Что такое скдф по автомобильным дорогам
Как работает новая система контроля за дорожными фондами
Задача
Перед «Росдорнии» стояла задача создать систему, повышающую открытость дорожной отрасли. Она должна была обеспечить информационно-аналитическую поддержку органам власти, которые контролируют использование средств дорожных фондов. И одновременно — стать базой для мониторинга дорожных фондов и работ разными категориями пользователей.
Предпосылки и мотивация
В 2017 году в России стартовал приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги». В первые два года он предполагал ремонт аварийно-опасных участков и оснащение дорожной сети ограждениями, светофорами, средствами видеонаблюдения и другим оборудованием.
В 2019 году проект получил статус национального и перешел ко второму этапу. Он предусматривает строительство и реконструкцию дорог, а также внедрение интеллектуальных систем по управлению дорожным движением и инфраструктурой, синхронизацию с планами развития территорий.
В том же 2019-м была проведена модернизация «Росдорнии», чтобы институт мог более эффективно участвовать в исполнении дорожного нацпроекта. В рамках него на базе НИИ началось создание Системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (СКДФ).
Решение
Для выполнения задач нацпроекта было решено запустить федеральную централизованную информационную систему, которая предусматривает сбор, обработку, хранение и предоставление данных обо всех автомобильных дорогах общего пользования. Это, в частности, сведения об истории дорожных работ, формировании и расходовании дорожных фондов всех уровней, результаты инструментальной диагностики, оперативные и статистические показатели дорожной отрасли.
Реализация
СКДФ была спроектирована в 2019 году. Базовые платформенные решения системы построены на программном обеспечении с открытым исходным кодом. Прикладные компоненты разрабатывались на заказ.
После проверки на соответствие требованиям безопасности в систему начали вносить сведения об автомобильных дорогах общего пользования. По состоянию на начало ноября в СКДФ были загружены данные о 100% автодорог федерального значения, 92% — региональных и межмуниципальных дорог, а также 55% сведений о дорогах местного значения.
Кроме того, институт начал обучать работе в СКДФ сотрудников организаций-владельцев автодорог.
Основные функции
СКДФ создавалась как комплексная система и объединила в себе несколько ключевых функций:
По словам генерального директора ФАУ «Росдорнии» Алексея Варятченко, интеграция всех решений на одной платформе и сквозная цифровизация процессов помогают эффективнее собирать данные, принимать решения, анализировать и контролировать дорожную деятельность. Функции СКДФ дают возможность оцифровать происходящие в отрасли процессы на каждой из стадий и уровней, добавляют в институте.
Пользователи и сферы применения
В «Росдорнии» подчеркивают, что СКДФ ориентирована сразу на несколько групп пользователей. Для каждой группы она обеспечивает свой функционал.
Жители могут узнать о ходе проектов в дорожной сфере, запланированных и выполненных работах, направить жалобу или предложение, получить обратную связь.
Федеральные и региональные органы власти с помощью инструментов СКДФ отслеживают ход работ и показатели проектов — оперативно и с любой степенью детализации. Система позволяет им контролировать выделение и расходование средств, а при необходимости — корректировать задачи и превентивно управлять рисками.
Владельцам автомобильных дорог СКДФ дает возможность вести учет дорожных объектов в цифровом виде и по единым стандартам, планировать и согласовывать работы в безбумажном виде, вести мониторинг и координировать проекты.
Для организаций дорожного строительства СКДФ упрощает процесс подтверждения и приемки выполненных работ, а актуальные данные из системы позволяют им более точно анализировать рынок.
ИТ-компании могут использовать информацию из системы для создания собственных решений, получив доступ к программным интерфейсам (API) обмена данными.
Все перечисленные группы пользователей смогут обучиться навыкам работы с СКДФ. Это предусмотрено Системой повышения квалификации (СПК), которая работает с 2019 года в рамках дорожного нацпроекта.
Дополнительный инструмент
Для планирования и оценки эффективности работ важно точно понимать текущее состояние дорог, отмечает Варятченко. Одним из источников такой информации служат передвижные лаборатории.
В рамках дорожного нацпроекта по заказу института создается первая в России универсальная передвижная лаборатория для непрерывной диагностики автодорог — «Эскандор». «Она может исследовать дорожное полотно, передвигаясь со скоростью транспортного потока — до 80 км/ч. То есть, чтобы изучить состояние дорог, не нужно останавливать движение», — объясняет гендиректор «Росдорнии».
Лаборатория, которую начали испытывать осенью 2020 года, будет собирать целый комплекс данных — измерять ровность дорожного покрытия, оценивать его сцепные свойства и дефекты. Также «Эскандор» снабжена системой георадиолокационного зондирования, которая покажет состояние всех слоев дорожного полотна. А функция лазерного пространственного сканирования позволит создавать «цифровые двойники» дорожной инфраструктуры.
Данные с измерительных систем будут обрабатываться лабораторией и затем выгружаться в СКДФ. С 2021 года «Эскандор» начнут использовать на федеральных, территориальных и межмуниципальных автодорогах.
Результат
Внедрение СКДФ в полном объеме пока не завершено, но она уже востребована пользователями, указывают в «Росдорнии». «Мы видим большой интерес со стороны профессионального сообщества. Прежде всего, к функциям, которые позволяют в рамках единого информационного пространства обеспечить доступ к цифровым данным и обмен ими для всех участников — от чиновников и подрядных организаций до граждан, экспертного сообщества и ИТ-компаний», — рассказывают в институте.
По состоянию на 6 ноября 2020 года в СКДФ было зарегистрировано более 14 тыс. активных пользователей. Большинство из них — представители организаций-владельцев дорог. В «Росдорнии» отмечают, что количество пользователей постоянно растет.
Благодаря механизмам обратной связи система позволяет не только отследить движение средств, но и оценить эффективность их использования, указывают разработчики. «Это позволяет повысить уровень бюджетной дисциплины субъектов РФ, внедрить и расширить инструментарий общественного контроля», — подчеркивают в институте.
Планы и перспективы
Создание и внедрение СКДФ планируется завершить до конца 2020 года. Для каждой категории пользователей, зарегистрированных в системе, создаются мобильные приложения. По словам представителей института, в ближайшее время будет доступно приложение «СКДФ. Гражданин» для iOS и Android.
В 2021-24 годах в системе появятся новые опции — например, наблюдение за строительством с возможностью визуализации и мониторинга строительных работ. Также в СКДФ будут представлены результаты диагностики дорожной инфраструктуры. Платформа обеспечит обработку и хранение материалов, поступивших от диагностических лабораторий.
В дальнейшем в систему хотят интегрировать элементы нейронных сетей, а также разработать готовые решения для планирования работ на региональном уровне. Кроме того, в перспективе предусмотрена интеграция с системой мониторинга и контроля «Моя дорога», в которой будут оценивать удовлетворенность граждан качеством дорожной инфраструктуры.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.
В Госдуму внесли законопроект о СКДФ: что это за система и зачем она нужна
В Госдуму внесли несколько законопроектов, направленных на формирование общедоступной информационной системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов, сокращенно СКДФ. Объясняем зачем и для чего нужна новая система
Что это
Система представляет собой онлайн-платформу, на которой размещена информация о дорогах всех видов, а также об их состоянии, владельце, истории дорожных работ и пр. СКДФ позволяет также водителям добавлять информацию в электронной форме о недостатках дорожного полотна, с которыми они сталкиваются.
Когда
СКДФ была спроектирована в 2019 году. Базовые платформенные решения системы построены на программном обеспечении с открытым исходным кодом. Прикладные компоненты разрабатывались на заказ.В 2019 году сообщалось, что до конца 2020 года для водителей будет доступно приложение «СКДФ. Гражданин» для iOS и Android. Однако сейчас в iOs, например, доступна только версия «СКДФ. Специалист». Сообщалось также, что до 2024 года у системы появятся новые опции, такие, как наблюдение за строительством с возможностью визуализации и мониторинга строительных работ. Также в СКДФ будут представлены результаты диагностики дорожной инфраструктуры. Платформа обеспечит обработку и хранение материалов, поступивших от диагностических лабораторий.
Для чего
Владельцам дорог СКДФ позволит планировать дорожные работы, формировать программы расходования фондов, контролировать выполнение работ. Органы власти получат возможность «комплексного и детального анализа информации об автомобильных дорогах и истории проведенных работ», коммерческие организации –доступ к актуальной и достоверной информации о дорогах, об аварийно-опасных участках. Пользователи дорожной инфраструктуры получат возможность «отправки сообщения о качестве автомобильных дорог, либо предложений в части развития дорожного хозяйства», обратную связь с владельцами дорог.
Кроме того, законопроектами предусмотрены административные штрафы до 150 тысяч рублей за предоставление владельцами дорог неверной информации. За порядком рабоыт систем ы будет следить Минтранс.
Новая система придет на замену действующего Единого государственного реестра автомобильных дорог (ЕГРАД). Оператор СКДФ обеспечит перенос данных из ЕГРАД в полном объеме. Власти полагают, что предлагаемые меры позволят обеспечить своевременное представление в СКДФ сведений о 100% автомобильных дорог Российской Федерации и поддержание их в актуальном состоянии, повысит уровень взаимодействия участников дорожной деятельности.
Система контроля дорожных фондов начала работу в тестовом режиме
В рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» Минтрансом России разработана общественно-доступная информационно-аналитическая система мониторинга формирования и использования средств дорожных фондов (СКДФ).
К настоящему моменту согласно утвержденным паспортом проекта срокам СКДФ наполнена данными об автомобильных дорогах общего пользования федерального значения и автомобильных дорогах, расположенных в 36 субъектах Российской Федерации, участвующих в приоритетном проекте (Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Хабаровский край, Астраханская область, Волгоградская область, Воронежская область, Иркутская область, Калининградская область, Кемеровская область, Кировская область, Липецкая область, Нижегородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Пензенская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Свердловская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область).
Система размещена на сайте дорфонд.рф, в нее уже внесены сведения о проведенных в 2017 и планируемых на 2018 год дорожных работах в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги».
Минтрансом России совместно с администрациями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований продолжается работа по наполнению данными обо всех автомобильных дорогах Российской Федерации. Согласно паспорту проекта «Безопасные и качественные дороги» завершение данной работы планируется до конца 2018 года.
Новости
Развитие опорной сети автомобильных дорог Камчатского края обсудили Роман Новиков и губернатор Владимир Солодов
21 декабря руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков провёл рабочую встречу с губернатором Камчатского края Владимиром Солодовым. Стороны обсудили развитие дорожно-транспортного комплекса региона.
Росавтодор и компания «Российский экологический оператор» подписали меморандум о взаимодействии
Минтранс России и Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан подписали.
На развитие дорожной инфраструктуры в регионах направят 100 млрд рублей
В Краснодарском крае отремонтировали 17 км обхода Славянска-на-Кубани в составе федеральной трассы А-289
В Тыве капитально отремонтировали 10 км трассы Р-257 «Енисей»
На трассе М-7 в Чувашии построили два надземных пешеходных перехода
Наша деятельность
Управление строительства автомобильных дорог
Управление эксплуатации автомобильных дорог
Управление научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения
Управление земельно-имущественных отношений
Управление регионального развития и реализации национального проекта
Управление административно-кадровой работы и правового обеспечения
Управление транспортной безопасности
Ситуация на дорогах
Движение на трассе Р-351 в Камышлове Свердловской области (в сторону Тюмени) открыто
21.12.2021 с 16:50 (МСК) на км 133 автомобильной дороги Р-351 Екатеринбург – Тюмень (Свердловская область, г. Камышлов) восстановлено движение в направлении г. Тюмень. Ранее из-за ДТП с участием пяти автомобилей с 12:00 часов (МСК) проезд был перекрыт.
Временно закрыто движение по трассе Р-351 в Камышлове Свердловской области (в сторону Тюмени)
21.12.2021 с 12:00 (МСК) на км 133 автомобильной дороги Р-351 Екатеринбург – Тюмень (Свердловская область, г. Камышлов) закрыто движение автотранспорта в направлении г. Тюмень. Причина: ДТП с участием пяти автомобилей. Объезд организован через г. Камышлов.
В Кабардино-Балкарии открыто движение на ведущей к курорту Эльбрус автодороге А-158
Временно закрыто движение на участке трассы А-158 в Кабардино-Балкарии
Сведения об участках ограничения пропускной способности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящихся в ведении Федерального дорожного агентства, в связи с выполнением плановых дорожных работ в 2021 году
Движение на участке трассы Р-242 в Кукуштане Пермского края открыто для всех видов транспорта
20.12.2021 с 14:00 до 19:00 (МСК) на участке км 45 – км 85 автомобильной дороги Р-242 Пермь – Екатеринбург (Пермский край, п. Кукуштан) было закрыто движение для грузового автотранспорта (продолжительность: 5 часов).
Движение на ранее закрытом участке трассы М-5 «Урал» (Подъезд к городу Оренбург) открыто
С 20:00 (местное время) движение на участке с 313-го (н.п. Новосергиевка) по 405-й (н.п. Черноречье) км федеральной трассы М-5 «Урал» (Подъезд к городу Оренбург) в Оренбургской области обеспечено в штатном режиме.
Временно закрыто движение на участке трассы М-5 «Урал» (Подъезд к городу Оренбург) в Оренбургской области
С 18:00 до 20:00 (время местное) 20 декабря 2021 года введено прекращение движения для всех видов транспорта на участке с 313-го (н.п. Новосергиевка) по 405-й (н.п. Черноречье) км федеральной трассы М-5 «Урал» (Подъезд к городу Оренбург) в Оренбургской области. Причина: сильная метель, ограниченная видимость.
Движение на участке трассы М-7 «Волга» в Башкирии восстановлено
С 16:50 (время местное) 20 декабря 2021 года на 1313-м км трассы М-7 «Волга» рядом с н.п. Волково Республики Башкортостан организовано реверсивное движение.
Временно закрыто движение для грузового транспорта на трассе Р-242 в Кукуштане Пермского края
20.12.2021 с 14:00 (МСК) на участке км 45 – км 85 автомобильной дороги Р-242 Пермь – Екатеринбург (Пермский край, п. Кукуштан) закрыто движение для грузового автотранспорта.
СКДФ — личный кабинет
На интернет-портале Системы контроля дорожных фондов реализован личный кабинет СКДФ для пользователей, проживающих на территории РФ. Общедоступная информационная и аналитическая система, осуществляющая контроль за использованием средств и мониторинг формирования дорожных фондов, разрабатывалась в рамках государственного проекта под названием “Безопасные и качественные дороги”. Работы над сбором информации еще не закончены. Но сайт уже наполнен актуальными цифрами, которые касаются сделок по автоодорогам общественного пользования с федеральным значением (в их число вошли 36 субъектов РФ). Чтобы получить доступ к информации и полному функционала сайта, необходимо авторизоваться в персональном аккаунте.
СКДФ — вход в личный кабинет
Вся информация о состоянии дорог РФ и проводимых на них работах, подвергается мониторингу и контролируется активистами ОНФ. Чтобы получить доступ к ЛК, необходимо получить уникальный идентификатор. Это необходимо, поскольку в качестве логина используется именно этот идентификатор пользователя (в формате ***@roadup.ru).
Чтобы авторизоваться в личном кабинете на информационном портале системы КДФ, достаточно выполнить всего 3 простых действия:
Поскольку система пока дорабатывается, и функционирует в режиме тестирования, очень важно сообщать о возникающих ошибках на сайте. Направлять предложения и замечания рекомендуется на электронный адрес. Также необходимо обращаться к операторам технической поддержки, если возникают сложности в процессе авторизации в аккаунт.