Что такое система международных отношений определение
Системы международных отношений
Системы международных отношений
— Ялтинско-Потсдамская система международных отношений (по результатам второй мировой войны); легла в основу биполярного мира по линии противостояния Восток (блок социалистических государств)- Запад (капиталистический мир)
Исследователи в основном согласны считать Ялтинско-Потсдамскую систему завершившейся в 1991 г. с распадом СССР и прекращением биполярного противостояния, однако, нет единства в определении наименования системы МО на нынешнем этапе. Определённая их часть считает приемлемым название беловежская эпоха, остальные придерживаются названия Post Cold-War era.
Примечания
Смотреть что такое «Системы международных отношений» в других словарях:
Венская система международных отношений — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Ялтинско-потсдамская система международных отношений — Ялтинско Потсдамская система международных отношений[1] принятое в геополитике обозначение системы международных отношений, закрепленной договорами и соглашениями Ялтинской и Потсдамской конференции[2] Впервые вопрос послевоенного… … Википедия
Версальско-Вашингтонская система международных отношений — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Вестфальская система международных отношений — система международных отношений, созданная после окончания Тридцатилетней войны в 1648 году. Содержание 1 Описание 2 Основные принципы 3 Примечания … Википедия
Ялтинско-Потсдамская система международных отношений — Геополитика История Геополитические школы Немецкая: Ратцель, Хаусхофер, Челлен Английская: Маккиндер Французская: Готтман, Лакост, ля Блаш Американская: Кеннан, Мэхэн, Спайкмен Русская ш … Википедия
Институт мировой экономики и международных отношений РАН — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Международных экономических и политических исследований институт — (ИМЭПИ) РАН, основан в Москве в 1960, до 1990 назывался Институт экономики мировой социалистической системы АН СССР. Сравнительный анализ общественных систем в современном мире, исследования международных отношений, политической и экономической… … Энциклопедический словарь
Латинская Америка в современных международных отношениях — Возросшая роль стран Латинской Америки на международной арене, их стремление к проведению независимого внешнеполитического курса одна из отличительных черт современных международных отношений. На протяжении десятилетий страны Латинской Америки,… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»
Мирное разрешение международных споров — – отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют порядок урегулирования споров между субъектами международного права (государствами и международными организациями) мирными средствами[1] В состав обязательства мирного… … Википедия
Современные международные отношения. Система международных отношений
С древних времён международные отношения представляли собой одну из важных сторон жизни любой страны, общества и даже отдельной личности. Становление и развитие отдельных государств, появление границ, формирование различных сфер жизнедеятельности человека привело к возникновению многочисленных взаимодействий, которые реализуются как между странами, так и с межгосударственными союзами и другими организациями.
В современных условиях глобализации, когда практически все государства оказываются вовлечёнными в сеть таких взаимодействий, влияющих не только на экономику, производство, потребление, но и на культуру, ценности и идеалы, роль международных отношений переоценивается и становится все более значимой. Возникает необходимость в рассмотрении вопроса о том, что представляют собой эти международные отношения, как происходит их развитие, какую роль в этих процессах играет государство.
Истоки понятия
Появление термина «международные отношения» связывают со становлением государства как суверенного образования. Формирование в конце XVIII века в Европе системы независимых держав привело к снижению авторитета царствующих монархий и династий. На мировой арене появляется новый субъект отношений – национальное государство. Концептуальной основой создания последнего является категория суверенитета, сформированная Жаном Боденом в середине XVI века. Мыслитель видел будущее государства в отделении его от притязаний церкви и предоставлял монарху всю полноту и неделимость власти на территории страны, а также её независимость от других держав. В середине XVII столетия был подписан Вестфальский мирный договор, который закрепил сложившуюся доктрину суверенных держав.
К концу XVIII века западная часть Европы представляет собой сложившуюся систему наций-государств. Взаимодействия между ними как между народами-нациями получили соответствующее название – международные отношения. Эту категорию в научный оборот впервые ввёл английский учёный Дж. Бентам. Его видение мирового устройства намного опередило время. Ещё тогда теория, развиваемая философом, предполагала отказ от колоний, создание международных судейских органов и армии.
Возникновение и развитие теории
Исследователи отмечают, что теория международных отношений противоречива: она, с одной стороны, очень старая, а с другой – молодая. Объясняется это тем, что истоки появления исследований международных отношений связаны с возникновением государств, народов. Уже в древние времена мыслители рассматривали проблемы войн и обеспечения порядка, мирных отношений между странами. Вместе с тем, как отдельная систематизированная отрасль знания, теория международных отношений оформилась сравнительно недавно – в середине прошлого столетия. В послевоенные годы происходит переоценка мирового правопорядка, делаются попытки создать условия для мирного взаимодействия между странами, формируются международные организации и союзы государств.
Развитие новых видов взаимодействий, появление на международной арене новых субъектов привело к необходимости выделения предмета науки, изучающей международные отношения, освободившись от влияния таких смежных дисциплин, как право и социология. Отраслевая разновидность последней формируется и по сей день, изучая отдельные аспекты международных взаимодействий.
Основные парадигмы
Говоря о теории международных отношений, необходимо обратиться к трудам исследователей, которые посвящали свои работы рассмотрению отношений между державами, пытаясь найти основания мирового порядка. Поскольку теория международных отношений оформилась в самостоятельную дисциплину сравнительно недавно, следует отметить, что её теоретические положения развивались в русле философии, политической науки, социологии, права и других наук.
Российские учёные выделяют в классической теории международных отношений три основные парадигмы.
В современной теории международных отношений появились и другие концепции, которые развивают положения представленных парадигм.
История международных отношений
Её начало учёные связывают с появлением первых признаков государственности. Первыми международными отношениями считают те, которые складывались между древнейшими государствами и племенами. В истории можно найти немало таких примеров: Византия и славянские племена, Римская империя и немецкие общности.
В средние века особенностью международных отношений было то, что они складывались не между государствами, как это происходит сегодня. Их инициаторами становились, как правило, влиятельные особы тогдашних держав: императоры, князья, представители различных династий. Они заключали договора, брали на себя обязательства, развязывали военные конфликты, подменяя интересы страны собственными, отождествляя себя с государством как таковым.
Понятие
Современное определение того, что представляют собой международные отношения, осложняется множеством связей и сфер взаимодействий, в которых они реализуются. Дополнительным препятствием является зыбкость разделения отношений на внутригосударственные и международные. Достаточно распространённым является подход, который в основе определения содержит субъектов, реализующих международные взаимодействия. Учебники определяют международные отношения как некую совокупность различных связей-взаимоотношений как между государствами, так и между другими субъектами, действующими на мировой арене. Сегодня в их число, кроме государств, стали входить организации, объединения, общественные движения, социальные группы и т. д.
Наиболее перспективным подходом к определению видится выделение критериев, позволяющих отграничить этот вид отношений от каких-либо других.
Особенности международных отношений
Разобраться, что являют собой международные отношения, понять их природу позволит рассмотрение характерных черт этих взаимодействий.
Все разнообразие международных отношений принято классифицировать на основе различных критериев, среди которых:
На основе приведённых критериев рассматриваемое понятие можно обозначить как особый вид общественных отношений, который выходит за рамки какого-либо территориального образования или сложившихся на нём внутриобщественных взаимодействий. Такая постановка вопроса требует выяснения того, как соотносятся международная политика и международные отношения.
Взаимосвязь политики и международных отношений
Прежде чем определиться с соотношением этих понятий, отметим, что термин «международная политика» также сложен в определении и представляет собой некую абстрактную категорию, которая позволяет выделить в отношениях их политическую составляющую.
Говоря о взаимодействии стран на международной арене, люди часто используют понятие «мировая политика». Она представляет собой активную составляющую, позволяющую влиять на международные отношения. Если сопоставить мировую и международную политику, то первая гораздо шире по охвату и характеризуется присутствием участников различного уровня: от государства до международных организаций, союзов и отдельных влиятельных субъектов. В то время как взаимодействие между государствами точнее раскрывается при помощи таких категорий, как международная политика и международные отношения.
Формирование системы международных отношений
На разных этапах развития мирового сообщества между его участниками складываются определённые взаимодействия. Основными субъектами этих отношений выступают несколько держав-лидеров и международных организаций, способных оказывать влияние на других участников. Организованная форма таких взаимодействий – система международных отношений. В её цели входит:
Первая система международных отношений сложилась ещё в середине XVII столетия (Вестфальская), ее появление обусловлено развитием доктрины суверенитета и появлением наций-государств. Она просуществовала три с половиной столетия. Весь этот период главным субъектом отношений на международной арене является государство.
