Что такое святая русь
Что значит «Святая Русь»?
Святая Русь. Худ. М.В. Нестеров, 1901-1906. |
Англичанин говорит «добрая старая Англия», француз – «прекрасная Франция», итальянец – «сладостная Италия». Русь – она не всегда добрая, порой не особо прекрасная и уж совсем редко когда сладостная. Для многих она и вовсе «немытая» и «проклятая». Но даже и такие, пусть с иронией или скепсисом, а говорят о «Святой Руси». И это вовсе не случайно!
Русь светлая
Русское слово «святой» своим происхождением связано со словом «светлый». Они восходят к славянскому и индоевропейскому прошлому; у разных народов слова с подобным корнем означают свет, мир, день, а также нечто белое, чистое, светящееся. Современный православный философ и искусствовед Валерий Лепахин отмечает, что в древнерусских былинах и духовных стихах «святая Русь» отождествляется с «белым светом» и «матерью-сырой-землей». Илья Муромец отправляется на ратные подвиги: «И заслужили тогда его ноги резвые, // И заслужили руки белые, // И увидел тогда он вольный белый свет». Добрыня Никитич говорит о себе: «Я не ездил бы, Добрыня, по святой Руси…». О нем же сказывается: «Быть какому ни есть добру молодцу, // Святорусскому могучему богатырю!». «Слово о погибели земли Русской» (XIII век) начинается словами: «О светло светлая и украсно украшена земля Руськая!». В Стихе о Голубиной книге (XV-XVI века) поется:
Интересно, что одна из основных версий происхождения слова «Русь» также построена на сближении его с понятием «светлый», ведь даже в современном русском языке сохранилось древнее слово «русый». В 911 году русы заключали договор с Византией от имени князя Олега и других «светлых и великих князей» и именовали себя «нашей светлостью». Арабский хронист X века также писал, что некий предводитель русов имел титул «свиет малик» (светлый князь).
Сочетание «русского» и «светлого» оказалось крайне устойчивым и в русском языке, и в представлениях соседних народов. Как сами русские люди, так и европейские путешественники именовали Московское царство «Белой Россией». Иностранцы пользовались этим термином вплоть до начала XVIII века, он встречается на европейских картах. «Белый царь» прославляется в русских народных песнях. В Европе также знали, что русский государь именуется «светлейшим» (illustrissimus) и «белым» (albus). «Белым царем» с XVI века именовали его и на Востоке. Важно отметить, что такое же самоназвание – Белая Россия – возникло и в русских землях, включенных в состав Великого княжества Литовского. Именно поэтому с начала XVII века на Москве в отношении православных «литовских людей» возникает именование «белорусцы» (белорусы). Тогда же понятие «Белая Русь» было окончательно закреплено за Западной Русью и в 1654 году внесено в официальный титул русских царей.
Святость как ответственность
Однако наряду с этим уже в XVI веке «Святая Русь» русскими книжниками начинает переосмысливаться в особом религиозном ключе. Старец Филофей в своем знаменитом послании о Третьем Риме обращался к Василию III как к «пресветлейшему и высокопрестольнейшему государю великому князю светлосияющему в православии христианскому царю и владыке всех, браздодержателю же всей святой и Великой России». Старец напоминал Великому князю о том, что после падения первого и второго Рима лишь в России Церковь «в православной христианской вере во всей поднебесной паче солнцасветится» и потому утверждал: «И да ведает держава твоя, благочестивый царь, что все царства православной христианской веры сошлись в твое едино царство, и один ты во всей поднебеснойсвятейший и благочестивый именуешься царь». Старец впервые обозначил крайне важную мысль: Русь должна соответствовать своему высокому, святому именованию.
В начале XIX века «Святая Русь» получила второе дыхание. Связано это было как с патриотическим порывом времен наполеоновских войн, так и с публикацией древнерусских былин и духовных стихов. Начиная с Н.М. Карамзина «Святая Русь» понималась как наиболее возвышенное именование Отечества. Вспомним пушкинское: «Святая Русь! Отечество! Я твой!». Тут не было особой религиозной специфики. При открытии памятника Карамзину в его родном Симбирске историк М.П. Погодин произнес: «Я уверен, что и всякий из наших соотечественников, в котором бьется русское сердце, которому мило русское слово, которому дорога русская слава, кто любит свою святую Русь, кто предан просвещению, вспомнив благодеяния Карамзина, произнесет ему всегда внутренно свое русское, сердечное спасибо». В манифесте императора Николая I, изданном в 1848 году по поводу революции во Франции, говорилось: «По заветному примеру Православных Наших предков, призвав в помощь Бога Всемогущего, Мы готовы встретить врагов Наших, где бы они ни предстали, и не щадя Себя будем в неразрывном союзе с Святою Нашею Русью защищать честь имени Русского и неприкосновенность пределов Наших».
На слова манифеста в своем стихотворении «Святая Русь» отозвался князь Петр Вяземский. В юности бывший большим вольнодумцем, поэт смог выразить мысль, ранее обозначенную старцем Филофеем – именуясь Святой, Русь должна быть таковой на деле:
Как в эти дни годины гневной
Ты мне мила, святая Русь,
Молитвой теплой, задушевной,
Как за тебя в те дни молюсь.
Как я люблю твое значенье
В земном, всемирном бытии,
Твое высокое смиренье
И жертвы чистые твои,
Твое пред Промыслом покорство,
Твое бесстрашье пред врагом,
Когда идешь на ратоборство,
Приосенив себя крестом.
О, дорожи своим залогом!
Блюди тобой избранный путь,
И пред людьми и перед Богом,
Святая Русь, – святою будь!
Василий Жуковский в письме Вяземскому выражал надежду, что название Святой Руси «никогда не потеряет своего глубокого смысла, хотя и вошло в разряд обыкновенностей». Слова Жуковского звучат поразительно современно: «В выражении Святая Русь – отзывается вся наша особенная история; это имя Россия ведет от Крещатика; но свое глубокое значение оно приобрело со времен раздробления на уделы, … когда при великом княжестве было множество малых, от него зависимых, и когда это все соединялось в одно, не в Россию, а в Русь, то есть не в государство, а в семейство, где у всех были одна отчизна, одна вера, один язык, одинакия воспоминания и предания; вот отчего и в самых кровавых междоусобиях, когда еще не было России, когда удельные князья беспрестанно дрались между собою за ее области, для всех была одна, живая, нераздельная Святая Русь».
В 1850-е годы Вяземский развил свою мысль в «Молитвенных думах»:
Не дай нам Бог во тьме и суете житейской,
Зазнаться гордостью и спесью фарисейской,
Чтоб святостью своей, как бы другим в упрёк,
Хвалиться, позабыв, что гордость есть порок.
Не в славу, не в почёт, народные скрижали,
Родную нашу Русь святой именовали.
А в назиданье нам, в ответственность, в завет.
Чтоб сберегали мы первоначальных лет
Страх Божий, и любовь, и чистый пламень веры.
Чтоб добрые дела, и добрые примеры,
В их древней простоте завещанные нам,
Мы цельно передать смогли своим сынам.
С тех пор «Святой Русью» именовали либо Россию в целом, как в былинах, либо Русь сокровенную – религиозный идеал православного русского народа и то «малое стадо», ради которого и сохраняется Россия.
Святая Русь ныне
Это второе значение Святой Руси отобразилось в церковной гимнографии. Впервые Святая Русь прозвучала в церковном гимне накануне Февральской революции. Это произошло при составлении службы священномученнику патриарху Московскому и всея России Гермогену: «Богу нaшему тобою слaва, тебе же, священномучениче Ермогeне, довлеет рaдоватися во свете лица Его и непрестaнно молитися, да не погибнет Рyсь святая».
Впервые служба, автором которой был протоиерей Илия Гумилевский, была опубликована осенью 1916 года. В составленной священноисповедником иеромонахом (позднее – епископом) Афанасием (Сахаровым) и профессором Петроградского университета Б.А. Тураевым в 1918 году службе всем русским святым была внесена знаменитая стихира: «Русь святая, храни веру Православную!». Служба всем российским святым была утверждена Поместным собором (хотя первое повсеместное празднование состоялось лишь в 1946 году). В эти времена Святая Русь уже вступила в такие испытания, которые нельзя сравнить ни с какими иными в ее многострадальной истории. По мостовой шли красногвардейцы из «Двенадцати» Блока:
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь –
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!
Сонм Новомучеников стал зримым воплощением слов праздничной стихиры. Частью Святой Руси стала и православная Россия, оказавшаяся в эмиграции.
В день всех российских святых, празднуемый во второе воскресный день по Пятидесятнице, в 1941 году началась Великая Отечественная война. В разгар кровавой бани началось воссоздание Святой Руси. В новом патриаршем титуле в 1943 году было закреплено каноническое понятие «Русь», которое было распространено на всю советскую территорию (кроме Грузии, где существует своя поместная Церковь). Духовные границы Святой Руси еще шире канонических: везде в мире, где молитвенно возглашается имя предстоятеля Русской Церкви – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси – присутствует Святая Русь.
В чем святость Святой Руси?
Накануне дня Всех святых, в земле Российской просиявших, хотелось бы еще раз задуматься о смысле выражения «Святая Русь».
Почему из всех эпитетов к слову «Русь» подошел лишь эпитет «святая»? Почему Англия у нас старая и добрая, Германия – великая, Франция – прекрасная, Америка – свободная, а Русь – святая?
Можем ли мы сказать, что здесь имеется в виду актуальная святость русского народа? Вряд ли. Грех на Руси был всегда силен. Порой кажется, что русский народ как-то особенно склонен ко греху. Часто наши святители прославлялись кроме прочего за то, что усиленно боролись с безнравственностью и даже порочностью своей паствы, идущими от забвения церковной жизни.
И в другие времена на Руси можно найти подобные описания плачевного состояния народной нравственности.
В чем же тогда святость Руси? Кто-то может сказать, что она заключается в наших святых. Но православные святые были и есть в различных странах – и в языческих, и в мусульманских. И на территории Турции жило множество святых, но никому не приходит в голову применить к ней выражение «Святая Турция».
В рассказе В. Никифорова-Волгина «Отдание Пасхи» есть характерный эпизод
В рассказе Василия Никифорова-Волгина «Отдание Пасхи» есть один характерный эпизод, который может помочь в раскрытии нашей темы.
«Мы дошли до ночлежного дома. Сели на скамью. Около нас очутились посадские, нищебродная братия, босяки, пьяницы и, может быть, воры и губители. Среди них была и женщина в тряпье, с лиловатым лицом и дрожащими руками.
– В древние времена, – рассказывал Яков, – после обедни в Великую субботу никто не расходился по домам, а оставались в храме до Светлой заутрени, слушая чтение Деяний апостолов… Когда я был в Сибири, то видел, как около церквей разводили костры в память холодной ночи, проведенной Христом при дворе Пилата… Тоже вот: когда все выходят с крестным ходом из церкви во время Светлой заутрени, то святые угодники спускаются со своих икон и христосуются друг с другом.
Женщина с лиловым лицом хрипло рассмеялась. Яков посмотрел на нее и заботливо сказал:
– Смех твой – это слезы твои!
Женщина подумала над словами, вникла в них и заплакала».
В реакции этой женщины можно увидеть ответ на вопрос о смысле выражения «Святая Русь»: Русь свята, потому что святость является ее непреходящим идеалом, потому что самый ни на есть падший на Руси человек знает, что «есть такая страна, где правда живет», и что любой, даже последний грешник на Руси, может в эту страну вернуться. «Женщина в тряпье, с лиловатым лицом и дрожащими руками» находилась на самом дне не только социальной, но и моральной лестницы. Тем не менее нескольких слов вразумления хватило, чтобы привести ее в сокрушение.
Русский народ всегда был как бы пропитан идеалом святости. В какую бы нравственную пропасть ни пал русский человек, он всегда реально осознавал свое падение и всегда помнил направление для возвращения к Богу.
Две составляющие: осознание своей греховности и вера, что Бог силен поднять человека с любого дна
Здесь можно выделить две составляющие: осознание своей греховности и вера, что Бог силен поднять человека с любого дна.
Русскому характеру свойственно признавать свою преступность. Без этого признания покаяние становится невозможным.
В рассказе одного из русских художников повествуется, как продажная женщина с возмущением отказывается позировать для картины, когда узнаёт, что живописец пишет с нее Божию Матерь.
В «Рассказе о семи повешенных» Леонида Андреева наряду с другими рассказывается об убийце и грабителе Мишке Цыганке и упоминается, что «с полной откровенностью, совершенно искренно, он называл себя разбойником и с иронией относился к тем, которые по-модному величали себя “экспроприаторами”». Мало того, он знает, что за лихие дела ждет его страшное воздаяние в вечности: «Прощай, барин! – громко сказал Цыганок. – На том свете знакомы будем, увидишь когда, не отворачивайся. Да водицы когда испить принеси – жарко мне там будет».
Для сравнения: во Франции в конце прошлого столетия проводился социологический опрос, французам был предложен вопрос: спасетесь ли вы? 90% опрошенных ответили: какие могут быть сомненья, конечно – да.
В России такой результат невозможен даже в наши дни.
Впрочем, само по себе признание своей греховности было бы бесплодно. Но подкрепленное верой в Бога, в существование святости и стремлением к этой святости, оно способно переродить человека. И эта вера всегда жила в нашем народе. Надеемся, что не умерла она и сейчас.
Неодолимость идеала святости и чувство собственной греховности в русском народе делали возможными обращение легендарного Кудеяра-атамана и реального разбойника Опты – основателя Оптиной Пустыни.
Вера и покаяние – вот основы духовной жизни, которые превратили «Русь изначальную», языческую в Русь святую, и, пока мы еще осознаем свою греховность и сохраняем веру в живого спасающего Бога, у нас есть надежда на то, что выражение «Святая Русь» для нашего времени не является историческим анахронизмом.
Существует ли сегодня Святая Русь?
Ответы пастырей
Что такое Святая Русь: это некое историко-географическое понятие, относящееся к ушедшим эпохам, или же это идеал, к которому надо стремиться? И существует ли сегодня Святая Русь? Мы обратились с этими вопросами к пастырям, попросив их также сказать, что лично они вкладывают в это понятие – Святая Русь.
Святая Русь. Художник: Михаил Нестеров
Если и дано Руси право быть, то только святой и никакой иначе
Святость, жизнь по заповедям Христа, по уставам духоносных отцов – вот что всегда отличало чаяния русских людей
– Для меня Россия и сейчас Святая Русь. Не Русь гипермаркетов и полыхающих мощными огнями реклам, не Русь гордо вознесшихся ввысь небоскребов и развлекательных, опустошающих душу комплексов. Она – Русь величественных соборов и родных сердцу храмов, успокаивающих душу монастырей и чудотворных святынь, угодников Божиих и чистых молитв, Русь крестных ходов и молитвенных стояний, жертвенности к ближним и верности Православию. Для меня Россия только такая, и никакой другой для меня она не может быть. А если в какой-то период времени вспыхивает безбожие или потребительство, любовь к комфорту, как сейчас, то это просто временные болезни, которые приходят и уходят, а Русь Святая останется.
Священник Валерий Духанин Собственно, главная идея, которую вынашивали наши предки, перед которой благоговели многие поколения русских людей, идея национальная – это святость. Не велеречивая ученость, не изысканная культура, не построение земного олимпа и феерическое ожидание экономических чудес, тем более не страсти и чувственность, а святость, жизнь по заповедям Христа, по уставам духоносных отцов, благоговение перед теми, кто образ Христов отразил в своей жизни – вот что всегда отличало чаяния русских людей.
И сейчас не будь в русских людях трепета перед святостью, не собиралось бы столько паломников по монастырям, не выстраивались бы очереди терпеливых просителей к преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому, блаженным Матроне Московской и Ксении Петербургской. Как и много веков назад наши предки, так ныне и мы теплим свечу перед образами, осознавая свою духовную нищету и вверяя свою жизнь в руки Спасителя и Матери Божией, Николы Угодника и Пантелеимона Целителя. И надо сказать, Господь откликается. Сколько чудес Бог являет людям на Руси, столько, может быть, по всему миру не соберется.
Русь Святая – есть в этом что-то сокровенное, священное, заветное. Этого не увидит тот, кто этим не живет. Это открывается по мере духовного опыта. Но мое личное убеждение: если и дано Руси право быть, то только святой и никакой иначе.
Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение!
Святая Русь в современном мире существует на правах Золушки
Протоиерей Андрей Ткачев – Святая Русь сегодня существует, но в виде Золушки, нелюбимой дочери. Современный мир – это некая мачеха, которая лелеет и пестует своих родных дочурок в виде гордости, сребролюбия, блуда. А драгоценная замарашка – это Церковь Божия, Святая Русь. Это то подлинное христианство, которое находится в миноритарном состоянии, в подавляющем меньшинстве. Причем это меньшинство не сконцентрированное, как в гетто, как соль в солонке, а рассыпанное по обществу, словно добавленное в пищу. Эта соль осоляет собой весь организм российской государственности и российского народа, но она большинством нашего народа или не замечается, или презирается, а некоторыми яростно изгоняется. То есть она поставлена на уровень врага, предназначенного к изгнанию. Церковь продолжает свое воинское шествие через историю, и в нашем народе эта подлинная святость никуда не исчезла, но ради выживания затаилась, оделась в простую одежду, смимикрировала, поскольку сегодня она очень нелюбима современным миром.
Святая Русь не укладывается в административно-территориальные границы или временные рамки
Священник Александр Дьяченко – Хотелось бы верить в то, что Святая Русь существует на самом деле. Понятно, что этот образ скорее метафора. Никогда Святая Русь не укладывалась в реальные административно-территориальные границы или во временные рамки. Святая Русь для меня существует вне времени, вне национальной принадлежности и вне конкретной привязке к местности. Для меня Русь Святая – это и мученик младенец Гавриил Белостокский, и праведный Иоанн Русский, и преподобный Иов Почаевский, и великая княгиня Елисавета Феодоровна, и великий князь Александр Невский, преподобные Силуан Афонский и Герман Аляскинский, святитель Иоанн Шанхайский и много-много других радостных моему сердцу имен. Я реально существую среди этих людей, каждый день начиная с молитвы к ним, и еще я живу в своем времени и в реальном поселке городского типа. И радуюсь тому факту, что среди его жителей есть еще те, кому необходимо прийти в храм и молиться во время всенощного бдения. Их мало, но они есть, и это тоже Святая Русь моего времени.
Каждый день в храмы православные приходят помолиться люди – и это Святая Русь нашего времени
В центре нашего поселка стоит скромный обелиск с именами тех, кто сложил свои головы за свободу своего народа и своей земли. Для меня эти имена тоже святые, как и имена тех, кто в разное время противостоял и хану Батыю, и императору Наполеону. Эти люди жили здесь же, на моей земле, и для них она была драгоценностью. Те, кто строил, приумножал ее богатства, растил детей, берег и защищал с именем Божиим на устах – для меня все они и есть граждане Святой Руси.
Святая Русь – это мир, который продолжает жить
Священник Димитрий Шишкин – Несомненно, существует Святая Русь! Это, прежде всего, сонм православных людей, так или иначе живших или соприкоснувшихся с нашей, русской землей, ткавших ее историю, язык, традиции и культуру. Сонм людей, в меру своих сил и возможностей, с усердием и самоотдачей послуживших Богу в земной жизни, претерпевших до конца и ныне пребывающих душами с Богом. Люди эти, что называется, «по крови» могли быть даже и не славянами, а некоторые жили тогда, когда и самого понятия Руси еще не существовало. Но эти люди своей верой, соприкосновением с нашей землей, проповедью среди народов, населявших ее, подготавливали и созидали тот особенный мир, который мы называем теперь Святой Русью.
Этот мир реален и неразрушим, как реально и неразрушимо единство душ этих людей с Богом и между собой в Царствии Небесном. А плоть их (то, что мы называем мощами) освятила нашу землю. И не только мощи – даже и те предметы, которыми пользовались эти люди в своей земной жизни, в своем служении Богу и людям… все те слова и поступки, заветы их, о которых мы знаем, – всё это также священно для нас и является культурной частью Святой Руси. Эта мысль вполне согласна с мнением святых отцов о том, что «телесное наше, будучи посвящаемо Богу, духовно есть» (Добротолюбие. Т. 4. С. 35. Ст. 4). Об этом всеобъемлющем значении Святой Руси, проникающей собою как духовную, так и душевную и телесную жизнь нашего народа, всем нам важно помнить. Потому что многие русские люди сегодня забывают о высоком значении понятия Родины, неотделимого от понятия Святой Руси. Забывают о том, что понятие Отечества, Родины объемлет собой не только историческое пространство России, но и распространяется далее, не зная границ и географических, политических и этнических разделений. Так что и в Белоруссии, и на Украине, и во Франции, и в Германии, и в Австралии, и в Южной Америке, и в Северной Африке… – везде, где жили или живут русские люди, куда забросила их судьба и где они сохраняли и хранят православную веру, язык, культуру и быт… где они привлекали и привлекают своей доброй благочестивой жизнью Божественную благодать – там везде пребывает наше Отечество и Святая Русь.
Везде, где русские люди хранят православную веру, живут благочестивой жизнью, – там и Святая Русь
И те, кто принимает от этих людей благую весть о распятом и Воскресшем Господе, о русской жизни и культуре, согласной с православной верой, – все они также становятся в той или иной мере причастниками Святой Руси.
Разрушить ее или умалить ее значение невозможно, потому что это явление духовное. Только бы нам самим ценить это сокровище, хранить и умножать его. Продолжать доброе и святое дело наших предков по устроению жизни на крепком фундаменте православной веры. Тогда и Святая Русь будет с нами и в нас, и мы будем ее хранителями, продолжателями и строителями. Потому что Святая Русь – это не что-то законченное и остановившееся в своем развитии. Святая Русь – это мир, который продолжает жить и участником которого мы можем и должны быть, это особый дар Бога нашему народу. Дар самобытности и духовного, культурного, языкового своеобразия, освященного Божественной благодатью. И этот дар мы, несомненно, Богу содействующу, должны хранить и приумножать.
Святая Русь
Русь свята́я — определение, сформировавшееся и поддерживаемое со времени расцвета Православия на территории Древней Руси; содержащее и обнаруживающее религиозную оценку истории Православия и осуществления христианской миссии Русью как государством.
Чем свята Русь?
По преданию, первая Евангельская проповедь для населения, жившего на территории древней Руси, прозвучала из уст святого апостола Андрея Первозванного. Впоследствии здесь проповедовали Христово учение святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Мощнейший импульс к распространению христианства на Руси дал, в 988 году, святой князь Владимир (см.: Крещение Руси).
С этого времени христианство быстро приобрело статус преобладающей религии: язычество шаг за шагом утрачивало своё былое влияние, хотя отдельные его пережитки, в том числе суеверия, так и не были искоренены. Строилось множество Православных храмов, возводились обители. Вскоре Православная вера стала той жизненной духовной средой, в рамках которой формировалась русская культура, той духовной основой, на которой создавалось общенародное единство.
Уже вскоре после «крещения Руси» при князе Владимире Русь стала являть Богу и миру почитаемых праведников (как то: святые князья Борис и Глеб; святой Феодор, епископ Ростовский; святители Иоаким, Лука и Герман, Новгородские чудотворцы; преподобный Моисей Угрин; святая благоверная великая княгиня Анна; святой князь Владимир Ярославович; преподобный Ефрем Новоторжский…). Впоследствии Русь просияла такими великими светильниками как Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский и пр.
Примечательно, что тогда как от Православия откололась Западная Церковь, а на Востоке православное население терпело притеснения со стороны мусульман, на Руси оно имело твёрдую точку опоры: развивалось монашество, церковная литература, иконография и другие отрасли христианского делания.
Можно ли говорить о «русском Православии» как об особенной ветви вселенского Православия?
Православие едино, как едина Вселенская Православная Церковь, един её Глава Господь Иисус Христос, едино учение веры, едины Церковные Таинства, едины величайшие святыни, едина общая цель и надежда.
Относительно национальностей, все перед Богом равны. На этот счёт Церковь учит определенно: «Здесь нет различия между Иудеем и Еллином» ( Рим.10:12 ), «Нет уже Иудея, ни язычника» ( Гал.3:28 ). Человек прославляется или осуждается Богом не по национальному признаку, а по духовно-нравственному состоянию, желанию и готовности следовать за Христом.
Номинальная принадлежность верующего к государству, обозначаемого как Святая Русь, не делает его автоматически святым — скорее накладывает дополнительные религиозно-нравственные обязательства, усугубляет ответственность.
Разумеется, этим доводом отнюдь не отрицается особая роль Русской Православной Церкви, как одной из Поместных Церквей, в деле хранения, укрепления и распространения веры на земле.
Христианское использование этого наименования подразумевает не превозношение над другими народами, а личную ответственность христианина, чтущего подвиг предков, посвятивших себя Христу, и стремящегося соответствовать их духовному уровню.
cвященник Сергий Желудков:
О святой Руси. Один современный мудрец сказал: «Плохо будет народу, который сам себя называет святым». Святого народа нет, есть святые в народе — в каждом народе.