Что такое система русского языка
Из каких уровней состоит русский язык как система
Содержание статьи
Фонетика
На данном уровне выделяется мельчайшая неделимая единица языка – фонема. Это самый первый кирпичик, из которого исходят все последующие уровни. Фонема изучается такими разделами языкознания, как фонология и фонетика. Фонетика исследует то, как образуются звуки, их артикуляционные особенности. Фонология же, связанная с именем языковеда Трубецкого, изучает поведение звуков в различных словах и морфемах. Именно в фонологии выделяются такие дифференцирующие признаки звуков, как твердость-мягкость, глухость-звонкость. Каждая фонема включает в себя индивидуальный набор признаков.
Морфология
На более высоком уровне находится такая единица языка, как морфема. В отличие от фонемы, морфема является элементарной единицей языка, несущей в себе определенное значение. Несмотря на то что морфемы представляют собой значимые единицы языка, они могут употребляться лишь в связи с другими морфемами. Лексическое значение создается лишь совокупностью взаимосвязанных морфем, среди которых основная роль отводится корню. Префикс, суффикс, окончание и постфикс несут лишь добавочную семантику. Особенностью морфем является чередование в них отдельных звуков с сохранением значения. Наука, изучающая систему морфем, их классификации и сложные взаимосвязи, называется морфемикой.
Лексикология
Слово, по сравнению с фонемой и морфемой, является более сложной единицей языка и обладает определенной самостоятельностью. В его задачу входит наименование различных предметов, состояний, процессов. Строительным материалом слова являются морфемы. Существующие классификации слов имеют различные основания: частота употребления в речи, экспрессивность, стилизация и т.д.
Лексикология представляет собой довольно обширный раздел системы языкознания. Благодаря словотворчеству лексический запас языка постоянно пополняется новыми словами.
Синтаксис
На данном уровне основными элементами являются словосочетание и предложение. Здесь речь идет не о лексическом значении отдельного слова, а о смысловой связи между несколькими словами и общем значении, которое рождается в результате этой связи.
Словосочетания характеризуются наличием в них главного и подчиненных слов. Они служат строительным материалом для более сложной синтаксической единицы – предложения, характеризующегося информативностью. Предложение, как единица высшего уровня языковой системы, обладает коммуникативной функцией.
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ. СИСТЕМА ЕДИНИЦ ЯЗЫКА
Речевая деятельность человека осуществляется с помощью средств языка.
Язык — это система знаков (фонетических, графических, словообразовательных, лексических, фразеологических, морфологических, синтаксических) и способов их соединения, которая является уникальным средством отражения процессов мышления, выражения, оформления и сообщения мыслей, чувств, средством общения.
Русский язык, как и любой другой язык, представляет собой систему (система (от греческого systema) − целое, составленное из частей; соединение) − объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство.
Систему русского языка составляют единицы языка:
Единицы языка существуют не изолированно друг от друга, а во взаимосвязи: однородные единицы (звуки языка, морфемы, слова и т. д.) объединяются и образуют уровни языка:
Язык является уровневой системой, состоящей из элементов, взаимосвязанных между собой по определённым законам, в которой более простые единицы входят в более сложные как их составные компоненты, например, фонемы — в состав морфем, морфемы — в состав слов (лексем), слова — в состав словосочетаний и предложений. Изменение или выпадение одного из элементов системы обязательно отражается на других элементах — это говорит о единстве всех элементов системы языка.
Разнообразные средства русского языка способны выразить
всю совокупность знаний и представлений человека о мире.
Реализуются различные единицы языка, язык в речи. Речь — это процесс функционирования языка, воплощение, реализация языковых средств.
Основные различия языка и речи состоят в следующем:
1. Речь — психически организованная, мотивированная, преднамеренная и целенаправленная деятельность человека (или его результат), язык же — явление социальное, создающее возможности для целенаправленной деятельности человека.
2. Речь бесконечна, а система языка ограничена определенным набором составляющих ее языковых единиц, однако речь принципиально зависит от языка, поскольку именно язык и является средством осуществления речи.
3. Речь, линейна, представляет собой последовательность слов, предложений-высказываний, связанных по законам грамматики, логики и композиции, а язык имеет уровневую организацию (фонологический уровень, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический).
4. Речь подвижна, динамична, разворачивается во времени и пространстве, язык же более консервативен, стремится к стабильности.
5. Речь конкретна, неповторима, связана обусловлена контекстом, ситуацией, язык же отвлечен от конкретных ситуаций.
6. Речь материальна, она воспринимается органами слуха, зрения, осязания, язык же включает в себя абстрактные единицы, воспринимаемые и узнаваемые только в речи.
7. Речь индивидуальна, отражает опыт личности, говорящего, а язык — явление общее, средоточие коллективного опыта многих поколений (языкового коллектива).
8. Речь характеризуется темпом (быстрая речь и медленная), степенью громкости, произносительной чёткости, тоном (речь громкая и тихая), эмоциональной окрашенностью (речь ласковая, ироническая, гневная и т. д.), степенью стройности, связности (речь последовательная, логичная и речь спонтанная, неупорядоченная, бессвязная, сбивчивая), своими эстетическими качествами (речь художественная, поэтическая и речь грубая, вульгарная). Язык же не обладает такими качествами.
9. Речь вариативна, то есть представляет собой разные способы (разновидности) выражения какой-то сущности, а язык инвариантен, то есть является абстрактным обозначением какой-либо сущности в отвлечении от её конкретных реализаций — различных модификаций, вариантов (любая единица языка инвариантна: называет целый класс относительно однородных объектов, например, фонемы, морфемы, в сравнении с их речевыми реализациями — звуками, морфами).
10. Речь может рассматриваться с точки зрения истинности и ложности, правильности и неправильности, что невозможно по отношению к языку.
Язык выполняет ряд важных функций:
1) коммуникативную функцию — функцию общения: язык служит средством общения, используется для выражения мыслей, которые воспринимаются адресатом и вызывают его ответную реакцию (согласие, несогласие, возражение и т. д.), с ее частными функциями:
а) фатической (контактоустанавливающей) — функцией установления и завершения контакта с адресатом;
б) конструктивной — функцией выражения мыслей, материализации мысли, превращения ее в слово;
в) аккумулятивной функцией — функцией сообщения, передачи и сохранения информации, выполняемой фольклорными произведениями (пословицами, поговорками, русскими народными сказками, народными песнями, былинами и т. д.), памятниками письменности (летописями, документами, мемуарами, газетными и журнальными статьями и другими материалами, произведениями художественной литературы и т. д.), в которых запечатлевается жизнь народа, нации, история носителей языка;
г) конативной функцией — функцией ориентации на адресата;
д) регулятивной (планирующей) функцией — функцией планирования действий;
е) волюнтативной (призывно-побудительной) — функцией воздействия на адресата, побуждения к действию;
2) когнитивную — познавательную функцию, функцию овладения знаниями, общественно-историческим опытом, выражая деятельность сознания, формируя мышление отдельного говорящего (индивидуальное сознание) и общества в целом (общественное сознание), с ее частными функциями:
а) номинативной — функцией называния предметов, действий, явлений и т. д.;
б) референтной — функцией установления соотношения с предметной действительностью;
в) функцией обобщения — способностью называть подобные предметы, явления одним и тем же словом, обобщать;
3) эмотивную (аффективную) функцию — функцию выражения чувств и эмоций;
4) аксеологическую — функцию выражения субъективно-модальной оценки;
5) эстетическую (поэтическую) функцию — функцию инструмента художественного творчества;
6) метаязыковую функцию — функцию описания, разъяснения языка и речи средствами самого языка.
Русский язык является одним из языков славянской ветви большой индоевропейской семьи языков, в которую входят языки
— германской ветви (английский, немецкий),
— романской (латинский, французский, итальянский, португальский, испанский, румынский, молдавский и др.),
— скандинавской (шведский, датский, исландский, норвежский),
— балтийской (литовский, латышский, прусский),
— иранской ветви (перситский, таджикский, пушту, курдский, осетинский и др.),
— индийской (санскрит, урду, бенгали, хинди, цыганский и др),
— славянской ветви, в которую входят
— западнославянские языки (чешский, словацкий, верхне- и нижнелужицкие языки, польский),
В современном обществе русский язык выполняет ряд очень важных функций:
1) функцию национального языка русского народа, получившего признание достаточной части населения как стандартный вариант языка русского народа;
2) функцию государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения в многонациональном государстве: обслуживает все функции государства — управление, законодательство, науку, образование и т. д.;
3) функцию одного из международных языков, официальных языков Организации объединенных наций (ООН) и других международных организаций ( ЮНЕСКО, МАГАТЕ, ВОЗ и др.), наряду с пятью другими языками международного общения: английским, французским, испанским, арабским, китайским.
Русский языкпредставляет собой сложную систему, которую составляют разные элементы (варианты языка):
— общенациональные (литературный язык);
— территориальные диалекты — территориально ограниченные варианты языка (говоры);
— социальные диалекты — социально обусловленные варианты языка (просторечие, вульгарно-бранный язык);
— функционально замкнутые варианты (жаргон, профессионально-ограниченный язык).
Основным вариантом (подсистемой) общенародного русского языка, его общенациональным элементом является литературный язык (первоначально так называли язык, на котором создавалась художественная литература, в отличие от бытового языка, языка ремесел, промыслов; сейчас же для обозначения языковых особенностей художественной литературы используется иной термин — язык художественной литературы). Литературный язык воспринимается в обществе как образцовый, социально престижный, авторитетный: на него ориентируются все говорящие на русском языке, независимо от степени владения этой подсистемой языка.
Литературный язык полифункционален: функционирует в устной и письменной формах, обслуживает разнообразные сферы жизни общества — политическую, научную, культурную, официальную и неофициальную. Литературный язык — высшая форма национального, общенародного языка, язык культуры, литературы, образования, основа общения, коммуникативно-речевой культуры. Он включает в себя наилучшие способы обозначения понятий, выражения мыслей и чувств. Для него характерны:
1) письменная фиксация, то есть существование не только в устной, но и в письменной форме;
2) обработанность в результате целенаправленного отбора всего лучшего, что есть в языке, в процессе использования языка, в результате специальных исследований языка учеными-филологами, творчества писателей и общественных деятелей. А. М. Горький говорил об этом: «Язык создается народом. Деление языка на литературный и народный значит только то, что мы имеем, так сказать «сырой» язык и обработанный мастерами. Первым, кто прекрасно понял это, был Пушкин; он же первым и показал, как следует пользоваться речевым материалом народа, как нужно обрабатывать его» [А. М. Горький. О литературе. — М., 1937. — С. 20].литературного языка возникает в результате
3) строгая нормированность, регламентированность: соблюдение единых общеобязательных норм употребления языковых средств, определенных законов, правил, принятых в данном языковом сообществе:
3) кодифицированность: фиксация в словарях, справочниках и грамматиках;
5) стилевое варьирование: наличие разветвленной системы функциональных стилей, для каждого из которых характерны особые языковые средства.
Помимо литературного языка, систему общенародного языка представляют территориальныеи социальные диалекты.
Территориальные диалекты (говоры) — территориально ограниченные варианты языка, свойственные, в первую очередь, сельским жителям, используется в бытовой и обиходно-производственной сферах (лыва (лужа), пехло (лопата для уборки снега), середа, куть (кухня), кочет (петух) и т. д.).
В группе социальных диалектов:
Представление о разнообразии вариантов существования русского языка, его элементах в 19 веке дает «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, содержащий свыше двухсот тысяч слов: литературных, областных, простонародных и других.
Вопросы, контролирующие знания теоретического материала по данной теме:
Вопрос 1. Русский язык как система. Единицы и уровни языка. Язык и речь
Язык – это определенная система, так как он обладает тремя признаками системы:
а) состоит из элементов или единиц;
б) эти элементы связаны друг с другом: одна единица языка входит в состав другой (звуки – в состав морфем, морфемы – в состав лексем, лексемы существуют в определенных формах, из них составляются словосочетания, из словосочетаний – предложения);
в) элементы языка составляют нечто целое – сам язык, который существует как единство входящих в него единиц. При изменении или утрате одного элемента изменяется или разрушается вся система языка.
Язык – это и определенная структура, так как в нем выделяют определенные уровни и ярусы, соответствующие единицам языка.
Язык – теоретическая структура существующая в сознании носителей языка.
Речь – язык действий (практическое применение языка).
Вопрос 2. Богатство русского языка. Формы существования русского языка: устная и письменная речь.
Русский язык относится к числу наиболее развитых языков мира, на нем написана богатейшая литература, отразившая исторический опыт великого русского народа и достижения всего человечества. Богатство русского языка проявляется на всех языковых уровнях.
На фонетическом уровне оно заключается в разнообразии звуков, богатстве ударения и интонации. По мнению ученых, русский язык входит в число наиболее музыкальных языков мира благодаря следующим своим характеристикам:
1. В нем имеется большое число гласных звуков, организующих слог и ритм слова.
2. Четвертая часть всех слов русского языка состоит из сонорных согласных, наиболее близких к гласным, которые также придают звучанию музыкальность.
3. Признаком музыкальности языка является и наличие большого числа мягких согласных. Почти каждый русский твердый звук имеет мягкий полный вариант.
Считается, что русский язык имеет сложное произношение. Главная причина этого – скопление согласных и наличие парных по твердости-мягкости согласных. В русском языке ударение разноместное, т.е. может падать в разных словах на разные слоги, и подвижное, т.е. может передвигаться в одном и том же слове при его изменении.
На морфемном уровне русский язык отличает богатство суффиксов: уменьшительный (-ик), ласкательных (-чек), увеличительных (-ищ), пренебрежительных (-ёнк), суффиксов производителя действия (-тель), носителя признака (-ик), ослабленной степени качества (-оват). Разнообразны и другие приставки. В одном слове может быть до трех приставок: по-при-от-крывать.
Богат русский язык и на уровне словообразования: в нем множество моделей для создания новых слов, особенно в области приставочно-суффиксального словообразования. Пример, слово голубь, слова образованные от него: …
На лексическом уровне русский язык отличается, во-первых, огромным словарным запасом. Словарь современного русского литературного языка (Большой Академический Словарь – БАС) включает более 110.000 слов, Словарь русских народных говоров – 102.000 слов, Большой словарь иностранных слов – около 30.000 слов, пользующийся большой популярностью Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля – более 200.000 слов. Даже если учесть, что названные словари в названных словарных статьях могут пересекаться, лексическое богатство русского языка не подвергается сомнению.
Во-вторых, в русском языке развита полисемия, т.е. многозначность. Так, 80% слов русского языка имеют не одно, а несколько значений.
В-третьих, наличие огромного словарного запаса и полисемии создало базу для развития синонимии и антонимии. Большое количество синонимов (слов, близких по значению) и антонимов (слов, противоположных по значению) украшает и обогащает русскую речь.
Фразеологическое богатство русского языка проявляется как в наличии большого количества собственно русских фразеологизмов (положить в долгий ящик; ткнуть пальцем в небо), так и в усвоении русским языком многочисленных заимствованных устойчивых выражений: греко-латинских (ахиллесова пята), библейских (зарыть талант в землю), фразеологизмов из западноевропейских языков (игра не стоит свеч).
В области морфологии свойственно богатство словоформ, в частности, разветвленная система склонения: 3 типа склонения существительных, 6 падежей и 2 числа – русское склоняемое существительное имеет 12 форм. Кроме этого, в русской системе склонения развита вариативность падежных окончаний: в родительном падеже ед.ч.; в предложном падеже ед.ч.; в именительном падеже мн.ч. Богат русский язык и в области глагольного формообразования (простые и сложные формы будущего времени, наличие причастных и деепричастных форм и т.д.).
Русский язык отличается стройным синтаксисом: словосочетание строится на основе трех видов связи (согласование, управление, примыкание), предложения по структуре делятся на простые и сложные, простые предложения по составу – на односоставные и двусоставные, сложные по наличию-отсутствию союзов – на союзные и бессоюзные, союзные по отношению между частями – на сложноподчиненные и сложноподчиненные.
Богатство русского языка проявляется и в большом разнообразии его стилистических средств (тропов и фигур речи), с помощью которых поэты и писатели создали художественные тексты мирового значения. Русская художественная литература – одна из самых развитых в мире.
Вопрос 3. Структура национального языка: литературные и нелитературные компоненты, их различия на разных языковых уровнях.
Понятия «национальный язык» и «литературный язык» имею разное содержание. Национальный язык – это язык всего народа, независимо от возраста, уровня образования, воспитания, профессии, места жительства его носителей. Он включает в себя следующие компоненты: литературный язык, диалекты территориальные, диалекты социальные (жаргоны, социолекты) и просторечья.
Диалект (говор) –речь сельского населения, ограниченная определенной территорией проживания её носителей.
б) Южно русский диалект – «аканье» и «г» фрикативное (придыхательное).
г) Челдонские говоры (сибирские) – делятся на «акающие» и «окающие» говоры.
Говоры отличаются фонетически, словообразованием.
Векша (белка) лексический уровень
Спелая картофель фонетический уровень
Иду тебя увидевши синтаксический уровень
Просторечье – неправильная речь малограмотных представителей городского населения (не ограниченная территорией проживания её носителей, являющаяся характеристикой малообразованного человека).
Отличия от литературного языка:
1. Фонетический уровень – редукция (ослабление гласных или согласных). Неправильное произношение слов. Неправильное ударение.
2. Словообразовательный уровень – лишние приставки (всё за-зря). Уничижительная (оскорбляющая) лексика характерна в просторечье.
3. Морфологический уровень – разговорные формы. Неправильно используется род, число. Склонение несклоняемых существительных. Неправильные формы глагола.
4. Синтаксический уровень –неправильное построение словосочетания (с ребенком проходите) – нет подлежащих и сказуемых.
Профессиональный жаргон – специфическая устная речь людей определенной профессии. Отличие лексики, всё остальное подчиняется законам и нормам русского языка. Первые профессиональные языки появились в 17 веке («офенский язык»). Офенский язык – тайный язык. Задача тайных языков скрыть информацию от непосвященных.
Медвежатник – человек, вскрывающий сейфы.
Арго – тайный уголовный язык. Язык – шифр. Некоторые арготизмы вошли в просторечье. Массово стали входить в сталинское время.
Сленг – молодежный язык (возрастные рамки 13-19). Способ шифровки.
а) самоидентификация и идентификация;
При переходе в другие возрастные рамки надобность в сленге отпадает сама по себе. Меняется на студенческий сленг. Меняется при переходе к другим социальным обстоятельствам. Не ограничен по профессии. Образуется путем сложения основ: спиногрыз.
Литературный язык – язык образованного слоя населения, он является высшей формой существования национального языка, его ядром.
Отличия литературного языка от не литературного:
1. Литературный язык ничем не ограничен: ни территориально, ни социально, ни профессией человека, ни возрастом человека.
2. Литературный язык обслуживает все сферы деятельности человека: быт, культуру, политику, науку, производство, законодательство и т.д.
3. Диалекты, жаргоны и просторечье существуют лишь в устной форме, литературный же язык реализуется и в устной и письменной формах.
Устная речь – это обычно не подготовленная, спонтанная речь. Она создается в процессе говорения. Особенности: а) свобода в выборе слов, словесная импровизация, использование словесно бытовой лексики; б) простой синтаксис, отсутствие причастных и деепричастных оборотов и др. сложных конструкций; в) возможна незаконченность в выражении мыслей.
Письменная речь – это подготовленная, обдуманная речь, при этом возможна правка текста. Особенности: а) строгий отбор лексики и фразеологии. Преобладание книжной лексики, точность и правильность выражения ; б) сложный синтаксис, использование всех видов сложных предложений; в) логическая стройность и законченность высказывания.
Литературный язык имеет следующие основные характеристики:
1. Нормированность – наличие определенных норм;
2. Письменная фиксация;
3. Кодификация норм;
4. Стремление к устойчивости, к сохранению общекультурного наследства и литературно-книжных традиций;
5. Способность не только обозначать всю сумму знаний, накопленных человечеством, но и осуществлять отвлеченное логическое мышление;
lionzage
lionzage
Система — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.
Термин «система» обозначает как реальные, так и абстрактные объекты и широко используется для образования других понятий, например банковская система, информационная система, кровеносная система, политическая система, система уравнений и др.
Языковая система, система языка — множество элементов языка, связанных друг с другом теми или иными отношениями, образующее определенное единство и целостность. Каждый компонент языковой системы существует в противопоставлении другим элементам, что наделяет его значимостью.
Единицы языковой системы, их иерархия
Языковая система имеет иерархическую структуру: единицы более высоких уровней представляют собой сочетания единиц низших уровней. В системе языка различаются словарь как инвентарь готовых единиц и грамматика как механизм их сочетания.
Лингвистическая концепция уровней в различных своих разновидностях при онтологическом понимании уровней также пользуется понятиями высшего и низшего, понимая под низшими уровнями организацию более простых единиц, например, фонем, в некоторую подсистему, а под более высокими уровнями, организацию более сложных единиц, например, слов. Фонемы, морфемы, слова и т. д. и образуемые ими подсистемы характеризуются качественным своеобразием. Иными словами, наблюдается качественное своеобразие “вхождения” менее сложных единиц в более сложные.
Разделы науки о языке
Лексика слова (лексемы)
Фразеология устойчивые выражения
Графика способы передачи звуков на письме
Орфоэпия ударение, произношение
Морфемика состав слова (морфемы)
Словообразование способы образования слов
Синтаксис (грамматика) словосочетания и предложения
Морфология (грамматика) части речи
Речеведение текст, типы речи, средства выразительности
Орфография правописание слов
Пунктуация знаки препинания
Стилистика сферы употребления языка
Сложность, красота и гармония языковой системы
Языковая система красива тем, что в ней нет барьеров для понимания в диалоге. Различные синонимы, антонимы, фразеологизмы могут дать человеку в развитии очень многое, если он будет правильно читать, писать и говорить.
Сложность в языковой системе может возникать из-за того, что человек просто боится попасть в мир непонятных вещей и объяснений, но самое интересное, если все ненужное отбросить в сторону, то можно отлично знать несколько языков. Также сложность может происходить от перемены мест самих словосочетаний, но смысл всё равно останется одним и тем же.