Что такое слово для дошкольников как объяснить

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной речевой группы. Тема: «Что такое слово»

Коррекционно-развивающие задачи :

Наглядный материал : картинка с изображением Незнайки, собачки, мяч, фишки, картинки.

Предварительная работа : Знакомство детей с х/л Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей»

Ход НОД:

I часть.

— В одном сказочном городе жили коротышки. Город назывался Цве­точным и был очень красивым. На улице Колокольчиков жило 16 малышей — коротышек. Самым главным из них был малыш по имени Незнайка.

— Дети, как вы думаете, почему Знайка был самым главным малышом? (потому что он много знал.)

— Да верно. Его прозвали Знайкой за то, что он много знал. Но самым известным был малыш по имени Незнайка. Его прозвали так за то, что… (Незнайка ничего не знал.)

— Ребята, а как вы думаете, за что его прозвали Незнайкой?

— Да, верно, за то, что он ничего не знал. Незнайка носил яркую голу­бую шляпу, желтые брюки, оранжевую рубашку. Он целый день слоняется по городу и распевает: плим, плим, плим, плим, плим, плим. Однажды Не­знайка так увлекся, что не заметил, как наткнулся на Знайку. «Что ты гово­ришь?» — спрашивает Знайка. «Слова» — отвечает Незнайка. «Слова» — уди­вился Знайка, — но ведь они ничего не значат, не имеют смысла. Разве тебе понятно, о чем ты говоришь? (Ничего не понятно.)

— Нет, — говорит Незнайка, — мне не понятно. Может ребята мне подска­жут, о чем я говорю.

— Дети, скажите Незнайке, о чем он говорит. Ребята, не знаете, о чем
говорит Незнайка, вам не понятно? Мне не понятно. Потому что то, о чем ты горишь, не имеет смысла, значения.

— Знайка, а разве есть другие слова? (Конечно, есть.)

— Ну конечно, есть, — отвечает Знайка. — Вот послушай, когда я говорю «ложка», — это ложка. Ложкой суп едят. «Кошка»

— это кошка. У кошки 7 ко­тят. «Тряпка» — это тряпка. Тряпкой вытру стол. «Шапка» — это шапка. Одел­ся и пошел.

— А я придумал слово, смешное слово — плим.

— И повторяешь снова — плим, плим, плим.. Вот прыгает и скачет — плим, плим, плим… И ничего не значит — плим, плим, плим..

— А, понял, — говорит Незнайка. — Мы говорим словами, но слова быва­ют разные. Слова должны иметь смысл, значение.

II часть.

Фонетическая ритмика: отработать с детьми звуки – А, О, И, У, Э, П, Т, Х, Д.

— Дети, давайте играть в мяч, я буду кидать вам мяч, а вы называть раз­ные слова. (Сначала Незнайка бросает мяч детям, потом наоборот). (Слова: яблоко, молоко, мама, дерево, кино, лист, лампа и т.д.)

— Спасибо ребята. Теперь я знаю много разных слов, я могу даже сочи­нять стихи. Про что захочу, про то и сочиню.

— Незнайка, но ведь стихи сочинять очень сложно.

— А мне ребята помогут. Они будут мне подсказывать нужные слова:

Гриб растет среди дорожки,
Голова на тонкой.. (ножке)

Ель на ежика похожа,
Еж в иголках, елка… (тоже)

Жук упал, и встать не может,
Ждет он, кто ему… (поможет)

Иней лег на ветки ели,
За ночь иглы… (побелели)

Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный… (грыз)

Лодки по морю плывут,
Люди веслами… (гребут)

Ослик был сегодня зол,
Он узнал, что он… (осел)

Таракан живет за печкой,
То-то теплое… (местечко)

Ученик учил уроки,
У него в чернилах… (щёки)

— Спасибо, дети, вы очень хорошо помогли Незнайке.

III часть.

— Ребята, Незнайка что-то загрустил, у него пропала любимая собачка Булька. Вы можете помочь найти Бульку, если выполните следующие зада­ния:

1. Надо сказать о собаке ласковые слова. (Милая, добрая, красивая, и т.д.)

2. Какой может быть собака. (Добрая, злая, смелая, пушистая и т.д.)

3. Что может делать собака. (Лаять, лакать, грызть, охранять и т.д.)

— Дети, посмотрите, а вот и Булька, нашлась. Вы правильно выполнили все задания и помогли Незнайке.

— Итак, сегодня мы узнали, что наша речь состоит из слов, что и мы го­ворим словами. Слова нужны, чтобы люди могли общаться о чем—то, разго­варивать. Каждое слово что-то обозначает, имеет смысл.

Бурова Оксана Николаевна,
учитель-логопед,
МБОУ «Центр развития ребенка — детский сад №24,
г. Орел

Источник

Непосредственно образовательная деятельность с детьми 6–7 лет «Что такое слово?»

Что такое слово для дошкольников как объяснить. Смотреть фото Что такое слово для дошкольников как объяснить. Смотреть картинку Что такое слово для дошкольников как объяснить. Картинка про Что такое слово для дошкольников как объяснить. Фото Что такое слово для дошкольников как объяснить Елена Николаевна Нетребина
Непосредственно образовательная деятельность с детьми 6–7 лет «Что такое слово?»

Непосредственно образовательная деятельность с детьми 6-7 лет.

Тема: «Что такое слово

Цель: Формирование у детей интереса к языку и осознанного отношения к языковым явлениям; вовлечение детей в решение проблемных практических ситуаций.

Образовательная

• Закреплять умение давать характеристику звука и буквы.

• Формировать понятие, что такое значение и смысл.

• Формировать понятие, что такое слово.

• Совершенствовать навык чтения.

• Развивать положительные качества личности, умение слушать, дополнять друг друга в корректной форме, быть терпеливым.

• Развивать фонематический слух.

• Развивать логическое мышление, умение действовать по плану в определённом порядке.

• Развивать умение ориентироваться на листе бумаге и в пространстве.

• Развивать диалогическую речь.

• Воспитывать интерес к совместной познавательной деятельности, желание преодолевать трудности.

• Воспитывать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

• Формирование навыка чтения.

Интеграция образовательных областей:

Ход работы:

В: Ребята, хотите, чтобы Е. Н. вышла, а вместо неё прилетела на метле Баба-Яга?

В: Тогда закройте глазки ладонями и произнесите наши волшебные слова.

ПОД: Раз, два, три, четыре, пять, будем в сказку мы играть.

Б. Я. : Ой, куда это моя метла меня принесла, неужели к тем детям, которые меня победили в прошлый раз?

Б. Я. : Ну сегодня то я обязательно смогу всё запутать-перепутать, всех обмануть и провести.

ПОД: Нет, не сможешь, Баба-Яга.

Б. Я. : Вот это мы и узнаем. У меня есть волшебная коробочка, а в ней разноцветные жетончики. Жёлтые, как солнышки и синие, как тучки. За каждый правильный ответ вы будете получать жёлтый жетончик. А синий жетончик получу я, если сумею вас запутать. Потом посчитаем, каких жетончиков больше. Если синих, значит я выиграла, если жёлтых, то вы выиграли. Согласны?

Б. Я. : Сейчас я буду задавать очень сложные вопросы. Готовы?

Б. Я. : Когда мы говорим, то произносим буквы, а пишем мы звуки. Это правильно?

ПОД: Нет, не правильно. Когда мы говорим, то произносим звуки, а пишем мы буквы.

Б. Я. : Ну ладно, получайте свой жёлтый жетончик и слушайте следующий вопрос. Звуки можно написать, слепить из пластилина, выложить камушками на улице на площадке или счётными палочками на столе. А буквы можно только слышать и произносить. Это правильно?

ПОД: Нет. (Дети произносят наоборот, получают жёлтый жетон).

Б. Я. : Попробую запутать. Все звуки состоят из слов. Это правильно?

ПОД: Нет, все слова состоят из звуков.

Б. Я. : Всё равно я смогу выиграть.

Б. Я. : Готовы дальше соревноваться?

Б. Я. : У меня есть волшебный мячик. Будем его передавать друг другу, произнося волшебные слова: «Ты катись весёлый мячик быстро-быстро по рукам, у кого остался мячик, тот исполнить что-то нам». У кого остался в руках мячик, должен взять карточку, прочитать слово, которое на ней написано и ничего не произнося, только знаками и жестами показать это слово. Если ребята угадают, то все вы получаете жёлтый жетончик, а если не угадают, то я получаю синий.

Проводится игра. Дети становятся в круг и играют в игру. На карточках написаны простые слова: собака, кошка, птица, мыло, ложка и т. д. по числу детей. За каждое угаданное слово дети получают жёлтый жетончик.

Б. Я. : Всё, я опять проиграла, у меня нет ни одного синего жетончика, сегодня я не смогла вас запутать. Я улетаю, но оставлю вам очень сложное задание, а в следующий раз прилечу и смогу вас победить. Вот, передайте письмо Вашему воспитателю.

Баба-Яга улетает, возвращается воспитатель.

В. : Вот я и вернулась. Улетела Баба- Яга?

В. : Какие вы молодцы, ответили на все вопросы правильно, не смогла она вас запутать. А где сложное задание, которое Баба-Яга нам оставила?

(Дети отдают конверт воспитателю)

В. : (читает письмо): «Я спрятала конверт с заданием, чтобы его найти, нужно выполнить графический диктант». Как настроение? Сможем выполнить диктант?

(Дети садятся за столы и выполняют графический диктант. После выполнения диктанта в тетрадях нарисован прямоугольник и в прямоугольнике буква «П»).

В. : Как вы думаете, что же зашифровано? Что у нас в группе прямоугольной формы и начинается на букву «П»?

ПОД: Скорее всего, это почтовый ящик.

(Дети с воспитателем открывают почтовый ящик и находят конверт,на котором написано: «От Бабы-Яги»Читают письмо: «Прочтите слово и объясните его значение».)

В. : Прочтите, пожалуйста, это слово.

В. : Ребята, что будем делать? Как мы с вами объясним значение этого слова?

ПОД: Не знаем. (Могут начать называть какие-нибудь предполагаемые значения, могут предположить, что в слове переставлены буквы)

В. : Ребята, давайте вспомним, кто нам дал это задание?

В. : Я что она больше всего хочет?

В. : Давайте постараемся не запутаться. Вспомните, из чего состоят слова?

ПОД: Слова состоят из букв, если мы их пишем или из звуков, если мы их произносим.

В. : А это странное слово ПРУМФРОШ состоит из букв?

В. : А раз мы смогли его произнести, то оно состоит из звуков?

В. : А что же ему всё-таки не хватает, чтобы назвать его словом?

ПОД: Это слово непонятное.

В. : Я тоже так думаю. Мне кажется, что оно похоже на орешек без ядрышка.

Скорлупка есть (буквы, звуки, а ядрышка (значения) нет.

Что мы скажем Бабе-Яге? Можно ли сказать, что ПРОМФРУШ является словом?

ПОД: Нет, его нельзя назвать словом. Оно ничего не значит.

(Звучит сигнал сообщения на телефон)

В. : Ребята, мне на телефон пришло какое- то сообщение. (Читает) : «Вам письмо от царя Алфавита. Оно в почтовом ящике». (Достаёт из почтового ящика письмо, читает)

«Мои дорогие друзья, я очень рад вашим успехам. Вы снова победили Бабу-Ягу.

Посылаю вам в подарок стихотворение о слове:

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным – полно, а безымянных нет.

И всё, что может видеть глаз – над нами и под нами.

Они слышны и здесь, и там. И ясно без сомненья,

Чтоб смысл их нам понятен стал, должны иметь значенья.

И подпись: Царь – Государь Алфавит».

В. : Вот и закончилась наша с вами игра. Вам понравилось?

В. :А какая разница между словом и простым набором звуков?

ПОД: Слова должны иметь значения.

В. : Какую новую игру с мячом мы с вами сегодня узнали?

ПОД: Ты катись весёлый мячик.

Презентация «Один день из жизни нашей группы» Первый слайд- название презентации, второй слайд- наш сад,третий слайд- наша группа,четвертый слайд- утренняя гимнастика,5 слайд- завтрак,6.

Источник

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с понятием «слово – предмет» Различение живых и неживых предметов»

Конспект занятий в старшей группе

Тема: «Знакомство с понятием «слово – предмет»

Различение живых и неживых предметов»

Цель: Практическое усвоение слов, обозначающих предмет.

1. Ознакомить с понятием «слово – предмет».

2. Сформировать понятия «живой – неживой».

3. Научить соотносить предметы с вопросами Кто? Что?

4. Учить выделять предмет в речевом потоке.

5. Познакомить с условным обозначением слова-предмета.

6. Развивать слуховое и зрительное внимание.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, кукла, конфеты, яблоки, печенье, карточки жёлтого цвета.

Дети стоят по линии ковра.

— Саша, дай предмет! А я не сказала карандаш, не сказала машинку.

— Мальчик, подойди ко мне! Можно ли выполнить мою просьбу? Нет. Я не назвала имени ребёнка. Людей называют по имени, чтобы не перепутать.

— Почему Саша не смог дать предмет? Потому что я не назвала предмет.

2. Ознакомление с понятием «слово – предмет».

— Внимательно послушайте стихотворение:

Домик, Кочка, Квочка. Кошка.

Роща. Ягода. Лукошко.

Веник. Банька. Санька. Венька.

Вот и вышла деревенька.

На доску выставляется панно.

— Найдите на рисунке всё, что названо в стихотворении. Нас окружает огромное количество предметов. Для каждого из них есть своё название – слово.

— Предметы мы можем увидеть, потрогать, съесть. А слово можно увидеть, потрогать, съесть? Сейчас буду угощать вас словами: конфета, яблоко, печенье. Наелись? – Нет. А сейчас угощу предметами (каждому ребёнку положить конфету, яблоко, печенье). Можно угостить предметами, а словами – нет.

3. Усвоение понятий «живой – неживой».

Выставляются картинки с изображением животных.

— Это — живые существа. Если мы не знаем названия животного, тогда спрашиваем: «Кто это?» Что общего у всех живых существ?

— У всех животных есть органы. Они могут передвигаться, слышать, дышать, видеть, чувствовать холод и тепло. Посмотрите, сколько вокруг нас предметов. Они стоят, сами не двигаются, у них нет ни глаз, ни ушей. Это — неживые предметы. Об этих предметах мы спрашиваем: «Что это?»

У детей на столах картинки с изображением живых и неживых пред метов.

— Посмотрите на картинки. Поднимите руки те, у кого на картинке изображён живой предмет? Почему он живой? Задайте вопрос: кто? или что?

4. Соотнесение предмета и слова, выделение слов в речевом потоке.

Логопед показывает 1 предмет (стол) и спрашивает, что это? Дети называют предмет. Логопед подчёркивает, что он показал, а дети назвали 1 предмет. Дети закрывают глаза, логопед называет этот предмет (стол) и спрашивает, сколько он назвал слов (1).

— Предмет один и слово одно.

Тоже с 2 предметами (стол, стул), затем с 3 предметами (диван, стол, стул).

— Сколько предметов, столько же слов, каждый предмет называют словом.

Координация речи с движением.

Два хлопка над головой – раз, два.

Два хлопка перед собой – раз, два.

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

А потом мы отдохнём

И свои места займём.

Дети по очереди берут фрагмент картинки и задают вопрос товарищам кто это? или что это?

7. Условное обозначение слова – предмета.

— Сядет тот, кто назовёт живой предмет. Сколько всего слов вы назвали? Ах, как жалко, что не посчитали! Давайте каждое слово – предмет будем обозначать карточкой жёлтого цвета. У вас на столах они лежат. Называйте неживые предметы и кладите перед собой карточку вместо слова, потом посчитаем, сколько слов вы назвали.

— Какие бывают предметы?

— Как мы их различаем?

— Каждый предмет называется чем?

— Как называются слова, которые называют предмет?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *