Что такое слагаемое в математике 1 класс правило школа россии
Урок математики в 1-м классе по теме: «Введение термина «Слагаемые»
Оборудование: учебник А.Л. Чекина «Математика, 1 класс» (2-ая часть), таблица с названием терминов, наборное полотно, демонстрационные груши желтого и зелёного цвета, раздаточный материал, счётные палочки.
Ход урока
На доске запись: 3 6 2
7 5
3 7
1
— Какой знак поставили? (+)
— Почему? (Когда между числами стоит знак +, эта запись называется сумма)
— Что обозначает этот знак? (Сложение, объединение)
— Значит, и я поставлю плюс.
— Давайте пофантазируем. Если между числами стоит знак сложения, как бы вы назвали эти числа? (Слагаемые).
(Учитель открывает запись) Назовите 1-е слагаемое, 2-е слагаемое.
— А теперь подчеркните красным карандашом 1-е слагаемое, синим карандашом 2-е слагаемое. (Дети работают в тетрадях)
— Назовите 1-е слагаемое. Назовите 2-е слагаемое.
— Можно ли продолжить эту запись? (Да)
— Что можно найти? (Значение суммы)
— Найдите значение суммы, запишите.
Проверка, запись на доске.
— Каким способом вы находили значение суммы?
— Если между суммой и значением суммы стоит знак =, как ещё можно назвать эту запись? (Равенство)
— Придумайте и запишите несколько равенств на пустой строчке.
— Назовите свои равенства. (3=3, 7=7,4+2=6,1+2=3)
— Это равенства? Почему? (Если стоит в записи знак =, то это равенство)
2. На доске чертёж
— Что вы видите на этом чертеже? (отрезки)
— Покажите 1-й отрезок. Назовём его а.
— Покажите 2-й отрезок. Назовём его е.
— Покажите 3-й отрезок. А как его назовём?
— Из чего он состоит? Из каких частей? (а и е)
— Найдите в этой записи 1-е слагаемое, 2-е слагаемое, сумму. (а, е, а+е).
— Что изображено на рисунке? (груши)
1) Папа купил груши в книжном магазине, (нет)
2) Груши кислые, а лимоны сладкие, (нет)
3) На рынке продавали красивые спелые груши, (да)
5) Компот с грушами очень вкусный, (да)
6) Груши растут на грядках, (нет)
7) Груши растут на дереве, (да)
— Потянулись, сорвали груши с дерева. Присели, подняли упавшие груши. Тихонько, чтобы груши не рассыпались, сели.
На доске появляется запись:
— Что интересного заметили? (Можно записать 2+ 3, или 3+ 2, а получится всё равно 5)
— Мы только что совершили с вами математическое открытие: от перестановки слагаемых значение суммы не изменяется.
— Назовите 1-ое слагаемое, 2-ое слагаемое, сумму, значение суммы.
— А как узнать, сколько всего детей в нашем классе?
— Какую запись надо сделать? (8+9+9)
— Назовите 1-е слагаемое, 2-е слагаемое, а как назовём следующее число? (3-е слагаемое)
— Вот вам ещё одно математическое открытие: слагаемых может быть больше 2.
— А значение этой суммы мы с вами узнаем позже, когда научимся считать.
— Урок окончен. Спасибо.
Материалы, использованные на уроке:
1. «Математика, 1 класс», Чекин А.Е. 2-я часть.
2. «Рабочая тетрадь» к учебнику Чекина А.Л. “Математика, 1 класс”, автор Е. П. Юдина.
Урок математики в 1-м классе «Слагаемые. Сумма»
Класс: 1
Презентация к уроку
Класс: 1.
Дидактическая цель: познакомить учащихся с компонентами сложения, способствовать развитию вычислительных навыков.
Тип урока: Изучение нового материала.
Планируемые результаты:
Предметные:
Метапредметные УУД:
Личностные УУД:
Планируемые результаты (метапредметные универсальные учебные действия):
Личностные: положительно относиться к школе, учению; проявлять познавательные потребности и учебные мотивы; соблюдать организованность, дисциплинированность на уроке, действовать согласно памятке обращения с учебными пособиями, наглядным материалом.
Планируемые результаты (метапредметные универсальные учебные действия):
Личностные: положительно относиться к школе, учению; проявлять познавательные потребности и учебные мотивы; соблюдать организованность, дисциплинированность на уроке, действовать согласно памятке обращения с учебными пособиями, наглядным материалом.
Методы: частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения: компьютер, учебники, тетради.
Этап урока
Содержание урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Организация урока, проверка готовности к уроку; называть числа в порядке их следования при счете.
Начинаем урок математики. Сегодня у нас на уроке гости. Поздороваемся, улыбнёмся друг другу.
Слайд 1.
Прочитаем тему нашего урока. Знакомы ли вам эти слова? Кто догадался, какова цель нашего урока?
2. Актуализация знаний
Слайд 2.
Ребята, к нам пришла срочная телеграмма!
«В нашей сказке нет порядка!
Помогите нам ребята»
— Поможем? Только какой сказке помогать? Это надо отгадать! Какие числа прозвучали в нашей физкультминутке?
Слайд 3.
— Назовите их по порядку слева направо и обратно.
— Запишите их.
— Ответы на мои вопросы обводим простым карандашом.
(делает каждый, один на доске)
1.Закрепить последовательность чисел, предыдущее, последующее число, состав чисел, увеличение и уменьшение чисел.
1 2 3 4 5 6 7 8
— какое число стоит между числами 5 и 7?
— какое число больше 7 на 1?
— 8 – это 6 и …?
— 9 – это 5 и …?
— уменьшить 6 на 1.
— число, следующее за числом 2.
— какое число надо прибавить к 9, чтобы получить 10?
Слайд 4.
— Какое число не выделили? (7)
А вот и оно! Число 7 – ключик к нашему сказочному домику. Как он называется? (теремок)
Вспомним кто первый в нём поселился.
Слайд 6.
Стала мышка жить в теремке.
Слайд 7.
— Физкультминутка.
По реке плывет кораблик.
Он плывет издалека.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты!
3. Постановка учебной задачи.
1. Закрепить понятие «числовое равенство»;
2. Умение читать математическую запись, числовые равенства;
3. Развитие математической речи.
4. Подведение к теме урока
Ай-да Лиса мастерица!
Вяжет всем рукавицы.
Извязала три клубка,
Два ещё лежат пока.
У кого ответ готов:
Сколько у неё клубков? (5)
— Составьте числовое равенство (1у доски, остальные в тетради).
Слайд 9.
3+2=5
— Как можно прочитать это числовое равенство?
1). к трем прибавить два, получится пять;
2). Три увеличить на два получится пять;
3). три плюс два получится пять).
— Эту запись ещё можно прочитать используя термины. Прочитайте. (ответа нет)
— Почему не получается? (не хватает знаний)
— Каких знаний не хватает? (знаний математических терминов)
— Значит, какая цель урока? (познакомиться с новыми математическими терминами, узнать как прочитать числовое равенства, используя математическую терминологию).
— Верно, будучи внимательными на уроке в конце – вы сможете обязательно прочесть это числовое равенство;
Пока лиса не может пройти в теремок.
4. Изучение нового материала
Поиск решения проблемы.
Практическая работа:
познакомить с новыми математическими терминами: «слагаемые», «сумма»
Слайд 10.
А вот и зайчик.
— Зайчик пошел в огород, сорвал и положил в корзину 2 кочана капусты. Нарисуем ниже в тетради столько же кругов.(один у доски)
— Потом он дошел до грядки с морковью, сорвал и положил в корзину три морковки. Нарисуйте столько же треугольников.
— Что делал зайчик с овощами? (складывал в корзину)
— какое действие он выполнял? (сложение)
— Что он складывал? ( 2 кочана капусты и 3 морковки)
— Как это записать? ( 2+3)
— Как же назвать эти числа на математическом языке?
— В древнерусском языке слово «слагать слагать» означало «соединять». Люди слагали песни, стихи, т.е. соединяли слова, чтобы получить какие-либо произведения.
— Мы с вами на уроках математики тоже слагаем, соединяем числа. И числа эти получили свои имена! Кто догадается, какие?
— Числа, которые мы складываем, на математическом языке называются СЛАГАЕМЫМИ.
Слайд 11.
— Назовите первое слагаемое. (2)
— Назовите второе слагаемое. (3)
— Сколько овощей в корзине у зайчика? (5)
— Сколько фигур у вас на столе? (5)
— Дополните свою запись. (2+3=5)
Слайд 13.
— С какими новыми терминами познакомились? (сумма, первое, второе слагаемое)
— Прочитайте запись, используя новые слова :
(первое слагаемое 2, второе слагаемое 3, сумма 5)
— чтение хором, в паре.
Зайчик заскочил в домик. Сейчас мы сможем и Лисе помочь.
Решение проблемы
Вывод
— Вернемся, к записи: 3+2=5
— Сможем ли мы прочесть теперь числовое равенство, используя новые математические термины. (да)
— Прочитаем. (первое слагаемое 2, второе слагаемое 3, сумма 5)
— Почему нам удалось это сделать? (появились новые знания, достигли цели урока).
Лисичка может зайти в теремок
Физминутка
Слайд 14.
Бабочка
Маленькая гусеница по листу ползёт
Листик как конфеточку целый день грызёт
Наконец наелась, кокон там свила
Всю зиму до весны, как куколка спала
А весной проснулась, надоело спать
Превратилась в бабочку, чтоб везде летать.
5. Закрепление изученного материала
1. Работа с учебником. С.86, №1.
Закрепление нового знания: называние «слагаемых», «Сумма», нахождение, умение записывать суммы
2.Работа в тетради.
1.формировать умение определять «слагаемое»,
2.формирование вычислительных навыков;
3.формирование умений взаимопроверки.
Слайд 15.
Помогаем Лягушке ( работа в парах)
— Найдите задание №1.
— работаем в паре, назвать друг другу первое и второе слагаемые, записать эти суммы в тетрадь, найти их значение.( Проверка на доске по одному с каждого ряда).
Слайд 16.
Помогаем Волку
Запишите под диктовку (один у доски):
— найти сумму 7 и 2
— первое слагаемое 4, второе 3. Найти сумму.
— даны числа 4 и 5. Запишите две суммы с этими числами.
Молодцы. Помогли героям сказки справиться с заданиями.
Волк и лягушка могут зайти в теремок.
3.
1.формирование умения составлять суммы;
2.формировать умение записывать цифры;
3.Закрепить понятие «числовое равенство»
Слайд 17.
Помогаем Медведю решить задачу
Медведь заготовил на зиму 6 больших бочек с мёдом и 2 маленьких. Сколько всего бочек с мёдом заготовил на зиму Медведь?
— о чем прочитанный рассказ?
— что известно? Было 6 больших бочки и ещё 2 маленьких
Изобразим бочки кружочками: 6 кружочков размером с клеточку и 2 поменьше.
— что нужно узнать? Сколько всего бочек с мёдом заготовил Медведь?
— какое арифметическое действие следует выполнить, чтобы ответить на поставленный вопрос? Сложение.
— почему так считаете? Потому что надо найти сколько всего.
— запишите решение. Прочитайте
6+2=8(к)
Ответ: 8 книг.
Записываем решение в тетради и на доске.
И медведь может пройти в теремок. Всем помогли.
5. Итог, рефлексия
1.формирование умений самоанализа, анализа деятельности учителя;
2.закрепление новых понятий «слагаемое», «сумма».
