Что такое ситуационная задача
Составление и решение ситуационных задач
Ситуационная задача – это методический приём, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации с целью формирования общих и профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности. Для создания ситуационных задач базовыми источниками являются клинические ситуации, статистические материалы, научные публикации, ресурсы интернета, оперативная информация из СМИ, художественная и публицистическая литература.
При всём многообразии видов ситуационных задач, все они имеют типовую структуру.
Как правило, задача включает в себя:
1. название (желательно яркое, привлекающее внимание);
2. ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни;
3. личностно-значимый познавательный вопрос;
4. информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные);
5. вопросы или задания для работы с задачей.
Задания в этих задачах составляются разного уровня сложности (от ознакомления до оценки), что позволяет учитывать индивидуальные особенности студентов.
Ситуационные задачи ориентированы на формирование наиболее универсальных способов работы с информацией.
Решение ситуационных задач включает несколько последовательных этапов: целевой, актуализации, проблемный, выбора средств, теоретический, результативный, генерализации.
Ситуационные задачи сочетает в себе целый ряд функций:
ü Функция организации познавательной деятельности – ситуационные задачи способствуют усвоению студентами содержания дисциплины (модуля).
ü Организация самостоятельной учебной деятельности – студенты имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью разноуровневых задач, вести учёт результатов.
ü Корректирующая функция – позволяют оценивать результаты работы студентов, осуществлять корректирующую функцию.
При оставлении (или решении) ситуационных задач существует определённый перечень критериев для подбора материала по ситуационным задачам:
ü Ситуационная задача должна быть сформулирована в виде рассказа.
ü Для ситуационной задачи необходимо брать темы, которые привлекают внимание студентов. Задача должна быть настоящим живым примером, который вызовет неподдельный интерес учащихся.
ü Для ситуационной задачи предпочтительнее выбирать современные случаи. Ситуационная задача должна быть актуальной.
ü Хорошо составленная ситуационная задача вызывает чувство сопереживания с действующими лицами.
ü В текст ситуационной задачи можно включать цитаты из различных источников, чтобы создать полноценную, реалистичную картину.
ü Создавая ситуационные задачи, необходимо учитывать возрастные и интеллектуальные особенности студентов. Проблема, которая лежит в основе ситуационной задачи, должна быть понятна студенту.
ü Наиболее эффективно использовать систему взаимосвязанных ситуационных задач.
Источником содержания ситуационных задач, их сюжета, проблемы и фактологической базы являются ситуации, возникающие в процессе будущей профессиональной деятельности студентов: клинические, микробиологические, иммунологические и санитарно-гигиенические лабораторные исследования, оказание медицинских услуг. Другим источником выступает содержание медицинского образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования. Оно определяет цели и задачи обучения и воспитания. Наука – ещё один источник ситуационной задачи.
Соотношение основных источников ситуационной задачи может быть различным. Отсюда, по степени преобладающего использования источников ситуационных задач, может быть проведена их классификация:
ü практические ситуации, которые отражают реальные жизненные ситуации;
ü учебные ситуации, основной задачей которых выступает обучение;
ü научно-исследовательские ситуации, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Основная задача ситуационного обучения заключается в том, чтобы детально и подробно отразить реальную ситуацию процесса медицинской деятельности.
По сути дела, ситуационная задача создаёт практическую модель профессиональной деятельности. При этом учебное назначение такой ситуационной задачи может сводиться к закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) учащихся в данной ситуации. Такие ситуационные задачи должны быть максимально наглядными и детальными. Главный их смысл сводится к обретению способности к оптимальной деятельности. Каждая ситуационная задача должна нести обучающую функцию.
В учебной ситуационной задаче на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, это предопределяет определённый элемент условности при отражении в нем реальности. Они могут характеризоваться искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Она будет формировать правильный подход к профессиональной деятельности, позволит увидеть в ситуациях типичное и предопределит способность анализировать посредством применения аналогии.
Исследовательская ситуационная задача выступает моделью для получения нового знания ситуации и поведения в ней. Обучающая функция таких ситуационных задач сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Строится эта задача по принципам создания исследовательской модели. Поэтому применять её лучше всего как метод продвинутого обучения.
Выделенные выше источники ситуационных задач следует называть базовыми, или первичными, поскольку они определяют наиболее значимые факторы воздействия на ситуации. Вместе с тем можно выделить и вторичные источники формирования ситуационных задач, которые носят производный характер от базовых источников. Среди них выделяются:
1. Учебная литература, которая может подсказывать идеи, а в ряде случаев определять сюжеты ситуационных задач. Поучительные ситуации можно выделить из известных произведений художественной и публицистической литературы. Эффективно использование фрагментов из художественной литературы и публицистики, которые благодаря таланту их авторов могут не только украсить ситуационную задачу, но и сделать её интересной, динамичной, запоминающейся. Фрагменты из публицистики, включение в ситуационные задачи оперативной информации из средств массовой информации значительно актуализирует ситуацию, повышает к ней интерес.
2. Нельзя недооценивать и значение материала из повседневной жизни образовательного учреждения, учебной группы; ситуаций, с которыми студенты встречаются при прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. При составлении или решении ситуационной задачи студенты чувствуют себя увереннее, если они хорошо знают среду и контекст, в котором происходят события, которые они описывают в ситуационных задачах.
3. Научность и чёткость ситуационным задачам придают статистические материалы. При этом данные материалы могут играть роль средства для оценки ситуации, а могут выступать в качестве материала для расчёта показателей, которые наиболее существенны для понимания ситуации.
При использовании статистических материалов студенту необходимо осмыслить эти материалы, ответив на несколько вопросов: «Какую роль играют эти материалы в характеристике ситуации?», «Что в самих материалах непосредственно характеризует ситуацию?», «Как рассчитываются или выделяются эти характеристики?» и т.д.
Статистические материалы размещают либо в самом тексте описания ситуации, либо в приложении.
4. Материалы к ситуационным задачам можно получить посредством анализа научных статей, монографий и научных отчётов, посвящённых той или иной проблеме.
Если произведения публицистики и художественной литературы придают эмоциональную насыщенность и предметную осязаемость ситуационной задаче, то произведения науки придают ей большую строгость и корректность. Наиболее интересные научные публикации по медицине и психологии могут выполнять в ситуационной задаче две функции: первая заключается в том, что научные публикации и их фрагменты могут выступить составляющими задачи, а вторая – в том, что они могут быть включены в список литературы, необходимой для анализа и понимания ситуации.
5. Источником содержания для ситуационных задач может быть и Интернет с его ресурсами. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью.
Все источники информации для ситуационных задач представляют собой продукты деятельности. В них проявляются интересы людей, их субъективизм, а порой и заблуждения. Под заблуждением обычно понимается факт, который ошибочно принимается за истину. Возникает вопрос о том, можно ли использовать заблуждения при построении ситуационных задач? Ответить однозначно на этот вопрос нельзя по многим причинам.
С познавательной точки зрения все наши знания относительны, все знания каждый предыдущий этап в познании действительности содержат в себе заблуждения. С практической точки зрения заблуждение предопределяет неоптимальность деятельности, с педагогической точки зрения такие факты должна быть исключены из преподаваемого знания.
В ситуационных задачах можно в ряде случаев использовать и заблуждения, которые создают препятствия при продвижении к решению. Однако необъективные факты недопустимы в теоретическом знании. Главное в том, что заблуждения обязательно должны быть вскрыты в процессе анализа ситуации.
Такой подход требует проверки на истинность всех материалов и источников ситуационных задач. Вот почему необходимо тщательно проверять информационную базу ситуационных задач, добиваясь максимального соответствия ситуации реальной жизни.
Применение ситуационных задач в профессиональном обучении выдвигает на первый план проблему их конструирования в соответствии с научными принципами.
Заметим, что в науке выделяются два термина «проектирование» и «конструирование». Под проектированием понимается процесс создания модели, проекта той или иной системы. Под конструированием понимается обычно создание действующей конструкции этой модели.
По отношению к построению ситуационных задач как специфических интеллектуальных продуктов, представляющих собой тексты, эти термины различаются лишь тем, что проектирование предполагает процедуры обдумывания проектируемых ситуаций, а конструирование – это само написание ситуационных задач, т.е. воплощение проекта в текст, к которому предъявляются определённое требования.
Проектирование и конструирование ситуационных задач представляет собой довольно сложный процесс. Для того чтобы создать ситуационную задачу, необходимо, прежде всего, сформулировать требования.
1. Ситуация должна быть умело рассказанной реальной историей,
2. она должнамотражать реальную проблему,
3. описывать драматическую ситуацию,
4. содержать контрастные сравнения,
5. позволять оценить принятые решения,
7. содержать необходимую, в том числе, статистическую информацию
На основании изучения опыта создания ситуационных задач можно представить следующий список требований:
Требования к ситуационной задаче | Развёрнутая характеристика |
Фабула, история | Реальная, интересная, жизненная |
Конфликт | Напряжённость, психологичность, неоднозначность, профессиональность |
Проблема | Сложность и скрытый характер проблемы |
Действия | Многовариантность, реальность, напряжённость |
Персонажи | Привлекательны, обладают выраженными личностными качествами |
Концепция | Должна быть основой ситуационной задачи |
Решения | Возможность принятия решений, их многовариантность, неоднозначность |
Опыт | Концентрируется в содержании |
Информация | Информативность и многоплановость |
Объем | Краткость |
Хорошо, если при составлении ситуационной задачи студент отдаёт предпочтение многоплановости ситуационной задачи, напряжённости его фабулы, интересности, ориентируется на её информативность, концепцию, богатство опыта. По отношению к конструированию ситуационных задач в практике сложились два подхода: творческий и технологический. Согласно творческому подходу создание ситуационной задачи представляет собой творческий процесс, который не поддаётся полной алгоритмизации. Вторая позиция оказывается более жёсткой. Она предполагает разработку некоторой технологической схемы, своеобразного технологического процесса, реализация которого и обеспечивает создание ситуационной задачи.
Каждый из этих подходов имеет достоинства и недостатки. Творческий подход заставляет рассматривать создание ситуационных задач как творческий процесс построения оригинальных методических материалов, которые могут применяться в процессе обучения регулярно. Технологический подход предполагает создание простых ситуационных задач, без которых трудно представить себе реальный образовательный процесс. Таким образом, тот и другой подходы имеют право на жизнь.
Творческие аспекты ситуационного обучения довольно многообразны. Они пронизывают и создание, и решение ситуационных задач. Под творчеством понимают нетрадиционное, новаторское решение задачи.
Ситуационное обучение в творческом аспекте представляет собой сложные и многоплановые процессы генерирования знания. От научного творчества творческие процессы ситуационного обучения отличаются тем, что знание здесь не является принципиально новым, хотя не исключает того, что студентом может быть предложено оригинальное решение проблемы.
Творчество складывается из множества частных открытий и озарений для отдельных студентов, когда завершается анализ ситуации и становится понятной проблема и пути решения ситуационной задачи.
Следует отметить что, творческое содержание ситуационных задач определяется также творческим содержанием интегрированных в них методов аналитической деятельности и методов и форм обучения. Методы аналитической деятельности выступают средством, а методы и формы обучения способами организации учебной деятельности.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Ситуационная задача как один из современных методических ресурсов обновления содержания школьного образования
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Дата публикации: 19.09.2016
Статья просмотрена: 8702 раза
Библиографическое описание:
Суровцева, В. А. Ситуационная задача как один из современных методических ресурсов обновления содержания школьного образования / В. А. Суровцева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 4 (7). — С. 48-57. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/42/1266/ (дата обращения: 21.12.2021).
Новые условия образовательной политики, переход от знаниевого подхода к компетентностному в обучении требуют использования на уроке новых методических ресурсов. Одним из них является ситуационная задача, позволяющая сочетать компетентностно ориентированный подход с традиционным содержанием образования. Ситуационная задача учит школьника мобилизовать имеющиеся знания и опыт, своё настроение и волю для решения проблемы в конкретных жизненных обстоятельствах — то есть быть компетентным, что соответствует ФГОС нового поколения.
Качество современного образования раскрывается через качество его результатов и условий, созданных для достижения результатов. Важнейшим ресурсом обновления содержания школьного образования являются ситуационные задачи, позволяющие обучать школьников решать жизненные проблемы с помощью предметных знаний, которые относятся к понятию методических ресурсов. Они позволяют представить предметные и метапредметные результаты образования в комплексе умений и навыков, основанных на знаниях за счёт усвоения разных способов деятельности, методов работы с информацией.
Действительно, наши школьники слабо ориентируются в актуальных проблемах влияния науки и техники на развитие общества. Причина заключается в том, что их рассмотрению не уделяется должного внимания. Отсутствие социально и личностно — значимой ориентации в школьных курсах ведёт к неумению применять и переносить полученные знания по предмету в повседневной жизни (например, выбрать наиболее дешевый кредит).
Для того, чтобы решить данные проблемы не обязательно увеличивать объём учебного материала. Более эффективным может стать формирование навыков применения предметных знаний к новым проблемам, т. е. изменение содержания знаний и типов работы. Данные проблемы на уроках позволяет решать именно такая форма работы как ситуационная задача.
Цель включения ситуационных задач в образовательный процесс — научить учащихся:
‒ сортировать ее для решения заданной задачи;
‒ выявлять ключевые проблемы;
‒ искать альтернативные пути решения и оценивать их;
‒ выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т. п.
Кроме того, учащиеся в процессе решения ситуационной задачи:
‒ развивают коммуникативные навыки;
‒ получают презентационные умения;
‒ формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;
‒ приобретают экспертные умения и навыки;
‒ учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы;
‒ изменяют мотивацию к обучению.
Всем учебным предметам присущ один и тот же набор интеллектуальных операций: ученики распознают и сравнивают факты и явления, ранжируют данные согласно определённым критериям, классифицируют, обобщают, делают выводы. Ситуационные задачи — это как раз те задачи, которые позволяют ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление — понимание — применение — анализ — синтез — оценка (в соответствии с таксономией целей К. Блума). Таким образом, в основе ресурсов повышения качества образования лежит психологический закон усвоения знаний — знания формируются в сознании субъекта учения не до, а в процессе применения их на практике.
Отличительная особенность ситуационных задач заключается в том, что она имеет ярко выраженную практическую направленность, но для её решения необходимы предметные, надпредметные и метапредметные знания. Решение таких задач в конечном итоге приведет к развитию мотивации учащихся к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды; к актуализации предметных знаний с целью решения личностно — значимых проблем на деятельностной основе.
Внешне модель ситуационной задачи близка к модели проблемной задачи. По своему содержанию данные задачи направлены на выявление и осознание способа деятельности. Предложенная модель ситуационной задачи имеет главное достоинство: применение при конструировании задач таксономии целей полного усвоения знаний Б. Блума, при помощи которой можно пошагово, осмысленно, преемственно двигаться к конечной цели как новому результату.
Модель ситуационной задачи выглядит следующим образом:
«Прежде чем Вы будете пить воду, Вы должны знать шокирующую правду о ней. (Биохимик Поль Брэгг). Какую же воду мы пьём?»,
«Из выпуска новостей телекомпании «43 регион» от 06.04.2012: «Определилась судьба еще одной зелёной зоны города Кирова — сквера на пересечении улиц Карла Маркса и Профсоюзной. Кировчане и экологи хотели сохранить зелёную зону, обращаясь к администрации города с тем, что зону надо развивать, а не застраивать. Несмотря на протесты кировчан в скором времени начнется строительство таун-хаусов в «Парке Победы», активно идет застройка Кочуровского парка, где строится 50-метровый бассейн, а также и строительство гостиницы «Хилтон» вблизи парка имени Кирова.
1 апреля 2012 г был вырублен яблоневый сад на Октябрьском проспекте, где еще недавно возвышалось здание «Алых парусов». Кроме того, инвестиционная группа «Коперник» предложила застроить и парк в квадрате улиц «Некрасова — Попова-Грибоедова — Сурикова», вскоре там появиться спортивный комплекс «TerraSport». Понятно лишь одно, что вскоре в Кирове может вообще не остаться «зелёных зон». (http://www.43region.com/news/.)
Каким воздухом будешь дышать ты и твои будущие дети — следующие поколения кировчан?»
«В жизни часто математические знания помогают решать производственные задачи. И при решении производственных вопросов люди различных профессий затрудняются решать простейшие задачи на комбинации геометрических фигур.
В обычной жизни мы часто встречаемся с геометрическим понятием «площадь». Так что же такое площадь? Как это математическое понятие мы используем, экономя свои время, деньги и силы?»
Таксономия представляет собой упорядоченную систему из шести последовательных целей, которые должен реализовать педагог, чтобы добиться полного усвоения знаний учеником. (Приложение № 1).
При формулировании этих шести заданий ситуационной задачи рекомендуется использовать конструктор задач петербургского ученого Леонида Сергеевича Илюшина (доктор педагогических наук, начальник отдела модернизации образования Комитета по образованию) (Приложение № 2).
Чтобы ответить на личностно значимый познавательный вопрос, в процессе решения задачи, ученикам часто предлагается «выход» в пространство социальной практики: учащиеся разрабатывают и презентуют проекты, игры, публичные выступления, рекламу и т. д., то есть что включает их в активную деятельность и повышает интерес к познавательной деятельности (Приложение № 3). Всё это позволяет развивать компетентность учащихся для решения той или иной проблемы. [1]
Ситуационные задания могут выполняться индивидуально, в паре или в группе. Наиболее эффективно развитие устной коммуникативной компетентности в группе от 5 до 7 человек. В группе роли распределяются следующим образом: спикер (лидер), генератор идей, секретарь, оппонент, информатор. Независимо от того, какая форма работы при выполнении ситуационной задачи использовалась, на каждого ученика целесообразно вести карточку для оценивания выполненных заданий. Карточка представляет собой матрицу оценивания выполненных учеником заданий (Приложение № 4). Проанализировав матрицу выполнения ситуационных заданий у каждого ученика, педагог делает вывод о сформированности у ученика навыков решения практических проблем и соответствующих умений, рекомендации о том, какие задания ученику необходимо повторить и т. д. [1]
Ситуационные задачи направлены на выявление и осознание способа деятельности. Эти задачи можно использовать на различных этапах урока: первичное усвоение знаний, применение и закрепление знаний, обобщение и систематизация знаний. Однако следует понимать, что ситуационная задача не может быть ежедневным, даже еженедельным инструментом обучения. В рамках одного предмета в течение учебного года таких задач может быть от 3 до 5 и лучше в следующем порядке: первая — мотивационная (в начале года), которая привлечёт интерес к предмету; вторая, третья, четвертая — обучающая (в течение года), которая обучает методу решения ситуационных задач и базируется на «основных» темах курса; пятая — оценочная (в конце года), которая показывает способность школьника самостоятельно решать проблемы в реальной жизненной ситуации.
Решая ситуационные задачи у учащихся формируются УУД. А именно:
Применение ситуационных задач в образовательном процессе помогает решить следующие проблемы: мотивация учебной деятельности; актуализация предметных знаний и умений; интеграция знаний по различным предметам; интеграция школьных и внешкольных знаний; достижение метапредметных результатов; развитие партнерских отношений между участниками образовательного процесса; «проблемное» планирование образовательного процесса; подготовка к профессиональному выбору; ориентация в ключевых проблемах современной жизни, умение активно и творчески пользоваться своими знаниями.
При решении таких задач меняется характер взаимоотношений учителя и ученика. Они становятся равноправными партнёрами, так как учитель выступает не как источник верного ответа, а как помогающий или направляющий взрослый.
Примеры ситуационных задач
Название задачи
Мир глазами Гулливера
Математика, на предметном поле черчения, география, спортивное ориентирование, предпрофильная подготовка
Ситуационные задачи как один из видов ориентировочных заданий
Педагогические науки
Похожие материалы
В современных условиях к качеству знаний учеников предъявляются все более высокие требования, одним из которых действительность знаний, то есть способность применить их на практике в новых нестандартных ситуациях. Именно в 8 и 9 классе закладывается тот фундамент, на котором строится все дальнейшее обучение курса химии. Не секрет, что наши ученики не всегда внимательно сосредоточены и подготовлены к восприятию материала. Опираясь на исследования педагогов и психологов, вслед за И.Е. Сюсюкиной можно считать, что в качестве опорных пунктов деятельности могут выступать структурные компоненты каждого вида универсальных учебных действий: какие составляющие и в какой последовательности должны быть обязательно усвоены в каждом виде универсальных учебных действий [1]. Определенная последовательность этих действий и будет являться общей ориентировочной основой деятельности (алгоритмом
Ориентировочное знание – это знание о том, как должно выполняться новое действие. Усвоение ориентировочных знаний предполагает усвоение действий и процедур, соответствующих новым умениям. Ориентировочные знания можно изучать за счет резервного времени, которое отводится на изучение предмета. Ориентировочные знания можно отнести к метапредметным знаниям, они являются предметом контроля учителя и самоконтроля школьников. Они представляют тренировку в запоминании [2].
На этапе составления схемы ориентировочной основы знаний учащиеся получают необходимые разъяснения о цели действия, его объекте, системе ориентиров. Здесь перед учащимися раскрывается содержание ориентировочной основы действия. Им показывают, как и в каком порядке выполняются все три вида операций, входящих в действие: ориентировочные, исполнительные и контрольные. Это еще не действие, а только знакомство с ним и условиями его успешного выполнения, обеспечивающими понимание логики этого действия, возможность осуществления его.
Основной нитью Федерального стандарта второго поколения к изучению предмета «Химия» проходит мысль об изучении практики применения знаний, полученных при изучении данного предмета. Именно решение ситуационных задач, на наш взгляд, является важным фактором, способным вызвать у учащихся интерес к химии: развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы с материалом, получать знания об освоении.
Ситуационные задачи ориентированы на формирование наиболее универсальных способов работы с информацией, которые опираются на таксономию, разработанную Б. Блумом. решение ситуационных задач включает несколько последовательных этапов: целевой, актуализации, проблемный, выбора средств, теоретический, результативный, генерализации.
Ситуационная задача №1 «Химик пришел на ферму»
Ситуационная задача №2 «Химик и его автомобиль»
В обучении химии, в заданиях ЕГЭ и ОГЭ по химии чаще используются задания и задачи, слабо связанные с повседневной жизнью. В современном обществе необходимо, чтобы человек умел решать реальные задачи, жизненные проблемы на основе предметных знаний и умений. Задача педагога средствами своего предмета сформировать данную компетентность. Это возможно, только в процессе решения проблем повседневной жизни, и в этом плане огромным потенциалом обладают ситуационные задачи. Поэтому мы сделали ситуационные задачи, с которыми человек сталкивается каждый день. Пусть он живет в деревне или в городе.