Что такое синтаксические особенности

Синтаксис в русском языке

Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности синтаксиса в русском языке на уровне предложения

Синтаксис являются частью грамматики. В отличие от морфологии, которая занимается вопросами изучения частей речи и присущих им грамматических категорий, предметом синтаксиса являются словосочетания и предложения, взятые в их коммуникативной функции. Синтаксис изучает не только строение этих коммуникативных единиц речи, но и занимается исследованием синтаксических связей, существующих в словосочетаниях, предложениях, тексте.

Синтаксис в русском языке имеет свою специфику, отличающую его от синтаксических особенностей других языков.

К характерным чертам русского синтаксиса на уровне предложения можно отнести следующие:

Синтаксические особенности словосочетаний

Синтаксические особенности словосочетаний:

Синтаксические особенности членов русского предложения

Синтаксические особенности членов русского предложения:

Готовые работы на аналогичную тему

Синтаксис русского языка отражает его грамматическое богатство и предоставляет большие возможности выражения мыслей с помощью разных конструкций

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 12 06 2021

Что такое синтаксические особенности. Смотреть фото Что такое синтаксические особенности. Смотреть картинку Что такое синтаксические особенности. Картинка про Что такое синтаксические особенности. Фото Что такое синтаксические особенности

Источник

Синтаксические особенности

Поскольку устная речь необратима, говорящий должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь легко, с первого раза воспринималась слушателями. Обязанность выступающего – свести к минимуму затруднения при восприятии речи. При этом прежде всего следует иметь в виду некоторые синтаксические параметры текста.

1. Простые предложения и части сложных предложений не должны быть чрезмерно длинными. Предел оперативной памяти ограничен длиной словесной цепочки, состоящей из 5–7 слов.

2. Более легко воспринимаются такие типы конструкций, которые тяготеют к сфере разговорной речи. По структуре эти конструкции представляют собой предложения нераспространенные и малораспространенные, односоставные (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные), неполные, неосложненные. Эти конструкции могут быть как самостоятельными предложениями, так и частями сложных предложений. Приведем пример такого текста:

«Причина четвертая: сила семейной традиции. Человек родился и вырос в шахтерском краю, где кормилец на всех один – уголек. В шахте 30 лет откалывал уголь его отец, умерший от силикоза. В забое работает старший брат. А теперь опускается он. И это привычное дело дает молодому шахтеру ощущение безопасности» (АиФ. 1998. № 16).

Для того чтобы получить текст такого типа, при его написании (или произношении) следует ориентироваться на разговорную интонацию. Интонационный рисунок текста задается его синтаксическим строем. Поэтому при ориентации на разговорную интонацию формируется соответствующий (такой, как в разговорной речи) синтаксический строй текста.

Длинные предложения, т. е. значительно распространенные и осложненные причастными, деепричастными оборотами, вставными конструкциями, сложные предложения с большим количеством придаточных частей затрудняют восприятие и неприемлемы для ораторского воздействующего выступления.

3. Нежелательно употреблять конструкции страдательного залога. Их естественная сфера функционирования – официально-деловой стиль, тексты, рассчитанные прежде всего на передачу и сохранение информации, а не на воздействие. Сравним две конструкции:

а) «Когда на одной из неблагополучных шахт Воркуты Гостехнадзор пригрозил отобрать лицензию из-за нарушений техники безопасности, горняками это было воспринято как покушение на права человека» (АиФ. 1998. № 16); б) «На одной из неблагополучных шахт Воркуты Гостехнадзор пригрозил отобрать лицензию из-за нарушений техники безопасности. Горняки восприняли это как покушение на права человека».

При работе с массовой аудиторией следует предпочесть вторую конструкцию.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Синтаксические особенности. Лексические особенности

Лексические особенности

Для однозначности изложения в научном стиле преобладают слова, исключающие возможность двусмысленности. В связи с этим характерной чертой научного стиля является его высокая терминированность насыщенность терминами. Научная лексика постоянно дополняется новыми терминами. В сугубо научном академическом стиле термины не всегда поясняются.

Эмоциональная нагруженность слова воспринимается как недостаток, мешающий пониманию, поэтому в научном стиле происходит смещение выбора в сторону более нейтральных слов.

Морфологические особенности Морфологические средства призваны подчеркивать эмоциональную нейтральность текста, способствовать смещению фокуса внимания от личности исследователя в сторону предмета исследования. Типичным является употребление форм настоящего времени глагола, и эти формы имеют вневременное значение. Чаще употребляются глаголы несовершенного вида около 80 от всех глаголов, так как от них образуются формы настоящего времени. Глаголы совершенного вида употребляются значительно реже 20 и используются часто в устойчивых оборотах типа рассмотрим докажем, что сделаем выводы покажем на примерах и т.п.

Из форм наклонений в научной речи преобладает изъявительное. За ним следует сослагательное в силу того, что в научном поиске необходимо отражается и фиксируется в речи элемент предположительности. Повелительное наклонение представлено редко в основном при описании опытов например, проверьте результаты, сличите данные. Вместо формы 1 лица единственного и множественного числа местоимений Я или МЫ в научных текстах употребляются неопределенно-личные и безличные предложения. Над глаголами преобладают имена существительные и прилагательные, поскольку определения объясняется краткостью такого сочетания и высоким информативным весом именных форм, что чрезвычайно важно для научного изложения, цель которого сообщить читателю большое число предметных значений в возможно более компактной форме. Значительно реже, чем в других стилях, в частности, в разговорном и художественном, употребляются

одушевленные существительные. Частотны имена существительные среднего рода, например, с суффиксами ние, ство, поскольку эти слова обозначают отвлеченные понятия. В научной литературе широко применяются различные виды сокращений графически изд-во, буквенные аббревиатуры ГОСТ, сложносокращенные слова Госплан, сокращение без гласных млрд сокращения смешанной формы НИИцветмет. Слова данный, известный, соответствующий используются в качестве средства связи. В научном тексте прилагательных мало, причем многие из них употребляются в составе терминов, имеют точное, узкоспециальное значение. В художественном тексте прилагательных в процентном отношении больше, и преобладают здесь эпитеты, художественные определения.

Синтаксические особенности

Перед составителем текста стоит задача вместить довольно большой объем информации в ограниченный объем текста. Поэтому в научных текстах используется большое число синтаксических средств, способствующих синтаксической компрессии. Так, для научного стиля характерны словосочетания имен существительных, в которых в функции определения выступает родительный падеж имени, часто с предлогом для обмен веществ, коробка передач, прибор для монтажа. Простых предложений в научной речи столько же, сколько сложных 49,7 и 50,3. Средний размер простого предложения около 20 слов, сложного около 30. Среди сложноподчиненных преобладают предложения с одним придаточным. Для научной речи характерно выяснение причинно-следственных отношений между явлениями, поэтому в научных текстах преобладают сложные предложения с союзной связью с союзами. Богато представлены сложные сочинительные и подчинительные союзы и союзные слова, такие, как несмотря на то что, ввиду того что, потому что, вследствие того что, тогда как, между тем как, в то время как и др. Новое предложение или абзац часто начинаются с вводных слов, например: Таким образом, экспериментальные данные получены при помощи методов условных рефлексов и электроэнцефалографии. Используется в научной речи и группа вводных слов и словосочетаний, содержащих указание на то, кем высказана та или иная мысль, кому принадлежит то или иное выражение, каков источник сообщения по нашему мнению, по убеждению, по понятию, по сведению, по сообщению, с точки зрения, согласно гипотезе, определению и др

5. Фонетические особенности Научная информация в основном существует в письменном виде, поэтому роль фонетических барьеров невелика. Полный стиль произношения должен обеспечить четкое восприятие словесной формы вообще и многосложной в частности. Этому же служит и относительно замедленный темп произношения слов. Понятийные словосочетания разделяются удлиненными паузами, чтобы адресат лучше воспринимал их смысл. Общий равномерно-замедленный темп речи также призван создавать благоприятные условия восприятия. Фонетические особенности научного стиля сводятся к следующим подчиненность интонации синтаксическому строю научной речи, стандартность интонации, замедленность темпа, стабильность ритмического и волнообразность интонационного рисунка. К особенностям произносительного научного стиля, как стиля книжного, относятся ослабленная редукция гласных, ослабленная ассимиляция согласных, отчетливое произношение безударных слогов с приближением к буквенному произношению, произношение заимствованных и интернациональных слов с приближение к источнику или к интернациональной норме и др. Речь в дискуссии отличается большей эмоциональностью и экспрессивностью, она почти не уступает художественной разнообразием ритмомелодических рисунков.

Источник

Синтаксические особенности

Научному стилю свойственны доказательность, аргументированность изложения, что находит отражение в композиционном строении текстов и в их синтаксическом строе. В информации автора синтаксических структурах научного стиля максимально демонстрируется отстраненность автора, объективность излагаемой информации. Это выражается в использовании пассивных (страдательных) конструкций.

Об условиях употребительности пассивных конструкций писал Ш. Балли: «Когда ум погружается в созерцание и становление явлений, все кончается тем, что забывают, чем был вызван данный душевный процесс, забывают о деятеле, субъект глагола остается в тени» [4, с. 380].

Реальный производитель действия в пассивных конструкциях обозначается не грамматической формой подлежащего в именительном падеже, а формой второстепенного члена в творительном падеже или вообще пропускается.

Широко распространены в научном стиле безличные предложения с модальными словами и инфинитивом, с безличными глаголами и личными в значении безличных. Например: «Нам надлежит рассмотреть, каковы же были последствия этих законов», «Надо заметить, что случаев смешения, пропусков и замен в текстах старославянской письменности сравнительно немного» (А.М. Камчатнов. Старославянский язык: Учебное пособие. — М., 2001).

Среди двусоставных предложений преобладают такие, в которых сказуемое является составным именным, что определяется задачей научных текстов: выявить признаки, качества, свойства изучаемых объектов. При этом в настоящем времени связка может быть как нулевой, так и материально выраженной глаголами есть и суть (в этом — еще одно отличие научного стиля от других). Например: «Слово есть не что иное, как культура в её специфическом выражении» (Г.О. Винокур). «Жизнь есть лучший экзамен» (К.Э. Циолковский).

Простые предложения часто бывают осложнены обособленными членами, выраженными причастными и деепричастными оборотами, вводными конструкциями, обозначающими последовательность сообщений, степень достоверности и источник информации (во-первых, наконец, как утверждают. в соответствии с выводами. ).

В простом предложении последовательно реализуется прямой порядок слов, что усиливает собственно информативную сторону сообщения: Лабораторные опыты проводятся в течение семестра.

По цели высказывания предложения повествовательные. Вопросительные предложения используются лишь в функции сосредоточения внимания читателя или слушателя на каком-либо вопросе. Например: Что же такое норма? Номинативные предложения редки. Используются как заголовки или пункты плана. Логичность и доказательность научной речи обусловливают активное использование сложных союзных предложений, в том числе и сложносочиненных с придаточными изъяснительными, определительными, причины, цели, условия, следствия, уступки и сложносочиненных со смысловыми отношениями согласования противопоставления: необходимо подчеркнуть, что. не только утверждается, но и.

В научной речи распространено такое явление, как сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство). Чаще всего оно оформляется как абзац, включающий от 3—4 до 7—8 предложений. Для предложений характерна тематическая спаянность. Между самостоятельными предложениями абзаца широко используются языковые средства связи (синтаксический параллелизм, союзы, местоимения, повторы, вводные слова и др.). При этом действует принцип логического членения, соответствующий коммуникативной организации сообщения: первая фраза указывает на тему сообщения, далее тема аргументируется, завершается абзац чаще всего заключением-выводом. Пример:

Психология управления — это отрасль практической психологии. Предметом практической психологии является проблема взаимоотношений. Следовательно, современная психология управления рассматривает проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления, менеджмента, и в этом — специфика ее предмета (Н.Н. Вересов. Психология управления. — М., 2001).

В научном тексте нередко встречаются цитаты со строгими ссылками на источник, используются сокращения-аббревиатуры, принятые в данной науке.

Тексты научного стиля могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, символы, таблицы, графики, схемы. В большей степени это распространяется на тексты дисциплин естественно-научного цикла, хотя графическую информацию может включать любой научный текст — это одно из свойств научного стиля.

4.3.Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности

Научный стиль отличается единством норм отбора и организации языковых средств. Разумеется, между произведениями гуманитарных, технических, медицинских и других наук можно обнаружить языковые различия, но они касаются в основном терминологии. Очень невелики и жанровые различия: стилистические особенности статьи, тезисов, монографии, диссертации и т.д. отражают характер постановки и решения вопросов в соответствующих произведениях, а не в их функциональных особенностях.

Все жанры по-своему концентрируют черты научного стиля: номинативный строй повествования, сквозную логическую линию связи композиционных частей, выделенных в самостоятельные текстовые единицы.

Что такое синтаксические особенности. Смотреть фото Что такое синтаксические особенности. Смотреть картинку Что такое синтаксические особенности. Картинка про Что такое синтаксические особенности. Фото Что такое синтаксические особенности

Композиция — это строение, соотношение и взаимное расположение частей произведения.

В научном стиле, как и в каждом функциональном стиле, существуют свои определенные правила текстовой композиции. Текст воспринимается обычно от частного к общему, а создается от общего к частному.

Композиционно любое научное произведение, независимо от области науки и жанра, содержит две взаимосвязанные части — описательную (обзорную), в которую включается и введение, и основную, в которую входит и заключение.

В описательной (обзорной) части отражается ход научного исследования. Во введении обосновывается актуальность научного исследования, формулируется предмет исследования, цели и методы, излагается (если необходимо) история вопроса и прогнозируется ожидаемый результат. В основной части научного произведения освещаются методика и техника исследования, достигнутый результат. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания проблемы, выносятся в приложение. Для научных произведений обязателен справочно-библиографический материал, который помещается в конце работы. Выбор композиции научного произведения, ее детализация зависят от ряда факторов: от области науки, жанра, от вида решаемой научной задачи, избранного метода исследования и т.д.

Композиционные принципы организации речевого произведения, как отмечает А.Н. Васильева в работе «Основы культуры речи», «формируются в речевом сознании (подсознании) человека в процессе речевой практики, а также часто и специального обучения» [16, с. 48]. Такому обучению в значительной мере способствует учебно-научная литература, которая, излагая в доступной, адаптированной форме основы той или иной науки, имеет свои особенности, отличающие ее от других видов научной литературы (монографии, диссертации, проблемной статьи и др.).

Основные черты научно-учебной литературы: предметно-логическая последовательность, постепенно развертывающаяся манера изложения, определенная сжатость, мотивированная тем, что, с одной стороны, излагается только часть накопленной информации о предмете данной науки, а с другой — именно эта часть является базовой, в ней предмет изложения рассматривается равномерно и разносторонне.

Для учебной сферы деятельности наиболее актуальны учебно-научная и научно-информативная литература. Поэтому более подробно остановимся на тех жанрах научного стиля, которые в первую очередь необходимы студентам. С учебниками, учебными пособиями, словарями как жанрами они знакомятся еще в рамках школьной программы. Методические пособия, предназначенные для студентов, предполагают, что с помощью учебников обучаемые уже осмыслили теоретические основы той или иной науки как системы, и задачей методических пособий становятся практические рекомендации по организации целенаправленной самостоятельной работы.

Дата добавления: 2014-11-13 ; просмотров: 31 ; Нарушение авторских прав

Источник

Синтаксические особенности

Официально-деловой стиль

Лексические особенности официально-делового стиля во многом связанны с использованием специальной и профессиональной лексики.

в соответствии с…, ввиду, согласно и др.,

кассационная жалоба, единовременное пособие, установленные порядок, предварительное рассмотрение;

§ аббревиатуры (сложносокращенные слова):

§ архаизмы и историзмы:

Вашевеличество, таковой, примите уверением в моем почтении

Морфологические особенности:

§ употребление глаголов в форме настоящего времени несовершенного вида

(так называемое настоящее долженствование: корреспонденция вручается получателю… в этом случае глагол вручается имеет значения должна вручаться, обязательно вручается),

§
частотность неопределенной формы глагола

(Издательство обязуется издать книгу в установленный срок, организовать сбыт и продажу книги, своевременно выплачивать гонорар автору),

§ использование модальных слов:

(необходимо, должен, обязан),

§ более употребимы относительные прилагательные, чем качественные

(рабочий, отпускной, книжный, разговорный, официальный),

§
использование существительных м.р. для обозначения ж.р. (учитель Иванова),

обозначение человека через его социальную принадлежность

(истец, ответчик, наниматель, исполнитель и т.п.)

Синтаксические особенности :

(цепочка последовательно зависимых существительных Р. или Т.п.: второй помощник заместителя председателя правления Госбанка России),

§ большое количество уточняющих оборотов и однородных членов предложения:

(Двадцать пятого сентября, в 18-00, в помещении Музея учебника, состоится заседание Ассоциации «Российский учебник»),

§ отсутствие восклицательных, вопросительных предложений (кроме письменного обращения):

(Уважаемый Виктор Васильевич! В ответ на Ваше ходатайство от 12 марта 2001 года….)

§ большое количество страдательных, неопределенно-личных и безличных конструкций:

(В целях формирования государственного бюджета для обеспечения учебной литературой школ, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания образования, просим сделать расчет затрат на изготовление экспериментальных учебников…),

§ прямой порядок слов:

(«Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»).

Разговорный стиль

Лексические особенности:

1)Использование суффиксов (ак як) (ан ян) (ач яч) (аш яш) (ака яка), а также жка(делёжка, зубрёжка) с наибольей частотой.

2) Суффикс (ша) для обозначения существительных женского рода.

3) уменьшительно ласкательная и оценочная форма.

4) использование суффикса (аст) у имен прилагательных.

5) глаголы на (-ничать).

Морфологические особенности

1) формой предложного падежа (в отпуску в цеху)

2) формой именительного падежа мн ч (договора, сектора(It’s wrong!)).

3) форма родительного падежа мн ч (апельсин, помидор(хотя правильно апельсинов, помидоров)).

Синтаксические особенности

1) использование диалога

2) преобладание простых предложений

5) Использование вводных слов и конструкций

6) Лексические повторы

7) Инверсия, чтобы подчеркнуть важность чего-либо.

Публицистический стиль

Лексические особенности

§ 1) общественно-политическая лексика:

воротилы шоу-бизнеса, общественное мнение, народные избранники;

§ вкрапления разговорной, просторечной лексики, лексики, стоящей вне литературного языка:

Так он же всех нас «замочит» — о проектах военного назначения, как хочется примазаться к этим проектам…, трудно в ментов играть?

§ неологизмы или новые авторские словообразования:

Рэп — хулиганствующий персонаж, кремлевская тусовка, музкритики, четенько «прогнул свою линию» ;

ГД — Государственная Дума, ОРТ – общественное российское телевидение

Морфологические особенности

§ 1) специфические глагольные формы – настоящее время (настоящее репортажа), способствующее созданию эффекта присутствия:

Приезжаем в Х… Сразу отправляемся в морг. Поднимаемся и подходим к двери..

2) Газетные клише, то есть устойчивые словосочетания и целые предложения

Сложная политическая обстановка; резервы повышения эффективности; выйти на проектную мощность.

Синтаксические особенности

§ повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения:

А ты кто такой? Да это наш знакомый из группы ХХХХХ

§ парцелляция — выделение части предложения в отдельное предложение:

Это понимание нужно всем людям. Чтобы не было войны.

§ сегментация — вынесение важного для автора высказывания в начало предложения и оформление его как назывного предложения:

Выборы в Приморском крае: кто победит?

§ инверсия — изменение обычного порядка слов в целях усиления выразительности, введение дополнительных оттенков смысла:

Самым циничным мошенничеством лохотронщиков был обман пенсионеров. Не понравились они мне.

§ риторический вопрос- вопрос, не требующий ответа или вопрос, содержащийся в тексте или в самом вопросе:

Разве можно устыдиться, если борешься за родину? (А.Н. Толстой)

§ риторическое восклицание — выражение эмоций оратора, прием, привлекающий внимание слушателей:

Фашистам на нашей земле делать нечего! (А.Н. Толстой)

.Использование различных тропов и фигур речи для усиления эмоциональности высказывания.

Научный стиль

Лексические особенности

1) Использование профессиональной научной лексики

2) Использование слов в прямом значении

3) Для произведений научного стиля характерны аббревиатуры и сложносокращенные слова: изд-во, ГОСТ, Госплан, млн, НИИ.

4) Слова из повседневного обихода приобретают в контексте научного произведения терминологическое либо обобщенное значение. Это касается, например, технических терминов: муфта, катушка, трубка и др.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *