Что такое сказочные мотивы

Что такое сказочные мотивы

В качестве основы для построения системы сказочных мотивов нами выбраны архетипические мотивы (далее АМ), выделенные в работах [Мелетинский 1993, 1994], однако произведены следующие изменения:

1. Для более полного описания сказочных текстов добавлены некоторые новые мотивы.

2. В нашем формальном представлении число термов в каждом предикате фиксировано, что делает описание более строгим. В то же время любой предикат может выступать в качестве терма в других предикатах, принадлежащих системе. За счет этого глубина построенной предикатно-актантной структуры не ограничена заранее и может быть любой, т.е. подобный способ представления не приводит к потере информации, одновременно расширяя возможности описания.

Заметим, что некоторые архетипические мотивы, например, низкий герой и двойничество, не содержат никакого конкретного действия, но лишь указывают на возможность некоторых вариантов развития событий. Мотив чудесный супруг (супруга), напротив, в большинстве случаев предполагает наличие в сказке последовательности нескольких действий, причем не обязательно следующих непосредственно друг за другом; так, поиск исчезнувшей чудесной супруги часто является успешным благодаря приобретению чудесных предметов или помощников, т.е. синтагматически поиск и нахождение чудесной супруги разделены мотивом приобретение помощника или добывание чудесных предметов. Oaeea iioeau yaey?ony i?aaeeaoaie ninoiyiey, a ia aaenoaey.

Предлагаемая система сказочных мотивов содержит предикаты как действия, так и состояния, однако число последних невелико, что объясняется свойственным волшебной сказке интересу прежде всего к развитию действия.

Таблица 1 содержит сказочные мотивы в алфавитном порядке.

Табл.1. Система СМ

Сказочные мотивы и функции Проппа

В настоящей главе мы попытаемся выявить некоторые соответствия между системой функций, предложенной В.Я. Проппом 2 и приведенной системой СМ.

Таким образом, система сказочных мотивов, разработанная нами для анализа прежде всего парадигматических закономерностей строения волшебной сказки, отражает и синтагматическое ее строение, позволяя совмещать оба способа анализа.

Мы рассмотрели теоретические положения, используемые для описания и анализа волшебных сказок. Далее рассказывается о практическом применении этих положений в компьютерной системе баз данных СКАЗКА.

Описание системы СКАЗКА

б) получение результатов компьютерной обработки, в том числе и с применением лингвистических методов работы с текстом;

в) определение методов пополнения описаний типа в указателе АТ более строгим описанием с помощью метаязыка таким образом, чтобы исключить свойственную естественному языку многозначность;

г) нахождение способов полуавтоматического перехода от описания с помощью метаязыка к описанию с помощью системы сказочных мотивов;

д) проверка теоретических предположений с использованием описанных выше возможностей.

В настоящее время система СКАЗКА представляет собой работающий макет, или прототип, системы для исследования сказок. В дальнейшем предполагается пополнение системы как новыми текстами сказок, в том числе на русском языке, так и правилами для обработки различных типов текстов.

Система СКАЗКА работает в СУБД STARLING, разработанной членом-корреспондентом РАН РФ С.А. Старостиным для решения прежде всего лингвистических задач. В качестве исходного материала принимается указатель сказочных сюжетов АТ.

Мы рассмотрели исходные положения, структуру и некоторые способы применения системы СКАЗКА в практической работе. В дальнейшем система может пополняться как дополнительной исходной информацией, так и новыми правилами, устанавливающими соответствия между различными способами представления информации в исходных БД и БД, описывающих структуру типов сказок. Однако, несмотря на некоторую неполноту системы, она уже в таком виде может быть использована и используется на практике. В частности, мы использовали систему СКАЗКА для решения следующего круга задач:

1. Систематизация и быстрая обработка данных указателя АТ.

2. Выделение типов, отвечающих заданным критериям или имеющих определенное строение.

3. Проверка полноты системы сказочных мотивов: в результате работы с базами данных и проведения компьютерных экспериментов были добавлены некоторые новые СМ, в частности, воздаяние, параллелизм и т.п.

4. Проверка правильности структурного строения СМ. Работа с системой позволила уточнить строение мотивов. В некоторых случаях для более полного представления информации в структуру мотива были добавлены дополнительные термы. Например, мотив трудные задачи дополнен термом цель. Кроме того, в процессе работы с системой была расширена и уточнена область значений многих термов. Например, наиболее частым и значением для терма Усл в мотиве расколдование является терм заколдование, что и было отражено в первоначальном варианте СМ. В процессе дальнейшей работы были выявлены другие возможные значения данного терма 4 :

— добывание чудесных предметов (согласно условию черта-дарителя, герой на определенный срок обретает устрашающую внешность, должен воздерживаться от мытья, стрижки волос и ногтей и т.п.)

Примечания

Литература

Источник

RussianItaly

Блог для любителей языка и культуры России

Функции и мотивы волшебных сказок

(Poiché quanto sotto riportato è parte della mia tesi di laurea magistrale, se desiderate copiare il testo vi prego di citare sempre la fonte e l’autore (Margherita Sanguineti). Grazie.)

Сюжетостроение сказок обладает своиЧто такое сказочные мотивы. Смотреть фото Что такое сказочные мотивы. Смотреть картинку Что такое сказочные мотивы. Картинка про Что такое сказочные мотивы. Фото Что такое сказочные мотивыми, специфическими особенностями: В.Я. Пропп обратил внимание на действия сказочных персонажей и обозначил их термином «функция» (в разных сюжетах повторяются одинаковые функции, например: похищение, нарушение запрета, трудная задача и т.д.).

В тексте еще можно выделить простейшие повествовательные единицы сюжета, которые А. Н. Веселовский назвал «мотивами».

В.Я. Пропп считал, что мотивы в волшебных сказках заменяются функциями – поступками действующего лица, определяемыми с точки зрения его значения для хода действия. Проппом были изучены все основные функции волшебной сказки. Он считал, что сказочных функций чрезвычайно мало, а персонажей чрезвычайно много. Этим и объяснял он «двоякое» качество сказки: ее поразительное многообразие, ее пестроту и сказочность, и, с другой стороны, ее поразительное однообразие. В. Я. Пропп считает, что:

1. Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и когда они выполняются. Они образуют основные составные части сказки.

2. Число функций, известных волшебной сказке, – ограниченно.

3. Последовательность функций всегда одинакова.

4. Все волшебные сказки однотипны по своему строению.

Начало сказки В.Я. Пропп определяет как «исходную ситуацию», вслед за которой могут следовать следующие функции:

I. Один из членов семьи отлучается из дома.

II. К герою обращаются с запретом.

III. Запрет нарушается.

IV. Вредитель пытается произвести разведку.

V. Вредителю даются сведения о его жертве.

VI. Вредитель пытается обмануть свою жертву, чтобы овладеть ею или ее имуществом.

VII. Жертва поддается обману и тем невольно помогает врагу.

Эти первые семь функций: отлучку, нарушение запрета, выдачу, удачу обмана – Пропп предлагает трактовать как подготовительную часть сказки. Следующую за ними восьмую функцию ученый считает особенно важной, так как ею и создается «движение сказки», ею открывается завязка сказки.

VIII. Вредитель наносит одному из членов семьи вред или ущерб.

Виды вредительства предельно разнообразны, встречаются сказки, которые не начинаются с нанесения вреда. Однако Пропп считает, что все сказки исходят из ситуации нехватки или недостачи, что и вызывает поиски, аналогичные поискам при вредительстве. Вывод Проппа таков: «недостача может быть рассмотрена как морфологический эквивалент, например, похищения».

IX. Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его. Эта функция вводит в сказку героя.

X. Искатель соглашается или решается на противодействие.

XI. Герой покидает дом.

XII. Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или помощника.

XIII. Герой реагирует на действия будущего дарителя.

XIV. В распоряжение героя попадает волшебное средство.

XV. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения поисков.

XVI. Герой и вредитель вступают в непосредственную борьбу.

XVIII. Вредитель побеждается.

XIX. Герой возвращается. Возвращение обычно совершается обычно в тех же формах, что и прибытие.

XX. Герой подвергается преследованию.

XXI. Герой спасается от преследования. На этом очень многие сказки заканчиваются. Герой прибывает домой, затем, если была спасена девушка, женится и т.д. Но так бывает далеко не всегда. Сказка заставляет героя пережить новую беду, опять появляется вредитель.

XXII. Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну.

XXIII. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания.

XXIV. Герою предлагается трудная задача.

XXV. Задача решается.

XXVII. Ложный герой или вредитель изобличаются.

XXVIII. Герою дается новый облик.

XXIX. Вредитель наказывается.

XXX. Герой вступает в брак и воцаряется.

Этим сказка завершается. Пропп также замечает, что в некоторых случаях действия сказочных героев не подчиняются и не определяются ни одной из приведенных выше функций. Таких случаев немного. Это те случаи, когда сказка не может быть понята без сравнительного материала, или формы, перенесенной из сказок других разрядов.

В дополнение к этому следует заметить также, что композицию сказок В.Я. Пропп считал фактором стабильным, а сюжет переменным, композицию сказок определяет последовательность функций, множество сюжетов имеют в своей основе одну и ту же композицию.

Необходимо заметить, что другие видные русские ученые придерживались отличного от В.Я. Проппа мнения по этому поводу. Так, В. П. Аникин считал, что мотив не любая констатация реальных или предполагаемых фактов; в нем необходима причинно-следственная связь, проявление жизненной необходимости.

В работе И. П. Черноусовой «Структура и художественные функции мотивов русской волшебной сказки» приводится система мотивов, разработанная автором для структурного анализа волшебных сказок. Это мотивы:

Источник

Сказочные мотивы в русской лирике

Презентация к уроку

Цели: углубить понятие сказочного; ввести понятия “лирический герой” “мотивы в лирике”; понять, с какой целью взрослые авторы обращаются к сказке.

Материал урока: распечатки стихов, презентация, альбомные листы, цветные карандаши.

Ход урока

Урок №1. Повторяем материал по литературной сказке.

Этап 1. Деление на группы по жребию. Учитель предлагает игровые задания: выбрать себе сказочного покровителя, объяснить свой выбор (защита), придумать девиз можно в стихах. Дается не более 5 минут-три на обсуждение, две на зашиту. Приложение 2.

Этап 2.Следующее задание для группы: выбрать из домашних работ лучшую и представить ее. Домашнее задание было следующим : нарисовать карту страны Андерсена, Киплинга, Пушкина, Ершова и придумать им названия. Защита.

Таким образом, формулируется проблемная ситуация, которая готовит нас к исследованию, в основе которого лежит следующий вопрос, который формулируют сами учащиеся“ Почему взрослые авторы обращаются к такому “ детскому” жанру как сказка?

Учимся понимать тему.

Можно ли говорить о сказочной реальности в стихах?

Почему поэты обращаются к сказочным образам?

Этап 4. “Блуждание” по тексту стихотворения И.Бунина “Сказка”. До того, как раздать материалы, что можно предположить, о чем будет это стихотворение?

Звучать предположения учащихся.

Учитель Хорошо, давайте попробуем проверить ваши гипотезы. Вы получаете это стихотворение в разрезанном виде, попробуйте его сложить и проверить свою версию

Учащиеся складывают разрезанные тексты и проверяют себя по презентации. Слайд 5.

Учитель Давайте попробуем поискать “странности” в этом тексте, необычные фразы, непонятные слова и вместе их попробуем объяснить.

(Если позволяет время, пусть сами учащиеся сделают это, но есть приготовленные “странности” учениками 7 класса, которые тоже работают по такой методике). Слайд 6.

Учитель Ребята, как бы сформулировали тему и идею стихотворения? Роль названия.

Учащиеся вместе обсуждают, записывают свою версию в протокол группы и потом вслух зачитывают свои идеи.

Учитель Давайте посмотрим, как “работают” сказочные элементы в стихотворениях другого автора? (К.Бальмонт “У чудищ”, “Чары феи”, “Ветерок феи”, “Русалочка”, “Гномы”). Раздаются тексты. Приложение 1

Каждая группа получает по жребию свое стихотворение. Определяем тему, идею, находим “сказочное”, обсуждаем и пытаемся ответить, какую роль они играют. Слайд 8. Слайд 9.

Этап 5. Обсуждение и подведение итогов.

Учитель Что же общего получилось у нас при обсуждении стихов Бальмонта? Смогли ли мы с вами ответить на наши проблемные вопросы?

Общие выводы записываем в тетрадь по литературе (вполне допустимо это сделать в качестве домашнего задания). Слайд 10.

Этап 6. Отрабатывается умение работать индивидуально.

Учащимся предлагается самостоятельно поработать с текстами стихотворений В.Высоцкого “Лукоморья больше нет” и “Повесть о нечисти”, отвечая на следующие вопросы.

Чем похожи и чем непохожи эти стихотворения на разобранные ранее? С какой целью здесь автор обращается к сказке? (Необходимо выйти на юмор, на то, что уходят мечты, фантазии, а остается только реальность. Будет ли она прекрасной без чего-то таинственного, загадочного?).

Источник

Научная работа. Мотивы волшебной сказки В. Я. Проппа

Мотивы волшебной сказки В. Я. Проппа

Исследователем В. Я. Проппом мотивы волшебной сказки разделены следующим образом:

А) Мотивы сказки, которые восходят к обряду инициации.

Б) Мотивы сказки, которые относятся к представлениям о смерти.

Эти две группы мотивов не являются взаимоисключающими, однако тесно связаны между собой, поскольку обряд посвящения часто включает в себя момент временной смерти посвящаемого.

Идеи В.Я. Проппа о том, что исторические корни мотивов волшебной сказки имеют свои исторические корни в далеком прошлом, обычно поддерживаются эмпирическими данными и логикой мышления. Чтобы доказать свою гипотезу, исследователь использовал широкий спектр материалов.

В.Я. Пропп пытался доказать, что сказка обладает мотивами, корни которых восходят к древнему первобытному обряду посвящения, и ему, видимо, удалось найти соответствие между данными явлениями. Согласно В.Я. Проппу, цикл посвящения является вековой основой сказки.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое сказочные мотивы. Смотреть фото Что такое сказочные мотивы. Смотреть картинку Что такое сказочные мотивы. Картинка про Что такое сказочные мотивы. Фото Что такое сказочные мотивы

Номер материала: ДБ-1585340

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое сказочные мотивы. Смотреть фото Что такое сказочные мотивы. Смотреть картинку Что такое сказочные мотивы. Картинка про Что такое сказочные мотивы. Фото Что такое сказочные мотивы

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое сказочные мотивы. Смотреть фото Что такое сказочные мотивы. Смотреть картинку Что такое сказочные мотивы. Картинка про Что такое сказочные мотивы. Фото Что такое сказочные мотивы

В МГУ заработала университетская квантовая сеть

Время чтения: 1 минута

Что такое сказочные мотивы. Смотреть фото Что такое сказочные мотивы. Смотреть картинку Что такое сказочные мотивы. Картинка про Что такое сказочные мотивы. Фото Что такое сказочные мотивы

Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Что такое сказочные мотивы. Смотреть фото Что такое сказочные мотивы. Смотреть картинку Что такое сказочные мотивы. Картинка про Что такое сказочные мотивы. Фото Что такое сказочные мотивы

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое сказочные мотивы. Смотреть фото Что такое сказочные мотивы. Смотреть картинку Что такое сказочные мотивы. Картинка про Что такое сказочные мотивы. Фото Что такое сказочные мотивы

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое сказочные мотивы. Смотреть фото Что такое сказочные мотивы. Смотреть картинку Что такое сказочные мотивы. Картинка про Что такое сказочные мотивы. Фото Что такое сказочные мотивы

Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием

Время чтения: 1 минута

Что такое сказочные мотивы. Смотреть фото Что такое сказочные мотивы. Смотреть картинку Что такое сказочные мотивы. Картинка про Что такое сказочные мотивы. Фото Что такое сказочные мотивы

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Глава 3. Анализ сказочных мотивов

В данной главе мы будем исследовать типичные сказочные мотивы: дети в темнице, беда и противодействие, волшебные дары. Данные мотивы связаны с композиционным членением сказки, о котором мы говорили в начале нашего исследования. Затем перейдем к исследованию устойчивых мотивов, связанных с системой образов в сказке. Мы последовательно рассмотрим следующие образы:Баба Яга, Кощей Бессмертный, герой, Царь-девица.

Перед тем, как перейти непосредственно к анализу сказочных мотивов выявим,какие существуют в литературоведении определения данного понятия[7].

Условно можно выявить следующие определения мотива:

1) мотив – элемент темы (понятой читателем как характеристика предмета изображения или высказывания);

2) мотив – элемент текста, то есть авторское словесное обозначение отдельного события или ситуации;

3) мотив – элемент событийного ряда или ряда ситуаций, то есть входит в состав фабулы (или сюжета).

В рамках данного исследования под мотивом будем понимать элемент сюжета.

Дети в темнице

С первых же слов сказки – «В некотором царстве, в некотором государстве» слушатель сразу охвачен особым настроением, настроением эпического спокойствия. Но это настроение обманчиво. Далее в сказку вводят какую-нибудь семью, например, три брата или царь с дочерью. Семья живёт счастливо и спокойно. Вдруг происходят маленькие, незаметные события. События иногда начинаются с того что кто-нибудь из старших отлучается из дому: «Дочка, дочка. мы пойдём на работу»[8].

Дети или жена, иногда беременная, остаются одни, без защиты. Этим создаётся почва для беды. Та же самая ситуация может создаться если уходят не старшие, а младшие. Они уходят в лес за ягодами, девушка уходит в поле, чтобы принести братьям завтрак.Старшие каким-то образом знают, что детям угрожает опасность. Отец или муж, уезжая сам или отпуская дитя, сопровождает эту отлучку запретами. Запрет естественно нарушается и этим вызывается какое-нибудь страшное несчастье, например, непослушных детей которые пошли к пруду околдовывает ведьма. Вместе с несчастьем появляется интерес, события начинают развиваться.

Пока что нам важен один запрет: запрет выходить из дому. Например, «Этот мельник, когда пойдёт за охотой, и наказывает: «Ты, девушка никуда не ходи»».[9]Когда отец уговаривает дочь «даже на крыльцо не выходить», «не покидать высокого терема» и пр., то здесь сквозит не простое опасение, а какой-то более глубокий страх.Страх этот так велик, что иногда детей даже запирают, запирают тоже не совсем обыкновенным образом. «Выкопали преглубокую яму, убрали её, разукрасили словно палаты, навезли туда всяких запасов, чтобы было что и пить и есть; после посадили в ту яму своих детей, и поверх посадили потолок, закидали землёй и заровняли гладко-нагладко».[10]Сказка здесь с поразительной точностью сохранила память о мероприятиях, которые действительно в прошлом применялись к царским детям.

Д. Д.Фрэзерв «Золотой ветви» показал сложную систему табу, которая окружала царей или верховных жрецов и их детей. Вождю или царю приписывалась магическая власть над природой и от его благополучия зависит благополучие народа, поэтому тщательно охраняя царя, магическим образом охраняли благополучие всего народа. Он приводит примеры: «Король Лоанго прикреплён к своему дворцу, который ему запрещено покидать», «Царь – фетиш бенингов, почитаемый своими подданными как божество, не должен был покидать своего дворца» и т.д.Если подобные монахи пытались уйти, их побивали камнями. [11]

Беда и противодействие

Какая-либо беда – основная форма завязки. Из беды и противодействия создаётся сюжет. Формы этой беды чрезвычайно разнообразны. Вслед за посажением в столб или темницу обычно следует похищение. Основной похититель девушек – змей. Но змей выступает в сказке два раза. Он появляется молниеносно, уносит девушку и исчезает. Герой отправляется за ним, встречает его, и между ними происходит бой.

Другой вид сказочного начала не содержит беды.Например, сказка начинается с того, что царь объявляет всенародный клич, обещая руку своей дочери тому, кто на летучем коне допрыгнет до её окна. Это – один из видов трудных задач. Данная задача может быть объяснена только в связи с изучением волшебного помощника (например, волшебный клубок, указывающий правильную дорогу) и фигурой старого царя, а помощник обычно добывается в конце сказки. Таким образом, середина сказки объяснит нам её начало.

Обычно к концу сказки беда обращается во благо. Похищенная царевна благополучно возвращается с женихом, изгнанная падчерица возвращается с богатыми дарами и также часто вслед за тем вступает в брак.

Волшебные дары

Давая в руки героя волшебное средство, сказка достигает вершины. С этого момента конец уже предвидится.

Волшебные предметы по своему содержанию имеют различное происхождение. Основные группы: это – предметы животного происхождения, растительного происхождения, предметы, в основе которых лежат орудия, предметы многообразного состава, которым присваиваются самостоятельные силы, и предметы, связанные с культом мёртвых.

Такова картина предметов со стороны их состава. Как историческая категория в целом они возводятся к тем же корням, к которым возводится помощник, составляя лишь разновидность его. Весь ход сказки, то обстоятельство, что волшебные предметы подарены ягой (или её эквивалентами), царями зверей, найдены в лесу и т.д., убеждают в стройности и цельности сказки, в её исторической ценности и осмысленности. Яга и её дары представляют собой две стороны одного целого, и сказка эту связь сохранила очень полно.

Система образов

Баба Яга

Баба-Яга, лесная старуха-волшебница или ведьма, — популярный фантастический образ в восточнославянской сказочной традиции. Чаще всего она встречается в сказках, где главными персонажами являются маленькие дети или Иван-царевич, разыскивающий или добывающий свою невесту и «заморские» диковинки. В образе Бабы-Яги отпечатались многовековые культурные напластования, и он по-прежнему остается для исследователей одним из самых загадочных и вызывающих споры.

В разных местных традициях имя Бабы-Яги может иметь различные варианты и огласовки: в белорусских и украинских говорах — Баба-Юга и Баба-Язя, в русских — Баба-Ягабова, Ега-биха, Егибиниха, Яга-Ягинишна и подобные. Близкие Бабе-Яге персонажи с именами, однокоренными восточнославянским, встречаются также в сказках поляков (Jedsibaba), словаков (Jezibaba), чехов (Jezinka). В славянских языках само слово «яга» и его производные связаны с понятием опасности, мучений и ужаса, злобы. Нередко в сказках Баба-Яга именуется также ведьмой или колдуньей, что связано с мифологической основой ее образа.

В народном сознании Баба-Яга представлялась злой столетней старухой. Кроме того, в сказках она изображается уродливой и безобразной. Неприглядность Бабы-Яги связана, прежде всего, с ее необычной ногой. Как правило, о старухе говорится: «Баба-Яга костяная нога». Собственно, указание на костяную ногу в текстах сказок выступает как постоянный эпитет Бабы-Яги, рифмующийся с ее именем. Иногда формульное описание Бабы-Яги имеет продолжение: «Баба-Яга костяная нога, морда глиняная». В некоторых сказках нога Яги представляется не костяной, а деревянной или железной.По причине костеногости Баба-Яга в сказках никогда не ходит: она либо летает, либо лежит, то есть, согласно мифологическим представлениям, проявляет себя не как живое существо, а как мертвец. Подчас ее принадлежность к миру мертвых прослеживается в определении ее ноги как разложившейся: «Одна нога гна, другая назёмна».

Обычное воображение поражают и другие черты внешности Бабы-Яги. Попадая к ней, герой чаще всего видит ее лежащей на полу, печи или полатях, растянувшейся при этом из угла в угол. Не только нога, но и прочие части тела Бабы-Яги изображаются в сказках необычными: «А уней голова лежит в одном углу избы, а ноги в другом», «Лежит баба-яга, костяная нога из угла в угол, нос в потолок врос», «Баба-Яга из угла в угол перевертывается: одной губой пол стирает, а носом трубу затыкает». Нос Бабы-Яги иногда представляется железным или таким длинным, что «на крюку висит».

Образ Бабы Яги слагается из ряда деталей. Эти детали, сложенные вместе из разных сказок иногда не соответствуют друг другу, не совмещаются, не сливаются в единый образ. В основном мы можем выделить три формы Яги в сказках:

1) Яга – дарительница.

К ней герой приходит сам, от неё он получает коня, волшебный клубок и др.

2) Яга – похитительница.

Она похищает детей и пытается их изжарить, после чего следует бегство и спасение.

3) Яга – воительница.

Она прилетает к героям в избушку.

Весь ход развития сказки, в особенности начало (отправка в страну мёртвых) показывает, что Яга имеет какую-то связь с царством мёртвых.

Кощей Бессмертный

Кощей Бессмертный — один из наиболее ярких сказочных персонажей, производящий неизгладимое впечатление на слушателя, особенно в детской аудитории. Сюжеты, в которых присутствует этот образ, всегда заставляют сопереживать главному герою — Ивану-царевичу, беспокоиться за его судьбу, так как его противник силен, могуществен и, как кажется, неуязвим. Кроме того, с обыденной точки зрения образ Кощея в сказках воспринимается как однозначно отрицательный.

С позиции же носителя мифологического сознания это определение следовало бы поставить в кавычки. Собственно, образ Кощея Бессмертного — это один из вариантов образа противника героя, без которого не могло бы состояться испытание, переводящее героя в новый этап его сказочного бытия. Образ Кощея, как и Бабы-Яги, имеет мифологическую основу, восходящую к глубокой древности.

Именование этого персонажа заслуживает внимания. Сказочники называли его «Кащей», «Кащ», «Каща». В украинских сказках имя Кощей имеет такие огласовки, как «Костей» или «Костий», и особенно созвучным оказывается со словом «кости», что, вероятно, наряду с очевидной связью этого персонажа с идеей смерти, послужило основанием для поздних изображений этого персонажа, например в экранизациях сказок, в виде худого, похожего на скелет человека.

Не менее интересны и значимы эпитеты, сопровождающие имя персонажа, а нередко воспринимающиеся как его неотъемлемая часть. Это определения «поганый», «бездушный», «бессмертный». Все они с точки зрения мифопоэтического сознания позволяют квалифицировать Кощея как существо, принадлежащее «иному» сказочному миру Определения «бездушный» и «бессмертный» называют отличительные признаки Кощея, которые отражают мифологическую природу его образа и — более узко — его потустороннее происхождение.

На восприятие Кощея Бессмертного как представителя «иного» мира, мира смерти, указывают характеристики его местопребывания. Царство Кощея находится очень далеко: герою приходится отправляться в «прикрай свету, в самый конец» его. Туда из всех путей ведет самый длинный, сложный и опасный: герой изнашивает железные сапоги, железный сюртук и железную шляпу, съедает три железных хлеба; ему приходится преодолевать многочисленные препятствия, обращаться к помощникам за советом и подмогой, вступать в борьбу с коварным противником и даже погибать и воскресать.

Жилище Кощея Бессмертного изображается в сказке как дворец, замок, большой дом, «фа-терка — золотые окна». Здесь находятся несметные богатства — золото, серебро, скатный жемчуг, которые герой после победы над противником забирает из его царства. По мнению исследователей, золотая окраска предметов в мифопоэтическом сознании воспринимается как признак потустороннего мира. То же касается и образа стеклянных гор, где, согласно некоторым текстам сказок, расположен дворец Кощея Бессмертного.

Герой

В волшебной сказке необычными характеристиками, восходящими к мифологическим представлениям, наделяются не только персонажи типа Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, но и главный герой повествования, имеющий как будто исключительно человеческую природу. В русских сказках самым распространенным именем главного героя является имя Иван. В традиционной культуре оно зачастую воспринимается как нарицательное. Большее значение с точки зрения архаических представлений имеют эпитеты и прозвища, сопровождающие имя героя и подчас указывающие на его мифологическую природу.

В прозвищах героев нашли отражение их социальное положение (Иван-царевич, Иван — крестьянский сын, Андрей Стрелец), внешние и внутренние качества (Олешка — Коротенька Ножка, мальчик-с-пальчик, Ивашко-Медвежье Ушко, Иванушка-дурачок), обстоятельства рождения (Иван-Покати-Горох, Световик, Вечорка, Полуночка и Зорька).

«Низким» героем является и «лысый паршивец» в сказках тюркских и монгольских народов.

Появление этого «низкого» героя в сказках ряда народов Востока выражает их исторически сложившуюся культурную общность, на основе которой возникла близость фольклорных образов и мотивов.

Итак, мы установили, что образ «низкого» героя имеет социально-бытовую основу и дополнен чертами мифологического происхождения. Ряд особенностей этого образа, внешне сближающих его с некоторыми образами первобытных народов, шаманских сказани, христианских легенд, находит объяснение в первобытных образах и верованиях. Зола и сажа, плохая одежда – средство ввести в заблуждение злых духов, которые могут не обратить внимания на грязного и дурно одетого человека и оставят его в покое. В календарном и свадебном обрядах у некоторых народов существовал обычай обсыпаться золой. Печь, у которой возится золушка и на которой лежит запечник, напоминает о связи очага с культом предков. Вместе с тем сидеть за печью или в золе считалось унижением.

Царь-девица

Царь-девица — один из самых ярких и непростых женских сказочных персонажей. Образ Царь-девицы изображается в сказке с помощью средств и элементов разных жанров. С одной стороны, героиня выступает в повествовании как типичный сказочный персонаж; с другой — она наделена рядом черт эпической богатырши. Кроме того, в образе Царь-девицы есть признаки, позволяющие отнести ее к существам мифологической природы и раскрывающие наиболее архаичный пласт сюжета.

В именовании героини, как правило, присутствует слово «девица»: девица-поленица, Царь-Девка, девица Марья Краса Долга Коса, девка Синеглазка. Устойчивое включение в имя понятия «девица» указывает на важность данной характеристики. Возрастной статус героини закономерно обусловливает отведение ей в сказке роли потенциальной «невесты». Многие имена героини включают в себя также понятие «богатырши»: девица-поленица, Усоньша-богатырша, Вифлеена-богатырша. Они указывают на богатырскую природу образа, что сближает героиню с былинными женскими персонажами. Имя Царь-девица свидетельствует об определенном статусе героини в сказочной «социальной» иерархии: она глава некоего царства.

Внешний облик героини отражает самые разнообразные по времени возникновения и происхождению представления о женском персонаже подобного типа. Некоторые характеристики внешнего облика Царь-девицы содержатся в ее имени: эпитеты «красная» и «прекрасная», сопровождающие его и указывающие на красоту героини, являются скорее спецификой сказочного портрета.

Заключение

В данной работе мы придерживаемся точки зрения, что отдельные элементы сюжета, мотивы волшебной сказки, унаследованные от первобытного фольклора, восходят к родовому быту и связаны с первобытным мировоззрением.

Проведя исследование, можно сделать следующие выводы:

1) идея демократического равенства и вера в неограниченные возможности человека из народа пронизывает сказку;

2) сказка – самый демократический жанр фольклора;

3) герой волшебной сказки – социально обездоленный крестьянский сын, бедняк, младший брат, сирота, пасынок и т.п.

4) превращение «низких» черт в «высокие» или обнаружение «высокого» в «низком» в финале сказки – своеобразная форма идеализации обездоленного.

На наш взгляд, поставленные перед началом исследования цель и задачибыли достигнуты. Мы доказали, что исторические истоки образной системы волшебной сказки взаимосвязаны с мифом и обрядами, а образная система строится по определенным законам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *