Что такое сказочные обороты речи

Проект «Фразеологизмы в русских народных сказках» 5 класс по литературе

МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа№22

Фразеологизмы в русских народных сказках.

Выполнила: ученица 5 класса «А»

МБОУ «Инсарская СОШ №2»

Руководитель: Авдонькина И.П. –

учитель русского языка и литературы

Актуальность темы исследования………………………… ……3- 4

Цель и задачи работы…………………………………………… …5

Предмет и объект исследования…………………………………. 6

Актуальность темы исследования

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»

Фразеологизмы окружают нас с самого детства, они встречаются во многих произведениях для детей, а особенно часто в русских народных сказках.

Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, обороты речи типа: «повесить нос», «бить баклуши», «задать головомойку». Но в отличие от обычных словосочетаний, состоящих из отдельных слов, каждое из которых имеет свой смысл, фразеологизмы – это не свободные, а связанные сочетания. Они не производятся, не придумываются говорящим в процессе общения, а воспроизводятся: если говорящему надо употребить фразеологизм, то он извлекает его из запасов своей памяти, а не строит его заново.

Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка, в них заключён многовековой опыт народа, который передаётся из поколения в поколение.

После проведенного опроса по данной теме я выяснила, что не все ребята могут объяснить значение фразеологизмов. И как следствие, всё меньше ребят употребляют их в своей речи. А ведь благодаря фразеологизмам увеличивается словарный запас, речь становится более образной, яркой и эмоциональной.

Я считаю, что данная тема актуальна и имеет практическое значение. Результаты данного исследования могут быть полезны как ученикам, так и педагогам.

Мне стало интересно, откуда возникли фразеологизмы и что означают. Я надеюсь, что данное исследование заинтересует ребят и поможет им увидеть богатство и разнообразие фразеологизмов, их многогранность и глубину.

Цели и задачи работы:

Цель работы – проанализировать русские народные сказки, выявить фразеологизмы и их смысловую нагрузку, определить уровень понимания фразеологизмов моими сверстниками.

Изучить русские народные сказки.

Провести опрос среди учащихся.

Обобщить наблюдения, сделать выводы.

1.3. Предмет и объект исследования

Объектом исследования стали фразеологизмы в русских народных сказках.

Предметом исследования – смысл и источники возникновения фразеологизмов.

1.4. Методы исследования

Цель и задачи определили выбор способов исследования.

Сначала необходимо определить, что такое фразеологизмы, установить их виды, источники возникновения.

Затем необходимо изучить русские народные сказки, провести анализ – какие фразеологизмы встречаются в сказках, какую информацию несут.

Провести социальный опрос среди своих сверстников по данной теме.

Фразеологизмы в русских народных сказках.

Фразеологизм (фразеологический оборот) — устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной словарной единицы.

Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей.

Часто, чтобы добиться некоего речевого эффекта простых слов бывает недостаточно. Иронию, горечь, любовь, насмешку, свое собственное отношение к происходящему – все это можно выразить гораздо емче, точнее, эмоциональнее. Мы часто используем фразеологизмы в повседневной речи, порой даже, не замечая – ведь некоторые из них просты, привычны, и знакомы с детства. Многие из фразеологизмов пришли к нам из других языков, эпох, сказок, легенд.

С точки зрения происхождения фразеологизмы русского языка делятся на исконно русские и заимствованные.

Источники исконно русских фразеологизмов.

2.Устное народное творчество.

3. Профессиональная речь ремесленников.

Мною были прочитаны десять сказок. Изучив их, я сделала следующие выводы:

« Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

За тридевять земель, в тридесятом царстве.

Близко ли, далеко ли.

« Сказка о купце Семигоре, дочке его Настеньке и Иване Беглом»

« Про глупого змея и умного солдата»

Ни ответа, ни привета.

« Финист – ясный сокол»

«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»

Служил верой и правдой

«Иван царевич и Серый волк»

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве.

Живая и мёртвая вода.

Всего прочитано сказок: 10

Всего встретилось фразеологизмов: 27

Изучив данные произведения, я выяснила, что фразеологизмы в них встречаются достаточно часто. Тогда мне стало интересно узнать значение выражений, которые я раньше не встречала, и знают ли значение фразеологизмов мои сверстники, употребляют ли они фразеологизмы в своей речи. Для выявления интересующего меня вопроса, было проведено анкетирование среди учеников 5 « А» класса в количестве 21 человек.

Проведенный опрос показал, что большинство ребят понимает значение фразеологизмов, но выборочно. Ребята не всегда могут объяснить своими словами, что означает какое – либо выражение или придумывают свои варианты толкования.

Следует сказать, что из 18 чел. с высоким уровнем понимания фразеологизмов всего 3 человека набрали 14 баллов и 4 человека максимальные 15 баллов. 3 человека имеют средний уровень и 2 человека низкий.

Это говорит о том, что ещё есть над, чем поработать. И я думаю, что ребятам интересно было бы узнать значение выражений, при объяснении которых они испытывали трудности в ходе анкетирования.

Также я хотела бы рассказать о том, откуда возникли более сложные фразеологизмы, встречающиеся в русских народных сказках.

Выражение не солоно хлебавши уходит корнями во времена, когда соль на Руси была очень дорогой. Желанному гостю давали за столом еду с солью, а гость нежеланный мог вообще не получить соли и уходил « не солоно (т. е. без соли) хлебавши».

Живая вода – эликсир жизни. Всё, что даёт человеку силы и жизнь. Мёртвая же вода наоборот.

Точить лясы – ранее это выражение означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Лясы (балясы) — это точеные фигурные столбики перил у крылечка, изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную беседу. А умельцев вести такую беседу становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.

Перемывать косточки – Фразеологический оборот перемывать косточки является синонимом глаголов сплетничать, злословить, судачить о ком-либо. А при чем здесь косточки? Если не боитесь, то слушайте.
Оказывается, этот оборот связан с существовавшим в древности у славян обрядом так называемого вторичного захоронения. Через несколько лет после похорон для очищения души умершего от грехов и снятия с нее заклятия выкопанные останки (то есть кости) перемывались. Этот обряд сопровождался воспоминаниями о покойном, оценками его характера, поступков, дел. Таким образом, выражение перемыть косточки первоначально имело самый прямой, буквальный смысл и только со временем было образно переосмыслено.

Как в воду канул – человек бесследно исчез, сгинул или пропал без вести.

Чтение русских народных сказок не только доставило мне большое удовольствие, но и самое главное, я поняла, что русский язык – это «живой организм», красивый и удивительный. Он со временем меняется, как изменяемся и мы. Слова и выражения, известные нашим бабушкам и дедушкам, уже неизвестны нам или мало понятны, и, наоборот, современные слова и выражения, понятные нам, удивляют бабушек и дедушек, иногда даже родителей. Так, со временем, исчезают и некоторые фразеологизмы, а также появляются новые, которые для наших потомков станут историей.

Выполненное исследование посвящено изучению фразеологизмов, встречающихся в русских народных сказках.

В ходе исследования мной проанализированы русские народные сказки, выявлены фразеологизмы, источники их возникновения. Провела опрос среди учащихся и проанализировала результаты.

Таким образом, задачи решены, цель достигнута, что позволяет сделать следующие выводы:

1.В русских народных сказках фразеологизмы встречаются часто.

3.Проведенный опрос среди учащихся показал, что дети в основном понимают значение фразеологизмов, но максимальное количество баллов набрали всего 4 человека из 21 опрошенных.

Позволяет не только решать языковые задачи, но и воспитывать любознательность ребят.

Работа с фразеологизмами нравственного плана, содержащих характеристику личности, полезна в воспитательных целях.

Некоторые фразеологизмы могут нам поведать об обычаях Руси языческих времен, особенностях быта и ремесла.

Фразеологизмы родного языка – это не только путь обогащения словаря учащихся, формирования образности речи, но и средство расширения их кругозора, накопления внеязыковой информации.

Работа с фразеологизмами обращает учащихся непосредственно к языку, возбуждая интерес к нему, развивая речь.

В ходе толкования фразеологизма путем логических рассуждений поясняя его смысл, учитель включает учащегося в активную умственную деятельность, заставляя задумываться над значением слов и выражений, и тем самым повышает уровень его мыслительной способности.

И в заключении хотелось бы сказать, что фразеологизмы – это богатство русского языка. Они довольно хорошо изучены. Фразеологический фонд языка — ценнейший источник сведений о культуре и менталитете народа, в них как бы законсервированы представления народа о мифах, обычаях, обрядах, привычках, морали, поведении.

После проведенной работы я стала больше вслушиваться в речь разных людей, обращать внимание на употребление ими красивых устойчивых выражений в своей речи, на правильность этого употребления.

Я думаю, что эта работа принесёт мне большую пользу и опыт в изучении родного языка, и, конечно, в жизни.

Источник

Формирование образности речи старших дошкольников в процессе чтения русских народных сказок

В дошкольном возрасте закладываются основы культуры речи, которая предполагает не только знания и соблюдение языковых правил, но и умение использовать в речи выразительные средства языка, средства образности.

Задачу развития образности речи мы решали через ознакомление детей с произведениями разных литературных жанров (сказки, стихи, былины, легенды). Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве.

После чтения мы обращаем внимание детей не только на содержание, но и на художественную форму, проводим анализ литературных произведений, при котором дети учатся различать жанры, чувствовать образность сказок, рассказов, басен.

Уникальным примером образности языка является язык русских народных сказок. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое влияние на язык ребенка.

Творческое рассказывание сказок дает ребенку возможность и видеть всё в ней происходящее, и переживать, поэтому ребенок живет образами и событиями сказки. Дети не только готовы ещё и ещё слушать знакомую сказку, но и сами охотно рассказывают её.

Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Они делают сказки более образными, эмоциональными, колоритными. Образные выражения проникают из сказок, отделяются от них, рождаются в “живой” разговорной речи. Например, “конь вороной”, “мороз трескучий”, “стрелец-молодец”, “видимо-невидимо”, “мастер на все руки” и многие другие образно характеризуют поведение людей и явления природы.

Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский: “Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса”.

Поиск путей формирования образной речи дошкольников на основе использования разных жанров литературы, устного народного творчества, фразеологизмов составил основную цель нашей работы.

Результатом работы нашей группы по формированию образной речи стала победа в литературной викторине в рамках I интеллектуальной Олимпиады “Мыслитель” среди д/с АНО ДО “Планета детства “Лада” г. Тольятти. Предлагаю вашему вниманию конспект викторины II отборочного тура, проводившегося в нашем детском саду №193 “Земляничка”.

Конспект литературной викторины по русским народным сказкам

Язык – есть исповедь народа
В нем слышится его природа
Его душа и быт родной!

— Здравствуйте, дорогие ребята! Этими замечательными и мудрыми словами я приглашаю вас в увлекательное путешествие по страницам волшебных сказок. Эти сказки сочинил народ. Чтобы пройтись по страницам сказок и открыть эту волшебную книгу, нам нужно назвать слова–родственники к слову “сказка”. Родственные слова помогут нам попасть в сказочную страну. Называть слова будем по одному из каждой команды.

Книга открывается, сказки начинаются.

И попадаем мы с вами в волшебную страну, встречает нас сказочный царь.

Царь издал указ о передаче нам книги викториной, книги-путеводителя, которая поведет нас по страницам сказок и волшебного свитка, куда будем записывать итоги викторины.

Главными действующими лицами сегодня станут три команды. А еще царь напоминает правила:

— каждая команда отвечает только на свои вопросы;

— если одна команда не может ответить на вопрос, то на него отвечает другая команда;

— не выкрикивать, до конца дослушивать вопрос;

— если готовы ответить, поднимите руку;

— помогайте своим товарищам.

Ну что же, вы готовы отправиться в путешествие? Желаю вам удачи.

А сейчас капитаны представят свои команды.

01 гр. – “Всезнайки” (девиз).

02 гр. – “Волшебники” (девиз).

03 гр. – “Сказочники” (девиз).

Представляю вам членов жюри: ____________________________________________

Открывается первая страничка нашей сказочной викториной книги. Посмотрите, а здесь сюрприз – Жар-птица оставила свои перья.

1. “Задание от Жар-птицы”

— Чем сказка отличается от других литературных жанров? От каких? – Вам подскажет перо Жар-птицы.

(Капитаны команд выбирают перо и читают задания)

— Чем отличается сказка от стихотворения?

— Чем отличается сказка от рассказа?

— Чем отличается сказка от басни?

Продолжаем путешествие по страницам сказочной книги. Открывается следующая страница.

Из каких сказок эти фразы?

1) “Коли сумел достать жар-птицу, так достань же мне невесту: она за тридевять земель, на самом краю света, где восходит красное солнышко…”.

(Жар-птица и Василиса-Царевна)

2) “…….. и усмотрел он в земле дверь за крепким замком, захотелось туда заглянуть, стал ключи пробовать…”.

3) “…приезжает, пускает он своего коня, а сам лег богатырским сном спать – лег и заснул. Сейчас Иван начал его сонного лыком вязать…”.

(“Королевич и его дядька”)

1) “…двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет…”.

2) “Отдал царевичу посошок – перышко, сам сделался простым вороном и полетел на крутые горы”.

(“Три царства: медное, серебряное, золотое”)

3) “…крикнул он громким голосом на все синее море…, сползлись раки со всех сторон на берег реки большие и малые”.

(“Жар-птица и Василиса – царевна”)

1) “Если лошадей погонит, то у всякой лошади сделаются хвост золотой, грива золотая, по бокам часты звезды …”.

(“Королевич и его дядька”)

2) “Не всякий вопрос к добру ведет: много будешь знать, скоро состаришься”.

3) “Плывет она по синему морю в серебряной лодочке, золотым веслом попихается”.

(“Жар-птица и Василиса-царевна”)

3. Есть такое выражение:

“Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”.

— Каждая сказка учит нас чему-то. (Верности, добру, честности)

— Какие пословицы и поговорки подойдут к этим сказкам?

Чему же нас научили эти сказки? И вы узнаете, если прочтете волшебную фразу по стрелкам. Для того, чтобы выполнить это задание вы можете посовещаться друг с другом и определить, какая пословица зашифрована в этом лабиринте и к какой сказке она относится.

Как проживешь, так и прослывешь.

Мир не без добрых людей.

Как аукнется, так и откликнется.

Волков бояться – в лес не ходить.

Продолжаем путешествие по страницам нашей сказочной книги. Страничка “Детективная”. Но на нашем пути препятствие, кто-то перепутал все сказочные слова.

4. Конкурс “Исправь ошибку”.

1) “Говорит ему богатырский конь: “Возьми золотое перо; возьмешь – счастье узнаешь”.

(“не бери”, “горе” из сказки “Жар-птица и Василиса-царевна”)

2) “На ту пору пролетали мимо орел, сокол и синица, увидали мертвого брата и решились мимо пролететь”. (“воробей”, “помочь ему” из сказки “Чудесная рубашка”)

3) “Ну, Иван-церевич, будешь ты парикмахером, пекарем, шофером, и опять будешь Иван-царевичем”. (“лакеем, пастухом, поваром” из сказки “Королевич и его дядька”)

1) “Куколка покушает, ляжет и уснет, А Василиса отдыхает в холодочке да рвет цветочки”.

(“всякую работу справляет” из сказки “Василиса Прекрасная”)

2) “Попадется тебе золотая птичка, бриллиантовый хохолок, куда она полетит, туда и ты”.

(“серебряная”, “золотой”, из сказки “Три царства:….”)

3) “На своем пути сестрица и братец встретили коровье, поросячье и заячье копытца”.

Наши игроки очень стараются, настало время немного отдохнуть. А жюри подведет итоги.

Ребята, не пропало желание пройти дальше по страницам сказочной книги? Вам интересно?

Перевернем следующую страничку “Кроссвордную”. С помощью кроссворда мы и узнаем, насколько хорошо вы знаете волшебные сказки.

Что есть в начале каждой сказки?

Что мудренее вечера?

Кто по возрасту был Мороз?

Кого из левого рукава выпустила Елена Прекрасная на пиру у батюшки царя?

Как звали бурку – коня?

Как звали сестрицу козленка?

(Дети читают получившееся ключевое слово)

Да, ребята, вы на самом деле совершаете чудеса, я очень рада за вас.

6. Конкурс “Девятиэкранка”.

Игроки замечательно справились с заданиями. Но сейчас перед вами таблица с названиями волшебных сказок. Капитаны команд по очереди выберут понравившуюся сказку и все дети ответят по ней в течении одной минуты.

1) Куда полетели стрелы братьев? (на боярский двор, на купеческий двор, на болото)

2) Какое 1-е задание царь дал женам сыновей? (испечь хлеб)

3) Как зовут лягушку – царевну? (….)

4) Какое 2-е задание дал царь? (сшить рубашку)

5) Какое 3-е задание дал царь? (явится на пир)

6) Какие слова сказал Иван-царевич, когда на пиру все услышали стук, гром?

(“Это моя лягушонка в коробчонке едет”)

7) Что сделал Иван-царевич с лягушачьей кожей? (сжег)

“Три царства: медное, серебряное, золотое”.

1) Как звали царя и царевну? (Горох и Анастасья Прекрасная)

3) Какую птичку увидели Иван-царевич и его братья? (серебряную с золотым хохолком)

4) Сколько времени спускался в яму Иван-царевич? (3 года)

5) Какое 1-е царство увидел Иван-царевич? (медное)

6) Что 1-ая девица дала Ивану-царевичу? (клубочек)

7) В каком царстве жила матушка Ивана-царевича? (в жемчужном)

8) Какую девицу полюбил Иван-царевич? (младшую сестру)

1) Какие птицы в сказке? (орел, сокол, воробей)

2) Сколько раз оставался Иван – купеческий сын в гостях у птиц? (3 раза)

3) Что лежало в сумках у коня по обеим сторонам седла? (золото и самоцветные камни)

4) Что подарил орел Ивану? (коня со сбруей и камнями)

5) Что подарил воробей? (чудесную рубашку)

6) Где была мудрость у Ивана? (в чудесной рубашке)

7) Что называл Иван первоначально местом своей мудрости? (веник, рога быка)

8) Что еще подарили птицы Ивану? (золотой песртень)

1) Что дала мать Василисе, умирая? (куколку)

2) Сколько у мачехи было дочерей? (две)

3) Какую фразу говорит Василиса куколке? (“на куколка, покушай, моего горя послушай”)

4) Сколько раз Василиса Встретила всадников? (3 раза)

5) Как в сказке описываются день? (“скачет всадник: сам белый, идет в белом, конь белый, сбруя на коне белая, …”)

6) Какие задания выполняла Василиса Прекрасная? (пряла, ткала, сшила сорочки)

7) Что дала Баба-Яга Василисе? (череп с горящими глазами)

8) Как встретили Василису мачеха и ее дочки, когда она вернулась с черепом? (впервые ласково)

1) Как звали младшего сына старика? (Иван – дурак)

2) Сколько было у старика сыновей? (3 сына)

3) Какое злаковое растение кто-то повадился мять и топтать? (пшеницу)

4) Каким животным был Сивка – бурка? (конем)

5) Сколько ночей ходили сыновья в дозор? (3 ночи)

6) Какой шерсти был конь? (одна шерстинка золотая, другая серебряная)

7) Как звали царевну? (Елена Прекрасная)

8) Какое задание должен был выполнить тот, кто жениться на Елене Прекрасной? (снять портрет)

“Жар-птица и Василиса Царевна”

1) Что нашел стрелец – молодец? (перо Жар-птицы)

2) Что еще пришлось добыть стрельцу для царя? (Жар-птицу и царевну)

3) Кто помог стрельцу? (богатырский конь, рак)

4) Какие сова говорил богатырский конь стрельцу-молодцу, когда тот успокаивал его? (“это еще не беда, беда впереди…”)

5) Какое злаковое растение царь приказал разбросать по полю? (белоярую пшеницу)

6) Что приказала достать и привезти Василиса Царевна? (подвенечное платье)

8) Какую фразу повторял царь стрельцу – молодцу? (мой меч, голова с плеч)

7. Конкурс “Как сказать по-другому”.

Василиса – прекрасная… (красивая, очаровательная, ненаглядная)

Конь у стрельца – богатырский, … (сильный, быстрый, смелый)

Василису мачеха отправила в лес дремучий, … (густой, темный)

Иван-царевич – бесстрашный, … (смелый, отважный, сильный)

Мороз – крепкий, трескучий, … (жгучий)

Кусочек для куколки лакомый, … (сытный, вкусный, аппетитный)

8. Страничка “Ребусная”.

Каждая команда отгадает, какие слова зашифрованы в этих ребусах.

К каким сказкам относятся эти слова?

9. Придумай рифмованную характеристику героям:

Ивану – царевичу: храбрец – удалец

10. Конкурс “Объяснялки”.

Добры молодцы и красны девицы, а знаете ли вы, что означают эти выражения?

— объясните эти устойчивые выражения и скажите по-другому:

— откуда ни возьмись

— ниже плеч голову повесил

— словно в воду канул

— ни в сказке сказать, ни пером написать

— чужедальняя сторона (иноверная земля)

Последняя страничка нашей книги “Артистичная”

11. Конкурс “Пантомима”. (Домашнее задание)

Слово жюри. Подведение итогов, награждение победителей.

Вот и закончилось наше путешествие по страницам волшебных сказок. Мы выполнили все царские задания. Поблагодарим команды–участницы. Впереди нас еще ждут сказочные путешествия.

Источник

Сказочные фразеологизмы Часть 2

Продолжим знакомство с фразеологизмами, пришедшими в наш обиход из сказок и басен. И начнем с двух известных мифических персонажей — Бабы Яги и Кощея Бессмертного.

В русских народных сказках Баба Яга выступает в роли безобразной и злой старухи-колдуньи, разъезжающей по всему свету в ступе и заметающей следы помелом. ПМЖ Яги — избушка на курьих ножках, стоящая в глухом лесу, что находится в тридесятом царстве за рекой Смородиной.

Чаще Баба Яга является злым сказочным персонажем, но иногда она помогает добрым молодцам, которые сильны духом, не выказывают страха перед ней, уверенно идут к намеченной цели.

В характере старухи присутствует непостоянство: зачастую она бывает заодно с Кощеем Бессмертным, но, тем не менее, выдаёт тайну его бессмертия Ивану-царевичу.

Двойственность натуры Бабы Яги, как считают исследователи древней мифологии, связана с обязанностями жриц, которые проводили обряд инициации подростков. В сказках она сажает детей на лопату, чтобы зажарить их и съесть, но те всегда убегают или она сама отпускает их. А скольких молодцев она спасала, давая им волшебные атрибуты, помогающие достичь желаемого!

В наши дни тонкости образа Бабы Яги потеряны и её именем называют безобразных внешне и злых женщин. Хотя, если смотреть глубже в людскую сущность, каким бы злым человек не был, в нём теплятся и порой проявляются добрые качества.

Кощей Бессмертный — персонаж славянской мифологии и волшебных сказок, представляется как безобразно худой старик, любящий красть красавиц и драгоценности. Он — мастер перевоплощения и колдовства.

Живёт там, где всегда сумеречно и ничего живого нет. Некоторые исследователи считают, что прообразом Кощея был языческий бог Карачун, владыка Подземного царства.

Как Баба Яга в современной речи потеряла свой сказочный колорит, так и Кощеем Бессмертным в наше время называют очень худого, высокого мужчину. А если припомнить прихоти мифического Кощея, то его именем следует называть лишь жадных, худых стариков, увлекающихся молоденькими девушками.

Много авторских фразеологизмов пришло из сказок А. С. Пушкина. Кроме того в его сказках много фразеологизмов, позаимствованных из русских народных сказок. Напомню лишь некоторые из них.

Всем известная «Сказка о рыбаке и рыбке» подарила нам такие известные выражения: «у разбитого корыта», «золотая рыбка». Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А перед нею разбитое корыто.

«Остался у разбитого корыта», — так сейчас говорят, когда из-за жадности, отсутствия чувства меры, самонадеянности человек теряет то, что имел, или терпит неудачу. Иногда о мнимой, нереальной перспективе иронически скажут: «золотая рыбка».

В «Сказке о царе Салтане» завистливые сёстры царицы характеризуют родившегося у неё ребёнка: «…не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка». В наши дни так говорят о каком-либо нелепого вида существе или о персонаже выдуманной истории.

Из той же сказки пришли фразеологизмы: «кабы я была царица…» (таким образом напоминают человеку, что он не всемогущ); «во лбу звезда горит» (так могут сказать о прыщике или синяке посередине лба).

Из поэмы «Руслан и Людмила» вышли фразеологизмы: «там русский дух, там Русью пахнет»; «дела давно минувших дней». Второе выражение используется в речи, когда хотят сказать о событиях, давно происшедших и уже забытых. И по сей день употребляются такие выражения из «Сказки о золотом петушке»: «я, конечно, обещал, но всему же есть граница»; «сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Рассмотрим ещё несколько интересных фразеологизмов, например, такой — «шут гороховый». У паяцев Древнего Рима обязательной принадлежностью был бычий пузырь, в который насыпали горох. В Средние века шуты в театрах били такой погремушкой других артистов, а порой и зрителей.

Эта традиция дошла до Руси, и тогда скоморохи начали украшать себя гороховой соломой. Так и появилось выражение «шут гороховый».

В наше время так говорят о человеке несуразной внешности, о его неадекватном, смешном поведении, то есть когда человек является посмешищем в глазах окружающих. Также это выражение может иметь презрительный смысл. Если во время серьёзной беседы один из её участников чрезмерно паясничает, иронизирует, то в его адрес будет сказано: «Шут гороховый!»

Фразеологизм «лягушка-путешественница» пришёл из сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница» — так говорят про незадачливого любителя путешествий, который часто попадает в неприятности. Иногда по-доброму о любительнице странствий, уже немолодой, но достаточно мобильной женщине, могут сказать: «Наша ты лягушка-путешественница».

Интересен фразеологизм «таскать каштаны из огня» — то есть работать на пользу другого, в ущерб своим интересам. Впервые это выражение употребил французский баснописец Жан Лафонт в басне «Обезьяна и Кот», в которой Обезьяна заставляет Кота таскать каштаны из огня. Обезьяна поедает поджаренные каштаны, Кот ничего не получает да ещё и обжигает себе лапы.

И в завершение — о кошке, которая гуляла сама по себе. Выражение появилось благодаря сказке английского писателя Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе».

В этой сказке кошка хвалится, что она, в отличие от других животных, которых приручил человек, свободна и гуляет сама по себе. Но при этом она не отказывается от еды и крова, которые ей даёт человек.

В современной речи так иронически говорят об индивидуалисте, дорожащем своей свободой и ведущем себя вызывающе независимо.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *