Что такое слово 5 класс родной язык
Разработка по родному (русскому) языку в 5 классе «Этимология слов»
Разработка урока по родному (русскому) языку в 5 классе. Тема «Этимология слов».
обучающая : познакомить учащихся с этимологией как разделом языковедческой науки; формировать умение анализировать происхождение слов, работать с этимологическим словарем; производить морфемный и словообразовательный разбор.
развивающая : обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей, способствовать общему речевому развитию личности школьников;
воспитательная : воспитывать интерес к происхождению слов родного языка, прививать любовь к русскому языку, его истории и культуре.
Оборудование : мультимедийный проектор, учебник «Русский язык» для 6 класса (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.); этимологический словарь Н. М.Шанского, словообразовательный словарь А.Н.Тихонова.
Наша сегодняшняя тема очень интересная. На уроке мы узнаем, откуда происходят отдельные слова, выясним, почему мы так говорим. Будем историками, переводчиками и станем знатоками родного слова. Будем учиться мыслить самостоятельно.
(далее записывается число, классная работа, тема называется после первого выполненного задания)
Изучение нового материала.
Записать в столбик два слова (в тетради оставить строку для записи темы урока): пешеходный, хлебоуборочный
Найти ответы на эти вопросы поможет нам наука этимология. (Запись темы в тетради + Слайд с названием темы)
У слов, как и у людей, есть своя история, своя судьба. Они могут иметь родственников, богатый родословную, и наоборот, быть круглыми сиротами. Слово может рассказать нам о своей национальности, о своих родителях, о своем происхождении. Изучением истории лексики и происхождения слов занимается интереснейшая наука – этимология. Специальная наука – этимология изучает происхождение слов, определяет их первоначальное значение и строение. Сведения, полученные этой наукой, отображаются в этимологическом словаре.
Чтение материала учебника на с. 100, § 34.
Люди с древнейших времен пытались этимологизировать непонятные им слова. Так древние греки считали, что все слова имели божественно правильные значения. С годами истинность этого божьего слова стирается, а этимологам предстоит восстанавливать ее. Порой в помощь ученым приходит мифология.
У древних греков широкой известностью пользовался миф о рождении из морской пены прекрасной богини любви и красоты – Афродиты. Как же возник этот миф? Ученые считают, что само имя Афродита когда-то было заимствовано древними греками у финикийцев. Самим грекам имя Афродита было непонятно. И вот, пытаясь как-то объяснить это имя, они сопоставили его с греческими словами aphros (пена) и dyno (ныряю). Получилось что-то вроде «вынырнувшая, явившаяся из пены». Так возник миф о рождении богини любви Афродиты из белоснежной морской воды.
Запись в тетради определения. ( На доске высвечивается второй слайд с термином)
Этимология – наука, изучающая происхождение слов, их первоначальное значение и строение. Сведения, полученные этой наукой, отображаются в этимологическом словаре.
Чтение материала учебника на с.100, § 34.
— Какие три вида разбора слов различают в русском языке? (слайд 3)
Сегодня нас интересует этимологический разбор слова, но, как вы увидите, без двух других обойтись будет невозможно. Сейчас мы познакомимся с одним из примеров этимологического разбора слова. Вернемся к нашему слову «однокашник»
Сообщение учащегося о слове «однокашник».
Значение слова Однокашник по Ефремовой:
Значение слова Однокашник по Ожегову:
Значение слова Однокашник по словарю Ушакова:
Этимологические словари русского языка Шанского (ЭСРЯ):
ОДНОКАШНИК. Искон. Суф.-преф. производное на базе одной каши, ср. одноклассник, единоверец. Буквально — «питавшийся или еще питающийся одной кашей, т. е. за одним столом».
(Далее обсуждение сообщения. Дети делают вывод об исторических связах слов и необходимости пользоваться толковым и этимологическими словарями)
Задание 1 : с равнить современное строение слов с историческим, работа у доски и в тетради с использованием статей «Этимологического словаря» Н.М.Шанского и «Школьного словообразовательного словаря» А.Н.Тихонова.
О-шелом-и-ть (искон) – ошелом-и-ть (совр)
Па-смур-н-ый (искон) – пасмурн-ый(совр)
по-душ-ка (искон) – подушк-а(совр)
Дети делают вывод об удивительном и неожиданном происхождении слов, их современном строении. Для закрепления материала можно предложить детям найти в словарях еще ряд слов, современный состав которых не совпадает с историческим (невеста, отшельник, очки, падчерица, подноготная, подол и т.д.)
Задание 2. На экране выводится топ-5 слов с интересной этимологией. Сначала дети делают предположения об происхождении этой пятерки, а потом учитель дает ответ:
Слово хулиган — английского происхождения. По одной из версий, что фамилию Houlihan носил когда-то известный лондонский буян, доставлявший немало хлопот жителям города и полиции. Фамилия стала именем нарицательным, а слово международным, характеризующим человека, грубо нарушающего общественный порядок.
Древняя Русь не знала тюркского слова «карман», ведь деньги носили тогда в особых кошельках — мошнах. От слова «мошна» и произведено «мошенник» — специалист по кражам из мошон.
Одна из версий состоит в том, что русское слово «небеса» происходит от «не, нет» и «беса, бесов» — буквально место, свободное от зла/демонов. Однако, другая трактовка, вероятно, ближе к истине. В большинстве славянских языков есть слова, похожие на «небо», и произошли они, по всей вероятности, от латинского слова «облако» (nebula).
В Советском Союзе известным производителем резиновых шлёпанцев был завод «Полимер» в городе Сланцы Ленинградской области. Многие покупатели полагали, что выдавленное на подошвах слово «Сланцы» это название обуви. Далее слово вошло в активный словарный запас и превратилось в синоним слова «шлёпанцы».
В конце 17 веке французский врач Гали Матье лечил своих пациентов шутками.
Он обрел такую популярность, что не стал успевать на все визиты и свои целительные каламбуры посылал по почте.
Так возникло слово «галиматья», которое в то время означало — целительная шутка, каламбур.
Доктор увековечил свое имя, но в настоящее время это понятие имеет совершенно иной смысл.
Задание 3. Не все стороны этой увлекательной науки мы сможем рассмотреть на нашем уроке, но давайте подумаем о происхождении названия города, в котором мы живем.
Сообщение о происхождении названия города Саратова:
«По имеющимся в нашем распоряжении литературным данным можно проследить как за последние полтораста лет толковалось происхождение имени города.
У А.Ф.Леопольдова читаем: «Татарское название Саратов состоит из двух слов: сарый – желтый и тау – гора, и вероятно произошло от высокой утесистой, глинистого цвета горы, лежащей против города на правом берегу Волги. Такое название могло сперва усвоиться татарскому селению, а после остаться и для города»
«Так как местность, по которой протекают речки Саратовки, совершенно ровная, подъем ее от берега реки Волги незначительный на довольно большое пространство, то, думаем, корень последнего слова «тау» должен заключаться в татарском же слове «атёль», где буква «ё» произносится как французское «е» и нередко переходит в мягкое «Ö», обозначая понятие о низкой местности. От соединения слов «сара» и «атой» или «атель» произошло «Сараатой», т.е. удобная низменная местность; каковою названа была вся местность, орошаемая реками Саратовками.
М.В.Готовицкий видит в названии влияние тюркских языков: сарык-атов – ястребиный остров.
— Как вы думаете, что должен знать этимолог, чтобы заниматься лингвистическим и этимологическим анализом слов русского языка?
Учащиеся замечают, что для такого учёного необходимо:
знание законов развития родного языка (исторической грамматики)
знание современного языка
языковое чутьё, наблюдательность, терпение
знание иностранных языков (как называют человека, владеющего несколькими иностранными языками? – пример из таблицы «Ключик к тайне…» )
знание истории и культуры как своего, так и других народов.
Мы с вами убедились на личном опыте, как важно знать и понимать историю своего народа, своего языка. Человеку мало понимать, ЧТО значит то или иное слово. Человек желает знать, ПОЧЕМУ оно значит именно это. Этимология отвечает на эти вопросы, проясняете значение слов и помогает в его написании. А сам учёный-этимолог должен быть хорошо образован, эрудирован, терпелив и наблюдателен.
— Что понравилось на уроке?
— Происхождение каких слов вас удивило? И происхождение каких слов вы хотели бы узнать?
Оценки, домашнее задание.
сообщение об истории возникновения слова «неделя».
Конспект урока по родному русскому языку для 5 класса на тему «Меткое слово русской речи»
Родной русский язык 5 класс
Тема: «Меткое русское слово»
Материал для урока
1. Распечатки на парту или слайды на доску
2. Словари пословиц и поговорок
Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать Вас на уроке родного языка. Сегодня мы с вами поговорим о фразеологизмах, крылатых выражениях, пословицах и поговорках, которые делают нашу речь яркой, богатой и образной.
Не бегайте по коридору сломя голову! Не вешай нос. все будет хорошо!
Слышали такие выражения? Они называются фразеологизмы. Как и когда они появились? Что обозначают? Об этом поговорим сегодня.
Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего занятия?
Связь русского языка с историей и культурой русского народа ярко проявляется во фразеологии, в крылатых словах, пословицах и поговорках.
Крылатые слова — это яркие, часто образные слова и целые высказывания, вошедшие в нашу речь из фольклора (сказок, былин), произведений художественной литературы, песен, кинофильмов и т. п., известные практически всем носителям русского языка. Они не создаются в речевом общении, а воспроизводятся целиком. Например, выражение А Васька слушает да ест из басни И. А. Крылова «Кот и Повар» может употребляться в ситуации, когда один упрекает, а другой не обращает на упрёки никакого внимания
Запишем определения с примерами в тетрадь
Прочитайте крылатые выражения. Какие из них пришли в нашу речь из народных сказок, какие из литературных сказок и басен? Назовите эти произведения (УСТНО)
Распечатка на парту
1. Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой. 2. Битый небитого везёт. 3. У сильного всегда бессильный виноват. 4. Свет мой, зеркальце, скажи. 5. Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам. 6. Кто, кто в теремочке живёт? 7. Не садись на пенёк, не ешь пирожок. 8. Ай, Моська, знать она сильна, что лает на слона. 9. Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. 10. Поле чудес в стране дураков.
Выберите 3 любых крылатых выражения, запишите их в тетрадь. В каком значении употребляются эти устойчивые сочетания в современной речи? Опишите ситуацию, в которой они могли бы быть употреблены
Давайте прочитаем текст (распечатка на парту )
И пословицы, и поговорки возникли в отдалённой древности и с той поры сопутствуют народу на всём протяжении жизни. Особые свойства сделали пословицы и поговорки столь стойкими и необходимыми в быту и речи. Пословица не простое изречение. Она выражает мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, народные наблюдения ума. Не всякое изречение становилось пословицей, а только такое, которое согласовывалось с образом жизни и мыслями множества людей. Такое изречение могло существовать тысячелетия, переходя из века в век. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают — они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что всё ими сказанное — твёрдая истина. Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. Люди, создавшие пословицы, не знали грамоты, и не было у простого народа иного способа хранить свой жизненный опыт и свои наблюдения. Мы, однако, не поняли бы пословицы, если бы не приняли во внимание их особую связь с речью. Именно в разговоре обнаруживается подлинная природа, например, пословицы «Дрова рубят на поленище, а щепа далеко летит». Сказавший эту пословицу имел в виду, конечно, не только рубку дров. Пословицу вспоминают, когда надо сказать, что у крутого, решительного дела последствия бывают далёкие — задевают и тех, кто не стоит вблизи самого дела. К скольким явлениям в жизни можно применить эту пословицу! Пословицы тем и ценны. Мысль, которая в них утверждается, интересна не столько сама по себе, сколько тем, что она может применяться ко множеству сходных жизненных случаев, ситуаций.
и ответьте на вопросы
Вспомните, чем пословица отличается от поговорки
Поговорка — окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения; это одна первая половина пословицы. Поговорка не договаривает, иногда и не называет вещи, но условно, весьма ясно намекает. Вместо он глуп она говорит: «под носом взошло, а в голове и не посеяно» (В. Даль).
Объясните смысл пословиц. Запишите объяснения для 2-3 пословиц. В случае затруднений можно использовать словари русских пословиц и поговорок. (распечатка на парту)
1. Худой мир лучше доброй брани. 2. Нашла коса на камень. 3. Ржа в железе, а неправда в человеке не утаится. 4. Огонь без дыма, а человек без ошибки не бывает. 5. Нет дыма без огня. 6. Нет худа без добра. 7. Цыплят по осени считают. 8. Одной рукой и узла не завяжешь.
ДЗ Заполните таблицу примерами (3-4 примера) и объяснить их значения
Родной язык (русский) 5 класс
Тема: «Речь правильная. Основные грамматические нормы».
Просмотр содержимого документа
«Родной язык (русский) 5 класс»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ (РУССКОМУ)
Тема: «Речь правильная. Основные грамматические нормы».
образовательная: формировать представление о нормах литературного языка; формировать умение находить, классифицировать и исправлять грамматические ошибки;
развивающая: развивать умение выражать и аргументировать собственную позицию;
воспитательная: способствовать воспитанию культуры речи и культуры взаимодействия в группе.
Тип урока. Урок развития речи
Образовательные: 1.Продолжить формирование умения обнаруживать и исправлять ошибки, организовать деятельность учащихся по формированию речевого мастерства через восприятие, осмысление и первичное запоминание грамматических норм.
2.Формировать язык предмета.
3. Формировать речевые умения.
Развивающие: 1.Развивать устную и письменную речь учащихся.
2. Развивать умения анализировать, систематизировать, делать выводы.
1.Воспитывать умение дружно, согласованно работать в микро-группе, способствовать развитию у учащихся эффективного общения с одноклассниками через формирование нравственных качеств: общительности, способности к открытому взаимодействию, толерантности.
Оборудование: задания для каждой группы, индивидуальные задания, таблица-памятка «Грамматические нормы», карточки для рефлексии.
3.Проверка домашнего задания
4. Актуализация опорных знаний.
5. Постановка цели и задач урока.
6. Усвоение новых знаний.
7. Первичное закрепление.
8. Самостоятельная работа.
10. Домашнее задание.
11. Рефлексия. Итоги.
1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку, настрой на работу.
2. Мотивационный этап. На доске эпиграф:
Заговори, чтоб я тебя узнал
— Слово учителя. Беседа:
— Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать!»
И действительно, как много можно узнать о человеке по тому, как он говорит.
— А всегда ли можем слышать грамматически правильную речь? (нет)
— Где чаще всего мы встречаем речевые ошибки? Приведите примеры
Да, ребята, к сожалению, чаще приходится говорить не о нормах, а об их нарушении. Например, что мы подумаем о человеке, который говорит так:
Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хочем»,
«Досуг», «шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, билютень»,
«Поверх плана выполняем»,
«Агент звонит целый день».
— Скажите, какие нормы нарушил герой?
3. Проверка домашнего задания
Кроме прочего, всегда ли нужно осознавать, в какой речевой ситуации ты находишься?
(реализация домашнего задания проблемно-поискового характера)
4. Актуализация опорных знаний
— Итак, актуальна ли на сегодняшний день проблема чистоты и правильности русской речи?
— Исходя из всего сказанного, как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня?
(предполагаемый ответ-правильная речь; культура речи).
(Возможны ответы учащихся, так как материал им уже известен)
Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими.
5. Постановка целей и задач урока.
А какие языковые нормы существуют? (ОТВЕТ УЧЕНИКОВ)
А какие из названных вами мы уже изучили?
Значит, сегодня мы будем изучать…(грамматические нормы).
(Оформление тетрадей: запись темы занятия; постановка цели и задачи)
(Сегодня на уроке мы вспомним, какая речь называется правильной, что такое нормы русского литературного языка, их виды).
6. Усвоение новых знаний.
Итак, грамматические нормы
Грамматические нормы русского языка (общая характеристика; анализ таблицы)
Ребята, у вас на партах лежат памятки «Грамматические нормы». Изучите их, пожалуйста.
Итак, о каких именно грамматических нормах вы узнали? (морфологических, синтаксических, словообразовательных).
Недавно прочитала стихотворение, и так оно мне понравилось, что решила познакомить и вас.
— Смешно? Почему? А что неправильно? А как правильно?
А какие нормы нарушены? (грамматические)..А какие именно?
В этом стихотворении неправильно употреблены существительные мн. числа, Р. п., то есть-морфологические.
А)Соблюдение грамматических норм мы должны учитывать, чтобы раскрыть скобки в данных словосочетаниях. ( на доске)
Пойти (лес), спросить (сестра), дать (отец), предложить (книга), сообщить ( радостная новость), петь (хор).
Учитель читает. Устная работа.
Что мы учитывали при выполнении этого задания? Какую грамматическую категорию? Правильно-падеж!
-Сколько же падежей в русском языке?
-Правильно, всего 6, а вот школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить названия 14 падежей, а Финляндии – 15, в грамматике Венгрии – целых 22 падежа. Звание чемпиона по количеству падежей могут получить некоторые языки народов Дагестана. У них – свыше 50 падежей. А вот у китайцев существительные совсем не склоняются (отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов)
7. Первичное закрепление
А) Послушайте высказывание известного журналиста, писателя, филолога ХIХ века Николая Греча. Как вы думаете, о какой части речи так сказал лингвист?
«Придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова».
Конечно, это глагол.
Сегодня мы будем рассматривать глагол не просто как часть речи, а как единицу речи, несущую определённый эмоциональный заряд, имеющую «животворящую силу».
Б) Образуйте все формы глаголов, изменяя их по лицам и числам (слова-на доске).
звонить, включить, вручить.
Задание выполняем по рядам.
1 л звонЮ включУ вручУ
2 л. звонИшь включИшь вручИшь
3 л. звонИм включИт вручИт
1 л звонИм включИм вручИм
2 л. звонИте включИте вручИте
3 л. звонЯт включАт вручАт
В) Образуйте формы 1 лица ед.ч. настоящего или будущего времени от следующих глаголов: (на доске)
От каких глаголов вы не образовали нужную форму?
Недостаточные глаголы (победить – одержу победу, убедить – хочу убедить, пылесосить – буду пылесосить, висеть – буду висеть, очутиться – могу очутиться, ощутить – пытаюсь ощутить).
Как правильно сказать ОДЕТЬ или НАДЕТЬ?
Какие нормы нужно знать, чтобы правильно употребить глагол?
Глагол надеть (на кого-либо) обычно имеет при себе предлог на (или его можно подставить). Прямое дополнение при нем обычно выражается неодушевленным существительным: Он взял её руки и надел на палец кольцо.
Слово одеть (кого) обычно сочетается с дополнением без предлога, выраженным одушевленным существительным.
Давайте встанем, потянемся хорошенько. Молодцы! А теперь давайте выполним такое задание- если я правильно говорю-хлопните, если неправильно-топните!
1) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.
2) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу. (Правильно нужно употребить глагол надеть)
3) Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти интересную работу.
Хорошо! Теперь, надеюсь, вы не будете ошибаться, используя глаголы ОДЕТЬ-НАДЕТЬ. И сможете правильно составить предложение.
8. Самостоятельная работа
1. Почему учитель из кинофильма «Доживем до понедельника» возмутился, услышав фразу: «Я им говорю: «Не ложьте в парту», а они все ложат и ложат»?
2.Кто сказал правильно?
Сережа сказал Алеше: «Надевай пальто».
Алеша ответил: «Хорошо. А ты одевай свитер».
3. Из кинофильма Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»:
Милославский:
— Положь трубку!
Бунша:
— Не положу!
Милославский:
— Ложи трубку, сказал!: Попрошу очистить царский кабинет.
Ребята, как правильно нужно было сказать?
Б) Игра «Корректор» (работа в парах).
Если вы хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит говорящий. Куда это все они бежат? Я бежу себе помочь. Вы хочете, чтобы я вам по мог? Мы хочем сжечь старые листья. Я хотел закричать, но язык мой словно остолбенел. Я хочу написать самый памятный день в жизни. Корабль поехал в Одессу. Следователь сказал версию. Повар делает обед. Телевидение играет большое значение в нашей жизни.
В) Работа в группах— исправить ощибки в данных предложениях (карточки для каждой группы распечатаны).
Не просто русский
Роман Анатольевич, чем все-таки уроки русского родного языка отличаются от «обычного» русского?
Почему именно новые предметы, а не, скажем, факультативы? Ведь так много говорят о том, что дети перегружены?
Какие именно?
С нового учебного года родители пишут заявление о том, какой родной язык будет изучать их ребенок. Правда, есть ограничение. В том же Законе «Об образовании в РФ» сказано, что всем детям «гарантируется получение образования на государственном языке РФ, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования». Что значит эта фраза на практике? Если родители захотят, чтобы ребенок изучал язык, который больше никто в школе изучать не будет или если нет преподавателей, то в качестве родного ему будет предлагаться русский язык.
А если, скажем, в обычную столичную школу пришел маленький якут или кабардин. Но родители не хотят, чтобы их ребенок изучал русский как родной. Семья может отказаться?
Роман Дощинский: В принципе, может. Здесь недопустимы перекосы. Но проблема еще и в том, что предметы «родной язык» и «родная литература» стали обязательной частью программы. Отметки за них должны быть выставлены в аттестат.
Выход из ситуации?
Допустим, все дети в школе готовы изучать русский язык как родной. Где взять часы? Переходить на шестидневку?
А учебники по новым предметам есть?
Примерные образовательные программы для школ утверждены уже по 18 национальным языкам, в том числе русскому родному. Их можно найти на официальном сайте реестра общеобразовательных программ.
Однако, как рассказали «Российской газете» в министерстве просвещения, до конца года в помощь школам появится еще более десятка программ. И на этом работа по их составлению не остановится. Всего же, по оценкам ведомства, сегодня существует запрос на изучение 81 языка народов нашей страны. Среди них есть коренные и малочисленные. Первые 64 учебника по 8 языкам для начальной школы будут созданы уже до конца этого года. Ряд учебников уже находится на стадии утверждения для включения в федеральный перечень. Также в ближайшее время будет утверждена Концепция преподавания родных языков.
Что касается предметов «русский родной язык» и «русская родная литература», то они носят культурологический характер, подчеркнули в министерстве просвещения.