Что такое словарная работа
Виды словарной работы на уроках русского языка
Виды словарной работы на уроках русского языка
Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
Александр Иванович Куприн
Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не столько от рода занятий, сколько от способа, качества и формы подачи их от обучающего к обучающемуся.
Важнейшим из аспектов развития речи является обогащение словарного запаса. Это необходимо в любом возрасте. Не секрет, что запоминание словарных слов представляет значительную трудность.
Исходя из опыта своей работы могу сказать, что определить орфограмму у ребят не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях оказывается для многих неразрешимой задачей.
Словарная работа на уроке является одним из средств повышения орфографической грамотности учащихся.
Учитывая все выше сказанное, я занялась изучением вопроса «Словарная работа на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности»
Цель моей работы: выявить наиболее эффективные формы приемы, методы запоминания слов с непроверяемыми написаниями для реализации которой были намечены определённые задачи:
— изучить методическую литературу по теме;
— проводить словарную работу на каждом уроке;
— включать работу со словарными словами на различных этапах урока;
— выявить эффективные способы запоминания и правописания словарных слов;
— обобщить методику словарной работы и разработать разнообразные виды заданий для работы со словарными словами на уроках русского языка.
У меня сложилась своя система по усвоению правописания слов. Необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5-8 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет его на практике.
Предлагаю виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
1. Представление слова (Загадки, пословицы, поговорки, демонстрацию картинки с изображением предмета, разгадывание ребуса, шифровки, шарады.
2. Лексическое значение слова.
3. Это интересно знать…
Безусловно, освоение нового – сложный и противоречивый процесс. Любые методы, приёмы только тогда становятся действенными, когда естественно вплетаются в уже сложившуюся методическую систему.
1-й этап Представление слова
Ребята могут самостоятельно определить новое слово:
Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.
• демонстрацию картинки с изображением предмета.
• разгадывание ребуса, шифровки, шарады.
2-этап Лексическое значение слова.
3 этап Это интересно знать…
На данном этапе дети узнают интересное о слове.
4 этап Выполни задание.
— запиши слово;
— запиши транскрипцию слова;
— раздели слово на слоги;
— раздели слово для переноса;
— подбери однокоренные слова;
— составь и запиши предложение с данным словом, подчеркни орфограмму;
— составь и запиши с данным словом словосочетание.
В дальнейшем вся работа направлена на закрепление правописания словарного слова. На этом этапе применяются различные виды работы:
• Творческая работа
• Задание на внимание
• Поисковая работа
Многие задания дают возможность для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы, работу в парах
Поэтому моя работа по закреплению правописания словарных слов направлена на накопление, систематизацию и применение этих различных видов работы.
Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, поэтому я обратила внимание на зрительное запоминание слов.
• Одним из приёмов, представления и запоминания,является:
метод графических ассоциаций.
Суть данного метода в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки.
В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т. е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, составляют с ними словосочетания и предложения.
• Прим «создание свободной ассоциации» – процесс творческий. Ценность этого приёма является наличие у каждого словарного слова своего ассоциативного образа.
К словарным словам подбираем синонимы и антонимы.
Многообразие переносных значений словхорошо показать на примерах:
Чтобы яснее было различие в значениях подобных слов, к ним подбирают синонимы.
Пасмурный, ненастный, хмурый, серый;
Враг, противник, неприятель, недруг
• Традиционно использую тематические кроссворды
Упражнения для формирования фонетических понятий.
Игра «Догадайся, что за слово»
Предлагаю выполнить это задание в парах
2. Игра «Угадай слово».
Показываю карточки, на которых написан первый или последний слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова.
ОЕ (животное, мороженое)
Большое значение придаю работе над составом слова. В результате этого совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений.
• Образование родственные слова.
• Подбор слов к данным схемам.
• Нахождение различий однокоренных слов и форм одного и того же слова.
• Нахождение в тексте однокоренных слов.
Морфологические упражнения являются частью работы над словарными
словами.
• Выборочная работа со словарём
• Работа с крылатыми выражениями
• Подбор однокоренные слов разных частей речи.
Например: адрес (адресный, адресок, адресовать; ветер (ветерок, ветреный, обветрить).
В процессе синтаксических упражнений тоже работаю со словарными словами, включая их в задания.
• Предлагаю ребятам со словарными словами составить предложения, различные по цели высказывания.
• Составить предложения со словосочетаниями.
Изографы- это слова, которые изображены буквами, изображение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь.
Задачей ребенка является составление слова из найденных в изографе букв, зарисовка изографа, составление своего изографа. Задания такого вида предлагаются для работы в группе.
Конечно, такая работа требует от учителя затрата сил, времени, наличие наглядного материала. Поэтому работу над словарными словами я планирую и на занятиях по внеурочной деятельности Видя первые результаты моих учеников, с уверенностью можно сказать, что я иду в правильном направлении.
Фонетические разминки на уроках английского языка Дорогие преподаватели иностранного языка! Вы наверно не редко сталкиваетесь с таким понятием как фонетическая разминка или зарядка. Что.
Формы работы, повышающие эффективность уроков русского языка Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие хорошо говорить, творчески мыслить.
Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС Современный урок – урок, отвечающий требованиям ФГОС, в котором в концентрированной форме нашли отражение запросы и потребности семьи, общества.
Использование алгоритмов на уроках русского языка и литературы Из опыта работы учителя русского языка ФМБОУ «СОШ № 2» а. Ассоколай Хачак Ю. Н. Использование алгоритмов на уроках русского языка.
Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.
Проектная деятельность на уроках английского языка. Проект в 4 классе «Our holidays!» Тема проекта: “Our holidays!” Тип проекта: творческий, ролево-игровой; монопроект с открытой координацией; личностный; краткосрочный..
Конспект урока русского языка по УМК «Перспектива» в 4 классе «Основные правила русского языка, изученные в начальной школе» Учитель: Берсенева Татьяна Геннадьевна. Тема: «Основные правила русского языка, изученные в начальной школе». Тип урока: урок повторения.
Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальной школе Уважаемые коллеги, я хочу рассказать о том, как я использую технологию проблемного обучения на уроках русского языка, которые помогают получать.
Статья «Обучение монологической речи на уроках немецкого языка во 2–4-х классах» Обучение монологической речи на уроках немецкого языка во 2-4-х классах Со 2-го по 11-е классы обучение всем видам речевой деятельности.
Словарная работа на уроках русского языка
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя,
а систематическая, хорошо организованная,
педагогически целесообразно построенная работа,
связанная со всеми разделами курса русского языка»,
— писал известный ученый-методист А.В. Текучев.
Эти замечательные слова полностью сохраняют свое значение и в настоящее время.
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся.
В последнее время существенно изменилось обучение русскому языку в школе. Одно из ведущих мест среди многочисленных направлений в работе над языком прочно заняла проблема развития речи учащихся, а именно, обогащение школьников лексическими средствами как основными в коммуникативной деятельности. В школьной методике преподавания русского языка обогащению словарного запаса (лексикона) учащихся способствует прежде всего словарная работа.
Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии.
Практика показывает, что русский язык нередко определенному кругу детей неинтересен, отсюда низкая активность учащихся на уроке и грамматические ошибки при написании слов. Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.
Для выполнения условия хорошей устной и письменной речи необходимо знакомить детей со словесным богатством родного языка и вырабатывать в них умение слагать эти слова в предложения для того, чтобы они могли толково, правильно и свободно передавать свои и чужие мысли.
Работа над словом на начальной ступени школьного обучения должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку, тем самым обогащая словарный запас языка. Известно, чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его речь. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает такого внимания. Она нужна и для усвоения навыков, и для умственного развития, и для понимания многих грамматических явлений. На сегодняшний день образование является непременным условием для становления человека как полноценной личности. Школа – это первая ступень в этом длительном и трудном восхождении.
Качество владения устной и письменной речью заключается в обилии словарного запаса, оборотов речи и умении выстроить гармоничное, логически верное синтаксическое единство (текст). И с этой точки зрения словарная работа с учащимися является оптимальным средством овладения грамотной речью, так как решает одновременно несколько задач:
Содержанием словарной работы является объяснение новых, понятных для учащихся слов, анализ и уточнение значений уже известных им слов, ознакомление школьников с исключительным богатством словаря и показ его стилистических возможностей.
Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.
Под обогащением словаря учащихся следует понимать не только количественное его увеличение, но и его качественные изменения, выражающиеся в расширении объема понятий, в уточнении значений слов, в ознакомлении с новыми значениями уже известных слов.
Слова, которыми ученик постоянно пользуется в своей речи, составляют его активный словарь; слова, которые в той или иной мере становятся знакомыми ученику, но не используются в его речи, составляют словарь пассивный. Деление слов учащихся на активный и пассивный словарь носит условный характер, так как два эти разряда слов постоянно взаимодействуют между собой – из пассивного словаря ученика слова переходят в активный словарь.
Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей правильному орфоэпическому произношению отдельных слов и, прежде всего, соблюдению в словах нормативного ударения, например: гусеница, щавель, ракушка, портфель, квартал, каталог, километр и др.
На своих уроках русского языка стараюсь дать детям этимологию слова, уделяю большое внимание словарной работе. Учащиеся с интересом включаются в работу, направленную на знакомство с происхождением слова, его первоисточником.
При этом поясняется из какого языка пришло к нам то или иное слово. Объяснение сопровождается показом рисунка. Практика показала, что такого вида работа помогает детям лучше уяснить и запомнить написание слова. На последующих уроках дети безошибочно воспроизводят графическое написание этих слов.
В тех случаях, когда не представляется возможным показать наглядно, графически, можно раскрыть содержание непонятного детям слова путем краткого словесного толкования, применяя один из способов семантических определений:
Зрительный диктант.- Написано слово с выделенной безударной гласной. Ученики проговаривают его, а затем записывают по памяти.
Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах – основное звено многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся, расширению активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по возрасту и развитию лексические ресурсы русского языка. Словарная работа должна носить не случайный, а систематически организованный процесс.
Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.
В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.
Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.
1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.
2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).
3.Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).
4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.
Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.
Раскроем подробнее работу по первому и четвертому направлениям.
Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии. Великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому принадлежат слова: “Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”.
(Кроме отдельных слов, требуют разъяснения смысла и многие фразеологические обороты: белая ворона, ни свет ни заря, столбовая дорога и т. д.)
Методикой разработано немало приёмов объяснения детям значения непонятных слов.
Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений.
Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме.
Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путём краткого словесного толкования.
Возможно применение следующих способов определений:
а) путём подбора к нему синонимов (изумрудный – ярко-зелёный);
б) путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют
в) описательным способом (адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму);
г) путём родовидового определения (амбар – здание, постройка для хранения зерна).
Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и главное – это учить детей правильному и точному употреблению слова.
Словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.
Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи. Мы используем следующие задания:
1) различные виды работы с орфографическим словарем (см.далее);
2) подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;
3) разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы они осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень – это значит найти главный внутренний смысл слова, это примерно то же, что зажечь внутри фонаря огонёк;
4) подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво;
5) “проникновение в тайну” слова. Часто этимология слова помогает ученику понять, почему именно так мы пишем слово. Кроме того, узнавание происхождения слова очень увлекательно для детей младшего школьного возраста;
6) различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из стихотворений; разгадывание кроссвордов;
7) составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказы.
При обучении детей правописанию мы обязательно используем орфографический словарь, причем не только маленький, находящийся, как правило, в конце учебника, но и специальное издание для школьников (под ред. Грушникова и др.), и самодельный словарик с собственными иллюстрациями. Чтобы рационально и эффективно использовать словарь, ученику необходимо знать принципы его построения, лексический состав и структуру.
Из упражнений, связанных с использованием словаря, применяем следующие:
а) Устные упражнения в отыскивании в словарике слов, названных учителем, в нахождении
в них “опасного” при письме места.
б) Выписывание из словаря слов по определённым смысловым, грамматическим и
прочим признакам (по теме “животные”, “вежливые слова” и др.; наречия: быстро, вдруг; имена прилагательные: красивый, уважаемый; одушевленные имена существительные: ребята, заяц; имена существительные 1-го склонения: ягода, собака; слова с безударной гласной “а”: барабан, картофель; слова из трех слогов: малина, урожай, слова с ударением на первом слоге: русский, скоро и т. д. Приветствуются и собственные классификации детей).
в) Списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить написание по словарю. Пропуск трудных букв мобилизует внимание учащихся, а обращение к орфографическому словарю способствует закреплению правильного зрительного образа слова.
г) Упражнения в составлении словосочетаний и предложений со словами из словаря.
Постоянное обращение к словарю способствует созданию ценного навыка быстро схватывать и запоминать правильное написание слов. У нас словарь является постоянным спутником ученика в его повседневной работе на уроках.
Материал для работы со словарными словами.
Подбор однокоренных слов:
— Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка.
— Берёза, берёзка, березонька, березник, березняк, березовый, подберёзовик.
— Борода, бородка, бородища, бороденка, бородушка, бородач.
— Воробей, воробьиха, воробьенок, воробушек, воробышек, воробьиный.
— Ворона, вороний, воронье, вороненок, вороненочек, проворонить.
— Жёлтый, жёлтенький, желтизна, желтоватый, желток, желтопузик, желтоцвет, желтуха, Желтухин (кличка воробья), пожелтеть, янтарно-жёлтый.
— Сахар, сахарок, сахаринка, сахарить, сахарный, сахарница.
— Серебро, серебрение, серебряный, серебристый, серебряник (мастер).
— Солдат, солдатский, солдатка, солдатушки.
— Соловей, соловьиха, соловьиный, соловушка, соловьенок.
Разбор слова по составу; для такой работы часто предлагаем слова, однокоренные тем, которые изучаются в словаре учебника:
Аптечный, багажник, валенок, газетчик, дорожный, железяка, заячий, интересно, картофелина, малинник, ореховый, погодка и др.
Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов.
богатство – бедность,
быстро – медленно,
весело – грустно,
город – деревня,
дорога – аллея, шоссе,
дорогой – дешёвый (товар),
женщина – мужчина,
здоровый – больной,
здравствуй – до свидания, прощай,
красиво – уродливо,
мороз – жара,
пришел – ушел,
рассвет – закат,
родина – чужбина,
спасибо – пожалуйста,
устный – письменный,
хорошо – плохо,
чёрный – белый.
аквариум (от лат. слова aqua “вода”)
аллея (от франц. слова allee “проход, дорога”)
балкон (заимств. из итальянского яз. balcone “балкон”)
бутерброд (из немец. яз. butter “масло” + brot “хлеб”)
велосипед (из франц. яз.; произошло от двух лат. слов velox “быстрый + pe “нога”)
вермишель (от лат. слова vermis “червяк”)
герой (от греч. слова heros “богатырь древних времён”)
гимназия (от греч. слова gymnasion “площадка для гимнастических упражнений”, позднее – “школа”, где философы вели беседы со своими слушателями)
зоопарк (образовано сложением слов: зоо (от греч. zon “животное”) + парк )
изумруд (заимств. из тюркск. яз. zumrud)
капуста (от лат. слова caputium “головка”)
карандаш (из тюркских языков кара – “чёрный”, даш – “камень”)
килограмм (от греч. слова chilioi “тысяча”)
колесо (от древнеславян. слова коло “круг”)
компас (от лат. слова compasso “измеряю”)
конверт (от франц. слова couvert “покрытый”)
корзина (от древнеслав. слова корза “древесная кора”)
корова (от древнеслав. слова корва “рогатая”)
космос (греч. kosmos “порядок, гармония, красота”)
пассажир (от франц. слова passer “проезжать”)
сметана (исконно русское, от глагола сметати “сгребать, собирать в кучу”, буквально “собранное молоко”)
спасибо (образовалось путём слияния русских слов “спаси богъ”, затем конечные г, ъ отпали)
телеграмма (состоит из двух греч. корней: tele “далеко” + gramma “запись”)
телефон (образовано сложением двух греч. основ: tele “далеко” + phone “звук”)
тетрадь (заимств. из греч. яз.: tetradion “тетрадь”, образовано от tetras “четвёртая часть листа”)
трамвай (анг. tramway, где tram “трамвай” + way “дорога, путь”)
тротуар (франц. trottoir “тротуар”, образованное от глагола trotter “ходить”)
футбол (заимств. из анг. яз. football, foot “нога” + ball “мяч”)
цирк (заимств. из лат. яз. сircus “круг”)
шахматы (персидское выражение “шах умер”)
Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов. Эта работа
работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний.
Без году неделя (совсем недавно).
Белая ворона (необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей).
Беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо оберегать что-либо).
Бросать слова на ветер (говорить впустую, необдуманно).
Галопом по Европе (поверхностно, несерьёзно).
Держать язык за зубами (молчать, не говорить лишнего).
Ждать у моря погоды (надеяться на что-либо, самостоятельно ничего не предпринимать).
Обвести вокруг пальца (обмануть).
Одного поля ягоды (похожи друг на друга, обычно отрицательными качествами).
От зари до зари (весь день).
Писать как курица лапой (писать очень плохо, неразборчиво).
Скатертью дорога (пожелание убираться вон, куда угодно).
Язык хорошо подвешен (умеет хорошо, гладко говорить).
С пословицами ведется подобная работа. Кроме того, с ними уместно предлагать и вставление пропущенных букв, и письмо по памяти, и т.д., а также выбор пословицы, подходящей по смыслу к тексту, из нескольких данных.
Аппетит приходит во время еды.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Тот герой, кто за Родину горой.
Декабрь – хвостик года.
Золото добывают из земли, а знания из книг.
Большому кораблю большое плавание.
Захотел медведь мёду, да вспомнил про пчёл.
Не разгрызёшь орешка, не съешь и ядра.
Растение – земли украшение.
Трава соломы зеленее.
Дружные сороки и гуся утащат.
Сам погибай, а товарища выручай.
Крепкую дружбу топором не разрубить.
Упустишь время, потеряешь урожай.
Хорошее начало – половина дела.
О человеке судят по его труду.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова)
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Вдруг забили барабаны.
Прибежали обезьяны. (К. Чуковский)
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Словно серебром. (С. Есенин)
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд. (К. Чуковский)
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо. (И. Суриков)
Осторожно ветер
Из калитки вышел.
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше. (М. Исаковский)
Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой …(А. Блок)
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана. (М.Лермонтов)
В рощах птичье пение,
А в классе – тишина. (Я. Аким)
Одеяло убежало,
Улетела простыня.
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня. (К. Чуковский)
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит. (А. Пушкин)
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы. (А. Пушкин)
Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад. (Э. Куклина)
Отгадывание загадок и написание отгадок, которыми являются словарные слова.
Сам алый, сахарный.
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)
Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
Это кто бежит такой
По лесной опушке,
Белый весь, как снег зимой,
Ушки на макушке? (Заяц)
Не снег, не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней)
На грядке – зелёный, а в бочке – солёный. (Огурец)
За стеной костяной,
Соловейко, спой! (Язык)