Что такое системный подход в психологии

Системный подход к личности

Написать компьютерный код может каждый. Но одни программы считаются эффективными и полезными, а другие приводятся в пример, как делать не надо. Эти же принципы свойственны и нашей психике. Применяя алгоритмы в нужное время и нужном месте, мы способны сделать жизнь немного легче и приятнее. В статье, дорогой друг, Вы узнаете как теорию системного подхода к личности, так и применение её принципов на практике.

Что такое системный подход в психологии. Смотреть фото Что такое системный подход в психологии. Смотреть картинку Что такое системный подход в психологии. Картинка про Что такое системный подход в психологии. Фото Что такое системный подход в психологии

От алгоритмов к человеку

Юваль Ной Харари — достаточно известный автор, который просто и наглядно объяснил датаизм. Датаизм, в работах Юваля, это концепция восприятия мира, которая сводит всё к базам данных и алгоритмам их обработки. Рецепт борща — это база данных ингредиентов и алгоритм их объединения. Наше ДНК описывает алгоритм сборки организма и его функционирования. А наше сознание, на основе полученного опыта из набора ситуаций, создает алгоритмы поведения.

Принцип системного подхода

Воспринимая сознание как систему, становится намного проще разобраться в себе. В первую очередь, пропадают всякие «трансцендентные» и «подсознательные» образования, которые придают флер загадочности и таинственности психологии.

Второе — это сознание, которое становится понятным и простым для развития. Судите сами, у нас просто пропадает волшебная таблетка, а приобретение полезных привычек привязывается к понятным и простым действиям. В этом направлении работает принцип постепенных накоплений, с фокусом на результативность.

Никаких откровений, никаких «делайте всего лишь одной действие и жизнь нормализуется». Системный подход в отношении нашего сознания и мировоззрения действует несколько на иных принципах. Простых, понятных, доступных каждому. И требующих проницательности и рутинного исполнения.

Реализация системного подхода

Метод изменения себя через накопительную систему поступков. На практике это работает следующим образом:

Вы, дорогой друг, озадачиваете себя конкретной целью. Довести проект до финала за год. Выучить новый язык за сезон. Привести в порядок организм — как в физическую форму, так и нормализуя принципы ЗОЖ. Цель может быть любой, лишь бы Вы верили и понимали, что её можно реализовать;

На втором шаге цель разбивается на составляющие элементы. Оцениваются направления проекта и определяется статус их состояния. Иностранный язык разделяется на лексическую и грамматическую составляющую, а Ваш организм поддается метрике и последующей установкой целей;

На третьем шаге создается система. Вы для себя описываете алгоритм достижения промежуточных результатов через ежедневные действия. Закрытие тикетов по проекту, от наиболее простых к сложным. Изучение 2-5 слов в день плюс просмотр роликов или любимого сериала на желаемом языке. И ежедневные занятия физическими нагрузками, соответствующие Вашим целям;

Переоценка. Процесс всего этого может быть приятным и затягивающим. Вы начинаете любоваться проектом, выставлять ежедневно посты в Инстаграм с фотографиями словарей и книг на английском, и уже каждый Ваш знакомый знает расписание тренировок и как они проходят. Но разве это было целью? Посмотрите, к каким результатам Вы пришли;

Если выбранные действия не приводят к результатам — отредактируйте алгоритм. Как часто это стоит делать? Судите в конкретной ситуации. Постоянно менять лодку — бесполезно, пока Вы не научитесь грести веслами.

В идеале, поддерживая алгоритм, можно путем постепенных изменений редактировать общий образ жизни, мировоззрение, свои возможности и навыки. И, что самое главное, решать психологические задачи. Именно на этом сконцентрирована когнитивно-поведенческая терапия.

Что же такое Когнитивно-поведенческая терапия

Это реализация научного подхода к мозгу, системного подхода к личности и адекватного оценивания поведения человека. Различные инфо-цыгане учат людей тому, что нужно: “создать свой положительный образ”, “ставить огромные цели”, “верить в себя”, “сказать миру Да”! Когнитивно-поведенческая терапия не отрицает этого. Иногда полезно раскрыться возможностям. Но всему свое место и случай.

Поведенческие принципы

Про КПТ уже писались статьи на Хабре. Общий их посыл сводится к тому, что КПТ — это один из лучших инструментов для приведения в порядок психологического состояния рациональных людей. Ведь ключевой момент кроется в банальном баге интерпретации мозгом банальных событий. Рассмотрим на наглядном примере с фейерверком:

Сам по себе, фейерверк — это просто громкие хлопки, цветные огни и атрибут шоу;

Для большей группы людей он остается ярким шоу, которое дарит эмоции и приятные ощущения;

Но есть категория людей с посттравматическим стрессовым расстройством, для которых фейерверк напоминает о боевых действиях, а не о празднике. Кстати, психолог КПТ чаще всего работает именно с ПТСР случаями;

Сам фейерверк остается простым событием, на которое мозг реагирует болезненно. Устранять само событие — это как пытаться отменить дожди или избегать темноты, из-за страха оказаться во мраке;

Куда проще изменить поведение конкретного человека. Особенно, когда он согласен на это!

Поведение человека остается реакцией, причина которой кроется в сознании. Эти реакции мы можем игнорировать, подавлять, избегать ситуаций, которые их вызывают. Все эти случаи непродуктивны. И тогда имеет смысл проработать проблему в её корне. В когнитивных процессах, которые поддерживают баги сознания.

Когнитивные принципы

Когнитивные принципы КПТ строятся на системном подходе, о котором шла речь выше. Вмешиваясь в тонкие процессы убеждений субъекта, психотерапевт помогает клиенту самостоятельно искать решения проблемы, меняя к ней отношение. И вот как это работает:

Человек находится в условиях, где конкретное действие всегда сопровождается конкретной реакцией. Наглядным примером, дорогой друг, будет случай выученной беспомощности. Это когда ребенок, совершая любое действие, сталкивается с осуждением. Получил на контрольной 4? Почему не 5?! Вон, Паша получил пятерку, а ты — бездарь! Ребенок впервые в жизни решил помыть посуду, но разбил тарелку? Ах ты рукожоп! Зачем вообще ты это трогал! Ребенок пытается выбрать себе новую кофту на деньги, подаренные на День Рождения? Фу, полный кошмар! Как ты только мог выбрать такой ужас! Мы лучше тебя знаем, что тебе нравится!

Такие условия закрепляют понимание того, что какой бы выбор ты не сделал, он всегда будет ошибочным. И тогда человек приходит к выводу, что лучше избегать вообще какого-либо принятия решений, чтобы не столкнуться с порицанием!

С возрастом такой человек боится заводить отношения, боится менять работу, боится говорить о том, что ему не нравится. Так его жизнь будет протекать в комфортных, привычных для него условиях. Но будет ли он счастлив? Вряд ли.

Метод КПТ строится вокруг того, чтобы показать такому человеку зону его ответственности. Например, человек понимает, что хочет зарабатывать, и для этого ему нужно устроиться на работу. Но он боится, так знает, что любое его действие будет подано порицанию. В этом случае психолог КПТ детализирует ситуацию. В частности:

Пробовали ли Вы ранее работать?

Что, самое худшее может произойти, когда Вы пойдете на собеседование?

Что лучшее произойдет, когда Вы пройдете собеседование?

Стоит ли результат тех страхов, которые Вы испытываете?

Давайте договоримся о награде. Пройдя собеседование — порадуйте себя.

Запишите, что именно Вы чувствовали при прохождении собеседования?

Это минимальный чек-лист, который используется для решения подобных состояний Клиента. Коротко, лаконично, результативно. И самое главное. Основная цель, которую ставит КПТ, это научить Клиента находиться “здесь и сейчас” в любой ситуации. Но об этом в следующем материале.

Спасибо Вам дорогой друг, что уделили свое время. Напишите в комментарии, что Вы думаете о КПТ? Доводилось ли Вам консультироваться с психологом или психотерапевтом? Какой опыт Вы получили?

Также призываю Вас подписаться на Телеграмм канал, на котором регулярно публикуются материалы по нейрохакингу. Способах и инструментах модифицировать, улучшить или просто сделать себя функциональнее. По крайней мере, своего пилота тела, весом в 4,5 кг.

Читайте, обдумывайте, комментируйте. И будьте психически здоровыми!

Источник

«суть системного подхода в психологии»

В чем суть системного подхода в психологии?

Суть системного подхода в психологии заключается в рассмотрении психики и любых ее проявлений как систем. Системный подход в психологии позволяет выявить общность психических явлений с другими явлениями действительности. А это доказывает единство принципов организации мира во всех аспектах и на всех уровнях — от физического до психологического и социального, что, в свою очередь, позволяет оптимистически оценивать возможности построения «единой психологической теории».

Какие преимущества дает использование системного подхода в психологии?

