Что такое сказка таков первый вопрос который ставит себе человек пересказ
Русские народные сказки
Что такое сказка? — таков первый вопрос, который ставит себе человек, желая осмыслить известные ему с детских лет занимательные истории: о том, как лиса училась у журавля летать, как шла далёкими лесными дорогами девица Марья к жениху Финисту, как ковёр-самолёт служил Ивану-царевичу.
Легко выделить сказку среди других произведений устного народного творчества. Но если не ответить на этот вопрос, создается ошибочное впечатление, что, мол, сказка — пустяк, достойный занять лишь пустое воображение; «сказка — складка», «сказка — врака». Но если сказка только плетение словес, игра ума, чистая фантазия, откровенная неправда, то почему сказочный вымысел, буйство воображения занимают людей многие столетия? А. С. Пушкин заметил:
Сказка — ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.
Крупнейшие русские писатели от Пушкина до Горького единодушно отмечали пленительную силу сказок, признавали их образцом национального искусства, подражали сказочникам, перенимали у них приёмы художественной выразительности, а главное, стремились удержать в собственном творчестве высоту полёта, богатство смысла сказок.
Образы и сюжеты сказок вошли в пословицы. Обронит кто-нибудь: «Битый небитого везёт!» — и вспоминается сказка о незадачливом волке. Скажут: «По щучьему веленью» — и на память приходит чудак Емеля. Неумеренному мечтателю непременно напомнят сказку о молочных реках и кисельных берегах, а сказку про белого бычка — хитрецу. Сказочные истории живут в сознании миллионов людей. В 1941 году Алексей Толстой в статье «Родина» писал: «Наша земля немало поглотила полчищ наезжавших на неё насильников» — и тут же вспомнил сказку о бое Ивана — крестьянского сына с чудом-юдом на калиновом мосту.
Сказки словно подчинили себе время, и это касается не только волшебных сказок. В каждую эпоху они живут своей особой жизнью. Откуда у сказок такая власть над временем? Выражаемая в сказке, как и в пословице, мысль принадлежит народу.
В подробностях воссоздаётся в сказке старый быт: невесту себе журавль нашёл недалеко — за болотом, в семи верстах. Мысли цапли, решившей исход сватовства, типичны для старого времени: будет ли у журавля чем кормить жену?! Приключения животных похожи на людскую жизнь — и человеческим смыслом они-то и интересны.
Волшебные сказки — образец слияния развлекательного вымысла и того серьёзного, что проглядывает сквозь их узорный склад. Сказки не знают непоправимых несчастий. Они неизменно ставят героев в положение победителей, заставляют слушателей ликовать, когда чудовище повергнуто в прах, а злодей наказан.
Широко известны наряду со сказками о животных, волшебными сказками и сказки бытовые.
Продолжаем знакомство с фольклором
1. Рассмотрите иллюстрации, прочитайте отрывки из сказок. Назовите эти сказки. Подготовьте пересказ одной из них (на выбор).
Иллюстрация худ. Т. Мавриной
Поехал старик в лес, доезжает до того места, — под большой елью сидит его дочь, весёлая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре.
Старик обрадовался, положил всё добро в сани, посадил дочь, повёз домой.
Иллюстрация худ. Ю. Васнецова
Несёт меня лиса
За тёмные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы.
Кот и дрозд, спасите меня.
Иллюстрации худ. И. Кузнецова
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:
— Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.
— На что ты мне пригодишься. Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.
2. Прочитайте определение сказки в Кратком словаре литературоведческих терминов. С какими жанрами сказок вы познакомились? Приведите примеры каждого вида.
3. Иллюстрации каких художников к русским народным сказкам вам особенно нравятся? Почему?
4. Прочитайте две волшебные сказки. Подумайте, каким темам они посвящены. Каковы особенности каждой из них?
5. Обратите внимание на постоянные эпитеты в сказках, присказки, зачины, концовки.
Жанры народных сказок
Постоянные эпитеты — красочные определения, признаки предмета, которые употребляются в устойчивом сочетании с одним определяемым словом, например: «живая вода», «добрый молодец», «красная девица».
Присказка — ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. Заканчивается она часто словами: «Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди». Например: «Начинается, починается добрая повесть от Сивка от Бурка, от вещего Каурка. Это не сказка, а присказка. Сказка будет в субботу, когда поешь мягкого хлеба».
Зачин — начало сказки, он бывает различным (коротким или длинным). Зачин рассказывает о том, где происходило действие, когда и какие герои будут в сказке, например: «Жил да был крестьянин. », «Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка. », «За тридевять земель, в тридесятом царстве жил-был царь с царицею. », «В старые годы у одного царя было три сына. », «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были. », «Жил да был царь с царицею. ».
Концовка — «После того они жили долго и счастливо», «Тут и сказке конец, а кто слушал, молодец», «Был у Иванушки колодец, в колодце рыба елец, а моей сказке конец», «И стали они вместе жить да поживать да добра наживать».
Итак, концовка — это последние слова сказки, завершение, рассказ о том, чем закончилась история, рассказанная сказителем, но ещё чаще и обращение к слушателю («. а кто слушал, молодец») или рассказ сказочника о самом себе: «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
Вот какие премудрости есть у народной сказки, а без них и сказка не сказка. Запомним их, будем замечать, какие есть в сказках присказки, зачины, концовки, постоянные эпитеты, повторы («жил-был», «ехали-ехали», «шёл-шёл»), как они украшают сказку, помогают её запоминать, сохранять важную особенность сказки — напевность. Будем не рассказывать, не пересказывать, а сказывать её, как делали это сказочники.
Русские народные сказки
Что такое сказка? — таков первый вопрос, который ставит себе человек, желая осмыслить известные ему с детских лет занимательные истории: о том, как лиса училась у журавля летать, как шла далёкими лесными дорогами девица Марья к жениху Финисту, как ковёр-самолёт служил Ивану-царевичу.
Легко выделить сказку среди других произведений устного народного творчества. Но если не ответить на этот вопрос, создается ошибочное впечатление, что, мол, сказка — пустяк, достойный занять лишь пустое воображение; «сказка — складка», «сказка — врака». Но если сказка только плетение словес, игра ума, чистая фантазия, откровенная неправда, то почему сказочный вымысел, буйство воображения занимают людей многие столетия? А. С. Пушкин заметил:
Сказка — ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.
Крупнейшие русские писатели от Пушкина до Горького единодушно отмечали пленительную силу сказок, признавали их образцом национального искусства, подражали сказочникам, перенимали у них приёмы художественной выразительности, а главное, стремились удержать в собственном творчестве высоту полёта, богатство смысла сказок.
Образы и сюжеты сказок вошли в пословицы. Обронит кто-нибудь: «Битый небитого везёт!» — и вспоминается сказка о незадачливом волке. Скажут: «По щучьему веленью» — и на память приходит чудак Емеля. Неумеренному мечтателю непременно напомнят сказку о молочных реках и кисельных берегах, а сказку про белого бычка — хитрецу. Сказочные истории живут в сознании миллионов людей. В 1941 году Алексей Толстой в статье «Родина» писал: «Наша земля немало поглотила полчищ наезжавших на неё насильников» — и тут же вспомнил сказку о бое Ивана — крестьянского сына с чудом-юдом на калиновом мосту.
Сказки словно подчинили себе время, и это касается не только волшебных сказок. В каждую эпоху они живут своей особой жизнью. Откуда у сказок такая власть над временем? Выражаемая в сказке, как и в пословице, мысль принадлежит народу.
В подробностях воссоздаётся в сказке старый быт: невесту себе журавль нашёл недалеко — за болотом, в семи верстах. Мысли цапли, решившей исход сватовства, типичны для старого времени: будет ли у журавля чем кормить жену?! Приключения животных похожи на людскую жизнь — и человеческим смыслом они-то и интересны.
Волшебные сказки — образец слияния развлекательного вымысла и того серьёзного, что проглядывает сквозь их узорный склад. Сказки не знают непоправимых несчастий. Они неизменно ставят героев в положение победителей, заставляют слушателей ликовать, когда чудовище повергнуто в прах, а злодей наказан.
Широко известны наряду со сказками о животных, волшебными сказками и сказки бытовые.
Продолжаем знакомство с фольклором
1. Рассмотрите иллюстрации, прочитайте отрывки из сказок. Назовите эти сказки. Подготовьте пересказ одной из них (на выбор).
Иллюстрация худ. Т. Мавриной
Поехал старик в лес, доезжает до того места, — под большой елью сидит его дочь, весёлая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре.
Старик обрадовался, положил всё добро в сани, посадил дочь, повёз домой.
Иллюстрация худ. Ю. Васнецова
Несёт меня лиса
За тёмные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы.
Кот и дрозд, спасите меня.
Иллюстрации худ. И. Кузнецова
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:
— Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.
— На что ты мне пригодишься. Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.
2. Прочитайте определение сказки в Кратком словаре литературоведческих терминов. С какими жанрами сказок вы познакомились? Приведите примеры каждого вида.
3. Иллюстрации каких художников к русским народным сказкам вам особенно нравятся? Почему?
4. Прочитайте две волшебные сказки. Подумайте, каким темам они посвящены. Каковы особенности каждой из них?
5. Обратите внимание на постоянные эпитеты в сказках, присказки, зачины, концовки.
Жанры народных сказок
Постоянные эпитеты — красочные определения, признаки предмета, которые употребляются в устойчивом сочетании с одним определяемым словом, например: «живая вода», «добрый молодец», «красная девица».
Присказка — ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. Заканчивается она часто словами: «Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди». Например: «Начинается, починается добрая повесть от Сивка от Бурка, от вещего Каурка. Это не сказка, а присказка. Сказка будет в субботу, когда поешь мягкого хлеба».
Зачин — начало сказки, он бывает различным (коротким или длинным). Зачин рассказывает о том, где происходило действие, когда и какие герои будут в сказке, например: «Жил да был крестьянин. », «Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка. », «За тридевять земель, в тридесятом царстве жил-был царь с царицею. », «В старые годы у одного царя было три сына. », «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были. », «Жил да был царь с царицею. ».
Концовка — «После того они жили долго и счастливо», «Тут и сказке конец, а кто слушал, молодец», «Был у Иванушки колодец, в колодце рыба елец, а моей сказке конец», «И стали они вместе жить да поживать да добра наживать».
Итак, концовка — это последние слова сказки, завершение, рассказ о том, чем закончилась история, рассказанная сказителем, но ещё чаще и обращение к слушателю («. а кто слушал, молодец») или рассказ сказочника о самом себе: «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
Вот какие премудрости есть у народной сказки, а без них и сказка не сказка. Запомним их, будем замечать, какие есть в сказках присказки, зачины, концовки, постоянные эпитеты, повторы («жил-был», «ехали-ехали», «шёл-шёл»), как они украшают сказку, помогают её запоминать, сохранять важную особенность сказки — напевность. Будем не рассказывать, не пересказывать, а сказывать её, как делали это сказочники.
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Таня Масян
Помогите пожалуйста,даю 100 баллов
Составьте план: Что такое сказка? — таков первый вопрос, который ставит себе человек, желая осмыслить известные ему с детских лет занимательные истории: о том, как лиса училась у журавля летать, как шла далёкими лесными дорогами девица Марья к жениху Финисту, как ковёр-самолёт служил Ивану-царевичу.
Легко выделить сказку среди других произведений устного народного творчества. Но если не ответить на этот вопрос, создается ошибочное впечатление, что, мол, сказка — пустяк, достойный занять лишь пустое воображение; «сказка — складка», «сказка — врака». Но если сказка только плетение словес, игра ума, чистая фантазия, откровенная неправда, то почему сказочный вымысел, буйство воображения занимают людей многие столетия? А. С. Пушкин заметил:
Сказка — ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.
x
Крупнейшие русские писатели от Пушкина до Горького единодушно отмечали пленительную силу сказок, признавали их образцом национального искусства, подражали сказочникам, перенимали у них приёмы художественной выразительности, а главное, стремились удержать в собственном творчестве высоту полёта, богатство смысла сказок.
Образы и сюжеты сказок вошли в пословицы. Обронит кто-нибудь: «Битый небитого везёт!» — и вспоминается сказка о незадачливом волке. Скажут: «По щучьему веленью» — и на память приходит чудак Емеля. Неумеренному мечтателю непременно напомнят сказку о молочных реках и кисельных берегах, а сказку про белого бычка — хитрецу. Сказочные истории живут в сознании миллионов людей. В 1941 году Алексей Толстой в статье «Родина» писал: «Наша земля немало поглотила полчищ наезжавших на неё насильников» — и тут же вспомнил сказку о бое Ивана — крестьянского сына с чудом-юдом на калиновом мосту.
Сказки словно подчинили себе время, и это касается не только волшебных сказок. В каждую эпоху они живут своей особой жизнью. Откуда у сказок такая власть над временем? Выражаемая в сказке, как и в пословице, мысль принадлежит народу.
В подробностях воссоздаётся в сказке старый быт: невесту себе журавль нашёл недалеко — за болотом, в семи верстах. Мысли цапли, решившей исход сватовства, типичны для старого времени: будет ли у журавля чем кормить жену?! Приключения животных похожи на людскую жизнь — и человеческим смыслом они-то и интересны.
Волшебные сказки — образец слияния развлекательного вымысла и того серьёзного, что проглядывает сквозь их узорный склад. Сказки не знают непоправимых несчастий. Они неизменно ставят героев в положение победителей, заставляют слушателей ликовать, когда чудовище повергнуто в прах, а злодей наказан.
Широко известны наряду со сказками о животных, волшебными сказками и сказки бытовые.
Помогите пожалуйста,даю 100 баллов
Составьте план: Что такое сказка? — таков первый вопрос, который ставит себе человек, желая осмыслить известные ему с детских лет занимательные истории: о том, как лиса училась у журавля летать, как шла далёкими лесными дорогами девица Марья к жениху Финисту, как ковёр-самолёт служил Ивану-царевичу.
Легко выделить сказку среди других произведений устного народного творчества. Но если не ответить на этот вопрос, создается ошибочное впечатление, что, мол, сказка — пустяк, достойный занять лишь пустое воображение; «сказка — складка», «сказка — врака». Но если сказка только плетение словес, игра ума, чистая фантазия, откровенная неправда, то почему сказочный вымысел, буйство воображения занимают людей многие столетия? А. С. Пушкин заметил:
Сказка — ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.
x
Крупнейшие русские писатели от Пушкина до Горького единодушно отмечали пленительную силу сказок, признавали их образцом национального искусства, подражали сказочникам, перенимали у них приёмы художественной выразительности, а главное, стремились удержать в собственном творчестве высоту полёта, богатство смысла сказок.
Образы и сюжеты сказок вошли в пословицы. Обронит кто-нибудь: «Битый небитого везёт!» — и вспоминается сказка о незадачливом волке. Скажут: «По щучьему веленью» — и на память приходит чудак Емеля. Неумеренному мечтателю непременно напомнят сказку о молочных реках и кисельных берегах, а сказку про белого бычка — хитрецу. Сказочные истории живут в сознании миллионов людей. В 1941 году Алексей Толстой в статье «Родина» писал: «Наша земля немало поглотила полчищ наезжавших на неё насильников» — и тут же вспомнил сказку о бое Ивана — крестьянского сына с чудом-юдом на калиновом мосту.
Сказки словно подчинили себе время, и это касается не только волшебных сказок. В каждую эпоху они живут своей особой жизнью. Откуда у сказок такая власть над временем? Выражаемая в сказке, как и в пословице, мысль принадлежит народу.
В подробностях воссоздаётся в сказке старый быт: невесту себе журавль нашёл недалеко — за болотом, в семи верстах. Мысли цапли, решившей исход сватовства, типичны для старого времени: будет ли у журавля чем кормить жену?! Приключения животных похожи на людскую жизнь — и человеческим смыслом они-то и интересны.
Волшебные сказки — образец слияния развлекательного вымысла и того серьёзного, что проглядывает сквозь их узорный склад. Сказки не знают непоправимых несчастий. Они неизменно ставят героев в положение победителей, заставляют слушателей ликовать, когда чудовище повергнуто в прах, а злодей наказан.
Широко известны наряду со сказками о животных, волшебными сказками и сказки бытовые.
Помогите пожалуйста,даю 100 баллов Составьте план: Что такое сказка? такой
Помогите пожалуйста,даю 100 баллов
Составьте план: Что такое притча? такой первый вопрос, который ставит для себя человек, желая осмыслить знаменитые ему с ребяческих лет интересные истории: о том, как лиса училась у журавля летать, как шла далёкими лесными дорогами девушка Марья к жениху Финисту, как ковёр-самолёт служил Ивану-принцу.
Легко выделить сказку посреди иных творений устного народного творчества. Но если не ответить на этот вопрос, создается ложное впечатление, что, дескать, притча пустяк, достойный занять только порожнее воображение; притча складка, притча врака. Но если притча только плетение словес, забава ума, чистая фантазия, искренняя неправда, то почему сказочный вымысел, буйство воображения занимают людей многие столетия? А. С. Пушкин увидел:
Притча ложь, да в ней намёк! Добросердечным молодцам урок.
x
Крупнейшие российские писатели от Пушкина до Горьковатого единогласно отмечали заманчивую силу сказок, признавали их образчиком государственного искусства, подражали сказочникам, перенимали у их приёмы художественной выразительности, а основное, устремлялись удержать в своем творчестве высоту полёта, достояние смысла сказок.
Образы и сюжеты сказок вошли в пословицы. Обронит кто-нибудь: Колоченный небитого везёт! и вспоминается притча о незадачливом волке. Скажут: По щучьему веленью и на память прибывает чудак Емеля. Неумеренному мечтателю обязательно напомнят сказку о молочных реках и кисельных берегах, а сказку про белоснежного бычка лукавцу. Сказочные истории живут в сознании миллионов людей. В 1941 году Алексей Толстой в статье Отчизна писал: Наша земля много впитала полчищ наезжавших на неё насильников и здесь же вспомнил сказку о бое Ивана крестьянского отпрыска с чудом-юдом на калиновом мосту.
Сказки словно подчинили для себя время, и это дотрагивается не только волшебных сказок. В каждую эпоху они живут своей особой жизнью. Откуда у сказок такая власть над временем? Выражаемая в басне, как и в поговорке, идея принадлежит народу.
В подробностях воссоздаётся в басне старый быт: жену себе журавль нашёл недалеко за болотом, в семи милях. Мысли цапли, решившей финал сватовства, типичны для старого медли: будет ли у журавля чем кормить супругу?! Приключения животных похожи на человеческую жизнь и человечьим смыслом они-то и интересны.
Волшебные басни эталон слияния развлекательного вымысла и того серьёзного, что проглядывает сквозь их узорный склад. Басни не знают непоправимых несчастий. Они постоянно ставят героев в положение победителей, заставляют слушателей радоваться, когда чудовище повергнуто в останки, а злодей наказан.
Обширно известны наряду со баснями о животных, волшебными баснями и сказки бытовые.