Что такое свободное общество кратко
§ 7. Свобода и необходимость в деятельности человека (продолжение)
Свобода и ответственность
Рассмотрим ещё одну ситуацию. Современное общество предоставляет человеку разнообразные средства, помогающие избавиться от угнетённого, депрессивного состояния. Среди них есть и такие (алкоголь, наркотики), которые неумолимо разрушают человеческий организм. Делая свой выбор, человек, который знает о такой опасности, может пренебречь этим, но тогда его неминуемо ждёт расплата, причём платить придётся самым дорогим — собственным здоровьем, а зачастую и жизнью.
Иначе говоря, подлинно свободный человек не будет рабом своих сиюминутных настроений и пристрастий. Он изберёт здоровый образ жизни. В данном случае, помимо осознанной опасности, человека побуждают действовать так, а не иначе и определённые общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель «должного поведения». С учётом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.
Отклонения в поведении человека от установленных социальных норм вызывают, как вы уже знаете, определённую реакцию со стороны общества. Негативное отклонение вызывает социальные санкции, т. е. наказание за неодо- бряемые действия. Такое наказание ещё называют ответственностью человека за свою деятельность и её последствия. (Вспомните, в каких случаях наступает уголовная, административная и другие виды ответственности.)
Но понятие «ответственность» связано не только с внешними формами воздействия на человека, ответственность выступает важнейшим внутренним регулятором его деятельности. Тогда мы говорим о чувстве ответственности, долга. Оно проявляется прежде всего в сознательной готовности человека следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих, принимать санкции в случае допущенных нарушений.
Как показывают исследования психологов, большинство людей склонны принимать на себя ответственность за свои действия. Однако возникают ситуации, когда чувство ответственности притупляется. Так, человек в толпе способен на такие действия — оскорбительные выкрики, сопротивление представителям правопорядка, различные проявления жестокости и агрессии, которые он никогда бы не совершил в иной обстановке. В данном случае влияние оказывает не только массовость выступлений, но в первую очередь анонимный характер деятельности людей. В такие моменты ослабляются внутренние ограничители, снижается беспокойство по поводу общественной оценки. Формируя у себя чувство ответственности, человек защищает себя от деиндивидуализации, т. е. превращения в безликое существо с пониженным самосознанием.
Человек несёт всю тяжесть мира на своих плечах
Мы с вами перешли от рассмотрения внешних ограничителей свободы к внутренним запретам, которые человек устанавливает для себя. «Ни похвалы, ни порицания, ни почести, ни наказания не будут справедливы, если душа не обладает способностью стремиться и сопротивляться и если порок непроизволен», — утверждал христианский богослов Климент Александрийский (Тит Флавий), живший во II—III вв.
Главное не в том, каковы внешние обстоятельства жизни человека. Важнее другое: как они преломляются в его сознании, как человек проецирует себя в мир, какие цели перед собой ставит, какой смысл и значение придаёт окружающей действительности. Именно это предопределяет выбор из многообразия возможных вариантов поведения. Отсюда некоторые современные философы делают вывод: человеческая деятельность не может получать своей цели извне, ничто внешнее по отношению к сознанию не может его мотивировать, человек совершенно свободен в своей внутренней жизни. Подлинно свободный человек сам выбирает не только поступок, но и его основания, общие принципы своих действий, которые приобретают характер убеждений. Такая личность даже в условиях вырождения человеческого рода или при полной стабильности деспотического или тоталитарного режима в своей стране не дойдёт до состояния духовного упадка и будет действовать так, как будто отстаиваемые ею принципы обязательно восторжествуют в будущем.
Критики подобной позиции считают, что если каждый будет искать основы своего поведения лишь исходя из собственных побуждений без учёта общепринятых ограничений и запретов, то общество утратит свою целостность. Оно погрузится в хаос: в результате вместо желаемой свободы люди получат полный произвол. (А какова ваша точка зрения? Какая из этих позиций и почему вам представляется правильной?)
Что такое свободное общество
Итак, понятие «свобода» трактуется по-разному, а подчас и диаметрально противоположно. Размышляя над разными подходами, что-то принимая, а что-то безоговорочно отвергая, согласимся, что подлинно свободной деятельности не может быть в условиях отсутствия выбора. Свобода означает состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора.
Какое же общество может обеспечить такой выбор?
Очевидно, что общества, где господствуют произвол и тирания отдельных лиц или групп населения, где попирается законность, где осуществляется полный (тотальный) контроль государства за жизнью своих сограждан, никак нельзя отнести к свободным.
Значит ли это, что свободным будет лишь то общество, где вмешательство государства в жизнь отдельного человека будет минимальным? Только таким и может быть действительно свободное общество, считают многие на Западе.
В экономической сфере такого общества царит свободное предпринимательство, основанное на началах конкуренции, в политической сфере существует разнообразие политических партий, политический плюрализм, демократические принципы государственного устройства. Это общество свободомыслия. И суть здесь вовсе не в том, что каждый имеет право говорить или писать что угодно, а в том, что любая идея может быть подвергнута обсуждению. Этот процесс взаимодействия людей, обладающих разными знаниями и отстаивающих разные точки зрения, и является основой развития мысли. Жизнь людей регулируется лишь демократически принятыми законами и общепризнанными нормами морали.
«Всё, что может делать общество и государство, — это поощрять свободу, не допуская монополизма ни в одной из сфер жизни. Свободные от вмешательства государства, вольные поступать по собственному усмотрению индивиды станут процветать, и жизнь их будет счастливой», — писал один из американских политических деятелей.
Однако далеко не все на Западе принимают эту модель свободного общества. Некоторые учёные, политики, выражая настроения определённой части населения, считают, что столь неограниченный индивидуализм не на пользу людям. Подлинная свобода предполагает нечто большее, чем просто невмешательство государства в жизнь людей. Самореализация человека основывается не только на индивидуальном, но и на совместном опыте, объединённом поиске решений, создании общего блага. Поэтому дополнением свободы выступают кооперация, ответственность, справедливость, т. е. все те ценности, которые должно обеспечить общество. Таким образом, считают сторонники этой концепции, роль общества значительнее, чем её пытаются представить. Объединяясь в сообщество, люди обретают не только новые ценности, но и коллективную защиту, подчас им крайне необходимую.
Определённую регулирующую роль должно выполнять и государство. В частности, в социальной и экономической сферах оно может содействовать благу всех граждан, создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, не допускать углубления пропасти между бедными и богатыми.
Итак, ситуация выбора складывается не только в «пространстве» личной жизни каждого человека. Она возникает и на уровне общества в целом. Особенно это проявляется в так называемые переходные эпохи. По мнению ряда исследователей, такие эпохи потенциально содержат целый спектр направлений (альтернатив) дальнейшего развития. То из них, которое будет поддержано, к примеру, руководством страны, может существенно повлиять на жизнь всего населения данного государства. Выбор в этом случае сопряжён с очень высокой ответственностью. Примеры подобных ситуаций и последствий принятых решений сохранила для нас история далёкого и недавнего прошлого.
Во-первых, начнем с того, что дать точный ответ на первый вопрос невозможно. Как уже было сказано, для каждого человека свобода имеет свое значение. Именно поэтому есть смысл говорить о свободе общества в целом. В любом из них существуют определенные правила, законы, моральные нормы, и от этого никуда не деться.
Свободное общество – это такое общество, когда государство вмешивается в жизнь человека только по мере необходимости и только в определенных случаях. Что это за ситуации? Это касается тех случаев, когда необходимо поддержать жизнедеятельность или когда дело касается развития общества в целом. Стоит напомнить, что это еще не значит абсолютно полная свобода. Например, если человек нарушает права другого индивида, то за этим, безусловно, последует наказание. Именно поэтому мы и говорим про свободное общество. Что это такое?
Общество подразумевает под собой социум. Поэтому, что бы человек ни делал, он не должен нарушать закон, действующий в этом государстве, и подавлять или ущемлять права других граждан. Свободное общество – это, в том числе и тот случай, когда все люди страны равны перед законом. На деле это так, конечно, не обстоит. Но сейчас речь совершенно о другом. Чем еще характеризуется свободное общество?
Общество и государство: взаимосвязь
Человек может и должен действовать так, как ему этого хочется. Главное, чтобы индивиды не переступали через законы и не нарушали прав окружающих. Государство как раз и контролирует, чтобы такого не происходило.
Черты свободного общества
Свободное общество имеет немалый ряд признаков. Во-первых, это свобода в предпринимательской деятельности. Никто не запрещает стать успешным бизнесменом, выбрать занятие по душе и развивать его. Но опять же, главное, чтобы это не противоречило закону.
Во-вторых, достаточное количество партий. В обществе существуют разные слои населения. Одна партия не может заниматься сразу всем. Поэтому каждая из них занимается различными группами общества, представляя их интересы. Всем известно, что в России действует демократия. Другими словами, это политика, направленная на свободу граждан: свобода слова, свобода печати, право выбора и другие преимущества. Но это еще не все.
Другим признаком свободного общества является регулирование жизни граждан в повседневной жизни. Возможно, кто-то скажет, что это противоречит самому понятию, но тем не менее без этого никуда. В обществе существуют определенные правила поведения, законы, которые необходимо соблюдать, а помимо них еще и моральные нормы. Последние, к сожалению, в современном мире нарушаются все чаще. Мы разобрались, какими признаками обладает свободное общество, а теперь перейдем к его моделям.
Модели свободного общества
Моделей свободного общества также существует несколько.
В любой из этих моделей есть определенные ограничения. Абсолютной свободы быть не может. Точнее говоря, если рассматривать теоретическую точку зрения, может. Но это отнюдь не есть хорошо. Достаточно представить это общество без всяких правил, ограничений и законов. В таком случае в мире будет царствовать хаос, беспорядок, беззаконие. То есть вполне можно сделать вывод, что современное свободное общество намного лучше абсолютной свободы.
Ограниченная и абсолютная свобода: что лучше?
На сегодняшний день как раз и существует свободное общество. Этот социум ограничен определенными факторами, но делается это исключительно в интересах современного социума. Невозможно дать обществу абсолютную свободу. Ведь она негативно повлияет на личность и социум в целом. Именно благодаря законам и моральным принципам в стране существует порядок. И тем не менее несмотря на законы, правила и нормы, понятие «свободное общество» существует в нашей стране уже достаточно давно, хотя и не подразумевает под собой абсолютную свободу человека.
Что такое свободное общество?
Итак, понятие «свобода» трактуется по-разному. Подлинно свободной деятельности не может быть в условиях отсутствия выбора. Свобода означает состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора.
Какое же общество может обеспечить такой выбор?
Очевидно, что общества, где господствует произвол и тирания отдельных лиц или групп населения, где попирается законность, где осуществляется полный контроль государства за жизнью своих сограждан, никак нельзя отнести к свободным.
Значит ли это, что свободным будет лишь общество, где вмешательство государства в жизнь отдельного человека будет минимальным? Только таким и может быть действительно свободное общество, считают многие на Западе.
В экономической сфере такого общества царит свободное предпринимательство, основанное на началах конкуренции, в политической сфере существует разнообразии политических партий, политический плюрализм, демократические принципы государственного устройства. Это общество свободомыслия. И суть здесь вовсе не в том, что каждый имеет право говорить или подписывать что угодно, а в том, что любая идея может быть подвергнута обсуждению. Этот процесс взаимодействия людей, обладающих разными знаниями и отстаивающие разные точки зрения, и является основой развития мысли. Жизнь людей регулируется лишь демократически принятыми законами и общепризнанными норами морали.
Однако, далеко не все на Западе принимают эту модель свободного общества. Некоторые учёные, политики, выражая настроения определённой части населения, считают, что столь неограниченный индивидуализм не на пользу людям. Подлинная свобода предполагает нечто больше, чем просто невмешательство государства в жизнь людей. Самореализация человека основывается не только на индивидуальном, но и на совместном опыте, объединённом поиске решений, создании общего блага. Поэтому дополнением свободы выступают ответственность, справедливость, т.е. все те ценности, которые должно обеспечивать общество. Таким образом, считают сторонники этой концепции, роль общества значительнее, чем её пытаются представить. Объединяясь в общество, люди обретают не только новые ценности, но и коллективную защиту.
Определённую регулирующую роль должно выполнять и государство. В частности, в социальной и экономической сферах оно может заботиться о равномерном распределении доходов, не допускать углубления пропасти между бедными и богатыми. Идеал свободы не должен заслонять идеал равенства.
Итак, ситуация выбора складывается не только в «пространстве» личной жизни каждого человека. Она возникает на уровне общества в целом. Особенно это проникает в так называемые переходные эпохи. По мнению ряда исследователей, такие эпохи потенциально содержат целый спектр направлений дальнейшего развития. То, какое из них будет поддержано. К примеру, руководством страны, может существенно повлиять на жизнь всего населения данного государства. Выбор в этом сопряжён с очень высокой ответственностью. Примеры подобных ситуаций и последствий принятых решений сохранила для нас история далёкого и недавнего прошлого.
Раскройте различные подходы к трактовке понятия «свободное общество»
— общество, в котором государство вмешивается в жизнь отдельного человека только в тех случаях, когда это необходимо для поддержания жизнедеятельности и развития всего общества.
Стремление к свободе – это базисная человеческая потребность. Однако можно ли ее полностью удовлетворить в современном обществе? Конечно, нет. Абсолютная свобода в наши дни невозможна, поскольку она ограничивается правами и свободами других членов общества.
Человеческое общество никогда не было и не может быть свободным, поскольку термин «общество» подразумевает социум, в котором существует социальное и производственное разделение труда при тесном взаимодействии всех его членов, поэтому априори, существуя в обществе, невозможно делать все, что взбредет в голову. Важно не ущемлять своими поступками права других.
Идеи о свободном обществе наиболее активно начали пропагандироваться толпой в Эпоху Ренессанса. Тогда люди устали от жестких пут Средневековья, и было разработано немало политических и философских концепций относительного свободного общества. Многие революции совершались под лозунгом «Вперед к свободе! »
В Новейшем времени революционеры не раз играли на врожденной человеческой любви к свободе. Вспомним хотя бы Бориса Николаевича Ельцина, который торжественно обещал народу свободу после «ежовых рукавиц» советской власти. И похожих примеров, произошедших по всему миру, история помнит предостаточно.
Таким образом, абсолютно свободное общество – это иллюзия, и любой достаточно образованный и думающий человек осознает это. Возможно лишь стремиться к свободе, но при этом важно поступать по совести, не теряя человеческого достоинства, обязательно соотнося свои поступки с комфортом окружающих.
Одно из понятий свободного общества является такое общество, где минимально вмешательство государства в жизнь каждого человека. Государство такого общества построено по демократическому принципу, в нем царит плюрализм мнений и политических партий и свободное предпринимательство в экономике.
Есть другое мнение понятия свободного общества. Его сторонники считают, что полный индивидуализм идет не на пользу обществу. В основу такого обществу ставится альтруизм, ответственность и справедливость, т. е духовные ценности, обеспечиваемые обществом и поддерживаемые государством.
ЧТО ТАКОЕ СВОБОДНОЕ ОБЩЕСТВО
Итак, вы увидели, как по-разному, а подчас и диаметрально противоположно трактуется понятие «свобода». Размышляя над разными подходами, что-то принимая, а что-то безоговорочно отвергая, согласимся, что подлинно свободной деятельности не может быть в условиях отсутствия выбора. Свобода означает состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора.
Какое же общество может обеспечить такой выбор?
Очевидно, что общества, где господствуют произвол и тирания отдельных лиц или групп населения, где попирается законность, где осуществляется полный (тотальный) контроль государства за жизнью своих сограждан, никак нельзя отнести к свободным.
Значит ли это, что свободным будет лишь то общество, где вмешательство государства в жизнь отдельного человека будет минимальным? Сторонников подобной точки зрения немало.
В экономической сфере такого общества царит свободное предпринимательство, основанное на началах конкуренции, в политической сфере — разнообразие политических партий, политический плюрализм, демократические принципы государственного устройства. Это общество свободомыслия. И суть здесь вовсе не в том, что каждый имеет право говорить или писать что угодно, а в том, что любая идея может быть подвергнута обсуждению. Этот процесс взаимодействия людей, обладающих разными знаниями и стоящих на разных точках зрения, и является основой развития мысли. Жизнь людей регулируется лишь демократически принятыми законами и общепризнанными нормами морали.
«Все, что может делать общество и государство, — это поощрять свободу, не допуская монополизма ни в одной из сфер жизни. Свободные от вмешательства государства, вольные поступать по собственному усмотрению индивиды станут процветать, и жизнь их будет счастливой», — писал один из американских политических деятелей.
Однако далеко не все принимают эту модель свободного общества. Некоторые ученые, политики, выражая настроения определенной части населения, считают, что столь неограниченный индивидуализм не на пользу людям. Подлинная свобода предполагает нечто большее, чем просто невмешательство государства в жизнь людей. Самореализация человека основывается не только на индивидуальном, но и на совместном опыте, объединенном поиске решений, создании общего блага. Поэтому дополнением свободы выступают кооперация, ответственность, справедливость, т. е. все те ценности, которые должно обеспечить общество.
Таким образом, считают сторонники этой концепции, роль общества значительнее, чем ее пытаются представить. Объединяясь в сообщество, люди обретают не только новые ценности, но и коллективную защиту, подчас им крайне необходимую.
Определенную регулирующую роль должно выполнять и государство. Оно не только создает и поддерживает институты, гарантирующие свободу граждан, но должно проявлять заботу о более равномерном распределении доходов, не допускать углубления пропасти между бедными и богатыми. Идеал свободы должен быть дополнен идеалом социальной справедливости.
Важно также и то, чтобы сами граждане гарантировали свободу друг друга, добросовестно исполняя свои гражданские обязанности.
Таким образом, ситуация выбора складывается не только в «пространстве» личной жизни каждого человека. Как вы уже знаете, она возникает и на уровне общества в целом. Особенно это проявляется в так называемые переходные эпохи. По мнению ряда исследователей, такие эпохи потенциально содержат целый спектр направлений — альтернатив — дальнейшего развития. То, какая из них будет поддержана, к примеру, руководством страны, может существенно повлиять на жизнь всего общества. Так что выбор в этом случае сопряжен с очень высокой ответственностью. Примеры подобных ситуаций и последствий принятых решений сохранила для нас история далекого и недавнего прошлого.
1) Как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в Новое и Новейшее время? 2) К чему может приводить неограниченная свобода выбора? 3) Как свобода трактуется в христианском вероучении? 4) Покажите влияние природной необходимости на свободную деятельность людей. 5) В чем выражается общественная необходимость? 6) Какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»? 7) Раскройте различные подходы к трактовке понятия «свободное общество». 8) Покажите роль государства в поддержании прав и свобод личности в обществе. 9) Как граждане могут гарантировать свободу друг друга?
1. Какими аргументами можно подтвердить вывод о невозможности абсолютной, ничем не ограниченной свободы человека в обществе?
2. Какое из двух приведенных ниже высказываний вам кажется более верным?
«Наша жизнь — это линия, которую мы должны по велению природы описать на поверхности земного шара, не имея возможности удалиться от нее ни на один момент». «Ход вещей кажется неотвратимым лишь тому, кто предал свои убеждения. История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело. Человек несет всю тяжесть мира на своих плечах: он ответствен за мир и самого себя».
3. Как вы понимаете выражение «Свобода — это выбор»?
4. Можете ли вы подкрепить конкретными фактами следующее утверждение: «В период новой истории Европы генеральным направлением развития было освобождение индивида от разного рода норм и установлений, сковывающих его повседневную жизнедеятельность»?
5. Какие из приведенных ниже определений понятия «свобода» вам представляются наиболее точными:
1) свобода — это отсутствие всяких преград и помех;
2) свобода — это осознанное следование необходимости;
3) свобода (свободная воля) — это не своеволие, способное привести к каким угодно поступкам, а регулярность, постоянство, неумолимость в осуществлении человеком моральных требований;
4) свобода — это осознанная возможность исторического творчества?
6. Охарактеризуйте различные модели свободного общества. Каковы ваши представления о таком обществе?
7. Согласны ли вы с высказыванием «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»? Свою позицию обоснуйте.
8. Известный мыслитель XIX в. утверждал, что «юридически признанная свобода существует в государстве в форме закона. Законы — это положительные, ясные, всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. Свод законов есть библия свободы народов». Прокомментируйте это высказывание.
9. Иногда свобода понимается как вседозволенность. В социальном смысле это означает полную независимость от каких-либо норм или ограничений. В начале XX в. в русских деревнях пели такую частушку:
Бога нет, царя не надо, Губернатора убьем, Платить подати не будем, Во солдаты не пойдем. |
К каким последствиям может привести такое толкование свободы? Конкретизируйте свои рассуждения примерами.
Поработайте с источником |
Прочитайте отрывок из работы современного американского социального психолога Э. Аронсона.