Что такое слова хамелеоны примеры

Внеклассное занятие по русскому языку для 4 класса «Слова-хамелеоны»

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Слова–хамелеоны» для 4 класса

Грибова Елена Павловна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 84 г.Кемерово

Познакомить детей с полисемией и ее признаками, научить находить в тексте многозначные слова, работать со словарем.

Способствовать развитию речи, памяти, внимания, умения слышать и слушать.

Способствовать воспитанию чувства взаимопомощи, отзывчивости, аккуратности.

Богатству языка родного

Мы не устанем удивляться,

Когда одно и то же слово

В значеньях разных будет нам являться.

Слова, имеющие одно и то же лексическое значение в любом контексте, называют однозначными. Таких слов в русском языке большинство. Однако слов, значение которых зависит от контекста, тоже немало. В 17-томном «Словаре современного русского языка» зафиксировано 26 значений слова идти, 22 значения слова стать, 21 – принимать, 20 – тянуть и т.д.

Многозначность (или полисемия) придает необыкновенную гибкость, живость, яркость и выразительность русской лексике. Она свидетельствует о широких возможностях словаря, ведь богатство языка заключается не только в большом количестве слов, но и в разнообразии их значений. Итак, многозначность слова – это его способность употребляться в разных значениях. Одним словом, слова порой предстают в образе эдаких хамелеончиков. Как правило, одно из значений слова бывает основным, остальные имеют вторичное значение: похожий на…

Например, основное, исходное значение глагола идти – передвигаться, ступая ногами: идти пешком, идти прихрамывая. Важнейшим признаком основного значения является движение, направление. Отсюда появляются вторичные значения этого слова, обозначающие различные формы движения.

— Обратимся к словарю. Рассмотрим вторичные значения этого слова.

— Прочитайте стихотворение В. Суслова «Как работает слово»

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмем хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж «немало воды утекло».

О смелом мы в праве сказать наперед:

Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет»!

А гуси и утки – сухие всегда.

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случалось с тобой: ты правил не знал,

Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!

Лентяй отдыхает, а время идет –

«Под камень лежачий вода не течет».

Сказать болтуну мы порою не прочь:

Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»!

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую. что скажут потом?

Не дело, мол, «воду носить решетом»!

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…»

— О каком слове идет речь в стихотворении?

— Что можно о нем рассказать?

— Рассмотрим, в каком значении употребляется это слово в каждом высказывании.

Объясните, чем отличаются:

часовая стрелка от железнодорожной;

веревочный узел от железнодорожного;

загородный парк от трамвайного;

огонь в печи от артиллерийского;

живописная мастерская от живописной местности;

холодное молоко от холодного взгляда;

натянутые провода от натянутых отношений.

Игра «Кто о чем подумал?»

Участники игры держат наготове карандаши или ручки. Ведущий громко произносит одно и приведенных ниже слов, после чего играющие должны немедленно записать краткое предложение или словосочетание, из которого бы ясно следовало одно из значений предложенного слова. Например, если ведущий произнес слово корень, один игрок может записать корень растения, другой – корень слова, третий – корень математический, четвертый – корень зуба, волоса, а пятый – корень зла (причина зла). Затем ответы зачитываются, и ведущий в виде шутки объявляет, кто из играющих станет в будущем агрономом, языковедом, математиком, врачом и т.д.

Гнездо, единица, земля, команда, корень, крыло, курс, линия, марка, очередь, печать, площадь, поле, полотно, порода, прием, связь, узел, фигура, ядро.

Источник

Словари

Созвездие Южного полушария.

ХАМЕЛЕО́Н, хамелеона, муж. (греч. hamaileon).

1. Пресмыкающееся, обладающее способностью менять окраску своего кожного покрова при раздражении, перемене цвета окружающей среды и т.п. (зоол.).

2. перен. О человеке, легко и часто меняющем свои мнения, взгляды, симпатии (обычно из соображений выгоды, из мелких побуждений; разг. пренебр.). «Что за хамелеон эта девушка!» А.Тургенев.

3. Марганцево-кислый калий, резко меняющий свою окраску в различных растворах (минер.).

1. Пресмыкающееся тёплых стран отряда ящериц, меняющее свою окраску при цветовых изменениях в окружающей среде.

2. перен. Человек, к-рый, приспосабливаясь к обстановке, легко меняет своё поведение, взгляды, симпатии (неод.).

| Одно из южных созвездий.

| * Человек изменчивый, двуличный.

Пресмыкающееся с туловищем, сжатым с боков, с короткой шеей и длинным и цепким хвостом, распространенное на острове Мадагаскар, встречающееся также в Западной и Южной Азии, в Южной Европе, обитающее преимущественно в лесах, на деревьях и кустарниках, ведущее малоподвижный образ жизни, питающееся насекомыми (захватывает их очень длинным языком); окраска тела может сильно изменяться в зависимости от освещения, цвета фона, температуры, испуга.

Обычно движения хамелеонов чрезвычайно медлительны, но при необходимости эти животные могут быть очень быстрыми и ловкими.

1. Животное отряда ящериц, способное менять окраску.

2. Человек, меняющий свои мнения, взгляды, симпатии в зависимости от обстановки или в угоду кому-л. Не вывелись ещё среди людей хамелеоны.

хамелео́н (лат. Chamaeleon), созвездие Южного полушария неба.

1. Животное отряда ящериц, способное менять окраску.

Человек, который часто меняет свои мнения, взгляды, симпатии применительно к обстановке или в угоду кому-л.

[От греч. χαμαιλέων]

 сущ. род ящерицы, отличающейся быстрым изменением своей окраски.    (Лев. 11, 30).

крыл. сл. Особый вид ящерицы, в коже которой имеется два слоя пигментных клеток, вследствие чего хамелеон быстро меняет свою окраску под воздействием света и температуры. Подробное описание хамелеона дал Аристотель (384-322 гг. до н. э.) в «Истории животных». Он же в «Этике» (1, 10) сравнивает с хамелеоном человека, порой счастливого, порой несчастного. После Аристотеля другие писатели древности стали пользоваться образом хамелеона для обозначения человека изменчивого, непостоянного. Плутарх, например, пишет, что Алкивиад имел способность изменяться быстрее, чем хамелеон.

1. Пресмыкающееся (ящерица), меняющее окраску при смене освещения.

2. Человек, часто меняющий свои взгляды (переносн.).

Что за хамелеон эта девушка! // Тургенев. Ася //

Ср. Что за хамелеон эта девушка!

Писемский. Масоны. 1, 4.

Ср. Я уже излечился от охоты искать своего счастия в женщине, которой привязанность изменчива, как цвет хамелеона.

Марлинский. Испытание. 7.

Ср. Княгиня оправилась; никакого выражения, кроме обыкновенного участия, не осталось на ее лице. Боже мой, что за хамелеон светская женщина!

Марлинский. Фрегат Надежда.

Ср. C’est un Chaméléon.

Ср. Chameleonte mutabilior.

Ср. Chameleon mutt colorem subinde.

Хамелеон меняет цвет внезапно.

Plin. Natur. hist. 8, 51.

Ср. Χαμαιλέοντος ευμεταβαλώτερος.

Aristot. De natura animalium. 2.

Особый вид ящерицы, в коже которой имеется два слоя пигментных клеток, вследствие чего хамелеон быстро меняет свою окраску под воздействием света и температуры. Подробное описание хамелеона дал Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в «Истории животных». Он же в «Этике» (1, 10) сравнивает с хамелеоном человека, порой счастливого, порой несчастного. После Аристотеля другие писатели древности стали пользоваться образом хамелеона для обозначения человека изменчивого, непостоянного. Плутарх, например, пишет, что Алкивиад имел способность изменяться быстрее, чем хамелеон.

После Аристотеля другие писатели стали пользоваться образом хамелеона для обозначения человека изменчивого, непостоянного. ГГчже это выражение приобрело современный смысл.

Синоним лицемера, двуличного человека, который меняет свое поведение, мнение, принципы в зависимости от окружения, в которое попадает (ирон., неодобр., презрит.).

хамелео́н, хамелео́ны, хамелео́на, хамелео́нов, хамелео́ну, хамелео́нам, хамелео́ном, хамелео́нами, хамелео́не, хамелео́нах

сущ., кол-во синонимов: 12

держит нос по ветру, сума переметная, флюгер, куда ветер дует, приспособленец

Первоисточниками являются латинское слово chamaeleon и более позднее греческое «хамелеон». В словарный состав русского языка слово вошло в середине XVIII в.

Производные: хамелеонский, хамелеонство, хамелеонствовать.

А вот переносное значение слова хамелеон возникло на основе того, что эта ящерица изменяет свой цвет: хамелеоном называют человека, легко меняющего свои взгляды, приспособленца.

ХАМЕЛЕОН а, м. caméléon m., лат. chamaeleon <гр. chamaileon < chamai на земле + leon лев.

2. перен., разг. По отношению к лицам мужского и женского пола. О человеке, легко меняющем свои взгляды, убеждения, свое настроение. БАС-1. Ныне люди все на свете хамелионы; не только что всякой день переменяют платье, да переделывают нравы. 1783. Чулков Как хочешь назови. // ЛН 9-10 230. Мутье, отчаянный роялист, назначен был послом вместо добродушного графа Талейрана, родного племянника политического хамелеона. Свербеев Зап. 2 156. Но не таков Прошлецов. Эта не большая, человеческая фигурка с зоркими глазами, была совершенным Хамелеоном. 1831. Гурьянов Выжигин 33. Приближиться к царедворцам и в тайне разглядеть сих Хамелеонов. Анна де Пальмье Мемуары. // РОА 1 16. Ее опять узнать невозможно. Сущий хамелеон! Ни следа недавней холодности: мила, внимательна и любезна. Н. Ахшарумов Концы в воду. // ОЗ 1872 12 1 240. | А Настя играла всеми хамелеонами своей души: премилому <брату>Антошке все можно, а ей ничего. Н. Горюнова Роман воспитания. // НМ 1995 9 72.

3. Хамелеон минеральный. Caméléone minéral. Сие название предается, соединению марганца с постоянной щелочью, потому что будучи приготовлено сухим путем и растворено в воде, сообщает сей жидкости разные цветы, один после другого. 1813. Кадет Сл. хим. 4 138. Соль (марганцовистокислый калий), резко меняющая свой цвет в различных растворах. БАС-1. Севергин. О минеральном хамелеоне. 1819. Название статьи. // Алексеева 1947 73. Конечно, исследование тетрированным <так> хамелеоном не может точно определить все количество железа в минеральных водах. ВЕ 1875 10 705. Хамелеон минеральный. Дезинфекционное средство. Чураев 1910 2 420.

5. Южное созвездие, состоящее из десяти звезд. БАС-1. Южное созвездие, состоящее из десяти звезд. БАС-1.

6. неизм., перен. О стеклах, линзах для очков: способные менять свою окраску в зависимости от освещенности помещения, пространства. Крысин 1998.

ХАМЕЛЕОН (греч.). 1) Животное рода ящериц, имеющее ту особенность, что может по произволу менять цвет своей кожи, почему и сделалось эмблемою лицемерного человека, меняющего свои убеждения и поведение, смотря по обстоятельствам. 2) Южное созвездие. 3) Хамелеон минеральный. Соединение марганцовистой кислоты с кали, цвета зеленого, но при разложении принимающее различные цвета, если подливать воды.

— Пресмыкающееся, не способное определиться со своей окраской.

— Какое из животных лучше всех умеет «косить глазами»?

— Его левый и правый глаз могут двигаться несогласованно, но перед атакой оба устремляются на добычу.

— Именно с этим близким родственником ящерицы Антон Чехов сравнил некоего господина Очумелова.

— Прозвище очков, изменяющий окраску в зависимости от освещения.

— У какого животного длина языка достигает длины тела?

— Мастер мимикрии в мире фауны.

— Животное, глаза которого могут самостоятельно смотреть в разные стороны независимо один от другого.

— Рассказ Антона Чехова.

— Его язык может долететь до цели за пять сотых секунды и вернуться обратно с пятидесятиграммовым грузом.

— Жители Южной Испании часто держат в доме именно его для ловли мух.

— Это созвездие получило своё имя из-за кажущейся во время первых наблюдений изменчивости.

— Пресмыкающееся рода ящериц.

— Беспринципный, приспосабливающийся к обстановке человек.

— Созвездие Южного полушария.

— Именно так в международных шашках называется этюдное окончание, задание которого сохраняется и после поворота доски на 180 градусов.

Источник

1. Почему А. Пешковский называл слова, данные ниже, словами-хамелеонами? Аргументируйте свою точку зрения. Приведите 2-3 подобных примера. (5 баллов)

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

1. Почему А. Пешковский называл слова, данные ниже, словами-хамелеонами? Аргументируйте свою точку зрения. Приведите 2-3 подобных примера. (5 баллов)

2. Объясните значения фразеологизмов. Как они возникли? (9 баллов)

Прокрустово ложе, ящик Пандоры, Дамоклов меч, разрубить Гордиев узел.

3. Выпишите предложение, в котором придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом. Дайте его синтаксическую характеристику. (7 баллов)

Хор птичьих голосов, который доносился отовсюду, поразил мой слух. Но ведь есть же на свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы. Засыпала тайга, которую убаюкивала ночная прохлада. Григорий еле поднялся на колени, так был оглушён падением.

4. Образуйте от данных прилагательных все краткие формы и запишите их.

Расставьте ударения в кратких формах. (9 баллов)

Дешѐвый, красивый, быстрый

5. Назовите 4-5 признаков иноязычного происхождения заимствованных слов. Приведите примеры, иллюстрирующие их. (8 баллов)

6. Подчеркните в данных предложениях подлежащие. Какими частями речи они выражены? (8 баллов)

Мать с сыном поедет отдыхать. Пользоваться результатами труда товарища бесчестно. Почему случилось это? Настало и роковое послезавтра.

7. Придумайте и запишите предложения, в которых словосочетание непристцпная скала использовалось бы для создания метафоры, гиперболы и сравнения. (6 баллов)

8. Определите изобразительно-выразительные средства, представленные в данной строфе. Назовите автора, определите стихотворный размер отрывка. (8 баллов)

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье.

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

9. Д.Лихачев писал: «В литературе древней не было стихов, но была поэзия». Аргументируйте эту точку зрения 5-6 примерами из изученных произведений древнерусской литературы. (10 баллов)

10. Напишите небольшое сочинение (1-1,5стр.) на тему «Жалок тот, кто живет без идеала» (И.С. Тургенев). (30 баллов)

Это слова, переходящие из одной части речи в другую. Подобно хамелеону, меняющему свою окраску в зависимости от температуры и освещенности, они в зависимости от контекста приобретают различную лексико-грамматическую «окрашенность». Часовой (механизм) – относительное прилагательное, обозначающее признак предмета (механизма); часовой (на посту) – существительное, обозначающее лицо (человека).

2 балла за объяснение, 3 балла за примеры.

Ящик Пандоры – источник бед, несчастий

Прокрустово ложе – желание подогнать что-либо под жесткие рамки или искусственную мерку, иногда жертвуя ради этого чем-нибудь существенным.

Дамоклов меч – постоянно угрожающая опасность

Разрубить (рассечь) Гордиев узел – разрешить сложный запутанный вопрос смело, решительно и сразу.

Все фразеологизмы произошли из древнегреческих мифов.

По 2 балла за объяснение значения каждого фразеологизма, 1 балл за указание источника.

Но ведь есть же на свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы.

Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчиненное с придаточным определительным, первая часть – главное предложение – условно простое, двусоставное, распространенное, полное, вторая часть – придаточное – условно простое, двусоставное, распространенное, полное.

2 балла за правильно выписанное предложение, 5 баллов – за правильную характеристику.

Дешѐвый – дЁшев, дешевА, дЁшево, дЁшевы

Красивый – красИв, красИва, красИво, красИвы

Быстрый – бЫстр, быстрА, бЫстро, бЫстры

По 1 баллу за правильно образованные формы, по 2 балла – за ударение.

По 2 балла за каждый признак с примерами. (Не 8 баллов)

По 1 баллу за правильное указание подлежащего и по 1 баллу за часть речи.

По 2 балла за каждый пример (1 балл за понимание тропа, 1 балл за умение привести пример)

Эпитеты, метафоры, перифразы, оксюморон, олицетворения, многосоюзие, инверсия.

А. Пушкин «Осень», шестистопный ямб.

По 1 баллу за каждое названное средство, 1 балл за указание автора, 1 балл – правильное определение размера.

Названо 5-6 примеров – 5 баллов, опора на 3-4 произведения – 3 балла, правильное речевое оформление высказывания – 2 балла.

Содержание творческой работы

Соответствие теме, стилю, жанру

Работа соответствует предложенной теме, выбранному стилю и жанру

Работа характеризуется композиционной оформленностью (построение текста, расположение и соотношение его составных частей текста – вступления, основной части и заключения – обусловлено её содержанием, проблематикой, жанром и назначением), структурированностью и логичностью

Полнота раскрытия, цельность, доказательность

Работа характеризуется полнотой раскрытия темы (вводится 3-4 микротемы, используется 2-3 примера, в том числе один из художественной литературы), оригинальностью идей, выводов, оценок

Максимальное количество баллов за содержание

Речевое оформление творческой работы

Смысловая цельность, речевая связность, логическая последовательность изложения

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения, отсутствием логических ошибок, правильным абзацным членением текста

Точность, богатство и выразительность речи

Работа характеризуется точностью выражения мысли, уместным использованием средств художественной выразительности, элементами художественного мастерства, разнообразием грамматического строя речи

Максимальное количество баллов за речевое оформление

Соблюдение орфографических норм

В работе нет орфографических ошибок

Соблюдение пунктуационных норм

В работе нет пунктуационных ошибок

Соблюдение грамматических норм

В работе нет грамматических ошибок

Максимальное количество баллов за грамотность

Максимальное количество баллов за творческую работу

за 2 орфографические ошибки снимается 1 балл,

за 2 пунктуационные ошибки снимается 0,5 балла,

за 2 грамматические ошибки снимается 0,5 балла.

Источник

Слова-«хамелеоны» в языке СМИ

Психоаналитические приемы освещения событий в СМИ многочисленны и разнообразны и позволяют менять оценки, установки, мнения адресатов СМИ, их взгляды на жизнь в целом и на отдельные события. Традиционное описание подобных техник выявляет значимость использования в СМИ таких языковых средств, как, например, энантиосемия, которая определяется как частный случай антонимии и наблюдается при наличии противоположных значений у одного и того же слова. Например, переизбрать может значить: 1)»избрать на новый срок», 2)»не избрать на новый срок»; наверное имеет значения: 1)»может быть», 2)»несомненно, точно»; миновать: 1)»случиться и закончиться», 2)»не случиться». [3]

В.В.Виноградов отмечал, что энантиосемия в русском языке часто является следствием омоморфемности глагольных приставок. Одна и та же приставка, присоединенная к одному и тому же глаголу, нередко приводит к образованию разных слов, значения которых могут быть прямо противоположны. Например, просмотреть в значениях: 1)»просмотреть до конца», «быстро проглядеть» (просмотреть весь спектакль, просмотреть книгу), 2)»не разглядеть» (просмотреть ошибку); прослушать: 1)»ознакомиться до конца» (прослушать до конца всю пьесу), 2)»не услышать» (прослушать, пропустить вопрос); отойти в значениях: 1)»опомниться, приходить в себя», 2)»умереть» и др. [4]

В языке СМИ энантиосемия как дополнительный фактор регулярно накладывается на антонимию, например, при ироническом употреблении оценочных слов. Медиатекстам, в которых употребляется данный прием, присуща экспрессивно-оценочная и информативно-рекламная функции. Например, спасибо: 1) выражение благодарности, 2) иронический упрек.

Энантиосемия в медиатекстах бывает и окказиональной, сознательно вносимой в речь. Данное явление может рассматриваться в трех аспектах: семантическом, контекстуальном и психологическом.

Данные примеры показывают способность СМИ формировать определенный образ мышления читательской аудитории. В этом смысле примечательно высказывание В.Г.Костомарова: «Язык скорее похож на единый круг, который функционально способен смещаться в разные плоскости, выдвигая то одни, то другие свои единицы. Разные употребления языка суть не что иное, как разные проекции этого единого круга в многомерном пространстве…» [5]

Выбор автором того или иного значения слова зависит от цели сообщения. Влияние коммуникативно-прагматической ориентации объясняется различное наполнение языковой формы.

В то же время использование энантиосемии как художественного выразительного приема позволяет придать медиатексту образность, экспрессивность, достичь сложной смысловой организации, выразить языковую личность автора. Однако это может привести и к отсутствию точности, адекватности текстовых формул, представленных в сообщении, где необходимо использование универсальных языковых клише, однозначно интерпретируемых широкой аудиторией.

3. Демьянков, В.З.Семиотика событийности в СМИ / В.З.Демьянков // Язык СМИ объект междисциплинарного исследования. Ч.2.М., 2004.

1. Способность СМИ воздействовать на общество.

2. Приемы освещения событий в СМИ.

3. Значимость использования энантиосемии.

4. Энантиосемия, как следствие омоморфемности.

5. Аспекты окказиальной энантиосемии.

6. Семантический аспект энантиосемии.

7. Использование в СМИ лексем и интернациональных слов.

8. Способность СМИ формировать определенный образ мышления.

9. Энантиосемия, как художественно-выразительный прием.

Лексемы— отдельные слова во всей системе их значений и форм. [2]

Эвфемизмы— слова или выражения, заменяющиеся другими, неудобными для данной обстановки или грубые, непристойные. [2]

Экспрессивность— выразительность, содержание экспрессии. [2]

Клише— шаблонная фраза, ходячее выражение, речевой штамп. [2]

Литература к тезаурусу

2. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю.Толковый словарь русского языка. М., 1996.

Прочитайте текст. Составьте к нему план. Используя составленный план, напишите конспект.

Источник

Что такое слова хамелеоны примеры

Автор: Холстинина Ольга Юрьевна

Организация: Дубровская СОШ

Населенный пункт: п. Дубровка, Белохолуницкий район, Кировская область

— создать условия для понимания авторского замысла через анализ художественного текста;

-способствовать формированию коммуникативной компетенции : умений формулировать вопрос и давать аргументированный ответ, отбирать фактический материал и кодировать информацию, работать в режиме диалога;

— способствовать формированию жизненной позиции, умения делать выбор, приобретать личный духовный опыт

ФГОС (см. в программу 7 кл)

Оборудование: презентация, схемы-опоры для учащихся, портрет А.П.Чехова

Ход урока.

1.Доброе утро! Прежде чем приступить к чтению и анализу произведения мы как обычно с вами задаем вопросы к теме.

Смотрим на тему урока: ХАМЕЛЕОНЫ И ХАМЕЛЕОНСТВО (По рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»,1884 г.) Какие вопросы можно сформулировать?

Кто такие хамелеоны и что такое хамелеонство?

3) Какие вопросы можно сформулировать, к словам А.П. Чехов, рассказ, название, год издания?

А.П.Чехов: вспомнить что мы говорили о Чехове, как личности и каковы особенности его творчества.

Рассказ: вспомнить, что за жанр, его композицию.

-Название (почему так называется)

— Год издания важен (указывает на время, изображенное в рассказе)

Учитель : Это ваши задачи на урок!

Личность (какой)

особенности

— Юмор: большинство р-зов раннего Чехова юмористические, в том числе и»Хамелеон»

-Краткость: Чехов:»В маленьких рассказах лучше недосказать, чем пересказать»

1)экс-я:знакомство с Очумеловым и городовым,

2)завязка: Хрюкин показывает всем свой укушенный палец,

3)развитие :рассуждение о собаке, генеральская она или не генеральская,

4)кульминация: конфликт разрешился в пользу собаки,

5)развязка: Очумелов грозит Хрюкину и идет дальше,

6)финал:не ставит точку(вот так закончилась история с собакой…живет она сейчас припеваючи, А Хрюкин обходит стороной всех собак…). Во многих рассказах Чехов оставляет финал открытым: не навязывает читателю свое мнение, а просит подумать, приглашает читателя стать соавтором.

НА ДОСКЕ запись : открытый финал )

3.Год издания 1884. Почему издает этот рассказ именно в это время? Историческая справка: 80-е годы 19 века – сложная эпоха, наступившая после убийства Александра II. Это эпоха безвременья и торжества реакции. Вступает на престол АлександрIII. Для своей безопасности он усиливает охрану. Россия того времени напоминала тюрьму, в которой убивалась всякая свободная мысль и в которой царствовали мировые судьи, городовые, надзиратели. Это была власть! Помните в рассказе: «Нынче не велено кусаться», «Не рассуждать!) (Очумеловское) говорит об отстутствии свободы, уважения к человеческому достоинству. Чехов чувствовал это особенно остро и болезненно.

Учитель :Задали себе вопросы на урок? Идем дальше: анализ текста

Слайд 2. Вызов : ИКТ-картинка с изображением хамелеона.

-Что это за животное? Что характерно для этого животного? (Пресмыкающееся, которое имеет свойство менять окраску в зависимости от ситуации);

— Обратите внимание на название рассказа А.П.Чехова. В тексте автор ни разу не употребляет слово «хамелеон» и не упоминает это животное.

2. Осмысление: работа с текстом

Слайд 3. Картинка идет Очумелов с городовым

1.Кто такой Очумелов?

Слайд 4: Ситуации (проверка) Учащиеся получают рабочие листы с заданием : найти в тексте ключевые слова и заполнить таблицу в схеме – опоре:

Задание 1 : 1)Ситуации в таблице прописаны учителем, учащиеся в парах заполняют таблицу, находя ключевые слова,

1)Каковы решения в зависимости от ситуации? (найдите ключевые слова) Проверка.( слайд 4)

2)Как меняется состояние в зависимости от ситуации? Проверка.( слайд 4)

Каковы решения в зависимости от ситуации

Ситуации

Как меняется состояние героя в зависимости от ситуации

Каково отношение к людям в зависимости от ситуации

Собака укусила Хрюкина

Собака генерала Жигалова

«Собака не генеральская»

«Дорогая, …нежная тварь…»

«Вестимо, генеральская»

«Собака бродячая»

Эмоции (уверенность в решении)

«нечего долго разговаривать!»

«Собака генералова брата»

Улыбается с умилением

Вывод:1)какие слова Очумелова говорят о том, что он хамелеон(меняет свое отношение): его решения, состояние.

Учащиеся заполняют 4 столбик. Проверка.

Учитель: Но почему он меняет мнение? состояние?

Сам Очумелов тоже представитель власти. Кого ему боятся?

Почему люди так ведут себя? (потому что ими тоже движет страх) Не дай бог снимут с должности.

Задание 2 : Кого еще из рассказа Чехова можно назвать хамелеоном?

Кого из героев рассказа еще можно назвать хамелеоном? (Толпу)

Задание : найдите ключевые слова, аргументирующие ответ, сделайте вывод.

Схема – опора (2). Вывод : все участники сцены на базарной площади оказываются похожими на Очумелова.

Работа с таблицей 4 (3 мин.)

Задание : сопоставьте состояние собаки и Очумелова, запишите в схему-опору ключевые слова (3). Сделайте вывод, какое чувство (собаки-вещи) и Очумелова (человека!) вызывают оба героя?

Какие слова определяют состояние героев

«дрожа всем телом», «в слезящихся глазах выражение тоски и ужаса»

Причина такого состояния

Какое чувство вызывает герой

Вывод : герои вызывают разные чувства, потому что собака –беззащитное существо, а Очумелов имеет власть, от него зависит чья-то судьба.

2)звуковые (тишина-хохот), Почему смеются над Хрюкиным?Он –потерпевший,(какой бы он ни был, он человек, Это трагедия человека в обществе хамелеонов.

3)базарная площадь –место,где собирается много людей (базарить-значит говорить..)-Это образ той России(где только властвуют, говорят, обсуждают, но ничего не делают в защиту униженного человека)

4)вещественные(шинель. ) Шинель (вначале:шинель6он себя несет как представитель власти, затем по ситуции, когда снимает и надевает –это пальто: не особо надо решать власти, как поступить-равнодушие), а в конце снова –шинель, да еще и «запахивает:(он чуть не лишился власти над человеком), «продолжает свой путь по базарной площади»» (хамелеонство в лице Очумелова продолжает свой путь по жизни, по России); фамилия – Очумелов (от слова «чума», хамелеонство –болезнь)

Ситуация : что произошло бы, если собака, в конечном итоге, оказалась не брата генерала? ( произошла бы трагедия)

Вывод : Хамелеонство –это страшное явление. Люди – хамелеоны выступают главными хранителями системы государственной власти в России, которая держалась на страхе, лжи, пресмыкании перед вышестоящими. А это трагедия далеко не одного человека, а всего общества. Чехов писал : «Мы устали от рабства и лицемерия.» убивалась всякая свободная мысль и в которой царствовали мировые судьи, городовые, надзиратели. Это была власть! (юмор рассказ превращается в трагедию общества.

Он задал вопрос: а что дальше будет с этой шинелью-Россией??С этой базарной площадью(Россией) Почему –открытый финал( верит в лучшее будущее России).

«Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что он может,как прекрасна была земля наша»

4.Задание по схеме-опоре (4) выберите вопрос и обоснуйте ответ.

Рефлексия.Задание 4: выбери вопрос и обоснуй ответ.

-Хотели бы вы общаться с человеком-хамелеоном?

-Опасно ли хамелеонство для общества?

-Как человек должен поступать в спорных ситуациях, чтобы не оказаться хамелеоном?

5. Рефлексия (прием «Три З»)

-Сегодня я запомнил…

-Сегодня я задумался…

-Сегодня я задал вопрос…

6.Домашнее задание : 1) какие вопросы не были заданы на уроке? (например, «почему толпа смеется над Хрюкиным?»; 2)прочитать рассказ Чехова «Злоумышленник» и ответить на вопрос «Над чем смеется и что огорчает Чехова?»

Приложение 1

Рабочий лист

Каковы решения в зависимости от ситуации

Ситуации

Как меняется состояние героя в зависимости от ситуации

Каково отношение к людям в зависимости от ситуации

Собака укусила Хрюкина

Собака генерала Жигалова

«Собака не генеральская»

«Вестимо, генеральская»

«Собака бродячая»

«Собака генералова брата»

Продолжи предложение : Задание : продолжите предложение в схеме – опоре «Человек-хамелеон – это человек, которому присущи такие качества характера, как:_________________________________________________

Какие слова определяют состояние героев

Причина такого состояния

Какое чувство вызывает герой

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *