Что такое синонимы 3 класса
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Синонимы»
Татьяна Абдулаева
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Синонимы»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 г. Каспийска
КОНСПЕКТ
открытого урока по русскому языку
в 3 классе
тема: «Синонимы»
учитель начальных классов
Тип урока: закрепление знаний.
Тема урока: «СИНОНИМЫ».
Закрепить понятие о синонимах, показать значение синонимов в речи, учить подбирать синонимы к словам, расширять кругозор учащихся;
Развивать речь, обогащать словарный запас, повышать уровень языкового развития. Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов речи.
— внутренняя позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
— соотносить результат действия с поставленной целью;
— способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
— принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
— планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
— выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
— в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
— осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
— осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
— строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
— выражать в речи свои мысли и действия;
— планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
— различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
— выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
— самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
— самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
— адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Оборудование: ноутбук, проектор, доска.
Ход урока
Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Начнём скорей урок! (Слайд 2)
Психологический настрой: Ребята, повернитесь друг к другу лицом, посмотрите в глаза соседу по парте, улыбнитесь, передайте глазами, что вы желаете друг другу хорошего настроения и удачной работы, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном.
Запишите в своих тетрадях число, классная работа. (Слайд 3)
а о у э и ы е ё я ю (Слайд 3)
— Для чего проводим минутку чистописания? Правописание каких букв закрепляем на первой строчке? Что общего у этих букв?
-Запишите гласные в тетрадь.
Ходить, шагать, плестись (Слайд 3)
-Прочитайте слова второй строчки. Что общего у этих слов? (Это глаголы. Слова отвечают на один и тот же вопрос, обозначают действие предмета. Синонимы)
3. Назовите тему нашего урока.
— Какие слова называются синонимами (Слайд 4) Откроем учебник на стр. 64 и прочитаем памятку от Летучей мыши.
— Прочитайте внимательно оставшиеся слова, и мы узнаем, что предстоит сделать на этом уроке? (Слушать слова, слышать и сравнивать) (Слайд 5)
— Прежде чем приступить к закреплению знаний о синонимах, мы вспомним как пишутся некоторые словарные слова. Спишите. Вставляя пропущенные буквы. (Слайд 6)
— Выполните взаимопроверку в парах (Слайд 7).
Теперь приступим к закреплению знаний о синонимах.
Задание первое: нахождение синонимов в стихотворениях (работа в группах).
Пароходы не плавают
И ходить нельзя. (Болото).
На пути топкое болото. Сидит водяной. На болоте плавают одинокие кувшинки, а на них припрятаны задания, ваша задача найти синонимы в стихах, записать в тетрадь и определить, какой частью речи они являются. (стихотворения записаны на кочках
Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! –
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.
Стынет на солнышке,
Вьюга снежная, пурга
Взбей пушистые снега
Словно пух лебяжий.
(Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ).
Почему вы решили, что это синонимы? (это близкие по значению слова. которые по – разному называют одно и то же, являются одной и той же частью речи).
Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей? (существительные, глаголы, прилагательные).
Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы?
(существительными, прилагательными, глаголами).
Молодцы, приступим к следующему заданию
Формирование навыков подбирать синонимы.
Под горой молчит. (Лес). (Слайд 9).
Мы в дремучем лесу. Его охраняет старичок – лесовичок. Он пропустит нас через лес если мы найдём синонимы в первом и втором столбиках и соединим их стрелкой. А полученные пары слов запишем в тетрадь.
1 группа выписывает существительные
2 группа выписывает прилагательные
3 группа выписывает глаголы
На доске: огонь скакать
Итак,делаем вывод: (Слайд 10).
Отдохнули, А теперь у нас на пути….
Закрепление умения подбирать синонимы из 4 букв.
Замок злого людоеда (Слайд 11,12).
Он сейчас спит, но если проснётся, то всех нас съест. Нужно быстро закрыть окна шторками – синонимами из 4 букв. Подберите такие слова, и, занавесьте окна, и тогда мы сможем пройти мимо замка.
Запишите слова в столбик в той последовательности, в которой они появляются в замке.
Полученные пары синонимов запишем в тетрадь.
Мы благополучно миновали замок людоеда.
Наше путешествие продолжается. На стене в одном классе я увидела листочки с написанными словами, меня попросили написать к ним слова, я не справлюсь одна и хочу чтобы вы стали моими помощниками. (Слайд 13).
Работа в парах, распределите работу. Один выписывает слова и подбирает синонимы в первом ряду. А второй работает со словами второго ряда.
(Картинки со словами: резинка, стол, дерево, карандаш, собака, месяц).
Луна – месяц, собака – пёс, резинка – ластик, стол, дерево, карандаш.
Если вы не смогли подобрать синоним к слову резинка, то послушайте сообщение, и вы обязательно догадаетесь (рассказывает ученик)
(У резинки, обычной школьной резинки есть ещёодно название : ластик.
Почему резинка –понятно : делается из резины. А из чего делается резина? Из каучука. Ну, а каучук по – латыни называется «гумми эластикум». Отсюда – ластик, что значит упругий, хорошо растягивающийся.)
Ко всем ли словам можно подобрать синонимы? Ответы и обобщения детей).
Работа по восстановлению авторского текста. (Слайд 14).
Мы с вами проделали огромную работу, а сейчас мы прочитаем текст и скажем. Что вам здесь не нравится, и кажется не очень красивым.
С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.
(Повторяется слово «ребята».)
— Попробуйте исправить текст.
С самого утра во дворе слышны веселые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.
Подведение итогов урока. (Слайд 15-16-17).
— Что такое синонимы?
Какими частями речи могут быть синонимы?
Ко всем ли словам можно подобрать синонимы?
У вас на партах лежат подсказки к моим следующим вопросам:
— Для чего в русском языке изучают синонимы, какую роль в речи они играют? Выберите правильный ответ.
Чтобы дети много знали.
Чтобы было не скучно.
Чтобы наша речь стала выразительнее и ярче.
-Когда вы придёте домой, родители заглянут в ваши тетради и спросят, что нового вы узнали на уроке? А вы ответите.
Узнали, что сегодня среда.
Узнали, что надо много писать на уроке, чтобы быть умным
Узнали, что такое синонимы.
-А что же такое синонимы, спросят родители?
Это слова близкие по значению и одинаковые по звучанию.
Это слова близкие по значению и имеющие общую часть – корень
Это слова близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос.
Оценивание (Слайд 21)
У вас на партах лежат сердечки, возьмите эти сердечки, напишите свое имя и поставьте себе оценку, которую вы заслужили. А я проверю ваши тетради и выставлю оценки в журнал, но некоторых учеников я хочу отметить уже сейчас это….
Домашнее задание. (Слайд 22)
1. Написать по 5 пар синонимов.
Урок по русскому языку на тему «Синонимы» (3 класс)
Проект урока русского языка в 3 классе
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: а ктуализировать знания о синонимах.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные – уметь делать выводы о значении синонимов в устной и письменной речи.
Метапредметные результаты направлены на развитие универсальных учебных действий учеников (УУД):
Регулятивные УУД (РУУД):
– определять и формулировать цель деятельности на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию);
Коммуникативные УУД ( КУУД):
— формировать собственное мнение и позицию, умение договариваться в паре, команде.
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– осознавать роль синонимов, как явлений языка и речи в жизни людей;
– выражать свое мнение и прислушиваться к мнению одноклассников.
— Посмотрим друг на друга. Если день мы начнем с доброго взгляда, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Вы согласны со мной? Пожелаем друг другу доброго дня взглядом и улыбкой.
— Ребята, сегодня на уроке нам понадобятся внимательные глазки, чуткие ушки, ловкие руки, сообразительная голова. Готовы?
— Получают эмоциональный настрой на восприятие.
Л: самоопределение, смыслообразование.
2. Актуализация знаний и определение темы урока
— Сейчас мы поиграем в игру «Подбери словечко». Тот, кому я бросаю мяч и говорю слово, должен вернуть мяч мне, подобрав к моему слову своё другое слово, но близкое по значению моему, например: ходить – шагать.
— Говорить-болтать, смеяться-хохотать, работать-трудиться, большой-огромный, ребенок-малыш, мороз-холод, смеется-хохочет, кричит-орет, школьник-ученик, старик-дедушка.
— Молодцы! Как называются слова, которые вы сейчас подбирали?
— О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
— Сформулируйте тему урока? (слайд 1)
— Какую цель ставим на урок?
— Давайте вспомним, что же такое СИНОНИМЫ? (слайд 2)
— Отвечают на слова учителя синонимами.
— Формулируют тему урока «Синонимы»
— Формулируют цель урока: отработать и закрепить изученную тему.
— Синонимы – это близкие по значению слова.
П: структурирование знаний, анализ и синтез, обобщение
Л: самоопределение, смыслообразование.
3. Первичное закрепление.
— Прочитайте пословицы, объясните, как вы понимаете каждую их них, назовите синонимы. Запишите пословицы в тетради и подчеркните синонимы. (слайд 3)
Жди горе от моря, а беды от воды.
Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник.
— Как называются слова, близкие по значению? Для чего в языке нужны слова синонимы?
— Называют слова синонимы из пословиц
— Синонимы. Синонимы нужны чтобы, сделать нашу речь красивее, ярче, понятнее.
К: формулировать мысли, выводы, обмениваться информацией.
– сравнивать, выделять общее.
4. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
— Сейчас я вам предлагаю поработать в паре. На (слайде 4) вам представлены слова. Ваша задача: найти лишнее слово в каждом ряду и записать в тетрадь.
Вкусный, аппетитный, крепкий, лакомый.
Грустный, печальный, усердный, скучный, невесёлый.
Задира, забияка, драчун, шалун.
Грустный, старый, пожилой, престарелый.
Умный, неглупый, мудрый, толковый, разумный, честный.
— Молодцы, сейчас сверяем со слайдом и в листе оценивания ставим себе +, пол+ или –(оценивание остается таким же)
— Читают слова и записывают лишние в тетрадь.
— Сверяют с эталоном (слайдом)
– сравнивать, выделять общее.
К.: достижение договоренности и согласования общего решения
Быстрый – медленный (топ.)
Быстрый – скорый (хлоп.)
Тепло – холодно (топ.)
Охранять – стеречь (хлоп.)
Грязный – чумазый (хлоп.)
Дивный – чудный (хлоп.)
Простой – сложный (топ.)
Радоваться – веселиться (хлоп.)
— Встают и выполняют действия – хлопают или топают.
— Молодцы, ребята, отдохнули. И мы продолжаем работать над нашей темой. Сейчас вы объединяетесь в группы, пары поворачиваются к соседям. Вы объединили в группы по 4 человека. Я вам предлагаю разгадать ЧАЙНВОРД (Это одна из разновидностей кроссворда. Только ответы не пересекаются, а идут последовательно). (слайд 5)
— Проверяем со слайдом и оцениваем себя в листе оценивания.
— Дети объединились в группы и начали разгадывать чайнворд.
— Сверяют с эталоном (слайдом)
Л.: осознание ответственности за общее дело
К.: достижение договоренности и согласования общего решения
— строить логически обоснованные рассуждения
— Чем мы занимались сегодня на уроке?
— Давайте еще раз повторим, что такое СИНОНИМЫ?
— Какое из предложенных мною заданий понравилось вам больше всего?
— Вы поняли, для чего нужны синонимы?
— Где мы можем применить наши знания?
— Кто сегодня у нас особенно отличился?
— Кого бы мы могли похвалить и поощрить?
— У вас на партах есть листы оценивания, вы мне их сдадите, а я уже проверю и поставлю оценку.
— Ну, а мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен наш любимый русский язык.
Формулируют результат своей работы на уроке
Называют основные позиции изученного материала и как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
П.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности
К.: формулирование и аргументация своего мнения с достаточной полнотой и точностью
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-531136
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое синонимы? Определение и примеры
Синонимы — это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, но тождественные или близкие по значению.
Узнаем, что такое синонимы в русском языке.
Понятие о синонимах
Чтобы уметь пользоваться лексическим богатством русского языка, хорошо владеть речью, важно знание и правильное употребление лингвистических средств, создающих точную и логичную речь. Такими лексическими средствами языка являются синонимы, антонимы, паронимы, омонимы.
Например, падение снега в ветреную погоду можно обозначить словами-синонимами:
По словообразовательному составу выделяют синонимы однокорневые (следствие — расследование) и разнокорневые (слепой — незрячий).
В лексике русского языка различают виды синонимов:
Семантические и стилистические синонимы
Семантические синонимы различаются только оттенками значения и образуют семантический ряд.
Семантический ряд
Синонимами являются слова:
Они образуют семантический ряд, в котором стилистически нейтральное и наиболее общее по смыслу слово «бой» выступает в качестве главного. Существительные «битва» и «сражение» принадлежат книжному стилю. Слово «сеча» носит архаичный оттенок.
Синонимами бывают слова одной части речи, например:
В синонимичном ряду «ломать», «разрушать», «громить», «крушить» отмечается нарастание действия по его интенсивности (ломать — крушить). Эти слова, отличающиеся оттенками значения, называются семантическими синонимами.
Слова, составляющие семантический ряд, могут иметь тончайшие оттенки в значениях, которые без контекста, как правило, не различаются. Вот, например, как Д. Фонвизин объясняет слова «ветхий», «древний», «старинный», «старый»:
Старо то, что давно было ново, старинным называется то, что ведется издавна. Давно то, чему много времени прошло. В настоящем употреблении ветхим называется то, что от старости истлело или обвалилось. Древне то, что происходило в отдаленных веках… Старый человек обыкновенно любит вспоминать давние происшествия и рассказывать о старинных обычаях; а если скуп, то в сундуках его найдёшь много ветхого.
Стилистические синонимы принадлежат разным стилям речи, начиная со стилистически нейтрального и заканчивая просторечными словами, например:
Очень важно чувствовать тончайшие смысловые и эмоционально- экспрессивные оттенки синонимов, чтобы наиболее точно выбрать слово и тем самым достичь точности выражения. Например, глагол «узнать» имеет большое количество стилистических вариантов:
Стилистические синонимы, обозначая одно и то же явление действительности, имеют разную сферу употребления:
Синонимы называются абсолютными, если разные слова обозначают одно и то же и не имеют ни семантических, ни стилистических различий:
Контекстуальные синонимы
Особую группу составляют контекстуальные синонимы. Контекстуальные синонимы — это слова, сближение которых по значению происходит только в условиях определенного контекста. Вне этого контекста они не являются синонимами. В большинстве случаев контекстуальные синонимы имеют экспрессивную окраску. Их задачей является не назвать явление, признак или процесс, а охарактеризовать его. Например, в определенных контекстах глагол «говорить» (сказать) имеет синонимы:
Значение синонимов в речи
Синонимы призваны разнообразить нашу речь. Чтобы не повторяться, мы используем слово с тем же значением, но звучащее по-другому, то есть синоним. Иногда синоним нужен, чтобы подчеркнуть тонкое различие оттенка смысла, для более точного названия близких, но все же различающихся предметов, их свойств или действий.
Итак, синонимы используются в речи:
Примеры синонимов
Фразеологизмы-синонимы
Синонимами могут быть не только отдельные слова, но и словосочетания и устойчивые обороты речи — фразеологизмы.
Сочетания «хоть пруд пруди», «тьма-тьмущая», «куры не клюют», «полон рот», «хоть отбавляй», «девать некуда» синонимичны наречию «много».
Слову «быстро» эквивалентно значение синонимичных устойчивых словосочетаний:
Укажем примеры синонимичных пар фразеологизмов:
Благодаря синонимам, наша речь становится образной, выразительной и яркой.