Что такое скзи тахографа
Что такое скзи тахографа
Блок СКЗИ (средство криптографической защиты информации) с модулем НКМ (навигационный криптографический модуль) – это отдельное устройство, которое устанавливается в цифровой тахограф и по сути является главным элементом обеспечения тахографического контроля. Блок содержит индентификационные сведения о тахографе и ТС, записывает в некорректируемом виде всю информацию о работе транспорта и хранит данные в защищённом архиве.
Внешне блок СКЗИ представляет собой небольшой пластмассовый короб, внутри которого умещаются: криптографическая микросхема для шифрования данных, хронограф, управляющий контроллер, приемник ГЛОНАСС, цифровые часы, блок постоянной памяти, акселерометр, автономный источник питания.
3. Бортовое устройство имеет защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержит внутри него:
21. Блок СКЗИ тахографа обеспечивает регистрацию в некорректируемом виде и хранение в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа следующих идентификационных данных и фактов их изменения:
По закону все цифровые тахографы, которыми оснащены российские грузовики и автобусы, должны быть укомплектованы блоком СКЗИ (НКМ). Отсутствие блока, езда с неактивированным или неисправным блоком грозит серьёзными штрафами. Исключение составляет транспорт, осуществляющий международные рейсы с тахографами ЕСТР, в которых применяются иные способы шифрования хранения данных.
Последовательная активация блока выглядит так:
Не лишним будет сказать, что любое вмешательство в работу блока со стороны водителя или предприятия абсолютно неразумно. Такие действия ни к чему не приведут, кроме негативных последствий – они всё равно будут зафиксированы и обнаружены.
Современные цифровые тахографы являются средством измерения и регистрации в реальном времени параметров движения транспортного средства. Тахографы позволяют контролировать ТС и качественно следить за работой водителя, оказывают помощь в решении спорных вопросов с дорожной инспекцией, влияют на общую безопасность движения.
Особенно актуальным вопросом для российских перевозчиков является установка на автобусы и грузовые автомобили цифрового тахографа с СКЗИ. Причиной послужило то, что с 1 апреля 2013 года наличие данного устройства стало обязательным для широкого списка ТС различных категорий. На территории РФ законодательно закреплено, что обязательно необходимо использовать устройства, дополнительно оснащенные СКЗИ.
Тахографы с СКЗИ
СКЗИ-средство криптографической защиты информации. Дополнительно могут называться НКМ, под чем понимаются навигационный криптозащитный модуль. Устройство имеет компактный корпус. Обязательно предусмотрен антенный выход для взаимодействия с системой позиционирования ГЛОНАСС.
Совместимость и целевое назначение
Указанный блок СКЗИ устанавливается только на те модели тахографов, с которыми разрешено его использование. Среди отечественных разработок можно отметить: Касби DT-20, Меркурий TA-001, АТОЛ Drive-5.
Устройство СКЗИ является энергонезависимой памятью, где сохраняются записываемые тахографом данные. Указанное решение предоставляет дополнительные гарантии защиты данных, которые особым образом зашифрованы при помощи СКЗИ.
Метод шифрования касается и цифровой подписи, что позволяет ограничить допуск к зашифрованной информации. Выдачами подписей занимаются удостоверяющие центры. Указанный метод обеспечивает такой уровень защиты данных, которые сохранены в памяти блока, что они недоступны для корректировки и/или удаления.
Как устроен СКЗИ изнутри
За что отвечает блок СКЗИ
После установки в тахограф устройство начинает преобразовывать информацию. Такой подход делает возможным:
СКЗИ дополнительно шифрует и гарантирует хранение:
Особенности эксплуатации устройств с СКЗИ
Необходимо отметить, что цифровые подписи действительны на протяжении 3-х лет. Внести изменения в прошивку устройства СКЗИ или выполнить другие манипуляции по окончании этого срока не представляется возможным, так что блок подлежит только замене. Действующее законодательство обязывает владельцев тахографов при плановой калибровке заменить СКЗИ. Отработавший блок СКЗИ демонтируют и передают владельцу ТС.
Стоит отдельно учитывать, что транспортное средство неразрывно связано с блоком СКЗИ, так как активация блока происходит исключительно под одно конкретное ТС, а также с учетом уникальных данных транспорта и тахографа, который на нем установлен.
Что такое СКЗИ в тахографе
Я — девушка за рулем, езжу на автомобиле уже около 7 лет, совсем недавно решила приобрести новое средство передвижения, и при выборе у меня возникло несколько вопросов. Один из них — какой тахограф лучше, с СКЗИ или без. Изначально эти сочетания букв звучали совсем непонятно и будто даже несуразно для меня, пришлось, конечно, обратиться к специалистам.
Так я узнала, что СКЗИ — это средство криптографической защиты информации. Если говорить проще, то это особая деталь в тахографе, небольшой блок, который отвечает за зашифровку информации, которую тахограф снимает и в дальнейшем записывает. Получается, что если подобным устройством машина оснащена не будет, то вся информация (например, скорость, количество откатанных километров и т.д.) будет храниться в незашифрованном виде. Но так ли необходима данная операция?
Блок СКЗИ
Это, действительно, так. Как мною уже было упомянуто выше, СКЗИ — это деталь, отвечающая за перевод полученных от тахографа данных в иной вид, зашифрованный, после чего данные отправляются на экран на панели управления, в уже расшифрованном виде. Эта операция необходима для того, чтобы никто посторонний изменить их не смог по собственному желанию.
Согласно российскому законодательству, этот блок СКЗИ обязателен в каждом автомобиле, по этой причине многие специализированные магазины не станут продавать тахограф, если у него не имеется СКЗИ с лицензией и индивидуальным номером, эти данные указываются в техническим документах.
Вот какие функции выполняет этот блок:
СКЗИ хранит информацию о производителе, информацию о его плате, версии установленной ПО, серийные номера даты изготовления и даты активизации. Также это устройство создает и в дальнейшем распознает электронную подпись, а вот электронная подпись хранится всего 3 года, то есть имеет срок годности. Получается, что каждые три года владельцам автомобилей придется заменять это устройство, что, конечно, не очень удобно, ведь стоимость СКЗИ около 15-20 тыс. рублей.
Разновидности тахографов
Теперь стоит поговорить о том, что не на каждом тахографе вообще предусмотрена данная система, все зависит от того, по какому принципу работает устройство.
Видов тахографов несколько:
В настоящее время, согласно 36 приказу Минтраса, на территории нашей страны допустимы к использованию только те тахографы, которые оборудованы СКЗИ.
СКЗИ и ЕСТР — отличия и схожести
Однако, не только СКЗИ допустимо для использования на территории нашей страны, существует также система ЕСТР. Но есть ли между ними разница, и если да, то в чем она заключается, и какой из этих систем стоит отдать свое предпочтение при покупке тахографа.
СКЗИ — это система, работающая исключительно на территории России, получается, что если в вашей машине стоит тахограф с такой системой, то функционировать он будет исключительно в этой стране, исключая не только дальнее и ближнее зарубежье, но и такие страны как Белоруссия или Казахстан.
ЕСТР — это система европейского образца, соответственно, она может быть использовано и при международных перевозках, что, собственно говоря, и происходит, как правило. Установка такой системы допустимы лишь при разрешении на международные поездки.
Основное различие между этими устройствами заключается в том, что устройство европейского образца хранит зашифрованную информацию лишь в течение 90 суток, после чего данные необходимо выгрузить, а СКЗИ хранит до плановой замены тахографы, во время которой все данные и сгружаются с устройства.
Надо также понимать, что тахографические карты у этих устройств разные, соответственно карта СКЗИ не будет работать с ЕСТР, и наоборот.
Можно сделать вывод, что в принципе, обе системы работают по одному принципу, но, наверное, не стоит устанавливать ЕСТР в том случае, если вами не планируется какое-либо путешествие за пределы страны.
Документы при установке СКЗИ
Речь идет не о тех документах, которые необходимы для установки этой детали, а о тех, которые в обязательном порядке выдает мастер, совершивший процедуру установки. В пакет документов входят:
Итак, получается, что блок СКЗИ в тахографе необходим, купить это устройство без данного блока вряд ли получится, так как это запрещено законом. Даже если кто-то и совершит вам подобную продажу, то пользоваться им все же нельзя, по крайней мере, на территории России.
Закон был ужесточен пару лет назад, и если раньше были допустимы в эксплуатацию аналоговые тахографы, то теперь лишь цифровые и с обязательно установленной системой шифрования данных. На территории РФ допустимо использование одного из двух вариантов такой системы шифрования и дешифровки — система СКЗИ, работает исключительно в России, и ЕСТР, ее география гораздо шире, однако приобрести ее получится лишь в том случае, если имеется разрешение на международные перевозки.
Тахограф c СКЗИ
Тахограф c СКЗИ – это бортовой самописец, оснащенный модулем защиты информации. Все данные, зафиксированные таким тахографом, остаются неизменными,Одной из двух разновидностей тахографического оборудования и потому могут обладать доказательной силой при решении спорных вопросов, либо при судебных разбирательствах.
Одной из двух разновидностей тахографического оборудования, разрешенных к эксплуатации на территории РФ на сегодняшний день является именно тахографы СКЗИ. Помимо таких самописцев разрешается использование тахографов ЕСТР, у которых защита данных обеспечивается согласно европейским стандартам тахографии.
Устройство тахографа с СКЗИ
Еще сравнительно недавно были возможны установка и использование аналоговых (шайбовых) самописцев. Также на машинах мог быть установлен цифровой тахограф без СКЗИ – его эксплуатация тоже допускалось. Сегодня же наличие этого элемента является обязательным, потому и водителям, и руководителям транспортных департаментов стоит разобраться, что такое блок СКЗИ тахографа и как он функционирует.
СКЗИ — это система криптографической защиты информации. Также шифрующее устройство могут называть навигационным модулем криптозащиты (НКМ). Модуль блока СКЗИ встраивается в тахограф. Основные элементы модуля:
Средство криптографической защиты работает под управлением микропроцессора и при необходимости может функционировать автономно, питаясь от резервной батареи.
Функции блока НКМ с криптографической защитой
Блоки СКЗИ/НКМ совместимы с современными цифровыми тахографами, использование которых разрешено на территории РФ. Подобными устройствами оснащаются на заводе изготовителе тахографы АТОЛ Drive, Меркурий TA-001, Касби ДТ 20М и др. Наличие блока СКЗИ обеспечивает:
Сохранность данных обеспечивает регулярная замена блока СКЗИ. Это значит, что защитный модуль, установленный на заводе, активируется при первичном монтаже тахографа, после чего раз в три года устройство меняется на новое с обязательной активацией. Все эти работы могут выполняться только в сервисных центрах (мастерских), имеющих соответствующее разрешение. Также блок СКЗИ нужном менять и при смене владельца авто, либо при внесении изменений в регистрационные данные.
Тахографы СКЗИ и ЕСТР: в чем отличия?
Как было отмечено выше, сегодня для перевозок внутри России разрешено использование тахографов двух типов — с НКМ/СКЗИ и ЕСТР. Отличия между ними существенны:
Есть различия и в способе защиты информации:
При эксплуатации транспортных средств нужно учесть еще и то, что тахографические карты СКЗИ не подходят для самописцев ЕСТР и наоборот. Про отличие карт Вы можете прочитать в статье.
Потому, если на предприятии есть машины, оборудованные тахографами обоих типов, водителям может понадобиться изготовление двух разных карт.
Установка тахографов СКЗИ и замена НКМ
Если вам нужно установить тахограф или выполнить замену модуля СКЗИ в Санкт-Петербурге – вам стоит обратиться в нашу компанию:
Что такое СКЗИ в тахографе и как им пользоваться
В соответствии с российским законодательством юридические и физические лица, предоставляющие услуги в сфере грузовых и пассажирских перевозок, обязаны оборудовать транспортные средства автопарка бортовыми техническими устройствами, регистрирующими основные параметры движения машины – тахографами. Это необходимо для обеспечения удаленного контроля за соблюдением установленных законом режимных нормативов, следования маршрутной карте, а также наблюдения за другими показателями, имеющими непосредственную значимость для оценки движения ТС.
Помимо регламентации видов транспортных средств, подлежащих оснащению контролирующими приборами, закон содержит требования к самим устройствам – автобусы и грузовые автомобили, выполняющие коммерческие рейсы, должны быть оборудованы средствами контроля, которые обеспечивают защиту информации посредством использования отдельной энергонезависимой памяти – навигационного криптографического модуля.
Источник