Что такое система апробации

Значение слова «апробация»

Что такое система апробации. Смотреть фото Что такое система апробации. Смотреть картинку Что такое система апробации. Картинка про Что такое система апробации. Фото Что такое система апробации

1. Официальное одобрение, вынесенное на основании испытания, проверки. Апробация учебных программ.

2. С.-х. Оценка сортовых качеств посевов сельскохозяйственных культур для использования лучших из них на семена. Полевая апробация.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

в римско-католическом каноническом праве — акт, который предоставляется епископу для подтверждения его фактического церковного служения;

предыдущая, предэксплуатационная проверка в действии теоретически обоснованных технических, научных, финансово-экономических программ (проектов) и оценка эффективности их практической реализации;

методы оценки (одобрения) определенных проектов ноу-хау;

проверка на практике, в реальных условиях теоретически построенных методов;

официальное одобрение, утверждение чего-либо после испытания, проверки

определение сортовых качеств посевов с целью выбора лучшего из них для семян.

апроба́ция

1. спец. официальное одобрение, вынесенное на основании испытания, проверки ◆ На этом пути основополагающими факторами успеха являются активная работа над модернизацией производства и освоением новых видов оборудования и апробация перспективных методов взаимодействия с персоналом. «Нижегородский машиностроительный завод: на страже неба», 30 июня 2004 г. // «Вестник авиации и космонавтики» (цитата из НКРЯ)

2. с.-х. оценка сортовых качеств посевов сельскохозяйственных культур для использования лучших из них на семена

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое система апробации. Смотреть фото Что такое система апробации. Смотреть картинку Что такое система апробации. Картинка про Что такое система апробации. Фото Что такое система апробацииПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: намотаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Что такое апробация

Оторванность от реальности и чрезмерное увлечение водянистой теорией — одни из главных претензий к российской системе высшего образования. Решением проблемы может стать практика обязательной апробации результатов исследований.

Апробация — проверка жизнеспособности теоретических концепций на практике

Формально апробация уже является обязательным этапом перед защитой серьёзных работ — магистерских или диссертаций. На деле всё сводится к публикации плохих статей и фейковым справкам о внедрении студенческих инноваций на практике.

Что такое система апробации. Смотреть фото Что такое система апробации. Смотреть картинку Что такое система апробации. Картинка про Что такое система апробации. Фото Что такое система апробации

Невозможно делать что-то значимое в абсолютном вакууме. Одинокие гении существуют только в кино, но и там без фидбека от научного сообщества есть риск получить на выходе Эдварда руки-ножницы. Апробация нужна, чтобы избежать ошибок.

На этапе апробации перед тобой стоят две задачи:

Апробация — единственный способ перенести работу из мира иллюзорных платоновских идей в реальность. Никто не любит правки, но на практике всё работает именно так. Если бизнес-план не переписывали на ходу, то это мёртвый бизнес-план.

IKEA и Lego выжили, потому что смогли посмотреть правде в глаза и сменить стратегию. Kodak и Nokia шли по особому пути и потеряли всё.

Полюби критику

Что такое система апробации. Смотреть фото Что такое система апробации. Смотреть картинку Что такое система апробации. Картинка про Что такое система апробации. Фото Что такое система апробации

Апробация — проверка жизнеспособности теоретических концепций на практике. Многие целенаправленно избегают апробации, поскольку она неразрывно связана с риском услышать критику в свой адрес. Если копнуть глубже, то между страхом апробации и жизненной пассивностью можно найти много общего: миллионы людей боятся воплотить свои идеи в жизнь из-за страха услышать осуждение.

Невозможно быть абсолютно готовым к критике (если кто-то утверждает обратное, то он, скорее всего, лукавит). Критика — всегда неприятно. Виной всему ряд эволюционных механизмов: бурная реакция на негативные раздражители помогла нашим предкам выжить. Современному человеку эта особенность только мешает — ожидание критики пугает не меньше, чем подозрительные шорохи в ночи.

Высказана в нужное время (человек демонстрирует результаты работы или просит высказать мнение)

Принимает облик непрошеного совета (работа находится в стадии черновика, автор закрыт для диалога)

Цель — нейтрализация проблемы

Цель — унижение оппонента

Критикующий является экспертом в обсуждаемой теме

Критикующий не разбирается в предмете обсуждения, высказывает субъективное мнение

Критикующий предлагает пути решения проблемы

Критикующий не понимает, как можно решить проблему

Критикующий предлагает неочевидный путь решения проблемы

Критикующий даёт банальные советы, не углубляясь в причины возникновения проблемы

Критика затрагивает только рабочие вопросы

Критикующий переходит на личности

Критикующий допускает, что может быть не прав и готов к диалогу

Несогласие вызывает у критикующего истерику

Аналогичные правила касаются и советов личного характера. Человек в депрессии в курсе, что «не нужно грустить», а безработный друг знает, что кредитки опасны. Если хочется дать совет, стоит потратить на размышления чуть больше времени: если самое простое решение ещё не реализовано, значит на то есть объективная причина.

Признавать ошибки

Что такое система апробации. Смотреть фото Что такое система апробации. Смотреть картинку Что такое система апробации. Картинка про Что такое система апробации. Фото Что такое система апробации

Итак, случилось страшное: тебе указали на ошибку и оппонент оказался прав. Главное в этой ситуации — правильная реакция. Неспособность принять свою неидеальность лежит в одной плоскости со сверхуверенностью. Этот путь неизбежно приводит в пропасть (но зато ты будешь падать с гордо поднятой головой).

Признать, что ты ошибся — значит, начать исправлять ситуацию и остаться на плаву. Что действительно глупо, так это упрямо гнуть свою линию, осознавая, что ты тратишь силы, но никогда не придёшь к желаемому результату.

Источник

Апробация дипломной работы: зачем нужна, в какой форме и какими этапами проводится, образец оформления

В большинстве случаев дипломы пишутся не для того, чтобы красиво лежать на полочке в преподавательском шкафу. Задача выпускника — написать работу, результаты которой можно было бы применить на практике. Для этих целей и существует апробация. В этой статье я расскажу, что это такое, зачем она нужна и в какой форме лучше апробировать диплом.

Что такое апробация

С латинского слово «апробация» переводится как одобрение и признание. В нашем случае она означает внедрение и подтверждение результатов дипломного проекта и конструктивную критику экспертом, разбирающемся в аналогичной области.

Чтобы апробация состоялась, вы должны написать и отдать на проверку работу, но в упрощенном варианте. Важно учесть и указать главные тезисы, персональные разработки и выводы.

При этом не важно, каким способом вы воспользуетесь: неофициальным (апробация в процессе дискуссии, беседы и т.д) или официальным (доклад на конференции и др).

Что такое система апробации. Смотреть фото Что такое система апробации. Смотреть картинку Что такое система апробации. Картинка про Что такое система апробации. Фото Что такое система апробации

Зачем нужно апробировать работу

Процесс апробации — возможность посмотреть на работу новым взглядом, дать оценку проведенным исследованиям, найти и исправить ошибки. В процессе апробирования подтверждается научность и эффективность исследования, а также:

В апробации очень важна критика: она помогает ставить новые вопросы, улучшить аргументацию, устранить ошибочные положения и найти другие способы решения проблемы.

Если критика положительная, то она помогает обозначить перспективы дальнейшей разработки темы. А еще на апробации можно оценить свой стиль изложения материала и провести репетицию защиты.

Формы апробации дипломного проекта

Есть два варианта, как апробировать диплом: публикации и практика. Но тут нужны пояснения.

Публикации

Под публикациями я имею в виду написание научных статей, докладов для конференций, различных брошюр, книг, а также получение рецензий. Как я уже писал раньше, это может быть и неофициальный способ апробации в виде дискуссии или обсуждения.

Печататься стоит в изданиях и на тех ресурсах, которые указаны на сайтах высших учебных заведениях, но в первую очередь — на сайте вашего вуза.

Обратите внимание, что большинство вузов практикует осенние и весенние конференции, которые дают возможность подготовиться к очной защите диплома. Это своего рода репетиция защиты.

Пример апробации в дипломной работе в этом случае может выглядеть так:

«Результаты дипломного проекта были апробированы на научной конференции „Молодые таланты“, а позже опубликованы в сборнике научных статей „По следам Фуко“ на основе конференции».

Практика

Апробация результатов исследования в дипломной работе может быть представлена прохождением практики: учебной, преддипломной или производственной. Если выбирать между публикацией и практикой, то я бы выбирал практику. Потому что только на практике у вас есть возможность реально увидеть, можно ли применить наработки диплома в действии.

При этом под апробацией диплома на практике нужно понимать только обсуждение с научным руководителем или руководителем практики применение наработок дипломного проекта (и последующее их применение в случае одобрения).

В дипломе можно будет написать:

«Апробация дипломного исследования проводилась на производственной практике. Предложенные до этого тезисы подтвердились».

Укажите место и время прохождения практики.

Этапы проведения апробации на практике

Что нужно сделать до момента внедрения наработок:

После этого эксперты (руководители практики) решают, внедрять ли наработки. Если ответ положительный, то наработки внедряются, а после — оценивается результат мероприятия.

По итогам апробации и результатов — реальных или возможных — вы сможете понять, что в дипломе стоит доработать, а что написано хорошо.

Процесс апробации включает 3 этапа:

Как оформить апробацию

Правила оформления зависят от конкретной формы, в которой представлена апробация. Это может быть как научный отчет, так и целая диссертация. Важно, что апробация представляется не только в виде текста, особенно если речь идет о конкретных показателях и эффективности.

Апробация — отдельный документ: она не является отдельной главой диплома или структурной ее частью.

Структура такого документа простая:

Образец справки об апробации результатов дипломной работы

Что такое система апробации. Смотреть фото Что такое система апробации. Смотреть картинку Что такое система апробации. Картинка про Что такое система апробации. Фото Что такое система апробации

Что такое система апробации. Смотреть фото Что такое система апробации. Смотреть картинку Что такое система апробации. Картинка про Что такое система апробации. Фото Что такое система апробации

Остались вопросы? Обращайтесь к экспертам Studently за помощью и советами.

Источник

Методические рекомендации по апробации проектов новых образовательных программ и УМК (стр. 1 )

Что такое система апробации. Смотреть фото Что такое система апробации. Смотреть картинку Что такое система апробации. Картинка про Что такое система апробации. Фото Что такое система апробацииИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8

Что такое система апробации. Смотреть фото Что такое система апробации. Смотреть картинку Что такое система апробации. Картинка про Что такое система апробации. Фото Что такое система апробации

Методические рекомендации по апробации проектов новых образовательных программ и УМК

1. Методы процесса апробации

2. Цели и задачи проведения апробации

3. Критерии отбора образовательных учреждений, в которых должна быть проведена апробация

4. Программа и план проведения апробации с учетом учебных планов образовательных учреждений

5. Условия проведения апробации, включая кадровые, научно-методические, организационные, информационные, материально-технические условия

6. Требования к испытаниям (аттестации) обучающихся на соответствие их подготовки ожидаемым результатам

7. Требования к инструментарию оценки уровня сформированности у обучающихся общих и профессиональных компетенций

8. Требования к ресурсному обеспечению, включая требования к учебно-методическому, информационному, кадровому обеспечению, материально-техническим и финансовым условиям.

9. Порядок контроля ресурсным центром посредством специального мониторинга.

10. Критерии эффективности программ по результатам апробации

11. Методика экспертизы программ и УМК по итогам апробации, включающая оценку сетевых программ и результатов освоения соответствующих модулей программ на базе ресурсного центра студентами / слушателями / обучающимися учреждений профессионального образования

Методические рекомендации по апробации проектов новых образовательных программ и УМК содержат:

— критерии отбора образовательных учреждений, в которых должна быть проведена апробация;

— программу и план проведения апробации с учетом учебных планов образовательных учреждений;

— условия проведения апробации, включая кадровые, научно-методические, информационные, материально-технические условия;

— требования к испытаниям (аттестации) обучающихся на соответствие их подготовки ожидаемым результатам;

— требования к ресурсному обеспечению, включая требования к учебно-методическому, информационному, кадровому обеспечению, материально-техническим и финансовым условиям;

— порядок контроля ресурсным центром посредством специального мониторинга;

— критерии эффективности программ по результатам апробации;

— методику экспертизы программ и УМК по итогам апробации, включающую оценку сетевых программ и результатов освоения соответствующих модулей программ на базе ресурсного центра студентами / слушателями / обучающимися учреждений профессионального образования.

Методика экспертизы позволяет подготавливать выводы об эффективности программ по результатам апробации на основании критериев и анализа итогов промежуточного и итогового контроля результатов освоения соответствующих модулей программ на базе ресурсного центра слушателями / обучающимися/ студентами учреждений профессионального образования, и формировать рекомендации по доработке программ и УМК.

Апробация осуществляется как в полном объеме – для программ дополнительного профессионального образования, так и частично путем апробации отдельных модулей, предназначенных для реализации в сетевом формате, если в качестве сетевых выступают основные профессиональные образовательные программы.

После разработки сетевых образовательных программ необходимо провести их апробацию. Понятие «апробация» происходит от латинского approbation, что означает одобрение, подтверждение, доказательство. В Толковом словаре оно определяется как официальное одобрение на основе проведенного испытания проверки. Из определения становится ясно, что данная процедура направлена на общественное одобрение предмета апробации путем получения подтверждений и доказательств его соответствия заданным при разработке параметрам, в ходе внедрения в практику.

В случае, когда предметом апробации выступает сетевая образовательная программа, к процедуре апробации должны быть выдвинуты дополнительные требования. Во-первых, после разработки, для получения одобрения, программа должна пройти общественно-профессиональную экспертизу. Во-вторых, на конкурсной основе выбирается ряд образовательных учреждений, отвечающих требованиям к условиям реализации программы. В-третьих, процесс апробации должен сопровождаться специальным мониторингом, обеспечивающим обратную связь, позволяющую корректировать содержание программ.

Сетевая образовательная программа – это не просто модульная программа, выложенная в сети и доступная всем ее участникам, а образовательная и организационная мини-система, сопровождающаяся и материалами ее методического обеспечения, предполагающая активное участие сетевых образовательных учреждений в ее общественно-профессиональной экспертизе и апробации, позволяющая разработчикам программы позиционировать себя в качестве самостоятельных субъектов образования.

В ст. 15 ФЗ от 01.01.2001 «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Апробация связана с решением ряда приоритетных проблем качества образования:

— развитие общественной функции образования (создание новых способов оценки образовательных результатов, новых способов целеполагания, другого типа контакта педагога и обучающегося – педагога, обучающегося и заказчика (работодателя отрасли), установление новых соотношений между обязательным и свободным средовым образованием и т. д.);

— развитие профессиональной структуры образования (взаимодействие педагогов, мастеров п/о и ученых-практиков, учитывая требования работодателей отрасли);

— интеграция аналитико-исследовательской и прикладной деятельности и т. п.

По каждой программе подготовлены описания учебно-методических комплектов и рекомендации по применению современных образовательных технологий, необходимых для развития соответствующих компетенций обучаемых.

Структура УМК включает:

§ учебный и учебно-тематический планы, составленные на основе модульного принципа комплектования программ;

§ рабочие программы каждого учебного модуля с формулированием приобретаемых обучающимися компетенций;

§ программы учебных и производственных практик в рамках сетевой программы, в том числе на базе ресурсного центра и на базе предприятий-работодателей;

§ базу тестовых и контрольных заданий;

§ методические указания по изучению модулей;

§ электронный контент модулей (для дистанционного обучения);

§ ссылки на источники информационного сопровождения (учебная и техническая литература, обучающие программы, тренажеры, компьютерные базы данных, электронные библиотеки).

Методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи по подготовке и практической апробации сетевых образовательных программ строительного профиля для средних специальных учебных заведений.

Апробация осуществляется в следующих образовательных учреждениях:

— ГБОУ СПО города Москвы Колледж городской инфраструктуры и строительства №1;

— АНО «Международный центр развития модульной системы обучения» (МЦРМСО);

— ОГБОУ СПО Иркутский техникум архитектуры и строительства;

— АНО ДПО Учебно-технический центр «Сварка и контроль», г. Пенза;

— ГБОУ СПО (ССУЗ) Южно-уральский государственный технический колледж, г. Челябинск;

— ГБОУ СПО Волгоградский государственный колледж управления и новых технологий;

— Смоленское ОГБОУ СПО Вяземский политехнический техникум;

— ТОГБОУ Строительный колледж, г. Тамбов;

— ТОГБОУ СПО Политехнический колледж, г. Тамбов;

Разработанные методические рекомендации представлены ниже. Методические рекомендации согласованы с ведущими работодателями строительной отрасли и Заказчиком.

Методика экспертизы позволяет подготавливать выводы об эффективности программ по результатам апробации на основании критериев и анализа итогов промежуточного и итогового контроля результатов освоения соответствующих модулей программ на базе ресурсного центра слушателями / обучающимися / студентами учреждений профессионального образования, и формировать рекомендации по доработке программ и УМК.

1. Методы процесса апробации

В силу сложности, многогранности педагогического процесса в образовании необходимы разные, как по тематике, так и по предметной направленности, исследования.

Создание эффективной системы апробации образовательных программ и УМК к ним в условиях взаимодействия образовательных систем различного уровня возможно, если:

— в качестве методологической основы разработки и реализации механизма осуществления оценки эффективности разработанных материалов является системно-синергетический подход;

— разработан единый механизм управления апробацией материалов в образовательных системах различного уровня с учетом всех типов требований к разработанным материалам;

— модернизирована система управления инновационной деятельностью с позиции апробации материалов в институциональной образовательной системе на основе различных видов обеспечения (нормативно-правового, информационного, организационного, научно-методического, мотивационного, финансово-экономического);

— используется ОУ модерация как эффективная форма интеграции повышения квалификации и методической, научно-методической работы, обеспечивающей успешность образовательной деятельности.

Принципами методологической модели апробации являются:

К средствам реализации методологической модели апробации относятся:

Профессиональное образование является сложной социальной системой, при экспертизе (апробации) которого требуется анализ разнообразных теоретических и практических подходов ее содержания, типологии, процедуре и организации с целью определения необходимой совокупности элементов, позволяющих с различных позиций рассмотреть эти системы для получения объективной оценки.

Оценочный вид экспертизы выступает как одно из важнейших направлений развития экспертного метода исследования. Методы экспертной оценки находят широкое применение при решении различных проблем и позволяют более четко представить основные цели, задачи и последствия их решения при оптимизации использования ресурсов и минимизации отрицательного воздействия на участников данного процесса. Типы оценок и их нормативная база широко изменяются в зависимости от объектов оценки и знаний, находящихся в основе оценки.

Экспертная оценка – результат научно-педагогической экспер­тизы, мотивированное суждение специалиста о качестве того, что было предметом экспертизы.

Экспертиза как метод исследования ориентирована, прежде всего, на компетентность и опыт специалистов-экспертов (от лат. expertus – опытный), которые выступают в качестве важнейших т. н. инструментов этого исследования. Вместе с тем, в процессе экспертизы используется также ряд диагностических методик, с помощью которых может быть получена структурированная количественная информация, необходимая для системного анализа (сравнения, ранжирования, выявления динамики определенных процессов и т. п.).

Вся совокупность разнообразных сведений, полученных из разных источников в процессе проведения экспертизы, обобщается, переосмысливается экспертом (экспертной группой), даются характеристики и строятся модели различных компонентов образовательной и организационной подсистем. На основе проведенного анализа могут быть выработаны соответствующие рекомендации по совершенствованию и развитию образовательно-организационной системы ОУ.

Своеобразный характер имеют диагностические экспертизы (собственно диагноз определяющих условий), элементы которых имеет место во всех видах экспертной деятельности. Как особый вид они распространены в педагогике.

По составу экспертов экспертиза может быть (таблица 1):

групповой (группа экспертов), при которой выработка сложных решений в ситуации неопределенности требует участия группы специалистов, компетентных во многих областях. Групповая экспертная оценка более надежна, так как она позволяет обеспечить максимальную достоверность при грамотном подборе специалистов;

индивидуальной (один эксперт), когда индивидуальная экспертиза проводится отдельным специалистом, профессионалом по конкретному предметному направлению содержания в соответствии с уже существующими нормативами или специально разработанными критериями;

Целевая направленность в рамках инновационной деятельности в образовании

— квалифицирующие;
— нормоконтролирующие;
— понимающие.

Основная задача, выполняемая экспертными исследованиями

— оценочно-прогнозно-диагностические и др.

Мировоззренческие уровни рефлексии

— предметные (отраслевые) и др.

— идентификация и др.

Форма представления материала

Способ получения информации

Деятельность по отношению к объекту

Реальные объекты, социальные системы

Все виды природных и социальных систем, документация, технологии и др.

По отношению к субъекту

Анализ информации, представляемой для экспертирования, позволяет:

— уточнить представления об исследуемом объекте;

— определить недостающие элементы в существующей информации, выявить недостающие данные;

— уточнить план оценки, гипотезы исследования;

— разработать инструментарий других методов сбора информации: анкет, планов интервью, протоколов наблюдения;

— получить информацию, ранее недоступную для ее сбора в силу недостатка времени или физических ресурсов;

— перепроверить информацию, полученную при помощи других методов.

В ходе экспертирования рекомендуется использовать не менее 2-х методов сбора и анализа данных, одним из которых может быть вторичный анализ существующей информации. Однако эксперт самостоятельно принимает решение в отношении того, будет ли анализ вторичных источников:

а) считаться одним из основных методов сбора данных;

б) использоваться в качестве источника дополнительной информации для оценки;

в) использоваться только для перекрестной проверки информации, полученной при помощи других методов.

При сборе существующей информации необходимо обратить внимание на:

потребности: выбирать материалы, исходя из существующих потребностей;

время: лучше концентрировать внимание на недавно созданных материалах (при этом, исходя из соответствующих целей и задач исследования, интерес могут вызывать и материалы, созданные ранее);

то, для кого проводилось исследование: разные источники информации концентрируют внимание на различных аспектах проблемы (например, представители управлений образования делают акцент скорее на положительных, чем на отрицательных акцентах);

важность использования метода триангуляции (перекрестной проверки данных при помощи различных методов или из различных источников) при анализе полученной информации;

охват и адекватность: необходимо проводить оценку на соответствие информации целям и задачам данного исследования характеристики целевой группы, которая была объектом исследования: структура, объем выборки, уровень статистических отклонений.

Выбор подхода, а также конкретных методов сбора данных, анализа и механизмов практического применения результатов зависит от целей исследования, доступных ресурсов, а также предпочтений, навыков, опыта, творческой энергии, интуиции, ответственности эксперта.

Для сбора качественной информации часто используются фокуc- группы – метод, который представляет собой групповое целенаправленное (полустандартизированное) интервью, проходящее в форме групповой дискуссии и ориентированное на получение от ее участников информации о том, как они относятся к той или иной проблеме, как поступают в той или иной ситуации. Примером фокус-группы может являться его использование в процессе проведения круглого стола, «свободного микрофона», участниками которых являются люди, имеющие одинаковый опыт, вышли из одной среды либо обладают особыми знаниями, имеющими отношение к оценке.

В фокус-группах участников поощряют к обсуждению и изучению вопроса среди них самих.

В качестве других методов получения информации могут быть использованы и другие инструменты.

Основными источниками получения информации являются:

Интервью (опрос) – выяснение позиции людей или получение от них справки по какому-либо вопросу.

Опрос – наиболее распространенная форма сбора данных; может быть устным (личным) или письменным. При письменном опросе участники получают опросные листы (анкеты), которые они должны заполнить и отдать по назначению; обычно используются закрытые вопросы, ответы на которые заключаются в выборе одного из приведенных; опросный лист рассылается представителям целевой аудитории, по средствам электронной почты, почтовой рассылки или факсимильной связи. Основным недостатком, ограничивающим использование данного метода, является длительный период и низкий процент (в среднем 3%) возврата заполненных анкет.

Анкетирование позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие группы людей и получать разнообразную информацию. Анкетирование проводится с помощью разработанной анкеты, представляющей собой системы вопросов, которые объединены единым замыслом и расположены в определенной последовательности.

При групповом анкетировании анкеты одновременно раздаются для заполнения группе из 15-20 респондентов, которые имеют возможность получить дополнительную индивидуальную консультацию по технике заполнения анкеты, а исследователь, собирая анкеты, может проконтролировать качество их заполнения.

При формализованном интервью существует конкретная схема проведения опроса (обычно это опросный лист, содержащий заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них). Формализованное интервью теряет большую часть своего смысла, если ответы респондентов не анализируются в аспекте их социальных и демографических (отраслевых и географических) характеристик. Основными недостатками данного метода являются: относительно высокая стоимость и незначительный географический охват.

Неформализованные интервью (бывают индивидуальные и групповые) – специфический метод сбора информации, при котором известны только тема и цель; конкретная схема проведения опроса отсутствует. На практике, неформализованные интервью используются при проведении качественных исследований.

Индивидуальные неформализованные интервью проводятся с респондентом один на один в форме диалога, при этом респондент имеет возможность высказать развернутые суждения по исследуемой теме. Выделяются такие формы проведения индивидуальных неформализованных интервью, как глубинные интервью и холл-тесты.

Глубинные интервью – серия индивидуальных интервью по заданной тематике, проводимых согласно путеводителю обсуждения. Интервью проводит специально обученный интервьюер, который хорошо разбирается в теме, владеет техникой и психологическими приемами ведения беседы. Каждое интервью проходит в течение 15-30 минут и сопровождается активным участием респондента (он раскладывать карточки, пишет, рисует и т. д.). Глубинные интервью, в отличие от структурированных, применяемых в количественном опросе, позволяют глубже проникнуть в психологию респондента и лучше понять его точку зрения, поведение, установки, стереотипы и т. д. Глубинные интервью актуальны при проведении качественных исследований, когда, например, речь идет об узких профессиональных группах и особенности целевой группы делают невозможным сбор респондентов на фокус-группу, т. е. в одно время в одном месте на 2-3 часа.

Групповое неформализованное интервью (фокусированное интервью, фокус-группа) – групповое обсуждение интересующих вопросов представителями целевой аудитории. Ход беседы управляется модератором по заранее разработанному плану и фиксируется на видеоноситель. Как правило, в ходе дискуссии используются различные проективные методики, позволяющие узнать отношение к исследуемому предмету, получив более глубокую и подробную информацию, чем при другом уровне общения. Основным недостатком данного метода является тенденциальный характер результатов, т. е. результаты фокусированных интервью нельзя выразить в числовом выражении, для дальнейшей экстраполяции на генеральную совокупность объектов исследований. Поэтому на практике фокус-групповая методика используется в сочетании с количественными методами исследований.

Структурированные интервью похожи на заполнение опросника / анкеты со слов. В структурированном интервью всем респондентам задаются одни и те же вопросы в одном и том же порядке, основывающемся на плане интервью – списке вопросов, содержащем конкретные формулировки, в определенной последовательности, и в некоторых случаях варианты ответа. Планы интервью гораздо более директивны и структурированы, чем перечень исследовательских вопросов, используемых в неструктурированных интервью. Данный тип интервью нужно использовать, когда не существует опасности потери важной информации или неверной интерпретации со стороны интервьюируемого. То есть структурированные интервью целесообразно применять после использования других методов сбора информации. Выбор определенного типа интервью также зависит от природы исследуемого вопроса.

Эксперимент – исследование влияния одного фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов.

Панель – повторяющийся сбор данных у одной группы опрашиваемых через равные промежутки времени, т. е. панель – вид непрерывной выборки, которая позволяет зафиксировать изменения наблюдаемых величин, характеристик. Панельный опрос используют при изучении мнений определенной группы за какой-либо промежуток времени.

Статистическое наблюдение – сбор сведений, осуществляемый по заранее разработанному плану посредством отчетности по установленным формам с целью получения информации об изучаемом предмете (обо всех единицах изучаемой совокупности) в определенные сроки и / или по мере необходимости, которые могут быть представлены в различных актах, предписаниях, аналитических записках, публичных докладах, кадастрах и т. п.

Самооценка (внутренняя экспертиза) образовательного учреждения – процедура экспертной оценки, осуществляемой образовательным учреждением самостоятельно.

Мониторинг результатов предметных олимпиад, конкурсов, соревнований, выставок – специально организованное, систематическое наблюдение за результатами индивидуальных внеучебных достижений учащихся с целью определения общего уровня и динамики их развития.

Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников – специально организованное, систематическое наблюдение за образовательными и трудовыми траекториями выпускников образовательных учреждений. Данные технологии активно используются как на уровне образовательных учреждений, так и муниципальных систем образования. Результаты мониторинга могут быть представлены в публичных докладах и аналитических отчетах.

Оценка социальных навыков и компетенций учащихся – процедура соотнесения диагностируемых способов социального взаимодействия и способностей к выполнению определенных стандартов поведения учащихся образовательных учреждений с заранее заданными возрастными моделями социальной адаптации и интеграции.

Мониторинг индивидуальных достижений учащихся – специально организованное, систематическое наблюдение за учебными и неучебными (в рамках неформального образования) индивидуальными достижениями учащихся. Результаты мониторинга могут быть представлены в публичных докладах и аналитических отчетах.

Внешние оценочные процедуры и образовательный аудит – системная форма осуществления диагностического исследования при принятии управленческих решений, направленная на предоставление объективной профессиональной информации о состоянии и развитии образовательного учреждения, региональной и муниципальных образовательных систем согласно существующему аудиторскому стандарту, процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для пользователей различных форм отчетности. Данные технологи не формализованы на всех уровнях управления.

Анализ кадрового состава (внутренний) – процедуры оценки обеспеченности образовательных учреждений персоналом, в том числе педагогическими и руководящими работниками, оценки соответствия их уровня подготовленности требованиям деятельности, оценки текучести кадров, анализа структуры кадрового состава по социально-демографическим характеристикам. Данные технологии не формализованы на всех уровнях управления.

Аудит кадровых процессов (внутренний и внешний) – процедуры оценки соответствия фактических направлений деятельности образовательных учреждений, муниципальных органов управления образованием по отношению к персоналу (подбор, адаптация, оценка, обучение, развитие, стимулирование и т. д.) целям и стратегии развития региональной системы образования; инструмент руководства и способ наблюдения, который дает возможность оценить способность организации управлять возникающими проблемами, вызванными профессиональной деятельностью персонала. Данная технология не формализована на всех уровнях управления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *