Смотреть что такое «Школа светская» в других словарях:
Тихоокеанская средняя школа — Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия
Нидерландская школа — ведущее творч. направление в вок. хор. полифонии 15 16 вв. Сложилось в Нидерландах (исторических; объединяли совр. Нидерланды, Бельгию, Сев. Вост. Францию и Люксембург); II. ш. наз. также бургундской и фламандской, франко фламандской. Н.… … Музыкальная энциклопедия
СВЕТСКИЙ — СВЕТСКИЙ, светская, светское. 1. прил. к свет2 в 3 знач., свойственный, принадлежащий высшему обществу (дорев., устар.). Светская жизнь. Светский этикет. «От избегал общества своей братьи литераторов и предпочитал им светских людей, даже самых… … Толковый словарь Ушакова
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
Франция — (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
Ахты — Село Ахты лезг. Ахцагьар … Википедия
Рим — I Древний (лат. Roma), город, возникший (согласно античному преданию, в 754/753 до н. э.) из группы поселений, к середине 3 в. до н. э. подчинивший себе весь Апеннинский полуостров; в дальнейшем средиземноморская держава, включавшая… … Большая советская энциклопедия
Музыка Франции — Группа музыкантов на Монмартре Французская музыка одна из самых интересных и влиятельных европейских музыкальных культур, которая черпает истоки из … Википедия
Италия — I Италия (Italia) Итальянская Республика (La Repubblica Italiana). I. Общие сведения И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… … Большая советская энциклопедия
Я на самом деле в шоке от интервью руководителя Департамента образования области.
«Союз церкви и образования был всегда». Когда всегда? Речь идет о дореволюционном периоде? Так это был не союз, сами начальные школы находились в ведении духовного ведомства. Других не было. К этому мы стремимся сейчас??
Утверждается, что школа должна не только давать знания, но и воспитывать. Кто бы спорил. Конечно должна. Совершенно однозначно. Но как в это воспитание затесались мужчины в черных одеяниях? Какое отношение они имеют к светской школе? Или наша школа уже сама по себе настолько недееспособна, что эти воспитательные функции она просто взяла и передала представителям епархий? С чего руководитель Департамента образования пришла к выводу, что у нас исключительно православная земля? СРЕДИ ВЕРУЮЩИХ людей, бесспорно, православные составляют подавляющее большинство. Но ведь далеко не все. Много людей вообще не верующих, есть представители других конфессий, кто-то верит в языческих богов и т.д. У нас теперь Департамент образования воцерковлением занялся? На самом деле посмотришь на этих пузанов, меня так они в качестве воспитателей совсем не устраивают.
«Ценности закреплены в Библии, в церковном учении…» Это все источники ценностей? Больше они нигде не закреплены? А мне вот кажется, что гораздо более актуально познавать об этих ценностях из литературы, начиная от сказок и заканчивая величайшими произведениями в том числе русских авторов.
«Семья, порядочность, любовь, патриотизм – это еще никто не отменял». Никто и никогда не отменит, и святейшие здесь ни при чём. Ни их это заслуга и от них это не зависит. На то они и общечеловеческие ценности. Это не завит от религии. «Центр «Северная Фиваида»… мы единственные с этой практикой». Вот и задумались бы. У остальных мозгов не хватило? У них уровень нравственности на порядок ниже? Эта Фиваида должна находиться не на бюджете области, поскольку к образованию она не имеет никакого отношения. Это пиявка для бюджета. 20 лет деятельности… Кроме праздников/бессмысленных конференций … в чём результат деятельности? Только попов в школы огромное количество привадили с её помощью.
Принцип светскости у нас закреплен в Конституции. Церковь отделена государства. Соответственно, и от школ также. Неоднократно я слышала фразу: «Светское образование не значит атеистическое» (директор «Северной Фиваиды» Н. Тихомирова). Фраза сама по себе шедевральная и абсолютно бессмысленная. Светское образование КОНЕЧНО не значит атеистическое. Здесь не о чем спорить. Светское – значит свободное от какого – либо религиозного/антирелигиозного присутствия. Просто образование (обучение наукам) и воспитание. В светской школе работают учителя, которые занимаются образованием и воспитанием на основе общечеловеческих ценностей. И их отношение к религии – это их сугубо личное дело, которое к педагогической деятельности не имеет никакого отношения. Это вопросы личного характера. В храмах служат свои специалисты, которые занимаются своим делом и распространяют свою деятельность на желающих. В подведомственных им организациях (воскресные школы) они осуществляют образовательную и воспитательную деятельность в отношении тех лиц, кому это необходимо и кто разделяет данное вероучение. Т.е. школы – отдельно, храмы – отдельно.
Зачем им нужно сотрудничать? Несомненно, в школах необходимо преподавание основ религиоведения в познавательном аспекте, чтобы ученик понимал верующих людей разных конфессий и вероисповеданий и мог общаться с ними, чтобы народ мог жить как единый народ, не разделяясь по конфессиональным признакам. И это всё. Но допускать попов к воспитанию всех сплошь учащихся… это борщ. Посмотришь на их количество на этих чтениях, на Рябову в центре – волосы дыбом встают. Куда мы катимся? Не вписывается в общий контекст мероприятия и выступление Сергея Юрьевича Баранова. «Что такое дружба? Что такое любовь? Что такое совесть? Что такое честность? Если литература убирается из школьной программы, то на занятиях по каким предметам эти ценности будут рассматриваться?» Этими несколькими вопросительными предложениями научное сообщество ответило на все вопросы, которые обсуждались на «площадках».
Дайте детям образование! Обучите их хотя бы так, чтобы они хоть на проходной балл, но могли сдать экзамены, хотя бы с третьего раза). Обеспечьте детям возможность заниматься в свободное от учебы время там, где им хочется и чем хочется, а не тем, чем поп считает нужным, чтобы они не с пивом по городу болтались, а были заняты. Сколько сейчас сокращается бюджетных мест в спортивных секциях? Не сдаст ребенок нормативы, пожалуйста… переходи на платное обучение. А нет у родителей денег… куда он пойдет? В Фиваиду бесплатно молиться? Конечно нет. Он пойдет болтаться и развивать свою нравственность на улице. И попы ваши ничего с этим не сделают, даже если чтения эти будете проводить ежемесячно.
Светский характер образования, как принцип государственной политики в области образования
1.2 Светский характер образования, как принцип государственной политики в области образования
Данный принцип является один из основополагающих принципов в политике российского государства в сфере образования. Он зафиксирован в Конституции РФ и ряде федеральных законов Российской Федерации. Его суть состоит в том, что государственная и муниципальная системы образования и воспитания не преследуют цели формирования того или иного отношения к религии.
Светский характер образования предполагает:
1. Недопустимость в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обучения учащихся и студентов религии с целью восприятия ими вероучения определенной конфессии, отсутствие вероучительных предметов в образовательных программах и в сетке обязательных занятий.
2. Исключение какого бы то ни было вмешательства религиозных организаций в содержание и организацию учебного процесса в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, недопустимость цензуры с их стороны программ, учебников, учебных пособий, соответствующих образовательному стандарту, включая религиоведение.
3. Запрет на размещение в зданиях государственных и муниципальных учебных заведений религиозной символики, предметов культа, отправления молебнов и религиозных обрядов, мероприятий религиозного и миссионерского характера, любых форм религиозной пропаганды.
Государственная и муниципальная школа должна быть запретной территорией для прозелитизма любой религии или конфессии.
Вместе с тем такая постановка вопроса не означает ограничения возможности и необходимости широкого ознакомления учащихся и студентов с религией, многообразием религиозных феноменов, их ролью в истории, культуре и современной жизни человечества и отдельных стран и народов. Эти знания необходимы образованному человеку для достижения высокого уровня культуры, широты кругозора, полноты усвоения духовно-нравственных ценностей, накопленных человечеством, в том числе принципов мировоззренческой, религиозной и национальной терпимости.
Эту функцию в государственном образовательном стандарте выполняют курс «Религиоведение» («Основы религиоведения») и широкий комплекс религиоведческих дисциплин, рассматривающих религию в историческом, философском и культурологическом планах.
Следует подчеркнуть, что светский характер образования не есть атеизм: атеистическая пропаганда в государственных и муниципальных школах, как и религиозная пропаганда должны быть исключены. Изучение истории и концепций свободомыслия и атеизма, их места в развитии духовной культуры общества осуществляется в курсе религиоведения и других гуманитарных дисциплин наряду с изучением религии как социального явления и феномена культуры. Для обеспечения научного уровня религиоведческого образования и исключения конфессионального влияния на его содержание необходимо четко определить различия между религиозным и религиоведческим образованием по ряду параметров.
Религиозное образование
Религиоведческое образование
Различие в целях
Внедрение религиозной веры в сознание учащихся и ее укрепление, богопознание
Вооружение учащихся научными знаниями о религии как социальном явлении и явлении культуры, ее месте в духовной жизни обществ, конкретных народов и личности
Конфессиональное определение
Воспитание всесторонне развитой личности, обладающей высоким культурным потенциалом, широтой кругозора
Обучение догматам и обрядам определенной религии, ее предписаниям и правилам поведения
Итог: воцерковление, воспитание верующей личности
Итог: воспитание мировоззренческой, религиозной и национальной терпимости
Различия в содержании
Вероучение, истины веры, догматы конкретной религии (конфессии)
Знания о религии как о социальном явлении и явлении культуры (о ее природе происхождении, историческом развитии)
Изучение священных книг конкретной религии (конфессии)
Знания о роли религии в истории и культуре конкретных стран и народов
Номы правила религиозного культа
Знакомство с Библией, Кораном и священными книгами других религий как культурно историческими памятниками
Соединение обучения с богослужением
Знание особенностей вероучения и культа, систем нравственных норм и ценностей различных религий
Система нравственных и культовых предписаний, норм и ценностей
Знания о свободомыслии и атеизме и их роли в духовной культуре человечества и отдельных народов
История церкви
Различия по субъектам ответственности
(организация, определение содержания)
Обеспечение светского характера образования в государственных и муниципальных учебных заведениях означает исключительную прерогативу государства в организации государственной, муниципальной системы образования, в определении содержания этого образования, недопустимость вмешательства религиозных организаций в этот процесс, вынесение религиозного образования и пропаганды вероучений за пределы сферы деятельности светской школы.
Образовательное учреждение, осуществляющее образовательно-воспитательный процесс религиозно нейтрально и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии. Это составляет основу понятия светского образования, светской школы.
Светская школа выступает в роли гаранта соблюдения принципа свободы совести и свободы вероисповедания. Религиозное образование и воспитание не предусмотрено учебными программами, но может осуществляться по желанию детей, их родителей или опекунов вне светской школы.
Светской школе противостоят религиозная (церковноприходская) и антирелигиозная школы.
Религиозная (церковно-приходская) школа, составлявшая основу системы образования и просвещения в России до 1917 году, в обязательном порядке обучала школьников молитвам, Закону Божию, церковному пению, основам гражданской печати, письму и начаткам арифметики. Для сельской местности такая школа была первым и часто единственным учебным заведением.
Антирелигиозная школа сформировалась в советский период российской истории. Одной из основных ее задач было формирование у учащихся атеистического мировоззрения, непримиримого отношения к религии. Этой задаче были подчинены как учебная, так и воспитательная работа, что не только исключало из программ целые пласты отечественной культуры, но и сужало возможности обеспечения свободы совести обучающих и обучающихся.
2. Конституционно-правовая база религиоведческого
и религиозного образования в государственных
и муниципальных образовательных учреждениях
Правовое поле получения образования в Российской Федерации, в том числе религиоведческого и религиозного, создается и поддерживается Конституцией РФ, системой федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ и Правительства РФ, приказов Министра образования РФ. Определенную роль в его оптимизации играют также законодательные акты субъектов Федерации, соглашения, договоры, протоколы о намерениях, заключаемые федеральными органами управления (министерствами, ведомствами) с отдельными конфессиями. Одна из основных идей этих документов: право на свободу совести и религиозных убеждений есть неотъемлемое условие достойной жизни каждого человека и гражданина.
1) международные декларации, пакты, Конституция РФ, федеральные законы и другие документы федерального уровня;
Продолжаю выкладывать материалы о воспитании детей в старое доброе время.
Народное образование в городах
Начиная с XIII века городскому хозяйству прибавился еще один, правда небольшой источник расходов ― расходы на народное образование.
Средневековые школы являются, вообще говоря, созданиями церкви, низшее же образование вплоть до конца Средних веков оставалось в руках духовенства.
Соперниками церкви на поприще народного образования и являются города. Это вполне понятно. Церковные школы воспитывали будущих клириков, между тем как жизнь предъявляла требования уже совершенно иного характера. Купцу нужно было, чтобы его сыновья умели писать на родном языке и хорошо считать, знали правила вычисления процентов и другие основы коммерческой арифметики. Вот этого-то как раз и не давала церковная школа, и этим обусловливалась успешность борьбы светского начала с церковным в сфере народного образования.
Не сразу, конечно, пришли к пониманию необходимости именно светской школы. Вначале спрос на грамотных людей выражался простым увеличением количества школ существующего типа. Первым шагом здесь было, вероятно, открытие параллельных классов при городских монастырских и соборных школах; в основных обучались свои послушники, а в параллельных — пришлые молодые люди, готовящиеся к духовному сану, и миряне. В XIII веке во всех крупных городах Европы появляются уже низшие школы иного типа; они называются «приходскими» и «городскими»; однако, к приходу и вообще к какому-либо церковному учреждению они отношения уже не имеют, но с другой стороны и светского характера не носят; это пока все еще точные сколки с церковных школ как по программам преподавания, так и по его методам. Отличие их от параллельных отделений церковных школ заключается в том, что они находятся в ведении городских управлений, и только.
На этой стадии развитие школьного дела, конечно, не могло остановиться. Купцу было совершенно безразлично, знает ли его сын тонкости латинской грамматики или богословское учение о составе чисел, умеет ли он петь церковные гимны. Ему нужен был грамотный купец. Естественно, что спрос на светскую школу, где бы в центре преподавания стоял не латинский, а родной язык, прежде всего обнаружился в крупных торговых центрах. В Пьяченце, Ферраре, несколько позже в Милане появляются светские школы в XIII столетии, в Тревиджи, в Бреши около 1338 года в городских светских школах обучалось 8 000—10 000 детей обоего пола. В Милане и Ферраре, учителя оснобождались от сторожевой и военной службы, чтобы иметь все время свободным. В других странах, в богатом фламандском городе Генте, светская школа появляется уже в конце XII века. В ганзейских городах светские школы всюду учреждаются в XIII веке, по крайней мере, с его середины, когда деловым языком перестал быть латинский. Затем они распространились по всей Европе. Правда, городским управлениям приходилось тратить много усилий, чтобы сломить оппозицию учителей церковных школ и их старшин, так называемых схоластиков. Эти благочестивые люди смотрели на открытие светской школы, которая подрывала их доходы, как на нарушение их освященной временем преподавательской монополии, поднимали бесконечные тяжбы, доводили дело до римской курии. Только приличной суммой денег удавалось городам заткнуть их алчные глотки. Но, хотя церковная школа оставалась еще довольно долго преобладающим типом низшего учебного заведения, дни ее тем не менее были сочтены*. С возникновением гуманистической литературы в сознание общества стали мало-помалу проникать более трезвые педагогические взгляды. Леонардо Бруни (1369—1444) первый заговорил о реформе преподавания; его идеи были разработаны Верджерио, Гуарино и другими гуманистами, а Витторино да Фельтре», которому оказывали покровительство Гонзаги мантуанские, устройством своей Са s а gioiosa положил практическое начало реформе народной школы. Движение в следующую эпоху распространилось повсюду: Гергард Грот с учениками в Германии, Джон Колет в Англии усердно трудились над пересозданием старых школьных основ. Ясно, что первый приют школы нового тиа нашли в городах.
А.К. Дживегелов Средневековые города в Западной Европе
В российских школах собрались с первого класса ввести уроки православной культуры
Хиджаб
3 октября 2012 года 5 ученицам школы №12 села Кара-Тюб Нефтекумского района Ставропольского края директор Марина Савченко, ссылаясь на школьный устав, запретила приходить в школу в хиджабе.
Хиджаб не стоит путать с паранджой, которая полностью закрывает лицо. Хиджаб – это платок, закрывающий волосы, уши и шею. Его носят мусульманки либо после замужества, либо после менархе.
Прокуратура Нефтекумского района Ставропольского края установила, что ношение хиджаба в школе противоречит светскому характеру образования в стране. Родители школьниц подали в суд на школу за нарушение свободы вероисповедания.
Хиджаб запрещено носить в школах Франции, Турции, Туниса и Таджикистана, однако разрешено в школах всего остального христианского и исламского мира (в Афганистане, Саудовской Аравии и Иране обязательно). В России же нет закона, запрещающего где-либо носить хиджаб. Конфликт вызвал большой общественный резонанс.
Противники хиджаба в школе уверенно доказывали свою позицию, ссылаясь на Конституцию, устанавливающую светское государство, и на закон «Об образовании», оговаривающий его светский характер. Те, кто считает хиджаб приемлемым в школе, ссылаются на те же документы плюс на закон «О свободе совести и религиозных объединениях». И почти никто не говорил о том, что такое светскость.
Уроки православия в школах КЧР: быть или не быть?
Отец Серафим уверен: вера не должна быть по принуждению.
В республике могут ввести преподавание религии, но только одной.
В российских школах в ближайшее время может появиться новый школьный предмет «Православная культура». Об этом сообщает издание «Коммерсантъ» со ссылкой на собственный источник в Федеральном учебно-методическом объединении. Курс рассчитан на все 11 лет обучения в школе, начиная с 1 класса. Введением этой дисциплины авторы надеются привить детям православные ценности, а эффективным результатом, по их мнению, будет сформированное у выпускников школ мировоззрение на основе православно-духовной нравственной традиции и «готовность к сознательному самоограничению в потреблении жизненных благ».
Напомним, разговоры о введении в школах «Основ православной культуры» ведутся с начала этого года. Однако, в августе это предложение было отклонено членами учебно-методического объединения. Теперь же авторы доработали свою программу и представили ее 36 экспертам. Если те ее одобрят, уже в следующем году предмет может появиться в школьной программе с 1 по 11 класс. Что может принести с собой эта и подобные ей инициативы в Карачаево-Черкесскую республику, пытался выяснить корреспондент «Политики».
Начнем с того, что подобные предложения уже озвучивались в республике. Еще летом этого года СМИ писали о том, что депутат Госдумы (тогда еще будучи кандидатом) Расул Боташев предлагает преподавать в школах основы ислама. Выпускник исламского факультета в Саудовской Аравии, бывший имам предлагал всех женщин в регионе облачить в платки и хиджабы, а детей заставить учить законы шариата. Жители КЧР тогда не на шутку всполошились, даже написали обращение к высшему руководству республики и главе правительства страны с просьбой остановить Боташева в его начинаниях.
Свои опасения родители объясняли тем, что в республиканских школах учатся дети различных вероисповеданий, и преподавание одной религии может привести к массовым недовольствам и конфликтам на национальной почве.
— Сейчас может произойти тоже самое, — уверен настоятель храма Михаила Архангела на юге России отец Серафим. — В одном социуме находятся и православные, и католики, и мусульмане, и баптисты, и атеисты. Любые из них могут возмутиться и заявить, что государство ущемляет их права. И, знаете, они будут правы. Дело церкви — нести слово Божье и заниматься благотворительностью, а не насильно внедрять теорию. Это может быт чревато, и история нам это доказала.
Казалось бы, сейчас самое время Боташеву и его сподвижникам вспомнить о своих идеях и реанимировать их продвижение. Ведь можно же в КЧР ввести две дисциплины — «Основы православия» и «Основы ислама»? Специалисты уверены, что нет.
— Тогда придется вводить курсы по всем религиям и отдельно основы атеизма, — говорят педагоги. — У нас светское образование, и оно должно таким и оставаться. А кто желает, может пойти и в церковно-приходские школы.
— Когда Расул Боташев тут пытался ввести свои идеи, мы дошли до высшего руководства страны и не дали ему осуществить задуманное, — говорит автор петиции «Женщины КЧР против религиозных инициатив Расула Боташева» Галина Федорова. — Сейчас мы тоже молчать не собираемся, ведь религия это не математика, и общие правила здесь не применимы. Вера — это очень личное дело, и только родители должны решать, как ее прививать своим детям и прививать ли вообще.
Впрочем, не все настроены настолько негативно. Некоторые православные восприняли эту идею очень даже положительно.
— Наконец-таки появился шанс, что мы не будем чувствовать себя как в чужом мире, — говорит Алла Соколова из Черкесска. — Мы ведь живем в мусульманской республике, и продвижение здесь православия очень важно для нас.
Уважаемые читатели! А как вы относитесь с введению в школах религиозных дисциплин? Ждем ваших откликов в комментариях.
Категория: Права человека
Что значит светский?
И это не удивительно, потому что все мы знаем, что светский значит не церковный, мирской. Однако при попытке дать чёткое юридическое определение, с непротиворечивыми критериями, возникают значительные трудности.
Западное общество в древности и в средние века не знало светскости. Участие в религиозной жизни было условием гражданства. Одним из обвинений против Сократа было его общение с какими-то духами, то есть его духовная практика имела отличия от общепринятой – за это он поплатился жизнью. В XVII веке царь Алексей Михайлович приказал бросить некоторых бояр в Москву-реку за то, что они пропустили воскресную литургию.
Но постепенно всё более стала утверждаться идея, что главное не внешнее соблюдение обрядов, а внутренняя вера. А отсюда всего один шаг до автономии человека от церкви и свободы совести, то есть права иметь любые убеждения. Это и есть светское общество. В нём подразумевается отделение церкви от государства, от школы, свобода права от религиозного учения. Так светскость понимают в большинстве европейских стран.
Однако наряду с пониманием светскости как свободы совести есть подход, трактующий светское как антиклерикальное, секулярное, атеистическое, враждебное религии. Данная концепция светскости обрела себя во Франции и СССР. Обе страны пережили революции, носящие крайне антиклерикальный характер, имеющие целью искоренить религию из общественной жизни: убивали священников, разрушали храмы, запрещали издание религиозной литературы. СССР и Франция были единственными странами в Европе, в которых в школах не было религиозного образования (Россия недавно ввела такой предмет в школьную программу). Франция единственная страна в Европе, в которой запрещено носить религиозные символы в публичных местах (крест и др.).
Если применить вышесказанное к хиджабу, то картина следующая. В клерикальном обществе все женщины обязаны носить хиджаб, в антиклерикальном обществе никто не имеет права носить хиджаб, в светском, кто хочет – тот носит, кто не хочет – тот не носит. Нетрудно заметить сходство между первыми двумя моделями. Антиклерикализм — это тот же клерикализм только со знаком минус. Идеологический диктат как был, так и остался. Просто вместо церковных, теистических ценностей людям навязывают антицерковные, атеистические ценности. Любая идеология может превратиться в квазирелигию, которая внешне религией не является, но имеет с ней сущностное сходство. Светскость же – это запрет на навязывание любого мировоззрения и любой идеологии.
Что такое светская школа?
Определить, что такое светское образование, тоже не просто. Патриарх Алексий II предложил считать светским образование, которое 1) не находится в финансовой и административной зависимости от религиозной организации и 2) не готовит клириков. С таким широким определением вряд ли можно согласиться. Тогда получается, что церковно-приходские школы в Российской империи были светскими: они не готовили священников, а лишь давали начальное образование, и в 70-80-е годы XIX века находились в полной административной и финансовой зависимости от государства, а не церкви. В то же время главной целью этих школ было укрепление православной веры учеников. Подготовка клириков, конечно, дело конфессионального, а не светского образования. Но говорить об этом применительно к школе смысла нет, потому что школа даёт общее образование, а не профессиональное. Административная и финансовая зависимость школы ничего не может сказать о характере образования. В некоторых странах в государственных школах дают конфессиональное образование, в других странах в школах, принадлежащих церкви, дают светское образование. Бывает, что соучредителями школы выступает государство и религиозная организация.
Игорь Понкин предложил в качестве одного из критериев светскости образования его соответствие государственным стандартам. Сомнительный критерий. Жюль Ферри определил светскость как «конец безупречности любой религии и конец безупречности государства». Этим определением он подчеркнул, что человек должен быть защищён от идеологического диктата не только религии, но и государства. В государственных стандартах СССР предписывалось навязывание марксистско-ленинской идеологии и атеистического мировоззрения – вряд ли такое образование можно считать вполне светским. Кроме того, если взять за критерий светскости государственные стандарты, то все частные формы образования, не опирающиеся на государственные стандарты и программы, становятся автоматически не светскими, даже если дети ходят в шахматно-шашечный клуб и занимаются там исключительно настольными играми.
Отсутствие обязательного изучения религиозного вероучения или нерелигиозной идеологии тоже к светскости отношения не имеет. Во-первых, это очевидно для высшего образования: «хорош» будет историк или религиовед, который в ВУЗе не изучал религии и идеологии. А если изучал, то это не значит, что полученное образование не было светским. Во-вторых, все школы христианских стран, кроме Франции и США, включают в общеобразовательную программу изучение одной или нескольких религий и считают это образование вполне светским. Потому что изучать религию можно не только с конфессиональных позиций, но и с научных, сравнительно-религиоведческих, культурологических, эстетических, исторических и др.
Трудно понять, как хиджаб может быть связан со светскостью или не светскостью школы. Но именно светским характером образования в государственных и муниципальных школах России некоторые люди аргументируют необходимость запретить ношение хиджаба в школе. То есть подразумевается, что хиджаб на ученице напрямую влияет на характер образования. По этой логике, если ребёнок пришёл в школу в спортивном костюме, то школа перестаёт быть общеобразовательной и становится спортивной школой олимпийского резерва? А если ученик пришёл в камуфляжных штанах, то школа автоматически превращается в кадетский корпус? С другой стороны, если ребёнок пришёл в воскресную школу без креста, кипы или хиджаба, то он уже получает там не конфессиональное, а светское образование?
Религия в британских школах
Каждой британской частной школой-пансионом принято программное заявление, определяющее ее главные цели, идеалы и задачи школы. Являясь важным мотивирующим фактором всех правил и действий школы, это заявление включает принципы, которыми руководствуется школа. Это заявление также может включать методы достижения этих целей и реализации миссии школы.
Многие школы первоначально имели религиозное происхождение, и оно может влиять на программное заявление. Такие школы отличаются особым духовным основанием и сводом правил, что может оказывать значительное влияние на предлагаемое образование. Кроме того, в Великобритании есть много светских школ, которые не имеют никакой религиозной принадлежности. Комплексное образование Школа-пансион в силу самой своей специфики берет на себя ответственность за жизнь и хорошее самочувствие ученика. Школа будет действовать в интересах ребенка, выполняя роль родителей, когда ребенок находится под ее попечением. Используя попечительские и учебные структуры, школа и ее преподавательский персонал обеспечивают надлежащее и комплексное воспитание каждого ученика. Родители ученика полностью участвуют в этом процессе, и с ними будут постоянно связываться и советоваться.
Частью комплексного образования, предлагаемого школами-пансионами, является передача духовных и гуманистических ценностей. Для верующих и соблюдающих религиозные обряды детей предлагаются широкие возможности религиозного преподавания и отправления обрядов.
Нерелигиозным детям предлагаются светские школы. Тем не менее, если нерелигиозные дети посещают школы с религиозной ориентацией, в которых действует церковный распорядок, ребенку придется соблюдать его. В каждой школе действует своя политика по этому вопросу: иногда требуется строгое соблюдение, иногда допускается относительная свобода действий. Директор или секретарь школы всегда готовы ответить на вопросы и разъяснить особенности своей политики. Доброжелательное отношение ко всем конфессиям В частных школах-пансионах Великобритании доброжелательно относятся ко всем конфессиям, хотя некоторые школы более благожелательны к чужим традициям и практикам, в частности, к диетическим требованиям, требованиям к месту и времени молитвы и совершения обрядов, особой одежде и соблюдению политики школы в целом.
Школы с религиозной составляющей часто принимают учеников, принадлежащих к самым разным религиозным конфессиям. Кроме того, присутствие учеников, относящихся к различным конфессиям, может расширить образовательный опыт других учеников. Эти религиозные школы ожидают благожелательного отношения к своей религии и могут требовать от учеников посещения религиозных служб и мероприятий. Отправление религиозных обрядов в школе Форма и периодичность отправления религиозных обрядов могут меняться. Школьные собрания могут проводиться ежедневно или еженедельно и посвящаться религиозным или внутренним школьным вопросам. Собрания могут проводиться в отдельных корпусах пансионов или для отдельных возрастных групп. Кроме того, могут проводиться утренние и вечерние молитвы. Периодичность проведения может меняться в зависимости от школы. В большинстве школ религиозные службы проводятся еженедельно. В школах, придерживающихся христианского вероучения, они проводятся по воскресеньям в специальной церкви. Некоторые предлагают различные альтернативы общим церковным службам в форме лекций или минут тишины, сопровождающих службы.
Религиозные службы и обряды обычно проводятся под руководством конкретного человека. Это может быть рукоположенный священник, светский человек (не являющийся служителем религиозного культа) или даже группа людей. Они смогут дать консультации, или же ученики просто смогут поговорить с ними на любую тему. У этих служителей может быть особое место для чтения и молитв. Изучение религии Британское правительство определило в законодательстве, что некоторые аспекты религии должны изучаться в рамках обязательного образования ребенка в возрасте до 16 лет. Некоторые школы предлагают отдельные курсы по теологии и философии, позволяющие получить такую квалификацию, как GCSE и A-level.
Большинство школ предлагает не только обучение, но и возможности участия в общественной работе. Эти возможности могут включать работу в местных, национальных и международных благотворительных фондах, возможности укрепления социальных и межличностных отношений, а также все необходимое для полноценного образования каждого человека. Неравнодушная среда Необходимо узнать базовые ценности школы. Важно посетить все религиозные объекты и поговорить с теми, кто отвечает за религиозное образование и исполнение обрядов. Разумеется, в школе будут работать религиозные общества и клубы и будут предоставляться возможности для индивидуального и группового воспитания в области веры и ценностей. Сама среда школы-пансиона будет давать каждому ребенку возможности, необходимые для полного раскрытия его индивидуальных талантов.
Критерии Ф. Н. Козырева
Наиболее обоснованными признаками светского образования мне представляются черты, выделенные доктором педагогических наук Фёдором Николаевичем Козыревым, автором фундаментальной монографии «Религиозное образование в светской школе».
Признаков светского образования четыре:
1. Основным ключом к толкованию, пониманию и оценке светскости образования должно служить осуществление образованием права граждан на свободу совести, включая право на конфиденциальность убеждений, свободу открыто исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободу мировоззренческого самоопределения, свободу мысли и убеждений.
2. Вторым признаком светскости образования является его публичный характер, что включает: а) открытость образования, его проницаемость для общественного контроля; и б) приоритет общегражданских ценностей. Это означает, что образование перестаёт быть светским, если оно подчинено уставу, распорядку жизни или системе ценностей, существенно расходящимся с гражданским кодексом и нормами гражданского общежития. Закрытые военные училища, жизнь в которых подчинена воинскому уставу, или партийные школы, устанавливающие особый этический кодекс, не могут быть признаны, с нашей точки зрения, школами, дающими общегражданское, а, следовательно, и светское образование. Государственные школы, соблюдающие добровольность в получении религиозного образования, но утверждающие не общегражданские, а конфессиональные (например, православные) ценности в качестве образовательных и воспитательных идеалов и норм, также не могут считаться местом получения светского образования.
3. В эпоху торжества квазирелигиозных идеологий недопустимым и неприемлемым становится понимание светскости по формуле «светский = нецерковный». Светскость должна противопоставляться любым посягательствам на свободу личных убеждений, как в форме клерикализма, так и в форме безрелигиозного идеологического абсолютизма.
4. Соблюдение принципа светскости в образовании означает обеспечение тонкого и динамичного равновесия входящих в конфликт между собой фундаментальных демократических прав, таких, как право на свободное религиозное самовыражение, право на образование в соответствии с семейными традициями и право на свободу совести и убеждений.
Критерии светскости школы Ф. Н. Козырев предлагает те же, что и для светскости образования, добавив к ним критерий административного подчинения. Так школу, юридически принадлежащую церкви, вероятно, нельзя назвать светской. Хотя образование, которое даёт эта школа, вполне может быть светским.