Что такое скрытая информация в тексте

Типы информации в публицистическом тексте

Что такое скрытая информация в тексте. Смотреть фото Что такое скрытая информация в тексте. Смотреть картинку Что такое скрытая информация в тексте. Картинка про Что такое скрытая информация в тексте. Фото Что такое скрытая информация в тексте Что такое скрытая информация в тексте. Смотреть фото Что такое скрытая информация в тексте. Смотреть картинку Что такое скрытая информация в тексте. Картинка про Что такое скрытая информация в тексте. Фото Что такое скрытая информация в тексте Что такое скрытая информация в тексте. Смотреть фото Что такое скрытая информация в тексте. Смотреть картинку Что такое скрытая информация в тексте. Картинка про Что такое скрытая информация в тексте. Фото Что такое скрытая информация в тексте Что такое скрытая информация в тексте. Смотреть фото Что такое скрытая информация в тексте. Смотреть картинку Что такое скрытая информация в тексте. Картинка про Что такое скрытая информация в тексте. Фото Что такое скрытая информация в тексте

Что такое скрытая информация в тексте. Смотреть фото Что такое скрытая информация в тексте. Смотреть картинку Что такое скрытая информация в тексте. Картинка про Что такое скрытая информация в тексте. Фото Что такое скрытая информация в тексте

Что такое скрытая информация в тексте. Смотреть фото Что такое скрытая информация в тексте. Смотреть картинку Что такое скрытая информация в тексте. Картинка про Что такое скрытая информация в тексте. Фото Что такое скрытая информация в тексте

Сведения.

Клевета в лингвистическом аспекте.

Сначала определимся с лингвистическим толкованием основных терминов, заявленных в статье о клевете.

Сведения — тексты, содержащие описание (и оценку) тех или иных со­бытий или их отдельных компонентов. Они могут быть фактологически­ми и оценочными, истинными и ложными;

Сведения можно разделить на следующие классы:

а) сведения о том, что событие произошло/не произошло;

б) сведения, содержащие истинное суждение/ложное суждениео событии. Истинное суждение о событии есть факт или фактологическое суждение;

в) сведения, содержащие только суждения о событии/содержащие оценку этого события (оценочные суждения);

г) оценочные суждения, относящиеся к событию/относящиеся к суждению о событии.

Типы сведений зависят прежде всего от типа информации, которая выражается в сведениях.

Понятие «информация» используется в различных научных дисцип­линах (информатике, биологии, языкознании, истории и др.), а также в повседневном обиходе в различных значениях. Информацияв СМИ представляет собой совокупность языковых высказываний, облеченных в текстовую форму, о мире, о событиях и положении дел в мире, об отно­шениях отправителя информации к этим событиям. За пределами данно­го понятия информации остаются высказывания, направленные на изме­нение положения дел в мире (приказы, приговоры суда и др.). В данном значении одним из признаков информации выступает ее но­визна, поскольку задачей СМИ является ознакомление общественности с неизвестными или недостаточно известными событиями и положения­ми дел в мире.

Информация текста может быть выражена эксплицитно(явно, вербально), т.е. посредством внешней структуры единицы, ее лексико-семантических, фразеологических, грамматических тропеических (с использованием тропов) и других средств, и имплицитно (неявно, невербально, несловесно) в виде добавок к содержанию воспринятого сообщения под влиянием имеющихся в сознании получателя текста знаний о действительности. В соответствии с этим выделяются различные виды информации.

1. Открытая вербальная (словесная) информация, когда сведения даны в виде отдельного высказывания или цепочки взаимосвязанных высказываний, причем новая информация дана в предикативной части высказывания (является предикатом, логическим сказуемым). Например: (Вор) у вора дубинку украл.

Этот вид информации имеет и другое название – фактуальная информация, содержательно-фактуальная информация.Фактуальная информация сообщает о реальных событиях, процессах, фактах. Она всегда словесно,явно выражена.Лексическое значение слов обычно прямое, номинативное. Термин «содержательно-фактуальная информация» использует И. Р. Гальперин. Он отмечает, что данная информация позволяет читате­лю получитьосновные фактические знания о конкретном субъекте или объекте, их действиях, реальных отношениях к другим объектам и т. д.

Что такое скрытая информация в тексте. Смотреть фото Что такое скрытая информация в тексте. Смотреть картинку Что такое скрытая информация в тексте. Картинка про Что такое скрытая информация в тексте. Фото Что такое скрытая информация в тексте

Этот тип информации не требует расшифровки. И. Р. Гальперин пи­шет: «Содержателъно-фактуальная информация эксплицитна по своей природе, т. е. всегда выражена вербально. Единицы языка [в данной ин­формации] обычно употребляются в. предметно-логических, словарных значениях, закреплённых за этими единицами социально-обусловленным опытом».

2. Скрытая вербальная информация, когда сведения выражены словесно, но как бы спрятаны, не бросаются в глаза и даются — как что-то уже известное — в группе подлежащего. Например, только что приведенное высказывание содержит не только информацию о краже дубинки у вора, но и информацию о том, что сделавший это — вор!

3. Пресуппозитивная (затекстовая) форма, когда информация о каких-то аспектах события в тексте непосредственно не выражена и подразумевается, что и говорящий (пишущий), и слушатель (читатель) ее знают. Эта информация имеет и другое название – фоновое знание.

Каждый знак, помимо прямого, номинативного значения, содержит ряд дополнительных сведений, обусловленных фактами личной биогра­фии, жизненного опыта, образа жизни носителя данной культуры или зна­комого с ней. Данный знак наводит говорящего и читателя на мысль о фактах истории, искусства, государственного устройства и т. д.

Говоря о фоновых знаниях,О. С. Ахманова утверждает, чтофоно­вое знание — это «обоюдное знание реалий говорящим и слушающим, являющееся основой языкового общения» Следовательно, фоновой оказывается та часть информации, которая является общей для собеседников.

Е. М. Верещагин и Н. М. Костомаров дифференцируют фоновые знания на несколько типов:

• общечеловеческие знания: цикличное время (зима, осень, лето, день, ночь, Солнце, звезды), географические знания, сведения о человеке, о космосе, библейские образы, мифологические, сказочные, научная информация и др.;

• региональные знания: не все люди Земли знают, что такое снег, пустыня, тайфун, белые ночи, северное сияние;

четвёртый тип фоновых знаний— социаль­ные, профессиональные: фоновые знания врачей, педагогов, жителей одного города и т. д. (попробуйте определить, что относится к фоновым знаниям жителей Тольятти ).

3.Подтекстовая информация, когда информация не содержится в самом тексте, но легко «извлекается» из него читателем или слушателем. Здесь могут использоваться различные приемы. Например, прямой оценки нет, но факт дается в таком контексте, что оценка логично из него выводится. Или читателю задается вопрос (типа: интересно, совпадение случайно или нет?, т.е. так называемый риторический вопрос), который на самом деле является скрытым утверждением (конечно, это совпадение не случайно!).

Эта информация неявна (имплицитна) и основана на способности еди­ниц иметь вторые и третьи значения, порождать новую добавочную (коннотативную) и ассоциативную семантику слова, создавать символику язы­кового кода. Такая информационная способность единиц разного уровня контекстуально и концептуально меняет смысл всего произведения.

Подтекст может быть запланирован автором, при этом говорящий всячески старается добиться необходимого заданного впечатления, кото­рое должен получить слушатель. Однако подтекст может оказаться и не предсказанным автором текста.

Известно, что К. Станиславский подтекстовую информацию называл «подводным течени­ем», А. П. Чехов был мастером такого подтекста. Его юмористические про­изведения не смешили читателя, а вызывали у него впечатление грусти, «сумеречное настроение». Поэтому подтекстовую информацию следует усматривать в цельном произведении и улавливать её не только в установке автора, но и в производимом на читателя конечном впечатлении.

Отчётливо обнаруживается подтекст в произведениях «эзоповского языка», в публицистике, и, конечно, в художественных, особенно поэти­ческих произведениях, рассчитанных на эстетико-познавательный эффект.

Не все виды информации может быть подвергнуты процедуре верификации (проверке на истинность) и, соответственно, не всякая информация в публицистическом тексте может служить основанием для возбуждения иска о клевете.Тольковербально выраженная (открытая и скрытая), т.е. содержательно-фактуальнаяинформация может быть истинной и ложной.

Однако и в этом случае не всякая вербально выраженная информация может быть оспорена в суде. Необходим учет еще одного фактора – формы выражения вербальной информации.

Источник

ТИПЫ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ

При работе с текстом понимание начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном. С точки зрения лингвистики (теория Ильи Романовича Гальперина) понимание текста – это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.

В целом соглашаясь с этой типологией, мы будем четко различать виды текстовой информации по 2 параметрам – 1) в плане содержания (характер отображаемого) и 2) в плане выражения (способы отражения). В результате получаем 2 вида оппозиций: 1) содержательно-фактуальная и содержательно-концептуальная информации; 2) эксплицитная и имплицитная.

Фактуальная информация – это «одежда» авторской идеи, т. е. описание событий, героев, места и времени действия и т.д. Она позволяет адресату получить основные фактические знания о конкретном субъекте или объекте, их действиях, реальных отношениях к другим объектам и пр. Этот тип информации не требует расшифровки. Единицы языка «обычно употребляются в предметно-логических, словарных значениях, закрепленных за этими единицами социально-обусловленным опытом» (Гальперин). Передается пересказом текста. Например: В Горловском государственном педагогическом институте иностранных языков студенты изучают английский, немецкий, французский, испанский, русский и украинский языки.

Содержательно-концептуальная информация – это общий замысел, основная идея текста, авторское творческое переосмысление отношений между явлениями, понимание их причинно-следственных связей; система взглядов, мыслей и чувств автора, которую он отражает в тексте, рассчитывая на ее вычерпывание читателем. Конечно, текст – это единое целое, и виды текстовой информации разграничиваются условно: в науке – в исследовательских, а на практике – в учебных целях. Концептуальный анализ худ. текста предполагает: 1) выявление набора ключевых слов текста (слов-лейтмотивов, лексических доминант); 2) определение базового концепта (концептов) текста; 3) описание этого концептуального пространства текста. Таким образом, текстовый концепт ‑ это замысел автора, с одной стороны, и содержательная интерпретация замысла-–с другой. У разных читателей представление о концептуальной информации одного и того же текста может различаться.

Покажем, как переплетаются обе эти информации (фактуальная и концептуальная) на примере рассказа чешского писателя Карела Чапека «Поэт». Рассказ начинается с изложения явной (эксплицитной) содержательно-фактуальной информации: «В четыре часа на углу Житной улицы автомобиль сбил с ног пьяную старуху и скрылся, развив бешеную скорость». Немногочисленные свидетели не помнили номера машины и по-разному называли ее цвет. Среди свидетелей оказался поэт Нерад, который ничего не помнил, т.к. был пьян. Но, придя домой, он в поэтических символах изобразил события прошедшей ночи, зашифровав, как потом оказалось, всю необходимую для полиции фактуальную информацию:

Дома в строю темнели сквозь ажур.

Рассвет уже играл на мандолине.

В дальний Сінгапур

Вы уносились в гоночной машине.

Повержен в пыль надломленный тюльпан.

Умолкла страсть. Безволие… Забвенье.

О барабан и эти палочки…

Вопросы полицейского и ответы свидетеля-поэта помогли расшифровать экспрессивные и эмоциональные символы, обнаружить причинно-следственную связь между событиями (фактуальная выделена жирным шрифтом).

Краснела дева, это что?

Заря.

Автомобиль был гоночный?

Не знаю. Это лишь значит, что он бешено мчался. Словно спешил на край света.

Ага, так. В Сингапур, например. Но почему именно в Сингапур?

Не знаю, может быть, потому, что там живут малайцы?

Вероятно, машина была коричневого цвета.

«Повержен в пыль надломленный тюльпан». Это, стало быть, пьяная побирушка?

Это была Женщина, вот и все. Понятно?

Ага! А это что: «О шея лебедя, о грудь, о барабан!». Свободные ассоциации?

Скажите, вам не кажется, что двойка похожа не лебединую шею? Взгляните. ( И он написал карандашом 2).

Ага! Ну, а это: «грудь».

Да ведь это цифра три: не так ли?

Барабан и палочки…. Наверно, это пятерка, а? Смотрите, ‑ он написал цифру 5. – Нижний кружок словно барабан, а над ним палочки.

Так, ‑ сказал полицейский, выписывая на листке цифру 235. – Вы уверены, что номер авто был 235?

Номер? Я не заметил никакого номера. Но что-то такое было, иначе я бы так не написал.

Фактуальная информация, которая сообщает о реальных процессах, событиях, фактах, всегда выражена эксплицитно. Лексическое значение слов обычно прямое, номинативное (у Чапека фактуальная информация представлена словами следователя).

Концептуальная информация может быть как эксплицитной, так и имплицитной

М.Ю. Федосюк, характеризуя неявные способы передачи информации, пишет: «Импликации – это не что иное, как информация, которая добавляется к содержанию воспринятого сообщения под влиянием имеющихся в сознании получателя текста знаний о действительности». Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых «скважинах» (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах), в монтаже текста и т.д. Каковы же типы неявной информации?

1. Фоновая информация. Она выражается полнозначным знаком: словом, словосочетанием, высказыванием. Каждый знак, помимо прямого, номинативного значения, содержит ряд дополнительных сведений, обусловленных фактами личной биографии, жизненного опыта, образа жизни носителя данной культуры или знакомого с ней. Данный знак наводит говорящего и читателя на мысль о фактах истории, искусства, государственного устройства и т. д. Е.М. Верещагин и Н.М. Костомаров в книге «Язык и культура» членят фоновые знания на несколько типов:

· общечеловеческие знания: цикличное время (зима, осень, лето, день, ночь, Солнце, звезды), географические знания, сведения о человеке, о космосе, библейские образы, мифологические, сказочные, научная информация и пр.;

· региональные знания:не все люди Земли знают, что такое снег, пустыня, тайфун, белые ночи, северное сияние и пр.;

· страноведческие фоновые знания:знания представителей той или иной этнической общности; В. Солоухин писал по этому поводу: «…если ты русский человек, ты должен знать, что такое Пушкин, что такое «Слово о полку Игореве», что такое Достоевский, что такое поле Куликово, Третьяковская галерея, рублевская «Троица»;

· социальные, профессиональные: врачей, педагогов, жителей одного города и пр.

Так, у Е. Баратынского знаменитая фраза французского философа Декарта «Мыслю, следовательно, существую» присваивается «чудаку»:

Меж мудрецами был чудак:

Я, несомненно, существую».

Нет! любишь ты, и потому

Скорее истину такую.

3. Пресуппозиция (предзнание). Пресуппозиция может быть явной и неявной.

Явная пресуппозиция еще называется лингвистической. Она связана со словесными знаками и опирается на текст, заключенный в предыдущем предложении, строфе, заглавии, где содержится антецедент, т.е. описываемый объект. Например:

Стихи перед упавшим деревом

Со мною вместе в чистом поле

Оно росло на вольной воле.

Зеленой кровлею шумело

И спорить с бурями умело.

В еготени играли дети.

… и это кончилось на свете (Дуд.)

Лингвистическая пресуппозиция подчеркивается автором путем отсылки к антецеденту(ключевому слову, отражающему тему или идею текста) «упавшее дерево» местоимений оно, в его тени, это и формой прошедшего времени глагола. Лингвистические пресуппозиции оформляются обычно при помощи местоимений (Это случилось ранней весной; В том году была засуха – местоимения лишь указывают на объекты, не называя их, поэтому читателю заранее должна быть объяснена ситуация. ее участники, события и пр.), союзов (но, зато, однако, потому, если и пр.), местоименно-предложных групп (вследствие этого, несмотря на это), которые требуют возвращения мысли автора к предыдущей, словесно выраженной информации.

Другой вид пресуппозиций – семантические (смысловые) – обычно бывает представлен имплицитно (неявно, скрыто). В этом случае говорящим и слушателем (читателем) учитываются такие знания о произведении, как авторство, время и место его написания, время и место описаннях событий, социальное положение общества и автора, его настроение в момент создания произведения, причины, побудившие автора написать данный текст, и пр. Приведем пример.

NOX (Статуя «Ночь» в Летнем саду)

В звездном покрывале,

В траурных маках, с бессонной совой…

Как мы тебя укрывали

Свежей садовой землей.

Пусты теперь Дионисовы чаши,

Заплаканы взоры любви…

Это проходят над городом нашим

Страшные сестры твои. (А. Ахматова)

Выявление особенностей соотношения этих видов информации –это увлекательное и весьма плодотворное занятие. Здесь уместно привести интересную и глубокую мысль Марины Цветаевой о том, что представляет собой сам процесс чтения текста: «А что есть чтение — как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов. Чтение — прежде всего сотворчество». Чтение раскрывает перед читателем идею всего произведения, показывает авторское понимание явлений и событий нашей жизни, но, чтобы «разгадать» текст и извлечь из него то, что «осталось за строками, за пределами слов», необходимо понять, как текст организован.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище. но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился. Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея. Да; не смейтесь.

Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Сначала посмотрим, как различные виды информации реализуются в этом произведении.

Фактуальная информация реализуется последовательным развертыванием сюжета в описании поступков, состояний, характеристик персонажей: самого рассказчика, собаки, воробьев (молодого и старого), а также прямым указанием на место действия (аллея сада) и косвенным указанием на время протекания этого действия (вдруг). Вот сочетания слов, представляющих этот вид информации: «Я возвращался с охоты. собака бежала впереди меня. уменьшила свои шаги. начала красться. увидала молодого воробья. упал из гнезда. собака медленно приближалась. старый воробей камнем упал. заслонил собой свое детище» и так далее, до слов: «Да; не смейтесь».

Концептуальная информация (идея произведения, текстовый концепт, замысел автора) выражена словами: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь». Этими словами Тургенев утверждает свое понимание (концепцию) движущей силы мира.

Прослеживая развертывание сюжета, можно обнаружить разную подтекстовую информацию. Обратите внимание на словосочетание «камнем упал». В нашем сознании невольно возникает образ ястреба или сокола. Ведь именно эти хищные птицы камнем падают на добычу. Следовательно, воробей здесь уподобляется им по своей смелости, стремительности, решимости. Это подкрепляется и такими словами, как «ринулся», «отчаянный», «порыв» и т. д. Подтекстовую информацию можно обнаружить также в словах: «. прыгнул раза два в направлении зубастой пасти». Здесь явно подразумевается угроза этому «чудовищу». Это подтверждается и тем, что автор называет воробья не птичкой, а «героической птицей».

Как проявляется в рассматриваемом тексте когезия (линейная связность)? Сопоставим следующие словосочетания: 1) «уменьшила свои шаги» и «медленно приближалась», 2) «с отчаянным и жалким писком» и «голосок одичал и охрип»; 3) «зубастая открытая пасть» и «громадное чудовище». В этих парах реализуется определенная связь: они по смыслу близки, они почти синонимичны.

Присмотритесь к форме организации текста. Он разбит на небольшие абзацы. Чтение замедляется, поскольку между абзацами пауза всегда больше, чем между предложениями внутри абзаца. Такая структура текста создает впечатление о замедленном течении действия и времени в произведении.

Это повествование прерывается словом «вдруг», словами «ринулся», «сорвавшись», упомянутым выше сочетанием «камнем упал».

Таким образом, само название этого стихотворения в прозе «Воробей» вобрало в себя значения «смелость», «самопожертвование во имя любви» и другие. Конечно, эти значения текстовые, поскольку навязаны слову «воробей» лишь в данном тексте.

Источник

Как невидимые данные электронных документов приводят к реальным проблемам

Самые опасные утечки конфиденциальных данных — это те, о которых люди даже не подозревают.

Что такое скрытая информация в тексте. Смотреть фото Что такое скрытая информация в тексте. Смотреть картинку Что такое скрытая информация в тексте. Картинка про Что такое скрытая информация в тексте. Фото Что такое скрытая информация в тексте

Что такое скрытая информация в тексте. Смотреть фото Что такое скрытая информация в тексте. Смотреть картинку Что такое скрытая информация в тексте. Картинка про Что такое скрытая информация в тексте. Фото Что такое скрытая информация в тексте

Минутка риторики. IT-угрозы какого типа опасны для корпораций и небольших компаний, правительств стран и отдельных людей? Утечки конфиденциальных данных. Какие утечки сложнее всего предотвратить? Те, о возможности которых жертвы даже не подозревают.

Не подозревают они, кроме всего прочего, о метаданных, легко превращающих обыкновенный электронный документ в ценный компрометирующий материал.

Метаданные в документах: какие они бывают

Начнем с теории. По классификации, используемой американской Фемидой, выделяют три категории метаданных:

1. Метаданные приложений. Они добавляются в файл приложением, в котором он создается, и хранят внесенные пользователем в документ изменения: журнал сделанных правок, комментарии.

2. Системные метаданные. Включают имя автора, название и размер файла, даты создания, изменения и так далее.

3. Внедренные метаданные. Сюда относятся формулы в ячейках электронных таблиц, гиперссылки, связанные файлы. К этой же категории причисляют и EXIF-метаданные графических файлов — о них мы уже рассказывали подробно.

Как написала по следам скандала BBC, в итоге правительство Великобритании для публикации документов вместо формата DOC предпочло использовать PDF, несущий меньше метаданных.

Любопытную историю разоблачения с помощью метаданных рассказали в 2015 году сотрудники американской юридической компании Venable. К ним обратилась некая компания, из которой уволился вице-президент. Вскоре у этой компании сорвался госконтракт — его с помощью уволившегося сотрудника получила конкурирующая организация.

Бывший работодатель заподозрил перебежчика в краже коммерческих секретов, которые и помогли конкуренту получить контракт с американским правительством. В защиту носитель тайны и его новая компания представили документ, содержащий аналогичное коммерческое предложение, но уже в адрес иностранного государства. По их утверждению, оно было подготовлено раньше, чем был объявлен конкурс в США, предназначалось для другого заказчика и потому не угрожало интересам «кинутой» компании.

Вывести злоумышленников на чистую воду позволила обнаруженная в предоставленном файле «временная аномалия». Согласно системным метаданным документа, последнее сохранение файла произошло раньше, чем последняя печать, чего, как признали эксперты с обеих сторон, не могло быть. (Дело в том, что дата последней печати относится к категории метаданных приложения и сохраняется в документе только при сохранении самого файла. Если документ напечатать, а файл после этого не сохранить, новая дата печати в него не запишется.)

Второе доказательство подделки файла заключалось в дате его создания на корпоративном сервере: он был создан уже после начала разбирательства. Кроме того, ответчиков уличили в манипуляции с датами последней модификации файлов формата OLM (файл почтовой базы Microsoft Outlook для Mac).

Скрытные файлы

Богатый выбор средств сбора конфиденциальной информации предоставляют приложения Microsoft Office. Например, в примечаниях к тексту могут быть записаны дополнительные сведения, не предназначенные для публикации. Встроенный в Word механизм учета изменений, который отмечает на полях вносимые в документ правки, тоже может быть полезен «шпиону». Если выбрать опцию «Показать измененный документ», то примечания и список изменений с экрана пропадут, но останутся в файле ждать наблюдательного читателя.

А еще есть заметки к слайдам презентаций, скрытые столбцы в электронных таблицах…

Кстати, попытки спрятать информацию без знания матчасти тоже чреваты. В качестве примера можно рассмотреть опубликованный на сайте CBSLocal документ судебной тяжбы между правительством США и бывшим губернатором Иллинойса Родом Благоевичем о вызове в качестве свидетеля Барака Обамы, датированный 2010 годом.

Часть текста скрыта от любопытствующих глаз черными прямоугольниками. Но можно выделить мышкой все строки, скопировать их в буфер обмена и вставить в текстовый редактор. Теперь можно прочитать весь текст.

Что такое скрытая информация в тексте. Смотреть фото Что такое скрытая информация в тексте. Смотреть картинку Что такое скрытая информация в тексте. Картинка про Что такое скрытая информация в тексте. Фото Что такое скрытая информация в тексте

Черные прямоугольники в PDF помогут спрятать информацию при печати, но в электронном виде обойти их проще простого

Файлы с двойным дном

Отдельная песня — внедренные в документ данные внешних файлов.

Скачиваем файл, отключаем защиту документа от редактирования (пароль не требуется). На странице 41 — обычная с виду диаграмма. В контекстном меню диаграммы выбираем команду «Изменить данные», и перед нами в первозданном виде открывается внедренный файл Microsoft Excel, содержащий исходные данные для диаграммы.

Что такое скрытая информация в тексте. Смотреть фото Что такое скрытая информация в тексте. Смотреть картинку Что такое скрытая информация в тексте. Картинка про Что такое скрытая информация в тексте. Фото Что такое скрытая информация в тексте

Файл Word с отчетом, а внутри — файл Excel с множеством исходных данных для этой и других диаграмм

Понятно, что в таких внедренных файлах может быть практически все что угодно, ведь тому, кто публиковал исходный документ, наверняка казалось, что это никто не увидит.

Урожай метаданных

«Выжимка» метаданных из документов интересующей организации может быть автоматизирована — например, с помощью программы FOCA (Fingerprinting Organizations with Collected Archives) компании ElevenPaths.

FOCA может найти и загрузить с исследуемого сайта документы нужных форматов (например, DOCX и PDF), проанализировать их метаданные, а также рассказать многое об организации: используемое серверное ПО, имена пользователей и так далее.

Предостережение: изучение сайтов с помощью подобных инструментов даже в исследовательских целях может не понравиться их владельцам, а то и вовсе сойти за киберпреступление.

Документированные странности

Предлагаем пару особенностей метаданных, о которых, по нашим наблюдениям, знает не каждый IT-специалист. Возьмем для примера файловую систему NTFS, используемую операционными системами Windows.

Первая неочевидная вещь. Если удалить какой-либо файл из папки и сразу сохранить новый файл с тем же именем в эту же папку, то дата создания нового файла останется от старого, удаленного файла. То есть файл мы создали только что, но система уверяет, что он существует уже давно.

Вторая неочевидная вещь. NTFS среди прочего хранит дату последнего доступа к файлу. Однако если открыть файл, а потом посмотреть дату доступа к нему в свойствах, то можно увидеть, что она осталась неизменной.

Может даже показаться, что это баги, но нет: обе странности являются документированными особенностями. В первом случае работает так называемый механизм туннелирования (англ. tunneling), который нужен для совместимости со старыми программами. По умолчанию эффект длится 15 секунд, в течение которых новый файл получает дату создания своего предшественника (настроить этот интервал или вовсе отключить туннелирование можно в реестре). Впрочем, этого хватило, чтобы я сам столкнулся с туннелированием дважды в течение недели при обычной офисной работе.

Второй случай тоже описан в документации: начиная с Windows 7, для повышения производительности Microsoft отключила автоматическую простановку даты последнего доступа к файлу. Включить эту функцию можно в реестре. Впрочем, ее активация не имеет обратной силы — файловая система правильную дату не хранит (проверено низкоуровневым редактором диска).

Надеемся, эксперты по цифровой криминалистике знают все подобные нюансы.

К слову, метаданные файлов могут быть легко изменены как штатными средствами ОС и «родных» приложений, так и с помощью специальных программ. Поэтому использовать их как решающее доказательство в суде вряд ли получится, разве что вместе с сопутствующими свидетельствами вроде журналов почтовых сервисов, файловых серверов и так далее.

Метаданные: защитные меры

В приложения Microsoft Office встроена функция «Инспектор документов» (меню Файл —> Поиск проблем), которая показывает, какие скрытые данные хранятся в файле. Часть из них «Инспектор» может по запросу пользователя удалить, но только не внедренные файлы (как в упомянутом отчете министерства образования США). Вообще же лучше вставлять диаграммы и другие материалы в итоговый документ в виде картинок.

Аналогичные функции удаления метаданных имеет и редактор Adobe Acrobat.

Кроме того, защита от утечек реализуется и в комплексных пакетах информационной безопасности. Так, модуль DLP (Data Loss Prevention) присутствует в Kaspersky Total Security для бизнеса, Kaspersky Security для почтовых серверов и Kaspersky Security для серверов совместной работы. Эти продукты умеют фильтровать такие нежелательные для попадания вовне вещи, как история изменения документа, комментарии и внедренные объекты.

Но идеальный (и, как это и положено идеалам, на все 100% недостижимый) способ побороть любые утечки — это обученные, думающие и ответственные сотрудники.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *