Что такое светская школа кратко

Школа светская

Смотреть что такое «Школа светская» в других словарях:

Тихоокеанская средняя школа — Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия

Нидерландская школа — ведущее творч. направление в вок. хор. полифонии 15 16 вв. Сложилось в Нидерландах (исторических; объединяли совр. Нидерланды, Бельгию, Сев. Вост. Францию и Люксембург); II. ш. наз. также бургундской и фламандской, франко фламандской. Н.… … Музыкальная энциклопедия

СВЕТСКИЙ — СВЕТСКИЙ, светская, светское. 1. прил. к свет2 в 3 знач., свойственный, принадлежащий высшему обществу (дорев., устар.). Светская жизнь. Светский этикет. «От избегал общества своей братьи литераторов и предпочитал им светских людей, даже самых… … Толковый словарь Ушакова

Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Франция — (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

Ахты — Село Ахты лезг. Ахцагьар … Википедия

Рим — I Древний (лат. Roma), город, возникший (согласно античному преданию, в 754/753 до н. э.) из группы поселений, к середине 3 в. до н. э. подчинивший себе весь Апеннинский полуостров; в дальнейшем средиземноморская держава, включавшая… … Большая советская энциклопедия

Музыка Франции — Группа музыкантов на Монмартре Французская музыка одна из самых интересных и влиятельных европейских музыкальных культур, которая черпает истоки из … Википедия

Италия — I Италия (Italia) Итальянская Республика (La Repubblica Italiana). I. Общие сведения И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… … Большая советская энциклопедия

Источник

Светское образование

Что такое светская школа кратко. Смотреть фото Что такое светская школа кратко. Смотреть картинку Что такое светская школа кратко. Картинка про Что такое светская школа кратко. Фото Что такое светская школа кратко

Я на самом деле в шоке от интервью руководителя Департамента образования области.

«Союз церкви и образования был всегда». Когда всегда? Речь идет о дореволюционном периоде? Так это был не союз, сами начальные школы находились в ведении духовного ведомства. Других не было. К этому мы стремимся сейчас??

Утверждается, что школа должна не только давать знания, но и воспитывать. Кто бы спорил. Конечно должна. Совершенно однозначно. Но как в это воспитание затесались мужчины в черных одеяниях? Какое отношение они имеют к светской школе? Или наша школа уже сама по себе настолько недееспособна, что эти воспитательные функции она просто взяла и передала представителям епархий? С чего руководитель Департамента образования пришла к выводу, что у нас исключительно православная земля? СРЕДИ ВЕРУЮЩИХ людей, бесспорно, православные составляют подавляющее большинство. Но ведь далеко не все. Много людей вообще не верующих, есть представители других конфессий, кто-то верит в языческих богов и т.д. У нас теперь Департамент образования воцерковлением занялся? На самом деле посмотришь на этих пузанов, меня так они в качестве воспитателей совсем не устраивают.

«Ценности закреплены в Библии, в церковном учении…» Это все источники ценностей? Больше они нигде не закреплены? А мне вот кажется, что гораздо более актуально познавать об этих ценностях из литературы, начиная от сказок и заканчивая величайшими произведениями в том числе русских авторов.

«Семья, порядочность, любовь, патриотизм – это еще никто не отменял». Никто и никогда не отменит, и святейшие здесь ни при чём. Ни их это заслуга и от них это не зависит. На то они и общечеловеческие ценности. Это не завит от религии.
«Центр «Северная Фиваида»… мы единственные с этой практикой». Вот и задумались бы. У остальных мозгов не хватило? У них уровень нравственности на порядок ниже? Эта Фиваида должна находиться не на бюджете области, поскольку к образованию она не имеет никакого отношения. Это пиявка для бюджета. 20 лет деятельности… Кроме праздников/бессмысленных конференций … в чём результат деятельности? Только попов в школы огромное количество привадили с её помощью.

Принцип светскости у нас закреплен в Конституции. Церковь отделена государства. Соответственно, и от школ также. Неоднократно я слышала фразу: «Светское образование не значит атеистическое» (директор «Северной Фиваиды» Н. Тихомирова). Фраза сама по себе шедевральная и абсолютно бессмысленная. Светское образование КОНЕЧНО не значит атеистическое. Здесь не о чем спорить. Светское – значит свободное от какого – либо религиозного/антирелигиозного присутствия. Просто образование (обучение наукам) и воспитание. В светской школе работают учителя, которые занимаются образованием и воспитанием на основе общечеловеческих ценностей. И их отношение к религии – это их сугубо личное дело, которое к педагогической деятельности не имеет никакого отношения. Это вопросы личного характера. В храмах служат свои специалисты, которые занимаются своим делом и распространяют свою деятельность на желающих. В подведомственных им организациях (воскресные школы) они осуществляют образовательную и воспитательную деятельность в отношении тех лиц, кому это необходимо и кто разделяет данное вероучение. Т.е. школы – отдельно, храмы – отдельно.

Зачем им нужно сотрудничать? Несомненно, в школах необходимо преподавание основ религиоведения в познавательном аспекте, чтобы ученик понимал верующих людей разных конфессий и вероисповеданий и мог общаться с ними, чтобы народ мог жить как единый народ, не разделяясь по конфессиональным признакам. И это всё. Но допускать попов к воспитанию всех сплошь учащихся… это борщ. Посмотришь на их количество на этих чтениях, на Рябову в центре – волосы дыбом встают. Куда мы катимся?
Не вписывается в общий контекст мероприятия и выступление Сергея Юрьевича Баранова. «Что такое дружба? Что такое любовь? Что такое совесть? Что такое честность? Если литература убирается из школьной программы, то на занятиях по каким предметам эти ценности будут рассматриваться?» Этими несколькими вопросительными предложениями научное сообщество ответило на все вопросы, которые обсуждались на «площадках».

Дайте детям образование! Обучите их хотя бы так, чтобы они хоть на проходной балл, но могли сдать экзамены, хотя бы с третьего раза). Обеспечьте детям возможность заниматься в свободное от учебы время там, где им хочется и чем хочется, а не тем, чем поп считает нужным, чтобы они не с пивом по городу болтались, а были заняты. Сколько сейчас сокращается бюджетных мест в спортивных секциях? Не сдаст ребенок нормативы, пожалуйста… переходи на платное обучение. А нет у родителей денег… куда он пойдет? В Фиваиду бесплатно молиться? Конечно нет. Он пойдет болтаться и развивать свою нравственность на улице. И попы ваши ничего с этим не сделают, даже если чтения эти будете проводить ежемесячно.

Источник

Светский характер образования, как принцип государственной политики в области образования

1.2 Светский характер образования, как принцип государственной политики в области образования

Данный принцип является один из основополагающих принципов в политике российского государства в сфере образования. Он зафиксирован в Конституции РФ и ряде федеральных законов Российской Федерации. Его суть состоит в том, что государственная и муниципальная системы образования и воспитания не преследуют цели формирования того или иного отношения к религии.

Светский характер образования предполагает:

1. Недопустимость в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обучения учащихся и студентов религии с целью восприятия ими вероучения определенной конфессии, отсутствие вероучительных предметов в образовательных программах и в сетке обязательных занятий.

2. Исключение какого бы то ни было вмешательства
религиозных организаций в содержание и организацию учебного
процесса в государственных и муниципальных образовательных
учреждениях, недопустимость цензуры с их стороны программ,
учебников, учебных пособий, соответствующих образовательному стандарту, включая религиоведение.

3. Запрет на размещение в зданиях государственных и
муниципальных учебных заведений религиозной символики,
предметов культа, отправления молебнов и религиозных обрядов,
мероприятий религиозного и миссионерского характера, любых форм
религиозной пропаганды.

Государственная и муниципальная школа должна быть запретной территорией для прозелитизма любой религии или конфессии.

Вместе с тем такая постановка вопроса не означает ограничения возможности и необходимости широкого ознакомления учащихся и студентов с религией, многообразием религиозных феноменов, их ролью в истории, культуре и современной жизни человечества и отдельных стран и народов. Эти знания необходимы образованному человеку для достижения высокого уровня культуры, широты кругозора, полноты усвоения духовно-нравственных ценностей, накопленных человечеством, в том числе принципов мировоззренческой, религиозной и национальной терпимости.

Эту функцию в государственном образовательном стандарте выполняют курс «Религиоведение» («Основы религиоведения») и широкий комплекс религиоведческих дисциплин, рассматривающих религию в историческом, философском и культурологическом планах.

Следует подчеркнуть, что светский характер образования не есть атеизм: атеистическая пропаганда в государственных и муниципальных школах, как и религиозная пропаганда должны быть исключены. Изучение истории и концепций свободомыслия и атеизма, их места в развитии духовной культуры общества осуществляется в курсе религиоведения и других гуманитарных дисциплин наряду с изучением религии как социального явления и феномена культуры. Для обеспечения научного уровня религиоведческого образования и исключения конфессионального влияния на его содержание необходимо четко определить различия между религиозным и религиоведческим образованием по ряду параметров.

Различия по субъектам ответственности

(организация, определение содержания)

Обеспечение светского характера образования в государственных и муниципальных учебных заведениях означает исключительную прерогативу государства в организации государственной, муниципальной системы образования, в определении содержания этого образования, недопустимость вмешательства религиозных организаций в этот процесс, вынесение религиозного образования и пропаганды вероучений за пределы сферы деятельности светской школы.

Образовательное учреждение, осуществляющее образовательно-воспитательный процесс религиозно нейтрально и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии. Это составляет основу понятия светского образования, светской школы.

Светская школа выступает в роли гаранта соблюдения принципа свободы совести и свободы вероисповедания. Религиозное образование и воспитание не предусмотрено учебными программами, но может осуществляться по желанию детей, их родителей или опекунов вне светской школы.

Светской школе противостоят религиозная (церковно­приходская) и антирелигиозная школы.

Религиозная (церковно-приходская) школа, составлявшая основу системы образования и просвещения в России до 1917 году, в обязательном порядке обучала школьников молитвам, Закону Божию, церковному пению, основам гражданской печати, письму и начаткам арифметики. Для сельской местности такая школа была первым и часто единственным учебным заведением.

Антирелигиозная школа сформировалась в советский период российской истории. Одной из основных ее задач было формирование у учащихся атеистического мировоззрения, непримиримого отношения к религии. Этой задаче были подчинены как учебная, так и воспитательная работа, что не только исключало из программ целые пласты отечественной культуры, но и сужало возможности обеспечения свободы совести обучающих и обучающихся.

2. Конституционно-правовая база религиоведческого

и религиозного образования в государственных

и муниципальных образовательных учреждениях

Правовое поле получения образования в Российской Федерации, в том числе религиоведческого и религиозного, создается и поддерживается Конституцией РФ, системой федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ и Правительства РФ, приказов Министра образования РФ. Определенную роль в его оптимизации играют также законодательные акты субъектов Федерации, соглашения, договоры, протоколы о намерениях, заключаемые федеральными органами управления (министерствами, ведомствами) с отдельными конфессиями. Одна из основных идей этих документов: право на свободу совести и религиозных убеждений есть неотъемлемое условие достойной жизни каждого человека и гражданина.

1) международные декларации, пакты, Конституция РФ, федеральные законы и другие документы федерального уровня;

2) законодательные акты субъектов Федерации;

3) ведомственные, межведомственные правовые акты.

Источник

Церковные и светские школы

Школы в Средние Века возникали сначала при монастырях или при дворцах коронованных особ. С оживлением городской жизни в XI – XII вв. школа становится непременной чертой повседневной жизни средневековых горожан. Города превращаются не только в административные и торговые центры, но и в центры учености, отбирая в этом пальму первенства у монастырей.

После распада Римской империи в школьном деле существовали и старые формы, и сравнительно новые: школы грамматиков, риторические школы, церковные школы разного уровня и характера. К VII веку школы античного типа полностью исчезли, снизился уровень и удельный вес светского знания, резко упало количество школ. Это произошло в силу ряда причин: постоянные войны; отсутствие педагогических кадров; конкуренция церковных учебных заведений; исчезновение античного общества, которое обслуживали эти учебные заведения.

Вновь организованные церковные школы стали приемниками античной традиции. Прежде всего, это проявлялось в трансформации латыни при сохранении минимума учебной программы античной школы для изучения основ наук. Среди важнейших черт новой школьной практики мы видим подчинение светского знания целям религиозно ориентированного образования («духовное попечение»), преимущественная ориентация на профессиональную подготовку внутрицерковного характера (усвоение практических навыков исполнения клиром церковных обязанностей), функционирование образовательных учреждений в тесном взаимодействии с церковью.

Среди создателей первых монастырских школ Средневековой Европы выделялся Флавий Кассиодор (490-583 гг.), организовавший в Италии знаменитый «Виварий». При школе в монастыре работала библиотека. Заметно выделялись монастырские школы Ирландии и Англии. В монастырских школах была создана первая средневековая учебная литература по грамматике, стихосложению, астрономии, арифметике, истории и литературе. В монастырях встречалось обучение трех основных типов: пастырское (для церковно-приходского служения в миру); подготовка мальчиков в монахи; обучение грамоте и Писанию для мальчиков, не предполагающих оставаться при церкви или монастыре.

По мере складывания монашеские орденов некоторые из них выделились особенно высоким уровнем школ. Среди таких были ордена капуцинов, доминиканцев, августинианцев, урсулинок и др. В монастырские школы отдавали детей и для духовного воспитания, и для светского образования. Некоторые родители передавали детей монастырю с целью сделать из них монахов (считалось позитивным для судеб рода, если один из членов многочисленной семьи становился духовным лицом) или чтобы просто дать им общее образование и нравственное воспитание. Иногда воспитанники монастырских школ получали и навыки для будущей профессии, особенно если она была связана с книжной культурой, поскольку в монастырских школах обучали именно этой сфере интеллектуальных познаний.

Церковные школы были важным инструментом религиозного воспитания. В них изучали Библию, богословскую литературу. Почти в полном пренебрежении было физическое воспитание. Школы не уделяли физическому воспитанию должного внимания. Хотя иногда проводились игры во дворе, целые «дни веселья», но каникул формально не было. В школах царили жестокие наказания: карцер, лишение еды, избиение и т.д. Учеников били по щекам, губам, носу, ушам, спине. Широко использовали розгу, палку, плеть. Наказания выступали как естественное и богоугодное дело. Латынь и Библия становились пропуском в образованную космополитическую элиту, отделявшуюся от остального населения наподобие грамотных в клинописи или иероглифике писцов древнего Востока. Система образования вплоть до XII столетия практически исключала возможность обучать лиц, не входивших в то церковное сообщество, при котором была школа. Переворот «открытия границ» образования был совершен университетами с их «космополитической» обстановкой и относительной демократичностью городских школ, принимавших всех желающих.

Обычно монастырские школы учили началам грамоты, пению псалмов, соблюдению религиозных обрядов. Немного шире была программа школ капуцинов, где знакомили с религиозным учением, давали общую подготовку (счет, письмо, пение) иногда к этому добавляли изучение астрологии. Основными книгами были азбука и Псалтирь. Учебные пособия приобщали к основам христианской веры. При изучении начальных книг происходило деление учащихся на тех, кто завершал обучение на элементарном уровне, и кто продолжал обучение. Молитвы и некоторые основные псалмы сначала заучивали вслух, а затем читали и учились письму. Писали на вощеных деревянных дощечках металлической заостренной палочкой (стило). Лишь избранные использовали дорогой пергамент, перья, чернильницы из рогов животных. Считать учили на пальцах рук и ног с помощью определенных жестов. Церковные школы, которые давали повышенное образование, исчислялись единицами. Обучали в церковных школах повышенного образования по программе т.н. семи свободных искусств. Такая программа включала дисциплины тривиума и квадривиума: грамматику, диалектику, риторику, геометрию, астрономию, музыку, арифметику.

В обычных школах схема семи искусств была лишь самой общей рамкой, основной удельный вес каждый раз перемещался в связи с личными особенностями работавшего в той или иной школе учителя. Чаще всего особенно досконально изучались грамматика и музыка, поскольку были связаны с обязательным для каждой школы обучением чтению, письму, основным молитвам и сопутствующим обряды фразам, псалмам, пению и участию в богослужении в качестве служки. Начальные пособия могли включать элементарные религиозные тексты на двух языках – латыни и народном для данной местности. Грамматика была главным предметом, пособиями по латинскому языку выступали работы Доната, Присциана в совокупности с афоризмами из «Двустиший» и «Одностиший» Катона и краткими баснями Эзопа. Обучение диалектики опиралось на произведения Аристотеля. Риторику изучали по Квинтилиану. Уроки географии и геометрии давали представления об устройстве богом обитаемого мира, поэтому в центре мироздания был Иерусалим, а геометрические фигуры имели нравственное содержание. Астрономия была связана с вычислением многочисленных церковных праздников. В музыкальном образовании наибольшее внимание уделялось не игре на инструментах, а символической «музыке сфер». Главным считалось знакомство с духовными песнопениями. Арифметика была устремлена на усвоение мистического толкования чисел. Универсальными методами обучения в средневековых школах были заучивание и воспроизводство образов.

Программа городских школ в позднее Средневековье по сравнению с программой церковных школ носила в принципе более прикладной характер. Кроме латыни изучали арифметику, делопроизводство, геометрию, технику, естественные науки. Происходила дифференциация городских школ. Часть из них (школы счета) давали элементарное образование и готовили в латинские (городские) школы. Латинские школы и ряд других учебных заведений в свою очередь давали образование повышенного типа. Городские (латинские) школы возникали на фоне развития в городах ремесел и торговли, сначала лишь дальней, потом и местной. Программы высшей городской школы постепенно усложнялась. Было добавлено преподавание древнегреческого и древнееврейского языка. В центр учебного процесса поставлено изучение латинского языка и литературы. Определены три этапа 5-6 летнего изучения грамматики, чтения греко-римских классиков. В обычной городской школе господствовали вербальность и заучивание. В старших классах популярны были диалоги, диспуты на латыни. Состав классов определялся по уровню их подготовки. Были распространены театральные представления (мистерии), которые содействовали эстетическому развитию учащихся.

Источник

Возникновение светского образования в россии

В 18 веке, в русском обществе произошло большое количество преобразований. Сфера образования в России, в 18 веке тоже подверглась реформам. В образовании 18 века, в России впервые появилась светская школа. Были разработаны теории и методики светского образования в России, также была предпринята попытка создания государственной системы образования. Развитие реформ образования в России в 18 веке, можно разделить на 4-ре периода.

В первой четверти 18 веке, были созданы первые светские образовательные школы. Эти школы, давали начальные и практические знания. Многие школы сочетали в себе образовательные и профессиональные основы. Была создана пушкарская школа, Медицинская школа. Так же был создан ряд математических, навигационных и ремесленных учебных заведений.

В 1730-1755 годах возникают дворянские учебные заведения. Сухопутный корпус, Морской, инженерный. Был также создан Смольный институт благородных девиц. Вместе с этим, начинали формироваться основы общественного образования, ревнителем которых был Михаил Васильевич Ломоносов. В провинциях развивались епархиальные и адмиралтейские школы. В Москве и Петербурге появляются первые общеобразовательные гимназии.

В 1755 – 1782 годах, в русском обществе стали распространяться просветительские идеи. Были переведены и изданы сочинения Джона Локка. В своих трудах Локк говорит о том, что ребенка надо воспитывать не устрашением и подавлением личности, а искать более прогрессивные методы обучения. Государством была предпринята попытка создать систему воспитательно–образовательных учреждений, что позволило бы получить новых квалифицированных врачей, художников, ремесленников и ученых. Были открыты новые училища.

Понимая значимость образования, русское правительство уделяло этому вопросу много времени. Образование в России 18 века было поставлено под жесткий контроль.

Российская академия наук.

Фактически все предпосылки для создания Академии были: о средствах личных не нужно было задумываться, так как уже был опыт привлечения иностранцев для дел государственного управления – таковых можно было получить и для состава академии. Денежных средств — предполагали — также можно ассигновать из государственного казначейства, а некоторые принадлежности для академии уже существовали; из книг, доставшихся при завоевании Остзейского края в виде добычи, составилась уже библиотека, дополнившаяся при Петре закупкой книг за границею, а из разнообразных коллекций, полученных Петром во время заграничных путешествий, образовалась кунсткамера.

Каждый академик должен был составить учебное руководство для юношества и каждый день по часу заниматься публичным преподаванием своего предмета. Академик должен был приготовить одного или двух воспитанников, которые бы со временем могли заступить его место, причем Петр высказал пожелание, «чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить».

Но приехавшие из-за границы академики не застали уже в живых императора Петра I, и Академия открылась только при Екатерине I. Первое заседание было 12 ноября 1725 г., а 27 декабря того же года состоялось торжественное заседание в присутствии императрицы.

Инновации в социальной жизни и культуре в 18 веке

Культура России в 18 веке выделяется утверждением духа свободолюбия и распространением материалистического мировоззрения. Это наиболее ярко отразилось в литературе, науке, философии. Словом, в представительской деятельности крупнейших писателей, философов и ученых того времени. Речь идет о Радищеве, Ломоносове, Шиллере, Гете, Лессинге, Руссо, Вольтере, Гольбахе, Дидро и так далее.

Основные особенности развития

Особенности приобщения к Европе

Чем примечательна культура России 18 века? Это период развития, прежде всего, светского искусства, а также решительной победы рационалистического мировоззрения над аскетическими и бескомпромиссными догмами религиозной морали. Культура России в 18 веке (картинки будут представлены ниже) дала «мирскому» искусству право на общественное признание. Оно начинает приобретать более важную роль. Речь идет о формировании новых устоев жизни общества, а также системы гражданского образования. Однако культура России в 18 веке не смогла опровергнуть своего прошлого. Да, русские деятели приобщались к богатому духовному наследию Европы. В то же время они не забывали о коренных отечественных традициях, которые накопились за период длительного художественно-исторического развития. То же самое относится и к опыту древнерусского искусства. Чем так интересна культура России 18 века? Кратко рассматривая ее развитие, можно понять, что ее характеризует глубокая преемственность поколений. Благодаря этому она прочно утвердилась в музыке, театре, живописи, зодчестве, поэзии и литературе. В конце столетия русское искусство достигло небывалых высот.

Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 2848 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Религиозное образованиеРелигиоведческое образование
Различие в целях
Внедрение религиозной веры в сознание учащихся и ее укрепление, богопознаниеВооружение учащихся научными знаниями о религии как социальном явлении и явлении культуры, ее месте в духовной жизни обществ, конкретных народов и личности
Конфессиональное определениеВоспитание всесторонне развитой личности, обладающей высоким культурным потенциалом, широтой кругозора
Обучение догматам и обрядам определенной религии, ее предписаниям и правилам поведения
Итог: воцерковление, воспитание верующей личностиИтог: воспитание мировоззренческой, религиозной и национальной терпимости
Различия в содержании
Вероучение, истины веры, догматы конкретной религии (конфессии)Знания о религии как о социальном явлении и явлении культуры (о ее природе происхождении, историческом развитии)
Изучение священных книг конкретной религии (конфессии)Знания о роли религии в истории и культуре конкретных стран и народов
Номы правила религиозного культаЗнакомство с Библией, Кораном и священными книгами других религий как культурно историческими памятниками
Соединение обучения с богослужениемЗнание особенностей вероучения и культа, систем нравственных норм и ценностей различных религий
Система нравственных и культовых предписаний, норм и ценностейЗнания о свободомыслии и атеизме и их роли в духовной культуре человечества и отдельных народов
История церкви