Что такое синквейн химия
Синквейн на уроках химии
Разделы: Химия
Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся. В современных условиях глобализации и интеграции образовательных систем всё большее значение приобретает использование инновационных технологий в учебном процессе, как в вузовской модели образования, так и в системе среднего общего образования. [4]
Применение любого приёма должно быть построено на демократических и гуманистических ценностях. Предпочтение следует отдавать тем приёмам, которые оказывают наибольшее влияние на активизацию мыслительной деятельности, и, следовательно, и на всестороннее развитие личности.
Каждый педагог стремиться к профессиональной самореализации и совершенствованию своего мастерства. Педагогический опыт складывается не только на использовании традиционных форм обучения, но на внедрение
инновационных технологий и приемов педагогической техники.
Преподаватели широко используют различные приемы педагогической техники. Всем известны такие педагогические приемы как “учебный мозговой штурм”, “ пометки на полях”, написание эссе, составление кластера и другие. (Приложение 1)
Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической функции каждой строки. Способность резюмировать информацию в нескольких словах – это важное умение.[5] Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. С этой точки зрения интересна творческая форма рефлексии – синквейн. Сочинение синквейнов является своеобразным инструментом для синтезирования и анализирования полученной информации. При работе с данным приёмом учитель решает сразу множество важнейших задач:
изученный на уроке материал приобретает некую эмоциональную окраску.
знания о предложении,
умение соблюдать интонацию,
значительно активизируется словарный запас учащихся,
совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов,
активизируется и развивается мыслительная деятельность,
совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.
Напомним, что слово синквейн происходит от французского “пять”. Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам. Правила составления синквейна:
Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже ученику старшего возраста. Но это сложная и плодотворная работа, как для учителя, так и для ученика.
2.2. Синквейн как дидактический прием.
Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:
1. Объясняются правила написания синквейна
2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
3. Задается тема синквейна.
4. Фиксируется время на данный вид работы.
Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного и школьного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.
Не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения.[1] Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи, но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках (например, для подведения итогов по пройденному произведению) практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой дисциплины. Кроме того данный вид работы занимает короткий временной промежуток, что позволяет опросить каждого учащегося и оценить правильность и уровень усвоения изученного материала.
Так, приведём один из видов синквейна на тему “Многоатомные спирты”:
3. Растворяется, притягивает, предохраняет
4. Сиропообразная жидкость
5. Трехатомный спирт
Данная работа предполагает анализ всего изученного материала по теме, т.к. для того, чтобы составить вышеозначенные строки необходимо осмысленно понимать содержание. По ходу написания синквейна могут задаваться наводящие вопросы, причём пятистишие может составляться как индивидуально, так и в группах.
Кроме предложенного “классического” варианта написания синквейна нами использовались следующие варианты применения пятистиший:
а) составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна). Например, дан следующий синквейн:
3. Горят, разлагаются, плавятся
4. Широко используются в наше время
Краткий рассказ на основании данного пятистишия может получиться таким: полимеры очень легкие, прочные соединения, которые при определенных условиях разлагаются, плавятся, при нагревании, как и многие органические вещества, горят. Полимеры широко используются в наше время. Молекулы полимеров имеют огромную массу и сложное строение.
Благодаря такому варианту синквейна формируются умения собственного продуцирования текста: предполагается не только диагностика возможностей учащихся, потому как при данном виде работы можно увидеть в полной мере лексический объём обучающихся, но и коррекция, развитие речевых и мыслительных способностей. Возникает множество вариантов для создания новых текстов, предложенная “калька” в виде строчек синквейна стимулирует интерес не только к изученной теме, но и к дисциплине.
б) коррекция и совершенствование готового синквейна:
3. Образуют, проявляют, реагируют
По уже предложенному готовому синквейну осуществляется работа по таким направлением, как обсуждение неточных фраз и замены их другими – так, в данном случае можно подобрать более верно синонимически определения галогены, а также глагол “проявляют”, не относящийся непосредственно к понятию “галогены” заменить на другой.
Заключительное слово “элементы” также следует заменить на более подходящее понятие. Такой вид работы подразумевает включение всех мыслительных процессов студентов – аналитических, синтезирующих и творческих, т.к. необходимо не только найти ошибку, но и доказать собственную точку зрения, а также придумать свой оригинальный вариант ответа.
в) анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дается синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих строк ее определить:
1. Предельные, непредельные, ароматические
2. Горят, взаимодействуют, синтезируют
3. Состоят из атомов углерода и водорода
Правильным ответом на это пятистишие является слово “углеводороды”, т.к. синквейн применялся при изучении тем “Органические соединения”, то и предложенные выше фразы касались химических веществ – неорганических и органических. Могут быть и другие вариации этого метода. Так, может отсутствовать не первая строка, а, допустим, четвёртая – тогда учащимся предлагается добавить фразу, соответствующую общей направленности синквейна. Следовательно, в пятистишии может отсутствовать любая часть или же даже несколько частей. Поиск необходимой отсутствующей части также стимулирует интерес студентов и интенсифицирует креативные способности учащихся.
При первоначальном использовании данного педагогического приема не все учащиеся справляются с подобными заданиями. Причина такого рода неудач связана с низким понятийным и словарным запасом каждого ребенка, с его психосоматическими и индивидуальными особенностями. Систематическое использование приема “составления синквейна” на всех этапах урока (изучения, повторения, обобщения материала и контроля знаний) позволяет ребятам свободно овладеть таким приемом.
В старших классах ребята самостоятельно и с интересом составляют и используют при обобщении материала данный прием. При изучении темы “Неметаллы”, ученики составляют следующие синквейны, например
При изучении органической химии также возможно использование синквейна. Ученики старших классов с увлечением и творчески подходят к составлению синквейна. Вот примеры некоторых из них:
4.1. Результаты использования синквейна.
В своей педагогической практике я впервые начала использовать прием “составления синквейна” недавно (середина 2010/2011 и начало 2011/20112 учебные годы). При обобщении и систематизации любого материала этот педагогический прием дает хорошие результаты. Для выяснения успешности применения синквейнов по усвоению учебного материала, я провела сравнение качества обученности между 9а и 9в классами. В 9а классе учащиеся закрепляли и обобщали пройденную тему традиционным способом, а в 9в составляли и использовали синквейн. При проверке были получены результаты письменных работ, которые занесены в таблицы№№1-3. Тексты заданий для учащихся обоих классов при проверке знаний были одинаковые. Общие итоги письменных работ занесены в таблицу №4 (Приложение 4).
Результаты, помещенные в таблицу№4, показывают разницу в успешности усвоения материала учащимися, применяющими синквейн для обобщения и закрепления изученного материала. Качество обученности у учащихся 9в класса выше на 5-12 %, а успеваемость выше на 5-7 %.
Диаграмма зависимости (Приложение 4) подтверждает, имеющуюся разницу в качестве обученности учащихся 9а 9б классов
Наблюдая за ребятами на уроке, убеждаешься в том, что им интересно. Они не чувствуют усталости, их внимание сконцентрировано на выполнении того или иного задания. Радуют и результаты таких уроков. Каждый учащийся получает на уроке от трех до пяти положительных оценок, Да и сами учащиеся оценивают свою работу и работу учителя на уроке самыми высокими баллами.
В своей работе я остановилась на мало используемом приеме педагогической технике “составлении синквейна”. Проанализировав данный материал, я пришла к следующим выводам, что прием педагогической техники “составление синквейна” при всей своей простате построения имеет много преимуществ:
является одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного и школьного возраста;
расширяет словарный запас учащихся.
является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы;
позволяет за короткий промежуток времени быстро получить результат;
работает в качестве инструмента для синтезирования сложной информации.
Презентация «Синквейн на уроках химии»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Уча других, мы учимся сами Древнеримский ученый Сенека
Синквейн – пятистрочная стихотворная форма, возникла в США в начале XX века, под влиянием японской поэзии.
Аривара Нарихира О, если б на свете Вовек не бывало вас Цветущие вишни! Наверно, тогда бы весною Утешилось сердце мое
Правила написания синквейна: Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Синквейн – «пять строк»
Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка – одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
тема «Многоатомные спирты»: 1. Глицерин 2. Сладкий, густой 3. Растворяется, притягивает, предохраняет 4. Сиропообразная жидкость 5. Трехатомный спирт Примеры «составления синквейна»
б) составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна). 1. Полимеры 2. Легкие, прочные 3. Горят, разлагаются, плавятся 4. Широко используются в наше время 5. Макромолекулы Примеры «составления синквейна»
Примеры учащихся Неметаллы 1.Галогены Простые, сильные Образуют, проявляют, реагируют Сложные, сильные окислители Элементы. 2.Галогены Связанные, солеобразующие Принимают, окисляют, восстанавливают Очень сильные окислители Неметаллы.
Металлы Металл Блестящий, электропроводный Восстанавливает, плавится, коррозирует Широко используется в промышленности Химический элемент 1. Соединения галогенов Бесцветные, токсичные Растворяются, образуют, диссоциируют Образуют множество соединений Галогеноводороды. 2.Соединения галогенов Бесцветные, токсичные Растворяются, дымятся, образуют Опасные и интересные вещества Седьмая группа. Алюминий Распространенный, легкий Взаимодействует, Необходимый для машиностроения Металл
Результаты и анализ результатов письменных работ Таблица №1. Результаты самостоятельной работы №1. Таблица №2. Результаты контрольной работы №1. № п/п Класс Кол-во уч-ся «5» «4» «3» «2» Кач, % Усп,% Сред.балл 1 9а 22 2 8 11 1 45 95 3,5 2 9в 24 2 10 12 0 50 100 3,6 № п/п Класс Кол-во уч-ся «5» «4» «3» «2» Кач, % Усп,% Сред.балл 1 9а 23 0 9 13 1 40 96 3,3 2 9в 25 3 12 10 1 60 97 3,8
Результаты и анализ результатов письменных работ Таблица №2. Результаты контрольной работы №2. Таблица №4. Сводная таблица результатов контрольных работ. № п/п Класс Кол-во уч-ся «5» «4» «3» «2» Кач, % Усп,% Сред.балл 1 9а 22 1 9 10 2 45 93 3,4 2 9в 23 2 11 10 0 57 100 3,7 Класс Самостоятельная работа №1 Контрольная работа №1 Контрольная работа №2 Кач. % Успев. % Кач. % Успев. % Кач. % Успев. % 9а 45 95 40 96 45 93 9в 50 100 60 97 57 100
Сравнительный анализ результатов
Итоги и рекомендации 1. Используются для подведения итогов, по пройденному произведению, теме, материалу любой дисциплины. 2. Данный вид работы занимает короткий временной промежуток 3. И самое главное: быстрый, но мощный инструмент для рефлексии
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Василий Ключевский
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-077780
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Синквейн на тему Химия: как составить? Приведите примеры?
Синквейн к слову Химия.
Смешивать, растворять, нагревать.
Взвешивать, отмерять, добавлять.
Экспериментировать, открывать, применять.
Я могу предложить такие примеры синквейна:
Учит, образовывает, воспитывает
Даёт необходимые для жизни знания
Обучает, разъясняет, рассказывает
Терпеливо учит знаниям
В своем ответе к слову «ученик» я придумала следующие синквейны:
Ученик.
Учится, старается, стремится.
Ученик.
Считает, читает, рисует.
Ученик.
Пропускает, ленится, не учится.
Двоечник всегда сидит на последней парте.
Вспомним правила написания синквейна:
Напишем несколько таких работ:
________________ _________________ __
Чтобы не повторяться с первой строчкой в синквейне, скажу что все предлагаемые «вирши» будут начинаться со слова папа, т.е. писать буду только следующие четыре строки. Но, одразумеваем, что все синквейны пятистрочные.
Примеры синквейн(ов) на слово «папа»
Предлагаю следующие примеры синквейнов (в качестве образца):
Использование синквейна на уроках химии
Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся. В современных условиях глобализации и интеграции образовательных систем всё большее значение приобретает использование инновационных технологий в учебном процессе, как в вузовской модели образования, так и в системе среднего общего образования. [4]
Каждый педагог стремиться к профессиональной самореализации и совершенствованию своего мастерства. Педагогический опыт складывается не только на использовании традиционных форм обучения, но на внедрение
инновационных технологий и приемов педагогической техники.
Для совершенствования своей педагогической деятельности я поставила перед собой важные задачи:
— Овладение различными приемами педагогической техники.
— Использование на уроках инновационных и развивающих технологий.
Для решения поставленных задач мною выдвинуты следующие цели:
Подготовить теоретический материал по данной теме.
Познакомиться с опытом работы педагогов других дисциплин.
Провести психолого-педагогическую диагностику.
Обработать полученные результаты и наглядно их изложить.
Оценить новизну и эффективность деятельности по повышению уровня и качества обучения.
Как мастер, каждое изделие которого становится шедевром, учитель, используя те или иные приёмы педагогической техники, постоянно отшлифовывает приобретенные навыки, стремится к максимальной продуктивности приема. И он, и ученики должны четко представлять себе требования конкретного приёма, условия его применения. Лишь тогда данный приём педагогической техники может достигнуть поставленной учебной цели.
Но вооружившись даже несколькими приёмами и «отшлифовав их до блеска», учитель может добиться прекрасных результатов.
Определяя содержание и структуру урока в соответствии с принципами развивающего обучения, учитель, используя приёмы педагогической техники должен учитывать:
соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).
В итоге, апробировав, «пропустив через себя» определенное количество приёмов педагогической техники, учитель уже сам становится творцом, разрабатывая свой алгоритм урока, прокладывая свой, часто неповторимый путь к вершинам педагогического мастерства.
Технологичность урока возможна лишь в том случае, когда все образовательные задачи с первой до последней минуты урока обеспечены целым арсеналом приёмов педагогической техники.
Как говорил А.Франс:
Иные техники необходимы для выполнения лишь одной учебной задачи. По своей применимости отдельные приемы также выделяются определенной универсальностью и могут использоваться в целом ряде техник.
Преподаватели широко используют различные приемы педагогической техники. Всем известны такие педагогические приемы как «учебный мозговой штурм», « пометки на полях», написание эссе, составление кластера и другие. (Приложение 1)
Приведу примеры нескольких таких приемов.
Прием «Учебный мозговой штурм»
«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.
Первый этап — создание банка идей, возможных решений проблемы.
Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.
Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.
Приём «Верные – неверные утверждения »
Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещё неизученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.
Идёт настраивание учащихся на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.
На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.
Прием «Пометки на полях»
Технология «критическое мышление» предлагает методический прием,
известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте.
Пометки должны быть следующие:
Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже
известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник
информации и степень достоверности ее не имеет значения.
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик
ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.
Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе.
процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Использование этого приема требует от учителя:
Во-первых, предварительно определить задание или его фрагмент для чтения с пометками;
Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков;
Прием. «Написание эссе»
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я
пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на
индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения
проблемы, аргументации. Обычно эсс е пишется прямо в классе после
обсуждения п роблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Прием «Составление кластера»
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся
знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».
Кластер — это графическая организация материала, показывающая
смысловые поля того или иного понятия. Слово к л астер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и
групповой работы, как в классе, так и дома.
Описание: Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;
3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;
4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;
5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.
Пример, тема любви, «Гранатовый браслет», Куприн. Роковая, невзаимная. Увлекается, страдает, гибнет. Да святится имя твое, счастье.
Прием «Корзина» идей, понятий, имен.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики
делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,
при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
Прием «Лекция со стопами»
прием. Особенности ее использования в технологии критического
мышления заключается в том, что она читается дозировано. После
каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время
поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание,
которое выполняется в группах или индивидуально.
Среди большого разнообразия приемов педагогической техники я хочу остановиться, на мало всем известном приеме « Синквейн».
Как говорил А.Франс:
Иные техники необходимы для выполнения лишь одной учебной задачи. По своей применимости отдельные приемы также выделяются определенной универсальностью и могут использоваться в целом ряде техник.
1.1. История возникновения
Поэтесса создавала свои произведения, опираясь на знание составления великолепных японских стихов, состоящих из трех строк (хокку) и пяти строк (танка). При сборе и обработке материала мне пришлось обратиться к произведениям японских поэтов (Приложение 2). Примеры хокку: стихи, состоящие из трех строчек.
Сливы аромат!
От лачужки нищего
Глаз не отвести.
Сливы весенний цвет
Дарит свой аромат человеку.
Тому, кто ветку сломал.
Японские поэты также создали танка: стихи, состоящие из пяти строчек, например.
О, если б на свете
Вовек не бывало вас,
Цветущие вишни!
Наверно, тогда бы весною
Утешилось сердце моё
Аривара Нарихира
В японской поэзии отсутствует четкая рифма, но самое удивительное, что поэты в нескольких строчках умели передать суть явления или объекта.
1.2. Правила составления синквейна.
Обычный синквейн (Reversecinquain) —с обратной последовательностью стихов (2—8—6—4—2);
Синквейн-бабочка (Butterfly cinquain) — девятистрочная форма со слоговой структурой 2—4—6—8—2—8—6—4—2;
Корона синквейнов (Crown cinquain) — 5 традиционных синквейнов, образующих завершенное стихотворение;
Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической функции каждой строки. Способность резюмировать информацию в нескольких словах – это важное умение.[5] Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. С этой точки зрения интересна творческая форма рефлексии – синквейн . Сочинение синквейнов является своеобразным инструментом для синтезированияи и анализирования полученной информации. При работе с данным приёмом учитель решает сразу множество важнейших задач:
— изученный на уроке материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению,
— знания о предложении,
— умение соблюдать интонацию,
— значительно активизируется словарный запас учащихся,
— совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов,
— активизируется и развивается мыслительная деятельность,
— совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.
Напомним, что слово синквейн происходит от французского «пять». Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам. Правила составления синквейна:
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия ), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже ученику старшего возраста. Но это сложная и плодотворная работа, как для учителя, так и для ученика.
Думаю, что коллеги, применяющие данный приём на своих уроках, согласятся с тем, что созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» урока. Конечно же, умение сочинить синквейн требует от учащегося определённой подготовки, а от учителя тщательно продуманной, планомерной работы.
2.2. Синквейн как дидактический прием.
Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:
1. Объясняются правила написания синквейна
2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
3. Задается тема синквейна.
4. Фиксируется время на данный вид работы.
Не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. [1] Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи, но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках (например, для подведения итогов по пройденному произведению) практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой дисциплины. Кроме того данный вид работы занимает короткий временной промежуток, что позволяет опросить каждого учащегося и оценить правильность и уровень усвоения изученного материала.
Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. [2] Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты с:
составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
коррекция и совершенствование готового синквейна;
анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).
Так, приведём один из видов синквейна на тему «Многоатомные спирты»:
3. Растворяется, притягивает, предохраняет
4. Сиропообразная жидкость
5. Трехатомный спирт
Данная работа предполагает анализ всего изученного материала по теме, т.к. для того, чтобы составить вышеозначенные строки необходимо осмысленно понимать содержание. По ходу написания синквейна могут задаваться наводящие вопросы, причём пятистишие может составляться как индивидуально, так и в группах.
Кроме предложенного «классического» варианта написания синквейна нами использовались следующие варианты применения пятистиший:
а) составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна). Например, дан следующий синквейн:
3. Горят, разлагаются, плавятся
4. Широко используются в наше время
Краткий рассказ на основании данного пятистишия может получиться таким: полимеры очень легкие, прочные соединения, которые при определенных условиях разлагаются, плавятся, при нагревании, как и многие органические вещества, горят. Полимеры широко используются в наше время. Молекулы полимеров имеют огромную массу и сложное строение.
Благодаря такому варианту синквейна формируются умения собственного продуцирования текста: предполагается не только диагностика возможностей учащихся, потому как при данном виде работы можно увидеть в полной мере лексический объём обучающихся, но и коррекция, развитие речевых и мыслительных способностей. Возникает множество вариантов для создания новых текстов, предложенная «калька» в виде строчек синквейна стимулирует интерес не только к изученной теме, но и к дисциплине.
б) коррекция и совершенствование готового синквейна:
3. Образуют, проявляют, реагируют
По уже предложенному готовому синквейну осуществляется работа по таким направлением, как обсуждение неточных фраз и замены их другими – так, в данном случае можно подобрать более верно синонимически определения галогены, а также глагол «проявляют», не относящийся непосредственно к понятию «галогены» заменить на другой.
Заключительное слово «элементы» также следует заменить на более подходящее понятие. Такой вид работы подразумевает включение всех мыслительных процессов студентов – аналитических, синтезирующих и творческих, т.к. необходимо не только найти ошибку, но и доказать собственную точку зрения, а также придумать свой оригинальный вариант ответа.
в) анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дается синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих строк ее определить:
2. Предельные, непредельные, ароматические
3. Горят, взаимодействуют, синтезируют
4. Состоят из атомов углерода и водорода
Правильным ответом на это пятистишие является слово «углеводороды», т.к. синквейн применялся при изучении тем «Органические соединения», то и предложенные выше фразы касались химических веществ – неорганических и органических. Могут быть и другие вариации этого метода. Так, может отсутствовать не первая строка, а, допустим, четвёртая – тогда учащимся предлагается добавить фразу, соответствующую общей направленности синквейна. Следовательно, в пятистишии может отсутствовать любая часть или же даже несколько частей. Поиск необходимой отсутствующей части также стимулирует интерес студентов и интенсифицирует креативные способности учащихся.
Таким образом, процедура составления синквейна, являясь эффективным инновационным методом, позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной [3] и может быть использована при изучении любого предмета, как на уроках химии, так и на других предметах.
Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).
Таким образом, процедура составления синквейна, являясь эффективным инновационным методом, позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной и может быть использована при изучении любого предмета в школьном курсе обучения.
3.2. Основные направления использования.
В нашей стране педагоги начали использовать синквейн в профессиональной деятельности с 1997 года. Синквейн прост в овладении и применим уже на начальной ступени обучения как самостоятельный продукт. Синквейна полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Можно проанализировать лексическое богатство (или бедность), предложенных синквейнов и сделать вывод. При внешней простоте формы, синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, не очень просто). [2,3] Для первоначального ознакомления с данным педагогическим приемом можно привести следующий пример:
Учитель
Добрый, знающий.
Учит, воспитывает, помогает.
Старый друг лучше новых двух!
Мастер.
Химия
Органическая, неорганическая.
Открывает, изучает, превращает.
Очень сложный предмет.
Наука.
У учащихся восьмых классов, начинающих изучение химии, составление синквейна вызывает затруднения. При изучении темы « Первоначальные химические понятия» ребята предлагают различные варианты и, выбрав лучшие из них, записывают в тетрадь. Например
Взаимодействует, движется, колеблется
Обладает особыми свойствами
При дальнейшем изучении учебного материала восьмиклассники лучше справляются с подобными заданиями. В теме «Вода и ее свойства », используя учебник и дополнительную литературу, составляют следующий синквейны:
Течет, испаряется, замерзает
Человек состоит на 92% из воды, вода занимает 70% суши