В эпоху расцвета Вестфальской системы взаимодействия между странами складываются на основе соперничества, борьбы за расширение сфер влияния и увеличения мощи. Регулирование международных отношений реализуется на основе международного права.
Особенностью двадцатого века стало бурное развитие суверенных государств и изменение системы международных отношений, которая трижды подверглась коренной перестройке. Следует отметить, что ни одно из предыдущих столетий не может похвастаться такими радикальными переменами.
Прошлый век принёс две мировые войны. Первая привела к созданию Версальской системы, которая, разрушив равновесие в Европе, чётко обозначила два антагонистических лагеря: Советский Союз и капиталистический мир.
Вторая привела к формированию новой системы, получившей название Ялтинско-Потсдамской. В этот период усиливается раскол между империализмом и социализмом, обозначаются противостоящие центры: СССР и США, которые делят мир на два противоборствующих лагеря. Период существования этой системы также ознаменовался распадом колоний и возникновением так называемых государств «третьего мира».
Роль государства в новой системе отношений
Современный период развития мирового устройства характеризуется тем, что происходит формирование новой системы, предшественница которой потерпела крах в конце ХХ столетия в результате распада СССР и серии восточноевропейских бархатных революций.
По мнению учёных, формирование третьей системы и развитие международных отношений ещё не закончилось. Об этом свидетельствует не только то, что сегодня соотношение сил в мире не определено, но и то, что не выработаны новые принципы взаимодействий между странами. Появление новых политических сил в виде организаций и движений, объединения держав, международные конфликты и войны позволяют сделать вывод о том, что сейчас происходит сложный и болезненный процесс формирования норм и принципов, в соответствии с которыми будет строиться новая система международных отношений.
Особое внимание исследователей привлекает такой вопрос, как государство в международных отношениях. Учёные подчёркивают, что сегодня доктрина суверенитета подвергается серьёзным испытаниям, поскольку государство во многом утратило свою независимость. Усиливает эти угрозы процесс глобализации, который делает границы все более прозрачными, а экономику и производство все более зависимыми.
Но вместе с тем современные международные отношения выдвигают к государствам ряд требований, которые под силу только этому социальному институту. В таких условиях происходит смещение от традиционных функций к новым, которые выходят за рамки привычных.
Роль экономики
Особую роль сегодня выполняют международные экономические отношения, поскольку именно этот вид взаимодействия стал одной из движущих сил глобализации. Складывающееся сегодня мировое хозяйство можно представить в виде глобальной экономики, объединяющей различные отрасли специализации национальных экономических систем. Все они включены в единый механизм, элементы которого взаимодействуют и являются зависимыми друг от друга.
Международные экономические отношения существовали до появления мирового хозяйства и связывали между собой отрасли в пределах континентов или региональных объединений. Основными субъектами таких отношений являются государства. Кроме них, в группу участников включены гигантские корпорации, международные организации и объединения. Регулирующим институтом этих взаимодействий является право международных отношений.
ПОНЯТИЕ СИСТЕМНОСТИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
ПОНЯТИЕ СИСТЕМНОСТИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
В мировой и отечественной литературе принято считать, что «классические» международные отношения зародились в период формирования национальных государств на европейском континенте. За точку отсчета принимается завершение в Европе Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) и заключение Вестфальского мира 1648 г. С той поры весь почти 400-летний период вплоть до наших дней рассматривается многими, особенно зарубежными исследователями, как история целостной Вестфальской системы международных отношений.
СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПОРЯДОК) ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКУЮ, УСТОЙЧИВУЮ ФОРМУ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ, КОТОРАЯ ЗАКРЕПЛЯЕТСЯ В ДОГОВОРАХ И СОГЛАШЕНИЯХ И ОТРАЖАЕТ КАК СООТНОШЕНИЕ (БАЛАНС) СИЛ, ТАК И СПЕЦИФИКУ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ВХОДЯЩИМИ В СИСТЕМУ ГОСУДАРСТВАМИ.
ОСНОВОЙ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ГЛАВНЫМ ФАКТОРОМ ЕЕ СТАБИЛЬНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ЯВЯЛЕТСЯ БАЛАНС СИЛ, ПОНИМАЕМЫЙ КАК СООТНОШЕНИЕ ВОЕННЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ, ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЕСА И ВЛИЯНИЯ ВХОДЯЩИХ В СИСТЕМУ ГОСУДАРСТВ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ, В ДАННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ.
Каждая система международных отношений характеризуется определенной устойчивостью, которая зависит от равновесности баланса сил, которое лежит в ее основе.
РАВНОВЕСИЕ БАЛАНСА СИЛ – это такое соотношение баланса сил, при котором становится невозможным доминирование одного или нескольких государств. Равновесие обеспечивает соблюдение основных интересов большинства входящих в систему государств, прежде всего великих держав.
О системности в МО.
По поводу этого термина в научной литературе идут дискуссии. Предлагается такой вариант определения этого понятия, к которому аппелируют некоторые российские исследователи.
Системность применительно к международным отношениям означает такой характер долговременных взаимоотношений между государствами или группами государств, которые отличают стабильность и взаимосвязанность, в основе которых лежит стремление к достижению определенного, осознанного комплекса устойчивых целей и где в той или иной мере присутствуют элементы правовой регламентации базовых аспектов международной деятельности.
Системность – понятие историческое. С этим практически никто не спорит. Но вопросы о причинах, о времени возникновения системности в международных отношениях являются предметом нескончаемых дискуссий. Часть исследователей полагает, что системность в международных отношениях возникла практически одновременно с появлением первых государств, ибо они сразу же вступили в какие-то отношения друг с другом. Вряд ли это утверждение справедливо, поскольку отнюдь не любые контакты между государствами ведут к формированию устойчивой системы между народных отношений. Если внутри этих, пусть весьма архаичным по современным меркам государств с самого момента их зарождения возникали, стали действовать и сознательно внедряться хотя и примитивные, но все же правовые нормы, которые постепенно скрепляют государственные институты в некий системный механизм, то на международной арене ситуация складывалась иначе.
Вплоть до недавнего времени существовало твердое убеждение, что процветание и безопасность любых государственных образований зависит исключительно от их военной мощи и размеров территорий. Для чего необходимо увеличивать военную мощь, как ее эффективнее использовать, зачем и в каком направлении расширять свою территорию, как строить отношения с другими государствами – над этим вопросом никто особенно не задумывался. Наращивание указанных показателей рассматривалось в качестве основной задачи государственной власти. Ее решение превращалось в некую самоцель. При доминировании такого подхода к внешнеполитической деятельности государств говорить о системном характере межгосударственных отношений вряд ли приходится.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД МОРТОНА А. КАПЛАНА
1) наращивать силу, но по возможности предпочитать переговоры ведению боевых действий;
2) лучше вступать в войну, чем упускать шанс увеличивать силу;
3) лучше прекращать войну, чем исключать из системы основного национального актора (против которого применялась сила),
4) препятствовать любой коалиции либо актору, которые стремятся занять господствующее положение в международной системе;
5) сдерживать акторов, которые применяют наднациональные принципы организации и поведения;
6) позволять побежденным или ослабленным основным акторам занять свое место в системе в качестве партнеров и помогать второстепенным акторам повышать свой статус.
Кроме двух реальных исторических систем М. Каплан вообразил 4 гипотетических, которые могут образоваться из «свободной биполярной системы»:
1) жесткую биполярную систему, где все акторы втянуты в тот или другой блок, и нейтральная позиция исключена (система менее устойчива, чем “свободная биполярность»);
2) универсальную международную систему конфедеративного типа;
3) иерархическую систему с господством одного блока, где национальные государства оказались бы на положении автономных,
Позднее М. Каплан дополнил эти моделей 4 вариациями:
2) Система ослабленной напряженности (или разрядки), предполагавшая эволюцию в сверхдержавах («либерализацию» СССР и демократизацию внешней политики США), делавшие возможным ограничение вооружений до минимального уровня.
3) «Неустойчивая система блоков», где будет продолжаться гонка вооружений и напряженность будет возрастать.
Признавая некоторую долю справедливости подобной критики, ради справедливости же напомним, что сам М. Каплан вовсе не претендовал на роль библейского пророка и достаточно реалистически рассматривал возможности научного предвидения с помощью системного моделирования. Подчеркивая неспособность любой теории международных отношений предсказать будущее в его конкретных проявлениях, он ограничивал прогностическое значение своих гипотетических моделей знанием: 1) условий неизменности системы, 2) условий изменения в системе, 3) характера этих изменений.
Методология М. Каплана обладала все-таки определенной познавательной ценностью, помогая представить вероятные эволюции международных отношений. И если ни одна из его предложенных 8 гипотез (не считая реальной свободной биполярной системы) не реализовалась полностью, то некоторые из них частично все же подтверждаются тенденциями современного развития. В советской научной литературе до второй половины 80-х годов, когда были сформулированы принципы «нового мышления», резко критиковалось положение М. Каплана об эволюции СССР как «неприемлемое», как «полностью противоречащее реальности» или «направленное на теоретическое обоснование вмешательства во внутренние дела другой стороны, которое не только не может способствовать разрядке, а может лишь усугубить конфронтационные моменты в отношениях между странами». Процесс «перестройки» и разрушение СССР, однако, доказывают, что сегодня нельзя не признать научной значимости сценарных прогнозов М. Каплана.
По степени напряжённости
отношения стабильности и нестабильности
отношения доверия и вражды
отношения сотрудничества и конфликта
отношения мира и войны.
Закономерности:
Главным действующим лицом МО является государство. Основная форма его деятельности — дипломатия. В последнее время набирают популярность идеи транснационалистов, считающих, что в современных условиях роль государства падает, при этом роль других факторов (ТНК, международные правительственные и неправительственные организации) возрастает.
Государственная политика существует в двух измерениях — внутреннем (внутренняя политика, являющаяся предметом политологии) и внешнем (внешняя политика, являющаяся предметом международных отношений).
Основа всех международных действий государств коренится в их национальных интересах (прежде всего, стремлении государств обеспечить безопасность, суверенитет и выживание).
Международные отношения — это силовое взаимодействие государств (баланс сил), в котором преимуществом обладают наиболее мощные державы.
Баланс сил может принимать различные формы — однополярную, биполярную, трёхполярную, мультиполярную конфигурацию.
Универсальность закономерностей МО заключается в том, что:
Действие универсальных международных закономерностей касается не отдельных регионов, а всей мировой системы в целом.
Закономерности МО наблюдаются в исторической перспективе, в наблюдаемый период и в будущем.
Закономерности МО охватывают всех участников МО и все сферы общественных отношений.
Поскольку предметная область теории международных отношений — это сфера политики, постольку данная наука относится к области политического знания. Более того, до не давнего времени она рассматривалась, как один из разделов политической науки. На начальном этапе развития современной политологии, не уделялось внимание международным отношениям. Первая мировая война изменила ситуацию. Многие государственные деятели находились в плену устаревших представлений и суждений и не до конца предвидели последствия принимаемых ими решений. Итоги войны подтолкнули научное сообщество внимательнее подойти к теме международных отношений. По окончанию второй мировой войны созданная в рамках системы ООН, спец организация по вопросам культуры и образования — ЮНЕСКО — провела ряд мероприятий по конституированию политологии в качестве международной, признанной научной дисциплины.
Структура политической науки:
1) Политическая теория
2) Теория политических институтов
3) Изучение партий, групп, общественного мнения
4) Теория международных отношений
была широко распространена на западе благодаря большому количеству мыслителей (в основном американских) В СССР, в период оттепели было создано множество научно-исследовательских центров с международной тематикой.
Теория международных отношений как дисциплина в рамках социальной науки, изучает мировой порядок, то есть совокупность всех институтов, определяющих форму интеграции и взаимодействия между множеством локальных сообществ.
С этих позиций международная политика представляется как поле борьбы суверенных государств, ориентированных на национальные интересы и потому борющихся за достижение тех целей, которые постоянно находятся в сфере их внимания.
К ним относится прежде всего достижение безопасности, поскольку из-за отсутствия верховного арбитра в международных отношениях каждое государство вынуждено главное внимание уделять собственной защите. Следовательно, каждое государство, соперничая с другим, обязано стремиться к созданию такого баланса сил, которое выступало бы в качестве сдерживающего механизма в условиях конкуренции, силового противостояния и при котором это государство может получить превосходство, гарантирующее ему безопасность. Логика такого взаимодействия требовала создания коалиций, блоков, союзов, которые способствовали бы умножению силы и, соответственно, решению входящими в них государствами своих задач.
Приверженцы парадигмы политического реализма исходят из того, что при отсутствии верховной власти, правовых и моральных норм, способных на основе общего согласия эффективно регулировать взаимодействия основных акторов, предотвращать разрушительные для них и для мира в целом конфликты и войны, природа международных отношений не претерпела существенных изменений с древних времен.
Основные положения политического реализма:
-Международным отношениям присущ анархизм. В отличие от внутриполитической жизни, которая четко регулируется правовыми нормами, международные отношения развиваются стихийно, они неподвластны каким бы то ни было организующим началам.
-Господствующим актором международных отношений являются не бизнес-структуры и даже не организации (общественные или межгосударственные), а только национальное государство.
-На международной арене государства действуют в соответствии со своими национальными интересами, стремятся к установлению кон-троля над важнейшими экономическими ресурсами – людьми, территорией, природными богатствами, выходами к морским и наземным коммуникациям.
Основным событийным содержанием международной политики является военное противоборство, а инструментом – военная мощь.
Чтобы выжить, государства обязаны неустанно думать о развитии своего военного потенциала, своевременно организовывать или вступать в коалиции с союзниками с целью сохранения баланса сил на мировой арене. Пренебрежение этими мерами или их промедление неминуемо приводит к военной катастрофе и гибели государства.
Право на существование имеют лишь мощные в военном отношении страны, а малые государства обречены либо на исчезновение, либо на зависимое, подконтрольное существование.
Международные отношения строятся по правилам игры с «нулевой суммой», в которой государство либо выживает, либо погибает. Третьего не дано.
Появление концепции неореализма связывают с публикацией книги К. Уолца «Теория международной политики», первое издание которой увидело свет в 1979 г. Отстаивая основные положения политического реализма («естественное состояние» международных отношений, рациональность в действиях основных акторов, национальный интерес как их основной мотив, стремление к обладанию силой), К. Уолц в то же время настаивает на том, что любая теория международных отношений должна основываться не на частностях, а на целостности мира, принимать за свой отправной пункт существование глобальной системы, а не государств, которые являются ее элементами. Являясь следствием взаимодействий международных акторов, структура международной системы в то же время не сводится к простой сумме таких взаимодействий, а представляет собой самостоятельный феномен, способный навязать государствам те или иные ограничения, или же, напротив, предложить им благоприятные возможности на мировой арене.
Структурные свойства международной системы фактически не зависят от каких-либо усилий малых и средних государств, являясь результатом взаимодействий между великими державами. Это означает, что именно им и свойственно «естественное состояние» международных отношений. Что же касается взаимодействий между великими державами и другими государствами, то они уже не могут быть охарактеризованы как анархические, ибо приобретают иные формы, которые чаще всего зависят от воли великих держав.
Основные положение неореализма:
-Анархическая природа международных отношений сохранилась, но приобрела вид т. н. «зрелой» анархии, которая может регулироваться сообществом или «концертом» западных стран.
-Поведение государств нельзя выводить из единственного критерия военной мощи. Многое в мировой политике зависит от экономики и, особенно, от международной торговли и промышленной кооперации. Поэтому анализ мировых дел должен включать в себя изучение структуры международных отношений, которая оказывает прямое влияние на выработку внешнеполитических решений государственными лидерами.
-Понятие «силы» не сводится целиком к военному аспекту и охватывает собой и экономику, и науку, и культуру. А приемы из военного арсенала теперь могут послужить хорошую службу на экономическом и торговом поприщах, где, как и прежде, государства обязаны стоять на страже баланса сил, своевременно создавать коалиции, теперь уже не военные, а торгово-экономические.
-Перемены в характере международных отношений последней четверти ХХ в. коснулись лишь западных стран, в то время как международно-политическое пространство так называемого «второго» (социалистического) или «третьего» (экономически слаборазвитого) миров никак не изменилось.
Основой всех этих новых тенденций в международных отношениях является закономерность возрастающей взаимозависимости мира под влиянием микроэлектронной революции, революции в средствах связи, транспорта и коммуникации. Результатом становится вторжение в сферу мировой политики новых, нетрадиционных акторов – неправительственных организаций, финансовых фирм, транснациональных корпораций, частных групп, демографических потоков, мафиозных структур и рядовых индивидов. Государства уже не могут, как прежде, контролировать их деятельность, которая все чаще осуществляется в обход государственного суверенитета и вопреки ему. Поэтому монополия государства в международных отношениях разрушается, хотя оно продолжает претендовать на нее.
Сужение полномочий национальных правительств, эрозия силовых отношений в международных отношениях и увеличение числа и многообразия «акторов вне суверенитета» создают новую картину взаимодействий на мировой арене. Международные отношения становятся все более транснациональными и все менее управляемыми.
Конструктивизм (в международных отношениях) – (от англ. constructivism) направление в теории международных отношений, которое в качестве основных участников рассматривает государства, обладающие собственной идентичностью, и социальное пространство, которое формируют государства.
Основные положения:
А. Вендт выделяет 4 уровня идентичности:
1) корпоративная идентичность: государство как организационный актор, связанный с обществом, которым он управляет посредством структуры политической власти.
2) типовая идентичность: политический режим и экономическая система, а также частично социальные особенности.
3) ролевая идентичность: свойства государств в отношениях с другими государствами (выделение пар гегемон/сателлит, государство, выступающее за статус-кво/государство, неудовлетворенное своим положением в сложившейся международной среде — концепт «неудовлетворенного могущества»).
4) коллективная идентичность: идентификация двух и более государств как принадлежащих к единому «эго», как часть целого.
Сегодня феминистский подход к МО — это бурно развивающаяся область, по-новому подходящая к сферам международных отношений и делающая в них свой вклад, помимо тех, которым посвящены традиционные дискуссии. Этот подход становится общепризнанной подобластью, которой посвящаются экспертные заседания на крупнейших научно-теоретических конференциях, отделы в профессиональных, составляются книги и сборники, а также выходят журнальные статьи.
Английские ученые М. Лайт и Ф. Хэллидей выделяют четыре основных причины невнимания теории международных отношений к вопросам пола:
сфера взаимоотношений между полами традиционно рассматривалась как чисто внутриполитическая проблема;
игнорированию данной проблематики способствовала так называемая «институциональная инерция» — тенденция изучать и преподавать то же, что и раньше;
сильная уверенность в том, что наука о международных отношениях нейтральна по отношению к проблемам пола;
Существенный вклад в развитие теории международных отношений внесли авторы геополитических теорий, которые предложили целый круг идей, раскрывающих зависимость внешней политики государств от факторов, позволяющих им контролировать определенные географические пространства.
Наиболее заметным событием в геополитических изысканиях явились идеи английского ученого X. Макиндера, который сформулировал концепцию «Хартленда», оказавшую существенное влияние на всю последующую историю геополитики. По его мнению, часть суши, искусственно разделенная на Азию, Африку и Европу, представляет собой «мировой остров», являющийся «естественным местоположением силы». Его сердцевину составляют Россия с частью прилегающих территорий Казахстана, Узбекистана и некоторых других стран. Эта «срединная земля», или Хартленд (Евразия), не проницаемая для влияния морских империй, и представляла собой «ось мировой политики». А тот, кто, согласно Макиндеру, контролирует Хартленд, контролирует и «мировой остров» и, следовательно, весь мир.
Подобные идеи закрепляли преимущество сухопутных держав в сложившемся мировом балансе сил по отношению к морским и приокеаническим государствам. Однако такое положение последних должно было побуждать их к ослаблению могущества стран, контролирующих Хартленд, препятствуя, в частности, их выходу к морю и объединению наиболее крупных государств на данной территории (в частности, Германии и России), способствуя дроблению государств на этом пространстве и созданию противостоящих им блоков и коалиций.
Собственный взгляд на геополитические перспективы «законченного мира» выдвинул американский ученый Н. Спайкман, который исходил из того, что глобальная безопасность в мире может быть обеспечена за счет контроля за «материковой каймой», т.е. прибрежными государствами Европы и Азии, расположенными между материковой сердцевиной и морями. Это пространство представляло, по его мнению, зону постоянного конфликта между континентальными и морскими державами. И тот, кто будет контролировать этот римленд (побережье), тот будет осуществлять и контроль над Евразией и всем миром.
В современных условиях трактовки геополитических принципов получили новое развитие, они значительно обогатились. Так, С. Хантингтон рассматривает в качестве источника геополитических конфликтов спор цивилизаций. Концепция «золотого миллиарда», согласно которой блага цивилизации смогут достаться только ограниченному числу людей в силу нехватки мировых ресурсов, прогнозирует обострение межгосударственных конфликтов из-за ресурсов и территории.
Наряду с такими конфронтационными прогнозами ряд политиков и теоретиков предлагают «бесполярную» трактовку мира, основанного на всеобщей гармонии и сотрудничестве государств, выдвигают модели типа «общеевропейского дома», подразумевающие создание системы коллективной безопасности государств и народов, существующих во взаимосвязанном, безъядерном и взаимозависимом мире.
Рассмотрение современных представлений о природе международных отношений обнаруживает ряд общих положений, разделяемых представителями всех основных парадигм. Во-первых, это положение о том, что, хотя анархия международных отношений и продолжает существовать и даже отчасти возрастает, возможности для их регулирования все же существуют. Во-вторых, это тезис, согласно которому число участников международных отношений расширяется, включая в себя не только государства, но и новых, нетрадиционных акторов. В-третьих, это признание всемирного характера тех вызовов и проблем, с которыми сталкиваются сегодня участники международных отношений. Наконец, в-четвертых, это указание на переходный характер современного состояния этих отношений.
Мировой порядок — характер (состояние) или направление внешней активности, обеспечивающей незыблемость тех целей сообщества государств, которые являются для него, с одной стороны, элементарно необходимыми, с другой — жизненно важными, с третьей — общими для всех.
Термин был введен Хэдли Буллом в научный оборот политологов в 1977 г., однако сам по себе мировой порядок сложился гораздо раньше.
Традиционно выделяют несколько исторических форм мирового порядка:
Вестфальский (1648—1815) — закреплен в Вестфальском мирном договоре. Был оформлен статус государств как ведущих акторов мировой политики и главенствующих элементов международной системы. Мировой порядок стал складываться на основании отношений именно между государствами. При этом, под словом «мировой» стоит понимать прежде всего европейский порядок, так как данная система мало касалась других регионов мира.
Венский (1815—1871) — оформлен подписанием Венского мира в 1815 г. после Наполеоновских войн. В этой форме мирового порядка были выделены Великие Державы — суверенные государства, которые имеют большее влияние, нежели остальные. В результате, такой порядок стал основой для эпохи колониализма и посодействовал окончательному формированию империй. Мировой порядок отчасти стал действительно мировым, распространившись посредством расцвета колониальных империй на другие регионы.
Версальский (1918—1939) — Версальский мирный договор по итогам Первой мировой войны. Институционально был зафиксирован полицентричный мир, в котором принятие и осуществление важнейших решений происходит путём взаимных договоренностей Великих Держав с учетом интересов остальных. Была создана Лига Наций — институт, который был нацелен на поддержание существовавшего мирового порядка, на недопущение дестабилизации международной системы по воле одного из её элементов. Оказался недостаточно эффективен в связи с тем, что интересы государств по-прежнему стояли несравнимо выше интересов международной организации.
Ялтинско-Потстдамский (1945—1991) — сформировался на конференциях в Ялте и Потсдаме, а также в послевоенном урегулировании в 1945-46 гг. впервые изменилась сама структура мирового порядка — с полицентричного на полярный (биполярный, двухполюсный и т. д.). Мир был разделен на два антитетических центра, условные блок США и блок СССР. Уникален также по причине появления ядерного фактора и вытекающих из этого явлений. По мнению большинства экспертов, является наиболее стабильной формой мирового порядка из существовавших.
Пост-биполярный (1991—2000) — сложился с падением Советского Союза и окончанием Холодной Войны. Характеризуется как моноцентричный, в связи с доминирующей ролью США, что подтверждается резкой активизацией политики Америки на Ближнем Востоке и даже в Европе (конфликт в Югославии). Постепенно, с усилением Китая и созданием Европейского Союза, а также зарождением перспектив возможного усиления России, де-факто перестал существовать, приняв современный вид.
ПОНЯТИЕ СИСТЕМНОСТИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
В мировой и отечественной литературе принято считать, что «классические» международные отношения зародились в период формирования национальных государств на европейском континенте. За точку отсчета принимается завершение в Европе Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) и заключение Вестфальского мира 1648 г. С той поры весь почти 400-летний период вплоть до наших дней рассматривается многими, особенно зарубежными исследователями, как история целостной Вестфальской системы международных отношений.
СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПОРЯДОК) ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКУЮ, УСТОЙЧИВУЮ ФОРМУ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ, КОТОРАЯ ЗАКРЕПЛЯЕТСЯ В ДОГОВОРАХ И СОГЛАШЕНИЯХ И ОТРАЖАЕТ КАК СООТНОШЕНИЕ (БАЛАНС) СИЛ, ТАК И СПЕЦИФИКУ ОТ