Дает возможность обогащения психологии идеями, фактами, методами других наук и, наоборот, проникновения психологических данных в другие области знания. Системный подход позволяет интегрировать и систематизировать психологические знания, устранять избыточность накопленной информации, сокращать объем и повышать наглядность описаний, уменьшать субъективизм в интерпретации психических явлений. Он помогает увидеть пробелы в знаниях о конкретных объектах, обнаружить их неполноту, определить задачи дальнейших исследований, а иногда и предсказать свойства объектов, информация о которых отсутствует, путем экстраполяции и интерполяции имеющихся сведений.

В учебной деятельности системные методы описания позволяют представить учебную информацию в более наглядной и адекватной для восприятия и запоминания форме, дать более целостное представление об освещаемых объектах и явлениях, и, наконец, перейти от индуктивного изложения психологии к дедуктивно-индуктивному.

Перечислите отечественных психологов, которые внесли наибольший вклад в разработку системного подхода в психологии.

Наиболее полно системный подход применительно к психологии освещается в работах В. А. Ганзена, А. А. Крылова, Б. Ф. Ломова, В. Ф. Сержантова, Э. Г. Юдина, В.П. Озерова, Н.В. Беломестнова. Б.С. Алишева

Т.Н. Бандурка, Е.Ю. Воронова, В.С. Ивашкина, В.В. Онуфриева, А.Н. Костина, Ю.Я. Голикова, Б.Г.Ананьева, С.Л.Рубинштейна.

Источник

Лекция 14. Системный подход в психологии.

Понятие системный подход в научном исследовании. Предпосылки системного подхода. Задачи системных исследований. Функции системных описаний. Разновидности системного подхода. Системный подход по Б.Ф.Ломову, по М.С.Роговину, по В.А.Ганзену.

Методические рекомендации к теме:

Системный подход является ведущим методологическим принципом современной науки. Системный подход позволяет отследить общность психических явлений друг с другом и с другими явлениями объективной действительности. При изучении данной темы полезно использовать метафору «пазла». В психологии накоплено множество фактов, которые не всегда связаны друг с другом – подобно отдельным деталям «пазла». Основной целью данной головоломки является создание целостной картинки. В настоящее время психология напоминает собой поле, на котором выкладывается «пазл», однако изображение весьма разорвано и фрагментарно, в отдельных случаях фрагменты картинки складываются более успешно, но в целом картинка недостаточно прояснена. Системный подход – главный инструмент объединения разрозненных научных фактов. Внимательно прочтите материал лекции, ответьте на вопросы самопроверки. Ответьте на вопросы для самопроверки. Для закрепления материала, внимательно просмотрите презентацию. Выучите основные определения из глоссария.

Понятие системный подход в научном исследовании.

Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы:

· целостного комплекса взаимосвязанных элементов;

· совокупности взаимодействующих объектов;

· совокупности сущностей и отношений.

Системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Практически все современные науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования — создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу, с гарантированной целью получить наиболее полное и целостное представление об этом материале.

Термин «системный подход» охватывает группу методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. Эти методы развиваются в рамках отдельных научных дисциплин, междисциплинарных синтезов и общенаучных концепций. Системный подход все шире применяется в психологии, накапливается опыт построения системных описаний объектов исследования.

Предпосылки системного подхода. Единство мира состоит в материальности. Все явления и процессы действительности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Объективными формами существования материального субстрата являются пространство и время. Важнейшая особенность мира заключается в неравномерности распределения в пространстве и времени вещества, энергии и информации (разнообразия). Эта неравномерность проявляется в том, что компоненты материального субстрата (элементарные частицы, атомы, молекулы и т. д.) группируются, объединяются в относительно обособленные в пространстве и времени совокупности. Процесс объединения имеет диалектический характер, ему противостоит процесс разъединения, дезинтеграции. Но факт существование объединений на всех уровнях организации материи говорит о доминировании интеграции над дезинтеграцией.

Принцип всеобщей взаимообусловленности явлений фиксирует факт объединения отдельных объектов природы в более крупные образования, что обнаруживается на всех уровнях ее организации. Поэтому указанный принцип может рассматриваться в качестве одного из методологических оснований системного подхода.

Источник

Системный подход в психологии

Принцип системности (Б.Ф.Ломов)

Система есть совокупность взаимосвязанных объектов, образующих определённую целостность, в которой в результате их взаимодействия возникают новые, интегративные свойства, отсутствующие в этих объектах. Человек является сложнейшей из известных науке систем, обладающей уникальными характеристиками и разнообразными качествами. Он одновременно является существом физическим, биологическим и социальным. В связи с этим, все психические явления должны изучаться в единстве с физическими, биологическими и социальными явлениями (но не сводиться к ним).

Системный подход предполагает, что изучение всех этих качеств должно происходить не отдельно, а в системе, быть направленным на понимание взаимосвязи и взаимовлияния всех составляющих.

Системный подход предполагает рассмотрение всех психических явлений в нескольких планах:

1) как некоторой качественной единицы, как системы, имеющей свои специфические закономерности (выявление и изучение психических процессов);

2) как части своей видо-родовой макроструктуры, закономерностям которой она подчиняется (изучение психики в контексте всех других форм отражения);

3) в плане микросистем, закономерностям которых оно также подчиняется (изучение биофизических и биохимических процессов);

4) в плане его внешних взаимодействий (изучение психики в связи с условиями её формирования и развития, т.е. в контексте жизнедеятельности человека).

Методологические основы современной психологии

К общей теории, или методологическим основам науки относят такие понятия:

Парадигма (гр. paradeigma – пример, образец) принятая определенным научным сообществом теоретико-методологическая структура, которая определяет способ постановки и решения исследовательских задач

Что такое системный подход в психологии. Смотреть фото Что такое системный подход в психологии. Смотреть картинку Что такое системный подход в психологии. Картинка про Что такое системный подход в психологии. Фото Что такое системный подход в психологии

К основным категориям психологии относятся: отражение, сознание, деятельность, личность

Решение заданий выявления специфики психического отражения требует изучения деятельности человека, реального бытия психического отражения.

Принципы

Принципы глубоко связаны с закономерностями и законами.

Закономерность — объективно существующая, повторяемая причинно-следственная связь определенных явлений при их взаимодействии, которая, если она достаточно хорошо познана, отражается в формулировке закона.

Законы психологии имеют вид законов-тенденций. Вариативность проявлений психологических законов не отменяет того, что в них выражается что-то общее, но это общее выступает как тенденция.

Типы законов в психологии

· относительно элементарные зависимости (например, основной психофизический закон);

· законы, раскрывающие динамику психических процессов во времени (последовательность фаз процесса восприятия, принятия решений и пр.);

· законы, характеризующие структуру психических явлений (современные представления о памяти);

· законы, раскрывающие зависимость эффективности поведения от уровня его психической регуляции (закон Йеркса-Додсона, который раскрывает зависимость между уровнем мотивации и успешностью выполнения поведенческих заданий; законы, которые характеризуют уровни работоспособности, стрессовые состояния);

· законы, описывающие процесс психического развития человека в масштабе его жизни;

· законы об отношениях между разными уровнями организации психических процессов и свойств (законы отношения между разными уровнями организации в структуре личности).

Чисто научный подход требует не только определить объективный закон, но и очертить сферу его действия, а также условия, при которых он может действовать, его ограничения.

13. Современная ситуация реформирования высшего образования в России

· Внедрение системы «Бакалавриат-Магистратура». Существовавшая в советское время система специалитета как матрицы получения высшего образования включала в себя, как правило, 5 лет обучения по очной форме и 6 лет обучения по очно-заочной форме. Внедряемая на сегодняшний день в соответствии с Болонской конвенцией система бакалавриата предписывает переход к четырехлетней системе обучения. В результате, имеющиеся в образовательной программе базовые учебные курсы урезаются до минимума и часто ставятся к преподаванию на младших курсах института, что весьма существенно отражается на их усвоении студентами ВУЗов. Дисциплины же, имеющие специальный и узкопрофильный характер, либо подаются вперемежку с базовыми учебными предметами, либо имеют фрагментарно-мозаичный характер. Такая образовательная матрица естественным образом формирует специалистов-недоучек, не способных ни глобально мыслить, ни выполнять разнообразные практические задания. Не лучше сложилась ситуация и во второй ступени современного высшего образования – магистратуре. Как правило, специализации, по которым впоследствии должны идти магистранты, в спешном порядке придумываются в рамках профильных кафедр, после чего под них «подбивается» некая система спецкурсов, читаемых иными кафедрами (и формулируемых ими же). Как результат – создание в голове у магистранта некоего хаотичного разнобоя «на заданную тему». Если же учесть, что многие магистранты не имеют базового профильного образования, описываемая нами картина приобретает еще большую яркость.

14. Многоуровневая система образования и особенности построения психологических курсов

Цель многоуровневой системы высшего образования — расширить возможности высшей школы в удовлетворении многообразных культурнообразовательных запросов личности и общества. Раньше, как вы помните, на первом месте стояло общество, социальный заказ. Сейчас же, это видно уже из Закона РФ об образовании (см. раздел 2.1), на передний план выдвигается личность, ее интересы.

Суть многоуровневой системы образования в нашей стране состоит в том, что оно представляет совокупность основных образовательных программ различного уровня, длительности и назначения.

Многоуровневая система образования повышаетгибкость общекультурной, профессиональной и научной подготовки специалистов с учетом меняющихся потребностей рыночной экономики. Она учитывает отечественный и зарубежный опыт развития высшей школы и международную классификацию образования, принятую ЮНЕСКО, отвечает требованиям нашего времени формирования единого образовательного пространства в рамках всего мирового сообщества.

Усилиями группы ученых во главе с Госкомитетом РФ по высшему образованию разработан, а постановлением Правительства РФ № 940 от 12 августа 1994 г. введен Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, основанный на многоуровневой системе.

Первый уровень включает двухлетнее обучение по образовательным программам бакалавров и профессиональную подготовку в объеме среднего специального учебного заведения со средней продолжительностью обучения 3—3,5 года. Лицам, успешно окончившим двухлетнее обучение по программе бакалавра, выдается свидетельство о неполном высшем образовании, и они могут быть зачислены в вуз для освоения вузовской программы бакалавриата. Лицам, освоившим всю программу 1-го уровня, выдается диплом о неполном высшем образовании и присваивается квалификация согласно перечню специальностей среднего профессионального образования.

Программы 2-го уровня предоставляют личности возможность уже в рамках вуза овладеть системой научных знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить фундаментальную естественнонаучную подготовку и основы профессиональных знаний по направлениям. Эти программы дают базовое высшее образование. Лица, освоившие программы 2-го уровня, подготовлены для продолжения образования по образовательным и профессиональным программам 3-го уровня или самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для адаптации к трудовой деятельности. Срок обучения в вузе по программам 2-го уровня — не менее 2 лет для тех, кто успешно окончил двухлетнее обучение в колледже по программе 1-го уровня, и 4 лет — на основе общего среднего образования. Выпускникам вузов, получившим базовое высшее образование, выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени бакалавра и указанием направления обучения. Лица, проучившиеся не менее 4 лет в вузе по программам 2-го уровня, получают высшее образование, и им присваивается академическая степень инженера.

Бакалавры могут продолжить учебу по программе 3-го уровня в магистратуре (1—2 года) или стать дипломированным специалистом с полным высшим образованием. Программа подготовки магистра наук носит преимущественно исследовательский характер. По ее окончании выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени магистра.

Завершившим программу подготовки дипломированного специалиста выдается также диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по полученной специальности.

Выпускники вуза, завершившие любую образовательную программу 3-го уровня, имеют право поступления в аспирантуру, причем магистерский экзамен по иностранному языку засчитывается как вступительный экзамен в аспирантуру.

Многоуровневая система высшего образования коснулась как структуры, так и содержания образования. В 1992 г. была разработана новая модель вузовского обучения, в которой «знания, умения и навыки рассматриваются не как цель обучения, а как средство развития личности обучаемого». Современный выпускник вуза любого уровня обучения должен уметь адаптироваться к складывающимся условиям рыночной экономики, быть гибким в своей профессиональной деятельности. Он должен быть знаком с новейшими технологиями, уметь пользоваться компьютером, базами и банками данных, обобщающими весь мировой опыт. Но главное, за годы обучения в вузе он должен развить в себе черты творческой личности, сформировать навыки исследователя, способность находить и выделять существенное, предвидеть и предотвращать или сводить к минимуму аварийные ситуации, разрабатывать или учитывать экологически чистые технологии.

15. Гос стандарт образования по направлению «Психология», его назначение

Требования к профессиональной подготовленности специалиста.

Специалист должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации:

· на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;

· участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;

· владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.

1. В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

o диагностическую и коррекционную;

o экспертную и консультативную;

Конкретное содержание профессиональной подготовки специалиста определяется образовательной программой высшего учебного заведения и должно включать теоретическую подготовку, лабораторные практикумы и практики.

Возможности продолжения образования.

Психолог (специалист), освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 020400 “Психология”, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

2. Общие требования к основной образовательной программе подготовки выпускника по специальности 020400 «Психология».

Задача основной образовательной программы подготовки специалиста – сопряжение профессионального образования с развитием гуманитарной культуры, формированием духовно богатой, интеллектуально оснащенной, социально ответственной личности.

3.1. Основная образовательная программа подготовки специалиста разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки специалиста состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки специалиста должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ — общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН — общие математические и естественно-научные дисциплины;

цикл ОПД — общепрофессиональные дисциплины;

цикл ДС — дисциплины специализации;

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки специалиста должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *