Что такое слово и слог 1 класс
Как образуется слог?
Слог образуется гласным звуком самостоятельно либо в сочетании с одним или несколькими согласными.
Что такое слог?
Чтобы о чём-то сообщить или спросить, мы пользуемся словами, которые оформляются в законченную мысль — предложение. При разговоре слово произносится на выдохе. Струя выдыхаемого воздуха выходит изо рта не вся сразу, а небольшими толчками. Поднесём ладошку ко рту и убедимся, как это происходит. Произнесём слова:
При произношении каждое слово можно разделить на небольшие звуковые части- слоги, каждый из которых произносится на выдохе одним толчком.
Как же образуются слоги в слове? Из чего они состоят? Выясним это.
Образование слогов
Слово состоит из звуков, причём эти звуки все разные. Самыми звучными являются гласные, которые на письме обозначаются буквами:
Каждый гласный звук можно произнести на выдохе одним толчком воздуха. В силу своей звучности гласные являются слогообразующими. Они обладают способностью образовать слог в одиночку, например в начале многих слов:
Согласные звуки менее звучные. Они состоят из шума или из минимальной доли голоса и шума. Согласные присоединяются к гласным и вместе с ними образуют звуковой отрезок слова, который произносится на одном выдохе, — слог.
Произнесём слова по слогам:
Сколько слогов в слове?
В некоторых словах только один гласный звук в окружении согласных образует слог, например:
Односложные слова пишутся на одной строке. Их нельзя разделить на слоги, чтобы перенести с одной строки на другую.
Чтобы разделить слово на слоги, в нём должно быть не менее двух гласных звуков. Это двусложные слова:
При делении слова на слоги нужно учитывать открытые и закрытые слоги.
Открытый и закрытый слог
В русском языке большинство слогов являются открытыми, так как они заканчиваются гласными. Слогораздел проходит после первого гласного, а следующий слог начинается с одного или двух согласных и заканчивается снова гласным.
Но в некоторых словах имеются закрытые слоги. В конце слов слог закрывает один или несколько согласных:
В середине слова слог могут закрыть только звонкие согласные, обозначенные на письме буквами «й», «л», «м», «н», «р»:
Видеоурок
Деление слов на слоги – правила (1 класс)
При изучении фонетики школьники начиная с 1 класса не только дают характеристику звукам, но и делят слова на слоги. Деление слов на слоги представляет некоторую сложность, и сейчас мы выясним, как справиться с заданием без ошибок.
Что такое слог
Слог — это элемент слова, который мы произносим на одном толчке воздуха.
Слогообразующим звуком в русском языке является гласный. То есть в слоге обязательно должен быть гласный звук, он и составляет основу.
Иногда, если в слове встречается три-четыре согласных рядом и среди них есть сонорный [р] или [л], он берет на себя слогообразующую функцию: Александр, смысл. Тогда мы произносим слово с небольшим призвуком возле слогообразующего согласного. Но в школе такой слог выделять не принято.
Кроме гласного, в слоге могут оказаться согласные звуки, но их может и не быть: о-сень.
Слоги бывают открытыми (оканчиваются на гласный) и закрытыми (оканчиваются на согласный).
Некогда в русском языке были только открытые слоги; в процессе развития языка исчез ряд гласных, количество слогов сократилось и часть из них стали закрытыми.
Как правильно делить на слоги
Существую две фонологические школы: Московская и Ленинградская. В них существуют разные правила деления слов на слоги. Чаще всего в школьных учебниках используется система, предложенная Р. И. Аванесовым (Московская фонологическая школа). С его точки зрения, слогораздел проходит в месте наибольшего перепада звучности. Это значит, что преобладают открытые слоги, потому что гласный звук намного более звучный, чем почти любой согласный. Пример: ко-сто-чка, Лю-дми-ла, про-стой.
Однако если после гласного следует сонорный (л, м, н, р, й), а за ним шумный, то перепад звучности между сонорным и шумным получается больше, чем между гласным и сонорным, и тогда слогораздел проходит между сонорным и шумным: про-стран-ство.
Совпадает ли разделение слов на слоги и деление для переноса?
Деление слова на слоги имеет отношение к фонетическому (звуковому) анализу слова. Слово же для переноса мы делим, учитывая разделение на слоги, но все же по морфемам. То есть перенос, по возможности, проходит по границе морфем.
Допустим, если в слове имеется удвоенная согласная (рассмеяться), при делении на слоги удвоенный согласный всегда переходит в следующий слог (ра-ссме-я-ться), при переносе же полагается одну букву оставлять на одной строке, а другую переносить (деление для переноса: рас-сме-ять-ся). Правило, что слово переносится по слогам, означает, что на строке не может быть оставлена или перенесена часть слова меньше слога.
Что мы узнали?
При делении слова на слоги надо руководствоваться понятием звучности и проводить границу слога между максимально и минимально звучными звуками. Деление на слоги и деление для переноса часто не совпадают.
Деление слов на слоги
Всего получено оценок: 583.
Всего получено оценок: 583.
При изучении фонетики школьники, начиная с 1 класса, не только дают характеристику звукам, но и делят слова на слоги. Деление слов на слоги представляет некоторую сложность, и сейчас мы выясним, как справиться с заданием без ошибок.
Что такое слог
Слог — это элемент слова, который мы произносим на одном толчке воздуха.
Слогообразующим звуком в русском языке является гласный. То есть в слоге обязательно должен быть гласный звук, он и составляет основу.
Иногда, если в слове встречается три-четыре согласных рядом и среди них есть сонорный [р] или [л], он берет на себя слогообразующую функцию: Александр, смысл. Тогда мы произносим слово с небольшим призвуком возле слогообразующего согласного. Но в школе такой слог выделять не принято.
Кроме гласного, в слоге могут оказаться согласные звуки, но их может и не быть: о-сень.
Слоги бывают открытыми (оканчиваются на гласный) и закрытыми (оканчиваются на согласный).
Некогда в русском языке были только открытые слоги; в процессе развития языка исчез ряд гласных, количество слогов сократилось и часть из них стали закрытыми.
Как правильно делить на слоги
Существуют две фонологические школы: Московская и Ленинградская. В них существуют разные правила деления слов на слоги. Чаще всего в школьных учебниках используется система, предложенная Р. И. Аванесовым (Московская фонологическая школа). С его точки зрения, слогораздел проходит в месте наибольшего перепада звучности. Это значит, что преобладают открытые слоги, потому что гласный звук намного более звучный, чем почти любой согласный. Пример: ко-сто-чка, Лю-дми-ла, про-стой.
Однако если после гласного следует сонорный (л, м, н, р, й), а за ним шумный, то перепад звучности между сонорным и шумным получается больше, чем между гласным и сонорным, и тогда слогораздел проходит между сонорным и шумным: про-стран-ство.
Совпадает ли разделение слов на слоги и деление для переноса?
Деление слова на слоги имеет отношение к фонетическому (звуковому) анализу слова. Слово же для переноса мы делим, учитывая разделение на слоги, но все же по морфемам. То есть перенос, по возможности, проходит по границе морфем.
Допустим, если в слове имеется удвоенная согласная (рассмеяться), при делении на слоги удвоенный согласный всегда переходит в следующий слог (ра-ссме-я-ться), при переносе же полагается одну букву оставлять на одной строке, а другую переносить (деление для переноса: рас-сме-ять-ся). Правило, что слово переносится по слогам, означает, что на строке не может быть оставлена или перенесена часть слова меньше слога.
Что мы узнали?
При делении слова на слоги надо руководствоваться понятием звучности и проводить границу слога между максимально и минимально звучными звуками. Деление на слоги и деление для переноса часто не совпадают.
Конспект урока по русскому языку на тему: «Слог и слово» (1 класс)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Итоговая практико-значимая работа на тему:
выполнила: Харченко Влада Александровна
преподаватель: к.п.н., доцент Яковлюк Светлана Михайловна
Цель : формировать умения различать слово и слог, определять количество слогов в слове, делить слова на слоги.
— обобщение и закрепление изученного материала по теме
— развитие навыков орфографической зоркости;
— развитие речи, мышления, внимания, памяти;
— обогащение словарного запаса
— воспитание интереса к урокам русского языка;
— воспитание положительной мотивации к учению;
— воспитание любви к природе.
Планируемые результаты: учащиеся закрепят умение распознавать слова и слоги; определять количество слогов в слове.
Оборудование: презентация, карточки для дифференцированной работы, карточки для рефлексии, наглядный материал для рефлексии, иллюстрации.
1. Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Проверяем, мой дружок,
Книжка ручка и тетрадка?
2. Минутка чистописания.
1) Подготовка пальчиков к письму
— Одновременно сжимаем и разжимаем пальчики,
— Поочередно сжимаем и разжимаем пальчики,
— Поочередно касаемся каждым пальчиком большого;
— “Кулачки” (поворачиваем по часовой стрелке и обратно)
— Теперь ваши пальчики готовы к письменной работе.
Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
Очень медленно ползет. (Улитка)
— Что получилось? ( Слог)
Немного отступим. Следующая улитка – буква И, и т. д.
— Прочитайте все вместе. ( Слог и слово)
— Правильно. Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? Верно. Сегодня мы обобщим и повторим все, что знаем о слогах и словах.
3. Работа над темой урока.
А) Сравнение слов и слогов.
Прочитайте написанное на слайде и разделите на две группы:
— Докажите, что это слова. ( Слово имеет смысл, к нему можно задать вопрос)
— Что вы отнесли ко второй группе? ( Слоги: ве, на, сос, ник, то, ле)
— Докажите, что это слоги. Составьте из этих слогов все возможные слова, прочитайте. ( Веник, сосна, насос, лето.)
— Запишем с комментированием и поделим на слоги. Как узнать, сколько в слове слогов? ( Сколько в слове гласных, столько и слогов)
Б) Проблемная ситуация.
— Слово гвоздь так: гво I здь или так: г I воздь?
— Что помогло вам исправить ошибки? ( Правило)
— Я буду произносить слова и слоги. Если назову слово, вы встаете и поднимаете руки. А если слог – садитесь и закрываете голову руками.
Сад, ре, жир, со, зима, гра, зо, стол, грачи, ол, ежик, ду.
— Ну, а теперь надо основательно подготовиться, впереди задание для самых умных.
Физминутка. Упражнения для глаз.
Чтоб глазки зорче были,
Чтоб в очках вам не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и на носик,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И зажмуримся скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно.
Ну а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!
Г) Найди лишнее слово.
— А теперь проверим, как вы умеете быстро определять количество слогов в слове. Прочитайте слова в первой строке, разделите про себя на слоги и назовите лишнее.
1) Снег, холмы, реки. (Снег)
Запишем его на новой строке с комментированием, подчеркнем гласную.
2)Снегири, синицы, ели. (Ели)
Запишем на другой строке, поделим на слоги.
3)Сугробы, дубы, клены. (Сугробы)
Запишем на третьей строке с комментированием, поделим на слоги.
4. Работа по развитию речи.
— Посмотрите на картину. Что мы видим? ( Зима. Кругом много снега.)
— На что похож снег на верхушках деревьев?
— Подберите по картине односложные слова. ( лед, ель);
— Двусложные ( зима, мороз, ветки)
— Трехсложные ( деревья, бахрома)
Запись с комментированием.
2) Составление рассказа о зиме. Игра «Снежный ком».
Дети составляют рассказ по картине, придумывая по одному предложению. Перед тем как сказать собственное предложение, ребенок должен повторить предыдущее, составленное другим учеником. Озаглавить.
Карточки для слабых учеников.
Вписать в предложения подходящие по смыслу слова.
Снежные шубы надели___________________.
Наступила зима. Ударил мороз. Снегом покрыты поля и леса. Снежные шубы надели сосны и ели. На ветках висит пушистая бахрома.
3 ) Запись с комментированием:
Снежные шубы надели сосны и ели.
4 ) Работа в группах. Взаимопроверка.
Чем отличаются слова от слогов?
Из каких букв смогут состоять слоги?
Как определить количество слогов в слове?
— Наш урок подошел к концу. Мы хорошо поработали. У вас на партах лежат листочки с незаконченными предложениями.
Мне было интересно…
— Кто хочет закончить первое предложение? И т. д.
Рефлексия эмоционального состояния.
— Посмотрите, какая красивая яблоня, но на ней не хватает плодов. У вас на столе по 2 яблочка. Если у вас все получилось, поднимите зеленое. Если вам было некомфортно, неинтересно и трудно, и многое не получалось, то красное.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока по русскому языку составлен по требованиям ФГОС и относится к повторительно-обобщающему типу урока по теме «Слог и слово». В конспекте четко прослеживается работа по технологии проблемного урока, личностно развивающей, игровой, а также ИКТ. Интересно сочетаются здоровье сберегающая и игровая технологии.
Номер материала: ДБ-306098
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок обучения грамоте «Слово и слог» в 1 классе
Способствовать формированию у учащихся представления о слоге как минимальной произносительной единице языка; создать условия для развития умения делить слово на слоги, определения количества слогов в словах, графического изображения слова, разделённого на слоги
Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные)
Произносят слова по слогам; делят слова на слоги, определяют количество слогов в словах; отвечают на вопросы к иллюстрации; составляют рассказ, состоящий из нескольких предложений
Овладевают навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умениями не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств её осуществления.
Познавательные : общеучебные – используют знаково-символические средства представления информации; логические – моделируют слова при помощи схем; классифицируют животных (объединяют в группы по существенному признаку).
Коммуникативные : выражают готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
Основное содержание темы, понятия и термины