Что такое словарная работа по русскому языку

Доклад на тему: «Словарная работа на уроках русского языка»

Словарная работа на уроках русского языка

Отправляя ребёнка в плавание по безбрежному океану слов, мы часто надеялись «на авось». Но муштровка заученных лексем не помогает ребёнку выработать лингвистическое чутьё, стать грамотным. Традиционная методика формального заучивания слов из словарика не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания, о чём свидетельствуют ошибки, допускаемые младшими школьниками как в заученных словах, так и в словах, родственных заученным.

Актуальность работы над словарём младших школьников обусловлена и низким уровнем их речевого развития: на уроках русского языка и чтения мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. А ведь проблема лексической организации речи в последнее время занимает одно из самых ведущих мест в общем списке актуальных вопросов методики

преподавания русского языка.

Этапы словарной работы можно представить так: 1) семантизация слова; 2) актуализация слова; 3)

М.Р. Львов выделил следующие способы толкования значения слова: наглядный, контекстуальный, способ подстановки синонимов, логическое определение, развёрнутое описание, подбор антонимов, анализ морфологической структуры слова и словообразования.

Проанализировав весь предлагаемый методикой комплекс орфографической работы над словарными словами, можно сделать вывод, что трудности возникают у учащихся по следующим

Надо помнить, что, чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми. Поэтому нужно каждое слово провести через сознание школьника несколько раз и в разных контекстах, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно, сознание.

Следует отметить, что успешному запоминанию способствует соблюдение определённых условий:

1) установка на запоминание: ученик должен запомнить то, что ему надо запомнить;

2) заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;

3) яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определённые

4) образность, запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше

Свою работу над словарными ел каждого класса делю на тематические группы. В зависимости от количества групп и количество слов в каждой из них, работа с ними длится 1-2 недели.

Первым шагом является введение или предъявление слов. Здесь я использую:

2) ребусы (40 а, расЮОяние и др.), рассматривание предметных картинок, прослушивание шутливых стихов и т.д.

Следующим этапом является запись слова с пропуском «трудного» места, или запись с «окошком:». Здесь, важно, чтобы учащиеся сами определили «трудное» место, т.к. в этом случае процесс письма становится для них более осознанным, совершенствуется орфографическая

После того, как дети записали слово с «окошком», они пытаются определить нужную букву. Когда это сделать не удаётся, на помощь приходят авторитетные источники: учитель или словарь.

Учитель либо сам показывает написание слова, либо предъявляет карточку, либо предлагает

посмотреть слово в учебнике.

Обращение к словарю способствует, во-1х, накоплению опыта работы со словарем, во-2х, формированию умения не только ставить орфографическую задачу, но и решать ее самостоятельно. На этой стадии работы полезно использовать этимологический анализ (если он

помогает объяснить написание слова).

написать в первом слоге?

После того, как в «окошко» вставляется буква, слово прочитывается орфографически.

Т.о., на этапе введения нового слова работа над непроверяемым написанием включает в себя: устное предъявление слова, постановку орфографической задачи, выбор способа решения и собственно решение орфографической задачи. Завершающий шаг-запись слова.

Хорошему усвоению правильного написания слова способствует использование эмоциональнообразной памяти детей, одним из свойств которой является возможность запоминания объекта по первому предъявлению, без многократного повторения. Для успешной работы необходимо

ничего не значащие для ребенка информационные элементы связать с эмоционально значимыми, порождающими эмоции, вызывающими интерес. Любопытство, а ещё лучше — улыбку и смех. Кстати, смех не только активизирует эмоциональную память, но ещё и обеспечивает дополнительный приток кислорода к клеткам мозга, что тоже благоприятно

сказывается на усвоении материала.

Ассоциативную связь можно обыграть в шуточном стихотворении, забавной сказке и др. Важно, чтобы ассоциативный образ обязательно: 1) был связан со словарным словом каким-то общим признаком (цветом, формой, действием, местом расположения, материалом и т.д.), 2) имел в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в слове.

Такое слово становится как бы «приёмным родственником» для словарного слова. При этом чем неожиданней, комичней, абсурдней связь между словами в ассоциативной паре, тем выше эффективность запоминания. Рассмотрим это на примере. При знакомстве со словами воробей и ворона можно использовать стихотворение «О двух ворах».

Как у наших у ворот Птичий собрался народ.

У кормушки не зевают, а угощенье налетают,

Друг у друга отнимают.

Ты прислушайся скорей И услышишь: «Вор, о, бей!»

«Не деритесь! Вор, о, на!»

Стихотворение И. Конькова может помочь при изучении слова петух.

Петуха спросили дети:

Почему зовут вас Петей?

Так ответил Петя детям:

— Хорошо умею петь я.

А слово «соловей» можно подкрепить стихотворением:

Слышишь соло меж ветвей?

Трель выводит соловей.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:

При изучении словарных слов можно использовать метод звуковых (фонетических) ассоциаций

при удачном созвучии фразы и словарного слова:

Кричи ура. ( Из книги В.Волиной «Весёлая грамматика»)

Костя в костюме, а Павел в пальто.

(Примеры словарных слов с рисунками).

После знакомства со словарным словом начинается следующий этап работы тренировочнозакрепительный. На этом этапе приходится использовать многократное, кратковременное повторение слов с чёткой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Значит, и упражнения должны опираться на различные восприятия слов, быть достаточно разнообразными, т.е. обязательно должны способствовать активному запоминанию содержащихся в слове трудностей.

В 1-м классе на этом этапе на уроках обучения грамоте часто использую игры.

Игра 1. Слог потерялся.

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг погрызли мышки.

От слов начала откусили,

Из книжки в норку утащили.

Игра 2. Собери слоги, нал,пе (пенал) ро, ка, со (сорока) че, у, ник (ученик)

Игра 4. Подскажи словечко.

Прошу вас все слова назвать,

Где-оро- надо написать.

На уроках письма можно предложить ребятам письмо через кальку по трафаретам, списывание с пропуском букв, перевод напечатанных слов в прописные и т.д.

От класса к классу знания ребят расширяются, что даёт возможность использования большого количества разнообразных упражнений при работе над словами с непроверяемыми гласными. Все упражнения можно классифицировать по направлениям, традиционно составляющим систему

Приведу примеры фонетических упражнений.

Запиши слова, начинающиеся на букву О ( р,к,м и т.д.)

Запиши слова с ударением на первом (втором, третьем) слоге.

Запиши слова в алфавитном порядке.

Составь цепочку из слов так, чтобы последняя буква предыдущего слова являлась началом

Записать слова в столбик так, чтобы в каждом следующем слове было на 1 букву больше. Заяц

ветер ворона воробей

На доске предметные картинки: помидор, огурец, морковь, капуста, горох, картофель, малина. Ученики должны положить в корзинку овощи, в названии которых, н-р, пишется буква «о».

На доску вывешиваются рисунки вороны и курицы, а также карточки со словарными словами, в которых пропущены буквы: к. ртина, к. мната, к. рова, к. ртофель, к. р. ндаш, к. ньки..

Дети должны распределить слова, исходя из того, что ворона говорит «кар!», а курица «ко-ко-ко!».

Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя языка. При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определённые группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, число, для того чтобы осознанйо употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.

Выпиши словарные слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов.

Выпиши словарные слова 1-го склонения, 2-го и 3-го.

Выпиши из словаря слова ж.р., м.р., ср.р.

Подбери к словарным словам однокоренные слова разных частей речи.

Вставь подходящие по смыслу словарные слова.

6. Ответь на вопрос одним словом. Измени это слово по падежам.

Кто живёт в берлоге?

В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, где дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами.

1. Выпиши слова из словарика на заданную тему: «Школа», «Птицы» и т.д.

Найди лишнее слово.

пенал, тетрадь, телефон, карандаш сорока, заяц, ворона, воробей

Распредели слова по темам.

Помидор, огурец, ученик, пенал, карандаш, капуста

Подбери к словам антонимы

грустно, мальчик, плохо, медленно

Синтаксические упражнения помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли в форме предложений. Вот некоторые упражнения, которые можно использовать на уроке при изучении словарных слов.

Составь предложения с данными словами.

Составь со словарными словами предложения, различные по цели высказывания.

К словам из левого столбика подбери подходящие слова из правого столбика. Составь

Выделите из предложения словосочетание со словарным словом. Определи главное слово в

Расположи предложения так, чтобы получился связный рассказ.

Он надел сапоги и пальто.

Рабочий сел в машину и поехал на завод.

Утром рабочий стал собираться на работу.

Составь рассказ, используя словарные слова.

Погода, дорога, огород, овощи, морковь, горох, помидор, огурец (Была хорошая погода. Мы поехали по дороге на огород. Пришло время убирать овощи: горох, морковь, помидоры и

Словарные слова хорошо запоминаются при помощи мнемосистемы «связей», которая

заключается в следующем: запоминание проходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или

действия, которые обозначают слова; объединённые в группы предметы должны «оживать», «двигаться».

богатырём, подъехавшим к камню на перепутье.

А слова быстро, скоро, весело, хорошо поможет запомнить велосипед, а точнее, его колёса,

которые похожи на букву «о».

Наиболее распространённым видом словарно-орфографических упражнений считаются диктанты (зрительные, объяснительные, с комментированием, картинные, выборочные, по памяти,

Для работы с трудными словами используются так же минуты, отведённые на чистописание: Тот

При обобщении полученных знаний о группе слов можно использовать такой вид грамматической игры как кроссворд. Он содержит в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, тренировки памяти. Использование на уроках тематических кроссвордов помогает повысить грамотность, активизирует внимание детей, разнообразит урок.

Следующим этапом работы над словарными словами является учётно-контрольный, целью которого является проверка умения учащихся правильно писать изученные слова. Здесь используются контрольные словарные диктанты, карточки, перфокарты, которые можно сделать в

виде различных предметов.

Словарно-орфографическая работа, проведённая таким образом, помогает достигать желаемых результатов, увлекает и развивает учеников, способствует глубокому усвоению программного

Источник

Словарная работа на уроках русского языка

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Работа со словарными словами на уроках русскогоязыка.docx

Работа со словарными словами

на уроках русского языка в начальной школе.

Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда.

В первом классе я включаю в группу словарных слов для изучения в течение недели не более двух слов, во втором по три, иногда четыре слова, в третьем и четвёртом классах – не более четырёх слов. С каждой группой словарных слов работаем в течение недели по этапам.

На этом этапе предлагаю задания: найти новое слово.

а)Найти новые слова.

Из писка птиц мой первый слог возьмите,

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы.

Что такое словарная работа по русскому языку. Смотреть фото Что такое словарная работа по русскому языку. Смотреть картинку Что такое словарная работа по русскому языку. Картинка про Что такое словарная работа по русскому языку. Фото Что такое словарная работа по русскому языкуЧто такое словарная работа по русскому языку. Смотреть фото Что такое словарная работа по русскому языку. Смотреть картинку Что такое словарная работа по русскому языку. Картинка про Что такое словарная работа по русскому языку. Фото Что такое словарная работа по русскому языку

В результате выполнения заданий первого этапа получаем слово, рассуждаем, каким образом произношение и написание отличаются. Записываем слово, делим его на слоги, выделяем ударение, определяем слабые позиции в слове (выделяем орфограммы), объясняем значение новых слов для этого я использую

аквариум (от лат. слова aqua «вода»)

аллея (от франц. слова allee «проход, дорога»)

балкон (заимствованное из итальянского яз. balcone «балкон»)

бутерброд (из немецкого языка butter «масло» + brot «хлеб»)

вдруг ( внезапно, неожиданно). Искон. Скорее всего, возникло на базе вдруг «воедино, вместе, разом» (ср. сразу, укр. враз «внезапно, вместе»), сращения предлога в и друг «один» (ср. друг друга, друг другу «один другого, один другому»).

2 этап (второй урок): Работа над запоминанием правописания слов, включение их в активный словарь младшего школьника.

Предлагается задание найти исправить ошибки: «Радино, прасник, перок» после чего дети записывают словарные слова в рабочую тетрадь. Для работы в паре, на данном этапе изучения группы словарных слов, я предлагаю составить цепочку однокоренных слов, разобрать изучаемые слова по составу, составить словосочетания.

Подбор однокоренных слов:

Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка.

Берёза, берёзка, березонька, березняк, березовый, подберёзовик.

Болото, болотце, болотный, болотистый.

Борода, бородка, бородища, бородушка, бородач.

Воробей, воробьиха, воробьенок, воробушек, воробышек, воробьиный.

Ворона, вороний, воронье, вороненок, воронёночек.

Жёлтый, жёлтенький, желтизна, желтоватый, желток, желтуха, Желтухин («кличка воробья), пожелтеть, янтарно- жёлтый.

Сахар, сахарок, сахаринка, сахарить, сахарный, сахарница.

Серебро, серебрение, серебряный, серебристый, серебряник (мастер).

Солдат, солдатский, солдатка, солдатушки.

Соловей, соловьиха, соловьиный, соловушка, соловьенок.

Разбор слова по составу: для такой работы часто предлагаю слова, однокоренные тем, которые изучаются на данном уроке:

Аптечный, багажник, валенок, ветреный, газетчик, дорожный, железяка, заячий, интересно, картофелина, малинник, морозный, ореховый, погодка и др.

Дети вставляют пропущенные буквы, самостоятельно записывают слова в тетрадь (с последующей взаимопроверкой или самопроверкой по словарю), выделяют орфограммы и ударение. Подбирают к изучаемому слову синонимы и антонимы.

Р..дина, праз. ник, п. рог.

Что такое словарная работа по русскому языку. Смотреть фото Что такое словарная работа по русскому языку. Смотреть картинку Что такое словарная работа по русскому языку. Картинка про Что такое словарная работа по русскому языку. Фото Что такое словарная работа по русскому языкуЧто такое словарная работа по русскому языку. Смотреть фото Что такое словарная работа по русскому языку. Смотреть картинку Что такое словарная работа по русскому языку. Картинка про Что такое словарная работа по русскому языку. Фото Что такое словарная работа по русскому языку

I V -этап ( четвёртый урок) Проверка уровня усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами.

Словарные диктанты – картинный, в парах, творческий и др.

2.Ставят знак ударения

3.Выделяют в нём безударную гласную

Что такое словарная работа по русскому языку. Смотреть фото Что такое словарная работа по русскому языку. Смотреть картинку Что такое словарная работа по русскому языку. Картинка про Что такое словарная работа по русскому языку. Фото Что такое словарная работа по русскому языку

Что такое словарная работа по русскому языку. Смотреть фото Что такое словарная работа по русскому языку. Смотреть картинку Что такое словарная работа по русскому языку. Картинка про Что такое словарная работа по русскому языку. Фото Что такое словарная работа по русскому языкуЧто такое словарная работа по русскому языку. Смотреть фото Что такое словарная работа по русскому языку. Смотреть картинку Что такое словарная работа по русскому языку. Картинка про Что такое словарная работа по русскому языку. Фото Что такое словарная работа по русскому языку

Творческий диктант: Заменить выражение, одним словом.

1. Название места, где кто-либо живёт или находится. (Адрес)

2. Дружеский или деловой разговор. (Беседа)

3. Человек, совершающий подвиги. (Герой)

4. Руководитель предприятия, завода, школы. (Директор)

5. Помещение, где продают товары. (Магазин)

Кири лл учит а лф а вит.

Здра в ствуй, праз д н и к сентября!

Сн а чал а подумай, п о том говори.

Мы играем в хо кк ей.

По речи узнают ч е л о века.

Я зык – удивительное о рудие.

В лесу рос куст о решника.

О вёс – это хлебный злак.

• В ней находят детей (народная шутка)

• Этот овощ богат витамином А. Помогает улучшить зрение.

Источник

«Словарная работа на уроках русского языка и литературы»

МАОУ «Прииртышская СОШ»-филиал МАОУ «Полуяновская СОШ»

Словарная работа на уроках русского языка и литературы в школе (из опыта работы)

Ступакова Ирина Васильевна

Учитель русского языка

Словарная работа на уроках русского языка и литературы в школе

Этот вопрос всегда привлекал внимание учителей русского языка. Так, Ф.И. Буслаев (1844) рекомендовал учителям родного языка «развивать в дитяти врожденный дар слова». Каждый учитель должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы подросток в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1) изучить и проанализировать методическую литературу по теме;

2) выделить направления в организации словарной работы на уроках русского языка;

3) разработать планы уроков, используя приемы словарной работы;

4) сформулировать выводы и рекомендации.

Проблема исследования состоит в обновлении приемов словарной работы (технологии) обучения на уроках русского языка.

Объектом исследования является процесс работы по развитию речи, по обогащению словарного запаса учащихся школы.

Практическая значимость заключается в том, что она может быть рекомендована учителям русского языка в качестве учебного пособия для подготовки тем по словарной работе.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

Во введении определяется актуальность исследования, его цели, задачи, дается характеристика методологической основы работы. Представлены подробно разработанные виды деятельности работы со словом. В заключении делаются выводы о необходимости совершенствования словарной работы на уроках русского языка и литературы.

Психолого-педагогическое обоснование исследуемой проблемы

Объединив словарно-семантическое и словарно-орфографическое направления в словарной работе, связанные с обогащением словарного запаса и формированием навыков правописания, мы рассматриваем на уроке слово одновременно в четырех аспектах: орфоэпическом, лексико-семантическом, орфографическом и синтаксическом.

Первое знакомство со словом обеспечивает понимание его значения и запоминание его написания. Однако это запоминание кратковременно. Поэтому еще одной ступенькой к овладению словом будут последующие уроки, на которых возможны такие виды упражнений:

Орфоэпический диктант (правильное произнесение записанных на доске слов).

Лексический диктант (учащиеся должны дать толкование диктуемым словам).

Зрительные диктанты. Особенно они полезны при работе с непроверяемыми написаниями

Кроме словарных слов мы тщательно рассматриваем на уроках и проверяемые написания. Работа с ними включает в себя словарные диктанты из слов с одной определенной орфографией, с разными орфограммами, с блоками орфограмм, орфографический разбор и тренировочные упражнения, повышающие общую грамотность учащихся, работу над ошибками и творческие задания.

Словарная работа как важная часть урока способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса. Практической словарной работе на разных этапах урока отводится не менее 5-7 минут.

Все направления словарной работы возможны лишь на практической основе, главным образом с опорой на текст, без теоретических сведений и даже, как правило, без терминов. Весьма полезным пособием для словарной работы могут быть словари.

Не случайно в толковых словарях приводятся цитаты-иллюстрации, в которых как бы высвечиваются и основные, и дополнительные значения слов, их сочетаемость.

Словообразовательный анализ, на основе которого выясняется значение слова. Обычно задается вопрос: «От какого слова образовано это слово?» или: «Почему так назвали подосиновик, леденец, односельчане?».

Такой способ объяснения слов позволяет осуществлять связь словарной работы с правописанием, так как выявляет корни слов и способствует проверке безударных гласных, звонких, глухих и непроизносимых согласных.

Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения подростков к учению играют идейно-научная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий.

Основные средства повышения внимания: динамическое ведение занятий с применением разнообразных приемов организации активности учащихся, живость изложения, переключение учащихся с одного вида деятельности на другой..

Работа над словом при знакомстве с программными произведениями по литературе

Словарный запас учащихся значительно расширяется при изучении художественной литературы.

В одну группу включаются слова типа редут, кивер («Бородино»), введение которых в активный запас учащихся необязательно. Значение этих слов объясняется перед тем, как приступают к чтению произведения.

Другую составляют слова типа гордая, своенравная, кроткая («Сказка о мертвой царевне. »), которые учащиеся должны твердо усвоить. К ним примыкают слова, используемые при анализе произведения, например «Бородино»: бывалый солдат (ветеран), решающее сражение и др.

В процессе знакомства с программными произведениями по литературе учащиеся составляют тематические словарики (в виде рабочих материалов), включающие слова, без которых невозможно достаточно полно и глубоко понять изучаемые произведения.

Тематическое включение трудных слов в активный словарь обеспечивает их прочное усвоение учащимися, формирует навыки самостоятельного использования изученных слов в связном высказывании.

Все это позволяет организовать целенаправленное изучение лексических средств, использованных в художественном произведении.

Твой отец добрый малый,- промолвил Базаров,- но он человек отставной, его песенка спета. ( И.С. Тургенев).

Всё это содействует глубокому пониманию идейного содержания произведения, оказывает огромное влияние на развитие языка учащихся, на обогащение и упорядочение их словаря, воспитывает языковую культуру, приучает ценить силу, красоту, выразительность русского языка, то есть имеет большое образовательное и воспитательное значение.

Словарная работа на уроках русского языка

Наблюдения убедили меня, что ученик на уроке может писать, читать, отвечать на вопросы, но эта работа не затрагивает мыслей, не вызывает интереса. Часто он не может сосредоточить внимание, напрячь память.
Ученик должен не просто запоминать правила или определения понятий, не пассивно воспринимать в готовом виде разъяснение учителем новых знаний, а «добывать» и осмысливать эти знания в посильной самостоятельной работе. Полученные таким путем знания во много раз лучше запоминаются и усваиваются, чем механически заученные.

Значительное место в учебном процессе следует отвести таким видам упражнений, которые учили бы школьников основным логическим операциям.

Работа с этими словами дает возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении слова, научить употреблять слово в новом контексте, повысить грамотность. Но слова в рамках в учебниках даются без всякой системы, только в связи с употреблением на данной странице, да и то не всегда. Потом эти слова встречаются только в словарном диктанте, завершающем изучение темы. А одноразовая встреча со словом, даже если учитель провел серьезную работу, дает небольшой эффект.

В работе над избранной тематической группой возможны два пути, ведущие к обогащению словаря школьников необходимой лексикой: во-первых, введение слов указанной тематической группы в упражнения учебника, во-вторых, введение дополнительных заданий с отобранной лексикой в процессе урока.

Приведем примеры некоторых заданий.

Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Например:

1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.

2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.

3. «Переводчик». Замените иноязычное слово русским.

4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.

В каждой строчке найди однокоренные слова.

добрый, чуткий, доброта;

нежный, ласковый, нежность;

отзывчивый, душевный, сердечный;

равнодушие, равнодушный, безразличный.

Выпиши однокоренные слова, выдели корень. С любым из этих слов устно составь предложение.

Подбери однокоренные слова к словам уважение, вера, отзывчивый.

В толковом словарике найди значения этих слов и запомни.

За что можно уважать человека?

Каждый ли человек достоин уважения?

Определи, какой частью речи является каждое слово.

Верный, верить, внимание, гостеприимный, доброжелательный, насмехаться, обидеть, добродушный, бессердечность, ненавидеть, любить, дружить, равнодушный, уважение, тревожиться, добрый, честный, правда, сердечный, жестокий, гуманный.

Напиши слова в три столбика: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Назови положительные качества человека. Как понимать значение слов равнодушный и добродушный.

Подбери прилагательные, противоположные по смыслу. Напиши. Подчеркни орфограммы.

Что общего между данными прилагательными? Чем они различаются по смыслу? Вежливый, благовоспитанный, деликатный, корректный, общительный, обязательный, тактичный.

Добрыми, злыми, лживыми, справедливыми, честными, прилежными, учтивыми, сострадательными, мстительными, терпеливыми, правдивыми, милосердными, гуманными, чуткими, равнодушными, жестокими.

С любым словом устно составь предложение.

Сравни значения слова верный в предложениях.

Верный товарищ никогда не оставит в беде. У Маши верный ответ.

Какие слова подходят к первому предложению, какие ко второму: надежный преданный, точный, правильный.

С какими из приведенных ниже существительных можно сочетать слова жестокий и жесткий’?

Человек, слова, расправа, ветер, мороз, почва, матрац, волосы, рука, поступок, сроки.

Напиши слова с противоположным значением и объясни их.

Приведём пример многоаспектного анализа слова из ученических работ шестиклассников.

У слова снег нет синонимов.

В переносном смысле не употребляется.

Слово снег нейтральное, может употребляться в любом стиле.

Когда совместная с учителем работа покажет, что учащиеся освоили её принципы и методику, можно предлагать самостоятельные, а затем и контрольные задания. Завершением этой работы является рассказ (сочинение) о слове.

Творческое списывание хорошо известно в методике русского языка. В нашем случае оно использовано с целью закрепить в памяти учащихся значение изучаемых слов.

Творческое списывание применяется в процессе закрепления знаний, умений и навыков на разных уроках по таким школьным дисциплинам, как русский язык, математика, природоведение, изобразительное искусство, музыка, история. Для работы используются слова и некоторые научные термины, значение и правописание которых изучалось с опорой на этимологию. Приведем примеры.

Задание: напишите на месте точек подходящие по смыслу слова.

Письменные ответы на вопросы.

. форма деятельности, при которой участвующие стремятся превзойти друг друга? (Соревнование.)

Игра «Верно ли?» помогает учащимся закрепить навык соотносить созвучные слова по значению, актуализировать в памяти научные сведения об этимологии уже известных им слов. Приведем несколько вопросов для этой игры.

Словарные диктанты с опорой на этимологический анализ.

Словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя-словесника. Применение новых технологий повышает заинтересованность детей в уроке. Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться всеми видами словарей, что, безусловно, повысит уровень их культуры, обеспечит интенсивное интеллектуальное и речевое развитие школьников.

А интуиция учителю подскажет, на каком этапе урока и сколько времени (не менее 5 – 7 минут) отводить словарной работе. Только такое обучение может дать положительные результаты.

Анализируя свой опыт работы с учащимися 10 класса, работая в системе над словом с 5-10 кл. ребята имеют 80 % качества по русскому языку и 100% качества по литературе.

Современный русский язык, как видно, не меньше, чем любое другое общенациональное достояние, нуждается сегодня в нашей повседневной защите и внимании. Чтобы не растеряли мы вконец свои богатства или, по словам Н.В. Гоголя, «драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг..».

Задача учителя русской словесности каждым уроком доказывать школьникам важность правильного словоупотребления и искусства речи.

Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1982. 245с.

Головин Б.Н. Как говорить правильно.- 3-е изд.- М., 1988. 306с.

Головин Б.Н. Основы культуры речи.- 2-е изд.- М.: Высш. школа, 1988.

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи.- М.: Междунар. Отношения, 1993.

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика.- М.: Просвещение,1988.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *