Что такое слово для дошкольников как объяснить
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной речевой группы. Тема: «Что такое слово»
Коррекционно-развивающие задачи :
Наглядный материал : картинка с изображением Незнайки, собачки, мяч, фишки, картинки.
Предварительная работа : Знакомство детей с х/л Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей»
Ход НОД:
I часть.
— В одном сказочном городе жили коротышки. Город назывался Цветочным и был очень красивым. На улице Колокольчиков жило 16 малышей — коротышек. Самым главным из них был малыш по имени Незнайка.
— Дети, как вы думаете, почему Знайка был самым главным малышом? (потому что он много знал.)
— Да верно. Его прозвали Знайкой за то, что он много знал. Но самым известным был малыш по имени Незнайка. Его прозвали так за то, что… (Незнайка ничего не знал.)
— Ребята, а как вы думаете, за что его прозвали Незнайкой?
— Да, верно, за то, что он ничего не знал. Незнайка носил яркую голубую шляпу, желтые брюки, оранжевую рубашку. Он целый день слоняется по городу и распевает: плим, плим, плим, плим, плим, плим. Однажды Незнайка так увлекся, что не заметил, как наткнулся на Знайку. «Что ты говоришь?» — спрашивает Знайка. «Слова» — отвечает Незнайка. «Слова» — удивился Знайка, — но ведь они ничего не значат, не имеют смысла. Разве тебе понятно, о чем ты говоришь? (Ничего не понятно.)
— Нет, — говорит Незнайка, — мне не понятно. Может ребята мне подскажут, о чем я говорю.
— Дети, скажите Незнайке, о чем он говорит. Ребята, не знаете, о чем
говорит Незнайка, вам не понятно? Мне не понятно. Потому что то, о чем ты горишь, не имеет смысла, значения.
— Знайка, а разве есть другие слова? (Конечно, есть.)
— Ну конечно, есть, — отвечает Знайка. — Вот послушай, когда я говорю «ложка», — это ложка. Ложкой суп едят. «Кошка»
— это кошка. У кошки 7 котят. «Тряпка» — это тряпка. Тряпкой вытру стол. «Шапка» — это шапка. Оделся и пошел.
— А я придумал слово, смешное слово — плим.
— И повторяешь снова — плим, плим, плим.. Вот прыгает и скачет — плим, плим, плим… И ничего не значит — плим, плим, плим..
— А, понял, — говорит Незнайка. — Мы говорим словами, но слова бывают разные. Слова должны иметь смысл, значение.
II часть.
Фонетическая ритмика: отработать с детьми звуки – А, О, И, У, Э, П, Т, Х, Д.
— Дети, давайте играть в мяч, я буду кидать вам мяч, а вы называть разные слова. (Сначала Незнайка бросает мяч детям, потом наоборот). (Слова: яблоко, молоко, мама, дерево, кино, лист, лампа и т.д.)
— Спасибо ребята. Теперь я знаю много разных слов, я могу даже сочинять стихи. Про что захочу, про то и сочиню.
— Незнайка, но ведь стихи сочинять очень сложно.
— А мне ребята помогут. Они будут мне подсказывать нужные слова:
Гриб растет среди дорожки,
Голова на тонкой.. (ножке)
Ель на ежика похожа,
Еж в иголках, елка… (тоже)
Жук упал, и встать не может,
Ждет он, кто ему… (поможет)
Иней лег на ветки ели,
За ночь иглы… (побелели)
Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный… (грыз)
Лодки по морю плывут,
Люди веслами… (гребут)
Ослик был сегодня зол,
Он узнал, что он… (осел)
Таракан живет за печкой,
То-то теплое… (местечко)
Ученик учил уроки,
У него в чернилах… (щёки)
— Спасибо, дети, вы очень хорошо помогли Незнайке.
III часть.
— Ребята, Незнайка что-то загрустил, у него пропала любимая собачка Булька. Вы можете помочь найти Бульку, если выполните следующие задания:
1. Надо сказать о собаке ласковые слова. (Милая, добрая, красивая, и т.д.)
2. Какой может быть собака. (Добрая, злая, смелая, пушистая и т.д.)
3. Что может делать собака. (Лаять, лакать, грызть, охранять и т.д.)
— Дети, посмотрите, а вот и Булька, нашлась. Вы правильно выполнили все задания и помогли Незнайке.
— Итак, сегодня мы узнали, что наша речь состоит из слов, что и мы говорим словами. Слова нужны, чтобы люди могли общаться о чем—то, разговаривать. Каждое слово что-то обозначает, имеет смысл.
Бурова Оксана Николаевна,
учитель-логопед,
МБОУ «Центр развития ребенка — детский сад №24,
г. Орел
Непосредственно образовательная деятельность с детьми 6–7 лет «Что такое слово?»
Елена Николаевна Нетребина
Непосредственно образовательная деятельность с детьми 6–7 лет «Что такое слово?»
Непосредственно образовательная деятельность с детьми 6-7 лет.
Тема: «Что такое слово?»
Цель: Формирование у детей интереса к языку и осознанного отношения к языковым явлениям; вовлечение детей в решение проблемных практических ситуаций.
Образовательная
• Закреплять умение давать характеристику звука и буквы.
• Формировать понятие, что такое значение и смысл.
• Формировать понятие, что такое слово.
• Совершенствовать навык чтения.
• Развивать положительные качества личности, умение слушать, дополнять друг друга в корректной форме, быть терпеливым.
• Развивать фонематический слух.
• Развивать логическое мышление, умение действовать по плану в определённом порядке.
• Развивать умение ориентироваться на листе бумаге и в пространстве.
• Развивать диалогическую речь.
• Воспитывать интерес к совместной познавательной деятельности, желание преодолевать трудности.
• Воспитывать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
• Формирование навыка чтения.
Интеграция образовательных областей:
Ход работы:
В: Ребята, хотите, чтобы Е. Н. вышла, а вместо неё прилетела на метле Баба-Яга?
В: Тогда закройте глазки ладонями и произнесите наши волшебные слова.
ПОД: Раз, два, три, четыре, пять, будем в сказку мы играть.
Б. Я. : Ой, куда это моя метла меня принесла, неужели к тем детям, которые меня победили в прошлый раз?
Б. Я. : Ну сегодня то я обязательно смогу всё запутать-перепутать, всех обмануть и провести.
ПОД: Нет, не сможешь, Баба-Яга.
Б. Я. : Вот это мы и узнаем. У меня есть волшебная коробочка, а в ней разноцветные жетончики. Жёлтые, как солнышки и синие, как тучки. За каждый правильный ответ вы будете получать жёлтый жетончик. А синий жетончик получу я, если сумею вас запутать. Потом посчитаем, каких жетончиков больше. Если синих, значит я выиграла, если жёлтых, то вы выиграли. Согласны?
Б. Я. : Сейчас я буду задавать очень сложные вопросы. Готовы?
Б. Я. : Когда мы говорим, то произносим буквы, а пишем мы звуки. Это правильно?
ПОД: Нет, не правильно. Когда мы говорим, то произносим звуки, а пишем мы буквы.
Б. Я. : Ну ладно, получайте свой жёлтый жетончик и слушайте следующий вопрос. Звуки можно написать, слепить из пластилина, выложить камушками на улице на площадке или счётными палочками на столе. А буквы можно только слышать и произносить. Это правильно?
ПОД: Нет. (Дети произносят наоборот, получают жёлтый жетон).
Б. Я. : Попробую запутать. Все звуки состоят из слов. Это правильно?
ПОД: Нет, все слова состоят из звуков.
Б. Я. : Всё равно я смогу выиграть.
Б. Я. : Готовы дальше соревноваться?
Б. Я. : У меня есть волшебный мячик. Будем его передавать друг другу, произнося волшебные слова: «Ты катись весёлый мячик быстро-быстро по рукам, у кого остался мячик, тот исполнить что-то нам». У кого остался в руках мячик, должен взять карточку, прочитать слово, которое на ней написано и ничего не произнося, только знаками и жестами показать это слово. Если ребята угадают, то все вы получаете жёлтый жетончик, а если не угадают, то я получаю синий.
Проводится игра. Дети становятся в круг и играют в игру. На карточках написаны простые слова: собака, кошка, птица, мыло, ложка и т. д. по числу детей. За каждое угаданное слово дети получают жёлтый жетончик.
Б. Я. : Всё, я опять проиграла, у меня нет ни одного синего жетончика, сегодня я не смогла вас запутать. Я улетаю, но оставлю вам очень сложное задание, а в следующий раз прилечу и смогу вас победить. Вот, передайте письмо Вашему воспитателю.
Баба-Яга улетает, возвращается воспитатель.
В. : Вот я и вернулась. Улетела Баба- Яга?
В. : Какие вы молодцы, ответили на все вопросы правильно, не смогла она вас запутать. А где сложное задание, которое Баба-Яга нам оставила?
(Дети отдают конверт воспитателю)
В. : (читает письмо): «Я спрятала конверт с заданием, чтобы его найти, нужно выполнить графический диктант». Как настроение? Сможем выполнить диктант?
(Дети садятся за столы и выполняют графический диктант. После выполнения диктанта в тетрадях нарисован прямоугольник и в прямоугольнике буква «П»).
В. : Как вы думаете, что же зашифровано? Что у нас в группе прямоугольной формы и начинается на букву «П»?
ПОД: Скорее всего, это почтовый ящик.
(Дети с воспитателем открывают почтовый ящик и находят конверт,на котором написано: «От Бабы-Яги»Читают письмо: «Прочтите слово и объясните его значение».)
В. : Прочтите, пожалуйста, это слово.
В. : Ребята, что будем делать? Как мы с вами объясним значение этого слова?
ПОД: Не знаем. (Могут начать называть какие-нибудь предполагаемые значения, могут предположить, что в слове переставлены буквы)
В. : Ребята, давайте вспомним, кто нам дал это задание?
В. : Я что она больше всего хочет?
В. : Давайте постараемся не запутаться. Вспомните, из чего состоят слова?
ПОД: Слова состоят из букв, если мы их пишем или из звуков, если мы их произносим.
В. : А это странное слово ПРУМФРОШ состоит из букв?
В. : А раз мы смогли его произнести, то оно состоит из звуков?
В. : А что же ему всё-таки не хватает, чтобы назвать его словом?
ПОД: Это слово непонятное.
В. : Я тоже так думаю. Мне кажется, что оно похоже на орешек без ядрышка.
Скорлупка есть (буквы, звуки, а ядрышка (значения) нет.
Что мы скажем Бабе-Яге? Можно ли сказать, что ПРОМФРУШ является словом?
ПОД: Нет, его нельзя назвать словом. Оно ничего не значит.
(Звучит сигнал сообщения на телефон)
В. : Ребята, мне на телефон пришло какое- то сообщение. (Читает) : «Вам письмо от царя Алфавита. Оно в почтовом ящике». (Достаёт из почтового ящика письмо, читает)
«Мои дорогие друзья, я очень рад вашим успехам. Вы снова победили Бабу-Ягу.
Посылаю вам в подарок стихотворение о слове:
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно, а безымянных нет.
И всё, что может видеть глаз – над нами и под нами.
Они слышны и здесь, и там. И ясно без сомненья,
Чтоб смысл их нам понятен стал, должны иметь значенья.
И подпись: Царь – Государь Алфавит».
В. : Вот и закончилась наша с вами игра. Вам понравилось?
В. :А какая разница между словом и простым набором звуков?
ПОД: Слова должны иметь значения.
В. : Какую новую игру с мячом мы с вами сегодня узнали?
ПОД: Ты катись весёлый мячик.
Презентация «Один день из жизни нашей группы» Первый слайд- название презентации, второй слайд- наш сад,третий слайд- наша группа,четвертый слайд- утренняя гимнастика,5 слайд- завтрак,6.
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с понятием «слово – предмет» Различение живых и неживых предметов»
Конспект занятий в старшей группе
Тема: «Знакомство с понятием «слово – предмет»
Различение живых и неживых предметов»
Цель: Практическое усвоение слов, обозначающих предмет.
1. Ознакомить с понятием «слово – предмет».
2. Сформировать понятия «живой – неживой».
3. Научить соотносить предметы с вопросами Кто? Что?
4. Учить выделять предмет в речевом потоке.
5. Познакомить с условным обозначением слова-предмета.
6. Развивать слуховое и зрительное внимание.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, кукла, конфеты, яблоки, печенье, карточки жёлтого цвета.
Дети стоят по линии ковра.
— Саша, дай предмет! А я не сказала карандаш, не сказала машинку.
— Мальчик, подойди ко мне! Можно ли выполнить мою просьбу? Нет. Я не назвала имени ребёнка. Людей называют по имени, чтобы не перепутать.
— Почему Саша не смог дать предмет? Потому что я не назвала предмет.
2. Ознакомление с понятием «слово – предмет».
— Внимательно послушайте стихотворение:
Домик, Кочка, Квочка. Кошка.
Роща. Ягода. Лукошко.
Веник. Банька. Санька. Венька.
Вот и вышла деревенька.
На доску выставляется панно.
— Найдите на рисунке всё, что названо в стихотворении. Нас окружает огромное количество предметов. Для каждого из них есть своё название – слово.
— Предметы мы можем увидеть, потрогать, съесть. А слово можно увидеть, потрогать, съесть? Сейчас буду угощать вас словами: конфета, яблоко, печенье. Наелись? – Нет. А сейчас угощу предметами (каждому ребёнку положить конфету, яблоко, печенье). Можно угостить предметами, а словами – нет.
3. Усвоение понятий «живой – неживой».
Выставляются картинки с изображением животных.
— Это — живые существа. Если мы не знаем названия животного, тогда спрашиваем: «Кто это?» Что общего у всех живых существ?
— У всех животных есть органы. Они могут передвигаться, слышать, дышать, видеть, чувствовать холод и тепло. Посмотрите, сколько вокруг нас предметов. Они стоят, сами не двигаются, у них нет ни глаз, ни ушей. Это — неживые предметы. Об этих предметах мы спрашиваем: «Что это?»
У детей на столах картинки с изображением живых и неживых пред метов.
— Посмотрите на картинки. Поднимите руки те, у кого на картинке изображён живой предмет? Почему он живой? Задайте вопрос: кто? или что?
4. Соотнесение предмета и слова, выделение слов в речевом потоке.
Логопед показывает 1 предмет (стол) и спрашивает, что это? Дети называют предмет. Логопед подчёркивает, что он показал, а дети назвали 1 предмет. Дети закрывают глаза, логопед называет этот предмет (стол) и спрашивает, сколько он назвал слов (1).
— Предмет один и слово одно.
Тоже с 2 предметами (стол, стул), затем с 3 предметами (диван, стол, стул).
— Сколько предметов, столько же слов, каждый предмет называют словом.
Координация речи с движением.
Два хлопка над головой – раз, два.
Два хлопка перед собой – раз, два.
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
А потом мы отдохнём
И свои места займём.
Дети по очереди берут фрагмент картинки и задают вопрос товарищам кто это? или что это?
7. Условное обозначение слова – предмета.
— Сядет тот, кто назовёт живой предмет. Сколько всего слов вы назвали? Ах, как жалко, что не посчитали! Давайте каждое слово – предмет будем обозначать карточкой жёлтого цвета. У вас на столах они лежат. Называйте неживые предметы и кладите перед собой карточку вместо слова, потом посчитаем, сколько слов вы назвали.
— Какие бывают предметы?
— Как мы их различаем?
— Каждый предмет называется чем?
— Как называются слова, которые называют предмет?