Что такое скулшутинг в школе
Скулшутинг и «Колумбайн» по-русски
Скулшутинг – это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения. Несмотря на то, что в России об этом явлении заговорили совсем недавно, за рубежом случаи стрельбы в школе известны с начала XX века. Еще в 1927 году в США в результате массового расстрела в школе погибли 44 человека, 56 получили тяжелые травмы. С тех пор можно проследить четкую тенденцию: случаи стрельбы в школе получают свое распространение на территории всего мира.
«Колумбайн» – это название школы в США, в которой в 1999 году произошло самое громкое вооруженное нападение учеников на своих одноклассников. Тогда в результате стрельбы погибли 13 человек. Этот случай получил широкий общественный резонанс, а трагические события легли в основу сценария нескольких художественных фильмов – «Класс», «Слон», «Боулинг для Колумбины» и др. К сожалению, у подростков, устроивших тогда стрельбу в школе, появились последователи, которые стали повторять такие страшные поступки.
Синдром Вертера – научное название подражательных убийств и самоубийств. Давно известна закономерность: как только случается громкое, вопиющее, необычное убийство или самоубийство, тут же начинается волна точно таких же – подражательных. Подростки наиболее подвержены влиянию, поэтому часто совершают поступки, аналогичные тем, о которых прочитали в книге или журнале, узнали из Интернета. Именно по этой причине субкультура «Колумбайн» так быстро набрала обороты и получила немалое количество последователей.
Выстрелы в школе. Психологи о том, что такое скулшутинг и как его предупредить
В России об этом явлении заговорили относительно недавно. Последний громкий случай скулшутинга произошел 11 мая 2021 года в казанской гимназии №175, когда 19-летний Ильназ Галявиев открыл огонь по ученикам и педагогам. До этого вооруженные нападения в учебных заведениях происходили в Москве, Барабинске, Керчи, Благовещенске. Вместе с экспертами «Самарская газета» разбиралась в том, что может толкнуть подростков на нарушение закона и как предотвратить такие ситуации.
Корни
Скулшутинг (от англ. school — школа и shoot — стрелять) — вооруженное нападение одного или нескольких учащихся на людей в учебном заведении.
В прессе эти явления окрестили «субкультурой Колумбайн» — по названию школы в США, где в 1999 году произошло самое громкое вооруженное нападение учеников на своих одноклассников. Тогда в результате стрельбы погибли 13 человек. Событие вызвало широкий общественный резонанс и даже легло в основу нескольких художественных фильмов — «Класс», «Слон», «Боулинг для Колумбины» и других.
Из-за возникшей популярности у школьников-убийц появились последователи, которые стали повторять их поступки. Для такого поведения, когда кто-то подражает конкретным убийцам или самоубийцам, существует научное определение — синдром Вертера. Оно часто встречается у подростков, потому что они в большей степени подвержены влиянию, особенно находясь в негативных условиях или подавленном настроении.
Причины
Учителям и родителям важно понимать, что существуют факторы, которые способны подтолкнуть детей к преступлению. При этом, по мнению психолога и психотерапевта Алины Алиевой, совершенно ошибочно суждение о том, что влияние могут оказывать компьютерные игры или отсутствие интересов у подростка. Главное — это психологическое благополучие, о котором должен заботиться родитель. Взрослым нужно быть ответственными и внимательными.
Помимо отношений дома на ребенка сильно влияет атмосфера в школе. Унижения, травля, оскорбления могут идти не только со стороны сверстников, но и со стороны учителей. В этом случае ребенок в первую очередь ждет помощи от взрослых. А если те отвергают его, то оказывается, что помощи ждать не от кого.
Негативное влияние на подростков оказывает и психофобия — нетерпимость и страх по отношению к душевнобольным людям, которая выражается в дискриминации тех, кто страдает психическими расстройствами.
Как действовать?
Психолог Олеся Курилех предлагает ввести пошаговую инструкцию для тех, кто подвергается издевательствам в школе. Ребенок в первую очередь должен обратиться за помощью. Но существуют установки, которые не позволяют сделать это. Особенно ярко они проявляются среди мальчиков, потому что в обществе до сих пор не принято, чтобы они жаловались на обидчиков: «Жалуешься, значит, ты не мужик».
— Чем больше дети будут рассказывать родителям, тем больше будет возможностей предотвратить такие ситуации, — уверена Курилех. — При этом не нужно спрашивать: «Ты что, не мог дать сдачи?» Буллинг — это машина, с которой в одиночку не справиться. Решение этой проблемы я вижу в том, что нужно вводить больше психологов и социальных педагогов, которые не просто помогают учителям заполнять документацию, а занимаются воспитательным процессом.
По словам Олеси, главная функция школьного психолога состоит не в том, чтобы протестировать ребенка и указать, какая у него успеваемость. Человек станет успешным, если гармонично развивается, если его не унижают. Мониторить нужно каждый класс, а также проводить тренинги.
Важно понимать, что психологическая помощь порой нужна и самим учителям, так как в их профессии возможно эмоциональное выгорание. Такие состояния тоже необходимо отслеживать. К сожалению, в России все еще сохраняется стереотип о том, что за помощью к психологам обращаются только «ненормальные люди». Поэтому некоторые доводят ситуацию до накала.
— Среди кандидатов на работу учителем нужно вести строгий отбор. Многие идут в профессию только потому, что никуда больше не поступили. Я занимаюсь профориентацией, и ко мне порой приходят молодые специалисты, которые работают учителями и при этом ненавидят детей. Таких нельзя допускать в школу, — говорит психолог.
Учитель — это призвание. Он должен обладать определенными навыками. Безусловно, он играет огромную роль в формировании будущих успешных личностей. Чтобы воспитать счастливого, гармоничного человека, нужно нести ответственность, и она в первую очередь ложится на родителей, воспитателей, учителей. Если они излучают уважение и любовь, то в такой атмосфере будет формироваться ментально здоровый ребенок.
В разных городах и районах существуют центры социальной помощи семье и детям. В Самаре работает телефон доверия 8-800-2000-122. Есть горячая линия 8-800-555-73-74, где можно получить бесплатно экстренную консультацию по психологическим вопросам.
Кто такие «колумбайнеры», и как школе с ними бороться?
История проблемы
Даниилу удалось выйти из школы и дойти до дома, по дороге он записал видео, где признался, что ему «очень страшно» и «на него что-то нашло». Дома он смотрел за реакцией на нападение в интернете, там его и обнаружили сотрудники полиции примерно через час.
В школе Пулькина считали странным: «Неадекватным был», – говорят про него ученики школы. Но никто – ни педагоги, ни психологи – не обратил внимания на странного подростка, и вот результат: 12-летняя девочка в больнице.
Своим поступком они создали новый сценарий, который за ними переняли множество подростков по всему миру, а с 2014 года – и в России.
5 сентября 2017 года 15-летний ученик ивантеевской школы Михаил Пивнев ворвался в класс с тесаком и попытался зарубить учительницу. После этого он хотел покончить с собой, но не смог – задержали полицейские. О своих намерениях он предупреждал в соцсетях, был поклонником «колумбайнеров», но никто не принимал его всерьез. Учительница выжила. Кроме нее пострадали трое учеников, которые выпрыгивали из окон.
После этого в конце 2017 и в 2018 годах случаи скулшутинга пошли один за другим.
Причины проблемы
Во всех приведенных выше случаях скулшутинга есть определенные общие черты: во всех них участвуют подростки возрастом от 14 до 20 лет, практически все они подвергались постоянному или эпизодическому буллингу, то есть травле со стороны сверстников. Практически все из них являются аутсайдерами, «инаковыми» для остальных, что и становилось причиной травли. Для всех них скулшутинг был не спонтанным, а тщательно подготовленным и спланированным мероприятием.
Это новый способ подросткового суицида, в котором подросток пытается покончить с собой, отомстив своим обидчикам
«Агрессивное поведение, правонарушения, скулшутинг – это сложные проблемы, решением которых и поиском ответов на причины возникновения занимаются как в России, так и в других странах. Можно говорить, что это общая международная проблема, которая имеет свою региональную специфику, – говорит клинический психолог, доцент кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии МГППУ Варвара Делибалт. – Если проанализировать те случаи, которые произошли в нашей стране, то такие явления складываются при стечении разных обстоятельств на фоне индивидуальной уязвимости конкретного ребенка в том или ином случае, например хронически напряженных отношений в классе, пренебрежения в семейном контексте, нераспознанном длительном депрессивном состоянии и т.д.».
Клинический психолог выделила ряд факторов, которые в своем взаимодействии могут стать причиной скулшутинга:
Также, по словам психолога, причиной могут стать и психологические травмы.
Здесь хотелось бы отметить и ряд других факторов макросоциального характера. В России фактически отсутствует индустрия качественного подросткового контента.
Сегодня в России нет качественного подросткового контента: подростки не видят примеров достойного поведения
В советское время было множество книг и фильмов, ориентированных на подростков, в которых закладывались морально-нравственные, поведенческие нормы. Яркий пример – книги писателя Владислава Крапивина, героями которых были именно подростки – с них читатели и брали пример. Из современных же популярных произведений для подростков можно назвать только цикл про Гарри Поттера, но и тот написан в стиле фэнтези, а значит, оторван от реальной жизни и реальных проблем.
В подтверждение можно привести слова Владимира Путина, сказанные им после трагедии в Керчи:
«Молодые люди с неустойчивой психикой создают для себя каких-то лжегероев. Это значит, что все мы, вместе взятые, не только в России, в мире в целом, плохо реагируем на изменяющиеся условия в мире. Это значит, что мы не создаём нужного, интересного и полезного контента для молодых людей, и они хватают этот суррогат героизма».
Еще один фактор, на который хотелось бы обратить внимание: российское общество с 2014 года живет в определенной информационной «подогретости»: сначала Майдан в соседней Украине, потом война на Донбассе, потом конфликт с Америкой, война в Сирии. В СМИ всерьез обсуждаются возможности Третьей мировой войны и ядерного конфликта. Отмена ДРСМД вывела в публичную плоскость вопросы международной стабильности. Все это так или иначе влияет и на подростков, делая их еще более политически активными.
Также хотелось бы обратить внимание на то, что сейчас уже вошло в дееспособный возраст поколение, не заставшее опасных 1990-х годов и выросшее в относительно стабильные и благополучные времена. Для них в некоторой степени опасность и риск – абстракция, как компьютерная игра.
Несмотря на то, что у нас часто винят во всех бедах интернет, профессиональный психолог указывает следующее:
«И далеко не для всех подростков интернет является триггером, запускающим возникновение идеи силового решения конфликта или проблем или суицидальные мысли. Только в том случае, когда у ребенка или подростка в реальной жизни складывается комплекс хронических проблем, которые он сам решить не может и не получает соответствующей помощи от взрослых, только тогда можно наблюдать некоторую уязвимость от интернета. И увиденное или прочитанное для него может стать триггером, “последней каплей”».
Решение проблемы
По словам Варвары Делибалт, для борьбы со скулшутингом в МГППУ в 2018 году на факультете юридической психологии по запросу Министерства просвещения был разработан «Навигатор профилактики девиантного поведения» с памятками по различным видам девиаций для педагогов, который помогал ориентироваться в признаках отклоняющегося поведения и в алгоритме оказания помощи подросткам. Также были разработаны методические рекомендации по организации просветительской работы с родителями по вопросам профилактики девиантного поведения.
В школах и колледжах должны работать многопрофильные психологические службы
Однако, по словам психолога, все это не спасает ситуацию: необходима полноценная психологическая служба, при которой работали бы специалисты разных профилей:
«В школах и колледжах должны работать многопрофильные психологические службы, в которых, например, педагогический психолог занимается проблемами учебной деятельности, а специалист в области психологии девиантного поведения помогает группам риска. Сейчас часто в школе работает один психолог, а его нагрузка очень высокая – более 700–800 человек. Ситуацию необходимо серьезно менять».
Сложную ситуацию в работе школьных психологов подтверждают и другие специалисты. Групповой психоаналитик Кирилл Горохов также указал на недостаточность усилий школьных психологов в профилактике девиаций среди подростков. По словам психоаналитика, основная ответственность за профилактику подростковой агрессии лежит на государстве.
«У психолога очень низкая мотивация в плане работы с тяжелыми подростками, – рассказал Горохов; по его словам, это касается как загруженности школьного психолога, так и оплаты труда. – Система очень сырая, и она вообще не проработанная ни на законодательном, ни на социальном, ни на педагогическом уровне. Это просто непаханая целина».
Однако проблему надо решать. Ведь очевидно, что волна скулшутинга может схлынуть, как до этого схлынула волна пабликов смерти типа «Синих китов», и кто знает, что придет на смену этой страшной моде.
В завершение хотелось бы привести ряд советов для родителей, составленных для профилактики девиаций профессиональными психологами МГППУ:
Уважаемые родители!
Обратите внимание на следующие особенности в поведении ребенка или подростка:
Пожалуйста, помните, что наличие одного или нескольких признаков еще не свидетельствует о поведенческих трудностях, а может быть проявлением нормативного возрастного кризиса или следствием кризисной, стрессовой социальной ситуации в жизни ребенка.
Как родитель может помочь ребенку
Не стесняйтесь напоминать ребенку, что вы любите и цените его и что вам важно то, что с ним происходит
Если самостоятельно, в силу различных причин, вам не предоставляется возможным найти общий язык с ребенком и все возможные методы и разговоры не имеют своего действия, если вы заметили некоторые признаки или один ярко выраженный признак и не уверены, как вам следует поступить, вы можете обратиться классному руководителю, школьному психологу или социальному, к психологу центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (центра ППМС помощи), городскую службу психологической помощи, на «телефон доверия». Консультация профессионала поможет ребенку и вам разобраться в себе, в ваших взаимоотношениях и наладить отношения.
Куда еще можно обратиться родителю
Скулшутинг: почему подростки устраивают массовые расстрелы в школах?
Еще совсем недавно школа была одним из самых безопасных и защищенных мест в мире. Отправляя ребенка на уроки, родители могли не волноваться, что в школе с ним что-то случится, ведь на протяжении всего учебного дня он будет находиться в компании своих сверстников под присмотром учителей, школьного психолога, директора и т.д. Но сейчас ситуация изменилась самым кардинальным образом:
В феврале 2014 года произошел первый на территории Российской Федерации громкий случай стрельбы в школе.
С тех пор, если верить подсчетам «Новой Газеты», произошло около 30 нападений с участием подростков и школьников, в результате которых пострадало 42 человека.
Для граждан России «шутинг» или «скулшутинг» – понятие совершенно новое, тогда как для жителей зарубежных стран данное явление если и не стало обыденностью, то и не является чем-то из ряда вон выходящим.
Первый случай массового расстрела в школе в США произошел в 1927 году. Тогда погибло 44 человека, а 56 человек получили тяжелые травмы. С начала двадцатого века прослеживается четкая тенденция: стрельба в школе – явление, которое постепенно распространяется по всему миру.
Массовое убийство в школе «Бэт»
Шутинг или скулшутинг: что это такое простыми словами?
Шутинг или скулшутинг (в переводе с английского «school shooting» – «школьная стрельба», «стрельба в школе») – вооруженное нападение, применение вооруженного насилия на территории школы и/или внутри учебного заведения к учащимся или работникам, которое может перерасти в массовые убийства.
Чаще всего нападение совершает ученик школы, бывший ученик (выпускник или подросток, который в текущий период времени учится в другой школе) или посторонний человек, который к данной школе сейчас или вообще никакого отношения не имеет. Скулшутинг может устроить как один человек, так и вооруженная группа из нескольких подростков или подростков и взрослых людей. Человека, который совершает вооруженное нападение на школу, называют шутером или скулшутером.
Скулшутинг как явление не имеет ничего общего с террористическими актами, для осуществления которых применяются разные виды вооружения (захват учебного заведения в Беслане в 2004 году). Так как цели скулшутеров практически никогда не конкретизированы, то стрельба очень быстро становится хаотичной и беспорядочной.
Скулшутинг: с чего все началось в США и других странах мира?
20 апреля 1999 года два ученика этой школы, Дилан Клиболд и Эрик Харрис, поднялись по лестнице входа школьного здания с западной стороны и совершили вооруженное нападение. Они без какого-либо предупреждения открыли огонь по ученикам. Первыми жертвами стрелков стали Ричард Кастальдо и Рейчел Скотт. Девушка погибла сразу же, парень же сумел выжить, невзирая на восемь тяжелейших огнестрельных ранений.
Массовое убийство в школе «Колумбайн»
Трагические события, произошедшие в учебном заведении «Колумбайн», стали основой для сценариев нескольких художественных фильмов, таких как «Слон», «Класс», «Нулевой день», «Боулинг для Колумбины», «Черный дрозд», «Что-то не так с Кевином». В 2003 году писатель Дуглас Коупленд опубликовал одно из своих самых успешных и известных произведений «Эй, Нострадамус!», где центральными фигурами стали не стрелки, а те люди, которые смогли пережить стрельбу в школе. В своем романе автор пытается разобраться, какое же влияние оказывает шутинг на выживших.
Произошедшая в Колорадо трагедия в массовой культуре и общественном сознании стала символом скулшутинга. С развитием интернет-технологий и социальных сетей возникла целая интернет-субкультура колумбайнеров в среде подростков. Они обсуждают стрелков на форумах, создают видеоролики, рисуют фан-арты, пишут фанфики и т.д., тем самым непрерывно создавая новый контент для колумбайн-сообществ.
У Дилана Клиболда и Эрика Харриса, вооруженное нападение на школу которых стало частью американской культуры, со временем появились поклонники и последователи во всем мире. Многие из этих последователей если пока и не планируют совершить что-то подобное, то уж точно мечтают об этом.
Массовые убийства на территории учебных заведений происходили не только в Соединенных Штатах Америки, но и в Канаде (в 1975 году в школе Сентенниэл), Германии (в 2002 году в гимназии Гуттенберг), Финляндии (в 2007 году в школе Йокела), Японии (в 2001 году в начальной школе Икэда), Азербайджане (в 2009 году в Баку) и многих других странах.
Скулшутинг: с чего все началось в России?
Стрельба в школе № 263
Нападение на школу в Ивантеевке
С наступлением 2018 года нападения на учебные заведения стали совершать чаще. В январе 2018 года было зафиксировано сразу два случая шутинга. Первый случай произошел 15 января 2018 года, когда между двумя учениками пермской школы №127 завязалась драка. Школьники были вооружены ножами, а в результате этой драки в той или иной степени пострадали 15 человек. Учеников признали вменяемыми и виновными: одного лишили свободы на 9 лет и 8 месяцев, а второго – на 7 лет.
Второй случай произошел 19 января 2018 года в поселке Сосновый Бор (под Улан-Удэ). Ученик 9-го класса школы № 5 и два его сообщника напали с топором на учительницу и детей, а затем пытались при помощи «коктейля Молотова» поджечь здание школы. В результате их действий пострадали учитель и шесть детей. Стрелка признали невменяемым, он получил направление на принудительное лечение.
Нападение на школу в Бурятии 19 января
Массовое убийство в Керченском политехническом колледже
Стрельба в Амурском колледже строительства и ЖКХ
Скулшутинг в России в 2021 году
Массовое убийство в казанской гимназии № 175
Правоохранительным органам удалось задержать скулшутера. Во время допроса он рассказал, что, осознав себя в апреле богом, понял, что может делать все, что ему угодно, поэтому начал заниматься подготовкой к массовому убийству в родной школе. Галявиев признался, что никакой вины по этому поводу не испытывает, так как просто очищал мир от биомусора.
Второй случай произошел 20 сентября 2021 года в Пермском государственном университете. Тимур Бекмансуров, восемнадцатилетний студент первого курса юридического факультета, устроил стрельбу на территории и внутри восьмого корпуса университета. В результате 47 человек получили ранение, а 6 человек погибли. Стрелок был ранен и обезврежен. Его в тяжелом состоянии доставили в больницу, где оказали экстренную помощь и ампутировали ногу из-за образовавшихся тромбов.
20 сентября 2021 года в Пермском государственном университете
Почему шутинг в России становится частым явлением?
Виноваты компьютерные игры? Буллинг в школе? Жестокие и бездушные учителя? Отсутствие компетентного и неравнодушного психолога? Низкий уровень жизни в стране? Проблемы в семье? Однозначного ответа на этот вопрос нет, так как его нужно рассматривать в комплексе.
Основная причина, по словам Алины Алиевой, кроется в отсутствии психологического благополучия, о котором обязаны заботиться родители. Она подчеркивает, что причины нужно искать во взрослых людях, а не в детях или подростках.
У многих родителей наблюдается искаженное представление о том, как нужно правильно воспитывать детей. Они направляют на детей слишком много агрессии, контроля, ожиданий и т.д., а в итоге получают агрессию и «неблагодарность» в ответ. Родители не понимают, что то, что посеешь, то и пожнешь. Они требуют от детей многого, но сами не хотят тратить время и силы на их воспитание.
Еще одна причина заключается в том, что если подросток стреляет в других людей, то он чувствует себя бессильным, отвергнутым, ничтожным, никому ненужным, а взрослые этого не замечают или не хотят замечать. Если в школе над ребенком издеваются одноклассники или старшие ученики, игнорируют его, обзывают, бьют, прячут или выбрасывают его вещи и снимают все это на видео, чтобы потом выложить в интернет, то ребенок, хоть и не обращается за помощью к учителям и родителям, но на подсознательном уровне все равно ждет от них помощи. Когда учителя и родители не делают ничего, чтобы помочь такому ребенку, то он осознает, что только он сам может спасти себя и восстановить справедливость.
Психологический портрет скулшутера: типичные паттерны поведения
Проект «Киберлаборатория по вопросам медиабезопасности» создал брошюру «Скулшутинг. О чем должен знать каждый», в которой описаны поведение потенциального стрелка, его внешний вид, увлечения, вербальные маркеры и виртуальная жизнь.
☑ Поведение подростка меняется:
Меняется не только поведение, но и внешний вид и увлечения.
☑ Стиль одежды становится более мрачным и агрессивным:
☑ У подростка появляются новые увлечения:
☑ В своей речи он часто упоминает имена совершивших скулшутинг фигур:
Подросток оправдывает преступников, серийных убийц, нацистов, скулшутеров и т.д.
☑ У потенциального шутера меняется и виртуальная жизнь.
В названии своего аккаунта он использует имена организаторов шутинга и выбирает такую аватарку (основная фотография аккаунта), которая демонстрирует его положительное отношение к скулшутингу и шутерам. Это могут быть фотографии реальных скулшутеров или же их изображения в формате тематических комиксов.
✔ Что делать родителям?
⚑ Когда у ребенка не все в порядке в школе, он становится задумчивым, апатичным и отстраненным, теряет интерес к учебному процессу, не хочет идти в школу, имеет несчастный или депрессивный внешний вид. Успеваемость подростка, который стал жертвой буллинга, резко снижается, а сам он демонстрирует внезапные вспышки гнева или резкие перепады настроения.
⚑ Родителям ни в коем случае нельзя отмахиваться от проблем ребенка, насмехаться над ним («Ты что, не мог дать сдачи?», «Почему ты не отбивался?», «Нужно было действовать, а не смотреть по сторонам и ждать, когда тебя ударят!») и относиться к его переживаниям высокомерно или снисходительно. Очень часто родительский неглект становится тем спусковым крючком, который заставляет ребенка поверить в то, что ему не стоит ждать помощи от взрослых, так как они все равно не только его не понимают, но и не пытаются понять.
⚑ Поговорите с классным руководителем, обсудите то, что происходит с вашим ребенком, вместе подумайте, как можно исправить ситуацию. Обратитесь за помощью к детскому психологу. Специалист разберет сложившуюся ситуацию по полочкам и поможет подростку справиться с последствиями школьной травли.