Формула среднесписочное количество автомобилей
Среднесписочное количество автомобилей (Асс)
1. Среднесписочное количество автомобилей (Асс).
2. Грузоподъёмность, т: одного автомобиля (q); всех автомобилей (добщ).
Эти показатели рассчитываются по маркам, группам и в целом по автопарку; по учёту работы – сдельной и почасовой.
Грузоподъемность среднесписочного количества автомобилей (qобщ) может быть также определена путём умножения средней грузоподъёмности фактически работавших в отчётном периоде автомобилей (qср) на среднесписочное количество автомобилей (Асс).
Для определения средней грузоподъёмности фактически работавших в отчётном периоде автомобилей необходимо сумму автомобиле – тонно – дней работы (АТДэ) разделить на общее количество автомобиле – дней их работы (АДэ). Грузоподъёмности парка за отчётный период будет иметь следующий вид:
qобщ = АТДэ/ АДэ× Асс
Средняя грузоподъёмность одного автомобиля (qср) по автохозяйству в целом рассчитывается делением общей грузоподъемности среднесписочного количества автомобилей (qобщ) на их среднесписочное количество (Асс):
Коэффициент технической готовности (Кт.г.) характеризует техническое состояние подвижного состава. Он рассчитывается делением количества автомобиле – дней технически исправных автомобилей (АДт.и.) к общему количеству автомобиле – дней пребывания в хозяйстве (АДхоз):
Количество автомобиле – дней технически исправных автомобилей определяют разностью между общим количеством автомобиле – дней пребывания в хозяйстве и количеством автомобиле – дней пребывания в ремонте и ожидании его (АДр):
По коэффициенту технической готовности парка автомобилей можно дать оценку работы технической службы предприятия, уровню организации технического обслуживания и ремонта. Этот показатель зависит от продолжительности простоев автомобилей при проведении технического обслуживания и ремонта. Продолжительность простоя автомобилей обуславливается качеством выполнения работ, обеспеченностью предприятия запасными частями и материалами, оснащением профилактория оборудованием и устройствами.
Коэффициент использования пака автомобилей (Ки.п.) характеризует степень использования автомобилей на линии. Его определяют отношением количества автомобиле – дней в работе (эксплуатации АДэ) к общему количеству пребывания автомобилей в хозяйстве (АДхоз):
Коэффициент использования парка автомобилей (Ки.п.) следует отличать от коэффициента выпуска автомобилей на линию (Квып). Коэффициент использования парка отличается от коэффициента выпуска автомобилей на линию тем, что первый рассчитывают за определенный период времени с учётом всех дней (рабочих, выходных и праздничных), а второй – с учётом только рабочих дней при данном режиме работы предприятия. Коэффициента выпуска автомобилей на линию, как правило, выше коэффициент использования парка. Коэффициента выпуска автомобилей на практике определяется на каждый день. За отчётный год этот показатель рассчитывается по средним величинам за все рабочие дни.
Разность между коэффициентом технической готовности и коэффициентом использования парка автомобилей характеризует работу службы эксплуатации.
Продолжительность пребывания автомобиле на линии является одним из важных показателей, так как выполнение объёма перевозок находиться от него в прямой зависимости.
Увеличение значения Тн свидетельствует о совершенствовании организации труда водителей и транспортного процесса.
за этот же период времени (в ч):
Vт = Lобщ / АЧдв, км/ч
Vт зависит от нормативов пробега, достижений лучших водителей, конкретных дорожных и транспортных условий.
Техническая скорость не характеризует действительной скорости перемещения грузов, так как при её определении не принимают в расчёт время на прости и под погрузочно – разгрузочными работами, а также другие причины. Поэтому на практике определяют эксплуатационную скорость.
Эксплуатационная скорость автомобиля (Vэ) – это условный пробег, выраженный в километрах, приходящихся на один час времени, затраченного автомобилем как на движение, так и на все виды простоев, Vэ определяют отношением общего пробега автомобилей (Lобщ) к автомобиле – часам пребывания автомобилей на линии (АЧн):
Следовательно, чем больше автомобилей простаивает, ткм больше эксплуатационная скорость.
Время простоя под погрузкой и разгрузкой за одну ездку (t п.р) рассчитывается путём деления общего количества времени, затраченного на простой под погрузкой и разгрузкой, на общее число выполненных ездок:
АЧн – время пребывания в наряде, тыс. ч;
Z – число ездок с грузом, тыс.
Коэффициент использования грузоподъёмности (Y) характеризует в какой степени используется при перевозке грузов номинальная грузоподъёмность автомобиля. Использование грузоподъёмности зависит от дорожных условий, соответствия подвижного состава характеру перевозимого груза (его объёмная масса, размер партии, правильность упаковки и укладки груза). Различают коэффициенты статического и динамического использования грузоподъёмности.
Коэффициент статического использования грузоподъёмности автомобиле (Yс) определяют отношением фактической массы перевезённых грузов (Qт) или запланированного количества груза к тому количеству груза, которое можно перевезти при полном использовании номинальной грузоподъёмности автомобилей (qн х Z):
Yс = Qт.ф / Qт.н = Qт.ф / qн х Z
где Qт.ф – Количество фактически перевезённого груза, т;
Z – фактическое или запланированное количество ездок с грузом.
Коэффициент динамического использования грузоподъёмности автомобиля (Yд) определяется с учётом расстояния перевозки путём отношения выполненного или запланированного грузооборота (Qткм) к возможному грузообороту при полном использовании грузоподъёмности автомобиля:
Yд = Qткм / Lгр х qн,
Где Lгр – пробег с грузом, км.
Величина коэффициентов статистического и динамического использования автомобилей совпадает в двух случаях: когда при перевозке грузов на различные расстояния нагрузка на автомобиль остаётся постоянной и когда перевозка грузов на одинаковые расстояния.
Коэффициент динамического использования грузоподъёмности автомобиля более полно отражает экономическую сущность использования грузоподъёмности подвижного состава с учётом расстояния перевозок.
Коэффициент использования грузоподъёмности зависит от уровня организационной работы службы эксплуатации предприятия (правильный подбор типа автомобиля, размер перевозимой партии груза, наращивание бортов для лёгких грузов) и класса груза. В зависимости от обеспеченности полной загрузки автомобиля грузы делят на пять классов.
Коэффициент использования пробега пробега (В) характеризует уровень организации процесса перевозок. В определяется отношением производительного пробега автомобиля с грузом (Lгр) к общему пробегу (Lобщ):
Повышение коэффициента использования пробега в потребительской кооперации достигается расширением централизованной доставки товаров в магазины, кольцевого завоза с вывозкой на обратном пути тары, товаров, подлежащих переброске на другие предприятия, закупленной сельскохозяйственной продукции, разработкой рациональных маршрутов перевозок.
Показателем, всесторонне характеризующим эффективность использования автомобиля, является коэффициент полезной работы автомобиля (К п.р), исчисляемый как произведение коэффициентов использования грузоподъёмности и пробега или делением грузооборота (Q ткм) на общий пробег автомобилей, умноженный на среднюю грузоподъёмность одного автомобиля.
Среднее расстояние перевозки грузов (I гр) отражает среднее расстояние перевозки одной тонны груза с учётом грузоподъёмности автомобиля и степени его использования. Определяется этот показатель отношением фактически выполненного или запланированного грузооборота (Q ткм) к количеству перевезённого или запланированного объёма груза (Qт):
Качественным измерителем работы грузового автопарка является выработка одной среднесписочной автотонны грузоподъёмности автомобиля. Она исчисляется тоннах (Wт) и тонно-километрах (Wткм).
Для определения выработки одной среднесписочной автотонны можно использовать формулы:
А) в тонно-километрах (Wткм)
Чем выше технико-эксплуатационные показатели работы автомобилей (коэффициент выпуска, коэффициент использования грузоподъёмности, продолжительность рабочего дня и др.), тем выше выработка на одну среднесписочную тонну грузоподъёмности автомобилей в тоннах и тонно-километрах.
Определение технико-эксплуатационных показателей (ТЭП) работы подвижного состава пассажирского автомобильного транспорта
1.Расчет общего пробега автобуса
Общий пробег автобуса (Lобщ) подразделяется на производительный Lпр и нулевой l0.
Под производительным пробегом понимают пробег автобуса от АТП до промежуточного или конечного пункта автобусного маршрута, а также обратно при возвращении автобуса с линии.
Общий суточный пробег (Lобщ.сут):
где Lобщ.сут.— это общий пробег, за смену то есть производительный и пробег от АТП до места первого остановочного пункта;
lo – это пробег от АТП до места начальной остановки и с конечной до АТП.
Общий годовой за весь календарный год (Lобщ.год)
Отношение производительного пробега к общему называют коэффициентом использования пробега.
Коэффициент использования пробега (β) – это отношение пробега подвижного состава с пассажирами (Lпр) к общему его пробегу (Lобщ) за определенный календарный период времени.
, (3)
Коэффициент использования пробега на городском автобусном транспорте обычно равен 0,95-0,98.
2. Расчет времени работы автобуса
В дипломной работе рассматривается только 1 (один) маршрут за календарный период (за рейс, смену, год).
Рейсом (tр, ч) называется совокупность операций при движении автобуса от начального до конечного пункта маршрута.
Расчет времени рейса (tр, ч):
tр = t дв + t по nпр + tко, (4)
где: tдв – время движения автобуса на маршруте в одно направление,
tпо – время простоя автобуса на промежуточных остановках
nпр– количество промежуточных остановок
tко-время простоя автобуса на конечных остановках
Время оборотного рейса автобуса
Оборотом (Тоб, ч) называется пробег автобуса по маршруту в обоих направлениях
Тоб= 2 t р, (5)
Если маршрут кольцевой, то время рейса (tр, ч) и оборотного рейса (Тоб, ч) находится по формуле:
tр.прям.напр = tдв + t по nпр + tко,
tр.обратн.напр = tдв + t по nпр + tко,
Время работы автобуса на маршруте (Tм, ч) распределяется на время чистого движения tдв, время простоя автобуса на промежуточных остановочных пунктах для посадки и высадки пассажиров tп, время задержек по причинам дорожного движения tз и время простоя на конечных пунктах маршрута tко за всю смену работы автобуса на линии:
Число рейсов автобуса (nр)
nр = , (7)
Время пребывания в наряде (Тн, ч) включает время работы автобуса на маршруте Тм и время нулевого пробега to:
где tо – это время, затраченное на нулевой пробег.
3. Расчет скоростей движения подвижного состава
Техническая скорость (Vт, км/ч) – отношение пройденного автобусом пути Lм к суммарному времени движения:
(9)
Скорость сообщения (Vс, км/ч) – отношение пройденного автобусом пути Lм к суммарному времени, затраченному на движение tдв, и стоянки на промежуточных остановочных пунктах (tпo):
, (10)
Скорость сообщения является скоростью доставки пассажиров и характеризует затраты времени пассажиров на поездки в автобусах.
Эксплуатационная скорость (Vэ, км/ч) – отношение пройденного пути (пробега) Lпр к сумме времени, затраченному на движение tдв, стоянки на промежуточных остановочных пунктах tпо и стоянки на конечных пунктах маршрута tко:
, (11)
Эксплуатационная скорость характеризует состояние и уровень организации автобусных перевозок, а также эффективность использования автобусов.
Расчет среднесуточного пробега
где Тн – это время в наряде.
4. Расчет объема автобусных перевозок
Для того, чтобы найти объем перевезенных пассажиров (Qсут, пасс), необходимо изучить максимальный и минимальный пассажиропоток на маршруте:
Или объем автобусных перевозок (Qсут, пасс) определяется общим количеством перевезенных автобусом пассажиров на маршруте за сутки.
Qсут = ,
Объем автобусных перевозок (Qгод, пасс) определяется общим количеством перевезенных автобусом пассажиров на маршруте за год (Дэ)
где Qсут – объем перевезенных пассажиров за сутки, пасс,
Дэ – дни работы автобуса на маршруте за год, дн.
5. Расчет пассажирооборота
Пассажирооборот (Pсут, пасс.км), определяющий работу, выполненную автобусным транспортом на маршрутах. Пассажирооборот характеризует объем выполненных пассажирских перевозок с учетом расстояний, на которые пассажиры были перевезены:
, (16)
где Qсут – объем перевезенных пассажиров за сутки, пасс,
lср— среднее расстояние перевозки, км
Коэффициент использования пассажировместимости автобусов (коэффициент наполнения автобусов). При расчете коэффициента использования пассажировместимости γ следует провести исследование пассажиропотока по маршруту и построить эпюры пассажиропотока.
Коэффициент использования пассажировместимости автобусов (коэффициент наполнения автобусов) представляет собой отношение фактического пассажирооборота qфакт к предоставленному (возможному) пассажирообороту qвозм:
, (17)
Пассажирооборот общий годовой (Робщ.год, пасс.км) отражает выполненную транспортную работу автобуса за год и выражается формулой:
Робщ.год = Aэ × qном ×Lобщ.год β, (18)
где Aэ – количество автобусов на маршруте;
qном – вместимость автобуса;
Lобщ – общий пробег автобуса (или автобусов) за год;
β – коэффициент использования пробега.
6. Расчет производительности подвижного состава
Суточная производительность автобуса:
W = qном
Ксм×nр, (19)
где: Ксм – коэффициент сменности пассажиров
К см = , (20)
W =
,
В пассажирокиллометрах (пасс.км):
W = qном
×β, (21)
W =
×
Полученные результаты заносим в таблицу 3.3
Таблица 3.3– Производственная программа по эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта.
Расчет списочного количества автомобилей
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Псковский государственный политехнический институт»
Кафедра «Автомобили и автомобильное хозяйство»
«ЭКОНОМИКА АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»
Выполнил студент: Д. Ю. Востоков
Научный руководитель: Л. П. Быкова
Задание
Вариант №6
1. Наименование груза – битум;
2. Модель автомобиля – КамАЗ-9638;
3. Объем перевозок – Q = 600 тонн;
4. Расстояние перевозки – Lгр = 30 км;
5. Календарный период – Dк = 15 дней;
6. Коэффициент выпуска автомобилей на линию – αв = 0,88;
7. Время в наряде – Тн = 8,3 ч;
8. Коэффициент использования пробега – β = 0,521;
9. Средняя техническая скорость – Vт = 30 км/ч;
10. Система оплаты труда водителя – сдельная;
11. Накладные расходы в % от полной себестоимости – 12%;
12. рентабельность перевозок в % – rт = 19%.
Содержание
1. Обоснование исходных данных. 4
1.1. Выбор подвижного состава. 4
1.2. Выбор погрузочно-разгрузочных механизмов. 5
1.3. Расчет продолжительности простоя под погрузкой-разгрузкой груза. 6
2. Расчет программы по перевозке грузов. 7
2.1. Расчет списочного количества автомобилей. 7
2.2. Расчет плана эксплуатации парка. 8
3. Расчет затрат по статьям калькуляции. 10
3.1. Структура плана по себестоимости перевозок. 10
3.2. Заработная плата водителей. 11
3.2.1. Расчет фонда рабочего времени водителя. 11
3.2.2. Расчет численности водителей. 12
3.2.3. Расчет фонда заработной платы.. 13
3.3. Амортизационные отчисления на восстановление подвижного состава. 15
3.4. Затраты на автомобильное топливо, смазочные и другие эксплуатационные материалы.. 16
3.4.1. Расчет затрат на топливо. 16
3.4.2. Расчет на смазочные материалы.. 17
3.4.3. Затраты на прочие материалы.. 18
3.5. Прочие расходы по АТП.. 20
3.6. Калькуляция себестоимости автоперевозок. 21
4. Расчет тарифа. 22
5. Распределение прибыли на АТП.. 23
Обоснование исходных данных
Выбор подвижного состава
Признаки классификации | ДТ |
1. Отраслевая принадлежность 2. Тара 3. Класс груза 4. Коэффициент использования грузоподъемности 5. Способ погрузочно-разгрузочных работ 6. Степень опасности груза | нефтеперерабатывающая автоцистерна 2 0,8 механизированный 9 |
На основании характеристики груза выбор рационального типа и марки-модели подвижного состава осуществляется с учетом его функционального назначения, дорожных условий, объема перевозок, расстояния перевозок, производительности автомобиля и прочих условий перевозки.
Исходя из вышесказанного, выбираем для перевозки битума автомобиль КамАЗ 9638 на базе шасси КамАЗ- 54115 с полуприцепом-цистерной НЕФАЗ-9638-10 грузоподъемностью 18500 кг (Рис. 1.1.).
Выбор погрузочно-разгрузочных механизмов
Выбор типа и марки погрузочно-разгрузочных механизмов производится с учетом рода груза, вида тары или упаковки, суточного объема погрузки (выгрузки) груза.
Исходя из вышесказанного, выбираем для погрузочно-разгрузочных работ механизированный способ с помощью насосной установки СЦЛ-00 с производительностью 360 л/мин.
Расчет продолжительности простоя под погрузкой-разгрузкой груза
где tn – время погрузки-разгрузки 1 т груза, tn=0,045ч;
qн – номинальная грузоподъемность автомобиля, qн=18,500т;
g – коэффициент использования грузоподъемности, g =0,8.
Расчет программы по перевозке грузов
Расчет списочного количества автомобилей
;
,
где Qобщ – общий объем перевозок;
Qавт – объем перевозок, осуществляемый одним автомобилем;
qн – номинальная грузоподъемность автомобиля;
αв – коэффициент выпуска автомобилей на линию;
g – коэффициент использования грузоподъемности;
β – коэффициент использования пробега;
Vт –средняя техническая скорость;
Тн – среднее время пребывания в наряде;
tп–р – время простоя под погрузкой-разгрузкой.
т;
авт.
Расчет плана эксплуатации парка
1. Общая грузоподъемность парка:
где Асп – среднесписочное количество автомобилей;
qн – номинальная грузоподъемность автомобиля.
2. Расчет автомобиле-часов в эксплуатации:
где АДх – автомобиле-дни в хозяйстве;
Асп – среднесписочное количество автомобилей;
АДэ – автомобиле-дни в эксплуатации;
αв – коэффициент выпуска авто на линию;
АЧэ – автомобиле-часы в эксплуатации;
Тн – среднее время пребывания в наряде.
3. Среднесуточный и общий пробеги
км;
где Lсс – среднесуточный пробег;
Vт – средняя техническая скорость;
Тн – среднее время пребывания в наряде;
tп–р – время простоя под погрузкой-разгрузкой;
β – коэффициент использования пробега;
АДэ – автомобиле-дни в эксплуатации.
т∙км
где Р – грузооборот;
Асп – среднесписочное количество автомобилей;
αв – коэффициент выпуска авто на линию;
qн – номинальная грузоподъемность автомобиля;
g – коэффициент использования грузоподъемности;
β – коэффициент использования пробега.