Что такое святость эссе
Что такое святость?
Непонимание святости
К удивлению, большинство христиан не имеют представления о том, что такое святость. Мы читаем о Святости, говорим о ней и поем о ней, но немногие уделяют время тому, чтобы изучать – что это такое.
За многие годы христиане развили множество странных представлений о святости. Одно из распространенных представлений о святости – «отличаться от мира». Раньше, в 40-е и 50-е года, христиане, которые хотели быть святыми, старались выглядеть по-другому. Они ходили в одежде и с прическами, которые давно уже вышли из моды, и думали, что это делает их святыми!
Некоторые христиане думали, что они должны звучать по-другому! В 60-е годы было неслыханным делом, чтобы в церкви звучала гитара. Гитара считалась «мирским» инструментом, так как на ней часто играли неверующие! Быть СВЯТЫМ – значило поклоняться в сопровождении органа или фортепиано.
Некоторые думали, что святость значит избегание деятельности этого мира. Христиане составили список «мирских» занятий, которых следовало избегать. «Не кури, не пей, не ругайся, не жуй жвачку и не общайся с теми, кто это делает!» Часто еще и добавляли: «Не смотреть фильмы, не кататься на роликах, не пользоваться макияжем и не играть в карты!» Главная идея заключалась в том, что если ты избегаешь занятий этого мира, то это делает тебя СВЯТЫМ!
К счастью, идея о том, что отличие от всех делает тебя святым, – вышла из моды. Христиане сегодняшнего дня более склонны думать, что святость значит — «быть хорошим». Они думают, что если вести праведный и высокоморальный образ жизни, то они достигнут святости. Но это также не является точным определением.
Достойная жизнь, хотя это и очень важно, не делает вас святым. Остановитесь и задумайтесь о том, что Бог называет «святым». Бог назвал «святым» несгораемый куст. Это ведь не значило то, что этот куст согрешил меньше, чем другие кусты! Бог назвал Синай Своей «святой» горой. Но гора Синай не стала святой горой из-за того, что была более нравственной, чем другие горы!
Суть святости не в том, насколько ты нравственный или хороший! Суть святости лежит совершенно в другом измерении.
Несколько лет назад Джон Диксон, наш служитель прославления в Общине «Слава Сиона», сделал интересное заявление. Он сказал: «Противоположность святому — это не грешное или злое. Противоположность святому – это обыкновенное или обычное.»
Такое заявление удивило меня. Как и многие христиане, я использовал слово «святость» как синоним слову «праведность». Жить «святой жизнью», предполагал я, значило вести хорошую, нравственную жизнь, избегая греха, насколько это возможно.
Когда я услышал заявление Джона, я решил сам изучить слово «святость», чтобы понять его значение. Я был удивлен тем, что обнаружил!
Я обнаружил, что за 45 лет моей христианской жизни, посещая церковь каждое воскресенье, получив диплом одной из самых лучших духовных семинарий, я так и не узнал, что такое святость!
Я изучал греческие и еврейские слова, обозначающие «святость» в оригинале Библии, смотрел, как они еще используются в Библии, и обнаружил, что Джон был абсолютно прав! Святость не означает «безгрешность». Святость означает «отделенность от обычного» или «возвышение над нормой». Самое лучшее определение слова «святой» – это слово «особенный»! Относиться к чему-то как к святому – это значит относиться к нему как к особенному!
Мы видим это в первых главах книги Бытие. Первый раз Бог назвал что-то СВЯТЫМ во второй главе книги Бытие. Это произошло, когда Бог благословил седьмой день и определил его как «СВЯТОЙ».
Называние седьмого дня «святым» не значило, что дни с первого по шестой были мирским, плохими или грешными! Первые шесть дней были хорошими днями. Бог сказал, что они были весьма хороши. Но они не были святыми. Они были просто обычными днями. Бог отделил седьмой день от остальных и сказал: «Этот день ОСОБЕННЫЙ.»
В десятой главе книги Левит Бог дает Аарону указания о служении в скинии. Он сказал Аарону быть особенно внимательным, чтобы отличать «священное от несвященного». Бог говорил: «Не относитесь к СВЯЩЕННОМУ как к ОБЫКНОВЕННОМУ!»
Если бы Аарон принес свои одежды в скинию, постирал бы их там в умывальнице и повесил бы сушиться на ковчег завета, он бы осквернил святость скинии! Он бы обращался с очень священными вещами как с обыкновенными!
Быть святым – значит быть «отделенным от обычного». Если что-то является «святым», значит, оно предназначено для определенных целей и заслуживает особенного отношения. Относиться к чему-то как к СВЯТОМУ, значит относиться к нему с ПОЧТЕНИЕМ.
Когда мы с Линдой поженились, у нас было два набора фарфоровых тарелок: наш «парадный набор» и наш «повседневный набор». Нам очень нравились наши повседневные тарелки. Они были расписаны в золотых и оранжевых тонах, на них были нарисованы большие цветы, стиль, который был очень популярен в 70-х годах. Мы пользовались этими тарелками каждый день. Но обращались мы с ними обычно. Иногда мы ужинали из этих тарелок прямо на полу в гостиной перед телевизором. Мы не всегда бережно клали их в мойку. Из-за того, как мы обращались с ними, в конце концов, они стали выглядеть изношенными, края кое-где откололись, и нам пришлось выбросить их и купить новые повседневные тарелки!
Наш «парадный набор» фарфоровых тарелок был красивый и очень элегантный. Он сберегался для особых событий. Когда мы использовали его, то обращались с ним очень бережно и всегда складывали в отельный шкафчик. И эти тарелки до сих пор такие же красивые, как и тогда, когда мы только приобрели их.
Наши повседневные тарелки были очень красивые, но они были ОБЫЧНЫМИ. Наш «парадный набор» тарелок был ОСОБЕННЫМ. Если бы я взял тарелку из нашего «парадного набора» и поставил бы ее на пол, чтобы наша собака ела из нее, моя жена была бы очень расстроена, и весьма справедливо! Ведь я, в таком случае, не обращался с этой тарелкой с ЧЕСТЬЮ, которой она заслуживала!
Суть жизни в святости не заключается в том, чтобы быть хорошим или не похожим на других, она заключается в том, чтобы оказывать ЧЕСТЬ! Она заключается в том, чтобы обращаться с ОСОБЕННЫМ по-особенному!
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Святость
Святость создается любовью. Святые – это люди, которые сильнее всего любили.
Святой — это тот, кому удалось ограничить все
нравственные мучения пределами собственной персоны.
Надпись на вратах рая: «Считающих себя святыми, просьба не беспокоить»
Не все святые, кто ходит в церковь.
Святость как качество личности – способность наладить идеальные отношения с Богом, избавиться от всех дурных качеств, иметь реальную чистоту сердца, в котором нет зависти и гордыни.
В давние времена жил один Человек. Святость его была так велика, что ей удивлялись даже ангелы, и нарочно сходили с неба, чтобы посмотреть: как, живя на земле, можно так уподобиться Богу? А сказали однажды ангелы Богу: — Господи, даруй этому человеку дар чудотворения! — Я согласен, – отвечал Господь. – Спросите у него, чего он хочет. И спросили ангелы святого: — Хочешь ли ты одним прикосновением рук дарить здоровье? — Нет, – ответил святой. – Пусть лучше Сам Господь творит это. — Не желаешь ли ты иметь такой дар слова, силой которого ты бы обращал грешников к покаянию? — Нет, это дело ангелов, а не слабого человека. Я молюсь об обращении грешников, но не обращаю. — Может, ты хочешь привлекать к себе сиянием добродетели, и тем прославить Бога? — Нет, привлекая к себе, я буду отвлекать людей от Бога. — Чего же ты хочешь? – спросили ангелы. — Чего мне еще хотеть? Да не лишит меня Господь милости Своей! А с ней у меня все будет. Но ангелы продолжали настаивать. — Хорошо, – отвечал святой, – Я хочу творить добро так, чтобы самому об этом не ведать. Ангелы смутились, но потом решили, что тень этого человека, которую он не видит, тоже может исцелять больных, облегчать на земле скорби и печали. Так и повелось с тех пор: где бы ни появлялся этот святой, тень его покрывала зеленью вытоптанные дороги, возвращала воду высохшим ручьям, под ней распускались цветы и высыхали слезы людские. А святой просто ходил по земле, распространяя вокруг себя добро, сам того не ведая.
Святость – это когда налажены идеальные отношения с Богом. Святость есть сущность Бога. Святость Бога – это любовь, всемогущество, премудрость, праведность, слава, величие и верность Бога. Святость всю жизнь стремится к Богу, стремится в материальном мире обогатиться добродетелями и, соответственно, избавиться от порочных качеств личности. Долго среди людей порочность не скроешь. Уши зависти, ненависти, гнева, и злобы всегда торчат, как ни прикрывай их доброжелательностью и дружелюбием.
Одна секунда общения со святым человеком способна в корне изменить жизнь другого человека. Святость говорит от чистого сердца, от нее идет истина, слова ее весомы, попадают прямо в сердце, поэтому запоминаются и побуждают действовать. Для святости безразлично в какой конфессии находится человек. Условие святости – реальная чистота сердца.
Существует 26 черт характера святой личности:
В Бхагавад Гите (16, 1-3) сказано: «Верховный Господь сказал: Бесстрашие, очищение своего бытия, совершенствование в духовном знании, благотворительность, владение чувствами, совершение жертвоприношений, изучение Вед, совершение аскезы, простота, отказ от насилия, правдивость, негневливость, самоотречение, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремленность, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям — таковы, о сын Бхараты, божественные качества праведных людей, наделенных божественной природой».
Интересно, что человек, достигнув совершенства в одном из этих качеств личности, вытягивает за собой все остальные, приобретает широту сознания святости. При этом следует знать, что у каждого качества личности есть четыре разных проявления. Например, Чистота сознания:
• Духовная — Достичь способности видеть Бога и полного осознания себя как Его слуги. • В благости — Развить в себе качества святой личности. • В страсти — Считать своё сознание очень чистым, постоянно указывая всем на это, и гордиться своей учёностью. • В невежестве — Из невежества считать себя Богом или Его реинкарнацией, не понимая, какие качества присущи Богу и какие его частичкам.
Другой пример: Умиротворение: • Духовное — Тот, кто постиг Господа — достигает умиротворения. • В благости — Умиротворение это наслаждение миром в самом себе. • В страсти — Человек становится умиротворённым, испытывая временное материальное счастье. • В невежестве — Испытывает умиротворение под действием сна, одурманивающих веществ, плотского удовольствия, в ущерб самосовершенствованию.
Сострадание: • Духовное Преданный Бога проявляет сострадание к тем убогим душам, которые лишены духовного знания, и просвещает их, чтобы помочь обрести духовное знание. • В благости — По мнению прославленных своим великодушием святых, тот, кто испытывает боль при виде чужих страданий и радуется чужому счастью — тот обладает состраданием и исповедует вечные заветы религии. • В страсти — Проявлять жалость только к близким людям и не замечать страданий всех остальных. • В невежестве — Привязывать человека к порочной деятельности, из-за невежества, думая, что ему это поможет. По-настоящему сострадателен тот, кто открывает людям знание, которое делает их счастливыми, а не тот, кто с сочувствием кивает головой.
СВЯТОСТЬ
Свя́тость (гр. άγιότης, лат. sanctitas), одно из фундаментальных понятий христианского учения. Его основной смысл состоит в причастности человека Богу, его обоженности в его преображении под действием благодати Божией. В преображенном человеке восстановлена его неповрежденная грехом природа, его соединение с Богом как “чада Божиего”.
Основой этого восстановления является Боговоплощение, восприятие Христом человеческой природы. Поскольку во Христе человеческая природа была обожена, это открыло путь к Богу и для всего человечества: христиане, следуя Христу, соучаствуют в его Божестве по благодати и становятся святыми.
В Первом Соборном послании апостола Петра он, обращаясь к христианам, говорит: “Но вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел. Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованные” (1 Пет. 2, 9-10). Вхождение в святость совершается через Христа: “Но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: будьте святы, потому что Я свят” (1 Пет. 1, 15-16).
Это понимание христиан как народа Божиего основывается на словах самого Христа, сказанных Им Его ученикам: “В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас” (Ин. 14, 20); Христос “тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими” (Ин. 1, 12). Имея в виду именно это понимание святости, апостол Павел обращается к христианским общинам как к собраниям святых: “Всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым” (Рим. 1, 7); “всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах” (Флп. 1, 1); “находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе” (Еф. 1, 1); “церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии” (2 Кор. 1, 1).
Понимание христианской общины как общины друзей Божиих, “святого народа” с наибольшей полнотой выразилось в литургической жизни древней церкви, поскольку именно Евхаристия была центром и основой этой жизни, основой богослужения и основой учения.
Как писал св. Ириней Лионский (+ ок. 200 г.), “наше учение согласно с Евхаристией, и Евхаристия, в свой черед, подтверждает наше учение”. В древнейших дошедших до нас евхаристических молитвах говорится о “народе святом”, который стяжал для Отца Христос, Сын Божий (например, в евхаристической молитве, приведенной в “Апостольском предании” св. Ипполита Римского, описывающем римскую литургическую практику III в.). Этот “святой народ” отождествляется с общиной, участвующей в богослужении и причащающейся Телу и Крови Христовым. Евхаристическая молитва, приводимая в “Учении двенадцати апостолов” (“Дидахе”, не позднее II в.), завершается словами: “Кто свят (άγιός), тот пусть подходит, а кто нет, тот пусть кается. Маранафа (Господь грядет). Аминь” (гл.Х).
Представление о святости причащающейся общины сохраняется и в современном чине православной литургии, когда священник после чтения “Отче Наш” и перед причащением возглашает: “Святая святым (Τά άγια τοîς άγίοις)”, на что община (хор) отвечает словами: “Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь”, – Святые Дары (“Святая”) даются святым, и их святость есть святость Христа, с Которым они соединяются в причастии (свидетельство о возгласе “Святая святым” имеется в катехитических сочинениях св. Кирилла Иерусалимского 348 г.).
Данный момент евхаристической службы заключает в себе определенную богословскую концепцию святости. Евхаристия есть соединение верующих (верных) с Богом, осуществление Царствия Божия в историческом бытии, движущемся к этому Царствию. Во время причастия вечность преображенного бытия Царствия Небесного, пакибытия, реально присутствует во временном бытии, в земной жизни церковной общины. Верующие предстоят Богу вместе с небесными силами и таинственно изображают херувимов (“Иже херувимы тайно образующе. ”). Причастие требует очищенности от греха (именно отсюда происходит позднейшее соединение таинства покаяния с причащением), которое и дается благодатью евхаристического богослужения. Вхождение верующих в вечность, в пакибытие, подготовленное их очищением, и образует их святость. Святость, таким образом, есть принадлежность к вечной жизни, причастность Божеству, предвосхищение в этом бытии грядущего пакибытия.
Из того же понимания исходила древняя церковь и в почитании в качестве святых отдельных лиц. В качестве святых почитаются те, чья причастность к Богу была явлена церкви как достоверный факт, спасение которых (т.е. вхождение в Царствие Небесное) обнаружилось еще теперь, до Страшного Суда. К таким лицам относились первоначально апостолы, об избранности которых для вечной жизни сказал сам Христос (Ин. 17, 21-24). К ним причислялись также ветхозаветные пророки и патриархи, о святости которых свидетельствовало Св. Писание. Таков же был взгляд и на мучеников, поскольку, согласно представлениям древней церкви, совершенный мучениками подвиг сразу же открывал перед ними Царствие Небесное. О причастности к Богу свидетельствовал дар чудотворения, который получал почивший святой. Канонизация святых, развившаяся со временем во вполне формальную процедуру, и составляет по своей сути церковное удостоверение в причастности святого к Богу.
Святой открывает путь к Богу и в этом качестве выступает как заступник за людей перед Богом, как своего рода посредник между Богом к людьми. Развитие почитания святых накладывается здесь на мощный пласт религиозных и социо-культурных представлений позднеантичного общества (равно как впоследствии на отчасти сходные представления других народов, переживающих христианизацию). Святой в своей функции защитника и заступника исполняет ту же миссию, которая в языческом мировосприятии приписывалась демонам (или другим мифологическим существам), охраняющим человека или весь его род и играющим роль посредника между человеком и высшими силами. Соответственно, культ святых отвечал тому ожиданию покровительства и защиты, которое было прочно укоренено в социо-культурной структуре позднеантичного общества, к святым обращались с молитвой в тех же случаях, когда ранее приносили жертвы богам и просили о помощи у героев. Именно это перенесение функций обусловливало в конечном итоге то закрепление различных сфер влияния за отдельными святыми, которое столь характерно как для западного, так и для восточного средневековья и обычно относится на счет так наз. “народной” религиозности.
С самого начала, однако, в христианском понимании святости выделяются определенные моменты, принципиально чуждые языческим культам. Святость человека соотнесена с человечеством Бога-Слова, со следованием по пути, проложенному страданиями и крестной смертью Христа. Поэтому все раннехристианские авторы настаивают на том, что мученики сделались причастными Богу именно благодаря своим вполне человеческим страданиям и мученической кончине. Близость к Богу в соединении с человечностью и обеспечивает святым возможность быть посредниками между Богом и людьми. Для языческих верований характерно, напротив, представление о непроходимой грани, отделяющей высшие силы от всего, сохраняющего человеческую природу, в частности, и от обожствляемых героев.
Вместе с тем, языческие верования приписывали посредничество между высшими силами и человеком прежде всего посредствующим духам (гениям, демонам или – в других системах – иным “низшим” духам). В христианстве аналогом этих верований является представление об ангелах-хранителях. Призывание святых в качестве посредников указывало на кардинальный пересмотр подобных представлений о миростроении. Наряду с ангелами, посредниками становились люди, сделавшиеся благодаря своему подвигу причастниками Божества. Заступничество святого и близость к нему (которая в силу почитания мощей выражалась во вполне конкретных и осязаемых формах) вводили верующего в близость к Богу и создавали религиозные переживания, практически не известные язычеству. Бл. Августин [1] прямо противопоставляет путь к Богу через святых мучеников, которые богами не являются, но получили милость Божию своей добродетельной жизнью и кончиной, языческому обращению к демонам, которые могут быть добрыми и злыми, – ложному спиритуализму язычества противостоит здесь антропологизм христианства, основанный на вере в воплощение Бога-Слова.
Как писал св. Иоанн Златоуст, “ненапрасно бывают приношения за усопших, ненапрасно моления, ненапрасно милостыни: все это установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга”. Равным образом и святые, родившись через свое успение к вечной жизни, продолжают пребывать в церковной общине и могут выступать молитвенниками за нее и за отдельных верующих, обращающихся к ним за заступничеством.
В учении о святости, таким образом, содержится преодоление противостояния вещественного и духовного, тварного и нетварного, т.е. основных оппозиций, которые в дохристианских представлениях выступали как абсолютные границы, разделяющие божественное и человеческое, смертное и бессмертное. Святые, оказываясь “друзьями Божиими” и заступниками за людей перед Богом, соединяются в этом действовании с ангелами, т.е. бесплотными, невещественными силами; тем самым преодолевается оппозиция вещественного (материального, телесного) и духовного и вещественность перестает быть препятствием для соединения с Божеством. Вместе с тем святые являются теми тварными существами, которые приобщены к Богу, т.е. нетварному началу, и тем самым соединяют тварное человечество с нетварным Божеством. Эти элементы учения о святости формируются в последовательную богословскую систему, в полном объеме сформулированную в VII-VIII вв. преп. Максимом Исповедником и св. Иоанном Дамаскиным. Развивая учение о Божественных энергиях, они говорят о проникновении этих энергий в человеческую природу и о святости как результате такого проникновения. Поскольку в святости преодолевается противостояние духовного и вещественного, святые спасаются “телесно” (σωματιχώς), т.е. Божественными энергиями оказывается пронизана как их плоть, так и их образы (иконы). Это учение обосновывает почитание святых вообще, равно как и такие его формы, как поклонение мощам и иконам святых.
Русская Церковь усваивает себе те представления о святости, которые сложились в святоотеческой традиции. Учение о святости и обоснование почитания святых не раз излагались русскими духовными авторами, обличавшими еретические движения протестантского типа. К такого рода обличительным сочинениям относится “Просветитель” преп. Иосифа Волоцкого, “Камень веры” Стефана (Яворского). Развитие православного богословия святости можно видеть в учении преп. Серафима Саровского о стяжании Св. Духа.
Православная Жизнь
О блаженном состоянии – святости, о догмах и постулатах учения о святых – агиологии рассказывает знаток своего дела архимандрит Спиридон (Ходанич), преподаватель агиологии КДА.
– Предметом агиологии, по мнению Флоренского, является «познание святых, строения их личности, законов их жизни, своеобразия их опыта и их мышления, отношения этих законов, этого опыта, этого мышления к обычным, свойственным грешному человечеству. » Но в своей сущности подвиг святых – глубина и тайна, которую до конца познать невозможно. Что по этому поводу говорит наука? Постижима ли святость человеческим разумом?
– Подлинная святость должна стать желанной для постижения каждому христианину, обязанность наша – стремиться к этому, ведь Господь прямо говорит всем нам: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1:16). Относительно научной точки зрения на ум приходят слова преподобного Исихия Иерусалимского: «Наука из наук и искусство из искусств есть умение управляться со злыми помыслами. Самое лучшее против них средство и искусство – смотреть с помощью Господа за появлением прилога и мысль свою всегда хранить чистой…» Святость – это блаженное состояние максимального приближения человека к Истинной Святости – к Богу путем искоренения своих грехов, начиная в первую очередь с контроля своих помыслов, добродетели, именуемой святыми отцами трезвением. Непреложным условием святости является смирение, ибо если посмотреть на жизнь всех подвижников нашей Святой Церкви, то, пребывая в святости, никто из них не считал себя таковым, и скорее наоборот – чем ближе подвижник приближался к Богу, тем больше видел свои грехи и недостатки. Из этого и вывод или, точнее сказать, парадокс: грешник не считает себя грешником, а святой – святым. Искореняя грехи свои, будем постигать, в чем состоит святость, ведь, по словам святого Беды Достопочтенного: «Мы пребываем в Боге настолько, насколько не согрешаем».
– Что такое святость?
– Святость должна быть целью нашей жизни в Церкви, стать ее итогом и плодом. Церковь, основанная нашим Господом, существует для того, чтобы дать исцеление каждому человеку и привести всех нас к святости, к состоянию богоподобия. Святость является одним из основных свойств Бога, которое Он сообщает избранному Им человеку. Святость определяется через восхождение христианина к своему Источнику, то есть к Богу, от Которого исходит всякая святость. Нужно понимать, что святость состоит не в безгрешности человека, а в стойком и последовательном отвращении его к греху: «По примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках» (1 Пет. 1:15).
Святость доступна для каждого желающего достичь ее, и каждый из нас призван и может стать святым, если найдет в себе решимость к исполнению заповедей Христовых. Именно это одно условие, эта решимость и отличает праведника от грешника, по словам преподобного Серафима Саровского. В Ветхом Завете в Книге Премудрости Соломона ми также находим руководство к достижению святости: что определяет нашу духовную зрелость, наш возраст старости: «…ибо не в долговечности честная старость и не числом лет измеряется… беспорочная жизнь – возраст старости» (Прем. Сол. 4:8–9). Это очень важно понимать, ибо часто приходится слышать: почему Бог так далеко? Отдаляется не Господь, но мы своими грехами, а приближаемся – беспорочной жизнью.
Все святые. Книжная миниатюра. Византия. XI век
– Откуда черпается информация о жизни святых?
– Информация о жизни святых угодников Божиих, о характере их подвига содержится в целом ряде источников, основные среди которых: богослужебные минеи, Четьи минеи, месяцесловы, прологи или синаксари, святцы. Все эти источники очень важны, поскольку в них не просто житийные сведения, но, к примеру, в богослужебных минеях, в службах святым мы находим главное – осмысление сущности подвига святых.
В древности предшественниками миней были мученические акты, которые уже со II века читались на церковных собраниях и в частных домах. Одно из самых известных собраний мученических актов принадлежит церковному историку Евсевию Кесарийскому (ок. 263–340 гг.). Если мы попытаемся рассказать обо всех источниках информации о жизни святых, это займет у нас очень много времени, ведь после Евсевия Кесарийского многие стали собирать сведения о святых во многих странах мира. Так, например, после Евсевия святой Маруфа, епископ Месопотамский (+543), собрал сведения о персидских святых мучениках, с распространением монашества стали появляться описания жития иноков и т. д. Важно упомянуть о печатных славянских минеях. Они обязаны своим появлением святителю Димитрию Ростовскому. Уникальный и поистине грандиозный труд, которому святитель посвятил 20 лет своей жизни, начиная его в 1684 году в Киево-Печерской Лавре по благословению архимандрита Варлаама (Ясинского). Поражает тот факт, что при написании жития Димитрию являлись святые, о которых писалось житие, и дополняли его, свидетельствуя о больших мучениях и язвах. Так было, например, при написании жития мученика Ореста. Источниками этого грандиозного труда были Великие минеи митрополита Макария, жития святых св. Симеона Метафраста, творения многих отцов Церкви, писателей и историков начиная от Филона и Флавия. Из западных собраний: Жизнь святых Востока и Запада Лаврентия Сурия «Vitae sanctorum» (1569–1575) и Деяния святых «Acta Sanctorum» боландистов (1643). Последний источник очень важный и интересный для тех, кто желает более подробно изучить данный вопрос, и хотя боландисты и являлись учеными иезуитами, но архиепископ Сергий (Спасский) рекомендует эту книгу без опасения того, что вероисповедательная точка зрения их могла наложить догматические оковы на исторические изыскания.
– Какие типы святости существуют и как они определяются?
– В Православной Церкви многообразие типов, или форм святости. Определяются они соответственно каждому отдельному виду служения и пути к достижению святости. Так, например, существуют такие формы святости:
Ветхозаветные праведники – праотцы и пророки, апостолы и мученики, святители, благоверные, преподобные, юродивые, равноапостольные, исповедники и страстотерпцы, блаженные и бессребреники… Путей, как видим, ведущих к достижению святости, много, и они существенно различаются между собою, но цель у всех одна. Об этом многообразии типов и путей нам говорит апостол Павел: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:8–11).
– Достижима ли святость вне истинного христианства?
– Как истинный христианин, отвечу категорически – нет. Многие захотят вступить в дискуссию. Но, на мой взгляд, только Святая Православная Церковь является истинной хранительницей чистоты догматических учений. Следует отметить очень важный момент: я никогда бы не дерзнул сказать, что Бог не может спасти нехристианина, и поэтому всегда вспоминаю слова святителя Феофана, Затворника Вышенского: «Я не знаю, спасутся ли католики, но без Православия я погибну».
– Какие критерии подлинности святости подвижников?
– В древней Церкви никаких особых критериев и актов для доказательства святости не требовалось. По высказыванию агиолога Виктора Марковича Живова: «…Для верующих первых веков христианства и раннего средневековья святость была очевидностью, “сияющий белизной сонм избранныхˮ (Григорий Турский) был явлен Церкви как данность: проблема доказательства святости, чрезвычайно значимая для христианского сознания в новое время, для раннего периода была неактуальна…»; «…Даже собирание актов мучеников, столь важное для жизни Церкви в IV–VI вв., видимо, не было непосредственно связано с вопросом о признании или непризнании их святости» (Живов В. М. Святость. Краткий словарь. Статья «Канонизация»). К началу V века почитание святых приобрело довольно обширный характер как в Церкви Восточной, так и в Западной. Если же говорить о самой процедуре причтения к лику святых, то, по сведениям В. М. Живова, на Востоке первое известное нам патриаршее постановление с провозглашением подвижника святым относится ко времени Константинопольского Патриарха Фотия (ок. 810 – ок. 895), а самым ранним известным в истории формальным актом канонизации явилось прославление Ульриха Аугсбургского папой Иоанном 15-м в 993 году. Хотя следует отметить, что особого акта не существовало и все происходило довольно просто, без особого определенного чина и, если можно так сказать, по взаимному согласию всех сторон.
Чины святых следуют в Небесный Иерусалим. Фрагмент иконы. Критская школа. XVI век
Вопрос о критериях, условиях и основаниях для почитания святых, существующий в современной церковной практике, был разработан и принят на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года и озвучен Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в своем докладе. Он содержит в себе следующие пункты:
1. Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди Святого Евангелия (на основании такой веры прославлялись праотцы, отцы, пророки и апостолы).
3. Чудотворения, совершаемые святым по его молитвам или от честных его останков – мощей (преподобные, молчальники, столпники, мученики-страстотерпцы, юродивые и др.).
4. Высокое церковное первосвятительское и святительское служение.
5. Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим.
6. Добродетельная, праведная и святая жизнь.
7. В семнадцатом веке, по свидетельству Патриарха Нектария, три вещи признавались причиной истинной святости в людях:
а) Православие безукоризненное;
б) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови;
в) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.
8. Нередко свидетельством о святости праведника было большое почитание его народом, иногда еще при жизни.
Согласно вышеперечисленному, основания к канонизации святых в истории Церкви не были приведены к единообразию. Как сказал митрополит Ювеналий (Поя́рков) по данному вопросу: «В каждом отдельном случае учитывались как особенности подвига подвижника (мученик, преподобный или юродивый), так и духовные потребности христиан в определенный исторический момент. Но при всем многообразии причин и оснований для канонизации в различные исторические эпохи неизменным оставалось одно: всякое прославление святых – это факт проявления в Церкви святости Самого Бога, действующей через посредство облагодатствованного подвижника» (О канонизации святых в Русской Православной Церкви. С. 56–58).
– Откуда берет начало необходимость почитания святых?
– О почитании святых было сказано еще в Ветхом Завете: «Дивен Бог во святых Своих…» (Пс. 67:36). Действительно, святые угодники как при своей земной жизни становились драгоценными сосудами, вмещающими в себя благодать Святаго Духа благодаря искоренению из себя страстей и тем самым особо преклоняя Господа на милость, так и по своей кончине земной они являются нашими «лучшими друзьями» в прошении Господа о милости к нам, грешным. Уже с первых веков христианства святых особо ежегодно чтили в день их кончины и молились им, почитая их святые мощи.
В шестом деянии VII Вселенского Собора, проходившего в 787 году, говорилось: «Если кто не исповедует, что все святые, сущие от века и угодившие Богу, как до закона, так под законом и благодатью досточестны пред Ним по душе и по телу или не просит молитв святых, как имеющих позволение предстательствовать за мир, по церковному преданию – анафема».
Если же мы возьмем себе за правило каждодневно прочитывать по главе Святого Евангелия и Посланий апостольских, то увидим неоднократное призывание к почитанию святых.
– В чем выражается правильное почитание святых угодников Божиих?
– Прославление святых угодников Божиих по своей сути прославление дела Самого Христа и является Христоцентричным, ведь, как уже было сказано выше, в них действует Сам Христос (Пс. 67:36).
Правильное почитание святых угодников Божиих состоит в первую очередь не только во внешних обрядовых действиях (возжигании свечей и лампад перед иконами и мощами, целовании икон и мощей), но в молитвенном единении, общении с ними, в изучении их житий и творений и, конечно же, в подражании и следовании их примеру и поучениям.
– Расскажите, пожалуйста, о почитании святых мощей. Что это за традиция? Почему в каждом храме находятся мощи святых?
– Почитание святых мощей было засвидетельствовано уже с первых веков христианства. Так в «Окружном Послании Смирнской Церкви» о мученичестве святого Поликарпа (II век) приведены свидетельства о почитании мучеников «как учеников и подражателей Господа» и самих останков их. Причем ежегодно праздновались дни кончины мучеников как «дни рождения их для будущей жизни». Григорий Неокесарийский (ок. 266–270 г.) установил праздники в память мучеников и их мощи разместил по разным местам в своей епархии. Христиане собирались для богослужения в дни их памяти.
Нетленные мощи в пещерах Киево-Печерской Лавры
Следует отметить, что слово мощи нужно понимать шире, чем просто тело почившего праведника, святого. В греческом и латинском языках оно связано с глаголом «оставляю». Таким образом, под мощами понимают и все то, что осталось от святого – одежда, личные вещи. Подтверждение этому чудесные знамения: от прикосновения к костям пророка Елисея воскрес умерший (4 Цар. 13:21), милостью пророка Божьего Илии Елисей разверз воды Иордана (4 Цар. 2:13). Из Книги Деяний Святых Апостолов известно о чудесах от платков и опоясаний ап. Павла, об исцелении болезней и изгнании злых духов (Деян. 19:12). В сочинениях многих святых отцов Церкви первых веков христианства мы также можем найти упоминания о чудесах от останков святых. Об этом, например, упоминают свт. Григорий Богослов, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, прп. Ефрем Сирин, Блаженный Августин и др.
Сегодня действительно в каждом православном храме есть мощи святых. На них совершается Литургия. Практика совершения Литургии на святых мощах, согласно древнему обычаю, окончательно была закреплена в постановлении папы Феликса от 269 года, и решение это основывалось на той древней традиции, когда Литургии совершались на надгробьях мучеников, которые выполняли функцию престолов. Уже позднее решением Пятого Карфагенского Собора святые мощи было предписано полагать под престолом.
Митрополит Ювеналий (Поя́рков) отмечает: «При обширности епархий и увеличении числа храмов правящий архиерей не мог лично присутствовать при освящении каждого храма. Знаком его благословения явились созданные вместо надгробных плит антиминсы – платы с подписью архиерея. В центр антиминса влагалась частица со святыми мощами» (О канонизации святых в Русской Православной Церкви. С. 30–31).
О почитании святых мощей VII Вселенский Собор постановил следующее: «Господь наш Иисус Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, многообразно изливающие благодеяния на немощных. Итак, дерзнувшие отвергать мощи мучеников, о которых знали, что они подлинные и истинные, – если это епископы или клирики, – да низложатся; а если иноки и миряне, да лишатся причащения».
Многих интересует вопрос о нетленности святых мощей. Очень важно понимать, что мощи почитаются независимо от их нетленности, из преклонения перед подвигом святого. Нетленность святых мощей сама по себе никогда не была основанием для канонизации, но рассматривалась как одно из знамений Божиих. Отсутствие нетления не является препятствием к прославлению подвижника в лике святых. Решающее значение имеет святость жизни. Церковь прославляет останки святого подвижника вследствие его подвига, а не само материальное явление нетленности как таковое.
– Любой ли может стать инициатором канонизации святого?
– Как в древние времена инициаторами канонизации могли быть князья, епископы, народ и частное лицо, так и сегодня ним вправе стать любой желающий и свидетельствующий о фактах святости жизни и чудотворениях подвижника. После получения информации сотрудники отдела по канонизации тщательно изучают все факты жизни подвижника и принимают нужное решение.