симфония № 94
«С ударом литавр, или Сюрприз» получила свое название благодаря юмористическому эффекту в медленной части — ее умиротворенное настроение нарушается резким ударом литавры.
Симфония № 96
«Чудо» стала так называться в силу случайных обстоятельств. На концерте, в котором Гайдн должен был дирижировать этой симфонией, публика с его появлением ринулась из середины зала на свободные первые ряды, а середина опустела. В этот момент как раз в центре зала рухнула люстра, слегка пострадали лишь двое слушателей. В зале раздались восклицания: «Чудо! Чудо!» Сам Гайдн был под глубоким впечатлением своего невольного спасения многих людей.
Название симфонии № 100
«Военная», наоборот, совсем не случайно — ее крайние части с их военными сигналами и ритмами отчетливо рисуют музыкальную картину лагеря; включение турецких ударных инструментов в партитуру симфонии привело в восторг лондонских любителей музыки.
Описание слайда:
Вольфганг Амадей Моцарт
Моцарт свои первые симфонии написал, когда ему было восемь лет, а последние — в тридцать два года.
Общее их число более пятидесяти, но несколько юношеских не сохранились или еще не обнаружены.
Из этих трех последних симфоний средняя, № 40, наиболее известна.
По популярности с ней могут соперничать разве что «Маленькая ночная серенада» и Увертюра к опере «Свадьба Фигаро».
Эта симфония написана в соль миноре — редкость для Моцарта, предпочитавшего бодрые и радостные мажорные тональности.
Описание слайда:
Людвиг ван Бетховен
Бетховен создал девять симфоний.
Величайшие из его симфоний — Третья (ми-бемоль мажор, «Героическая»), Пятая (до минор), Шестая (фа мажор, «Пасторальная»), Девятая (ре минор).
…Вена, 7 мая 1824 года. Премьера Девятой симфонии.
О том, что тогда произошло, свидетельствуют сохранившиеся документы.
Бетховен сам дирижировал симфонией.
Но как это могло случиться?
Ведь к тому времени Бетховен был уже глух.
Обратимся к свидетельствам очевидцев.
«Бетховен дирижировал сам, вернее, он стоял перед дирижерским пультом и жестикулировал как сумасшедший, — писал Йозеф Бем, скрипач оркестра, принимавший участие в том историческом концерте. — То он тянулся вверх, то почти приседал на корточки, размахивая руками и топая ногами, словно сам хотел играть одновременно на всех инструментах и петь за весь хор. На самом деле всем руководил Умлауф, и мы, музыканты, следили только за его палочкой. Бетховен был так взволнован, что совершенно не замечал происходящего вокруг и не обращал внимания на бурные аплодисменты, едва ли доходившие до его сознания вследствие слабости слуха. В конце каждого номера приходилось подсказывать ему, когда именно следует повернуться и поблагодарить публику за аплодисменты, что он делал весьма неловко».
По окончании симфонии, когда уже гремели овации, Каролина Унгер подошла к Бетховену, мягко остановила его руку — он все еще продолжал дирижировать, не осознавая, что исполнение закончилось! — и повернула лицом к залу. Тогда всем стало очевидно, что Бетховен совершенно глух.
Успех был грандиозный. Чтобы положить конец овациям, понадобилось вмешательство полиции.
Описание слайда:
Петр Ильич Чайковский
В жанре симфонии П.И. Чайковский создал шесть произведений.
Последняя симфония — Шестая, си минор, соч. 74 — названа им «Патетическая».
Зал Дворянского собрания в Петербурге
(ныне Большой зал Петербургской филармонии),
где впервые была исполнена Шестая симфония.
Первое исполнение Шестой симфонии состоялось в Петербурге 16 октября 1893 г. под управлением автора.
Чайковский писал после премьеры:
«С этой симфонией происходит что-то странное! Она не то чтобы не понравилась, но произвела некоторое недоумение. Что касается меня, то я горжусь ей более, чем каким-либо другим моим сочинением». Дальнейшие события сложились трагически: через девять дней после премьеры симфонии П. Чайковский скоропостижно умер.
Описание слайда:
Описание слайда:
Сюита.
«Сюита» в переводе с французского означает последовательность, ряд.
Это многочастный цикл, состоящий из самостоятельных, контрастных друг другу пьес, объединенных общей художественной идеей.
Очень известны:
симфоническая сюита
Римского – Корсакова «Шехерезада».
Прокофьева «Ромео и Джульетта»,
«Любовь к трём апельсинам».
«Сказка про шута» и др.
Презентацию выполнила КИРИЛОВА С.Г.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.