— С какими новыми словами мы познакомились? (сумма, первое слагаемое, второе слагаемое)
— Что называется слагаемыми? (числа, которые складываем)
— Что называется суммой? (ответ и выражение)
Подведем сейчас итог,
Чему нас научил урок.
Если вы со мной согласны,
То в ладоши хлопайте,
Ну, а если не согласны,
руку поднимайте.
Математика. 1 класс
Конспект урока
Математика, 1 класс
Урок 20. Слагаемые. Сумма
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Числа при сложении называются слагаемыми. Результат сложения – сумма.
сложение, слагаемые, сумма, результат сложения.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
На уроке мы узнаем названия чисел при сложении. Научимся читать записи, используя названия. Сможем записывать суммы.
Основное содержание урока
Ил. «Девочка и мальчик на празднике. В руках у девочки 3 красных шара, а у мальчика – 2 синих».
Сколько красных шаров у девочки? У девочки три красных шара. Сколько синих шаров у мальчика? У мальчика два синих шара. Составим равенство по данной схеме. 3 + 2 = 5
Попробуйте прочитать выражение три плюс два равно пять, используя слова слагаемое и сумма. Первое слагаемое три, второе слагаемое два, сумма пять или сумма чисел три и два равна пять.
С помощью числового отрезка найдем значение суммы 2 + 2. Движение начнем с числа 2. Будем двигаться вправо, так как в записи знак +. Чтобы узнать сумму, сначала сделаем один шаг, от числа 2 к числу 3. Потом еще один, от числа 3 до числа 4. Остановились на числе 4. Значит сумма чисел два и два равна четырем.
Разбор тренировочных заданий
Подчеркните верное высказывание.
А) Результат сложения – это сумма.
Б) Результат сложения – это слагаемое.
В) Результат сложения – это равенство.
Подсказка: вспомните название компонентов при сложении.
Правильный ответ: А) Результат сложения – это сумма.
Вставьте пропущенные слагаемые
Подсказка: вспомните правила сложения числа 1 и 2.
Урок математики на тему «Слагаемые. Сумма». 1-й класс
Класс: 1
Цель: познакомить учащихся с понятиями «слагаемые», «сумма».
Формируемые УУД: учащиеся научатся читать равенства, используя математическую терминологию(слагаемые, сумма); планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать себя, границы своего знания и незнания, работать в паре и оценивать товарища.
1. Организационный момент
Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Начнём скорей урок!
2. Актуализация знаний
– Стоя на одной ноге, гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (2кг).
– Я шёл, пятачок нашёл. С другом пойдём – сколько найдём? (нельзя ответить).
– Вова за 1 час поймал 5 рыбок. Сколько рыбок он поймает за 2 часа? (нельзя ответить).
– Шли 2 друга в школу. Навстречу им шли ещё 2 друга. Сколько всего шло друзей? (2).
2) Индивидуальная работа.
(Два ученика у доски заполняют пропуски. Проверка.)
5 + … = 6 6 – … = 6
4 – … = 4 4 + … = 5
9 – … = 8 3 + … = 5
… – 6 = 0 7 – … = 4
5 – … = 2 … – 2 = 6
3. Устный счёт
– Сосчитайте:
– от 10 и обратно;
– от 1 до 10 через 1 (без хлопков);
– от 1 до 10 через 2 (с хлопками);
– реши цепочки примеров, покажи ответы:
5 – 2 + 1 – 2 + 1 =
7 – 1 + 0 – 6 + 3 =
2 + 3 – 1 – 2 + 3 =
Игра «Весёлый мяч»
(Учитель кидает мяч и говорит вопрос или задание. Отвечает тот, кто поймал мяч.)
– к 4 прибавь 2;
– 6 плюс 1;
– Какое число на 2 меньше, чем 8?
– Уменьши 10 на 1;
– 8 минус 2;
– Из 4 вычти 3;
– Какое число больше 5 на 2?
– Увеличь 7 на 3.
3. Самоопределение к деятельности
Ай да белка-мастерица!
Вяжет детям рукавицы.
Извязала три клубка,
Два ещё лежат пока.
У кого ответ готов:
Сколько у неё клубков? (5.)
– Как вы узнали? (3 + 2 = 5)
– Как можно эту запись прочитать по-разному? (К 3 прибавить 2 – получится 5, 3 увеличить на 2 – получится 5, 3 да ещё 2 – будет 5).
– Можно ли по-другому прочитать запись?
На этот вопрос вы сможете ответить в конце урока.
(Запись остаётся на доске.)
4. Работа по теме урока
Практическая работа
(У учителя корзина и муляжи овощей, с помощью которых демонстрируются все действия зайчика.)
– Зайчик пошёл в огород, сорвал и положил в корзину 2 кочана капусты. Положите на парту столько же кругов.
– Потом он дошёл до грядки с морковью, сорвал и положил в корзину 3 морковки. Положите столько же треугольников.
– Что делал зайчик с овощами? (Складывал в корзину).
– Какое действие он выполнял? (Сложение).
– Что он складывал? (2 кочана капусты и 3 морковки.)
– Как это записать? (2 + 3).
– Числа, которые мы складываем, на математическом языке называются слагаемыми.
– Назовите первое слагаемое. (2.)
– Назовите второе слагаемое. (3.)
– Сколько овощей в корзине у зайчика? (5.)
– Сколько фигур у вас на столе? (5.)
– Дополните свою запись. (2 + 3 = 5.)
– Как можете назвать число 5? (Ответ, то, что получилось, результат и т.д.)
В математике все эти слова заменяют одним словом – сумма.
(Учитель записывает слово «сумма» на доске, учащиеся читают его хором).
– Прочитайте запись, используя слова «слагаемое» и «сумма».
(Первое слагаемое 2, второе 3, сумма 5).
5. Физкультминутка
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, глазки трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять –
Хомка сильным хочет стать.
6. Закрепление изученного материала
1) Работа по учебнику
– Откройте учебник на с. 86. Прочитайте, что мы должны узнать сегодня на уроке?
– Кто уже запомнил, как называются числа при сложении? (Слагаемые, сумма).
– Прочитайте правило и скажите, что нового вы узнали? (Сумма – это не только результат, но и выражение).
– Прочитайте выражение 5 + 3 = 8 по-разному. (Первое слагаемое 5, второе 3, сумма 8). Сумма чисел 5 и 3 равна 8.
– Кто сможет прочитать выражение? (Первое слагаемое 4, второе 2,сумма 6).
2) Работа в тетради с печатной основой
– Откройте тетрадь на с. 32. Прочитайте первое задание.
– Что такое слагаемые? (Числа, которые мы складываем)
– Какие равенства подчеркнули? Прочитайте их с ответом.
– Прочитайте следующее задание. Выполните его.
– Какое равенство составили к 1 рисунку? (5 + 1 = 6).
– Какое равенство составили ко 2 рисунку? (7 – 1 = 6).
– Составьте рассказы по рисункам.
(Остальные задания учащиеся выполняют самостоятельно. Самооценка с помощью «Светофора»).
3) Работа по учебнику
– Решите примеры, пользуясь числовым рядом.
(Учащиеся подробно объясняют решение: говорят, с какого деления начинают движение, в какую сторону и сколько шагов делают, около какой точки остановились, называют ответ.)
– Прочитайте задачу. Что известно в задаче? (У Васи было 6 книг. Ему подарили ещё 2 книги.)
– Что нужно узнать? (Сколько книг стало у Васи?)
– Что обозначено зелёными квадратами? (Сколько книг было у Васи?)
– Что обозначено жёлтыми квадратами? (Сколько книг подарили?)
– Ответьте на вопрос задачи. (У Васи стало 8 книг).
– Как вы узнали? (6 + 2 = 8).
– Прочитайте запись разными способами.
– Прочитайте задачу. Что известно в задаче? (У Лены было 3 собачки. Она подарила подруге 1 собачку.)
– Что нужно узнать? (Сколько собачек осталось у Лены?)
– Объясните схему. (Было 3 собачки – они обозначены кругами. Лена подарила 1 собачку. 1 круг зачеркнули. Осталось 2 собачки).
– Как это записать? (3 – 1 = 2).
– Ответьте на вопрос задачи. (У Лены осталось 2 собачки).
7. Рефлексия
(«Проверь себя» – работа на проекторе).
– Посмотрите на рисунок и скажите, кто ошибся. (Зайчик).
– В чём его ошибка? (Знак + показывает, что нужно двигаться вправо).
– Оцените свои знания с помощью «светофора».
8. Подведение итогов урока
– Какие математические термины вы сегодня узнали? (Слагаемое, сумма).
– Что называем слагаемыми? (Числа, которые складываем.)
– Что называем суммой? (Ответ и выражение).
8. Домашнее задание (по желанию)
Сложение
Познакомимся со сложением.
Рассмотрим числовой ряд.
Числа идут слева направо, по порядку, как при счёте.
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Посмотри на числовой ряд, по которому идёт заяц.
Какое действие выполняет заяц?
Прибавляет число 2.
К какому числу он прибавляет число 2?
К числу 4.
Наш зайчик стоит на числе 4 и думает, в какую сторону ему идти.
В какую сторону пойдёт зайчик?
Вправо, потому что у него на табличке знак +.
Сколько шагов вправо сделает заяц?
2, потому что ему нужно прибавить 2.
На каком делении остановится заяц?
На числе 6.
Когда прибавляем, становится больше.
Чем правее, тем числа больше.
4 + 2 = 6
Рассмотрим еще один пример.
Какое действие выполняет заяц?
Прибавляет число 5.
К какому числу он прибавляет число 5?
К числу 3. Мы поставили зайчика на число 3.
В какую сторону он пойдёт?
Вправо, потому что у него на табличке знак +.
Сколько шагов вправо сделает зайчик? 5.
На каком делении он остановится? На числе 8.
3 + 5 = 8
Как называются числа при сложении?
Первое слагаемое и второе слагаемое.
Результат называется суммой.
Представь части домика как слагаемые и сумму.
Как найти неизвестное слагаемое
Второе слагаемое неизвестно.
Рассмотри рисунок и догадайся, как его можно найти.
Нужно из суммы вычесть первое слагаемое.
Неизвестно первое слагаемое.
Как его можно найти?
Нужно из суммы вычесть второе слагаемое.
Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
Проверка сложения
Если из суммы двух слагаемых, вычесть одно из слагаемых, то получится второе слагаемое.
Именно эта связь между суммой и слагаемыми используют для проверки вычислений.
Например, 35 + 7 = 42.
Правильно ли произведено вычисление? Можно проверить так:
Перестановка слагаемых
Сделаем запись к рисунку.
3 + 2 = 5
Сделаем запись к этому рисунку.
2 + 3 = 5
Теперь рассмотрим обе записи к рисункам:
3 + 2 = 5
2 + 3 = 5
Мы заметили, что сумма в обеих записях одинаковая, хотя слагаемые мы записывали по-разному.
Это переместительный закон сложения, который гласит:
От перестановки мест слагаемых сумма не меняется.
Сочетательный закон сложения
1) Какие числа удобно сложить сначала, чтобы получился удобный способ? Числа 29 и 1.
Сумму чисел 29 и 1 возьмем в скобки.
37 + (29 + 1) = … (читаем: к 37 прибавить сумму чисел 29 и 1)
Решаем. Сначала выполним действие в скобках.
Вывод: два соседних слагаемых можно заменить их суммой.
Поделись с друзьями в социальных сетях: