Что такое слово 1 класс как объяснить ребенку
Непосредственно образовательная деятельность с детьми 6–7 лет «Что такое слово?»
Елена Николаевна Нетребина
Непосредственно образовательная деятельность с детьми 6–7 лет «Что такое слово?»
Непосредственно образовательная деятельность с детьми 6-7 лет.
Тема: «Что такое слово?»
Цель: Формирование у детей интереса к языку и осознанного отношения к языковым явлениям; вовлечение детей в решение проблемных практических ситуаций.
Образовательная
• Закреплять умение давать характеристику звука и буквы.
• Формировать понятие, что такое значение и смысл.
• Формировать понятие, что такое слово.
• Совершенствовать навык чтения.
• Развивать положительные качества личности, умение слушать, дополнять друг друга в корректной форме, быть терпеливым.
• Развивать фонематический слух.
• Развивать логическое мышление, умение действовать по плану в определённом порядке.
• Развивать умение ориентироваться на листе бумаге и в пространстве.
• Развивать диалогическую речь.
• Воспитывать интерес к совместной познавательной деятельности, желание преодолевать трудности.
• Воспитывать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
• Формирование навыка чтения.
Интеграция образовательных областей:
Ход работы:
В: Ребята, хотите, чтобы Е. Н. вышла, а вместо неё прилетела на метле Баба-Яга?
В: Тогда закройте глазки ладонями и произнесите наши волшебные слова.
ПОД: Раз, два, три, четыре, пять, будем в сказку мы играть.
Б. Я. : Ой, куда это моя метла меня принесла, неужели к тем детям, которые меня победили в прошлый раз?
Б. Я. : Ну сегодня то я обязательно смогу всё запутать-перепутать, всех обмануть и провести.
ПОД: Нет, не сможешь, Баба-Яга.
Б. Я. : Вот это мы и узнаем. У меня есть волшебная коробочка, а в ней разноцветные жетончики. Жёлтые, как солнышки и синие, как тучки. За каждый правильный ответ вы будете получать жёлтый жетончик. А синий жетончик получу я, если сумею вас запутать. Потом посчитаем, каких жетончиков больше. Если синих, значит я выиграла, если жёлтых, то вы выиграли. Согласны?
Б. Я. : Сейчас я буду задавать очень сложные вопросы. Готовы?
Б. Я. : Когда мы говорим, то произносим буквы, а пишем мы звуки. Это правильно?
ПОД: Нет, не правильно. Когда мы говорим, то произносим звуки, а пишем мы буквы.
Б. Я. : Ну ладно, получайте свой жёлтый жетончик и слушайте следующий вопрос. Звуки можно написать, слепить из пластилина, выложить камушками на улице на площадке или счётными палочками на столе. А буквы можно только слышать и произносить. Это правильно?
ПОД: Нет. (Дети произносят наоборот, получают жёлтый жетон).
Б. Я. : Попробую запутать. Все звуки состоят из слов. Это правильно?
ПОД: Нет, все слова состоят из звуков.
Б. Я. : Всё равно я смогу выиграть.
Б. Я. : Готовы дальше соревноваться?
Б. Я. : У меня есть волшебный мячик. Будем его передавать друг другу, произнося волшебные слова: «Ты катись весёлый мячик быстро-быстро по рукам, у кого остался мячик, тот исполнить что-то нам». У кого остался в руках мячик, должен взять карточку, прочитать слово, которое на ней написано и ничего не произнося, только знаками и жестами показать это слово. Если ребята угадают, то все вы получаете жёлтый жетончик, а если не угадают, то я получаю синий.
Проводится игра. Дети становятся в круг и играют в игру. На карточках написаны простые слова: собака, кошка, птица, мыло, ложка и т. д. по числу детей. За каждое угаданное слово дети получают жёлтый жетончик.
Б. Я. : Всё, я опять проиграла, у меня нет ни одного синего жетончика, сегодня я не смогла вас запутать. Я улетаю, но оставлю вам очень сложное задание, а в следующий раз прилечу и смогу вас победить. Вот, передайте письмо Вашему воспитателю.
Баба-Яга улетает, возвращается воспитатель.
В. : Вот я и вернулась. Улетела Баба- Яга?
В. : Какие вы молодцы, ответили на все вопросы правильно, не смогла она вас запутать. А где сложное задание, которое Баба-Яга нам оставила?
(Дети отдают конверт воспитателю)
В. : (читает письмо): «Я спрятала конверт с заданием, чтобы его найти, нужно выполнить графический диктант». Как настроение? Сможем выполнить диктант?
(Дети садятся за столы и выполняют графический диктант. После выполнения диктанта в тетрадях нарисован прямоугольник и в прямоугольнике буква «П»).
В. : Как вы думаете, что же зашифровано? Что у нас в группе прямоугольной формы и начинается на букву «П»?
ПОД: Скорее всего, это почтовый ящик.
(Дети с воспитателем открывают почтовый ящик и находят конверт,на котором написано: «От Бабы-Яги»Читают письмо: «Прочтите слово и объясните его значение».)
В. : Прочтите, пожалуйста, это слово.
В. : Ребята, что будем делать? Как мы с вами объясним значение этого слова?
ПОД: Не знаем. (Могут начать называть какие-нибудь предполагаемые значения, могут предположить, что в слове переставлены буквы)
В. : Ребята, давайте вспомним, кто нам дал это задание?
В. : Я что она больше всего хочет?
В. : Давайте постараемся не запутаться. Вспомните, из чего состоят слова?
ПОД: Слова состоят из букв, если мы их пишем или из звуков, если мы их произносим.
В. : А это странное слово ПРУМФРОШ состоит из букв?
В. : А раз мы смогли его произнести, то оно состоит из звуков?
В. : А что же ему всё-таки не хватает, чтобы назвать его словом?
ПОД: Это слово непонятное.
В. : Я тоже так думаю. Мне кажется, что оно похоже на орешек без ядрышка.
Скорлупка есть (буквы, звуки, а ядрышка (значения) нет.
Что мы скажем Бабе-Яге? Можно ли сказать, что ПРОМФРУШ является словом?
ПОД: Нет, его нельзя назвать словом. Оно ничего не значит.
(Звучит сигнал сообщения на телефон)
В. : Ребята, мне на телефон пришло какое- то сообщение. (Читает) : «Вам письмо от царя Алфавита. Оно в почтовом ящике». (Достаёт из почтового ящика письмо, читает)
«Мои дорогие друзья, я очень рад вашим успехам. Вы снова победили Бабу-Ягу.
Посылаю вам в подарок стихотворение о слове:
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно, а безымянных нет.
И всё, что может видеть глаз – над нами и под нами.
Они слышны и здесь, и там. И ясно без сомненья,
Чтоб смысл их нам понятен стал, должны иметь значенья.
И подпись: Царь – Государь Алфавит».
В. : Вот и закончилась наша с вами игра. Вам понравилось?
В. :А какая разница между словом и простым набором звуков?
ПОД: Слова должны иметь значения.
В. : Какую новую игру с мячом мы с вами сегодня узнали?
ПОД: Ты катись весёлый мячик.
Презентация «Один день из жизни нашей группы» Первый слайд- название презентации, второй слайд- наш сад,третий слайд- наша группа,четвертый слайд- утренняя гимнастика,5 слайд- завтрак,6.
Детский час
для детей и родителей
Что такое слово? Рассказ детям
С раннего детства и до преклонных лет человек слышит слова. У каждого слова своя история.
Жизнь требует, чтобы мы употребляли слова правильно.
Слова в своём развитии могут подвергаться определённым изменениям. Происхождение различных слов изучается, а раздел науки о языке, занимающийся происхождением слов, называется «этимологией».
Роль слов переоценить трудно. Если мы хотим до кого-то донести свою мысль, выразить чувства, написать книгу – без слов это сделать невозможно. Слово ранит и ободряет, даёт надежду, поддерживает, утешает. «Доброе слово и кошке приятно», — учит нас русская пословица.
Слово обозначает определённый предмет, событие, явление жизни. Однако не все слова соотносятся с какими-либо понятиями, действиями. К таковым в русском языке относятся междометия, служебные части речи (предлоги, союзы, частицы).
Слово – это друг и помощник человека. К нему нужно относиться бережно. Не употребляйте в речи мусорные слова. Они не добавят нам позитива.
Что такое слово?
По-научному слово – это наименьшая единица речи, самостоятельная структурно-смысловая единица языка.
В самом общем смысле слово – это обозначение того, о чём мы можем подумать.
Слово – это совокупность звуков или отдельный звук. Слово состоит из слогов. Сколько в слове гласных звуков, столько в нем и слогов. Из слов составляются предложения.
В русском языке около полумиллиона слов. Появляются новые слова, а некоторые используются всё реже и реже.
Как возникает слово? Что такое словообразование?
Ни для кого не секрет, что слова составляются из определённых «кирпичиков». Есть такой раздел науки, который ставит своей целью изучить состав и способы образования слов. Он называется «словообразование».
Приведём пример: «лесной, пролесок, лесовик». Каждая из выделенных частей этих слов остается неизменной, какое бы новое слово мы не образовали. Одна часть слова является как бы его основанием, на котором утверждается и все слово. Главная, основная часть слова называется «корнем». Перед корнем часто ставится «приставка». Часть слова после корня называется «суффикс». В конце слова имеет место быть «окончание». Часть слова без окончания называется «основой».
Но не только с использованием этих «кирпичиков» образуются новые слова. Существуют и иные способы образования слов.
Великие мастера слова
Кого мы можем назвать «великими мастерами слова»? Наших классиков: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, А.П.Чехова и других. Они умели обращаться с русским словом. Они писали о том, о чём переживали, думали, размышляли, что чувствовали… И слово было их союзником.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Урок изучения нового материала в 1 классе по теме «Что такое слово?»
Урок изучения нового материала в 1 классе по теме «Что такое слово?»
Русский язык 1 класс
Учитель: Еськова Юлия Николаевна
Тип урока : урок изучения нового материала.
Цель урока: познакомить с ролью слов в речи.
Задачи : сформировать умение вычленять слова из предложения,
развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы,
активизировать мыслительную деятельность;
развивать устную речь; развивать навык каллиграфического письма;
воспитывать культуру речи, любовь и уважение ко всему окружающему миру.
Предметные УУД : выбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями образования слова, как части речи.
Познавательные УУД: находить в тексте слова, определять их значения.
Регулятивные УУД: контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Коммуникативные УУД : учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого.
Нужно дважды повторит последний слог фразы
Будет думать голова?
Не устали отвечать?
Разрешаю помолчать, урок русского языка начать. (слайд 1)
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
– Отгадайте загадку: “Она волшебница, и вы с ней знакомы.
Вы встречаетесь с ней в стихах и сказках, рассказах и загадках.
Она помогает вам делиться мыслями и чувствами с другими людьми”.
– Кто эта волшебница? (Речь) ( слайд 2)
– Для чего нужна речь?
(Для общения, для получения информации, знаний об окружающем мире, о жизни людей).
– Какая бывает речь? (Устная и письменная) (слайд 3)
– Какую речь мы называем устной? (Речь, которую мы слышим и произносим, называем устной).
– Какую речь мы называем письменной? (Речь, которую мы пишем и читаем, называем письменной).
– Послушайте загадки. Отгадайте их. О какой форме речи они напоминают?
Поверчу волшебный круг –
И меня услышат вдруг. (Телефон)
Стальной конёк по белому полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет. (Ручка)
-Даны знаки. (слайд 4)
-Что их объединяет? (буквы русского алфавита)
-Сколько всего букв в русском алфавите? (33).
-Какая буква лишняя? (А) Почему вы так считаете? (обозн.гл.звук) (слайд 5) Характеристика.
-Дана след.строчка букв. (слайд 6)
-Какая буква лишняя? (В)
-Почему вы так считаете? (обозн.согл.звук) (слайд 7) Характеристика.
— Найдите лишнее. Докажите. (НЕ имеет значения). То есть не является СЛОВОМ.
— Составьте слово. ( слайд 9)
3. Актуализация знаний
— Что вы знаете о слове?
* Слово в устной речи состоит из звуков, а в письменной из букв.
* Слова являются частью нашей речи!
Много с буквами хлопот, (слайд 10)
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построишь в чёткий ряд –
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
— Как вы думаете, вы все знаете о словах?
Цель урока. (Учебник с.17) Чтение задач предстоящих уроков.
— Почему изображены книги? В чем их особенность (родственные слова). Показ наших словарей.
2014 ГОД КУЛЬТУРЫ в России.
Работа по учебнику с. 18 №1 Максим М. ( слайд №11)
У кошки шесть котят.
А я придумал слово-смешное слово ПЛИМ!
И повторяю снова-плим, плим, плим!
Вот прыгает и скачет-плим, плим, плим!
И ничего не значит-плим, плим, плим. (слайд №12)
4. Первичное усвоение новых знаний.
-Скажите, является ли сочетание букв «ПЛИМ» словом? слайд №13)Объясните свой ответ.
Сочетание букв только тогда бывает словом, когда имеет значение. ПРАВИЛО с.18
Именно так говорил известный писатель К.Г.Паустовский, слова которого в упражнении №2 на с.19. ( слайд №15) … слайд 16 Работа по вопросам учебника.
Гимнастика для глаз
Первичная проверка понимания
Работа в печ.тетради на с. 10 №1 (слайд №17)
Дописать «весенние» слова. Заголовок.
Проверить по учебнику с.19 №3.
Рассказ детей о своем представлении с рисунками
ЧТО ТЫ ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ, ЧИТАЯ КАЖДОЕ СЛОВО.
В группах работа над составлением из букв слова «скворечник»(вор, сок, нос, век, ров, рис, кон).
— А у меня дома овсянка!
— Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!
— Как я люблю овсянку!
— Она жёлтая, красивая такая!
— И вкусная. Особенно с молоком!
— Да так! А ещё хороша с маслом и сахаром!
— Да ты про что говоришь?
— Как это – про что? Про овсянку! А ты про что?
— Ты про какую овсянку?
— Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила
— Какая каша? Не каша, а птица!
— Птица овсянка, что ли? Не слыхал про такую.
— Идем ко мне – мою овсянку слушать!
— Идем! А потом ко мне – мою овсянку кушать!
— Как называется разговор двух или более лиц? (диалог)
— О каком слове шла речь?
— В чем особенность данного слова?
8. Рефлексия (подведение итогов урока )
— Для чего нужны слова?
– Что могут называть слова?
— Оцените свою работу на уроке с помощью солнышка. Улыбающееся – я молодец, был активным на уроке, у меня все получилось, я все понял. Грустное – мне было трудно на уроке, мне нужна помощь.
Мы на уроках русского языка УЗНАЕМ ЕЩЕ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО о словах.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок изучения нового материала в 1 классе по теме «Что такое слово?»
Русский язык 1 класс
Учитель: Еськова Юлия Николаевна
Тип урока : урок изучения нового материала.
Цель урока: познакомить с ролью слов в речи.
Задачи : сформировать умение вычленять слова из предложения,
развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы,
активизировать мыслительную деятельность;
развивать устную речь; развивать навык каллиграфического письма;
воспитывать культуру речи, любовь и уважение ко всему окружающему
Предметные УУД : выбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями образования слова, как части речи.
Познавательные УУД: находить в тексте слова, определять их значения.
Регулятивные УУД: контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Коммуникативные УУД : учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого.
Ход урока
1. Организационный этап.
Нужно дважды повторит последний слог фразы
Будет думать голова?
Не устали отвечать?
Разрешаю помолчать, урок русского языка начать. (слайд 1)
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
– Отгадайте загадку: “Она волшебница, и вы с ней знакомы.
Вы встречаетесь с ней в стихах и сказках, рассказах и загадках.
Она помогает вам делиться мыслями и чувствами с другими людьми”.
– Кто эта волшебница? (Речь) (слайд 2)
– Для чего нужна речь?
(Для общения, для получения информации, знаний об окружающем мире, о жизни людей).
– Какая бывает речь? (Устная и письменная) (слайд 3)
– Какую речь мы называем устной? (Речь, которую мы слышим и произносим, называем устной).
– Какую речь мы называем письменной? (Речь, которую мы пишем и читаем, называем письменной).
– Послушайте загадки. Отгадайте их. О какой форме речи они напоминают?
· Поверчу волшебный круг –
И меня услышат вдруг. (Телефон)
· Стальной конёк по белому полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет. (Ручка)
-Даны знаки. (слайд 4)
-Что их объединяет? (буквы русского алфавита)
-Сколько всего букв в русском алфавите? (33).
-Какая буква лишняя? (А) Почему вы так считаете? (обозн.гл.звук) (слайд 5) Характеристика.
-Дана след.строчка букв. (слайд 6)
-Какая буква лишняя? (В)
-Почему вы так считаете? (обозн.согл.звук) (слайд 7) Характеристика.
— Найдите лишнее. Докажите. (НЕ имеет значения). То есть не является СЛОВОМ.
— Составьте слово. (слайд 9)
3. Актуализация знаний
— Что вы знаете о слове?
* Слово в устной речи состоит из звуков, а в письменной из букв.
* Слова являются частью нашей речи!
Много с буквами хлопот, (слайд 10)
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построишь в чёткий ряд –
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
— Как вы думаете, вы все знаете о словах?
Цель урока. (Учебник с.17) Чтение задач предстоящих уроков.
— Почему изображены книги? В чем их особенность (родственные слова). Показ наших словарей.
2014 ГОД КУЛЬТУРЫ в России.
Работа по учебнику с. 18 №1 Максим М. ( слайд №11)
У кошки шесть котят.
А я придумал слово-смешное слово ПЛИМ!
И повторяю снова-плим, плим, плим!
Вот прыгает и скачет-плим, плим, плим!
И ничего не значит-плим, плим, плим. (слайд №12)
4. Первичное усвоение новых знаний.
-Скажите, является ли сочетание букв «ПЛИМ» словом? слайд №13)Объясните свой ответ.
Сочетание букв только тогда бывает словом, когда имеет значение. ПРАВИЛО с.18
Именно так говорил известный писатель К.Г.Паустовский, слова которого в упражнении №2 на с.19. (слайд №15)…слайд 16 Работа по вопросам учебника.
Гимнастика для глаз
3. Первичная проверка понимания
Работа в печ.тетради на с. 10 №1 (слайд №17)
Дописать «весенние» слова. Заголовок.
4. Первичное закрепление.
Проверить по учебнику с.19 №3.
Рассказ детей о своем представлении с рисунками
ЧТО ТЫ ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ, ЧИТАЯ КАЖДОЕ СЛОВО.
В группах работа над составлением из букв слова «скворечник»(вор, сок, нос, век, ров, рис, кон).
Сценка «Овсянка»
— А у меня дома овсянка!
— Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!
— Как я люблю овсянку!
— Она жёлтая, красивая такая!
— И вкусная. Особенно с молоком!
— Да так! А ещё хороша с маслом и сахаром!
— Да ты про что говоришь?
— Как это – про что? Про овсянку! А ты про что?
— Ты про какую овсянку?
— Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила
— Какая каша? Не каша, а птица!
— Птица овсянка, что ли? Не слыхал про такую.
— Идем ко мне – мою овсянку слушать!
— Идем! А потом ко мне – мою овсянку кушать!
— Как называется разговор двух или более лиц? (диалог)
— О каком слове шла речь?
— В чем особенность данного слова?
8. Рефлексия (подведение итогов урока)
— Для чего нужны слова?
–Что могут называть слова?
— Оцените свою работу на уроке с помощью солнышка. Улыбающееся – я молодец, был активным на уроке, у меня все получилось, я все понял. Грустное – мне было трудно на уроке, мне нужна помощь.
Мы на уроках русского языка УЗНАЕМ ЕЩЕ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО о словах.
Обучение грамоте. 1-й класс. Тема: «Введение понятия «Слово»
Класс: 1
УМК: «Начальная школа ХХI века».
Тема: «Введение понятия «Слово».
Цели урока:
Оборудование: карточки, учебник.
Ход урока
I. Организационный момент
Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться доброе утро. Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам.
II. Работа по учебнику
1. Составление рассказа по сюжетным картинкам, с. 8.
Папа, мама и дети идут в лес.
— Что делают папа с сыном?
Папа с сыном устанавливают палатку.
— Что делает мама с дочкой?
Мама на костре готовит еду, а дочка подносит хворост.
— Что делает семья на четвертой картинке?
— Сейчас я буду повторять предложения, а вы будете его на доске обозначать полоской.
— Сколько предложений мы составили?
— Мы составили 4 предложения по одной картинке. У нас получился интересный … рассказ.
Рассказ – это последовательное понятное изложение.
— Вот мы записали наш рассказ. Теперь посмотрите, я по полоскам его прочитаю.
Учитель читает первое предложение, затем делает вид, что забыл одно из предложений. Дети восстанавливают его. Таким образом, рассказ пересказывается всеми вместе.
Физкультминутка «День – ночь – утро»
2. Введение понятия «слово», обозначение каждого слова полоской. Усвоение различий между предметом и обозначающим его словом.
— Посмотрите на цветок. Что с ним можно сделать? (Подарить, понюхать, поставить в вазу, посадить.)
Убрав цветок, учитель произносит слово «цветок».
— А теперь вы произнесите слово «цветок».
— Можно ли со словом «цветок» сделать то же, что с предметом. Можно слово «цветок» понюхать? А на стол положить можно? Поставить в вазу можно?
— Что же можно сделать со словом? (Произнести, записать, услышать. )
— Правильно, слово «цветок» можно услышать, сказать, прочитать, написать, но нельзя положить, поставить, понюхать, как мы это делали с настоящим цветком.
Слова и предметы – это не одно и тоже. Слово можно произносить, записывать, слушать, а предметы можно потрогать, передавать друг другу, прятать и т.д.
— Слово мы будем обозначать короткой полоской. Сравните с полоской предложения. (Показать.)
— Предложение выражает законченную мысль, поэтому длинная полоска, слово называет какой-либо предмет – полоска короткая.
— Рассмотрите предметы, изображенные на с. 9. Кто это?
— На какие группы можно разделить всех этих животных?
— Назовите домашних животных, показывая указкой. Докажите, почему так считаете.
— Назовите диких животных, показывая указкой. Докажите, почему так считаете.
— Все что мы говорим, слышим, читаем, пишем – это … речь.
— Говорим и слышим – это … речь.
— Наша речь состоит из … предложений.
— А предложения состоят из …слов.
3. Игра «Живое предложение»
— Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Живые слова». Поиграем с предложением:
Кошка, собака, ежик – это животные.
…(имя), ты будешь первым словом этого предложения. Выходи к доске, какое это слово? (Кошка.) Правильно.
…(имя), ты будешь вторым словом этого предложения. Выходи к доске, какое это слово? (Собака.) Правильно.
…(имя), каким словом будешь ты? (Ежик.) хорошо, ты правильно назвала третье слово этого предложения, и ты будешь словом ежик.
Вызвать еще двоих детей.
— В нашем предложении есть очень короткое, но важное слово – это.
Учитель показывает на ребенка, который будет выполнять роль слова это.
А ты, …(имя), слово животные.
Расставить детей таким образом, чтобы получилось предложение.
— Давайте прочитаем предложение.
Затем учитель переставляет детей, чтобы получились следующие предложения.
Это животные – кошка, собака, ежик.
Собака, ежик, кошка – это животные.
Кошка, это, животные, собака, ежик.
Когда класс прочитает последнюю «чепуху», учитель говорит:
— Видите, как важно, чтобы в предложении все слова стояли на своих местах. Запутались слова – и предложение не получилось. Давайте поможем словам найти свое место.
Дети составляют наиболее понравившееся им предложение: Собака, ёжик, кошка – это животные – и ещё раз его прочитывают вместе с учителем.
III. Работа в тетради «Прописи № 1»
4. Знакомство с понятиями «параллельные линии», «непараллельные линии», проведение непараллельных и параллельных линий.
Предварительная работа.
— Сегодня мы познакомимся с двумя видами линий, запомним их названия и научимся их различать.
На доске: параллельные – красные, непараллельные – синие.
— На доске нарисованы линии. Две из них нарисованы красным мелом, две другие – синим мелом. Постараемся сравнить эти линии.
— Что можно сказать про красные линии? На одинаковом ли расстоянии друг от друга они расположены?
— Вверху между ними такое же расстояние, как и в середине и внизу?
— А что можно сказать о синих линиях?
— Везде ли между ними одинаковое расстояние?
— Запомним: линии, которые расположены, находятся на одинаковом расстоянии друг от друга, называются параллельными. Линии, расстояние между которыми изменяется, называются непараллельными. При проведении параллельных линий нужно следить за тем, чтобы расстояние между ними сохранялось одинаковым от начала до конца.
— Найдите и назовите непараллельные линии на с. 10
— Найдите и назовите параллельные линии на с. 10.
— Проведите непараллельные линии (лучи у солнца и стволы деревьев).
— Проведите параллельные линии (доски забора, линии окон и стен домика).
— Рассмотрите картинку на с. 11. Что случилось?
— На каком этаже горит огонь?
— Как пожарникам добраться до 4 этажа?
— Давайте поможем пожарникам и достроим лестницу. Какие линии будем проводить? Дорисуйте перекладины лестницы, начиная с крайней левой, проводя линии перекладин слева направо.
— Восстановим окна в доме. Найдите узкие окна в доме с левой стороны дома. Дорисуйте, проводя параллельные линии: одни слева направо, другие сверху вниз.
— Найдите такие же окна с правой стороны. Дорисуйте.