Что такое слово в русском языке 6 класс

Урок русского языка в 6 классе «Слово – основная единица языка»

Урок 1. « Слово – основная единица языка» Дата:

Цель урока : повышение культуры речи учащихся.

1. Активное овладение нормами литературного языка.

2. Формирование способности общения и сообщения,

3. Совершенствование навыков и умений в письменной и устной речевой деятельности.

Оборудование: презентация, портрет К.Паустовского.

— познакомить учащихся с понятием «коммуникативность», «толерантность»;

— уметь корректно выражать собственные мысли;

— воспитывать бережное отношение и любовь к русскому языку.

Формирование УУД: Предметные: научиться понимать высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждение на лингвистическую тему.

Метапредметные : слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста.

Многие русские слова сами по себе

излучают поэзию, подобно тому, как

драгоценные камни излучают таинственный

Ребята, прочитайте, пожалуйста, прекрасные слова Константина Паустовского. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

А всегда ли наша речь красива и образна? Отчего это зависит? Каков будет, на ваш взгляд, результат, если мы всегда будем стараться говорить красиво и образно?

Много слов на земле. Есть дневные слова –

В них весеннего неба сквозит синева…

Но слова всем словам в языке у нас есть:

это строчки из стихотворения Вадима Шефнера «Слово», и они, по-моему, перекликаются со словами Константина Паустовского (цитата дана в учебнике и записана на доске), которые даны как эпиграф к теме нашего урока «Слово – основная единица языка» (запись в тетрадях даты, темы урока).

— А какие ещё слова, излучающие поэзию, вы можете назвать?

Запишите их в тетрадь.

— О чём говорят В.Шефнер и К.Паустовский?

Я предлагаю вашему вниманию следующие высказывания известных поэтов и писателей (слайд ):

Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык!

Я никогда, ни одной строчки в жизни не напечатал не на русском языке; в противном случае я был бы не художник….

— Каким чувством пронизаны эти высказывания?

3. Работа по учебнику

— Есть ещё много цитат великих людей о русском языке. В упражнении 2 дана цитата Л.Толстого, прочитайте выразительно.

— Какова, по вашему мнению, роль слов в жизни людей? О чём предупреждает Лев Толстой? (Беречься слов, которые разъединяют людей).

— Почему иногда люди не могут понять друг друга, наладить контакт? Что им в этом мешает?

В современный язык активно вошло слово «коммуникативность». Каково же его лексическое значение?

Коммуникативность — это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т. п.

— А какие чувства и мысли можно выразить словами, по мнению Я.Козловского? – упражнение 3.

Омская поэтесса Марина Безденежных в стихотворении, посвященном ее деду Алексею Ильичу Безденежных пишет такие строчки:

Но слов убедительных,

— Как вы думаете, в какой момент человеку трудно подобрать нужные слова?

Совершенно верно, именно любовью проникнута каждая строчка этого стихотворения.

— Прочитайте текст упражнения 4

— О чём говорит автор?

Но вот какая оказия. Слово само по себе имеет силу, энергию. И называть живого мёртвым без последствий для называемого не получается… А потом болеют, хиреют. И немудрено – сами накликиваем беду…

Но ещё страшнее для человеческой души матерная ругань. Это ведь намеренное оскорбление человека…»

— Александр Сергеевич Грибоедов сказал: «Злые языки страшнее пистолета».

Как вы понимаете это высказывание и согласны ли с ним?

— Как вы думаете, как должен вести себя человек в обществе, например, с одноклассниками, в общественном транспорте, в кинотеатре и т.д.?

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

— Урок сегодня начался со строчек стихотворения Вадима Шефнера, ими же мы и закончим урок:

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту –

Береги изначальную их чистоту…

5. Итог урока. Рефлексия

— Как вы думаете, ребята, зависят ли взаимоотношения людей от того, какие слова они употребляют в речи?

— Я предлагаю вам подготовить дома памятку «Правила общения».

Спасибо всем, мне были очень интересны ваши высказывания, ваше мнение.

Источник

Лексическое значение слова – примеры, определение типов (6 класс, русский язык)

Каждое слово имеет некий смысл, который оно передает. Это то понятие, которое существует в нашем сознании и о котором мы стремимся сообщить в речи. В статье мы поговорим о том, что же это за смысл и как его понять.

Что такое слово в русском языке 6 класс. Смотреть фото Что такое слово в русском языке 6 класс. Смотреть картинку Что такое слово в русском языке 6 класс. Картинка про Что такое слово в русском языке 6 класс. Фото Что такое слово в русском языке 6 класс

Какие значения имеет слово?

Слово в языке выполняет двоякую функцию: оно и передает собственный смысл, и связывается с другими словами в предложения. Поэтому принято говорить, что оно имеет лексическое и грамматическое значения. Грамматическое значение – это информация о слове как части речи. Например, «лексика» – имя существительное, женский род и т.д.

Лексическое значение слова – это его смысл, то, что оно обозначает (например, «Лексика – Совокупность слов какого-л. языка, диалекта или речи отдельного человека; словарный состав чего-л., кого-л.» (Толковый словарь)

Узнать лексическое значение слова можно в толковом словаре, где в так называемой словарной статье дается определение, что это слово обозначает.

В нашем примере лексическое значение слова одно. Но бывает и так, что их несколько.

Многозначные слова

Если слово имеет не одно, а несколько значений, то его называют многозначным. В толковом словаре такие слова объясняются одной статьей, в которой по нумерованным пунктам толкуются все значения слова. Первым приводится обычно прямое значение, то есть самое явное из них, первичное.

Слово может иметь множество значений (даже, например, десять); но все они будут приведены в больших, многотомных, словарях. В обычном школьном словаре, чтобы он не был слишком объемным и неудобным, приводят обычно лишь несколько значений.

Переносное значение слова

Одно из значений слова обычно прямое, остальные могут быть переносными. То есть слово переносится на другое понятие и обозначает его тоже.

Существует несколько типов переноса значения. Приведем примеры.

Типы лексического значения

Тему «Лексика» проходят в 6 классе, поэтому многие трудные для понимания вопросы, требующие большого опыта, остаются неосвещенными. Например, типы лексических значений. Сообщается лишь о прямых и непрямых (переносных) значениях.

Однако полезно помнить, что слова классифицируют и другими способами.

Например, одни из слов выполняют только номинативную функцию (называют понятия: глаза, улыбаться), другие берут на себя еще и экспрессивную функцию (выражают отношение: очи, лыбиться).

Среди слов имеются свободные (их большинство) и несвободные; свободные сочетаются с любыми подходящими по смыслу словами (все, что видно, можно «увидеть»), несвободные же сочетаются с одними словами и «не принимают» другие (можно «одержать» победу, но не поражение).

Что мы узнали?

Лексическое значение слова – это смысл, который передает слово. Значений может быть несколько (тогда слово называют многозначным); бывают прямые и непрямые (переносные) значения слов. Узнать лексическое значение слова можно в толковом словаре.

Источник

Конспект урока русского языка в 6 классе «Слово и его лексическое значение»

Что такое слово в русском языке 6 класс. Смотреть фото Что такое слово в русском языке 6 класс. Смотреть картинку Что такое слово в русском языке 6 класс. Картинка про Что такое слово в русском языке 6 класс. Фото Что такое слово в русском языке 6 класс

Материал урока позволяет обобщить сведения по лексикологии, полученные в 5 классе, а также углубить представление учащихся о способах толкования лексического значения слова.

Что такое слово в русском языке 6 класс. Смотреть фото Что такое слово в русском языке 6 класс. Смотреть картинку Что такое слово в русском языке 6 класс. Картинка про Что такое слово в русском языке 6 класс. Фото Что такое слово в русском языке 6 класс

Содержимое разработки

Конспект урока в 6 б, в классе 26.09.2018

Слово и его лексическое значение (1 урок)

Тип урока: комбинированный

Цели: 1)совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств;

2) формирование представления о способах определения лексического значения слова;

3)развитие умения работать с толковым словарём;

4)воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество,

осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

предметные: научиться определять лексическое значение слов несколькими способами, работать с толковым словарем.

Понятия: лексикология, лексическое значение слова, словарная статья

Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения

Вид используемых ИКТ: мультимедийная презентация.

Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Оборудование: мультимедиа (презентация), школьный толковый словарь, учебник русского языка.

1. Актуализация полученных знаний. Определение темы урока. Лексический анализ слова.

– Сегодня я хочу начать наш урок со слов С.Я. Маршака: “Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. ”. Как вы понимаете смысл этого высказывания? Как вы думаете, а сколько всего слов в русском языке? Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Русский язык по праву считается одним из самых богатых языков мира. А в чем состоит богатство языка? Богатство языка состоит, прежде всего в его словарном составе, т.е. в лексике. А что изучает лексика как наука? Лексика – раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка.

Наша задача – расширять свой словарный запас. А это значит узнавать новые слова. А что такое узнавать новые слова? Послушайте стихотворение И.Токмаковой:

Ложка – это ложка.
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка.
У кошки – семь котят.
Тряпка – это тряпка.
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка.
Оделся и пошел.
А я придумал слово.
Смешное слово – плим.
Я повторяю снова –
Плим, плим, плим.
Вот прыгает и скачет –
Плим, плим, плим.
И ничего не значит
Плим, плим, плим. [1]

Удалось ли мальчику придумать новое слово? Узнали ли вы новое слово, прослушав это стихотворение? Вспомним фонетику: из чего состоит слово?/Из звуков.! Произносим: ([п л’и м], пишем: плим. И все-таки это не слово! Почему? Потому что оно “ничего не значит”, не имеет смысла! Как по другому называется смысл слова? (Лексическое значение).

2.Определение темы урока. Постановка цели.

Сформулируйте тему урока (Слово и его лексическое значение).

Чему должны научиться на уроке?

Научиться определять лексическое значение слова.

Вспомнить понятия, изученные в разделе лексикология.

Пополнять свой словарный запас.

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

-Значение – важнейший признак слова, без него слова нет и быть не может! Смысл слова и есть его лексическое значение. Стало быть, узнать новое слово– значит узнать, понять его лексическое значение. А как узнать лексическое значение нового, впервые услышанного или прочитанного слова? (необходимо обратиться к толковому словарю).

-А с каким толковым словарем вы уже знакомы с 5 класса? («Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля). – сообщение подготовленного учащегося о словаре В.И.Даля.

— Толковые словари могут быть более-менее полными и рассчитанными на тот или иной круг читателей. Самые полные и точные словари называются академическими.

-Ребята, а что можно сказать о человеке, судя по его речи?

Вспомним цитату из смешной книги Ильфа и Петрова «12 стульев»: «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов, словарь негра из людоедского племени „Мумбо-юмбо“ составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась 30 словами».

Что же делать, чтобы достичь уровня высокообразованного человека (читать, расширять свой словарный запас).

— Запишите предложения (по вариантам), подчеркните грамматическую основу, расставьте, где нужно знаки препинания (1 человек у доски).

Кругом в недосягаемую высь поднимались исполинские деревья, их кроны терялись в зелёном сумраке.

— Какие трудности были? (незнакомые слова). Как решили проблему? (узнали значение слов в толковом словаре).

4. Знакомство с материалом

— Ребята, а что же такое вообще слово и его лексическое значение? Что мы ещё знаем о словах из раздела «Лексика»? (обратимся к учебнику).

— Закройте учебники, посмотрите на слайд, помогите восстановить пропуски по памяти:

Все словарные слова образуют состав языка, или ____(лексику).

В зависимости от количества лексических значений слова бывают_____(однозначными, многозначными)

Помимо прямого значения слова могут иметь____(переносное).

Слова, близкие по значению, называют___(синонимами).

Слова с противоположным ЛЗ называются____(антонимы).

Слова, одинаковые по значению и написанию, но разные по ЛЗ называют___(омонимы).

(Взаимопроверка. Меняемся тетрадями, выставляем оценки: нет ошибок – 5, 1 ошибка – 4, 2-3 ошибки – 3, более 3-х – 2)

5. Проблемная ситуация.

Счастье – это чувство высшего удовлетворения.

Счастье – это когда тебя понимают (из кинофильма «Доживём до понедельника»).

Счастье – радость, благополучие, блаженство.

Счастье – буквально «хорошая часть, доля» (из словаря, объясняющего происхождение слова).

— Как вы думаете, какого из данных определений не может быть в толковом словаре?

— Если я вас попрошу дать определение слова «доброжелательный», справитесь ли вы с этой задачей?

(нет, или не все). Почему? Чего нам не хватает, чтобы справиться с заданием? (умения толковать слова).

6.Решение проблемной ситуации. Применение новых знаний.

2)— Посмотрите на слайд и скажите, как объяснить разное написание этих слов? (их написание зависит от лексического значения). Сделайте вывод: в чём помогает нам знание лексического значения слов? (в их правильном написании)

— Выполните упр.92 (комментированное письмо).

-что мы сегодня на уроке узнали нового?

-удалось ли нам достичь поставленной цели?

— какие знания и где вам пригодятся в дальнейшем?

-оцените свою работу на уроке по следующим критериям:

1) материал усвоен, все задания выполнены без ошибок – «5»

3) в целом материал усвоен, но остались вопросы, задания вызвали затруднения, выполнено самостоятельно половина заданий – «3»

4) материал не усвоен, с заданиями не справился – «2».

(на столах у учащихся критерии и карточки с оценками, поэтапно поднимаются сначала карточки с оценкой «5» и т.д.).

8. Корректировка и выставление оценок учителем.

9.Д/З: Объясните значение слов любым способом: абориген, цивилизация, экзотика, байдарка.

Источник

Правила по русскому языку для 6 класса

Глагол

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?

Совершенные и несовершенные глаголы

Глаголы изменяются по временам: бывают в форме

Глаголы совершенного вида не имеют настоящего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по числам и родам (в единственном числе).

Изменение глаголов

смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть; гнать, держать, дышать и слышать – относятся ко второму спряжению, остальные – к первому.

Разноспрягаемые глаголы – хотеть, бежать. Особоеспряжение у глаголов дать, есть.

Переходные глаголы

Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными (действие переходит на предмет). Остальные (в том числе возвратные) являются непереходными.

В предложении глагол обычно бывает сказуемым.

Словообразование и орфография

Русский язык постоянно пополняется новыми словами. Основной путь обогащения словарного состава — образование слов различными способами от иных слов или основ.

При последовательном образовании слов друг от друга получается словообразовательная цепочка однокоренных слов: зелёный – зеленеть – зазеленеть.

Слова могут образовываться с помощью приставок, суффиксов, а также сложением нескольких основ или слов.

Морфемные способы словообразования

В процессе образования слов может происходить:

Сложносокращённые слова

Сложносокращённые слова (или аббревиатуры) — это слова, образованные путём сложения сокращённых частей основ слова.

При образовании сложносокращённого слова у сокращаемых слов берутся:

1) части основ нескольких слов: сельмаг (сельский магазин);

2) начальные буквы: БГУ (Белорусский государственный университет),
произносится [бэгэу];

3) начальные звуки: СМУ (строительное монтажное управление),
произносится [сму];

4) часть основы и целое слово: турпоход (туристический поход),
завскладом (заведующий складом).

Соединительные о и е в сложных словах

Сложными называют слова, состоящие из двух (реже трёх) корней. Сложные слова образуются из основ исходных слов: лес, возить – лесовоз.

При образовании сложных слов чаще всего используются соединительные гласные о и е (соединительные морфемы): заготовки леса – лесозаготовки, хранилище для овощей – овощехранилище.

В сложных словах после твёрдых согласных пишется соединительная о, а после мягких согласных, шипящих и ц – соединительная е: морозостойкий, путепровод, кашевар, овцеводство.

В отдельных случаях мягкий согласный звук первой основы отвердевает, и поэтому пишется соединительная гласная о: баснописец, зверолов.

Что такое слово в русском языке 6 класс. Смотреть фото Что такое слово в русском языке 6 класс. Смотреть картинку Что такое слово в русском языке 6 класс. Картинка про Что такое слово в русском языке 6 класс. Фото Что такое слово в русском языке 6 класс

Лексика

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное значение слова.

Разряды слов по происхождению.

Устаревшие слова и неологизмы.

Слова, которые больше не употребляются или употребляются очень редко, называются устаревшими (например, чадо, десница, уста, красноармеец, нарком.

Что такое слово в русском языке 6 класс. Смотреть фото Что такое слово в русском языке 6 класс. Смотреть картинку Что такое слово в русском языке 6 класс. Картинка про Что такое слово в русском языке 6 класс. Фото Что такое слово в русском языке 6 класс

Части речи

Отличительные признаки частей речи.

Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? Имена прилагательные похожи на разноцветные карандаши художника, делающие наш мир ярким и красочным.

Имя числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов (одиннадцать, шестнадцать) или их порядок при счете (четырнадцатый,первый) и отвечает на вопросы сколько? какой по счету?Имя числительное похоже на калькулятор, при помощи которого можно сосчитать количество предметов.

Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, но не называет их. Местоимения напоминают запасных игроков во время футбольного матча. Они выходят на поле только тогда, когда вынужденно освобождают игру – получают травму, чересчур устают – имена существительные и прилагательные.

Глагол– самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Это самая трудолюбивая часть, которая похожа на Золушку, потому что не может сидеть без дела и трудится 365 дней в году, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.

Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия (громко, тихо) или признак признака (очень, чересчур) и отвечает на вопросы где? куда?откуда? как? почему? зачем? когда?Наречие – это любопытная бабушка, которая любит мучить внуков вопросами: где был? куда идешь? откуда пришел? как зовут твоих друзей? когда вернешься? Именно по вопросам любопытной бабушки наречие без труда можно отыскать в предложении.

Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? что сделав? и объединяет признаки наречия и глагола. Деепричастие можно сравнить с букетом, который преподносят в дополнение к подарку.

Предлоги служат для связи слов в предложении и словосочетании.
Союзы связывают между собой однородные члены или простые предложения в составе сложного.
Частицы вносят в предложение эмоциональные оттенки (не, даже) или служат для образования форм слов (хотел бы).
Междометия выражают чувства, но не называют их. Для выражения изумления мы используем междометие ах, для выражения страха или боли – ой, чувства холода – бр-р.

Что такое слово в русском языке 6 класс. Смотреть фото Что такое слово в русском языке 6 класс. Смотреть картинку Что такое слово в русском языке 6 класс. Картинка про Что такое слово в русском языке 6 класс. Фото Что такое слово в русском языке 6 класс

Имя существительное

Разносклоняемые имена существительные

Склонение разносклоняемых существительных

• большинство сложносокращённых слов:

Если фамилия, оканчивающаяся на согласный, называет лицо женского пола, то она не изменяется: (кому?) Александру Коктышу, (кому?) Наталье Коктыш.

Несклоняемые имена существительные не имеют особых форм падежей. Значение падежа и числа у них выражается с помощью предлогов и зависимых слов:

(какими?) новыми пианино (Т.п., мн. ч.),
(какому?) остроумному конферансье (Д.п., ед. ч.).

Несклоняемые одушевлённые имена существительные относятся к мужскому роду, если обозначают:

а) лиц мужского пола: маэстро, месье;

б) лиц по профессии или социальному положению:
конферансье, атташе;

в) животных, птиц: кенгуру, фламинго, коала. Однако если контекст указывает на самку животного, то соответствующие слова употребляются в форме женского рода: кенгуру кормила детёныша.

Несклоняемые одушевлённые имена существительные относятся к женскому роду, если обозначают лиц женского пола: фрау, миссис.

Несклоняемые неодушевлённые имена существительные относятся, как правило, к среднему роду: такси, пальто, бюро, шоссе. Род некоторых существительных зависит от их значения: кольраби (сорт капусты) – ж. р., пенальти (штрафной удар) – м. р., авеню (широкая улица) – ж. р.

Род несклоняемых имён существительных и сложносокращённых слов

Род несклоняемых собственных географических названий зависит от рода нарицательных существительных, обозначающих эти же географические объекты: Дели (город) – м. р., Конго (страна) – ж. р., Онтарио (озеро) – ср. р.

Имена существительные, характеризующие лиц то мужского, то женского пола, относят к общему роду: ябеда, задира, плакса, Саша, Величко, Черных.

Существительные, называющие лиц по профессии, должности, роду занятий, обозначающие как лиц мужского, так и лиц женского пола, относятся к мужскому роду:

Кондуктор (м. р.) Иванов проверил билет.
Кондуктор (м. р.) Иванова проверила билет.

Что такое слово в русском языке 6 класс. Смотреть фото Что такое слово в русском языке 6 класс. Смотреть картинку Что такое слово в русском языке 6 класс. Картинка про Что такое слово в русском языке 6 класс. Фото Что такое слово в русском языке 6 класс

Имя прилагательное

Имя прилага́тельное — самостоятельная часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?» и так далее. В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым. Имеет тот же падеж, что и имя существительное, к которому оно относится.
Качественные прилагательные
Обозначают признак, который можно иметь в большей или меньшей степени.

Большинство качественных прилагательных, и только они, имеют две формы: полную (умный, вкусный) и краткую (умён, вкусен). Полная форма изменяется по числам, родам и падежам. Краткая форма — только по родам и числам. В предложении краткая форма употребляется как сказуемое, а полная — обычно как определение. Некоторые качественные прилагательные не имеют краткой формы (дружеский, разлюбезный). Другие, наоборот, не имеют полной формы (рад, горазд, должен, надобен)[2]

Прилагательные, не являющиеся качественными, не имеют ни сравнительной, ни превосходной степени.

Относительные прилагательные

Обозначают признак, который нельзя иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой?».

Выражают отношение предмета к другому предмету (дверной), материалу (железный), свойству (стиральный), времени (январский), месту (московский), единице измерения (пятилетний, двухэтажный, килограммовый).[3] и т. д.

Не имеют краткой формы, степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов.

Притяжательные прилагательные

Обозначают принадлежность предмета живому существу или лицу (отцовский, сестрин, лисий). Отвечают на вопрос «чей?», «чьё?». Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных или качественных: заячья (притяжательн.) шерсть, заячья (качествен.) душа, заячий (относ.) след.

Не имеют краткой формы, степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов.

Склонение имён прилагательных

Прилагательные склоняются по падежам и изменяются по числам, в единственном числе изменяются также по родам. Исключение составляют краткие прилагательные и прилагательные в сравнительной степени: они не склоняются. Кроме того, есть некоторое количество несклоняемых прилагательных: коми народ, цвет хаки, вес брутто.

Род, падеж и число склоняемого прилагательного зависят от соответствующих характеристик существительного, с которым оно согласуется. Несклоняемые прилагательные обычно находятся после существительного, их род, число, и падеж определяются синтаксически по характеристикам соответствующего существительного: пиджаки беж.

Образование прилагательных

Морфологический разбор имени прилагательного

Начальная форма. Начальной формой у имени прилагательного считается форма единственного числа, именительного падежа, мужского рода (синий).
Постоянные признаки: разряд (качественное, относительное или притяжательное).

Переход в другие части речи

Чаще всего в разряд прилагательных переходят причастия. В качестве прилагательных также могут выступать местоимения (Художник из него никакой).

Прилагательные, в свою очередь, могут субстантивироваться, то есть переходить в разряд существительных: русский, военный.

Что такое слово в русском языке 6 класс. Смотреть фото Что такое слово в русском языке 6 класс. Смотреть картинку Что такое слово в русском языке 6 класс. Картинка про Что такое слово в русском языке 6 класс. Фото Что такое слово в русском языке 6 класс

Имя числительное

Значение и грамматические признаки имени числительного.

Имя числительное — часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
По значению и грамматическим признакам имена числительные делятся на количественные и порядковые.Количественные числительные обозначают количество или число и отвечают на вопрос сколько?Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

Количество могут обозначать и другие часть речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи — только словами: три лошади — тройка лошадей.

Простые и составные числительные.

Порядковые числительные первый, второй являются непроизводными (исходными слова).

Порядковые числительные, подобно прилагательные, изменяются по падежам, числам и родам.
В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово.

Морфологический разбор имени числительного.

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма(именительный падеж).
2. Постоянные признаки:
а) простое или составное,
б) количественное или порядковое,
в) разряд (для количественных).
3. Непостоянные признаки:
а) падеж,
б) число (если есть),
в) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.

Что такое слово в русском языке 6 класс. Смотреть фото Что такое слово в русском языке 6 класс. Смотреть картинку Что такое слово в русском языке 6 класс. Картинка про Что такое слово в русском языке 6 класс. Фото Что такое слово в русском языке 6 класс

Местоимение

Местоимение как часть речи

Местоимение — это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам.
В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями, определениями.

Что такое слово в русском языке 6 класс. Смотреть фото Что такое слово в русском языке 6 класс. Смотреть картинку Что такое слово в русском языке 6 класс. Картинка про Что такое слово в русском языке 6 класс. Фото Что такое слово в русском языке 6 класс

Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Правила

К личным относятся местоимения 1-го лица я, мы, 2-го лица ты, вы и 3-го лица он, она, оно, они. Местоимения 1-го и 2-го лица изменяются по падежам, местоимения 3-го лица имеют род.
При склонении личных местоимений иногда меняется всё слово, например: в И.п. – я, а в Р.п. совсем другая основа – меня.
Иногда в корне происходит чередование: тебя – тобой, меня – мне.
После предлогов у местоимений 3-го лица он, она, оно, они появляется н: у него, возле них, около неё.
Если перед местоимением стоит предлог, который относится не к местоимению, а к другому слову, то н к местоимению не присоединяется: Сидеть у его подъезда. Поиграть с её куклой.
Возвратное местоимение себя указывает на того, о ком говорят. Оно не имеет именительного падежа, не имеет рода и числа: Не хвали сам (сама) себя. Не хвалите сами себя.
В предложении себя является дополнением.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *