cyberpunk в реальной жизни

Киберпанк уже здесь: импланты и аугментации в реальной жизни

Джонни Сильверхенд IRL.

С момента анонса Cyberpunk 2077 прошло столько времени, что киберпанк стал реальностью – импланты и аугментации уже не выдумки фантастов. Посмотрите сами, насколько далеко зашла наука.

cyberpunk в реальной жизни. Смотреть фото cyberpunk в реальной жизни. Смотреть картинку cyberpunk в реальной жизни. Картинка про cyberpunk в реальной жизни. Фото cyberpunk в реальной жизни

Импланты рук

Сейчас протезы рук не слишком похожи на аугментации из видеоигр – они все еще не способны полноценно заменить утерянную конечность. Основная проблема – воссоздание мелкой моторики. Такие действия как чистка зубов или завязывание шнурков требуют совершенствования.

cyberpunk в реальной жизни. Смотреть фото cyberpunk в реальной жизни. Смотреть картинку cyberpunk в реальной жизни. Картинка про cyberpunk в реальной жизни. Фото cyberpunk в реальной жизни

Зато управление такими протезами еще в 2015 году осуществлялось силой мысли. Американец Лэс Бо получил кибер-руки спустя 40 лет после несчастного случая, в котором он потерял конечности. Теперь же он контролирует кибернетические протезы с помощью сигналов нервных окончаний мозга.

Кибер-ноги

А вот с нижними конечностями все намного лучше. Еще в 2014 году ученый Хью Герр заменил себе ноги, потерянные после критического обморожения. Вся его жизнь после этой трагедии была посвящена бионике – детальному изучению движений ног и проектированию протезов.

Сейчас люди с кибер-ногами спокойно танцуют, бегают, плавают и даже карабкаются по скалам. Сам Герр активно занимается скалолазаньем.

cyberpunk в реальной жизни. Смотреть фото cyberpunk в реальной жизни. Смотреть картинку cyberpunk в реальной жизни. Картинка про cyberpunk в реальной жизни. Фото cyberpunk в реальной жизни

Более известный носитель протезов ног – Оскар Писториус. Он родился без стоп из-за врожденной болезни, но все равно полюбил спорт. Протезы помогли Оскару добиться успехов в легкой атлетике- он четырехкратный паралимпийский чемпион. А в 2011 он выступал на обычном чемпионате мира и даже вышел в полуфинал в беге на 400 метров. Бегун использовал карбоновые протезы, которые напоминают лезвия. Так он получил прозвище «Бегущий по лезвию».

Экзоскелеты

Другой вид реабилитации конечностей человека – экзоскелеты. Они не заменяют утерянную конечность, но помогают вновь заработать существующим рукам или ногам за счет электроники и стимуляции мышц. В теории, экзоскелеты могут помогать здоровым людям в подъеме тяжестей. Но на практике такого распространения они пока не получили

Хотя это дело времени. Уже сейчас на YouTube можно найти ролики, где энтузиасты создают небольшие экзоскелеты рук всего за 100 долларов и пару дней своего времени. Но такие любительские протезы способны поднять не более 10 килограмм.

Глаза

Имплантация не ограничивается конечностями человека. Бионические глаза активно разрабатывают несколько лет. Впервые об успешных испытаниях объявили в 2015 году – тогда международный коллектив медиков представил кибер-сетчатку Argus II.

cyberpunk в реальной жизни. Смотреть фото cyberpunk в реальной жизни. Смотреть картинку cyberpunk в реальной жизни. Картинка про cyberpunk в реальной жизни. Фото cyberpunk в реальной жизни

Выглядит устройство как очки с мини-камерой. Через камеру передается изображение на компьютер, там информация обрабатывается и в закодированном виде возвращается в очки. Они отсылают сигнал к сетчатке глаза, а имплант запускает процесс стимуляции. Человек получает световые импульсы, которые он должен обработать самостоятельно. Это исследование открыло путь к применению кибер-глаз в медицине.

Сейчас наука сделал еще один шаг вперед – существуют кибер-линзы, которые повышают остроту зрения человека и уменьшают затраты энергии нашего мозга на зрение. Они способны избавить людей от головной боли и утомления при долгой работе за экранами.

Импланты мозга

В 2016 году Илон Маск начал работу над чипированием мозга человека. Чипы Neuralink вживляются под кость черепа и отслеживают передоваемую через мозг информацию. Имплант в будущем должен помочь в лечении болезни Альцгеймера, паралича и деменции – через нейроинтерфейс человек сможет контролировать мускулы лица и вернуть им подвижность.

cyberpunk в реальной жизни. Смотреть фото cyberpunk в реальной жизни. Смотреть картинку cyberpunk в реальной жизни. Картинка про cyberpunk в реальной жизни. Фото cyberpunk в реальной жизни

Но пока что чипы внедряют только в мозг свиней. Об успешном чипировании впервые сообщили в августе 2020 года. Свинки живут счастливой полноценной жизнью, только информация с их мозга считывается устройством.

Пока же основным имплантом для мозга человека остается слуховой аппарат. Он известен уже несколько десятилетий – еще в 1960-х появились первые нейропротезы, которые преобразовывали внешние импульсы с микрофона в понятный человеческому уху сигнал. Но, по словам ученых, уже к 2040 году люди будут обмениваться мыслями с помощью чипов – кажется, помимо сливов с iCloud нас ожидают кражи собственных идей прямо из мозга.

Источник

10 признаков, что киберпанк практически стал реальностью

cyberpunk в реальной жизни. Смотреть фото cyberpunk в реальной жизни. Смотреть картинку cyberpunk в реальной жизни. Картинка про cyberpunk в реальной жизни. Фото cyberpunk в реальной жизни

Человечество, как видно, выбрало для себя именно путь киберпанка. Это можно подтвердить наличием в нашей культуре и повседневной жизни большинства заданных авторами киберпанковской литературы постулатов, за исключением киборгов, биороботов и развитой генной инженерии. Вот несколько признаков того, что киберпанк практически стал реальностью в наши дни.

1. Огромные жилые комплексы

Население киберпанка в большинстве своём проживает в огромных комплексах, часто на 30+ этажей с тысячами маленьких квартир, которые больше похожи на место, где можно переночевать, а не на уютное жильё. Обеспеченные люди живут подальше от таких районов, где неизбежно наблюдается рост преступности и в целом маргинализация населения.

Это же наблюдается и в современных реалиях, когда застройщики хотят извлечь максимальную выгоду и строят огромные жилые комплексы с инфраструктурой, которой было бы достаточно для пары пятиэтажных домов, но точно не для стремящихся по высоте к небоскрёбам зданий. Помимо этого, чтобы сделать строительство ещё выгоднее, они создают максимально компактные планировки. И это единственное, что могут позволить себе многие люди, в особенности в мегаполисах.

Уже сейчас в Москве продают квартиры площадью менее пятнадцати квадратных метров, а в таких городах, как Гонконг и Сингапур, можно встретить в продаже квартиры на шесть и менее квадратных метров.

И все эти огромные жилые комплексы превращаются в города в городах, что также описывается в киберпанке. Возможно, через пару десятилетий мы увидим что-то похожее на то, что было в фильме «Судья Дредд» 2014 года, где люди жили в гигантских муравейниках на десятки тысяч жителей.

2. Hight Tech. Low life

Один из главных постулатов киберпанка — «Высокие технологии при низком уровне жизни». Да ты и сам мог наблюдать бездомных, которые в перерывах между просьбами подать милостыню смотрят что-нибудь в своих смартфонах, или как в обшарпанный подъезд панельной хрущёвки заносят 4K-телевизор диагональю 80 сантиметров.

Киберпанк подразумевает низкий уровень жизни, но достаточный, чтобы потреблять продукцию крупных корпораций, в том числе высокотехнологичную.

3. Влиятельные крупные корпорации

Уже сейчас существуют крупные корпорации, которые имеют собственные частные армии. Мы не будем называть их поимённо (понятно, по какой причине), но если говорить о России, то это крупные нефтяные корпорации. Что касается западных компаний, то частные армии есть у Exxon Mobil, Unilever и других крупнейших транснациональных корпораций.

Нередко они занимаются лоббированием собственных интересов и протаскивают через правительства нужные им законы, что уже говорит о большом влиянии. Доходит до того, что вместе с военными конфликтами, создаваемыми государствами, в горячих точках появляются частные корпорации, которые преследуют там свои интересы и, как видится, являются одними из тех, кто направил руку государства в правильную сторону.

И конечно же, крупные корпорации владеют буквально всем в мире. Так, например, капитализация Apple превысила два триллиона долларов в 2020 году. Для сравнения: бюджет России на 2020 год составляет примерно 256 миллиардов долларов.

4. Виртуальная реальность

VR-устройства уже не являются чем-то вроде чуда из книжек фантастов, и выходит немало проектов, где можно не только играть в очках виртуальной реальности, но и общаться в ней с другими участниками, вести что-то вроде типичной жизни, отыгрывая определённую роль. Дальнейшее развитие технологий виртуальной реальности сделает её более доступной для большинства людей.

Кроме того, активно развивается и AR (дополненная реальность), и граница между настоящим и созданным на экране высокотехнологичного устройства размывается всё сильнее.

5. Искусственный интеллект

Раньше искусственный интеллект был слишком слабым и мог выполнять ограниченное число задач. Сейчас же всё больше развивается сфера ИИ, машинного обучения, нейронных сетей и других технологий, которые приближают человечество к созданию полноценного искусственного интеллекта, способного не только выполнять определённые действия, заданные оператором с помощью алгоритма, но и проявлять креативный подход в решении задач.

Уже сегодня нейросети демонстрируют потрясающие способности. Они могут заменять лица людей в так называемых deepfake, что, как оценивают эксперты, в будущем подорвёт доверие людей к СМИ, рисовать картины и писать музыку на основе обработки созданного людьми контента, а также выполнять другие действия, о которых человечество не могло мечтать ещё десять лет назад.

6. Киберпреступность

Ежедневно в заголовках СМИ появляется очередная новость о том, что группа хакеров вскрыла какой-то важный сервер и либо украла с него данные, либо обнародовала их, вызвав скандал. Как пример — «Панамский архив», из-за которого полетели головы многих влиятельных людей и было раскрыто немало грязных секретов, или вмешательство в выборы США, когда на демократическую партию проводилась настоящая кибератака.

Кражи со счетов с помощью фишинга, воровство биткоинов, взлом секретных данных, атаки на серверы с целью положить сеть и вызвать коллапс в экономике — всё это уже давно стало реальностью.

7. Нанотехнологии

И это не те нанотехнологии, которые презентовал бывший президент России и о которых было так много мемов, а самые настоящие технологические прорывы. Сегодня техпроцесс производства процессоров приближается к максимуму возможностей электроники, когда уже нельзя будет уменьшать размер микрочипов из-за ограничения законов физики.

Процесс миниатюризации влияет и на взгляд на человеческое тело — создаётся платформа для начала работы над изменением генома человека, что ранее было недоступно из-за слишком примитивных технологий. Человечество дошло до такого уровня развития, что вскоре будет возможно создание нанороботов, способных как лечить, так и уничтожать. И конечно же, такие технологии будут в руках корпораций.

8. Импланты и киберпротезы

Если раньше импланты показывались лишь в научной фантастике, то теперь они стали реальностью. Некоторые люди уже встраивают себе под кожу микрочипы NFC, которые позволяют оплачивать покупки без использования внешних устройств. Также импланты позволяют отслеживать показатели здоровья, и в дальнейшем они, если будут соединены с интерфейсом дополненной реальности, станут чем-то вроде шкалы здоровья в играх.

И конечно же, то самое чипирование, о котором все говорят. Разумеется, никто не будет чипировать население принудительно, и обратное возможно только в совсем тёмном антиутопическом будущем. Но как видится, уже через несколько лет люди начнут добровольно устанавливать подкожные чипы-паспорта со всеми данными о своей личности.

Что касается киберпротезов, то уже сегодня (пускай и редко) можно встретить людей, лишённых конечностей, которые установили протезы, похожие на те, что обычно используют герои из романов и игр в жанре киберпанка. Современные киберпротезы хотя и не подключены к мозгу, как в киберпанке, но позволяют человеку достаточно точно взаимодействовать с предметами.

9. Повсеместное распространение Сети

И хотя во времена первых романов в жанре киберпанка не было интернета, его появление предсказали некоторые фантасты, например Артур Кларк. В киберпанке люди зависимы от Сети, а в некоторых романах даже буквально живут в ней. Это же можно сказать и о современном обществе, которое неспособно представить свою жизнь без виртуального пространства, являющегося одновременно и университетом, и развлекательной площадкой, и местом, где можно поговорить на любые темы.

Интернет всё больше подменяет собой реальность и вырабатывает зависимость, и не станет удивлением тот факт, когда почти все сферы деятельности перейдут в это виртуальное пространство.

10. Обезличивание

В целях экономии корпорации создают продукцию, которая унифицирована для всех слоёв населения. Пожалуй, самым известным из подобных продуктов является айфон, который нацелен и на мужчин, и на женщин, и на миллиардеров, и на бездомных. Один из признаков киберпанка — это размытие границ, лишение индивидуальности продукта.

Глядя на многие современные высокотехнологичные устройства, имеющие различный функционал, человек, не знающий, что делает каждое из них, вряд ли сможет определить по внешнему виду, для чего конкретно нужна та или иная вещь. Это же касается одежды, автомобилей, внешнего стиля зданий и другой продукции.

Источник

Мы живём в мире киберпанка?

cyberpunk в реальной жизни. Смотреть фото cyberpunk в реальной жизни. Смотреть картинку cyberpunk в реальной жизни. Картинка про cyberpunk в реальной жизни. Фото cyberpunk в реальной жизни

cyberpunk в реальной жизни. Смотреть фото cyberpunk в реальной жизни. Смотреть картинку cyberpunk в реальной жизни. Картинка про cyberpunk в реальной жизни. Фото cyberpunk в реальной жизни

cyberpunk в реальной жизни. Смотреть фото cyberpunk в реальной жизни. Смотреть картинку cyberpunk в реальной жизни. Картинка про cyberpunk в реальной жизни. Фото cyberpunk в реальной жизни

cyberpunk в реальной жизни. Смотреть фото cyberpunk в реальной жизни. Смотреть картинку cyberpunk в реальной жизни. Картинка про cyberpunk в реальной жизни. Фото cyberpunk в реальной жизни

cyberpunk в реальной жизни. Смотреть фото cyberpunk в реальной жизни. Смотреть картинку cyberpunk в реальной жизни. Картинка про cyberpunk в реальной жизни. Фото cyberpunk в реальной жизни

cyberpunk в реальной жизни. Смотреть фото cyberpunk в реальной жизни. Смотреть картинку cyberpunk в реальной жизни. Картинка про cyberpunk в реальной жизни. Фото cyberpunk в реальной жизни

cyberpunk в реальной жизни. Смотреть фото cyberpunk в реальной жизни. Смотреть картинку cyberpunk в реальной жизни. Картинка про cyberpunk в реальной жизни. Фото cyberpunk в реальной жизни

cyberpunk в реальной жизни. Смотреть фото cyberpunk в реальной жизни. Смотреть картинку cyberpunk в реальной жизни. Картинка про cyberpunk в реальной жизни. Фото cyberpunk в реальной жизни

Многие считают, что эпоха киберпанка уже наступила. Мы живём в огромных городах, опутанных невидимой виртуальной сетью, обмениваемся мыслями через интернет, наблюдаем в новостях, как больные люди восстанавливают свои возможности благодаря киберпротезам, а крупные корпорации запускают собственные космические корабли. Но так ли уж близки к воплощению в жизнь пророчества Гибсона, Стерлинга и Ридли Скотта? Посмотрим, какие из обещаний и угроз киберпанка успели стать действительностью.

Многие произведения киберпанка рассказывают о технологии, позволяющей людскому мозгу вступать в прямой контакт с техническими устройствами, прежде всего с компьютерами. Способность записывать, скачивать и передавать собственные мысли через виртуальное пространство упоминается в том или ином виде у всех писателей-киберпанков. В книгах Брюса Стерлинга эта технология не играет ключевой роли, у Уильяма Гибсона это важный элемент повествования, открывающий героям новые возможности связи. А, скажем, у Пэт Кэдиган нейроинтерфейс и возможность обмениваться мыслями и влиять на сознание другого человека через компьютерные системы нередко служит фундаментом всего сюжета.

cyberpunk в реальной жизни. Смотреть фото cyberpunk в реальной жизни. Смотреть картинку cyberpunk в реальной жизни. Картинка про cyberpunk в реальной жизни. Фото cyberpunk в реальной жизни

По нынешним меркам у Джонни-мнемоника довольно скромная память: каких-то 160 гигабайт

Тема нейроинтерфейса неизменно вызывает ряд сложных вопросов. Если один человек может загрузить своё сознание в компьютер или в мозг другого человека, означает ли это, что он бессмертен? Где вообще пролегает граница между одной личностью и другой? Наши воспоминания — это что-то внешнее или они определяют то, кто мы есть?

Острее всего эти вопросы ставил Мамору Осии в аниме «Призрак в доспехах». Главный злодей первого полнометражного фильма, искусственный интеллект Кукловод, использовал возможности нейроинтерфейса, чтобы управлять людьми и изменять их. А в финале он попытался соединить своё сознание с разумом главной героини, майора Кусанаги, надеясь через это обрести смертность. Так нейроинтерфейс неожиданно столкнул читателей и зрителей конца XX века с вопросами существования души и границ индивидуальности.

cyberpunk в реальной жизни. Смотреть фото cyberpunk в реальной жизни. Смотреть картинку cyberpunk в реальной жизни. Картинка про cyberpunk в реальной жизни. Фото cyberpunk в реальной жизни

Главная героиня «Призрака в доспехах» — вершина киборгизации. У неё всё тело искусственное, только разум человеческий

Но реальные аналоги этой технологии, известные как нейрокомпьютерные интерфейсы, пока далеки от подобных проблем. О самой возможности подобного взаимодействия с мозгом учёные заговорили ещё в первой половине XX века. Значительные успехи в этой области были достигнуты в 1970-е в США в ходе экспериментов на животных. А настоящий прорыв произошёл в конце 1990-х, через много лет после появления киберпанка. Группа учёных из Калифорнийского университета в Беркли смогла успешно расшифровать нервные сигналы кошачьих глаз и вывела на экраны изображение, которое воспринимал мозг животного.

Уже в 2000-х учёным удалось создать устройства, которыми можно было управлять с помощью мозговых сигналов, — например, металлическую руку, повторявшую движения подключённой к ней обезьянки. К тому же времени относится работа британского инженера Кевина Уорвика, известного как Капитан Киборг. Он смог создать искусственную руку, которой управлял на расстоянии с помощью разума, а также стал первым человеком, успешно участвовавшим в полностью электронной коммуникации между нервными системами двух различных людей. Варвик вживил в руку своей жены чип, позволявший супругам обмениваться тактильными сигналами.

cyberpunk в реальной жизни. Смотреть фото cyberpunk в реальной жизни. Смотреть картинку cyberpunk в реальной жизни. Картинка про cyberpunk в реальной жизни. Фото cyberpunk в реальной жизни

Кевин Уорвик, он же Капитан Киборг. На самом деле у него обе руки живые, это он так позирует

Однако в повседневной жизни, несмотря на успешные эксперименты, нейроинтерфейсы всё ещё остаются диковиной. Систематические исследования ведутся только в области медицины, но даже там нейроинтерфейс обычно оказывается неоправданно дорогим и не особенно практичным. К примеру, ножные протезы, используемые американской армией, считывают не сигналы мозга, а сокращения мышц. А знаменитые эксперименты Уильяма Доббела, который смог частично вернуть зрение группе людей с помощью глазных имплантатов с нейроинтерфейсом, после смерти учёного обернулись провалом. Так что сейчас эта технология разрабатывается в основном как способ помощи парализованным людям. Ещё один яркий пример её применения — энцефалофон, устройство, преобразующее мозговые волны в звук, что в теории должно позволить парализованным или немым людям заниматься музыкой.

Некоторые немедицинские исследования в области нейроинтерфейса всё же проводятся. Так, американская армия с начала 2000-х годов вкладывает немалые суммы в создание беззвучной связи, которая позволит людям обмениваться сообщениями непосредственно от мозга к мозгу. А уже в 2010-е стали обсуждать технологию нейрогейминга: с её помощью игрок сможет управлять своими действиями в виртуальном мире через считанные программой сигналы мозга, направление взгляда и сердцебиение. Но все эти исследования пока находятся в теоретической стадии. Так что, хотя потенциально мы уже близки к тому, чтобы загружать наши мысли в компьютер, на практике для этого потребуются ещё годы разработок и финансовых вложений.

Второй символ киберпанка — киборги, люди, дополнившие своё тело искусственными приспособлениями или заменившие его отдельные части на механизмы. Знаменитый «Нейромант» Гибсона начинается с описания персонажа, чья рука заменена армейским протезом советского производства. Самая известная героиня книги, Молли, может похвастать бритвами, спрятанными под ногтями, и тёмными очками, встроенными в брови. А в романе Стерлинга «Схизматрица» механисты — одна из фракций, на которые разделились люди в будущем, — систематически заменяет части своего тела на механические. В фантастике эта технология использовалась как в медицинских целях, так и, например, в военных — взять хотя бы полицейского Алекса Мёрфи, ставшего Робокопом, или Адама Дженсена из серии игр Deus Ex, вынужденного ходить с искусственными руками. Но в реальной жизни, как и в случае с нейроинтерфейсом, киберпротезы остаются прерогативой медицины.

cyberpunk в реальной жизни. Смотреть фото cyberpunk в реальной жизни. Смотреть картинку cyberpunk в реальной жизни. Картинка про cyberpunk в реальной жизни. Фото cyberpunk в реальной жизни

Авторам и редакторам нашего журнала так не хватает этих рук из «Призрака в доспехах»!

Современные учёные разделяют исследования в области нейрокомпьютерного интерфейса и нейропротезирования. Ключевое различие в том, что в первом случае речь идёт об обмене данными между мозгом и компьютером, то есть устройством, обладающим собственными вычислительными способностями. В случае нейропротезирования имеется в виду просто присоединение прибора к человеку, без необходимости расшифровывать электронные сигналы мозга и переводить их в компьютерные данные. Самый распространённый пример нейропротеза — кохлеарный имплантат, позволяющий компенсировать потерю слуха пациентам с нейросенсорной тугоухостью. Первый такой имплантат был создан ещё в 1957 году, но расцвет этой технологии приходится на 2000-е. Сейчас такими приборами пользуется от 200 до 300 тысяч человек.

А вот в области имплантатов реальное положение вещей гораздо ближе к тому, что предсказывал киберпанк. Ещё в 1980-е годы, одновременно с возникновением жанра, альпинист и биофизик Хью Герр после несчастного случая заменил ампутированные ноги протезами, что не только компенсировало отсутствие конечностей, но и позволило Герру добиться более впечатляющих результатов в скалолазании, чем раньше. Хотя на тот момент это был единичный эксперимент, сейчас количество людей, получивших протезы, во многом не уступающие их собственным конечностям, идёт на сотни.

Освоение такой технологии облегчается тем, что перед исследователями стоит конкретная задача — вернуть телу утраченную функцию. Вместо того, чтобы совершать фундаментальные прорывы в передаче информации и расшифровывать принципы работы головного мозга, учёные используют то, что имеют, подключая датчики к уцелевшим конечностям, используя оставшиеся нервы и мышцы для управления искусственным органом. В 2011 году Ричард ван Асс, простой плотник из Йоханнесбурга, самостоятельно заменил потерянные пальцы деревянными имплантатами. Сейчас он готовится напечатать новые на 3D-принтере. Хотя они не восстановили чувствительность руки, ван Асс снова смог работать.

cyberpunk в реальной жизни. Смотреть фото cyberpunk в реальной жизни. Смотреть картинку cyberpunk в реальной жизни. Картинка про cyberpunk в реальной жизни. Фото cyberpunk в реальной жизни

Стильные встроенные очки, о которых он никогда не просил, Адам Дженсен унаследовал от Молли из «Нейроманта»

Впрочем, хотя нейропротезирование сравнительно легче создания нейрокомпьютерного интерфейса, некоторые энтузиасты изобретают ещё более грубые имплантаты. Например, сайт biohack.me — сообщество любителей самостоятельно улучшить собственное тело, которые выкладывают свои видео на YouTube. Самая популярная идея на этом сайте — вшивание неодимового магнита в кончик пальца. Благодаря повышенной чувствительности нервов в этой части тела человек будет ощущать даже мельчайшее движение магнита. Это фактически наделяет его дополнительным чувством, позволяющим понять, когда он проходит через электромагнитное поле — над линией метро, к примеру.

Другое решение предлагает сайт cyberise.me, продающий наборы для вживления себе под кожу RFID и NFC-чипов. В теории они должны дать пользователю возможность открывать машины или снимать блокировку телефона одним взмахом руки. Все эти процедуры технологически достаточно просты, но кустарность и дешевизна делает их ближе к киберпанку, чем сложные лабораторные исследования в области протезирования.

Первой виртуальной реальностью в киберпанке можно считать Матрицу из произведений Гибсона (да-да, это название придумали не Вачовски). Грубо говоря, это интернет, имеющий для пользователя вид трёхмерного виртуального ландшафта, где скопления данных принимают облик предметов или целых строений. Чтобы использовать Матрицу, человек должен в буквальном смысле подключить своё сознание к компьютеру и погрузиться в неё. В «Графе Ноль» и «Моне Лизе Овердрайв» того же Гибсона, кроме людей, в виртуальном пространстве действуют разумные программы, принявшие облик вудуистских божеств-лоа. Похожие технологии описаны в трилогии «Затмение» Джона Ширли и в «Лавине» Нила Стивенсона. Но мы пока не можем полностью погрузиться в Сеть.

cyberpunk в реальной жизни. Смотреть фото cyberpunk в реальной жизни. Смотреть картинку cyberpunk в реальной жизни. Картинка про cyberpunk в реальной жизни. Фото cyberpunk в реальной жизни

Погружаться всеми своими ощущениями в Матрицу…

Проблема с виртуальной реальностью в том, что у этого понятия два разных значения. Так, мы можем назвать погружением в виртуальную реальность возможность увидеть вокруг себя симулированный компьютером мир. От обычной видеоигры или даже фильма такая виртуальная реальность отличается только тем, что мы перестаём видеть что-либо за её пределами, а также способны воздействовать на «мир» вокруг движениями собственного тела. Эта виртуальная реальность появилась даже раньше, чем киберпанк. Технологии, предоставляющие подобную возможность, изначально появились как аттракционы. В 1980-е их взяла на вооружение армия, создав первые тренировочные симуляторы.

cyberpunk в реальной жизни. Смотреть фото cyberpunk в реальной жизни. Смотреть картинку cyberpunk в реальной жизни. Картинка про cyberpunk в реальной жизни. Фото cyberpunk в реальной жизни

… совсем не то же, что смотреть трёхмерную картинку в Oculus Rift

Примерно тогда же на эти технологии обратила внимание индустрия видеоигр. Долгое время именно она служила локомотивом их развития. Виртуальные симуляции применялись в архитектуре, в экспозициях музеев, в искусстве, но всё же оставались экзотикой. Некоторые изменения произошли после изобретения знаменитых очков виртуальной реальности Oculus Rift. Они стоят дорого, но гораздо компактнее и доступнее для индивидуального потребителя, чем большинство аналогичных устройств до них. Поэтому Oculus Rift пользуется огромным успехом, позволяя специалистам искать новые применения виртуальной реальности. Одно из них опять же медицинское. Oculus Rift используют, чтобы «обмануть» мозг человека, страдающего фантомными болями после утраты конечности.

Впрочем, в киберпанке под виртуальной реальностью обычно подразумевается не просто симуляция трёхмерного пространства, а полноценный параллельный мир. Именно такой она показана в фильмах «Матрица», «Экзистенция», «13-й этаж», «Нирвана» и многих других. Тут наши реальные успехи куда более скромны. В первую очередь это связано с отсутствием прорывов в разработке нейроинтерфейса, что не позволяет «уйти» в Сеть настолько глубоко, как герои киберпанка.

cyberpunk в реальной жизни. Смотреть фото cyberpunk в реальной жизни. Смотреть картинку cyberpunk в реальной жизни. Картинка про cyberpunk в реальной жизни. Фото cyberpunk в реальной жизни

Устройство виртуальной реальности из фильма «Нирвана» с виду похоже на современное, но может намного больше

Но и здесь есть некоторые подвижки. В 2014 году в Сиэтле была основана корпорация JanusVR, которая представила 3D-браузер. С помощью её технологий и того же Oculus Rift или другого подобного устройства пользователь может в прямом смысле путешествовать по Сети, воспринимая сайты как помещения. Потенциально владельцы интернет-ресурса могут добавить специальный функционал, делающий такое погружение более интересным.

Большинство киберпанков писали о технических модификациях человека, но не обходили вниманием и биологические. Особый интерес к теме проявил Брюс Стерлинг, описав в «Схизматрице» противостояние киборгов-механистов и шейперов, меняющих тела за счёт естественных включений. В дальнейшем произведения, описывающие биотехнологии будущего, выделились в отдельный жанр — биопанк. Авторы этого направления, такие как Паоло Бачигалупи и Пол Ди Филиппо, часто затрагивают проблемы, связанные с этичностью смешения разных видов, «улучшения» эмбриона в утробе матери и изменения природы человека.

Подобные споры ведутся и в реальной жизни. Но, к сожалению или к счастью, остаются умозрительными. Да, технологии, позволяющие воздействовать на зародышевые клетки, существуют, и теоретически мы стоим всего в одном шаге от того, чтобы модифицировать детей до рождения. Но фактически это слишком дорогостоящие и малоизученные процедуры, чтобы их стали часто применять.

cyberpunk в реальной жизни. Смотреть фото cyberpunk в реальной жизни. Смотреть картинку cyberpunk в реальной жизни. Картинка про cyberpunk в реальной жизни. Фото cyberpunk в реальной жизни

Биопанковский фильм «Гаттака» ставит сложный вопрос: не разделится ли человечество на высшую касту генномодифицированных сверхлюдей и унтерменшей с обычными генами?

Впрочем, хотя технологические решения, доступные в киберпанке, от нас далеки, на улицах больших городов уже можно встретить тех, кто выглядит как мутант из произведений Гибсона или Ширли. Способы модификации тела, распространённые некогда у древних народов, в 1980-е взяло на вооружение движение modern primitives. Татуировки всего тела, шрамирование, разрез языка и даже способы изменить форму черепа доступны всем, кто не желает походить на человека. Но эти отличия остаются чисто косметическими и не передаются по наследству, так что засилья мутантов опасаться не стоит.

cyberpunk в реальной жизни. Смотреть фото cyberpunk в реальной жизни. Смотреть картинку cyberpunk в реальной жизни. Картинка про cyberpunk в реальной жизни. Фото cyberpunk в реальной жизни

Виртуальность и сама может быть наркотиком, как хорошо показано в фильме «Экзистенция»

Не оправдались и предположения таких авторов, как Пэт Кэдиган, о возникновении новых цифровых наркотиков. Хотя нехимические способы воздействия на сознание и восприятие известны, они слишком дороги и неэффективны, чтобы стать популярными. А если цифровые наркотики начнут действовать по-настоящему, их наверняка запретят.

Одной из доминирующих тем в киберпанке был закат западной цивилизации, которая должна была уступить место Японии, Китаю или другой восточной культуре. Такие прогнозы были связаны с резким экономическим взлётом «азиатских тигров» и с миграционными процессами конца XX века. В киберпанке даже жители США и Великобритании одевались как японцы и использовали китайские, арабские или русские словечки.

cyberpunk в реальной жизни. Смотреть фото cyberpunk в реальной жизни. Смотреть картинку cyberpunk в реальной жизни. Картинка про cyberpunk в реальной жизни. Фото cyberpunk в реальной жизни

Самый знаменитый киберпанк-фильм начинается с огромной неоновой японки. При этом место действия — Лос-Анджелес

В реальности восточная культура проникает в западную куда медленнее, чем западная — в восточную. Говорить японскими словечками и одеваться по японской моде принято разве что у отаку. Хотя экономика Дальнего Востока по-прежнему на высоте, тамошние бизнесмены учат английский, носят западные деловые костюмы и отправляют детей учиться в Оксфорд, Кембридж и Гарвард. А мигранты, прибывающие на Запад, либо адаптируются к новым условиям жизни, либо не выбираются из этнических кварталов. Английский язык остаётся lingua franca для всего мира, а единая западная культура хоть и меняется, но гораздо медленнее, чем предполагалось.

cyberpunk в реальной жизни. Смотреть фото cyberpunk в реальной жизни. Смотреть картинку cyberpunk в реальной жизни. Картинка про cyberpunk в реальной жизни. Фото cyberpunk в реальной жизни

Современные роботы напоминают жутковатые манекены, а слово «андроид» у большинства ассоциируется с операционной системой

Сейчас гуманоидные роботы и разумные программы воспринимаются как неотъемлемый атрибут киберпанка, но первые его авторы относились к этим идеям осторожно. Ещё в 1970-е годы учёным стало очевидно, что всплеск оптимизма, связанный с изобретением компьютеров, был преждевременным. Задача создания «сильного» ИИ, способного полностью имитировать человеческий разум, оказалась гораздо сложнее, чем ожидалось.

Это разочарование отразилось в киберпанке, где полноценный ИИ не атрибут каждого жилого дома, как во вселенной «Звёздных войн», а уникальный феномен, определяющий ход сюжета, вроде Уинтермьюта и Нейроманта у Гибсона. Исключение — фильм «Бегущий по лезвию», основанный на книге, которую Филип Дик написал в куда более оптимистичные 1960-е.

В наши дни на поток поставлено производство беспилотных автомобилей и дронов, технологии ИИ используются для электронных помощников вроде Siri и Cortana, компьютеры обыгрывают людей в шахматы, го и даже покер. Но проблема создания «сильного» ИИ до сих пор не решена. Мы слабо представляем себе, как работает человеческий разум, а значит, не можем его воспроизвести. Всё громче голоса тех, кто утверждает, что в этом нет нужды и стоит сосредоточиться на решении практических задач, а не на попытках создать цифровую копию человека.

cyberpunk в реальной жизни. Смотреть фото cyberpunk в реальной жизни. Смотреть картинку cyberpunk в реальной жизни. Картинка про cyberpunk в реальной жизни. Фото cyberpunk в реальной жизни

Человекоподобный робот Kotaro, созданный Университетом Японии. Как и прочие аналогичные устройства, это лишь дорогая игрушка для пиара

В том, что касается технологий, авторы киберпанка оказались плохими пророками. Где-то они были слишком оптимистичны, а что-то им просто не пришло в голову — например, что компьютеры будут становиться маленькими и портативными. Киберпанки преуспели в другом: смогли правильно представить, как будет развиваться наш мир в целом. Когда другие фантасты считали, что нас ожидает золотой век, тоталитарная антиутопия или массовое вымирание, авторы киберпанка поняли, что жизнь будет продолжаться и становиться только более разнообразной. И эта доля реализма объясняет ощущение, что мы уже оказались на страницах их книг, пусть и без киберпротезов и нейроимплантатов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *