Что такое слепцы в неимущей одежде

Что такое слепцы в неимущей одежде

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Выпишите это слово.

Поздней осенью, к великому удивлению всех в усадьбе, он неожиданно вернулся с двумя слепцами в неимущей одежде.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание.

Поздней осенью, к великому удивлению всех в усадьбе, он неожиданно вернулся с двумя слепцами в БЕДНОЙ/НИЩЕНСКОЙ/СКУДНОЙ одежде.

замените разговорное слово стилистически нейтральным синонимом в предложении, запишите это слово;

замените книжное слово стилистически нейтральным синонимом в предложении, запишите это слово;

замените разговорное словосочетание стилистически нейтральным, запишите это словосочетание.

1. Что нужно знать, выполняя данное задание?

Первое слово спать— является стилистически нейтральным, т.к. наиболее употребительное, может быть использовано в любом стиле речи, обладает минимальной экспрессией; в словаре стоит первым в синонимическом ряду. Слово почивать используется в основном в книжном стиле, придает речи архаический характер (так говорили в старину). Дрыхнуть — этот синоним звучит грубо (такие слова называют просторечными) и употребляется в разговорной речи.

2. Что нужно понимать, выполняя данное задание? Что разговорные слова — это слова, разрешённые в непринуждённой устной речи. И что их можно использовать только в определённых условиях. Чтобы не заменить одно разговорное слово на другое, необходима помощь словарей. Нам помогают толковые словари известных авторов Ожегова, Ефремовой, а также словарь синонимов Александрова.

При поиске слова обращаем внимание на пометки: разг., прост. и слова с такими пометками ни в коем случае не выбираем в качестве ответа.

Рассмотрим пример. Мы замешкались в пути, поэтому пришли к назначенному месту затемно

Как видно из статьи, нет у этого слова нейтрального значения, поэтому нужно искать другие слова. Как правило, в толковании это слово уже есть, вот оно — «задержаться». Найти больше слов-синонимов нам поможет практический словарь синонимов Александрова. В поисках слова «замешкаться» мы попадаем на статью со словом

ЗАДЕРЖАТЬСЯ и его значениями:

/ о человеке: промедлить;

засесть, завязнуть, замешкаться, промешкать, помешкать, закопаться, проканителиться (разг.)

// в гостях или за работой: засидеться (разг.)

// в гостях, загоститься (разг.)

/ о деле: замедлиться, затянуться;

затормозиться, застопориться (разг.)

Обратите внимания, сколько слов имеют пометку разг! Таким образом, мы видим, что слово «замешкаться» заменить нужно нейтральным словом ЗАДЕРЖАЛИСЬ, и это самый точный, самый верный ответ. Нам не подойдут ни «промедлить», ни «замедлиться», ни «затянуться», потому что наше слово в предложении имеет определённое значение.

Итак, алгоритм выполнения задания будет таков:

1. Прочитайте предложение и определите лексическое значение указанного в задании слова.

2. Подберите к этому слову возможные синонимы.

3. Определите, какой из этих синонимов

− не носит оттенка книжности и разговорности;

− обладает минимальной экспрессией ( то есть в нём практически нет эмоций);

− стоит первым в синонимическом ряду, открывая его.

4. Вставьте слово в предложение, при оно должно подходить и по грамматическим признакам, и по значению.

3. Учитывайте особенности внесения ответа в поле «ответ»

1) Впишите в поле ответ ОДНО выбранное слово (или словосочетание).

2) Проверьте, верна ли форма рода, числа, времени, вида. Помните, что мы заменяем одно слово другим, поэтому нельзя вместо вида несовершенного совершенный, вместо настоящего прошедшее время и т.п. Ставьте слово в ТОЙ ЖЕ форме, что и в предложении.

3) Частицы НЕ, БЫ писать в ответ не нужно.

4) Иногда встречаются задания, в которых указанная форма в задании не совпадает с формой в предложении. Например, в условии «Замените слово закидывать. в предложени..», а в предложении «закидывали». В этом случае нужно писать ту форму, что в условии. Если же на экзамене попадётся такое задание, непременно обратите на этот факт внимание ассистентов, вплоть до написания заявления.

5) В связи с тем, что количество синонимов может достигать 5-6 слов, в поле «ответ» редактор вводит НЕ БОЛЕЕ ТРЁХ слов.

Источник

СЛЕПЕЦ

Смотреть что такое «СЛЕПЕЦ» в других словарях:

слепец — слепой, незрячий Словарь русских синонимов. слепец см. слепой 2 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

СЛЕПЕЦ — СЛЕПЕЦ, слепца, муж. 1. Слепой, лишившийся зрения человек. «Пел слепец перед толпою.» А.Майков. 2. перен. Человек, обманувшийся в чем нибудь или обманутый кем нибудь, не замечающий или не заметивший чего нибудь. «Слепец! я в ком искал награду… … Толковый словарь Ушакова

слепец — СЛЕПЕЦ, незрячий, слепой СЛЕПОЙ, незрячий, невидящий … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

СЛЕПЕЦ — Борис Матфеев сын Тютшева Слепец, боярский сын московского митрополита. XV в. (2 пол.). А. Э. I, 54. Борис Слепец, воевода московский. 1471. Лет. VIII, 162. Гриня Слепец, ляховский боярин, зап. 1557. Арх. Сб. VII, 27 … Биографический словарь

слепец — • всевидящий слепец • зрячий слепец … Словарь оксюморонов русского языка

Слепец — см. Долгунец и Волокнистые вещества … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Слепец — см. Долгунец и Волокнистые вещества … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Слепец — I м. разг. 1. Тот, кто лишен зрения; слепой. 2. перен. Тот, кто не замечает чего либо, обманывается в чем либо. II м. то же, что слепыш II Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Слепец — I м. разг. 1. Тот, кто лишен зрения; слепой. 2. перен. Тот, кто не замечает чего либо, обманывается в чем либо. II м. то же, что слепыш II Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

слепец — слепец, слепцы, слепца, слепцов, слепцу, слепцам, слепца, слепцов, слепцом, слепцами, слепце, слепцах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Лк. 3:10

Блж. Феофилакт Болгарский

Прот. Иоанн Бухарев

И вопрошаху его народи, глаголюще: что убо сотворим

Что же нам делать, чтобы принести плоды, достойные покаяния и быть участниками в царстве Мессии (ст. 10)? спрашивал Иоанна народ. Также спрашивали его мытари, воины и др. и Иоанн, пред каждым сословием своих слушателей возстает против того порока, которому преимущественно предавался каждый из них порознь, и во всех ответах своих требует дел любви и милосердия, так как царство Христово имеет быть царством мира и любви.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Ст. 10-14 И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем

Наставления Иоанна простому народу, какие тот дал в ответ на вопрос народа, передает один евангелист Лука. Общая мысль этих наставлений такая. Настоящие плоды покаяния – это не что-либо особенное, непосильное, а просто честное исполнение принятых на себя обязанностей.

«У кого две одежды…» Этим Иоанн напоминает об обязанности каждого помогать своему нуждающемуся ближнему, чем кто может.

«У кого есть пища» – не только большие запасы пищи, а и малое количество.

«Делай то же», т. е. делись и куском хлеба.

«Мытари» (см. комментарии к Мф.5:46). Мытари могли думать, что Иоанн заставит их совсем отказаться от их ненавистного народу служения.

«Более определенного вам», т. е. больше того, что вам велело собирать с народа правительство. Обыкновенно же мытари требовали немало и в свою личную пользу.

«Воины». Тут могли быть и воины из евреев, и римские солдаты разных других наций, которые также были увлечены проповедью Иоанна. Они так же, как и мытари, чувствовали себя отчасти виновными в том, что содержание их тяжким бременем ложилось на народ. Нередко им также приходилось во время походов насильно брать чужое имущество, и это казалось им неизбежным делом их профессии. Как же им теперь каяться? Совсем, что ли, оставить военную службу, раз она вынуждает их к совершению таких несправедливостей по отношению к ближнему? Иоанн в ответ им говорит, что они могут обойтись и без таких несправедливостей – пусть живут своим жалованьем.

«Не клевещите», точнее: «не доносите» (συκοφαντήσητε – слово, первоначально обозначавшее у греков донос на нарушавших запрещение правительства о вывозе смокв).

Источник

Калики перехожие

Калики, калики перехожие, калеки перехожие — старинное и доныне употребительное в разных частях России название для странников-слепцов, поющих духовные стихи. Произошло от калиги (лат. caligae — «сапоги»)- подвязные сандалии, в которые обувались паломники, отправлявшиеся в Иерусалим.

История

В Древней Руси слово калика или калека обозначало не искалеченного человека, а человека, много странствовавшего и побывавшего в святых местах. Так, например, калека Карп Данилович является предводителем отряда молодых псковичей в стычке с немцами в 1341 году.

Русские калики-странники, паломники, упоминаются в хождении Даниила игумена в Иерусалим и в записках Стефана Новгородца. Их знают и наши былины, в которых упоминаются целые братчины калик, снаряжающиеся из Волынца-Галича, или из пустыни Ефимьевы, из монастыря Боголюбова в путь к славну городу Иepyсалиму. Былинные калики — дородные добрые молодцы, силачи, иногда красавцы, одетые в шубы соболиные или гуни сорочинские, в лапотки семи шелков, с вплетённым в носке камешком самоцветным; костюм их дополняют сумки из рыжего бархата, клюки, иногда из дорогого рыбья зуба (моржовых клыков), и шляпы земли греческой.

Совершив странствование ко святым местам, неимущие калики пользовались особым уважением и нередко оставались уже на всю жизнь перехожими просителями милостыни, которою снискивали себе пропитание. Таким путем слово калика или калека получило значение нищего странника, а так как Христовым именем питались по необходимости и люди с физическими недостатками, это слово получило своё современное значение человека искалеченного, и вообще инвалида.

Слагая песни церковно-легендарного и апокрифического содержания и рассказывая виденное ими и слышанное во святых местах, наши калики перехожие оказывали сильное влияние на религиозные и нравственные представления русского народа и особенно содействовали распространению в нём аскетического идеала. С другой стороны, сами калики, слагая духовные стихи, подчинялись складу наших былин и вносили в духовный эпос черты эпоса богатырского.

Ситуация на конец XIX века

В настоящее время пение духовных стихов каликами, обыкновенно слепцами, приходит в упадок, репертуар их песен становится всё более и более скудным. Обыкновенно слепцы знают не более четырёх-пяти стихов, наиболее популярных, каковы: стихи о Вознесении, об Алексее, Божьем человеке, о Богатом и Лазаре, о Егории, о Страшном суде, о Иоасафе царевиче и некоторые другие. Более обилен репертуар калик в губерниях Архангельской и Олонецкой. Некоторые калики в этих губерниях знают и былины.

Источник

Лексические нормы. Неверно употреблённые слова

Урок 8. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Что такое слепцы в неимущей одежде. Смотреть фото Что такое слепцы в неимущей одежде. Смотреть картинку Что такое слепцы в неимущей одежде. Картинка про Что такое слепцы в неимущей одежде. Фото Что такое слепцы в неимущей одежде

Что такое слепцы в неимущей одежде. Смотреть фото Что такое слепцы в неимущей одежде. Смотреть картинку Что такое слепцы в неимущей одежде. Картинка про Что такое слепцы в неимущей одежде. Фото Что такое слепцы в неимущей одежде

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Что такое слепцы в неимущей одежде. Смотреть фото Что такое слепцы в неимущей одежде. Смотреть картинку Что такое слепцы в неимущей одежде. Картинка про Что такое слепцы в неимущей одежде. Фото Что такое слепцы в неимущей одежде

Что такое слепцы в неимущей одежде. Смотреть фото Что такое слепцы в неимущей одежде. Смотреть картинку Что такое слепцы в неимущей одежде. Картинка про Что такое слепцы в неимущей одежде. Фото Что такое слепцы в неимущей одежде

Что такое слепцы в неимущей одежде. Смотреть фото Что такое слепцы в неимущей одежде. Смотреть картинку Что такое слепцы в неимущей одежде. Картинка про Что такое слепцы в неимущей одежде. Фото Что такое слепцы в неимущей одежде

Конспект урока «Лексические нормы. Неверно употреблённые слова»

· Продолжим разговор о лексических нормах.

· Поговорим о том, как исправлять лексические ошибки.

· Узнаем, как подготовиться к решению такого задания на ЕГЭ по русскому языку.

И перед нами – шестое задание ЕГЭ. И вот как оно звучит:

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

У этого задания может быть и вариант. Иногда нам нужно заменить неверно употреблённое слово.

Проанализируем это задание.

В упрощённой форме оно звучит так: где в этом предложении лишнее слово? При этом лишним чаще всего оказывается существительное или прилагательное. Нам нужно его найти и выписать в графу ответов.

И в чём состоит суть этого задания?

Во-первых, мы должны продемонстрировать своё умение определять лексическое значение слова. Во-вторых, мы должны учитывать особенности сочетаемости слова. Наконец, мы тренируемся видеть лексические ошибки!

А теперь взглянем на второй вариант этого задания.

Он звучит так – отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

И здесь уже всё усложняется.

Ведь упрощённый вопрос звучит так – где тут неправильно употреблённое слово? И теперь нам нужно не просто обнаружить ошибку, но и исправить её!

И в графу ответа мы будем вписывать уже подобранное слово, которое сделает фразу правильной. Иногда при этом возможны даже некоторые варианты.

И здесь нам снова стоит обратиться к теоретической части. С какими типами лексических ошибок нам предстоит встретиться?

Довольно часто это употребление слова в несвойственном ему значении.

Причина этой ошибки – незнание лексического значения слова.

Когда мы не учитываем лексическое значение слова, мы совершаем ошибку и употребляем в предложении не то слово, которое нам нужно.

Например: Я грустил, настроение было самое мажорное.

Мажорный – значит весёлый, бодрый. Вместо этого слова в предложении нужно употребить слово минорный, то есть грустный, печальный.

Очень часто мы встречаемся с нарушением лексической сочетаемости слов.

Ведь у слов есть разные возможности соединяться друг с другом. А у некоторых слов лексическая сочетаемость вообще ограничена.

Когда мы не учитываем сочетаемость слов, мы совершаем ошибку и сочетаем в предложении слова, которые сочетаться не могут.

Например, одержать поражение. Одержать можно только победу.

Произвести уютное впечатление. Уютной может быть комната, а впечатление может быть приятным или хорошим.

Заклятый друг. Заклятыми бывают только враги.

Иногда мы встречаемся в задании и с ошибками в употреблении фразеологизмов.

Причина этой ошибки – непонимание того, что фразеологизм может употребляться только в устойчивой форме.

В предложении фразеологизм может ошибочно сокращаться. Или в нём меняется один какой-то компонент. Или даже смешиваются два выражения.

И яйца не стоит – правильно будет «и яйца выеденного не стоит».

Львиная часть чего-либо. Можно сказать только – львиная доля.

Играет большое значение. Значение можно иметь, а не играть.

И у этого варианта задания тоже есть свои трудности.

Ошибки в этом задании могут быть разного типа. Не всегда нам может помочь деление словосочетания на словосочетания – ведь иногда неверно употребляются однородные члены или подлежащее и сказуемое.

Неужели нам придётся просто заучивать типичные лексические ошибки?

А почему бы и нет? Рассмотрим несколько ошибок, которые встречаются нам чаще всего.

Большая половина – половина не может быть большей, ведь это пятьдесят процентов. Правильно – большая часть.

Повысить кругозор – кругозор невозможно повысить, его можно только расширить.

Улучшился уровень – уровень не бывает плохим или хорошим. Зато его можно повысить или понизить.

Играть значение – значение это не игра, чтобы в него играть. Иметь значение или играть роль.

Предпринять меры – предпринимают шаги, а меры принимают.

Улучшение недостатков – вряд ли недостатки можно улучшить. Зато их можно устранить.

И здесь мы видим, что особенное внимание нужно уделить существительным. Потому что часто прилагательные или глаголы с ними употребляются неверно.

Для примера давайте отредактируем такое предложение.

При этом в ряде регионов цены практически не изменятся, но будут и такие, где цена на отдельные товары подорожает в полтора раза и даже больше.

Начинаем мы опять с чтения предложения. И мы опять должны проявить внимание.

Определяем проблемные зоны. Давайте попытаемся поделить текст на относительно большие смысловые отрезки. И удалить все лишние местоимения, предлоги и так далее.

Цены практически не изменятся

Цена на отдельные товары

Цена подорожает в полтора раза и даже больше – подлежащее и сказуемое мы поместим в один отрезок.

А теперь тщательно анализируем все фразы и выбираем сочетание слов, которое кажется странным или ошибочным.

Ряд регионов – тут всё нормально.

Цены практически не изменятся – всё прекрасно.

Цена на отдельные товары – тоже нормально.

Цена подорожает в полтора раза… а может ли цена дорожать?

Выберем это сочетание для нашего анализа.

И попытаемся определить тип ошибки.

Подорожание товара – это уже повышение его цены. Подорожать могут яблоки, куртки, нефть. А цена подорожать не может. Это ошибка сочетаемости слов. А цена может повыситься, возрасти, подняться.

Запишем эти варианты в форме, которая нам нужна.

И теперь нам осталось только вписать ответ. В ответ мы вписываем повысится, или возрастёт, или поднимется.

И теперь мы можем составить алгоритм для этого варианта задания.

· Сначала мы, как всегда, внимательно читаем предложение.

· Потом делим его на смысловые части – это могут быть словосочетания или более крупные отрезки.

· Анализируем эти отрезки-фразы и находим проблему.

· Выясняем, какое слово употребляется во фразе ошибочно.

· Находим слово, которое нужно употребить в этом случае.

Тут нужно заметить, что отрезки, на которые мы можем разделить предложение, могут быть разными. Мы можем сделать из одного сложного предложения несколько простых. Если предложение простое и короткое – можем поделить на словосочетания и отдельно выделить подлежащее и сказуемое. Наконец, мы просто можем разделить текст на смысловые отрезки.

Попробуем выполнить ещё одно такое задание.

Отредактируем вот какое предложение.

Поздней осенью, к великому удивлению всех в усадьбе, он неожиданно вернулся с двумя слепцами в неимущей одежде.

Мы как всегда начинаем с чтения предложения. И давайте попробуем на этот раз не делить его на части.

Вместо этого попытаемся сходу найти и выделить в предложении необычное слово или выражение.

В этом предложении настораживает усадьба. Что-то необычное может быть связано со слепцами. И мы не так уж часто видим прилагательное неимущий.

То есть, мы ищем слова с неизвестным нам значением, иноязычные или просто нечастотные слова.

Выписываем сочетания, которые содержат эти слова.

К удивлению всех в усадьбе,

Он вернулся с двумя слепцами

А дальше мы приступаем к анализу сочетаний, которые содержат эти слова. Нам нужно отыскать ошибку.

Первое сочетание её не содержит. И во втором каждое слово употребляется в соответствии со своим лексическим значением.

Остаётся последнее словосочетание.

Неимущий – это бедный человек, человек, у которого недостаточно средств. Но это именно человек! Значит, слово неверно употребляется: одежда не может быть неимущей.

Теперь нужно подобрать верные варианты.

Что имелось в виду в предложении под словом «неимущий»?

Автор подразумевал, что одежда бедная. Синонимы к этому слову – нищенская, убогая, жалкая и так далее.

Мы можем выбрать ответ из этих вариантов.

И здесь нужно обговорить несколько деталей.

Можно ли написать в ответе прилагательное нищая?

Нет. Нищим тоже может быть только человек.

Может быть, можно указать, что одежда грязная, рваная, драная? Нет. Потому что одежда может быть рваной или грязной, но при этом не быть бедной.

Нужно выбрать слово, которое наиболее подходит по контексту.

Ближе всего по значению – слова бедной и нищенской.

И в графу ответа мы можем вписать любое из этих слов.

При этом вписывать предлог вместе с прилагательным не нужно, потому что он относится к существительному, а не к прилагательному.

Но ведь если мы всё время будем заняты только поиском необычных слов или фраз, мы можем и пропустить ошибку!

Именно поэтому мы можем пользоваться сразу двумя методами.

Начнём с поиска необычного в предложении, а если необычного не окажется – расчленим предложение.

Выполним пару заданий таким способом. Возьмём такое предложение:

Время от времени глава семьи менял расстановку сил в собственном доме, одних возносил, других лишал на время полномочий, держал в грязном теле, с тем чтобы потом снова одарить вниманием и заботой.

Сначала читаем и ищем необычное. И сразу же натыкаемся на явно устойчивое выражение – держал в грязном теле.

Если мы нашли такое выражение – мы анализируем его.

Держал в грязном теле – это неверно употреблённый фразеологизм, такого фразеологизма нет.

Ошибка есть – значит, нужно её проанализировать и подобрать правильный вариант.

В этом фразеологизме неверно употреблено прилагательное.

Держать в чёрном теле – правильно.

Ответом в задании становится прилагательное чёрном.

Режиссёр увлечён магией кадра и почти не уделяет значения характерам персонажей, сюжету и прочим, с точки зрения мастера, мелочам.

Читаем и ищем необычные слова и выражения. Здесь нет ничего необычного. Расчленим предложение. На этот раз мы сделаем из него несколько коротких простых предложений:

режиссёр увлечён магией кадра,

режиссёр не уделяет значения характерам персонажей,

режиссёр не уделяет значения сюжету,

режиссёр не уделяет значения мелочам

Теперь будем анализировать части – особенно существительные и словосочетания с устойчивым значением.

Не уделяет значения – как раз такое словосочетание. В нём есть существительное значение. И значение нельзя уделять.

Это неверная сочетаемость слов. Уделять можно внимание. А значение можно придавать чему-либо.

В графу ответа мы можем вписать либо уделяет, либо придаёт.

Итак, что мы должны помнить, чтобы быстро исправить лексическую ошибку в предложении?

· Лексические ошибки могут быть разных типов, но очень часто они связаны с сочетаемостью слов, особенно в устойчивых выражениях.

· Часто с существительными неверно сочетаются прилагательные или глаголы. На такие сочетания слов нужно обратить пристальное внимание.

· Нам может помочь в выделении задания поиск устойчивых выражений, редких или иноязычных слов.

· В выполнении задания может помочь расчленение предложения на смысловые отрезки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *