Две пары джинсов самые разговорчивые обуть туфлю промокнул под дождем тремястами абитуриентами
ЕГЭ русский 2019 Вариант 5
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ русский 2019 Вариант 5»
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)На первый взгляд их можно принять за растения, но в отличие от растений, у грибов нет ни корней, ни стеблей, ни листьев. (2)Необходимое питание они получают из готовых органических веществ, образованных растениями или животными. (3)______ больше всего грибов можно встретить в лесу, где они используют остатки отмерших растений и других организмов в качестве пищи.
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Больше всего грибов можно встретить в лесу, где они используют остатки отмерших растений и других организмов в качестве пищи.
3. На первый взгляд их можно принять за растения, но в отличие от растений, у грибов нет ни корней, ни стеблей, ни листьев.
2. Какое слово (сочетание слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОРГАНИЗМ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1. Живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи. Животные, растительные организмы. Развитие организмов.
2. Совокупность физических и духовных свойств человека. Крепкий о. Ослабленный о.
3. Сложно организованное единство, целостность. Государственный о.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. У всех ВЕЛИКИХ людей есть свои маленькие слабости.
2. ИСХОДЯЩЕМУ документу при регистрации должен быть присвоен номер.
4. Открытие оказалось УДАЧЛИВЫМ, и прежде всего потому, что во многом определило уникальность этой живописной системы.
5. Некоторые МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ бактерии светятся, но это ещё не самое замечательное их свойство.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
К тому же в те времена, когда боролся я, в вольной борьбе перестали снимать очки за уклонение от борьбы и пассивное ведение поединка.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПРОМОКНУЛ под дождём
8. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) ошибка в построении предложения с однородными членами
1) Контактные линзы правильно подбирает только врач, учитывая различные параметры и особенности глаза.
Б) нарушение построения предложения с причастным оборотом
2) Заметив неподалёку играющих ребят в мяч, я остановился.
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
3) Недалеко от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями.
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
4) Сочинительный союз употребляется с однородными членами предложения и соединяет их.
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
5) Я пешком отправился на корабль под непрекращаюшиеся крики толпы.
6) Самые опасные ситуации поджидают туристов в больших городах, куда стекаются весь криминал в поисках лёгкой наживы.
7) Стараясь казаться спокойным и даже равнодушным, никто не заметил моего страха.
8) Водитель троллейбуса обратился к пассажирам с просьбой оплатить за проезд.
9) У дома уже стояло вызванное такси, до отъезда оставалось пять минут.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня.
1) вин..грет, обд.лить, взгл..нуть
2) х..отический, конв..ировать, р..зарий
3) прим..рять (противников), б..хрома, декл..рация
4) в..трина, тр..туар, посв..тить (книгу)
5) разр..дить (обстановку), обл..котиться, просв..щение
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1) от..брать, п..знавательный, под..браться
2) неот..емлемый, выб..ется, из..ян
3) ра..царапать, бе..болезненно, и..бавиться
4) пр..брежный, пр..ступник, пр..добрый
5) ни.ложить, в..махивать, бе..домный
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) закле..вать, сирен..вый
2) голуб..нький, затм..вать
3) прицел..вающийся, щавел..вый
4) засушл..вый, выпяч..вать
5) игруш..чный, понаде…вшись
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) зано..шь, украш..нный
2) обнаруж..шь, срубл..нный
3) осмотр..шься, наруша..мый
4) встрет..шь, остав..вший
5) провод..шь, заслуж..нный
13. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
В астрономии, как н(1) в какой другой науке, количество людей разных профессий, влюблённых в эту науку, н(2)чуть н(3) меньше, а намного больше, чем профессиональных учёных.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. Из рисунков самого Росси видно, (НА)СКОЛЬКО величественный вид был у великолепной Михайловской площади и (В)БЛИЗИ дворца.
2. Ничего там не было, кроме хлеба и картошки, (ИЗ)РЕДКА мать набивала в баночку творогу, который у КОГО(ТО) брала.
3. Колдунья взяла в руки ЧТО(ТО) (В)РОДЕ венчика для взбивания белка и стала греть его над свечой.
4. Зимой всё блестит, весело КАК(ТО), свободно — можно с горы (В)МИГ на лыжах слететь.
5. (С)НАЧАЛА сентября воздух начинает (ПО)НЕМНОГУ холодеть.
15. Укажите цифру(-ы), на месте которых пишется одна буква Н.
Территория сада была мало защище(1)а от пыли, но Чехов любил сад необыкнове(2)о и бывал счастлив, когда шёл дождь, наполнявший водой специально запасё(3)ые деревя(4)ые бочки.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. Отец достал из рюкзака бумагу и спички и занялся разведением костра.
2. Отражения звёзд дрожали на поверхности воды и светились под рукой огоньки каких-то морских рачков.
3. И вот уже трепещут горят забрызганные росой ветки стройных осин.
4. Из окна были видны только стены домов да кусочек осеннего неба.
5. В старом парке сердито ухал филин или заливисто пел соловей.
17.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Он (1) глядя на рассвет (2) вдыхал пряный утренний воздух и вглядывался (3) в сиявшую ему с неба (4) лазурь.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Служили (1) помню (2) мы тогда почти в пустыне и от жары (3) бывало (4) едва не сходили с ума.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Каждый вечер (1) по тенистой аллее сада (2) в глубине (3) которой темнела маленькая беседка (4) прогуливались влюблённые пары.
20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Если светит солнце (1) и на небе нет облаков (2) то пение птиц и запах сена чувствуется сильнее (3) и это воспоминание будит мысль (4) и уносит ее далеко-далеко.
21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
(1)Два случая. (2)Между ними — срок долгий, почти жизнь. (З)Первый — совсем давний. (4)Тогда наш Петя был маленьким. (5)Учился в третьем, а может, в четвёртом классе. (6)Ждали его к обеду. (7)А главное, для какого-то дела. (8)Ждали да ждали, а его нет и нет. (9)Я уж начинаю злиться. (10)А матушка моя — человек и вовсе серьёзный. (11)Пети нет, она меня точит:
(12)— Это ты виноват. (13)Приучил, он никого не слушает. (14)Никакой ответственности. (15)Надо с детских лет. (16)Надо.
(17)Наконец вижу, мчится наш ученик. (18)Понимает, что к сроку давно опоздал, и спешит.
(19)— Тебе что было велено. — начала было мать, но перебил её, конечно же, виноватый, с захлёбом голос:
(20)— Не ругай меня, пожалуйста, ладно.
(21)И такая была в этом голосе наивная просьба, что я невольно улыбнулся, поднялся из-за стола, чтобы мать немного, но сдержать. (22)Она порою ругаться мастер, особенно под горячую руку.
(23)А мне жалко стало — уж больно он хорошо попросил:
(24)«Не ругай, пожалуйста. » — не испуг, а лишь искренняя просьба.
(25)Мальчишеская, детская: (26)«Не ругай».
(27)Я поднялся и вышел на кухню. (28)Стояли друг против друга строгая мать моя и маленький Петя, взъерошенный воробьишко: пальто — нараспашку, волосы — дыбом, на лице и в глазах наивная детская просьба: (29)«Не ругай». (З0)Всё так ясно было, что помощи моей не понадобилось.
(31)— Не ругай. — повторила мать и тоже улыбнулась. (32)— Ну, ладно. (ЗЗ)Тогда не будем ругать.
(34)Я вернулся в горницу, к своему столу.
(35)Прошло много и много лет. (З6)Тот случай, конечно, давно забылся. (37)Сколько было всего, и доброго, и несладкого, — жизнь течёт. (38)Матушка моя состарилась, Петя вырос. (39)В старом доме теперь мы проводим лишь тёплое лето. (40)А чуть заосенеет, сразу переезжаем на городскую квартиру.
(41)И вот похолодало, месяц — сентябрь. (42)Пора «на крыло». (43)Но пожилого человека с места насиженного стронешь не вдруг. (44)Вот и мать наша собирается будто навсегда. (45)Для матери переезд — дело серьёзное, готовится к нему долго. (46)Поэтому с переездом получается так: похолодало, собрались, уехали, а мать ещё два ли, три дня, а то и неделю на старом месте копошится. (47)Потом за ней приезжаем. (48)Тогда уж и дом на запор.
(49)И вот новое утро. (50)Подъезжаем. (51)Пасмурно уже, зябко. (52)Дом нахохлился. (53)Кое-где у соседей дымки из труб. (54)Подтапливают. (55)Осень.
(56)Вошли в дом. (57)А у матери только-только самые сборы. (58)Опять все богатства свои разложила. (59)Без слов видно, что не готова.
(60)Я лишь головой покачал, охнул. (61)А Петя, он молодой, горячий. (62)И ведь верно: у него — работа, а он бабку каждый день возит-возит и никак не увезёт. (6З)Раскрыл он было рот, да, слава богу, ничего сказать не успел.
(64)Мать наша стоит, маленькая, виноватая, голову подняла и попросила робко:
(65)— Не ругайте меня, пожалуйста.
(66)От тихих слов её, видно, не только моё дрогнуло сердце.
(67)Петя вздохнул и сказал неожиданно мягко, с усмешкой:
(68)— Ладно, не будем тебя ругать.
(69)Господи, как же она постарела, наша мать! (70)Высохла, согнулась. (71)А какая была. (72)И ростом, и статью. (73)А характер. (74)Куда что делось. (75)Человек я — тоже немолодой. (76)Повернулся, ушёл в настывшую горницу, сел за стол, пустой и непривычно просторный, стал глядеть в окошко.
(77)Вот она, жизнь. (78)Вроде и не больно короткая, а всё равно на один огляд.
* Борис Петрович Екимов (род. в 1938г.) — русский прозаик и публицист, лауреат Государственной премии РФ (1998), лауреат премии Александра Солженицына (2008). Бориса Екимова нередко называют проводником литературных традиций Донского края. Лейтмотив его произведений — реальные жизненные будни простого человека. Широкую известность получили сборники рассказов «За тёплым хлебом», «Ночь исцеления», «Пастушья звезда», роман «Родительский дом».
22. Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Укажите номера ответов.
1. В детстве Петя с испугом просил бабушку не ругать его за опоздание.
2. Рассказчик хотел прийти на помощь провинившемуся сыну.
3. Спустя много лет герои жили в старом доме только летом.
4. Женщина просила сына и внука отложить переезд.
5. Пожилым людям тяжело даётся переезд с места на место.
23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1. Предложение 5 уточняет содержание предложения 4.
2. В предложениях 6—16 представлено повествование.
3. В предложениях 28—29 представлено рассуждение.
4. Предложение 42 представляет собой следствие из предложения 41.
5. Содержание предложения 73 противопоставлено содержанию предложений 69—72.
24. Из предложений 64—69 выпишите фразеологизм.
25. Среди предложений 17-22 найдите такое, которое связано с предыдущими с помощью указательного местоимения и форм одного и того же слова. Напишите номер этого предложения.
26. «Автор изображает два случая из жизни одной семьи, используя (А) _____ (в предложениях 20, 24, 26, 31), который становится основным текстообразующим приёмом. Описывая героев, Борис Екимов прибегает к (Б) ____ («матушка» в предложениях 10, 38, «воробьишко» в предложении 28), которые подчёркивают теплоту взаимоотношений между близкими людьми. Использованные писателем синтаксические средства: (В) _____ (предложения 49, 50, 51, 55) и (Г) _____ (предложение 69) — усиливают выразительность текста и помогают передать авторское отношение к изображаемому».
2) лексический повтор
4) уменьшительно-ласкательные формы
5) ряды однородных членов предложения
6) односоставные предложения
8) восклицательное предложение
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Предложение 3 является следствием предложения 2, поэтому на месте пропуска должно стоять словосочетание «именно поэтому».
удачным или удачный
Неверно употреблено слово «удачливым». Правильно «удачным».
Правильно «промок под дождем», так как у приставочных глаголов прошедшего времени с суффиксом ну наблюдается процесс вытеснения суффиксальных форм краткими: завянуть-завял; озябнуть-озяб.
В предложении 2 определяемое слово «ребят» оказалось внутри причастного оборота.
В предложении 3 однородные члены «увидели» и «познакомились», есть зависимое слово «жители», которое является общим для этих однородных членов. Но они требуют разного управления: увидели кого? жителей; познакомились с кем? с жителями.
В предложении 6 подлежащее «криминал» требует при себе сказуемого в единственном числе.
В предложении 7 ошибка в употреблении деепричастного оборота вызвана тем, что он ошибочно присоединен к сказуемому «не заметил».
4) засушл..вый — прилагательное, образованное от существительного при помощи суффикса ЛИВ, пишем И, выпяч..вать — глагол, в форме 1-го лица единственного числа настоящего времени (я выпячИВАЮ), пишем И
Презентация для подготовки к заданию 6 ЕГЭ
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.
Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования
Курс повышения квалификации
Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов
Курс повышения квалификации
Теория и методика педагогического проектирования
«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Описание презентации по отдельным слайдам:
В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
спортивных ГОЛЬФОВ
ПРОЧИТАЯ статью
НЕЖНЕЙШИЕ чувства
НАМОРЩИВАТЬ лоб
ДЕВЯТЬЮСТАМИ рублями
В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара ЦАПЕЛЬ
требуются ТОКАРЯ
БОЛЕЕ СИЛЬНЫЙ удар
ЗАГЛОХШИЙ мотор
ВОСЬМЬЮДЕСЯТЬЮ ВОСЬМЬЮ книгами
В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
удар БОЛЕЗНЕН
больной ВЫЗДОРОВЕЕТ
тонких ЗАПЯСТЬЕВ
ШЕСТИСОТ килограммов
ПОЛОЩУТ бельё
В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
охотничьих УГОДИЙ
ПРОПУСКИ букв
песни ЦЫГАНЕЙ
СОБОЛИЙ воротник
вопреки ПРОГНОЗАМ
В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
летние ОТПУСКА
десять ГРАММОВ
стирка ПОЛОТЕНЕЦ
ПОЛОЩЕТ рот
более ПЯТИСТА метров
1. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
МОДНЫЙ кутюрье
САМЫЙ ЖАРКИЙ день
к ДВУМСТАМ СОРОКА участникам
ЖГЁТ спички
мебель для КУХОНЬ
2. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
свыше ТРЁХСОТ тысяч
ЗАЖГЁМ огоньки
вкусный ФРУКТ
СЛАЩЕ мёда
несколько БАСЕН
3. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
дальние ДЕРЕВНИ
САМЫЙ СТАРЕЙШИЙ житель
СЕМЕРЫМИ участниками
ПО ОКОНЧАНИИ праздника
ПРОПОЛОЩИ бельё
4. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОЕЗЖАЙТЕ быстрее
БОЛЕЕ ЧЕСТНОЕ решение
В ПОЛТОРА литрах сиропа
много ВИШЕН
согласно ТАБЕЛЮ
5. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
гарантия ВОЗВРАТА
все ДИРЕКТОРА заводов
НАИБОЛЕЕ УМЕСТНЫЙ подарок
ДВОЕ прекрасных артисток
букет ГЕОРГИНОВ
6. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
в СТА СОРОКА странах
согласно РАСПИСАНИЯ
НАИСЛОЖНЕЙШАЯ задача
ПРОСОХ после дождя
становятся СЛАЩЕ
7. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
две пары ДЖИНСОВ
САМЫЕ РАЗГОВОРЧИВЫЕ
обуть ТУФЛЮ
ПРОМОКНУЛ под дождём
ТРЕМЯСТАМИ абитуриентами
8. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
московские ПРОФЕССОРА
БУДУЧИ директором
НАИСЛОЖНЕЙШАЯ задача
килограмм ВИШНЕЙ
ШЕСТЕРО велосипедистов
9. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара ЧУЛОК
ИСКОМЫЙ вариант
в ПОЛУТОРАСТА метрах
прислали журнал БАНДЕРОЛЕМ
ДЛИННЕЕ карандаша
10. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пора летних СУМЕРЕК
КЛАДИ на место
С ДВЕСТИ СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ пассажирами
БОЛЕЕ УДАЧНЫЙ вариант
ОТКУПОРИТЕ банку
1. Ответ: жжёт
2. Ответ: зажжём
3. Ответ: старейший
4. Ответ: вполутора
5. Ответ: две
6. Ответ: расписанию
7. Ответ: промок
8. Ответ: вишен
9. Ответ: бандеролью
10. Ответ: сдвумястамисемьюдесятью
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Дистанционные курсы для педагогов
Видеолекции для
профессионалов
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 877 591 материал в базе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Настоящий материал опубликован пользователем Заякина Надежда Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
«Девиантное поведение учащихся: причины, признаки, организация работы по его профилактике»
«Применение веб-квест технологий в современной школе»
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Итоговая тестовая работа по русскому языку. 10 класс
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.
Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 10 КЛАСС
Спецификация заданий промежуточной аттестации по русскому языку.
Задание 1. Орфоэпические нормы.
Задание 2. Лексические нормы (употребление паронимов).
Задание 3. Морфологические нормы.
Задание 4. Правописание корней.
Задание 5. Правописание приставок.
Задание 6. Правописание суффиксов различных частей речи.
Задание 7. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
Задание 8. Правописание НЕ и НИ.
Задание 9. Слитное, дефисное и раздельное написание слов.
Задание 10. Правописание Н и НН в различных частях речи.
Задание 11. Лексические нормы.
Задание 12. Анализ текста.
1.Укажите слово с ошибкой в постановке ударения
1) цЕпочка 2) нефтепровОд 3) дозвонИмся 4) кУхонный 5) сирОты
2. Исправьте лексическую ошибку, запишите подобранное слово.
1) Вот что значит УДАЧНАЯ фраза, сказанная в нужный момент. 2) Маститые ученые предлагали массу вполне логичных объяснений результатов опытов. 3) На улице ЦЕЛЬНЫЙ день моросит осенний дождь. 4) Звезда, как СПАСИТЕЛЬНЫЙ маяк, сверкала на темном небе. 5) Всю ночь в наших лесах поют ГОЛОСИСТЫЕ соловьи.
3. Укажите ошибки в образовании формы слова, исправьте и запишите слово.
1) две пары ДЖИНСОВ 2) САМЫЕ РАЗГОВОРЧИВЫЕ 3) обуть ТУФЛЮ 4) ПРОМОКНУЛ под дождем 5) ТРЕМЯСТАМИ абитуриентами
4. Определите слово с пропущенной безударной проверяемой гласной в корне слова.
1) в..негрет 2) хв..стливый 3) расст..лающий 4) предл..гать 5) б..рюзовый
5. Определите ряд с пропущенной одной и той же буквой в словах, слова запишите.
1) и..сякший, во..дать 2) п..пробовать, н..рекание 3) пр..бой, пр..глашение 4) ра..писание, бе..домный 5) п..слание, з..певала
6. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
1) стро..вой 2) добр..нький 3) преодол..вать 4) удачл..вый 5) эмал..вый
7. Выпишите слово, в котором вместо пропуска пишется буква И.
1) обид..шься2) преодол..вать 3) движ..шься 4) дремл..шь 5) неприемл..мый
8. Укажите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно, выпишите слово.
1) (Не)явившийся на экзамен ученик был болен. 2) Актер говорил (не)громко, но выразительно. 3) Забор на нашей даче до сих пор (не)крашен. 4) Ученик рассказывал текст наизусть, (не)смотря в книгу. 5) До каникул осталось (не)больше недели.
9. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно, выпишите эти два слова.
1) (С)ЛЕВА от изгороди стоял КАКОЙ(ТО) шалаш. 2) Река замерзла только (С)ВЕРХУ, а рыба ушла (В)ГЛУБЬ. 3) (В)ТЕЧЕНИЕ веков люди думали, БУД(ТО) воздух – это ничто. 4) По краям дороги (КОЕ)ГДЕ торчали кусты, (ИЗ)ДАЛИ похожие на побеги салата. 5) Организация перевела деньги (НА)СЧЕТ фирмы и договорилась (НА)СЧЕТ договора.
10. В каком слове на месте пропуска пишется НН?
1) ране..ый солдат 2) рифмова..ые строки 3) овся..ое печенье 4) они помолвле..ы
11. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, выпишите лишнее слово
Помочь успешно подготовиться к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения учащимся поможет система специальных тренингов.
12. Прочитайте текст. Сформулируйте одну проблему, поставленную автором текста. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объясните почему.
1) Даже большое путешествие, как известно, начинается с первого шага за околицу. 2) За околицей лужа, но она такая же глубокая, как море. 3) За околицей лопухи и крапива, но они такие же зеленые и непроходимые, как джунгли.
4) Чтобы переплыть океан на плоту, в первую очередь, как это ни странно, нужен совсем не плот. 5) В первую очередь нужно желание. 6) Будет желание – найдутся и плот, и океан. 7) Не будет желания – не помогут ни дюжина плотов, ни полдюжины океанов. 8) Первый шаг – самое важное.
1.Укажите слово с ошибкой в постановке ударения
1) насОрит 2) стройнА 3) бАнты 4) сОгнутый 5) добелА
2. Исправьте лексическую ошибку, запишите подобранное слово.
1) ЖИВИТЕЛЬНЫЙ горный воздух возвратил ей цвет лица. 2) Мемориал включает музей, монумент, ПАМЯТНЫЙ сквер. 3) Там начинался ВЕКОВОЙ платановый лес. 4) Долг историка выяснить, наиболее ли УДАЧЛИВЫЙ путь к цели был избран. 5) Он отлично вписался в ЭКЗОТИЧЕСКУЮ атмосферу города на берегу моря.
3. Укажите ошибки в образовании формы слова, исправьте и запишите слово.
1) десять АМПЕР 2) нырнуть ГЛУБЖЕ 3) по ОБОИМ сторонам 4) более ДВУХСОТ лет 5) ПОЛОЖИ на стол
4. Определите слово с пропущенной безударной проверяемой гласной в корне слова.
1) к..снуться 2) возг..рание 3) зак..зать 4) оз..боченность
5. Определите ряд с пропущенной одной и той же буквой в словах, слова запишите.
1) пр..езд, пр..родина 2) о..тенок, по..тяжки 3) суб..ект,об..езд 4) с..грать, супер..гра 5) не..дешний. делать
6. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
1) продл..вая 2) ненавид..л 3) затм..вать 4) услужл..вый 5) магни..вый
7. Выпишите слово, в котором вместо пропуска пишется буква Я.
1) бор..щийся 2) стел..щийся 3) кол..щий 4) закле..нный 5) раста..вший
8. Укажите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно, выпишите слово.
1) Вопрос о заключении договора (НЕ)РЕШЕН. 2) Решение задачи оказалось для мня отнюдь (НЕ)ЛЕГКИМ делом. 3) Победа в споре (НЕ)ВСЕГДА предполагает торжество истины. 4) (НЕ)ГРОМКИЙ стук заставил его оглянуться. 5) Человек прошел через двор и, никем (НЕ)ЗАМЕЧЕННЫЙ, скрылся за углом.
9. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся раздельно, выпишите эти два слова.
10. В каком слове на месте пропуска пишется НН?
1) плете..ая дедом корзина 2) копч..ая колбаса 3) подверже..ы простуде 4) вкусное мороже..ое
11. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, выпишите лишнее слово
Почуяв, что Тема вошел во двор, собака с придворной яростью залаяла и бросилась в сторону мальчика, хотя сразу узнала его.
12. Прочитайте текст. Сформулируйте одну проблему, поставленную автором текста. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объясните почему.
1) Старый пароход отвалил от пристани в Вознесенском и вышел в Онежское озеро.
2) Белая ночь простиралась вокруг.
3) Я не знаю, как лучше назвать томительный свет белой ночи. 4) Загадочным? 5) Или магическим?
6) Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы – столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра. 7) Человек не может примириться с неизбежным исчезновением этой красоты, этих очарованных ночей. 8) Поэтому, должно быть, белые ночи и вызывают своей непрочностью легкую печаль, как все прекрасное, когда оно обречено жить недолго. (К.Паустовский)
1.Укажите слово с ошибкой в постановке ударения
1) знАчимость 2) донЕльзя 3) бОроду 4) врУчит 5) звонИт
2. Исправьте лексическую ошибку, запишите подобранное слово.
1) Весной наш ЯБЛОНЕВЫЙ сад был охвачен цветением. 2) Чага – это ДРЕВЕСНЫЙ гриб, который растет на стволе березы. 3) КРАСОЧНЫЙ цвет этих утесов определяет освещение. 4) Вечером в воздухе разнеслась ЖИВАЯ свежесть. 5) Его дед был настоящий ГРЕЧЕСКИЙ пират.
3. Укажите ошибки в образовании формы слова, исправьте и запишите слово.
1) золотых СЕРЕГ 2) ремонт КРОВЕЛЬ 3) более ТРЕХСТА 4) быстро выздоровеет 5) КЛАСТЬ кирпичи
4. Определите слово с пропущенной безударной непроверяемой гласной в корне слова.
1) ун..жается 2) сопост..влять 3) предв..рительный 4) пер..одический 5) х..отический
5. Определите ряд с пропущенной одной и той же буквой в словах, слова запишите.
1) нед..едание, пр..родители 2) пр..града, пр..возмочь 3) ра..двоение, ни..падать 4) на..кусить, о..грести 5) ра..щедриться, и..держки
6. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
1) усидч..вый 2) переговар..ваться 3) заботл..вый 4) подмарг..вать 5) недоум..вать
7. Выпишите слово, в котором вместо пропуска пишется буква Е.
1) невид..мый 2)стро..вший 3) увлека..мый 4) высуш..м 5) встрет..мся
8. Укажите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно, выпишите слово.
1) Мы (НЕ)ВСЕГДА получаем то, что желаем. 2) Список книг оказался далеко (НЕ)ПОЛНЫЙ. 3) Большая часть травы на лугу еще (НЕ)СКОШЕНА. 4) Новая книга оказалась весьма (НЕ)УДАЧНОЙ. 5) Времени всегда катастрофически (НЕ)ХВАТАЕТ.
9. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно, выпишите эти два слова.
1) ЕДВА(ЛИ) он сможет решить эту задачу, (ПО)ТОМУ и не стал тратить время. 2) (ПО)ТОМУ пути долго никто не ездил, ТАК(КАК) колеи не было видно. 3) Комната оказалась большой и в (ТО)ЖЕ время светлой, но (В)ПОСЛЕДСТВИИ я недолго ее снимал. 4) (И)ТАК, скоро каникулы, (В)ТЕЧЕНИЕ которых я буду работать. 5) Тишина стояла (ВО)КРУГ, (ИЗ)РЕДКА с ветвей падали холодные капли.
10. В каком слове на месте пропуска пишется НН?
1) ути..ые истории 2) чище..ая морская рыба 3) проштампова..ое письмо 4) дорога разруше..а
11. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, выпишите лишнее слово
Изучением необычных загадок природы занялись ученые, объединившиеся воедино в общественную творческую лабораторию «Инверсор»
12. Прочитайте текст. Сформулируйте одну проблему, поставленную автором текста. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объясните почему.
1) Кто-то сказал, что новорожденный похож на чистый лист бумаги. 2) Он никакой. 3) Не плохой, не хороший, просто никакой. 4) Но вот вопрос: откуда берутся подлецы, из кого вырастают благородные люди? 5) Человек сам делает себя, вот в чем дело. 6) Человек сам формирует свою личность, потому что он – человек. 7) Не думайте, что все самое темное, что есть на земле, создано людьми глупыми и слабыми. 8) Напротив, сила есть и у злобы, и у подлости. 9) Точно так же, как есть сила у доброго и прекрасного. 10) Все дело в том, какой силы в человеке больше. (По А.Лихачеву
к промежуточной аттестации по русскому языку
Две пары джинсов самые разговорчивые обуть туфлю промокнул под дождем тремястами абитуриентами
ЕГЭ.Русский язык. Задание № 7. Морфологические ошибки.
Вариант содержит 10 вопросов задания № 7 ЕГЭ по русскому языку. Даны ответы и пояснения к ним.
1.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. |
на ДЕВЯТИСТАХ страницах
ВЗМОК от напряжения
Ответ: пятеро
Пояснение.
Собирательное числительное не употребляется с существительным женского рода.
Верно: ПЯТЬ подружек.
2.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. |
в ДВУХ ТЫСЯЧ пятом году
в ПОЛУТОРАСТА километрах
Ответ: дветысячи
Пояснение.
в ДВУХ ТЫСЯЧ пятом году
Две тысячи пятый – это порядковое числительное (какй?). Склоняется только последнее слово.
В ДВЕ ТЫСЯЧИ пятом году
3.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. |
ПОДСКОЛЬЗНУЛСЯ на дороге
не ПРОРОНИВ ни слова
Ответ: поскользнулся.
Пояснение.
Нужно запомнить, что в данном слове приставка ПО-.
ПОСКОЛЬЗНУЛСЯ.
4.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. |
Ответ: джинсов
Пояснение.
Запомните: в родительном падеже верная форма «ДЖИНСОВ».
пара ДЖИНСОВ
5.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. |
Ответ: обеими
Пояснение.
Числительные ОБА и ОБЕ изменяются по родам.
Рука – сущ. женского рода, поэтому верно «ОБЕИМИ».
ОБЕИМИ руками
6.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. |
спел более ЗАДУШЕВНО
Ответ: триволка
Пояснение.
Собирательное числительное НЕ употребляется с сущ., обозначающими взрослое животное.
Сравните: три волка, но трое волчат (детёныши животных).
ТРИ ВОЛКА
7.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. |
шесть КИЛОГРАММ зерна
Ответ: килограммов
Пояснение.
Запомните: в родительном падеже верно: килограммов, граммов.
шесть КИЛОГРАММОВ зерна
8.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. |
более КРАСИВЕЕ нарисовать
Ответ: красиво.
Пояснение.
Запомните формы степеней сравнения наречий:
более КРАСИВО нарисовать
9.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. |
Ответ: выздоровею
Пояснение.
Запомните верное написание слов: выздоровею, опротивею, опостылею.
скоро ВЫЗДОРОВЕЮ
10.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. |
Ответ: ___________________________.
Ответ: яслей
Пояснение.
Запомните склонение слова «ЯСЛИ».
Падеж | Единственное число |
И.п. | ясли |
Р.п. | яслей |
Д.п. | яслям |
В.п. | ясли |
Т.п. | яслями |
П.п. | о яслях |
нет ЯСЛЕЙ
Ударение всегда на первый слог: Яслей, Яслями и т.д.