Что такое сказка быль в литературе

Разница между сказкой и былью

Многие народные сказки начинаются со слов: «Было это или не было…» Сказочный вымысел рождается как фантастическая, волшебная реальность. В устном народном творчестве есть еще один жанр, по форме и содержанию близкий к сказкам. Это быль – история о необычных событиях и невероятных ситуациях, в которые попадают ее герои.

Определение

Сказка – занимательный повествовательный жанр устного народного творчества. Сказкам свойственен приключенческий сюжет с волшебными превращениями, мотив испытания героя, использование тройных повторов, постоянных эпитетов, разговорных оборотов речи.

Быль – одна из разновидностей фольклорных жанров, в которой реальные события передаются в народной интерпретации. Форма повествования в были синтезирует приемы народных сказителей и авторский стиль некоторых прозаических произведений.

Сравнение

Сказка имеет устойчивый тип структуры: в ней обязательны зачин, приключения героя, волшебство, преодоление препятствий и счастливый конец.

К приемам организации повествования в сказке относятся тройные повторы, употребление устойчивых эпитетов, речевых формул, а также создание образов, олицетворяющих силы добра и зла. Нравственная ценность сказок в их жизнеутверждающем содержании, в том, что зло всегда бывает наказано, а добро, красота, порядок побеждают.

Что такое сказка быль в литературе. Смотреть фото Что такое сказка быль в литературе. Смотреть картинку Что такое сказка быль в литературе. Картинка про Что такое сказка быль в литературе. Фото Что такое сказка быль в литературе

Каждое фольклорное произведение, которое относится к жанру были, имеет уникальный, не повторяющийся сюжет. В нем обязательно описывается необычное событие или трудно объяснимая ситуация. Они не считаются типичными, как повторы в сказочных сюжетах, и строятся по типу авторской художественной прозы.

Героем были обычно становится реальный человек, чей поступок, подвиг или неожиданное приключение заставили людей передавать его историю из уст в уста. Эта история так же занимательна, как сказка, но в ней в меньшей мере выражена сказочная символика: отсутствуют волшебные превращения, смягчена гипербола, описание героя и его поступков не всегда соответствует схеме «добро – зло».

Быль может иметь драматический и даже трагический для героя конец, хотя в большинстве случаев сказитель сводит повествование к счастливой развязке.

Источник

Введение понятия «сказка-быль». Проверка домашнего задания

Сегодня мы познакомимся с произведением, жанр которого определяется как сказка-быль. Вспомните определение сказки. А что такое быль?

В тетрадь: Быль – то, что было, рассказ о действительном происшествии.

Как же могут между собой сочетаться эти два противоположные понятия? (чтение отрывка из статьи учебника на с. 176) Введение темы урока.

Задание: в течение урока подумайте, какие слова из произведения М.М.Пришвина можно использовать в качестве эпиграфа к нашему разговору.

Что узнали о писателе М.М.Пришвине из статьи, прочитанной дома?

Читали ли вы его произведения раньше?

Какие особенности его произведений отмечаются в статье?

Как авторы закончили текст (учебник с.177)? (увлекательные, добрые и мудрые).

4. Работа с текстом произведения.

Где и когда происходит действие? (чтение начала). Похоже ли начало произведения на сказку?

Что знаете о Великой Отечественной войне?

Кого мы можем назвать главными героями произведения?

Задание: Опираясь на текст 1-2 глав, выполни задание из рабочей тетради (Часть 1. Раздел «Пришвин М.М. «Кладовая солнца», задание V).

Сравни характеры брата и сестры (Настю и Митрашу; какие сходные черты есть у брата и сестры, в чем они отличаются). Заполни таблицу.

НастяМитраша
как автор называет героев
черты сходства характеров
черты различия характеров

Какие отношения складываются между братом и сестрой? Какое они имеют значение? (дружба, взаимовыручка, взаимопомощь).

Дети на болоте. Беседа. Комментированное чтение. Запись в тетрадь.

На какое дело серьезное дело решились дети?

Почему автор называет их «охотниками»?

Какие опасности подстерегают их на болоте? (анализ названий: Блудово болото, Слепая елань).

Какой предстает природа? (чтение начала 4 главы).

Какие глаголы использует автор, описывая сосну и ель? Как можно охарактеризовать эти отношения? (борьба за жизнь, противостояние, соперничество) Приведите другие примеры противостояния в природе?

Природа противопоставлена человеку, она тоже живет, но совсем другой жизнью. Создавая природные образы, Пришвин использует прием «олицетворение».

В тетрадь: Олицетворение – это…

Когда природа и человек испытывают единение? (чтение отрывка «Восход солнца»).

Что чувствуют дети, что животные? Почему они испытывают одни и те же чувства?

Чтение отрывка на с. 185:

Что меняется? Как меняется?

Как развиваются события дальше?

Почему дети поссорились? Кто, по-вашему, прав в этом споре?

Как автор передает свое отношение к происходящему? (последний абзац 4 главы).

Подведение итогов.

Какие черты были и сказки вы увидели в первых главах?

Какие приемы изображения жизни природы и человека использует автор?

Зачем он противопоставляет людей и природу?

Какие слова из произведения можно сделать эпиграфом к нашему разговору?

Домашнее задание.

Дочитать произведение. Подготовить рассказ о Травке. Сравните поведение Насти и Митраши на болоте. Найти в словаре и выписать в тетрадь понятие «контраст».

Урок «Природа в произведении М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Урок с использованием ИКТ.

Ход урока

Знакомство с биографией писателя.

Прочитайте текст на с.175-176 (до слов «Сказка-быль «Кладовая солнца»…). Что писатель говорил о природе? Объясните смысл высказывания (см. текст слайда М.М. Пришвин).

Как и сама природа, Пришвин был скромен, прост, но внутренне красив и богат. В большинстве своих произведений он предстает как певец природы. Почти всю жизнь Михаил Михайлович посвятил путешествиям и описанию их в своих многочисленных очерках. Все герои, которые живут в его произведениях, выражают отношения самого писателя с природой. Вся его жизнь – это диалог с природой.

Первичное восприятие произведения.

Вы прочитали произведение М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Понравилось ли оно? Что было непонятно при чтении?

Докажите, что это произведение о природе.

Какая природа в этом произведении? Подтвердите свои слова тестом повести. (Реальная и сказочная, таинственная) + (работа со слайдами «Картины природы в сказке-были»). Почему болото «Блудово», елань «Слепая», волк – «серый помещик»?

Сравните с картинами природы на слайдах: в чем отличие фотографии и художественного описания природы в произведении?

Все ли картины природы автор описывает как реальные? Подтвердите текстом.

Анализ эпизода «Ель и сосна»

Прочитайте историю двух деревьев (с. 182-183).

Сказочная или реальная история перед нами?

Что вы можете сказать о жизни ели и сосны?

Какой прием использует автор в описании деревьев?

Почему Пришвин использует сказочную историю в произведении наряду с реальными событиями? (Показать загадочность, таинственность природы, ее непостижимость; существование сказки бок о бок с реальностью).

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 608 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Сказка

теория по литературе 📖 формы произведений

Сказка – один из основных жанров устного народного творчества. Это произведение, написанное в прозе (реже – в стихотворной форме), фантастического, приключенческого или бытового характера. Сказка может быть фольклорной и литературной.

Фольклорная сказка представляет собой жанр письменного или устного творчества народа. В основе лежит рассказ о вымышленных событиях.

Литературная сказка может сочетать в себе как выдуманное, так и реальное. Её сюжет тесно связан с фольклорной сказкой. Этот эпический жанр имеет конкретного автора.

История возникновения и зарождения сказки

Фольклорная сказка исторически предшествует литературной и происходит из тотемических мифов первобытнообщинного общества. Такая сказка передавалась из уст в уста, из поколения в поколение. Она постоянно изменялась и впитывала в себя черты новой реальности.

Когда первобытнообщинный строй распался, мифологическое мышление утратило свою силу. Постепенно сказки потеряли свою магическую природу и начали восприниматься как художественные произведения, которые предназначались для поучения и назидания не только детей, но и взрослых.

В Древней Руси сказка уже выделилась как жанр из устной прозы, размежевалась с преданием, легендой и мифом. На протяжении XII-XVII вв. активно откликалась на события современной жизни.

Слово «сказка» встречается в письменных источниках не ранее XVII века. До этого времени в народе использовали слово «басня», «сказание». Современное значение термин приобретает с XVII- XIX вв.

История закономерно трансформирует сказку, и самая резкая трансформация связана с возникновением литературной сказки, основой которой выступала сказка фольклорная.

Промежуточная стадия между фольклорной и литературной сказкой наблюдается в эпоху романтизма. В этот же период возникает «фольклористическая» сказка – литературная запись фольклорной сказки, которую фиксировали и по-своему трансформировали учёные-фольклористы.

В конце XVII в. французский писатель Ш. Перро активно работает над созданием литературных сказок («Сказки моей матушки Гусыни»). Однако в это время сказку причисляли к «низким жанрам».

Литературная сказка XVII-XVIII вв. является в большей степени фольклорным, чем индивидуально-авторским произведением. Она ещё не отделилась от повести, басни, анекдота и т.д.

Постепенно литературная сказка завоевывает особую популярность у людей разных возрастов и сословий, и, следовательно, претендует на жанровую самостоятельность.

Что такое сказка быль в литературе. Смотреть фото Что такое сказка быль в литературе. Смотреть картинку Что такое сказка быль в литературе. Картинка про Что такое сказка быль в литературе. Фото Что такое сказка быль в литературе

Большую роль в становлении литературной сказки сыграли братья Гримм, которые нашли свой живой, простодушный и степенный стиль («Детские и семейные сказки»).

В России литературная сказка появляется благодаря А. С. Пушкину, который ввёл её в литературу на правах полноправной хозяйки.

В XIX в. многие русские и зарубежные писатели обращаются к этому жанру и разрабатывают собственные сюжеты (О. М. Сомов, В. И. Даль, А. Погорельский, Гёте, Э. Т. А. Гофман, В. Гауф, Г. Х. Андерсен и др.).

В конце XX – начале XXI вв. в сказках отражается детская психология. Героем произведений этого жанра становится современный ребенок, который пытается адаптироваться в окружающем его мире. Повествование остаётся таким же невероятным и сказочным, но читатель в героях сказки узнаёт себя и свои поступки. Например, повести-сказки «Королевство кривых зеркал» В. Губарева, «Глупая принцесса» Л. С. Петрушевской и т.д.

Основоположники сказки

Что такое сказка быль в литературе. Смотреть фото Что такое сказка быль в литературе. Смотреть картинку Что такое сказка быль в литературе. Картинка про Что такое сказка быль в литературе. Фото Что такое сказка быль в литературе

«Кот в сапогах» Ш. Перро, иллюстрация

Также важную роль сыграл сборник «Детских и семейных сказок» (1812–1814 гг.), изданный немецкими исследователями народной культуры Вильгельмом и Якобом Гримм. После выхода сборника писатели и учёные других стран стали проявлять интерес к сказке.

В России основоположником сказки считают А. С. Пушкина.

Характерные особенности сказки

Большинство литературоведов выделяют следующие характерные особенности фольклорной сказки:

Особенности построения сюжета и композиции в сказке

Фольклорная сказка отличается ритмом, напевностью, неторопливым повествованием. Традиционно в сказке выделяют присказку, зачин и концовку.

Важный признак этого жанра – троистость. Обычно в сказках три брата, три испытания, три девицы, три поездки, три желания и т.д.

Что такое сказка быль в литературе. Смотреть фото Что такое сказка быль в литературе. Смотреть картинку Что такое сказка быль в литературе. Картинка про Что такое сказка быль в литературе. Фото Что такое сказка быль в литературе

«Три брата» В. и Я. Гримм, иллюстрация

События в сказке имеют точную положительную или отрицательную оценку. Сказочный мир яркий и разнообразный.

Художественные приемы в сказке

В сказке часто используются:

«Махнула левым рукавом, сделалось озеро, махнула правым рукавом, и поплыли по воде белые лебеди»

«Ест за четверых, работает за семерых»

«Сказка о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкин.

Также выразительность речи в сказках создаётся с помощью повторов, параллелизма, бессоюзия, риторических вопросов, эллипсиса и антитезы.

Деление внутри жанра: виды сказок

Сказки делятся на несколько видов:

Что такое сказка быль в литературе. Смотреть фото Что такое сказка быль в литературе. Смотреть картинку Что такое сказка быль в литературе. Картинка про Что такое сказка быль в литературе. Фото Что такое сказка быль в литературе

Сказки о животных имеют простой сюжет, обычно состоят из одного эпизода. Главные герои – дикие или домашние животные, которые наделены человеческими качествами (хитростью, ловкостью, жадностью и проч.). Примеры: «Лиса и Тетерев», «Кот, Петух и Лиса», «Лиса и волк», «Лиса и Журавль». Большинство сказок имеют нравоучительный, а не комический характер.

Бытовые сказки описывают необычные происшествия или явления, которые происходят с простыми обывателями. В этой сказке нет волшебства и чудес. В них часто отражаются отношения между богатыми и бедными, осуждаются жадность, завистливость, невежество. Главными героями могут быть купцы, цари, бояре, попы. В основе сюжета лежит столкновение героя со сложными житейскими обстоятельствами. Например: «Добрый поп», «Барин-кузнец», «Каша из топора», «Про нужду» и т.д.

Волшебные сказки имеют невероятный и занимательный сюжет, в них действуют необычные герои и чудесные существа. Часто герою помогают волшебные предметы (шапка-невидимка, огниво, золотое колечко, зеркальце и др.). Случаются чудесные превращения, главный конфликт – противостояние добра и зла. Примеры: «Морозко», «Марья Моревна», «Сивка-Бурка», и др.

Аудитория жанра

Основная аудитория жанра – дети. В первую очередь это дошкольники, которым читают сказки родители. В начальной школе малыши уже сами знакомятся со сказочными произведениями и их смысловым содержанием. Ребята постарше и подростки тоже любят этот жанр.

Немалая часть сказок рассчитана на взрослую аудиторию. В данных текстах по-новому осмысливается современная жизнь, затрагиваются философские вопросы. Например: «Сказка про Федота-стрельца, удалого молодца» Л. А. Филатова, «Рыбак и его душа» О. Уайльда.

Что такое сказка быль в литературе. Смотреть фото Что такое сказка быль в литературе. Смотреть картинку Что такое сказка быль в литературе. Картинка про Что такое сказка быль в литературе. Фото Что такое сказка быль в литературе

Кадр из м/ф по мотивам сказки Филатова «Сказка про Федота-стрельца, удалого молодца»

Взрослые любят сказки за то, что они способны вернуть детскую непосредственность ощущений и восприятия действительности.

Схожесть с другими жанрами

Нередко литературная сказка заимствует опыт других жанров – басни, притчи, романа, детективной и приключенческой повести, новеллы, поэзии, драмы, утопии и научной фантастики.

Народная сказка близка к мифу своим сюжетом. К примеру, эта связь прослеживается в мифе о Геракле «Золотые яблоки Гесперид» и русской народной сказке о молодильных яблочках.

Также у сказки много общего с балладой. Например, в сказке «Чудесная дудочка» развивается сюжет баллады.

С былиной народную сказку роднит только то, что эти жанры фольклора отображают битву между добром и злом, великодушие героев и их нравственные ценности.

Яркие представители

В русской литературе сказки создавали такие известные писатели: С. Т. Аксаков, А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, А. Н. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин, К. Д. Ушинский, П. П. Бажов, В. В. Бианки, В. М. Гаршин, В. Ю. Драгунский, Б. Заходер, Н. Н. Носов, С. Я. Маршак, В. Ф. Одоевский, В. Г. Сутеев, Г. М. Цыферов, К. И. Чуковский, Е. Л. Шварц, С. В Михалков.

В европейской литературе к жанру сказки обращались Ш. Перро, Г. Х. Андерсен, братья Гримм, А. А. Милн, Дж. Родари, А. Линдгрен, Р. Киплинг, Т. Янссон, О. Уайльд, Л. Кэрролл, А. Гофман, В. Гауф, Дж. Р. Р. Толкин.

Востребованность сказки в разные периоды

Наибольшего расцвета литературная сказка достигает в XIX в. (В. А. Жуковский, Н. С. Лесков, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. Гауф и др.).

Литературная сказка становится любимым жанром для писателей Серебряного века.

О популярности сказки в России рубежа веков свидетельствуют их публикации в периодических изданиях для детей, в журналах «Тропинка», «Задушевное слово», «Галчонок» и др.

В последнего десятилетия XX в. к этому жанру обращаются К. Булычев, В. П. Крапивин, С. Л. Прокофьева, Э. Н. Успенский.

Советская литературная сказка знала взлеты и периоды «спокойного» существования, запреты и разрешения.

В XXI веке сказки пишут Б. Акунин, Л. Е. Улицкая, Д. Л. Быков, Л. С. Петрушевская и др.

Представители жанра в школьной программе

В школьную программу по литературе входят следующие русские народные и литературные сказки: «Сивка-Бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди». «Морозко», «Снегурочка», «Иван-царевич и серый волк», «Мальчик с пальчик», «Финист – Ясный сокол», «Каша из топора», «По щучьему веленью», «Волк и семеро козлят», «Петух и лиса»; «Девочка Снегурочка» В. И. Даля, «Мороз Иванович», «Городок в табакерке» В. Ф. Одоевского, «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина, «Ашик-Кериб» М. Ю. Лермонтова, «Сказка о жабе и розе», «Лягушка-путешественница» В. М. Гаршина, «Тайное становится явным» В. Ю. Драгунского, «Каменный цветок» П. П. Бажова, «Тёплый хлеб» К. Г. Паустовского, «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова, «Цветик-семицветик» В. П. Катаева, «Волшебник Изумрудного города» А. М. Волкова, «Конёк-Горбунок» П. П. Ершова, «Живая вода», «Бременские музыканты», «Горшок каши» братьев Гримм, «Кот в сапогах», «Спящая красавица», «Красная шапочка», «Золушка» Ш. Перро, «Огниво», «Принцесса на горошине», «Дюймовочка», «Гадкий утёнок» Г. Х. Андерсена.

Источник

Разработка урока литературы в 6 классе «Особенности жанра» сказки-были «Кладовая солнца»

6 класс. Особенности жанра «Кладовой солнца». 19

познакомить учащихся с историей создания произведения; выявить жанровые особенности сказки-были;

формировать навыки исследовательской работы с текстом, материалом учебника, словарями и справочниками; развивать устную речь учащихся;

воспитывать бережное отношение к слову.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Выявление первоначального восприятия.

Какие эпизоды сказки-были показались вам наиболее интересными?

Посмотрим, насколько хорошо вы знаете героев «Кладовой солнца». Назовите, о ком идет речь?

С кем односельчане сравнивали Настю и Митрашу?

«Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках».

Что такое сказка быль в литературе. Смотреть фото Что такое сказка быль в литературе. Смотреть картинку Что такое сказка быль в литературе. Картинка про Что такое сказка быль в литературе. Фото Что такое сказка быль в литературе

Кто такой Серый Помещик?

«… огромный лобастый матерый волк, известный крестьянам злодей, прозванный Серым помещиком…»

Что такое сказка быль в литературе. Смотреть фото Что такое сказка быль в литературе. Смотреть картинку Что такое сказка быль в литературе. Картинка про Что такое сказка быль в литературе. Фото Что такое сказка быль в литературе

Рыжая гончая собака с черным ремешком по всей спине

Что такое сказка быль в литературе. Смотреть фото Что такое сказка быль в литературе. Смотреть картинку Что такое сказка быль в литературе. Картинка про Что такое сказка быль в литературе. Фото Что такое сказка быль в литературе

Зорька и дочка это…

Что такое сказка быль в литературе. Смотреть фото Что такое сказка быль в литературе. Смотреть картинку Что такое сказка быль в литературе. Картинка про Что такое сказка быль в литературе. Фото Что такое сказка быль в литературе

Что такое сказка быль в литературе. Смотреть фото Что такое сказка быль в литературе. Смотреть картинку Что такое сказка быль в литературе. Картинка про Что такое сказка быль в литературе. Фото Что такое сказка быль в литературе

Зачем Настя и Митраша пошли в лес?

Что такое сказка быль в литературе. Смотреть фото Что такое сказка быль в литературе. Смотреть картинку Что такое сказка быль в литературе. Картинка про Что такое сказка быль в литературе. Фото Что такое сказка быль в литературе

В какое время года Настя и Митраша отправились за клюквой?

«… клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью. Но не все знают, что самая-самая хорошая клюква, сладкая, как у нас говорят, бывает, когда она перележит зиму под снегом».

Что такое сказка быль в литературе. Смотреть фото Что такое сказка быль в литературе. Смотреть картинку Что такое сказка быль в литературе. Картинка про Что такое сказка быль в литературе. Фото Что такое сказка быль в литературе

Назовите имя отца Насти и Митраши.

Не раз Митраша спрашивал отца:

— Всю жизнь ты ходишь по лесу, и тебе лес известен весь, как ладонь. Зачем же тебе еще нужна эта стрелка?

Что такое сказка быль в литературе. Смотреть фото Что такое сказка быль в литературе. Смотреть картинку Что такое сказка быль в литературе. Картинка про Что такое сказка быль в литературе. Фото Что такое сказка быль в литературе

Как М.Пришвин определил жанр своего произведения?

Михаил Пришвин определил жанр своего произведения как сказка-быль.

ОПРЕДЕЛИТЕ ЦЕЛЬ УРОКА.

Выяснить особенности жанра сказки были.

Определите задачи урока.

Все ли слова в теме урока вам понятны? Выясним, что такое жанр.

Выяснить значение слов ЖАНР, СКАЗКА, БЫЛЬ.

Назвать признаки сказки и были.

Выяснить как в одном произведении сочетаются сказка и быль.

Прочитайте несколько определений слова ЖАНР и выделите в них ключевые фразы, позволяющие дать краткое объяснение слова ЖАНР.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ

КАРТОЧКА В КАЖДОЙ ГРУППЕ

Познакомьтесь с определением понятия Жанр в разных словарях. Найдите ключевые слова, которые помогают понять, что такое жанр.

Литературные жанры (от фр. genre вид) — исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединённых совокупностью внешних и содержательных свойств («Википедия»).

Жанры литературные – группы произведений внутри литературных родов (эпоса, лирики и драмы), имеющие один или несколько общих признаков и сходные черты… (Большой справочник «Литература», «Дрофа», 1999)

Жанр (от фр. genre – род, вид) – разновидность произведений, в которых проявляются основные черты рода литературы (эпос, лирика, драма). Например, жанры эпоса – былина, сказка, роман, повесть и т.д., жанры драмы – комедия, драма, трагедия и т.д., жанры лирики – послание, элегия, эпиграмма, песня. (http://literatura5.narod.ru/rody_i_zhanry_lit.html)

ОБРАЩЕНИЕ К ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ

Сообщение учащихся о чертах жанра сказки

Сказка имеет традиционные композиционные части :

зачин («В некоторм царстве, в некотором государстве жили-были…»)

развитие действия (перечисление основных событий)

концовка («и стали они жить-поживать»)

Сказки делятся на волшебные, бытовые, о животных, сказки-загадки.

Главная идея всех сказок – победа добра над злом. Какой бы ни была сказка (волшебной или бытовой) злой персонаж потерпит поражение.

Для любых сказок характерны или волшебные помощники (скатерть-самобранка, ковер-самолет…) или фантастические события (животные и образы природы наделены способностью разговаривать).

Объясним значение слова БЫЛЬ.

Сообщение учащихся о приметах жанра были.

То, что было в действительности, происходило на самом деле.

Рассказ о действительном событии, происшествии.

Быль как жанр литературы тоже обладает своими чертами и признаками :

историческое время, место,

в были действуют реальные герои

В повести М. М. Пришвина больше от были — историческое время, место, реальные герои — дети, их соседи, Антипыч, занятия и заботы людей, мир природы и многое другое.

ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ: Какие эпизоды похожи на сказку? В каких эпизодах нашли отражение приметы времени?

Задание для 1 группы. ИССЛЕДОВАНИЕ

Перечитайте первую главу, найдите в ней указание на

Сделайте вывод – это приметы сказки или были?

ОТВЕТЫ ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ

МЕСТО: возле Блудова болота, в районе города

Переславля-Залесского, осиротели двое детей.

ВРЕМЯ: отец погиб на Отечественной войне.

Вместе с этим богатством досталась, однако, детишкам бедным и большая забота о всех живых существах. Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!

СОБЫТИЯ: мать умерла от болезни,

Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах: носики такие задорные.

ВЫВОД: это приметы были.

Задание для 2 группы. ИССЛЕДОВАНИЕ

Поработайте с текстом второй главы, найдите в ней указание на

Сделайте вывод – это приметы сказки или были?

ОТВЕТЫ: ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ

ВРЕМЯ: Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью. Но … самая-самая хорошая клюква, сладкая, … бывает, когда она перележит зиму под снегом.

ГЕРОИ: брат и сестра Настя и Митраша, закадровые персонажи – их родители.

ВЫВОД: это приметы были.

Задание для 3 группы. ИССЛЕДОВАНИЕ

Поработайте с текстом третьей главы от слов « Борина Звонкая охотно открыла детям свою широкую просеку » до слов « и он ей по-своему тоже так говорит, как и все: «Здравствуй, выпиха» ». Найдите указание на

Сделайте вывод – это приметы сказки или были?

Борина Звонкая охотно открыла детям свою широкую просеку, покрытую и теперь, в апреле, темно-зеленой брусничной травой. Среди этой зелени прошлого года кое-где виднелись новые цветочки белого подснежника и лиловые, мелкие и частые, и ароматные цветочки волчьего лыка.

Настя попробовала надломить прутик стебелька и никак не могла.

— А разве тут есть еще волки?

— Ну как же! Отец говорил, тут есть страшный волк Серый помещик.

— Помню. Тот самый, что порезал перед войной наше стадо.

— Отец говорил: он живет на Сухой речке в завалах.

— Нас с тобой он не тронет?

Пока дети так говорили и утро подвигалось все больше к рассвету, борина Звонкая наполнялась птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков. Не все они были тут, на борине, но с болота, сырого, глухого, все звуки собирались сюда. Борина с лесом, сосновым и звонким на суходоле, отзывалась всему.

Но бедные птички и зверушки, как мучились все они, стараясь выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово! И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие. Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово прекрасное.

Видно, как птица поет на сучке, и каждое перышко дрожит у нее от усилия. Но все-таки слова, как мы, они сказать не могут, и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать.

Бекас, небольшая серая птичка с носом длинным, как сплющенная шпилька, раскатывается в воздухе диким барашком. Вроде как бы «жив, жив!» кричит кулик кроншнеп. Тетерев там где-то бормочет и чуфыркает, белая куропатка, как будто ведьма, хохочет.

Мы, охотники, давно, с детства своего, и различаем и радуемся, и хорошо понимаем, над каким словом все они трудятся и не могут сказать. Вот почему мы, когда придем в лес ранней весной на рассвете и услышим, так и скажем им, как людям, это слово:

И как будто они тогда тоже обрадуются, как будто они тогда тоже подхватят чудесное слово, слетевшее с языка человеческого.

И закрякают в ответ, и зачуфыркают, и зашваркают, и затэтэкают, стараясь всеми голосами своими ответить нам.

— Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

— Ничего нет страшного. Мне отец говорил и показывал: это так весной заяц кричит.

— Отец говорил: он кричит: «Здравствуй, зайчиха!»

— Отец говорил: это ухает выпь, бык водяной.

— Отец говорил: у него есть тоже своя подруга, и он ей по-своему тоже так говорит, как и все: «Здравствуй, выпиха».

ОТВЕТЫ: ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ

ВРЕМЯ: на рассвете, весна, Великая Отечественная

МЕСТО: Звонкая борина – место, названное местными жителями, это не Тридевятое царство.

СОБЫТИЯ: птицы и животные готовятся к восходу солнца и разговаривают между собой.

ГЕРОИ: кроме Насти и Митраши, глухарь, селезень, утка-кряква, снегирь, бекас, кулик, тетерев, заяц, выпь.

ВЫВОД: события вполне реальные, свидетелем этому может стать любой наблюдательный человек, натуралист – знаток природы. Но в тоже время все обитатели леса не то, чтобы умеют говорить, а рассказчик предполагает эту их способность словно выступает переводчиком с лесного языка на человеческий. Это быль с элементами фантазии.

Задание для 4 группы. ИССЛЕДОВАНИЕ

Поработайте с текстом четвертой главы от слов « Лет двести тому назад » до слов « а волк выл от неизбывной злобы к нему ». Найдите указание на

Сделайте вывод – это приметы сказки или были?

ОТВЕТЫ ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ

ВРЕМЯ: на рассвете солнца, весной, в годы ВОв

МЕСТО: Блудово болото – реальное место под Переславлем-Залесским, названное местными жителями, это не Тридевятое царство.

СОБЫТИЯ: деревья росли, стараясь обогнать друг друга, ветер устроил им трудную жизнь, прилетал покачать деревья, они стонали и выли, как живые.

ГЕРОИ: сосна и ель, злой ветер

Задание для 5 группы. ИССЛЕДОВАНИЕ

Поработайте с текстом четвертой главы от слов « Было совсем тихо в природе » до слов « Неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой ». Найдите указание на

Сделайте вывод – это приметы сказки или были?

Было совсем тихо в природе, и дети, озябшие, до того были тихи, что тетерев-косач не обратил на них никакого внимания. Он сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике, для него довольно широком, ближе к ели, косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост.

Завидев солнце над болотными жалкими елочками, он вдруг подпрыгнул на своем высоком мостике, показал свое белое чистейшее белье подхвостья, подкрылья и крикнул:

По-тетеревиному «чуф» скорее всего значило солнце, а «ши», вероятно, было у них наше «здравствуй».

В ответ на это первое чуфыканье косача-токовика далеко по всему болоту раздалось такое же чуфыканье с хлопаньем крыльев, и вскоре со всех сторон сюда стали прилетать и садиться вблизи Лежачего камня десятки больших птиц, как две капли воды похожих на косача.

Сколько раз мы, охотники, выждав темное утро, на зябкой заре с трепетом слушали это пение, стараясь по-своему понять, о чем поют петухи. И когда мы по-своему повторяли их бормотанья, то у нас выходило:

Так бормотали дружно тетерева, собираясь в то же время подраться. И когда они так бормотали, случилось небольшое событие в глубине еловой густой кроны. Там сидела на гнезде ворона и все время таилась там от косача, токующего почти возле самого гнезда. Ворона очень бы желала прогнать косача, но она боялась оставить гнездо и остудить на утреннем морозе яйца. Стерегущий гнездо ворона-самец в это время делал свой облет и, наверно встретив что-нибудь подозрительное, задержался. Ворона в ожидании самца залегла в гнезде, была тише воды ниже травы. И вдруг, увидев летящего обратно самца, крикнула свое:

Самец, сразу поняв, в чем тут дело, спустился и сел на тот же мостик, возле елки, у самого гнезда, где косач токовал, только поближе к сосне, и стал выжидать.

Косач в это время, не обращая на самца вороны никакого внимания, выкликнул свое, известное всем охотникам:

И это было сигналом ко всеобщей драке всех токующих петухов. Ну и полетели во все-то стороны круты перья! И тут, как будто по тому же сигналу, ворона-самец мелкими шагами по мостику незаметно стал подбираться к косачу.

ОТВЕТЫ: ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ

ВРЕМЯ: на рассвете весной во время ВОв

МЕСТО: у Лежачего камня недалеко от Блудова болота.

СОБЫТИЯ: тетерев встречает солнце приветственной речью, автор снова выступает «переводчиком» с языка леса на человеческий

ГЕРОИ: тетерев-косач и его сородичи, ворона и ворон

ВЫВОД: Быль с элементами фантазии: автор олицетворяет мир природы.

Задание для 6 группы. ИССЛЕДОВАНИЕ

Поработайте с текстом двенадцатой главы от начала до слов « и друзья стали греться у костра, готовить себе еду и ночлег». Найдите указание на

Сделайте вывод – это приметы сказки или были?

Серый помещик окончил жизнь свою без всяких мучений.

ОТВЕТЫ: ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ

ВРЕМЯ: перед наступлением ночи, весной во время ВОв

МЕСТО: Блудово болото – реальное место

ВЫВОД: ничего фантастического – вполне реальные события.

Задание для седьмой группы ИССЛЕДОВАНИЕ

Сделайте вывод – это приметы сказки или были?

— А вот смеялись: дразнили: «Мужичок в мешочке»!

А Золотая Курочка тоже всех удивила в селе. Никто ее в жадности, как мы, не упрекал, напротив, все одобряли, и что она благоразумно звала брата на торную тропу, и что так много набрала клюквы. Но когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились в село за посильной помощью больным детям, Настя отдала им всю свою целебную ягоду. Тут-то вот мы, войдя в доверие девочки, узнали от нее, как мучилась она про себя за свою жадность.

ОТВЕТЫ: ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ

ВРЕМЯ: на следующий день после описанных событий, во время ВОв

МЕСТО: Блудово болото, родная деревня Насти и Митраши

СОБЫТИЯ: дети вернулись в деревню, из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились в село за посильной помощью больным детям, Настя отдала им всю свою целебную ягоду

ГЕРОИ: Настя и Митраша, жители деревни, закадровые персонажи – эвакуированные из Ленинграда дети

ВЫВОД: вполне реальные события без всякой фантазии.

Подведение итогов урока. СВЯЗЫВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Приметы каких жанров присутствуют в кладовой солнца?

Время – обусловлено природным временем (года, суток)

События – связаны с жизнью обитателей леса, природы

Герои – жители леса, наделенные возможностью говорить.

Как и в сказке, герои являются представителями добра (Травка) и зла (Серый помещик).

Реальные географические названия :

Реальное время – период Вов

События – обусловлены реально-исторической обстановкой

Герои – люди с узнаваемыми чертами характера

Мы знаем, что сказочных героев можно поделить на добрых и злых. Можно ли разделить на такие же группы героев «Кладовой солнца?»

Представитель злой силы – волк Серый Помещик, хоть он и не сказочный персонаж, но он принес много зла местным жителям.

Какое значение имеет факт, что Митраша убивает Серго Помещика?

Добро одерживает победу над злом.

Почему жанр «Кладовой солнца» можно назвать сказкой-былью? Дайте ваше определение жанра сказки-были.

Сказка-быль – это жанр, в котором плавно сочетаются приметы сказки и были.

Мы узнаем о событиях военного времени, видим жизнь деревни той поры.

Он говорит о непреходящей ценности народного жизненного опыта, о необходимости сохранения представлений о добре и зле, беде и счастье. Быль и сказка неразделимы в каждой детали текста.

«. я всю жизнь учился, очень трудился над тем, чтобы так легко, просто и свободно писать, как оно прежде сказывалось. »

Пришвин понимает, что создал этот жанр, и хотел быть достойным значения его родоначальника, т.е. народа.

Подготовить сообщения о героях сказки-были:

1 группа – Настя и Митраша: почему дети, осиротев, не пропали?

2 группа – Настя и Митраша: в чем причина бед брата и сестры?

Какую правду перешепнул старик своему другу собаке?

4 группа – Серый Помещик: составить описание врага человека — волка Серого помещика. Какими чертами характера наделен этот персонаж?

5 группа – перечитайте 8 главку. Почему Митраша попадает в беду. Как природа реагирует на происходящие события?

6 группа – перечитайте 9 главу. Как обитатели лесного болота реагируют на Настю. Почему?

7 группа – перечитайте 11 главу. На какие события и как реагируют обитатели леса? Можно ли по их реакции понять: это друзья или враги человека?

Все произведения Пришвина проникнуты верой в торжество добра, доверием и любовью к человеку, читателю-другу, которого он зовет к правде и красоте.

4. Анализ фрагмента сказки-были от начала до слов «Давай-ка вместе полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку сажать».

• Назовите героев повести.

Мать и отец детей, Антипыч.

Живая природа — елочки, дикие животные (тетерев, лось, волк, вороны, лисичка) и т.д.

• На какие группы можно условно разделить героев произведения?

«Природа» и «человек». Природа является действующим лицом произведения наряду с людьми.

• Где и когда происходит действие сказки-были?

Настя и Митраша жили в деревне возле Переславля-Залесского. Действие сказки-были происходит в 1943 г. Дети осиротели. Война заставила их стать совсем взрослыми.

• Сколько лет героям?

Насте двенадцать, а Митраше десять.

• Найдите в тексте слова, передающие авторское отношение к героям.

• Назовите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

• Какой смысл вкладывает автор в слова «золотая курочка», «мужичок мешочке»?

«Мужичком» мальчика называли за упрямый характер. Кроме того, Митраша носил отцовские куртки, подпоясывая их ремнем. Со стороны казалось, что на мальчике надет подпоясанный мешок.

«Золотой курочкой» Настю называли потому, что она была домовита, хлопотлива, обаятельна: «веснушки золотые», «волосы отливают золотом».

• Почему можно утверждать, что, осиротев, дети не остались беззащитными? Какую роль в их жизни играют односельчане?

4.2. Выразительное чтение эпизода от слов «Точно так же, как и покойная мать. до слов «. и, наверное, что-то смекает».

После смерти родителей осталось большое хозяйство; односельчане всегда приходили на помощь. Кроме того, детям были свойственны умение и сноровка, серьезное отношение к жизни, трудолюбие, воспринятые от родителей. Настя во всем подражала матери, была прилежна и старательна. Митраша старался походить на отца: делал для людей деревянную посуду, бочонки и кадушки, старался принимать участие в общественной жизни.

■ Какими деталями Пришвин подчеркивает силу характера детей, умение жить в тяжелых условиях? Найдите в тексте цитаты, содержащие ответ на вопрос.

«Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха». «У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста».

■ Как относились дети друг к другу?

«И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы».

4.3. Выразительное чтение от слов «Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он непременно. » до слов «Давай-ка вместе полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку сажать».

Митраша чувствует, что у Насти жизненного опыта больше, поэтому, несмотря на упрямство, прислушивается к ее словам.

1 Палестинкой называют в народе какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *