Что такое скорочтение и для чего оно нужно
Как научиться скорочтению: 6 работающих методов
Чтобы научиться читать быстро, необязательно покупать специальные курсы.
Мы говорим «я проглотил ее в один присест», когда рассказываем про интересную книгу, которую быстро прочитали. А вот нудные, но необходимые материалы приходится изучать часами.
Такие тексты мы просматриваем снова и снова, перебирая строки в поисках смысла. Но что, если не получается вникнуть в очень важный доклад, научную работу или учебник? Для таких случаев используют скорочтение. Делюсь, как освоить этот навык.
Что мешает быстро читать
В среднем человек читает со скоростью около 200 слов в минуту. Владеющий скорочтением — до 600 слов, а в некоторых случаях и до 1000. Чтобы достичь таких результатов, для начала нужно устранить основные причины медленного чтения, а потом освоить техники, которые помогут читать быстро.
Вот что нам мешает увеличить скорость чтения.
Регрессия. Если у человека не выработана система чтения, скорее всего, его глаза двигаются по тексту хаотично, постоянно возвращаются на несколько слов или строк назад. Это касается любых текстов — не только юридических документов, которые мы внимательно перечитываем, но и художественной литературы: мы возвращаемся, чтобы уловить детали и воссоздать картину событий.
Субвокализация — это мысленное проговаривание текста. Она помогает лучше усваивать информацию, но и требует много времени. Другое дело — быстрое считывание смысла слова по его визуальному образу.
Низкая концентрация внимания. Когда мы отвлекаемся на посторонние раздражители, то читать быстро не можем. На пути к «проглатыванию» смыслов потребуется навык поверхностного чтения: когда мы быстро находим ключевые слова, чтобы уловить суть, но в то же время концентрируем внимание только на этом и не отвлекаемся.
Вот какие упражениния научат читать эффективно и ловко.
Как победить выгорание
В школе нас учили читать строчки вслух, тем самым закладывая определенную модель чтения. В итоге мы усваиваем информацию с той же скоростью, с которой читаем вслух. Избавиться от такой привычки непросто.
Задача во время чтения — заблокировать участок мозга, который отвечает за произношение. Несмотря на то, что текст видят глаза, обрабатывает слова именно мозг, и от него зависит скорость усвоения информации.
Есть несколько способов избавиться от субвокализации.
Ритм Жинкина. Метод разработал советский лингвист и психолог Николай Иванович Жинкин. Суть заключается в выстукивании во время чтения определенного ритма, который не соответствует ритму внутренней речи. Таким образом в коре головного мозга образуется зона индуктивного торможения — рефлекс не срабатывает, и вы учитесь воспринимать текст без субвокализации. Можно использовать для выстукивания карандаш, метроном или другое подручное средство.
Проговаривание вслух. Попробуйте проговаривать вслух частушки, стихотворения или скороговорки во время чтения. Это займет речевой аппарат, и озвучивать слова из книги не получится. Первое время воспринимать информацию на бумаге будет сложно. Может сложиться впечатление, что вы вроде и читаете, но ничего не понимаете. Это пройдет с практикой: с помощью тренировок удастся ускорить чтение вдвое.
Упражнение развивает способность концентрировать внимание на тексте. Работает так: вы выбираете любой текст и начинаете читать его с конца.
Это предложение повысит вашу концентрацию.
Юицартнецнок ушав тисывоп еинежолдерп отэ.
Это похоже на древнее заклинание, но работает тут не магия. Когда вы читаете наоборот, то полностью концентрируетесь на тексте — и если отвлечетесь, это будет заметно сразу. Еще одним плюсом метода является его доступность: читать задом наперед можно в транспорте, за обедом и в любую свободную минуту. Читайте текст в обычном формате, а затем наоборот. Следите, как меняется ваша скорость чтения, концентрация и восприятие слов. Главное, чему учит этот метод, — не отвлекаться и понимать прочитанное.
Немецкий психиатр Вальтер Шульте использовал эту таблицу для исследования свойств понимания. Она нужна в скорочтении, чтобы расширять границы периферийного зрения и захватывать больше информации с каждой страницы текста.
Для тренировки посмотрите на число, находящиеся в центре таблицы. Не отрывая от него глаз, старайтесь увидеть цифры справа, сбоку, сверху и снизу. Главное — не искать символы, а учиться видеть их с помощью периферийного зрения.
Такой способ позволит расширить границы внимания и научит воспринимать символы параллельно друг другу в противовес последовательному, сканирующему чтению.
Когда мы смотрим на страницу, зрение концентрируется в зоне ясного видения — центральной зоне сетчатки глаза. Работа с таблицей развивает параллельное, объемное восприятие. В обычном режиме мы читаем последовательно, слово за словом. Параллельное усвоение помогает фиксировать строки целиком.
Задача скорочтения — не научить вас быстро читать, а легко вычленять суть, понимать и усваивать информацию. Фоточтение похоже на сканирование: такой метод учит воспринимать тексты поверхностно и обращать внимание на ключевые детали.
Метод не подходит для изучения научной литературы, где важны цифры и детали. Но с его помощью можно ознакомиться с содержанием пресс-релиза или статьи.
Процесс фоточтения проходит в несколько этапов.
Концентрация на процессе. Необходимо выбросить из головы все лишние мысли, абстрагироваться от посторонних шумов, расслабиться и приготовиться усваивать текст.
Предварительный просмотр. Нужно выяснить структуру текста: изучить содержание книги, чтобы понимать, о чем пойдет речь. Просмотреть подзаголовки и заключение. Составить условный план текста.
Фоточтение. Быстро просмотрите небольшие массивы текста. Каждой странице уделите несколько секунд — буквально сканируйте написанное. Решите для себя, какие части материала наиболее важны для изучения, и составьте общее представление о тексте.
Быстрое чтение. Вернитесь к наиболее важным частям текста и перечитайте их. На этом этапе важно осмыслить материал, сформировать свое мнение о тексте и авторе.
Многие слышали про диагональное чтение еще со школы. Этот метод считается вершиной мастерства в скорочтении: читая «наискосок», вы одновременно отказываетесь от регрессии и субвокализации, максимально концентрируетесь на тексте и быстро усваиваете информацию. Здесь же пригодится периферийное зрение.
Читающий по диагонали видит в тексте не набор слов, а смысловые блоки, по которым скользит взгляд. Проскакивая по этим образам, он возвращается к строкам, бегло сканируя их в поисках ключевых слов.
Вот основные правила:
Еще один способ тренировки скорости чтения называется rapid serial visual presentation — «быстрое последовательное визуальное предъявление». Специальные приложения размещают текст быстро и ритмично, с правильным выравниванием, что помогает читать быстрее и лучше усваивать информацию.
Благодаря этому вы концентрируетесь на каждом слове отдельно, не перечитываете текст, не можете отмотать его назад и не успеваете проговорить про себя. Остается только усваивать информацию. Даже если вы не разовьете в себе скорочтение, то сможете при необходимости быстро «проглотить» порцию текста.
Скорочтение: работает или нет? Часть 1
Можно ли прочесть «программу на лето» за неделю и изучить рекомендованную литературу к экзамену за одну ночь? Разбираемся в вопросе, который всегда был актуален для студентов.
Фантастические возможности «быстрого чтения»
Каждый из нас в среднем успевает прочесть 200-400 слов в минуту, тогда как «скорочтецы», по их признаниям, могут увеличить этот показатель в 3-4 раза (до 1 000 или даже 1 700 слов в минуту соответственно). Пожалуй, один из самых известных скорочтецов – президент США Джон Ф. Кеннеди. По собственным словам, он не только владел этим навыком и (по некоторым оценкам) читал со скоростью 1 200 слов в минуту, но и стремился к тому, чтобы члены его команды также учились скорочтению и посещали курсы Эвелин Вуд (Эвелин Вуд в конце 1950-х гг. разработала основы обучения скорочтению, которые стали базой для ее учебника и школы «динамического чтения»).
Однако успехи Кеннеди меркнут на фоне других «звезд скорочтения» – Ким Пик (Kim Peek), прототип героя Дастина Хоффмана из фильма «Человек дождя», мог читать со скоростью 10 000 слов в минуту (8-10 секунд на стандартный книжный разворот). При этом он мог «распараллеливать процессы» – читать две страницы книги одновременно. Такая удивительная способность, правда, была достигнута не только (и не столько) упражнениями: Пик родился с врожденным пороком, который характеризуется отсутствием в мозге мозолистого тела (это сплетение нервных волокон обеспечивает связь между полушариями мозга), и потому (по некоторым предположениям) его полушария могли обрабатывать информацию независимо друг от друга.
Тем не менее, и рекорд в 10 000 слов в минуту оказался побит. Материалы американского исследования 1963 года сообщали о скорочтеце, который умудрялся прочитать более 17 000 слов в минуту. Самым быстрым чтецом в мире, согласно Книге рекордов Гиннеса (издание за 1990 год), оказался Говард Берг (Howard Berg), который утверждал, что читает книги со скоростью 25 000 слов в минуту (в среднем это более 80 стандартных страниц текста за 60 секунд). Чтение книги в таком режиме выглядит просто как быстрое перелистывание страниц!
Результаты, которых добиваются скорочтецы, действительно поражают. Тем не менее, далеко не все из них стоит принимать за чистую монету – об этом мы расскажем чуть позже, а пока стоит разобраться, чем скорочтение отличается от «обычного чтения», и что по этому поводу думают исследователи.
Чтение и скорочтение: в чем разница
Несмотря на то, что чтение кажется нам непрерывным и плавным процессом, это не совсем так. При чтении наш взгляд фиксируется на слове или группе слов (это занимает примерно четверть секунды). Затем мы переводим взгляд к следующей группе. Такие скачкообразные движения взгляда по странице называется «саккадами» и сами по себе отнимают у нас примерно одну десятую секунды.
После нескольких скачков мы снова останавливаемся, чтобы «переварить» прочитанную фразу или предложение. На это обычно тратится еще 0,3–0,5 секунды. Поэтому Кит Рейнер (Keith Rayner), психолингвист из Массачусетского университета в Амхерсте признавал, что большинство людей, владеющих навыком чтения на уровне школьника старших классов или студента, и читающих «для удовольствия», делают это примерно с одинаковой скоростью – порядка 300 слов в минуту.
Как выглядит скорочтение
Разумеется, при скорочтении мы (чаще всего) точно так же движемся взглядом по странице, на некоторое время задерживаясь на группах слов или символов. Тем не менее, методики, которые обычно применяются в скорочтении, отличаются от того, как «обычно» читают текст. Одни из наиболее популярных методик скорочтения: поверхностное чтение, слежение за текстом, быстрое последовательное визуальное предъявление и некоторые другие.
Слежение за текстом – одна из наиболее старых техник, ускоряющих процесс чтения. В самом простом виде это – использование указателя (пальца, линейки), который необходимо водить по строчкам (чем-то напоминает то, как учатся читать дети). Более сложные вариации на тему слежения за текстом предполагают еще и поиск специфических ключевых слов, что (по словам адептов этой методики) помогает дополнительно ускорить процесс.
Быстрое последовательное визуальное предъявление (Rapid Serial Visual Presentation) – метод, который чаще других используется в современных программах по обучению скорочтению. Он состоит в том, что текст выводится на экран устройства пословно. По мере обучения растет и скорость смены слов на экране (один из наиболее известных примеров проектов, обучающих этой технике скорочтения, – Spritz) [о приложениях, проектах и методиках, помогающих читать если не быстрее, то качественнее, мы подробно расскажем во второй части материала].
Поверхностное чтение – это, по сути «просматривание» текста, помогающее найти наиболее важные его части (ключевые слова, тезисы) и отсеять лишнее, «достроить» весь текст по его части. Пожалуй, эта техника скорочтения вызывает больше всего дебатов.
Поверхностное чтение направлено в первую очередь на «просеивание» текста на предмет ненужной или неважной информации и не подразумевает прочитывание текста как таковое. Поэтому, по мнению некоторых авторов, к скорочтению оно не относится, поскольку не влияет на скорость чтения и не позволяет оценить всю представленную в тексте информацию (согласно исследованиям, наша способность воспринимать информацию при поверхностном чтении заметно ниже, чем при чтении в обычном режиме).
Другие авторы, наоборот, считают, что практически все методики скорочтения так или иначе связаны с поверхностным чтением и отсеиванием «лишнего»:
Просматривание – это не чтение. Если вы ранее не читали текст, который просматриваете, вы упустите массу информации. А курсы скорочтения учат именно просматриванию, а не чтению, хотя (в большинстве своем) и не признают этого
– Тимоти Ноа (Timothy Noah), писатель, редактор Politico, ведущий автор в Slate (2000–2011гг.)
Журналист Тимоти Ноа в своих предположениях оказывается не одинок – с ним соглашался в том числе и уже знакомый нам Кит Рейнер. Его исследования, а также работы некоторых других ученых можно свести к следующему заключению:
Скорочтение – это не чтение [что бы это ни значило]
Выводы Рейнера оказываются не беспочвенны: научную работу, в которой они опубликованы, автор назвал «Движения глаз при чтении и обработке информации: результаты 20 лет исследований» (Eye movements in reading and information processing: 20 years of research). В этой работе Рейнер подтвеждает, что доля людей, читающих «на уровне студента колледжа» (в данном случае имеется в виду, что испытуемый имеет базовое образование и умеет читать не «по слогам»), попадающих по скорости чтения в интервал от 200 до 400 слов в минуту, составляет 95% (средняя скорость чтения, повторимся, равна примерно 300 словам в минуту).
Читать быстрее без существенной потери понимания смысла прочитанного могут буквально единицы. А следовательно, методики скорочтения, обещающие научить практически любого человека читать в несколько раз быстрее, имеют один, но очень весомый минус – они не позволяют в полной мере понять смысл написанного:
Я окончил курсы скорочтения – нас заставляли водить пальцем вдоль страниц, – и прочел «Войну и мир» за двадцать минут. Там что-то про Россию
Рональд Карвер (Ronald Carver), автор книги «Причины высоких и низких достижений в чтении» («The Causes of High and Low Reading Achievement») (издана в 1990 году) и профессор в сфере педагогики и психологии Университета Миссури в Канзас-Сити, также активно занимался вопросами изучения скорости чтения. Он тщательно изучил различные техники «ускорения» чтения и провел ряд собственных исследований. В частности, для тестирования он отобрал группу из 16 «суперзвезд» скорочтения. В нее входили как победители конкурсов по скорочтению, так и профессионалы, в чьи рабочие обязанности входило чтение большого объема текстов (среди них – колумнист «Нью-Йоркера» Фред Шапиро и редактор медицинского журнала).
Карвер предложил участникам теста прочесть отрывки из изданий «Ридерз дайджест». Выяснилось, что ни один из испытуемых не смог читать материалы со скоростью выше, чем 600 слов с минуту, сохраняя достаточное (75% и выше) понимание содержания текста. Разумеется, это в два раза быстрее, чем стандартная скорость чтения, но до десятков тысяч слов в минуту скорочтецам оказалось далеко.
Но, может быть, Карвер собрал слишком маленькую группу добровольцев? Или они были недостаточно квалифицированы в скрочтении – в конце концов, не каждый скорочтец может поставить мировой рекорд. Такие возражения вполне обоснованны, однако это исследование дало повод усомниться в «сверх-достижениях» индустрии, которая к моменту проведения тестирования существовала уже несколько десятков лет.
Что стоит за впечатляющими результатами скорочтецов
К сожалению, выдающиеся результаты многих скорочтецов (за исключением Кима Пика) обусловлены их эго, а не реальными возможностями. Все тот же Карвер отмечает, что достижения Кеннеди в реальности могли быть более скромными – скорее всего, он мог читать со скоростью 500-600 слов в минуту, а бегло просматривать текст – со скоростью порядка 1000 слов в минуту (хотя это все равно в два раза быстрее «обычного» чтения).
Как же тогда появилась цифра в 1200 слов в минуту? Биограф Кеннеди Ричард Ривз (Richard Reeves) считает, что она фактически была «взята с потолка» – так предположил один из репортеров Time magazine, работавших в Белом доме. Репортер связывался со школой Эвелин Вуд, в которой обучался скорочтению Кеннеди, но не получил результатов его итогового тестирования – оно не проводилось, так как Кеннеди не завершил курс.
Что касается других выдающихся результатов, то исследование 1963 года (кейс скорочтеца, читающего по 17 040 слов в минуту) относится к разряду неподтвержденных данных. В то время для фиксации достижений не применялись специализированные тесты, и результаты были основаны на самооценке испытуемого – которая вряд ли была точной.
То же самое относится и к достижениям Говарда Берга. По словам Марка Пеннингтона (Mark Pennington), специалиста по вопросам чтения, «Представители Книги рекордов Гиннеса в то время не отличались любовью к перепроверке рекордов, которые они публиковали, и этот рекорд не был зафиксирован ими лично. Они поверили Бергу на слово, а он, вероятно, просто выдумал свой рекорд».
Кстати, в 1998 году Берга привлекла к ответственности Федеральная Торговая Комиссия США за «неверные» и «вводящие в заблуждение» маркетинговые приемы, связанные с продажей его продуктов по повышению скорости чтения. В итоге Бергу было запрещено рекламировать свой продукт как «систему, позволяющую любому – ребенку, взрослому, человеку с инвалидностью – научиться читать со скоростью в 800 слов в минуту и выше».
Итак, вкратце:
Мы читаем дискретно – переводим взгляд от одной группы слов к другой. Такие скачки, или саккады, а также необходимость осмыслить и проговорить про себя прочитанное, отнимают у нас ценное время.
Скорочтение – это совокупность различных механик, позволяющих сэкономить время на изучение текстового материала (за счет сокращения количества движений глазами по строке, умения составить мнемоническую схему материала и ряда других техник).
Скорочтение отличается от обычного чтения – не только по «механике работы», но и потому, что увеличение скорости чтения невозможно без потери понимания текста.
Супер-результаты скорочтецов – как правило, результат саморекламы. Если вы захотите обучиться какой-либо методике скорочтения, стоит рассчитывать на то, что вы сможете читать со скоростью 500-600 слов в минуту без существенной потери понимания текста. Результат в несколько тысяч (или десятков тысяч) слов в минуту едва ли достижим. Но даже 600 слов в минуту – это в два раза быстрее средней скорости чтения практически у всех, кто окончил школу или вуз.
Во второй части материала мы остановимся на том, какие методы скорочтения помогают сэкономить время, а какие не имеют ничего общего с физиологией и реальными возможностями человека. А также расскажем, какие еще методы и лайфхаки помогают узнавать из книг и статей больше за меньшее время.
Скорочтение — как и зачем читать тысячи слов в минуту
Человек воспринимает тексты, в среднем, со скоростью 150-200 слов в минуту. В таком темпе приятно читать любимые книги и интересные статьи в интернете. Но, чтобы быстро усвоить большой объем информации, нужно разогнаться посильнее.
Это вполне возможно, если овладеть техникой скорочтения.
Что такое скорочтение?
Это навык, который позволяет усваивать тексты в несколько раз быстрее обычного. Тут не совсем уместно слово «читать». Принцип скорочтения — выделение сути и смысла, то есть быстрое усвоение информации. Но скорость чтения слов играет в этой технике решающую роль.
К примеру, Наполеон Бонапарт проглатывал тексты со скоростью 2000 слов в минуту, а Теодор Рузвельт прочитывал одну книгу каждый день перед завтраком. Скорочтением также владели Джон Кеннеди, Альберт Эйнштейн, Оноре Де Бальзак, Александр Пушкин, Карл Маркс и другие известные личности. Можно предположить, что этот навык повлиял на их успехи.
Зачем читать так быстро?
Конечно, для наслаждения художественной литературой скорочтение не всегда подходит. Главная цель такой техники чтения — получить знания, усвоить смысл. Людям многих профессий приходится ежедневно обрабатывать большие объемы текстов. Юристы постоянно работают с кучей всевозможных документов, преподаватели вычитывают рефераты, курсовые работы и дипломы. А студенту филфака с его списком литературы этот навык просто жизненно необходим.
Скорочтение позволяет быстро работать с текстами и быть максимально продуктивным, не отвлекаться на ненужные детали и усваивать только самую важную информацию.
Как научиться читать быстро?
Можно учиться скорочтению на специальных курсах (хотя бы одна школа скорочтения есть в каждом городе), а можно самостоятельно.
Есть несколько техник, которые следует соблюдать, чтобы овладеть этим навыком:
1. Следите за текстом
Во время чтения водите по строчкам пальцем, карандашом или линейкой, как делали в школе. Это ускоряет процесс и помогает лучше сосредоточиться на каждом слове.
2. Не возвращайтесь к прочитанному
Во время чтения мы часто перечитываем предложения или абзацы, которые, как нам кажется, не усвоили. Чтобы повысить скорость чтения, нужно тщательно следить за этим и стараться избегать возвращений. Иногда нам кажется, что мы не запомнили какой-то отрезок текста, но на самом деле информация усвоилась. Можно читать и одновременно помечать на полях те места, к которым следует вернуться потом. Контролируя процесс возвращений, мы будем продвигаться по тексту гораздо быстрее.
3. Не проговаривайте текст в голове
Внутренний голос, который проговаривает читаемый текст у нас в голове, мешает ускоряться. Его можно заглушить, если во время чтения отбивать рукой какой-нибудь ритм, насвистывать или мычать.
4. Развивайте периферическое зрение
Одна из особенностей техники скорочтения — захватывать взглядом сразу несколько слов или целый абзац. Это еще называют чтением по диагонали. Чтобы быстро двигаться по тексту и выделять в нем основные слова, нужно хорошо их видеть. Для этого развивайте периферическое зрение. Есть несколько упражнений для этого. Например, можно сосредоточить взгляд на одной точке на стене и стараться рассмотреть всё, что находится вокруг этой точки. Или воспользоваться таблицами Шульте.
5. Полностью сосредоточьтесь на тексте
Чем больше вы отвлекаетесь от чтения, тем медленнее это делаете. Поэтому важно максимально сконцентрироваться и погрузиться в текст, осмысливать его сразу в момент прочтения. Так информация усвоится более полноценно и быстро.
Залог успешного обучения скорочтению, как и любому другому навыку, — постоянные тренировки. Лучше составить четкий график повторения упражнений. Рекомендуется заниматься каждый день по 1 часу, либо 3–4 раза в неделю по 1,5–2 часа. Если вас мотивирует дополнительная ответственность, попросите кого-нибудь контролировать процесс обучения.
Если регулярно нарабатывать навык и не делать долгих перерывов в обучении, то результаты появятся уже через месяц— вы повысите скорость чтения до 300-500 слов в минуту.
У многих людей, которые планируют овладеть техникой скорочтения, возникает вопрос: возможно ли продолжать читать в обычном режиме, если уже научился читать по диагонали? Скорочтение — не необратимый процесс, и если вы научились молниеносно воспринимать тексты, то легко сможете переключаться обратно на стандартную скорость, чтобы продолжать наслаждаться чтением художественной литературы и поэзии.
Скорочтение: с чего начать, чтобы научиться быстро читать?
Содержание
Что такое скорочтение и для чего оно нужно
Скорочтение — это умение читать быстрее среднестатистической скорости (200–400 слов в минуту), при этом запоминая прочитанное. Этот навык тренируют только в начальной школе: ребёнок читает фрагмент текста, а строгая учительница проверяет его с секундомером в руке. Тем не менее, развивать эффективное чтение важно в любом возрасте.
Когда день расписан буквально по минутам, на чтение почти не остаётся времени. Однако именно оно позволяет оставаться в курсе профессиональных новостей и утолять духовный голод. Кроме того, человек читающий и говорит, и пишет лучше, чем те, кто чтением пренебрегает. Выход один — учиться читать быстрее.
Как освоить быстрое чтение
Чтобы овладеть этим искусством, достаточно понять, как наше зрение работает с текстом. Это не только движение взгляда сверху вниз, но и хаотичные скачки от одного фрагмента текста к другому. Нередко приходится возвращаться к уже прочитанному материалу, либо наоборот, перескакивать с одного конца строки на другой. Кроме того, взгляд движется быстрее, чем речевой аппарат.
Как работает скорочтение
Чтобы читать быстро, нужно научиться читать правильно. Расширив поле зрения, а также избавившись от реверсивного чтения (перечитывания фрагментов текста) и привычки проговаривать текст вслух или про себя, можно существенно увеличить свою скорость. Ежедневно практикуя специальные методики скорочтения (хотя бы по 20–30 минут), вы можете достигнуть скорости до 800 слов в минуту, а понимание никуда не денется.
Имейте в виду, скорочтение поможет вам быстро обработать большой объём информации, например освоить новую профессиональную литературу. Однако художественную литературу лучше читать обычным способом. Если вы избавитесь от проговаривания и повторных перечитываний фрагмента текста, вы уже ускоритесь.
Как научиться скорочтению
Если вы осваиваете скорочтение с нуля, в первую очередь займитесь работой над ошибками. Попробуйте следующие методы.
Тренируйте внимание и память
Умение концентрировать внимание на том, что вы читаете, а также запоминать прочитанное — важный навык. Развить его можно с помощью специальных упражнений.
Расширяйте поле зрения
Если в ваше поле зрения попадает не 1–2 слова, а сразу половина строчки, то скорость чтения увеличится примерно в 2 раза. Здесь пригодятся такие упражнения, как числовые пирамидки и таблицы Шульте. Это таблица 5×5 с хаотично расположенными в клетках цифрами от 1 до 25. Чтобы развивать не только внимание, но и периферическое зрение, концентрируйтесь на клетке посередине. Ваша задача — найти все цифры в правильном порядке, не блуждая взглядом по всей таблице.
Избавьтесь от реверсивного чтения
Чтобы не перечитывать прочитанное, приучите себя закрывать строки выше листом бумаги. Даже если взгляд решит по привычке скользнуть вверх, то ничего не увидит. Если вести такую импровизированную шторку вниз быстрее, чем вы успеваете прочитать строку целиком, мозгу тоже невольно придётся ускориться.
Избавьтесь от проговаривания
Проговаривая про себя текст, мы тоже снижаем скорость. Избежать этого поможет упражнение «Ритм» — настукивайте простой ритм карандашом во время чтения. Внутренний голос тут же начнёт этот ритм поддерживать. Останется только тренировать мозг запоминать прочитанное без дополнительного проговаривания.
Выделяйте главную информацию
Если нет цели насладиться каждой буквой выбранной книги, необходимо отделять важную информацию от фона. Так мозг научится пропускать всё лишнее, экономя время. Это ключевой пункт технологий работы с текстом.
Проверяйте эффективность
После прочтения задавайте себе вопросы по содержанию текста, пробуйте его пересказать и/или законспектировать по памяти. Чем больше деталей и подробностей удалось воспроизвести, тем выше эффективность чтения.
Засекайте время
Сколько времени требуется, чтобы прочитать половину страницы? Две минуты? Одна? Тридцать секунд? Начните с двух минут, а затем сокращайте время, стараясь прочитать такой же объём текста. Чем больше тренировок, тем быстрее вы сможете читать.
Все эти советы и упражнения, а также другие секреты, которые не вошли в эту подборку, вы найдете на курсе «Эффективное чтение». После знакомства с ними останется только одно — читать как можно больше.