Что такое симметричная композиция в технологии
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №3
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ
Средствами создания художественной формы являются: симметрия, асимметрия, пропорции, ритм,
масштаб, контраст, нюанс, т.е. явления, присущие природным формам.
Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство.
/Г.Вейль/
Симметрия – равентсво, тождество, схожесть.
Симметрия предполагает неизменность не только самого объекта, но и каких-либо его свойств по отношению к преобразованиям, выполненным над объектом. Неизменность тех или иных объектов может наблюдаться по отношению к разнообразным операциям – к поворотам, переносам, взаимной замене частей, отражениям и т.д. В связи с этим выделяют разные виды симметрии.
Симметрии на плоскости бывают:
• Зеркальная симметрия — основывается на равенстве двух частей фигуры, расположенных одна относительно другой как предмет и его отражение в зеркале. Воображаемая плоскость, которая делит такую фигуру пополам, называется плоскостью симметрии.
• Осевая симметрия — связана с вращательным движением и повтором элементов вокруг оси симметрии, т. е. линии, при повороте вокруг которой фигура может неоднократно совмещаться сама с собой.
• Асимметрия значит отсутствие соразмерности, полное нарушение симметрии, повторяющиеся элементы отсутствуют или их нельзя совместить путём сдвигов или поворота.
• Диссимметрия – частичное нарушение симметрии. Диссимметрия хорошо воспринимается, так как, обладая структурными качествами симметрии, содержит больше свободы.
В композициях ритм может быть явным и скрытым:
• явный ритм очевиден, если, например, поместить элементы на полосатый фон;
• скрытый ритм представляет собой сложное чередование акцентов, иногда смысловых, направлений, технических приемов.
Существует метрический и ритмический порядок.
Метр и ритм в основе своей имеют симметрию. Но ритм, к отличие от метра, строится на основе разных, но повторяющихся элементов. В отличие от метрического повтора закономерность, на которой основан ритм, выражается в постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов – в нарастании или убывании чередований, объема или площади, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т.п.
Динамический ритмический ряд можно построить следующими способами:
• увеличением или уменьшением элемента по величине при одинаковых интервалах;
• возрастанием или убыванием интервала, но при одинаковых элементах;
• одновременным возрастанием или убыванием и элементов, и интервалов.
Обязательным условием при построении ритмического ряда должно быть ясное его прочтение. Поэтому элементы или интервалы должны повторяться не менее 3-5 раз.
Ритм проявляется, таким образом, в закономерном изменении порядка. Сбой ритма, как правило, ведет к серьезным нарушениям целостности, в то время как композиционно продуманное изменение в метрическом ряду не только возможно, но подчас во многих отношениях желательно.
Метр и ритм могут взаимно сочетаться.
✔️ МАСШТАБ ПРОПОРЦИЯ
Другие виды пропорциональных отношений:
— арифметическая прогрессия: 1, 3, 5, 7, 9…;
— геометрическая прогрессия: 1, 3, 9, 27, 81…;
— квадратичные отношения: 2, 4, 16, 256…;
— ряд Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8… и др.
• МАСШТАБ
Масштабность – соразмерность принятому эталону. Существуют композиции, строящиеся на использовании мелкого масштаба, например, как на географических картах, и строящиеся
на крупных планах, например, фотографии макросъемки. Эффект создаваемой композиции зависит
от того, как выбранный масштаб и размер изображения соответствуют цели автора.
Важно заметить, что подсознательно эталоном для сравнения у человека является сам человек.
✔️ КОНТРАСТ НЮАНС ТОЖДЕСТВО
Одномерный контраст – контраст только по одному параметру, например по форме
Многомерный контраст – контраст по нескольким параметрам сразу: например, форма и цвет.
• Если элементы композиции сходны по форме, размерам, фактуре, пластике или другим свойствам, то в этом случае речь идет о тождестве.
Тождество – отношение полностью сходных объектов.
Используется несколько реже контраста и нюанса, так как обладает меньшими выразительными возможностями.
✔️ АКЦЕНТ ДОМИНАНТА АНАЛОГ
• Акцент — (лат. «ударение») – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции. Чаще всего акцент выделяют цветом, формой (обычно малой, иначе акцент превратится в доминанту).
• Доминанта – это главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные.
• Аналог (греч. «сходство») – уподобление (одинаковые или похожие друг на друга элементы в композиции). Аналоги придают композиции единство. Чаще всего бывают по цвету, форме, фактуре.
✔️ СТАТИКА ДИНАМИКА
• Статика – зрительное впечатление неподвижности.
Статика используется для выражения следующих смыслов: уверенность, спокойствие, остановка, «классика».
Статичные композиции могут характеризоваться симметрией, наличием четко выраженного центра и обязательно тяжестью и незыблемостью формы.
• Динамика – зрительное впечатление движения, скорости. Динамика используется для выражения смыслов: движение, энергия, сила, дерзость, порыв, «альтернатива».
Форму, активно односторонне направленную, как бы вторгающуюся в пространство, принято называть динамичной. Динамичность формы связана прежде всего с пропорциями. Равенство или нюанс отношений величин по трем координатам пространства характеризует относительную статичность формы. Контраст в отношениях создает динамику как «зрительное движение» в направлении преобладающей величины.
Статика и динамика не всегда взаимоисключают друг друга. В некоторых случаях можно говорить о внутренней динамике формы. Поэтому необходимо определить, что объективно доминирует – статичность или динамичность, так как композиция не может быть в одинаковой мере статичной и динамичной, что неизбежно ведет к утрате композиционной целостности.
✔️ ТЕКТОНИКА АТЕКТОНИКА
• Тектоника – установка на устойчивойсть. В отличие от статики, это не неподвижность. Динамичный, быстро и уверенно бегущий человек – тектоничен, так как не производит впечатления, что сейчас упадет.
• Атектоника – установка на неустойчивость. Атектоничны готические соборы, так как вся их неподвижная конструкция выражает стремление к полету.
✔️ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСИ
Речь вдет не только об осях симметрии в ленточных композициях, являющихся всего лишь частным случаем композиционных осей, а в большей степени о тех направлениях развития композиции,
которые ведут взгляд зрителя, создавая впечатление движения или покоя.
Эти оси могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными и так называемыми перспективными. Вертикальная направленность дает торжественность, устремленность к духу, горизонтальность как бы демонстрирует зрителю неспешное движение, диагональность наиболее динамична, она подчеркивает развитие. Во взаимодействии с другими средствами композиции оси часто выступают и в комбинации между собой, образуя крестообразные, многоходовые, сложные связи.
Приемы композиции – это процесс обоснованного выбора и применения средств композиции, например: пропорционирование, ритмизация, масштабирование, контрастирование, нюансировка и т.д.
Технологическая карта урока технологии. Тема «Композиция из симметричных деталей».
Технологическая карта урока технологии в начальной школе
Тип урока: Изучение нового материала
Учитель: Розайненко Александра Юрьевна
Образовательные : 1) познакомить с понятием «симметрия»; расширить знания детей о видах аппликации и способах ее выполнения;
2) закрепить навыки организации рабочего места, анализа конструкции изделия, планирования работы, выполнения работы по плану;
3) закрепить навыки выполнения технологических операций: разметки деталей по шаблонам; вырезания деталей из бумаги по криволинейному контуру; наклеивания мелких деталей из бумаги на картон;
Воспитательные : способствовать воспитанию общей культуры труда (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); технологической культуры (грамотного выполнения трудовых операций, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия.
Математика, литература, музыка, русский язык, окружающий мир.
образец аппликации, пооперационная последовательность выполнения изделия – предметная технологическая карта; слайдовая презентация; иллюстративный материал к водной беседе; план практической работы; критерии оценок; новые термины (словарная работа); правила безопасной работы режущими и колющими инструментами.
Материалы: синий картон, цветная бумага для аппликаций, клей.
Инструменты : ножницы, карандаш, ластик, кисточка для клея.
Приспособления: клеенка (или газета), салфетки для удаления клея (лоскутики ткани), коробочка для мусора.
Задачи этапа урока
Задания для учащихся
I . Организация класса на работу
Мотивировать учащихся к учебной деятельности.
Приветствует детей, психологически настраивает учащихся на урок, организует внимание учащихся.
-Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Здравствуйте, ребята! Встаньте из-за парт, выровняйтесь, покажите мне свою готовность к уроку, приведите в порядок свое рабочее место.
Садитесь, меня зовут Александра Юрьевна, и сегодня урок технологии у вас проведу я.
Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность.
II . Формулирование темы урока, постановка цели
Организовать формулирование темы и цели урока учащимися.
Организует формулирование темы и цели урока, обозначает основные образовательные задачи (узнаем, что такое симметрия, изготовим симметричную аппликацию выясняет практическую значимость изделия
— Рассмотрите работы, представленные на слайде.
В какой технике выполнены эти работы? (аппликация).
-Ребята, кто из вас знает, что такое аппликация? (Ответы детей)
Аппликация в переводе «прикладывание». Это очень древний вид искусства, интересный вид художественной деятельности, когда из кусочков кожи, ткани или бумаги вырезают фигурки, а затем наклеивают на основу – фон.
При этом материалом – основой служит дерево, плотная бумага или картон. Аппликация относится к декоративно-прикладному искусству,применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания картин. При создании аппликации для вырезания деталей часто используется прием симметрии.
Кто знает, что такое симметрия? (Ответы детей)
— Сегодня мы рассмотрим понятие «симметрия», будемучится вырезать симметричные детали, развивать навыки работы с ножницами и клеем, изготовим симметричную аппликацию.
-А для того чтобы все поставленные задачи реализовать, нужно быть активным и внимательно слушать.
С помощью учителя формулируют тему и цель урока,
высказывают свое мнение о практической значимости изделия
— уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя
Познакомить с понятием «симметрия»; сформировать представления об аппликации.
Способство-вать развитию образного, логического и художественного мышления; устной речи; пространственного воображения.
Выясняет степень усвоения ранее изученного материала для связи с новой темой через систему вопросов; сообщает новые знания, используя межпредметные связи с изучаемыми дисциплинами; углубляет, систематизирует ранее полученные знания; использует ИКТ, сопровождает беседу иллюстративным материалом, организует детей на самостоятельный поиск информации.
— Ребята, посмотрите на слайд, на нем вы видите разные виды аппликаций.
-(Перечисляю, показываю картинки и немного рассказываю о представленных видах аппликаций).
Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.
добыват ь новы е знания из совместной беседы, обобщать полученну ю информацию.
Закрепить навыки организации рабочего места, анализа конструкции изделия, планирования работы, выполнения работы по плану.
Показывает образец изделия; определяет его назначение, конструкцию: количество частей, деталей, способы их соединения, приемы украшения; выявляет материалы, инструменты и приспособления; проводит чтение графического изображения изделия;
составляет краткий план работы;
а) Анализ образца изделия
Откройте страницу 40 учебника. Рассмотрите аппликацию. Что напоминает вам эта картинка?
— Почему для основы (фона) выбрали бумагу синего цвета? (на картинке ночь.)
— Какие деревья изображены? (ель,береза)
— Мы рассмотрели аппликацию, определили ее фон.
— Из каких материалов изготовлена композиция? (бумага и картон)
-Сочетаются ли они по цвету?
-Какая конструкция у деталей? Какие особенности?
-Как ими способами можно изготовить детали? Обратите внимание на способ вырезания деталей. Он называется симметричным. Что это значит? (Это значит, что вырезая деталь по сложенной заготовке, а потом раскрыв ее, получим зеркальное отражение одной части в другой). Как он соединены? (с помощью клея, неподвижно).
— Какие материалы использованы?(Бумага, клей)
-Какие приспособления нам необходимы ? клеенка (или газета), салфетки для удаления клея (лоскутики ткани), коробочка для мусора.
Проанализировали работу, теперь давайте составим план её выполнения.
б) Составление краткого плана работы
1. Складывание заготовок для симметричного вырезания
2.Разметка деталей аппликации.
4.Компоновка деталей на фоне.
5.Наклеивание деталей на фон.
6. Высушивание аппликаций под грузом.
— Мы определили, по какому плану будем работать, а теперь давайте немного отдохнем.
в) Проведение физминутки
— Итак, мы отдохнули а теперь нужно проверить вашу готовность к уроку.
Совместно с учителем анализируют образец изготавливаемого изделия, разбираются в графической схеме,
составляют план практической работы, выполняют
т ь п редсто-ящуюпрактичес-ку ю работу;
с помощь ю учител я решат ь доступны е конструкторско- техно-
логически е задачи.
— вступат ь в бесед уи обсуждени е, донест и сво ю позици ю д о других, слушат ь и понимат ь реч ь других,
– проговариват ь последовательност ь действи й н а уроке;
– с помощь ю учител я объяснят ь выбо р наиболе е п о д х о д я щ и х дл я выполнени я задани я материало в и инструментов;
V . Организация рабочего места
Закрепить навыки организации рабочего места;
правилах безопасной работы инструментами и правилах санитарной гигиены
Проверяет готовность обучающихся к уроку: выясняет наличие материалов, инструментов и приспособлений.
Проводит инструктаж по размещению оборудования на рабочем столе; выявляет режущие и колющие инструменты; обучает правилам безопасной работы режущими и колющими инструментами
— Прежде чем приступить к работе, давайте проверим готовность к уроку. Я буду читать вам стихотворение, а вы внимательно слушайте и проверяйте, всё ли у вас есть на партах.
Чтоб работа закипела,
Приготовьте всё для дела,
Будем клеить, мастерить –
Всё должно в порядке быть.
Ножницы, бумагу, клей
Клади на место поскорей.
Не забудь про карандаш –
Он в труде помощник наш.
Линейку, ластик положи,
В порядке вещи содержи.
Все готовы? Молодцы!
— Сначала необходимо подготовить детали аппликации: вырезать деревья и домик Для этого повторим инструкцию по технике безопасности при работе с ножницами.
Правила безопасной работы ножницами:
Перед работой проверьте исправность ножниц.
Используйте ножницы только по назначению.
Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
Не работайте ножницами с ослабленным креплением.
Работайте ножницами только на своем рабочем месте.
Следите за движением лезвий во время работы.
Подавайте ножницы в закрытом виде кольцами вперед.
Не оставляйте на столе ножницы в раскрытом виде.
После выполнения работы ножницы кладите на стол кольцами к себе.
Не играйте с ножницами, не подносите их близко к лицу.
Не держите ножницы концами вверх.
После работы уберите ножницы в укладку или чехол сомкнутыми лезвиями вниз.
-Как нужно правильно работать с клеем? (Клей-карандаш закрывать, мыть руки после работы с ним).
-Применяйте все правила, и ваша работа принесет вам лишь удовольствие.
-Мы подготовились к практической работе, а теперь можно к ней приступить.
Оборудуют рабочий стол в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами
Умет ь: организовы-ватьрабоче е мест о и поддерживат ь порядо к н а нё м в о врем я работы.
Регулятивные УУД: учитьс я готовит ь рабоче е мест о, объяснят ь выбо р наиболе е п о д х о д я щ его оборудования дл я выполнени я задани я.
VI . Практическая работа
Учить вырезать симметричные детали. Закрепить навыки: разметки деталей по шаблонам; вырезания деталей из бумаги по криволинейному контуру; наклеивания мелких деталей из бумаги на картон;
Определяет критерии оценивания практической работы; организует практическую работу детей; проводит вводный инструктаж (с чего начать работу); организует текущий инструктаж с опорой на пооперационную технологическую карту); предупреждает возможные ошибки и намечает пути и устранения; организует самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, проводит пооперационный контроль.
-Оценивать работу буду по следующим критериям:
творческий подход к оформлению.
Придется хорошо постараться.
Внимательно посмотрите на заготовки, которые я вам приготовила. На ваших партах лежат шаблоны деревьев и домика.
1. Складывание заготовок для симметричного вырезания
— Берем заготовку дерева, это зеленый прямоугольник, складываем его пополам.
Берем все остальные заготовки и складываем их также. Посмотрите, как это делаю я.
2.Разметка деталей аппликации.
Далее берем шаблон дерево, прикладываем его на край листа, обводим его карандашом на изнаночной (не цветной) стороне.Убираем шаблон в сторону или отдаем соседу по парте. Размечаем 5 листов.
Берем в руки ножницы, не забываем про технику безопасности, и аккуратно вырезаем деревья по обведенному контуру. Далее берем заготовки и вырезаем зубчики, режем или кончиками ножниц или серединойножниц, если кончики не смыкаются(показ).
4.Компоновка деталей на фоне.
Вырезанные детали мы прикладываем к основе (фону). Сейчас мы скомпонуем нашу композицию. Разложите ваши детали так, как в учебнике или на слайде.
5.Наклеивание деталей на фон.
Сейчас берем в руки клей, не забываем про правила работы с клеем, намазываем все детали полностью, хорошо промазываем края деталей на макулатурной бумаге. Приклеиваем сначала домик в центр листа. Потом деревья, как показано в учебнике.
6. После завершения работы аппликацию необходимо высушить под грузом.
Наше занятие подходит к концу. Сейчас посмотрим ваши аппликации.
Выполняют практическую работу самостоятельно или под руководством учителя,
осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту
Умет ь: правильн о рабо тат ь ручным и инструментами; выполнят ь экономну ю и рациональную разметк у дета ле й по шаблонам, аккуратн о выполнят ь сборку деталей, реализовыват ь творч ески й замысе л в соответстви ис заданным и условиями.
Регулятивные УУД: учитьс я проговариват ь последовательност ь действи й н а уроке; выполнят ь практическую работ у п о плану; предлагат ь сво и конструкторско-технологические приём ы и способ ы выполнени я отдельны х этапо в изготовления изделий; осуществлят ь контрол ь точност и выпол нени я технологических операци й
VII . Подведение итога урока. Рефлексия.
Обобщить полученные школьниками предметные знания и умения.
Организовать самооценку учебной деятельности
Организует выставку работ детей, их обсуждение; проводит анализ типичных ошибок и способов их устранения;
выставляет оценки всем учащимся за выполненную работу согласно критериям; выясняет, что узнали нового на уроке, чему научились, где в дальнейшем можно применить полученные знания и практические умения.Организует самооценку учебной деятельности.
Выставка работ детей
-Выйдите, пожалуйста, к доске те, кто завершил работу. Покажите свои аппликации? Улыбочку, фото!
— Какие трудности встретились в практической работе?
-Все ли поставленные задачи выполнены?
— Расскажите, что вам понравилось в вашей работе. Какие ошибки вы допустили? Что бы вам хотелось исправить или дополнить?
— В ходе работы мы закрепили представление об аппликации; продолжили знакомство, с какими фигурами? (с симметричными фигурами)
-Если вам понравился сегодняшний урок, давайте друг другу похлопаем, если нет, потопаем.
— Работали вы дружно, помогая друг другу советами, выполняя правила по технике безопасности, пользуясь планом. Молодцы!
Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности
Регулятивные УУД: учитьс я совместн о с учителе м и другим и ученикам и давать
VIII . Уборка рабочих мест
Способство-вать воспитанию общей культуры труда, умению быстро и организованно убрать рабоче е мест о
Организует индивидуальное наведение порядка на рабочих местах,
организует дежурных на уборку мусора и сбор раздаточного материала.
-Давайте приведем свое рабочее место в порядок. Кто напомнит, как правильно убрать свое рабочее место?
— Теперь уберите все ваши инструменты в ваши папки, клей закройте, на перемене вымойте руки. Не забудьте убрать всю лишнюю бумагу и вытрите салфеткой клей. Мне понравилось с вами работать. Спасибо вам, урок закончен. До свидания.
Наводят порядок на рабочем столе
Регулятивные УУД: учиться быстро и организованно убирать рабочее место