Что такое слово для детей дошкольного возраста
«Термин «слово». Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
ирина польшина
«Термин «слово». Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
Тема: Познакомить детей со звучащим словом. Познакомить с термином «слово».
Цель: Закрепление звука «к»; дать представление о многообразии слов; ознакомить с термином «слово».
Ход занятия.
1. Ритуал начала занятия. Этюд «Доброе животное».
2. Оргмомент (второе слово из пары слов).
3. Закрепление пройденного материала.
б) с каким звуком мы познакомились на последнем занятии (К);
4.Игра: «Доскажи словечко».
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Кто альбом раскрасит наш?
Целый день поет щегол
В клетке на окошке.
Третий год ему пошел,
Не хотел котенок мыться,
Убежал он из….(корытца)
В реках Африки живет
Злой зеленый пароход!
Кто б на встречу не поплыл,
5. Что такое «Слово»?
6.Игра: «Назови любое слово со звуком «К».
Назови мне любое слово. Вокруг нас предметы, они нас окружают каждый день, каждый предмет обозначается каким-нибудь словом.
7. Слова можно измерять.
(Хлопать, стучать, топать, приседать, шагать)
8.Итог: ритуал окончания занятия.
«Характеристика звука» (метод наглядного моделирования) Приемы моделирования особенно эффективны для дошкольников, так как у них развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Мишка в гости к нам пришел» Цели: 1. Дать детям представление о словарном составе речи 2. Познакомить детей с термином «слово» 3. Дать детям представление о протяженности.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Что такое-слово?»
Оксана Мамонтова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Что такое-слово?»
Составитель: Мамонтова Оксана Викторовна, учитель-логопед
Цель:
2. Развивать фонематический слух, связную речь, общую и мелкую моторику, зрительное и слуховое восприятие, память, логическое мышление.
3. Воспитывать у дошкольников культуру общения,навыки сотрудничества в игре и на занятии.
Оборудование:
1. Сюжетные картинки «Сад. Лес. «.
2. Предметные картинки: обитатели леса, фрукты, овощи, цветы, игрушки, животные).
4. Мешочек с предметами (игрушками).
Ход НОД
1. Организационный момент: Упражнение «Лягушки»
Дети стоят в кругу, а один ребенок выходит в середину круга, затем называет имя ребенка, который произнесет»ква-ква-ква!».
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
2. Чтение стихотворения.
И зверю, и предмету.
Вещей кругом полным-полно,
Над нами и под нами
И все, что в памяти у нас,
— Сегодня мы познакомимся с понятием «слово», будем учиться различать слова обозначающие предметы, признаки, действия.
3. Беседа по сюжетным картинкам «Сад. Лес».
Педагог предлагает детям рассмотреть картинки и ответить на вопросы:
— Что вы увидели в саду? (Деревья, груши, яблоки.)
— А кого вы увидели в лесу? (Лису, волка, зайца.)
— Вы сказали много слово. А все слова звучат по разному, потому что в них есть звуки. запомните, что слова состоят из звуков.
4. Игры на развитие фонематического слуха и восприятия.
1) Игра «Собери слово»
2) Игра «Живые и неживые слова»
Летит, летит по небу шар,
Но знаем мы: до неба шар
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк.)
— Слово «волк» обозначает живой предмет, животное.
5. Игра «Что в мешочке?»
Дети достают предмет из мешочка, называют, затем подбирают к нему слово- действие, отвечающее на вопрос «Что делает?»
6. Физкультминутка «Осенний сад»
7. Игра «Цепочка»
Дети встают в круг, логопед показывает предметную картинку и предлагает ребёнку назвать по цепочке слова-признаки, отвечающие на вопрос » Какой? Какая? Какие? «.
Например: слива-(какая) синяя, спелая, круглая.
8. Пальчиковая гимнастика.
У Лариски-(пальцы сжаты в кулачки)
Две редиски. (разгибают два мизинца на обеих руках)
У Алёшки-(пальцы сжаты в кулачки)
Две картошки. (разгибают два безымянных пальца на обеих руках)
У Серёжки сорванца-(пальцы сжаты в кулачки)
Два зелёных огурца. (разгибают два средних пальца на обеих руках)
А у Вовки-(пальцы сжаты в кулачки)
Две морковки. (разгибают два указательных пальца на обеих руках)
Да ещё у Петьки-(пальцы сжаты в кулачки)
Две хвостатых редьки. (разгибают два больших пальца на обеих руках)
9. Работа в тетради:
Упражнение «Укрась предмет»
Задание: Нарисовать предметы по памяти.
10. Итог занятия (педагог положительно оценивает деятельность каждого ребёнка)
Астафьева Е. О. «Играем, читаем, пишем»; Нищева Н. В. «Мой букварь»; Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и букв»; Чистякова М. А. «Психогимнастика».
План работы по формированию навыков фонематического анализа, синтеза и представлений у дошкольников в старшей группе ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ в старшей группе (1-й год обучения).
Развивающее пособие для детей 4–7 лет «Город звуков». Программные задачи: 1. Знакомство с понятием «звук», «гласный звук», «согласный звук». 2. Учить распознавать гласные и согласные звуки.
Конспект коррекционного занятия для дошкольников «Что такое слово, слог?»
Галиуллина Анастасия Вячеславовна
Конспект коррекционного занятия для дошкольников «Что такое слово, слог?»
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Подвести детей к понятию «слово», как единицы речи (мы говорим словами, слово является средством общения людей).
2. Развивать фонематический слух, умение делить слова на слоги, выделять ударный звук в слове.
3. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к слову, усидчивость.
4. Закрепить понятия речевые и неречевые звуки.
Материал и оборудование: магнитная доска,набор картинок: «овощи», «предметы быта», 2обруча (красного и синего цвета, рабочие тетради.
Ход занятия:
Л: Здравствуйте! Садитесь.
Я поздоровалась с вами, сказав только одно слово – какое? (Здравствуйте)
А что это значит? (Это значит поприветствовать, пожелать здоровья).
Одно слово, как много оно значит!
Какое слов я ещё сказала? (Садитесь).
Да, я сказала «садитесь» и вы сели, выполнив мою просьбу.
Мы смотрим на предмет и можем назвать его словом. Посмотрите вокруг и назовите одним словом предметы в нашей групповой комнате (Дети называют предметы мебели, игрушки, комнатные растения).
Молодцы, сколько много слов назвали. Каждое из них обозначает предмет или группу предметов. (Стол для чего нужен – сидеть за ним, писать, обедать, читать. Кукла для чего нужна – играть.
Давайте поиграем в игру: «Почему так называется?».Логопед выставляет на доску картинки: пылесос, холодильник, скакалка, самокат, мясорубка, соковыжималка. (Дети называют предмет и что обозначает это слово).
Из этих слов понятно для чего нужны эти предметы.
Ребята, какими могут быть слова? (длинными и короткими).
А от чего это зависит? (от того сколько слогов в слове).
Я сейчас буду называть слова, а вы слушайте внимательно. Если слово короткое – хлопайте в ладоши, а если длинное – подпрыгивайте. Слова: мяч, шар, дом, сом, лук, рак, рот, нос, сыр, машина, дорога, игрушки, солнышко, девочка, дерево, лисица, малина, пешеход, пароход.
Значит из чего состоят слова? (из слогов).
Да, слог – это часть слова.
Я предлагаю вам поиграть в игру: «Угадай на ощупь». (Дети берут по очереди один предмет, называют его, определяют сколько слогов в слове, слоги – прохлопывают).Предметы: Кук – ла, ма – ши – на, мяч, куб, ка – ран – даш, чаш – ка, та – рел – ка, руч – ка, мы – ло. (Молодцы)
Скажите мне, а из чего состоит слог? (из звуков).
Какие звуки вы знаете? (гласные и согласные).
Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Гласные звуки поются, произносятся с помощью голоса, его можно тянуть).
А, сейчас посмотрите на эти два обруча (домика) разного цвета (красного и синего) в них живут звуки. Вы подойдите к тому домику, в котором живёт первый звук авшего имени. (дети встают около обручей в зависимости от звуков).
Игра: «Почему ты здесь встал (а?» (потому что в этом домике живёт гласный звук А – первый в моём имени и т. д. Гласные звуки – красного цвета, а согласные – синего). Отвечают все дети, произносят первый звук своего имени. (Молодцы! Все знаете звуки, с которых начинается ваше имя.
А теперь, выберите из этих карточек тот звук, на который начинается ваше имя, возьмите тот цвет карандаша, которым выделяется этот звук, обведите по контору, заштрихуйте слева – направо. (Дети выполняют задание).
1. Что вы сегодня нового узнали? 2. Что мы теперь знаем?
Конспект занятия «Что такое логика?» Из опыта работы с детьми «Что такое логика?» План работы воспитателя по самообразованию — это обязательная часть организации деятельности.
Конспект коррекционного часа «Транспорт» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект коррекционного.
Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» (5–6 лет) Цель: 1. Учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в себе и друзьях положительные и отрицательные качества характера,.
Конспект НОД по основам первоначальной грамоты «Знакомство с термином «слово» по программе «Развитие» (старшая группа)
Комендантова Елена Владимировна
Конспект НОД по основам первоначальной грамоты «Знакомство с термином «слово» по программе «Развитие» (старшая группа)
Занятие №1
Цель: практическое усвоение слов, обозначающих предмет.
Задачи:
1. Знакомство с термином «слово»;
2. Упражнять детей в самостоятельном назывании слов и их чётком произношении;
3. Развивать представление о многообразии слов;
4. Воспитывать интерес к началам грамоты.
Предварительная работа: чтение стихотворения «Какие бывают слова».
Материал: игрушки по количеству детей, фишки-игрушки, сухой аквариум, кастрюля с бутафорскими овощами (картошка, свёкла, лук, морковь, капуста, следы.
Ход НОД
1. Мотивационно-ориентировочный этап.
Дети прибирают игрушки и выходят в приёмную. Там они видят следы.
Воспитатель (в дальнейшем В.): Ребята, посмотрите, что вы видите необычного в приёмной?
Дети (в дальнейшем Д.): Следы.
В. : А чьи это следы? (слушаем предположения детей). Давайте посмотрим, куда они нас приведут.
2. Поисково-практический этап.
Заходим в группу и видим на столе игрушки.
В. : Дети, что это?
Д. : Игрушки (если дети называют каждую игрушку по отдельности, то просим назвать их одним словом).
В. : Давайте сейчас каждый, по очереди, выберет себе игрушку и назовёт её словом.
Дети поочерёдно подходят к столу, берут игрушку, называют её и садятся на стульчики.
В. : Ребята, вокруг нас много предметов и каждый из них мы можем назвать словом. Давайте сейчас с вами проведём один эксперимент: постарайтесь найти в нашей группе такой предмет, который никак не называется (У детей не получается). Какой вывод мы можем сделать?
Д. : Всё, что нас окружает имеет название.
В. : Верно. Молодцы!
Всему название дано:
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
Всё-всё имеет название, то есть называется определённым словом. Слов на свете очень много. Давайте подумаем, какие бывают слова? (дети отвечают длинные, короткие, сложные, простые, непонятные и т. д. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку-игрушку).
Давайте вспомним стихотворение «Какие бывают слова». Я буду читать, а вы — добавлять нужные слова.
Есть сладкое слово — конфета,
Есть быстрое слово — ракета,
Есть кислое слово — лимон,
Есть слово с окошком — вагон,
Есть слово колючее — ёжик,
Есть слово промокшее — дождик,
Есть книжное слово — страница,
Есть слово лесное — синица,
Есть слово пушистое — снег,
Есть слово весёлое — смех.
Какие слова вы добавляли? (За каждое правильно названное слово ребёнок получает фишку-игрушку). Молодцы, а теперь предлагаю немного отдохнуть. Вставайте на ноги.
Физкультминутка «Поднимаем ручки выше».
Поднимаем ручки выше, Поднять руки вверх, потом
Опускаем руки вниз. Присесть и коснуться руками пол.
Ты достань сначала крышу,
Пола ты потом коснись.
Выполняем три наклона, Наклоны вперёд.
Наклоняемся до пола,
А потом прогнёмся сразу Наклоны назад.
Глубоко назад три раза.
Выполним рывки руками- Рывки руками.
А теперь мы приседаем, Приседания.
Чтоб сильней и крепче стать.
Вверх потянемся потом. Потягивание-руки вверх.
Шире руки разведём. Руки в стороны.
Мы размялись от души
И на место все спешим. Садимся на свои места.
В. : Сейчас мы с вами поиграем в игру «Достань слово».
На столе стоит сухой аквариум.
Каким словом называется этот предмет?
Д. : Аквариум.
В. : «Достанем» слова из аквариума?
Дети называют слова: рыбки, ракушки, водоросли и т. д. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку-игрушку.
Молодцы! А теперь мы будем «доставать» слова из борща (берём в руки заранее приготовленную кастрюлю с бутафорскими овощами).
-Если вы правильно назовёте слово, я достану из кастрюли предмет (дети называют слова: капуста, картошка, свёкла, лук, морковь).
-Как назвать одним словом все эти предметы?
Д. : Овощи.
В. : Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием!
3. Рефлексивно-оценочный этап.
В. : Вам понравилось занятие?
-А что понравилось больше всего?
-Сегодня за каждый правильный ответ вы получали фишки. Давайте посмотрим, у кого фишек больше всего и определим победителя (Победителю вручается поощрительный приз)
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе «Овладение основами первоначальной грамоты» Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе «Овладение основами первоначальной грамоты» Дидактическая игра.
Конспект интегрированного занятия «Знакомство с рассказом Н. Носова «Живая шляпа» в старшей группа по программе «Детство» Творчество Н. Н. Носова включено в программу детского сада для ознакомления детей с художественной литературой со старшей группы, поскольку.
Конспект музыкального занятия «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием» (старшая группа) Конспект музыкального занятия «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием» старшая группа Цель: развитие музыкальных и.
«Будь всегда достоин имени своего». Конспект НОД по ОО «Социально-коммуникативное развитие» (старшая группа) Цель: Обобщить знания детей об этимологии имени фамилий, их значении; показать, как отражаются имена людей в фольклоре; способствовать развитию.
Конспект НОД по развитию произношения и основам грамоты для подготовительной логопедической группы «Звук [Г] буква «Г» Конспект занятия по развитию произношения и основам грамоты Подготовила учитель-логопед Авдеева Евгения Александровна МДОУ д/с 29 г. Копейск.
Конспект ОД для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с элементами музыкальной грамоты. Часть 1» Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с элементами музыкальной грамоты» Тема 1: «Знакомство со звуками. Звуки-шумы.
Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с элементами музыкальной грамоты. Часть 2» Тема 2: «Дом для нот» Конспект ОД в рамках проекта «В ритме детства», направленного на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного.
«Такие разные мальчики и девочки». НОД в области «Познавательное развитие» (старшая группа) НОД в области «Познавательное развитие» «Такие разные мальчики и девочки» (старшая группа) МАДОУ «Детский сад № 25» г. Печора, Республика.
Конспект занятия «Знакомство детей со звучащим словом, термином «слово» Цель: закрепление звука «к»; дать представление о многообразии слов; ознакомить с термином «слово». Ход занятия. 1. Ритуал начала занятия.
Занятие по подготовке к обучению грамоте. Тема: «Слово»
Подвести детей к пониманию слова как единицы речи (мы говорим словами).
Продолжать развивать умение составлять описательный рассказ о предмете.
Развивать фонематический слух, умение выделять звук в слове.
Воспитывать усидчивость и развивать слуховое внимание, быстроту реакции на слово.
Дети, что я сейчас сказала?
Дети: Вы поздоровались.
Да, я поздоровалась с вами, сказав только одно слово – здравствуйте.
А это значит, что я вас поприветствовала и пожелала здоровья.
Одно слово, а как оно много значит.
Какое еще слово я сказала?
Да, я сказала слово «садитесь» и вы сели, выполнив мою просьбу.
Каждое слово, которое мы говорим, имеет значение.
Мы смотрим на предмет и можем назвать его словом.
Посмотрите вокруг и назовите одним словом предметы в нашей комнате.
Дети: называют предметы мебели, игрушки.
Сколько слов вы назвали!
Каждое из них обозначает предмет или группу предметов: стол, стул, шкаф – можно назвать одним словом – мебель.
Словом стол называются самые разные столы. Назрвите их.
Дети: обеденный, письменный, журнальный и т.д.
Вот какое интересное слово – стол.
Одно слово, а им можно назвать много предметов одного назначения – за столом сидят.
Об одном предмете разными словами можно рассказать.
Расскажите о любом предмете или игрушке.
Вот видите, сколько слов мы должны знать, чтобы что-то рассказать.
Мы говорим словами.
Слов много, и они все разные.
Стихотворение Агнии Барто «Игра в слова»
Грохочет слово словно гром,
И сразу мыши зашуршат.
Тебе послышится: «Ку-ку!».
А скажешь слово «листопад»
И листья падают, летят,
И словно наяву ты видишь осень:
Желтый сад и мокрую траву…
А теперь мы поиграем.
Это будет наша клумба.
Я каждому дам название цветка. (пион, астра, роза, тюльпан, одуванчик, ромашка, незабудка, лилия, гвоздика, ирис, хризантема)
Будьте внимательны, слушайте, не пропустите свое слово-название цветка.
Первым весной на нашей клумбе расцвел тюльпан…
Игра повторяется несколько раз с нарастанием темпа.
Молодцы ребята! Каждый из вас услышал свое слово – название цветка, и клумба цвела с весны до осени.
А теперь вспомните, как звучат слова: шесть мышат, произнесите их протяжно: ш-ш-ш-шесть мыш-ш-ш-шат. Почему слышно, что мыши шуршат?
Дети вычленяют звук «ш».
Слово «солнышко»: послушайте, как оно звучит ласково – ссоллннышшкоо.
Дети повторяют по образцу и вслушиваются как они звучат. Слово надо произносить достаточно громко и четко, чтобы его услышали и оно было понятно всем, кто его слушает.
Ребята, вы назвали слово солнышко.
У вас есть альбомы для рисования и цветные карандаши. Нарисуйте солнце и заштрихуйте его очень аккуратно, не выходя за контур.
Мы посмотрим, чье солнышко будет самым красивым.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Воспитание детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1407941
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.