Что такое синонимы 2 класс школа россии конспект урока
Конспект урока по русскому языку 2 класс УМК «России» на тему «Синонимы»
Русский язык (2 класс)
Тема: «Слова, слова, слова…»
Тема урока: Синонимы
Тип урока: урок получения новых знаний и выработка умений
Цели: Создать условия для формирования понятия о синонимах
развивать умение находить синонимы в тексте и в словаре;
пополнять словарный запас учащихся;
развивать умение учащихся пользоваться словарем синонимов;
способствовать развитию умения работать с текстом.
прививать интерес к изучению русского языка, показать детям лексическое богатство русского языка.
научатся находить в тексте синонимы, называть признаки синонимов;
научаться использовать синонимов в своей речи;
расширят словарный запас.
— развивать умения работы с текстом: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в соответствии с поставленной целью;
— развивать слух, речь, внимание.
— учить формулировать собственное мнение и позицию;
— развивать умение взаимодействовать друг с другом для решения проблемного вопроса.
— формировать умения планировать, моделировать, контролировать учебные действия в ходе учебного процесса.
Деятельность учителя и учеников
Прозвенел, друзья, звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
1. Минутка чистописания
2. Словарный диктант /Слайд 3/
В снежном поле,
На дороге,
Мчится конь мой одноногий.
И на много, много лет
Оставляет черный след.
(Карандаш)
— Откроем тетради. Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обратите внимание на орфограммы.
— Запишите слова с красной строки, выделите орфограммы, поставьте ударение.
Карандаш, квартира, класс, капуста, коньки, прохлада.
— Проверим написанные вами слова.
— На какие группы можно разделить эти слова?
— Какое слово лишнее?
1. Работа с толковым словарём
— Назовите лексическое значение этого слова.
— Как можно назвать эти слова?
— Кто знает, что это за слова?
— Предположите, какова будет тема нашего урока?
— Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся со словами, которые называем синонимами.
— Сегодня на уроке мы с вами будем учиться:
находить синонимы в тексте и в словаре;
пополнять словарный запас;
пользоваться словарем синонимов;
работать с текстом.
Работа по учебнику.
1. Упражнение в нахождение слов, называющих один и тот же предмет.
2. Работа со сведениями о языке
3. Знакомство со словарем синонимов
4. Упражнение в нахождение слов – синонимов.
— Найдите в предложении слова, которые обозначают одно и то же: источник, текущий из глубины земли.
— Одинаково или по-разному они произносятся?
— Спишите стихотворение. Подчеркните слова, которые называют один и тот же предмет.
— Прочитайте сведения о языке.
— Какие слова называются синонимами?
— Мы часто употребляем синонимы в своей речи. Они помогают точнее выразить мысль при разговоре. Синонимы имеются во всех языках. Они появились для обозначения одного и того же понятия, но в разных речевых ситуациях и с разными оттенками значения. Перед вами словарь синонимов, в котором размещены слова – синонимы.
— Каким научным словом можно назвать слова каждой группы?
— Объясните значение выделенных слов.
— Какие из данных слов вы часто слышите в речи?
— Спишите любую группу слов.
Учащиеся выполняют упражнения.
Выполняют действия по образцу.
К Проводить психическую и физическую разгрузку вместе с товарищами
1. Упражнение в составлении предложений со словами – синонимами.
2. Упражнение в нахождение слов – синонимов.
4. Самостоятельная работа. Игра «Найди синонимы».
Работа со словарем синонимов.
— Прочитайте пары слов. Докажите, что слова каждой пары являются синонимами.
— Составьте предложения со словами любой пары синонимов. Запишите одно из них.
— Прочитайте стихотворение
И. Токмаковой.
— Найдите в стихотворении синонимы. С какой целью использует их автор в одном предложении?
— Подчеркните в предложении синонимы.
— Обсудите со своим товарищем что общего и чем отличаются данные слова.
Погасить свет в комнате.
— Можно ли назвать эти слова синонимами?
— Подберите к данным словам синонимы. А выполнить это задание поможет словарь синонимов.
Я сегодня на уроке учился____________
Я работал с _____________настроением.
Р Анализировать и оценивать результаты своей деятельности
К Слушать друг друга, высказывать свое мнение.
П Обобщать знания об изученном материале.
с. 54 Упр. 70, 5 словарных слов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-118719
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме: «Что такое синонимы?»
Урок 26 – на 08 октября 2018 г.
Тема: Что такое синонимы?
Цели: познакомить с термином синоним; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать оттенки значений синонимов; аргументирован но отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.
Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.
Оборудование: на уроке используется мультимедийный проектор, презентация для иллюстрации некоторых упражнений и материалы электронного образовательного ресурса: «О чём говорят синонимы», «Определение синонимов», «Роль синонимов» раздаточный материал.
Методы обучения: системно деятельностный подход.
I . Организационный момент. Приветствие учащихся
Друзья мои, я очень рада
Войдя в приветливый наш класс,
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Давайте сочиним урок!?
Девиз: Не страшны нам любые испытания,
Вперёд друзья откроем новые знания!
Урок будет интересен и приносит радость, тогда, когда мы мыслить и дружно работать будем вместе. Сегодня мы будем …… работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения.
Желаю вам на уроке удачи.
— А тему урока мы сформулируем немного позже.
II. Актуализация знаний
1. Каллиграфическая минутка
— Прежде чем приступать к письму разомнем пальчики.
На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Постучали, постучали,
Потянули, потянули (вверх) И открыли!
— Сегодня мы пишем буквы И, и
— Назовите элементы букв.
— Пропишите половину сроки заглавную букву, на второй половине – строчную букву.
— Дайте характеристику звука, которая обозначается буквой и.
— Когда при письме мы используем заглавную букву И, когда строчную и?
2. Орфографическая минутка
(работа по индивидуальным карточкам)
Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в тёплые страны.
— Определите, сколько предложений в тексте. Исправьте в тексте ошибки, правильно оформляя начало и конец предложений.
— В предложениях подчеркните основу.
— Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (Пришла.)
III . Самоопределение к деятельности
— Прочитайте еще раз первое предложение.
— Каким словом можно заменить слово пришла? (Наступила, настала, началась.)
— Как вы думаете, а у подобранных вами слов наступила, началась, пришла близкие значения?
— Может быть кто-нибудь слышал или знает, как называются близкие по значению слова?
— Какова же тема урока?
— Сегодня мы узнаем, как в русском языке называются слова, у которых близкие лексические значения.
— Прочитайте слово и узнаете, как же называются такие слова.
IV . Работа по теме урока
— Прочитайте сообщение Мудрой совы и узнаете, ч то такое синонимы?
— Кто уже может ответить на этот вопрос? (Синонимы — это слова с близким лексическим значением.)
— Прочитайте. Какие слова обозначают одно и то же? (Родник, ключ.)
— Одинаково или по-разному они произносятся? (По-разному.)
— Запишите слова ключ, родник, источник.
— Эти с лова разные по написанию? А по значению? (по написанию разные, но близкие по смыслу)
— Как называются такие слова? (синонимами).
— Так какие слова мы записали? (Мы записали синонимы).
— Повторите это слово хором. Посмотрите, как записать его грамотно. (карточка со словом синонимы)
В русском языке существует словарь синонимов. (Учитель показывает словарь.)
— У нас в учебнике словарь синонимов есть на с. 141. Откройте его, посмотрите, какие слова в нем записаны.
Вновь у нас физкультминутка,
Повернулись, ну-ка, ну-ка,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать и читать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Хоть зарядка коротка
Отдохнули мы слегка
VI . Закрепление изученного материала
— Объясните значение выделенных слов. (Родина — место, где человек родился; мир — отсутствие войны; ловкий — обладающий физической сноровкой; разговаривать — общаться с кем-либо.)
— Выполните письменное задание. (Дети списывают любую группу слов.)
— Поставьте в словах ударение, подчеркните безударные гласные.
— Являются ли слова каждой пары синонимами? (Да. Это слова разные по написанию, но близкие по смыслу.)
— Синонимы близки по смыслу, но все же немного отличаются друг от друга по значению. Назовите отличия в лексическом значении слов каждой пары. (Рисунок — это то, что нарисовали; узор — это рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней; мчаться — очень быстро бежать; алый — ярко-красный цвет.)
Отгадав загадку, узнаете, с каким словарным словом мы познакомимся.
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
(Осина)
— Прочитайте стихотворение. Какой вы представили себе осинку? (Мерзнущую, ей очень холодно.)
— Как автор это показал? (Он использовал синонимы зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.)
— Прочитайте стихотворение еще раз и представьте картину, описанную Ириной Токмаковой.
— Почему осину автор называет осинкой? (Это ласковое слово, автор жалеет её.)
— Кто видел, как осинка дрожит на ветру? (У осинки длинный черенок у листа, и от небольшого ветра она дрожит, трепещет.)
— Какие слова говорят о том, что она сильно мерзнет? (Стынет на солнышке и в жару.)
— Прочитайте стихотворение так, как оно записано, — орфографически.
— Какие знакомые орфограммы встретились?
— Проговорите стихотворение соседу и послушайте его.
— А теперь проговорим стихотворение хором.
— Запишите стихотворение по памяти. Подчеркните синонимы. (Проверка. Взаимопроверка.)
— Оцените товарища при помощи кружков разного цвета:
«зелёный кружок» — молодец, все написал правильно.
«синий кружок» — есть перестановка слов или 1—2 ошибки.
«красный кружок» — много ошибок, будь внимательнее.
1.Найди пары синонимов. Поставь
2.Напиши, каких зверей так называют?
Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие называются______________________.
(Самопроверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью разноцветных кружков)
VIII . Подведение итогов урока
— Какой новый термин узнали на уроке? (Синонимы.)
— Какие слова называют синонимами? (Разные по написанию и близкие по смыслу.)
— Для чего нужно знать и употреблять в речи синонимы? (Речь становится более точной, эмоциональной.)
— Был ли для вас урок полезным? Почему?
— Испытывали ли вы трудности? Что вам помогло с ними справиться?
— Как вы можете оценить свою работу на уроке?
Выставление и аргументация отметок за урок
— Вы сегодня все отлично работали, молодцы!
— Но хочется отметить самых активных учеников. (Звучат фамилии учеников).
Упр. 70 (с. 54), с. 54 – выучить правило.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Данный урок разработан по теме: Что такое синонимы? для УМК:«Школа России» для 2 класса.
Цели урока: познакомить с термином синоним, со словарём синонимов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать оттенки значений синонимов; аргументирован но отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Форуемые УУД:
Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; применять правила делового сотрудничества.
Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.
Оборудование: на уроке используется мультимедийный проектор, презентация для иллюстрации некоторых упражнений и материалы электронного образовательного ресурса: «О чём говорят синонимы», «Определение синонимов», «Роль синонимов» раздаточный материал.
Методы обучения: системно деятельностный подход.
Конспект урока по русскому языку на тему «Что такое синонимы» 2 класс по УМК «Школа России»
Тема урока: Что такое синонимы?
Тип урока: урок изучения нового материала.
Дать понятие синонимов; научить умению находить синонимы в тексте, использовать в речи;
• Сформировать умение называть признаки синонимов;
• наблюдать за использованием синонимов;
• расширить словарный запас обучающихся.
Личностные: осознание алгоритма учебного действия;
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.
Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;
Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебники «Русский язык» В.П. Канакина для 2 класса, билеты: красный, жёлтый, голубой.
— Я улыбнусь вам, а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?
За работу, в добрый час.
Присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка. Поэтому приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.
— Откройте тетради, вспомните правила посадки на письме
— Перед работой разогреем пальчики
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Будет все у нас в прядке,
Если делаешь зарядку.
— Прошу вас оформить запись начала урока. (число, классная работа)
— С какой целью нам нужно изучать русский язык? (Чтобы стать грамотными людьми)
— Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его исследователями.
— А что значит исследовать? (Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать, выполнять различные задания, делать выводы).
2. Каллиграфическая минутка : на доске запись С с Ос си
— Уважаемые, исследователи, для разминки вам задание! Посмотрите на доску, что вы видите? (буквы и соединения)
Исследуйте вначале буквы, записанные на доске.
— Произнесите звуки, которые обозначает буква С
— Что вы о них можете рассказать?
— Теперь исследуйте соединения. Какие это соединения?
— Напишите красиво по образцу.
3. Словарная работа.
Я вам предлагаю рассмотреть дерево и сказать, как оно называется? (осина) Верно. Давайте произнесём это слово так, как мы его говорим. Посмотрите и скажите, как правильно его нужно писать?
— Написание этого слова надо запомнить или посмотреть в словаре, потому что звук, а в этом слове обозначается буквой О.
— Запишем это слово в тетрадь и запомним его написание. (осина)
— Первый этап нашего исследования. Назовите лексическое значение слова «осина». Что это такое?? ( лиственное дерево с зелено-белой гладкой корой ).
— Как назвать её по-другому? (осинка)
Как назвать лес, где растут только осины? (осиновый)
Запишите все слова и подчеркните букву.
Посмотрите на доску, прочитайте и определите, сколько записано предложений? (3) (На доске запись)
Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.
Какие? (Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые страны.)
(Дети по очереди выходят к доске и зеленым маркером корректируют запись.)
— Молодцы, подчеркните в первом предложении основу. (1 ученик выделяет основу у доски)
— Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (пришла)
— Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? (наступила, настала, началась). Что общего у этих слов? (слова с близким значением).
— А кто знает, как называются эти слова?
Дети предлагают разные варианты.
— Ребята, а почему все называют разные ответы?
Дети: потому что мы не знаем, как называются эти слова.
— Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся?
Дети: со словами с близким значением.
— Это будет тема урока.
Дети: узнать, как называются слова с близким или одинаковым значением.
— Ребята, чему мы должны научиться на уроке?
Узнаем, что такое синонимы.
Будем их сравнивать, подбирать.
Будем учиться использовать их в речи.
— Уважаемы юные исследователи! Давайте больше узнаем о синонимах.
В этом нам поможет учебник
Исследуем страницу учебника стр. 52 и узнаем, что такое синонимы.
— Сделаем вывод, что же называется синонимами? (Ответы детей)
— Какие два момента вы должны уяснить?
Второе: синонимы слова одинаковые или очень близкие по смыслу
— Я, готовясь к уроку, тоже провела исследование. Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка и обозначает «одноименный».
Зябнет на солнышке,
Стынет на солнышке,
— Кто готов, поднимите руку.
-Какими словами синонимами заменили слово зябнет?
— Запишите эти слова в тетрадь. Проверка
— Близкие ли эти слова по значению? Что они обозначают?
(Обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов.)
— Засиделись не на шутку, проведем физкультминутку. Встали все.
9. Закрепление изученного.
— Какую роль играют синонимы в речи? ( Помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык)
2. Знакомство со словарем синонимов в учебнике.
Игра «Объясни словечко»
Попробуйте подобрать синонимы, которыми можно объяснить значение слов
— Что надо делать, если вы не знаете синоним? (обратиться в словарь)
Найдите словарь синонимов на стр. 141
С помощью словаря запишите синонимы к слову: ветер, дивный и третье слово выберите сами. Проверка
Ребятам на голову надеваются шапочки со словами: воин, крепкий, оборонять, носиться, смелый, солдат, прочный, защищать, бегать, храбрый.
Выберите себе пару из слов синонимов. Озвучьте пары слов, которые у вас получились.
4.Помогите братьям лосям спуститься на землю (электронное приложение)
5.Работа в группах по карточкам
Игра «Составь пары слов»
— А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете подбирать синонимы, я предлагаю вам тест.
1. Отметь галочкой синоним к слову красный
2. Отметь галочкой синоним к слову бежать
3. Отметь галочкой синоним к слову друг.
(Самопроверка с интерактивной доски)
11. Домашнее задание:
— Исследование, какой темы мы вели сегодня на уроке? Так расскажите дома маме, с какими словами познакомились. С. 54 Упр. 70
— Вы сегодня все хорошо поработали! Были замечательными исследователями!
— Удовлетворены ли вы своей работой, делайте выводы сами
Красный билетик – вам все удавалось на уроке!
Жёлтый – работал с хорошим настроением, но иногда ошибался.
Голубой – если у вас не все получилось…
Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-088611
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.